Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

PHILHARMONICA. International Music Journal
Reference:

Choral Works by He Luting

Zagidullina Dilbar Renatovna

PhD in Art History

Associate Professor at Kazan State Conservatory named after N.G. Zhiganov

420015, Russia, g. Kazan', ul. B.krasnaya, 38

zagidullinadr@gmail.com
Other publications by this author
 

 
U Musyao

University Teacher, Jiangsu Pedagogical University

212013, Kitai, g. Chzhen'tszyan Shi, ul. Tszinkou Qu Xuefu, 301

zagidullinadr@gmail.com
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2453-613X.2018.1.40254

Received:



Published:

21-04-2018


Abstract: The article considers choral works by He Luting (He Luting, 1903-1999) — a great Chinese composer, musician-theorist, teacher, public figure, who had a considerable influence on the development of musical culture of China, the author of a large number of diverse works for orchestra, piano, and chorus (approximately 48 pieces). He Luting also wrote music for films. There are several works in Chinese focused on his life and work, but there is no such a research in Russian. The choral works by the composer haven’t been given any special consideration both in Chinese and Russian musicology. The first section of the article describes the main biographical landmarks of the composer, the second section analyses the choral works by He Luting. "The Collection of Choral Works" is a collection of twenty-three works written in the forty-four years period, which were collected and prepared for publication by the composer himself. The article analyses themes, features of the performing line-up, composition, musical language, as well as choral texture of the compositions.


Keywords:

pentatonic, Shanghai Conservatory, He Luting, choral song, music for choir, Chinese composer, Chinese music, modern music, biography, theory of musical composition


Китай имеет долгую историю и богатое культурное наследие, однако хоровая музыка возникла в Китае довольно поздно, всего лишь около ста лет назад. Однако за этот небольшой период истории китайские композиторы написали достаточно много хоровых произведений, что дало большой толчок развитию хорового искусства в стране. Было создано значительное количество произведений от самых простых одноголосных до сложных многоголосных. Музыку для хора писали многие известные китайские композиторы: Ли Шутон (李叔同, 1880–1942), Хуан Цзы (黄自, 1904–1938), Чжао Юанжень (赵元任, 1892–1982), Сянь Синхай (冼星海, 1905–1945) и другие. Их творчество становилось объектом исследования китайских музыковедов, однако на русском языке хоровая музыка этих композиторов специально не рассматривалась, а упоминалась лишь в общем контексте.

Представленная статья посвящена хоровому творчеству крупного китайского композитора Хэ Люйтина (1903–1999), оказавшего значительное влияние на развитие музыкальной культуры Китая, автору большого количества самых разнообразных сочинений для хора. Можно назвать работы китайских исследователей о жизни и творчестве известного композитора: Ши Джонсиня, Дзянь Жуиджи, Фань Дамина, Дзянь Хуа и У Дзиньюй и других [см.: 1—6]. Однако на русском языке таких исследований не существует. Если говорить о хоровом творчестве Хэ Люйтина, то работ, посвященных этому вопросу, нет ни на китайском, ни на русском языках.

Сначала необходимо коротко изложить основные этапы биографии композитора.

Хэ Люйтин (1903–1999) — известный китайский композитор, музыкант-теоретик, педагог, общественный деятель. Его произведения, написанные в разных жанрах, оказали значительное влияние на развитие музыкальной культуры Китая: три кантаты, сорок восемь хоровых произведений, около ста песен, шесть фортепианных пьес, шесть оркестровых сочинений, музыка к кинофильмам.

Хэ Люйтин — музыкальный педагог и общественный деятель, он внес значительный вклад в развитие китайского музыкального образования. В течение пятидесяти лет он возглавлял Шанхайскую консерваторию (1949—1999).

Хэ Люйтин родился 20 июля 1903 года в городе Шаоян провинции Хэнань (ныне Шаньдунь) в семье бедных фермеров. В 1912 году Хэ Люйтин поступил в школу Бау Цин Дун Чшен (宝庆循程学院), после окончания которой стал учителем в начальной школе, где преподавал музыку и рисование. В1923 году он поступил в Школу искусств Юэ Иунь (岳云中学) в городе Чшан Ша (长沙) изучать живопись и музыку. Закончив ее в 1924 году, он становится учителем музыки в этой школе.

