Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Philosophy and Culture
Reference:

Family videography is a highly demanded genre of modern popular culture

Kuznetsova Tatyana Viktorovna

Doctor of Philosophy

Professor, Department of Aesthetics, M. V. Lomonosov Moscow State University

119991, Russia, g. Moscow, ul. Lomonosovskii Prospekt, d. 27, korp. 4

89163805403@mail.ru
Other publications by this author
 

 
Velch Luiza Vladimirovna

Postgraduate student, Department of Social Sciences, Maxim Gorky Literature Institute

123104, Russia, g. Moscow, ul. Tverskoi Bul'var, 25

luizawjournal@gmail.com
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2021.2.35181

Received:

07-03-2021


Published:

07-05-2021


Abstract: The subject of this research is a new form of creativity emerging in the social environment – family videography. This is one of the first articles dedicating to this developing genre of popular culture. The author touches upon the general changes that take place in modern creative environment, the role and relevance of the new forms of culture. The modern period is characterized by transition of many exclusive creative knowledge into popular culture. The knowledge in the field of cinematography is of particular demand. Youth is fascinated with the art of cinematography, audio engineering, and film directing. There are new technologies that allow learning and working from any corner of the planet. What used to be just a dream becomes the reality of a new world. The article outlines the current trends in youth culture – seeking new forms and personal fulfillment in a new sphere. The new forms of culture emerge from the depths of professional creativity and affect the formation of moral, aesthetic, and social values of people. The question is raised whether these forms of culture can be considered art. The authors reflect on the topic art through the prism of new direction – family videography. The aesthetics of family cinematography has not become the subject of systemic research. The authors provide a scientific definition to family videography. The main conclusions are as follows: 1) the modern period is characterized by the transition of many professional creative knowledge into the sphere of popular culture; 2) multiple training events and schools of art are created on the online platforms; 3) new genres, among which is family videography, are created by amateurs in art environment. The scientific novelty lies in analysis of establishment of this new genre, and reflection on whether it can be attributed as art.


Keywords:

aesthetics, philosophical knowledge, videography, documentary film, popular culture, sign system, harmony, values, creativity, a new form of culture


Вот уже более столетия человечество находится под магией киноискусства. Меняются формы, сюжеты, герои, но любовь зрителя к данному искусству остаётся. Профессия режиссера изначально существовала «за кадром», но именно эта сфера все больше и больше выходит на первый план, восхищая зрителей интерпретацией текста произведения, множественностью репрезентаций, философским осмыслением законов мироздания и воплощением своего мировоззрения в актерских образах. Ромм М. И. отмечал, что кинематограф стал частью общечеловеческой культуры [7, с.18]. Мы могли бы добавить, следуя современной терминологии, - повседневной культуры, которая оказывает влияние на формирование и моральных, и эстетических, и социальных ценностей общества. В формировании этих ценностей в настоящее время кинематография играет основную роль. С вторжением в эпоху постмодернизма, в современное медиапространство, новых форм цифровых и информационных технологий, как справедливо замечает Е. Н. Шапинская, «становится трудно разграничить подобие реальности и созданный в идеологических целях конструкт, тем более принимая во внимание «правдоподобность», достигаемую при помощи технических средств, как это происходит в наши дни, когда 3D-технологии делают все более «реальным» мир сказок и фантазий» [5, с.19].

Человек по своей структуре стремится к познанию проявления своей личности, своей индивидуальности. Все чаще прослеживается в социальных сетях, и в новых формах культуры призыв «нужно двигаться за своей мечтой». В интернет-пространстве появляется множество программ обучения в совершенно разных направлениях. Наибольший интерес вызывают творческие профессии, которым могут обучить в короткие сроки. Окунувшись в мир иллюзий, человек пытается найти смысл своего существования, и уже не желает его покидать, выбирая новое направление своей жизни.

Каждый год ведущие компании мира соревнуются в выпуске более качественной фототехники с функцией видео, как следствие многие новые формы художественного цифрового творчества становятся доступны любителям искусства. Дилетанты осваивают новые формы культуры, которые становятся все более доступными. Притягательность кинематографа, как синтетического вида искусства, где можно реализовать многие творческие идеи, как некая сказка манит особенно, и чтобы приблизиться к мечте, многие обращаются к творческим профессиям, которые можно получить в интернет-пространстве, конкурентноспособной на этом пути становится видеография.