В 1931 году он поступил в Шанхайскую государственную консерваторию, основанную в 1927 г. в качестве первого учреждения высшего музыкального образования в Китае. Там он освоил игру на фортепиано, изучал гармонию.

В 1934 году русский композитор Александр Черепнин (1899–1977), живший и работавший в то время в Китае, организовал конкурс фортепианных произведений в китайском стиле, в котором приняли участие одиннадцать китайских композиторов с двадцатью произведениями. Хэ Люйтин также принял участие: его пьесы «Малая флейта пастушка» и «Колыбельная песня» завоевали и первый, и второй призы. Эти награды он передал в казну школы. Обе пьесы позже были опубликованы.

В том же году Хэ Люйтин случайно попал в мир кино: известный китайский композитор Не Эр(聂耳, 1912–1935, автор музыки гимна КНР) порекомендовал его кинокомпании «Звезда»(明星,основана в 1922 г. в Шанхае) в качестве композитора. В этот период он написал музыку для целого ряда фильмов, таких как: «Лодочница» (1935), «Городской пейзаж» (1935), «Перекресток» (1937), «Уличный ангел» (1937),«Четыре сезона» (1937), «Певица на краю света» (1937) и другие (более двадцати). Он также написал музыку к спектаклям «Воскресение» и «Императрица Ву». В этих фильмах и спектаклях прозвучали такие его песни, как «Баркарола», «Весна», «Разлука», «Ностальгия», «Любовная песня», «Чистые женские глаза», которые теперь на слуху у людей всего мира (всего около ста песен).

В начале Японо-Китайской войны (1937–1945) Хэ Люйтин присоединился к Шанхайской антияпонской концертной бригаде, которая выступала перед народом, солдатами, своими концертами, спектаклями призывала к яростному сопротивлению врагу, спасению страны от гибели. Бригада ездила с постановками в Ухань, Чжэнчжоу и Сиань, проводя антияпонскую пропаганду.

В 1943 году он прибыл в город Яньань, где продолжал сочинять музыку. Именно тогда было написано большинство его революционных песен.

В октябре 1946 года ему поручили возглавить Центральный филармонический оркестр, одновременно он стал заместителем руководителя Северо-Китайского народного художественного ансамбля (华北人民文工团), а также — вице-президентом Центральной консерватории в Пекине. Песни Хэ Люйтина в то время широко пелись по всей стране.

После основания Китайской Народной Республики (КНР) в1949г., ХэЛюйтин вернулся в Шанхай, где стал ректором Шанхайской консерватории. Эту должность он занимал до самой смерти. Он основал музыкальную школу при Шанхайской консерватории с целью воспитания юных талантливых детей.

Композитор всю свою жизнь отстаивал справедливость и прогресс, его откровенное и впечатляющее правдолюбие принесло ему большие проблемы: в молодости он даже был заключен в тюрьму (1928–1930). Позже в январе 1973 г. Мао Цзэдун лично поставил под сомнение позицию политического деятеля Чжан Чуньцяо, который был причастен к тому, что Хэ Люйтин два года провел в тюрьме.

Хэ Люйтин прожил долгую плодотворную жизнь. Его жизненный путь завершился 27 апреля 1999 года на улице Тайань, 76, в Шанхае, где композитор скончался в возрасте девяноста шести лет. Он является известным народным музыкантом, крупным композитором, музыкальным педагогом и теоретиком. На его траурном одеянии было написано: «Пастушья флейта разносит китайские звуки, боевая песня говорит о крепком национальном духе, в блестящей музыкальной пьесе звучат ноты весны и осени, душа переполняется патриотизмом. Правдивые слова очищают от подлых людей, смотрят поверх злых и добрых духов, солнечный свет освещает жизнь человека, который служит своей Родине».

Для сборника «Хоровые сочинения Хэ Люйтина» (Шанхай, 1980) сам композитор отобрал двадцать три произведения, написанные с 1934 по 1978 годы. Автор сообщает в Предисловии, что среди выбранных для публикации сочинений есть известные, такие как: «Песня рабочих», «Война за Родину», «Новая жизнь», история их сочинения связана с началом войны в Шанхае 13 августа 1937 года. ХэЛюйтин пишет, что в этот период им было создано много хоровых песен. Например, сочинение «Всеобщая война против Японии» было завершено на пароходе, куда он плыл из г. Наньцзин в г. Нанкоу; песни «Братья, взяли друг друга за руки» и «Передовой отряд против врага» написал при движении вдоль Лунхайской магистрали, а «Партизанская песня», «Артиллерийская песня», «На поле боя» созданы в конторе Восьмой армии юго-западной провинции Шаньси. Все эти песни получили очень быстрое и широкое распространение по всей стране.

«Победный марш» Хэ Люйтин написал в 1938 году в Ханькоу, «Вспахивать весеннюю глину», «Возврат своих земель» и «Победный марш № 2» — в Цунцине, «Вступление в новый век» (другое название – «Начало 1942 года») — создал в северной провинции Цзянсу.

Обработка народной песни провинции Шэньбэй «Красный Восток» была сделана Хэ Люйтином в г. Яньань, песня «Молодежь нового Китая» — в 1938 году в провинции Хэбэй.

Сочинения «Отряд на празднике», «Расцвела роза в моем сердце», «Бессмертный наш лидер», «Не остановимся, пока не переплывем на другой берег реки Хуанхэ» написаны в Шанхае. Уже после 1976 года были написаны два произведения: «Песня военного флага» и «Третье вооруженное восстание в Шанхае».

Хэ Люйтин добавил в предисловии, что, поскольку война продолжалась долго, то не все написанное в те годы удалось сохранить, пришлось приложить большие усилия, чтобы найти, восстановить, привести сочинения в порядок и лишь потом подготовить к изданию. Композитор выразил сожаление, что не все хоровые песни, созданные в годы войны, удалось включить в сборник, хотя они были очень популярными прежде, однако их ноты, к сожалению, утеряны.

Таким образом, «Собрание хоровых сочинений» Хэ Люйтина представляет собой сборник из двадцати трех произведений, написанных на протяжении сорока четырех лет, собранных и подготовленных к публикации самим композитором.

В сводной таблице, приведенной ниже, дано содержание сборника с указанием названия произведения, года создания, автора текста, тональности и состава исполнителей.

ris1

Остановимся подробнее на некоторых песнях.

№ 1. 西湖春晓 («Весеннее озеро Сиху», 1934). Песня впервые прозвучала в кинофильме «Лодочница», сразу получив широкое распространение и популярность в народе. Это одна из редких лирических хоровых песен Хэ Люйтина, воспевающих красоту природы родного края. Сам музыкальный образ, а также и все выразительные средства нехарактерны для многих хоровых песен композитора: мягкие «краски» тональности Ля-бемоль мажор, размер 6/8 с типично баркарольным ритмическим рисунком, умеренный темп, плавный рисунок мелодии, простая классическая гармония в сопровождении. Форма складывается из двух куплетов с припевом.

Песня открывается двухтактовым вступлением фортепиано, в котором устанавливается рисунок гармонического фона, который затем выдерживается на протяжении всего первого куплета: r2

Весь первый куплет звучит в исполнении солиста (сопрано) мягко, приглушенно, мелодия изложена в среднем регистре, все интонации уравновешены. Форма куплета — классический восьмитактовый период повторной структуры (пример 1).

Пример 1. Хэ Люйтин. Весеннее озеро Сиху:

r3

В припеве вступает четырехголосный смешанный хор, в партии которого находят развитие мелодические обороты запева.

Второй куплет строится на новом тематическом материале, который исполняется всем хором. В сопровождении остается движение шестнадцатых из припева, но меняется рисунок баса: он становится более подвижным, добавляя момент изобразительности в партию фортепиано (движение легких волн). Во втором припеве сочетаются черты запева и припева: партия хора буквально повторяется, а аккомпанемент объединяет средства первого и второго куплетов песни.

Восьмитактовое фортепианное заключение уравновешивает всю композицию возвращением первоначальной ритмической формулы баса и всей гармонии, здесь полностью воспроизводится мелодия солиста из первого куплета — спокойно, умиротворенно, замирающий арпеджированный аккорд на рр завершает композицию

Следующие сочинения связаны с патриотической темой, написаны для смешанного хора a cappella. Это небольшие и простые по форме песни, звучавшие на передвижных сценических площадках в начале Японо-китайской войны (1937—1945): № 2.工人之歌 («Песня рабочих», 1935) — миниатюрный хор в форме десятитактового периода, № 3.Хор 为祖国战争 («Война за Родину», 1936) написал на собственный текст композитора и № 6.炮兵歌 («Артиллерийская песня», 1937) — оба в простой двухчастной форме, Все средства выразительности призваны созданию мужественного, приподнято-героического настроения, ведь произведения должны были способствовать поднятию боевого духа, воли к победе всего китайского народа. В этих песнях привлекает внимание классичность выбранных композитором средств: простота гармонического языка, ясность формы, уравновешенность мелодической линии.