Каждый год авторы с нетерпением ждут новые модели телефонов с усовершенственными функциями, чтобы снимать фильмы на телефонные аппараты. В России, в большей степени в Москве, Санкт-Петербурге, люди уходят из своих профессий и открывают собственный бизнес в области видеографии, затем начинают обучать следующее поколение видеографов, не имея изначально профессионального образования в этой сфере, но используя накопленный опыт кинематографии, посещая мастер-классы профессионалов, изучая литературу по операторскому мастерству, композиции, звукорежессуре, сценарному мастерству, монтажу. На образовательных курсах встречаются люди разного возраста, с разным багажом знаний, разным жизненным и профессиональным опытом, проживающих в различной местности (это может быть село, маленький город, мегопространство), но их объединяет любовь к красоте обыденной жизни и поиск прекрасного в ней.

Создаются группы в социальных сетях, где происходит обмен навыками мастерства, новостями из области новых технологий. Выделяются отдельные личности, преуспевшие в новом виде творчества, которые создают в интернет-пространстве школы [9], и обучают на коммерческой основе всех желающих. Экономическая ситуация побуждает профессиональных преподавателей в области кинематографии создавать частные школы и делиться своими знаниями с любителями, желающими попасть в эту сферу культуры. Человек, который не мог и мечтать ранее поступить на обучение в творческий вуз, получает знания «порционно», и постигает законы создания творческих произведений.

В настоящее время творцы видеофильмов избавляются от комплекса гуманитарной неполноценности и пытаются позволить себе все, о чем мечтают, чем владеют профессионалы, занимая определенную «нишу» в творческой профессии.

В научных исследованиях данному феномену популярной культуры даётся следующее определение: видеографией может называться: «искусство снимать движущиеся изображения на видеопленку или иные носители информации посредством видеокамеры; совокупность процессов и способов получения движущихся изображений с помощью видеокамеры с последующим монтажом изображений; экранное изображение, полученное таким образом. (…) Видеография получила достаточно широкое распространение в различных сферах деятельности человека: события и праздники, музыка и спорт, искусство и наука. Видеография, при работе с изображением, использует те же психофизические особенности восприятия человеком визуальной информации, что и другие виды изобразительного творчества – кинематограф, живопись, графика» [8]. Как следует из определения, автор относит этот вид творчества к искусству, поскольку кинематограф, живопись и графика – давно признанные виды искусства.

Согласно М. Вейцу, «искусство – это открытый термин». Деятели культуры обращают внимание на то, что многочисленные новые формы, которые буквально врываются в нашу жизнь, не всегда можно назвать искусством. Да, они существуют, но это не искусство. Этому должно быть дано новое название и новое определение. Однако, многие только зарождающиеся формы культуры приходили в нашу жизнь, и осознавались нами, как формы быта (например, фотография), но затем становились новой формой искусства. Как отмечают исследователи, «границы термина «искусство» оказываются гораздо более размытыми при соприкосновении с теми видами человеческой деятельности, которые не получили еще окончательного осмысления – определения их места в системе культуры. Многие из них представляют собой форму эстетического освоения новой предметности, но надо подумать, к какой области культуры они относятся» [1, c.76].