№ 7.弟兄们,拉起手来 («Братья, возьмем друг друга за руки», 1937) отличается большей свободой голосоведения: аккордовые обороты чередуются с унисоном всех голосов, появляются гармонические краски параллельного минора. Ритм голосов не всегда совпадает, в общей ткани композитор использует регистровые переклички голосов.

№ 5.新的生命(«Новая жизнь», 1936) — этот хор стоит особняком в произведениях того периода по ряду признаков. Прежде всего, это единственное сочинение, написанное для трехголосного состава хора (без басов), все вокальные строки дублируются в партии фортепиано; кроме того, на протяжении всего произведения выдержан октавно удвоенный бас, который, возможно, компенсирует отсутствие хорового нижнего голоса.

В нем поется о свободном китайском народе, призывает собрать всю волю, чтобы жить дальше. В тексте есть символ великой китайской стены: «Здесь крепкая великая стена, здесь все, как один». Завершается хор призывом: «Не падать духом!»

Еще одно отличие, характеризующее данный хор — активные модуляционные процессы в тональном плане. Оно задается уже в двухтактовом вступлении фортепиано: F→C и выдерживается на протяжении всей формы (песня завершается также в До мажоре).

Самое важное отличие, выделяющее «Новую жизнь» среди всех рассмотренных ранее — построение мелодической линии на пентатонных оборотах, впервые придающими звучанию национальный колорит. В целом, мелодия верхнего голоса сочетается с диатоническими аккордами, и если рассматривать мелодическую линию от начала до конца, то можно заметить, что в ней присутствуют все ступени тональностей Фа мажор и До мажор, однако не на протяжении всей песни. Мелодия первого периода песни основана на пентатонном звукоряде: c-d-f-g-a с устоем с, в каденции (8 такт периода) один раз появляется звук ми, который также не образует полутонового сопряжения, а мелодическая линия остается в рамках ангемитонной пентатоники. Вторая половина песни строится в пределах звукоряда c-d-е-g-a, а внутри мелодии один раз появляется лад g-a-h-d-e, вновь не соприкасаясь с другими ладовыми образованиями, и снова сменяясь предыдущим. Таким образом, во второй половине песни взаимодействуют два звукоряда одинаковой структуры, расположенные друг от друга в кварто-квинтовом соотношении. Приведем схему использованных ладов:

r4

Она наглядно демонстрирует, что первые два лада взаимодействуют на основе общего устоя, а второй и третий — на основе единой структуры (пример 2).

Пример 2. Хэ Люйтин. Новая жизнь:

r5

Сочетание пентатонной мелодии с ее характерными китайскими национальными оборотами с европейской классической гармонией и принципами организации вертикали придают этому произведению неповторимый колорит.

№ 15. 新世纪的前奏 («Вступление в новый век», 1941) — самое развернутое хоровое произведение Хэ Люйтина. Во всех источниках содержится информация о том, что создано оно в 1941 году, однако, возможно, это ошибка, так как текст, опубликованный в данном сборнике, заключает в себе слова о победе, которая пришла в 1945 году и принесла освобождение народам. В интернет-источнике был найден другой вариант текста, где поется о весне 1942 года, которая принесет надежду на победу. Возможно, значительно позже при подготовке сборника к публикации композитор внес изменения в текст произведения. Форма складывается из четырех контрастных разделов, отмеченных авторскими темповыми обозначениями, и коды: первый — Moderato maestoso; второй — Adagio espressivo; третий — Tempo di marlia; четвертый — Allegro.

В первом разделе поется о том, что фашисты, как злые демоны захватили землю. Соответственно стихотворному тексту первоначальная тональность Ля мажор буквально сразу меняется на трагический до-диез минор, а далее вновь модулирует в параллельный фа-диез минор.

Во втором разделе басы не участвуют, а партия альтов делится на две строки. Это лирический эпизод, в котором поется о весне, которая принесет свет, воскресит надежду и освободит угнетенные народы. Строгая аккордовая фактура в партии фортепиано сменяется апреджированными ходами баса, придающими музыке взволнованность.

Третий раздел (Tempo di marlia) переключает в тональность ми минор, однако постепенно происходит модулирование в Соль мажор →Ре мажор →Ля мажор на словах: «Слушай! Везде звучит песня победы! Человечество обязательно будет освобождено!» Фактура фортепиано наполняется активным движением баса, октавными ходами и энергичными аккордами. Интересно, что и второй, и третий разделы построены на развитии одной восходящей квартовой интонации си—ми.

В четвертом разделе (Allegro) вновь провозглашаются слова про весну, надежду и победу из второго раздела, но уже в быстром темпе и мажорной тональности.

№ 16. 东方红 («Красный Восток», 1945). Произведение представляет собой обработку для смешанного хора китайской народной песни, сделанную композитором. Ладовая основа сочетает в себе элементы пентатоники и диатоники, причем пентатонные интонации преобладают, придавая музыке яркий национальный колорит, а диатонические ходы появляются только в каденциях (пример 3).

Пример 3. Хэ Люйтин. Красный Восток:

r6

Хор отличает изящество и прозрачность фактуры, тонкая передача мелодии различным голосам. Хэ Люйтин поочередно сочетает хоровые голоса: сопрано+тенора, далее сопрано + басы, затем басы + альты и т.д. Мелодия то полностью звучит в одном голосе, то каждая фраза – в разных партиях. Лишь в заключении хор звучит четырехголосно. Все эти средства способствуют красочности, разнообразию хорового звучания, созданию яркого национального колорита музыки.

№ 20.我的心上开了一朵玫瑰花 («Расцвела роза в моем сердце», 1955). Эта хоровая песня стоит особняком от всех остальных сочинений, представленных в сборнике: это светлая, радостная, шуточная песня, написанная для солистки (сопрано) и смешанного хора a cappella. Основной лирический текст сосредоточен в партии солистки:

«Расцвела роза в моем сердце»:

красная, как бушующий огонь,

белая как снежинки.

Ты спросишь, кому я ее подарю?

Я отвечу, что не понимаю.

Расцвела роза в моем сердце:

Я люблю мирного солдата,

он садится на коня.

Я люблю человека труда,

он носит красный цветок.

Ты спросишь, кому я ее подарю?

Тогда я отвечу: еще рано!

Хор то подпевает ей: «Роза, а роза!», то поддразнивает девушку, смеясь: «Ха-ха-ха-ха-ха!» Создается своеобразный шуточный диалог солиста и хора, основанный на многочисленных перекличках голосов, противопоставлении регистров хора (пример 4).

Пример 4. Хэ Люйтин. Расцвела роза в моем сердце:

r7

r8

№ 21.不渡黄河誓不休 («Не остановимся, пока не переплывем на другой берег реки Хуанхэ (Желтой реки)», 1956) первоначально была написана к кинофильму «Пейзаж династии Сон». Произведение, написанное для солиста (бас или баритон) и мужского хора, интересно с точки зрения фактуры. Оно построено на постоянно чередующихся диалогах фортепиано и солиста, солиста и хора, хора и фортепиано, за счет которых образуется интересное разнообразное звучание. Лишь в конце партии всех участников объединяются в едином звучании, утверждая призыв: «не отступать!» на f.

Заключительный хор № 23. 上海第三次武装起义 («Третье вооружённое восстание в Шанхае», 1978) выполняет роль торжественного финального марша-шествия.

В панораме хоровых произведений достойное место занимают сочинения классика китайской музыки Хэ Люйтина. Сгруппируем основные выводы.

Тематика. Если попытаться распределить произведения сборника по темам, то можно обнаружить, что подавляющее большинство произведений посвящено военно-патриотической теме: многие из них были созданы с 1936 по 1945 годы, когда шла война с Японией, и были призваны поднимать боевой дух солдат и всего народа в тяжелое время; однако еще в двух песнях, написанных уже в 1978 году — «Песня военного флага» и «Третье вооруженное восстание в Шанхае» — Хэ Люйтин вновь обращается к теме той страшной войны.

Произведения, созданные уже в мирное время (1945—1956), также связаны с идеей патриотизма: можно привести в качестве примеров песни «Молодежь Нового Китая», «Бессмертный наш лидер», «Отряд на празднике».

Особняком стоят два произведения, в которых композитор обращается к лирической теме, воспевая красоту родной природы — «Весеннее озеро Сиху», светлые юношеские чувства — «Расцвела роза в моем сердце». Последнее из них относится также к шуточным песням.

Еще одно сочинение «Красный Восток» представляет собой обработку для хора китайской народной песни провинции Шаньбэй.

Составы исполнителей. Почти все хоры Хэ Люйтина, представленные в данном сборнике, написаны для смешанного четырехголосного хора. Исключение составляет лишь «Новая жизнь», где участвует трехголосный хоровой состав. Два сочинения адресованы мужскому хору: это «Возврат своих земель» и «Не остановимся, пока не приплывем на другой берег Хуанхэ». В некоторых произведениях хор присоединяется к солистам: это «Расцвела роза в моем сердце» (сопрано) и «Не остановимся, пока не приплывем на другой берег Хуанхэ» (низкий мужской голос).

Хоры также различаются по наличию в них фортепианного сопровождения. Многие их них идут под аккомпанемент, однако ряд песен написан для четырехголосного смешанного хора a cappella. Интересно отметить, что все хоры без сопровождения были созданы в военные годы, вероятно, это объясняется необходимостью мобильного состава, способного передвигаться по стране с выступлениями.

Фортепианное сопровождение выполняет в произведениях различные функции, то сливаясь и усиливая звучание хора, то вступая с ним в диалог, то допевая вокальные фразы, то задавая основной тон.

Авторы текстов. В своих произведениях Хэ Люйтин обращался к поэзии различных авторов (см. сводную таблицу), а в некоторых произведениях он писал музыку к собственным стихам: «Война за Родину» (1936), «Артиллерийская песня» (1937), «Партизанская песня» (1937) — можно заметить, что все они созданы в начале войны, то есть создавались прямо на месте событий и сразу звучали с концертной сцены.

Форма. Большинство произведений Хэ Люйтина, представленных в данном сборнике, являются хоровыми миниатюрами, изложенными в простых формах: период, простая двух-, трехчастная, куплетная. Лишь два произведения имеют довольно развернутые масштабы («Возврат своих земель» и «Третье вооруженное восстание в Шанхае») и складываются из чередования нескольких контрастных разделов.

Музыкальный язык всех хоров отличается достаточной простотой, ясностью. Следует отметить, что большинство из них написаны в мажорных тональностях, минорных песен — всего три. Видимо, это можно объяснить оптимистической направленностью содержания произведений Хэ Люйтина.

Национальные черты музыки в хоровых произведениях выражены мало, преобладают традиционные европейские средства выразительности, мелодия лишь нескольких произведений основывается на традиционной для китайской музыки ангемитонной пентатонике, органично соединяясь с диатоникой и хроматикой в гармонии.

Хоровая фактура характеризуется ясностью, гибкостью распределения голосов между партиями.

References
1. 王梅初,音乐大师贺绿汀。长沙,1998 (Van Myichshu. Muzykal'nyi master — Khe Lyuitin.Chansha, 1998). — 526 s.
2. 姜瑞芝,论贺绿汀。上海,1995 (Dzyan' Zhuidzhi. Rassuzhdeniya o Khe Lyuitine». Shankhai, 1995). — 288 s.
3. 蒋晔,武京予。贺绿汀。 河北 ,2008 (Dzyan' Khua, U Dzin'yui. Khe Lyuitin. Khebei, 2008). — 91 s.
4. 范达明,贺绿汀。浙江,1997 (Fan' Damin. Khe Lyuitin. Chzhetszyan, 1997). — 217 s.
5. 贺逸秋,贺元元,我的父亲贺绿汀,浙江,2003(Khe Ichu, Khe Iuan'iuan'. Moi otets — KheLyuitin.Chzhetszyan, 2003). — 203 s.
6. 史中兴。贺绿汀传。上海,1989 (Shi Dzhonsin'. Zhizneopisanie Khe Lyuitina. Shankhai, 1989). — 369 s.