Область эстетики семейного кино системно практически не исследована. Если мы обратимся к исследованию истории становления видеографии, или точнее сказать «семейному кино», то стоит провести параллель с кинематографом - свои первые шаги этот вид творчества совершает идентично зарождению кинематографа. Вначале появляются фотоснимки, и люди радуются запечатлению рождения детей, первых шагов ребенка. Затем, с появлением видеографии, семья хочет оживить момент, запечатлеть первые шаги (эмоции семьи) в движении. Создается семейное кино с наложением только музыки, где весь другой звуковой ряд отсутствует. Следующий этап - к музыке добавляется живой звук, как вкрапление, звук и изображение звучат в унисон, и появляются работы, где текст героя за кадром, как бы обнажает душу, повествуя о самых потаенных моментах его жизни. Сегодня часть видеографов - создателей семейного кино, следуя высказыванию Антониони («я всегда отвергал традиционный музыкальный комментарий. (…). Мне претит нежелание сохранить тишину, потребность заполнять мнимые пустоты» [3, c.15]), пытаются выйти на новый уровень кинематографичности, и, в то же время, опасаются быть непонятыми публикой, будет ли востребован этот новый продукт творчества, где весь фильм или большая его часть могут быть построены только на живом звуке речи, звуке окружающего пространства и звуке тишины. Прожико Г. С. очень чётко определяет современный процесс: «само перемещение факта жизни на киноэкран превращает его в элемент художественного пространства, в строительный материал авторской концепции мира и человеческой личности» [4, c.7]. Тот путь, по которому стремительно развивается семейная видеография означает, что этот жанр может вскоре стать новым профессиональным направлением в области документального кино. В 1929 г. Джон Грирсон назвал возникающую форму документалистики «творческим трактованием действительности». Он обращает внимание на тот факт, что в сфере культуры произошел «некий взрыв» - происходит соединение документального кино с новыми экспериментальными формами культуры, которые представлены в художественных галереях, музейных площадках и кинофестивалях. [10]

Как писал Бела Балаш, для киноискусства характерно то, что, выделяя из целого кадра детали, оно дает нам возможность наблюдать вблизи атомы жизни, открывает нам самые сокровенные ее тайны, и что интимность каждой детали, сохраняет верность общему эмоциональному настроению куда сильнее, чем на сцене или на картине. [2, с.10] Так и в семейном кино мы ощущаем в каждой детали дуновение жизни больше, чем нам передает семейная фотография. Многие мамы при просмотре фильма о рождении своего ребенка, первых мгновениях его жизни, ощущают запах его тела. Это ли не атомы жизни. Видеограф воздействует на зрителя, вызывая эмоции. Связь эмоции и семейного фильма особенно важна. Здесь мы опять прослеживаем параллель с кинематографией – каждому зрителю важно получить эмоциональное состояние от фильма. Семейный фильм – это отпечаток реального события, отпечаток действительности, к которому можно прикоснуться с двух сторон: изнутри - как герой, и снаружи - как создатель. Художественное или нехудожественное воспроизведение события – это зависит только от взгляда автора фильма, его личности. Отпечаток личности автора в произведении может принизить прочтение фильма, а может возвысить событие, вызывая восхищение и наслаждение. Тогда это произведение и можно назвать художественным. Если живописец может написать розовую луну, восхитив этим зрителя, то средства выразительности у семейного и документального кино – иные. Мастер может увидеть в обыденной человеческой жизни одного мгновения сказку, вызывающую восхищение, восторг, умиление, радость, выразить своё понимание смысла происходящего события в жизни семьи. И, как замечает Прожико Г. С., перемещение факта жизни на экран «превращает его в элемент художественного пространства, в строительный материал авторской концепции мира и человеческой личности». [4, c.7]

Как и в кинематографе семейный и свадебный репортажный фильм несет универсальную мораль, которая объединяет совершенно разноплановые аудитории. Моральная чистота героев и их добродетели притягивают зрителя, и именно это восприятие вызывает эмоцию. Герои фильмов – обычные люди. Зритель, наблюдая за ними, их диалогами, мыслями, на которые делает акцент создатель фильма, легко может вообразить себя на их месте, и, появившаяся симпатия, сближает героя и зрителя. Герой, становясь на место зрителя, также испытывает эмоциональное состояние. Он видит трогательную красоту семьи, показанную через индивидуальное восприятие, симпатию к семье, которая посетила создателя этого фильма непосредственно в момент съемки. Эти истории понятны зрителю. Эмоции, вызванные эмпатией, являются главным ключом успеха этих фильмов.

Впервые в 2019 г. был проведен в Москве фестиваль «День семейной видеогафии», куда приехали видеографы из разных уголков России и других стран. Видеографы впервые смогли встретиться на единой площадке. Были проведены мастер классы по различным направлениям. Значимым явлением фестиваля явился профессиональный разбор фильма Андрея Тарковского «Зеркало».

Еще одно направление семейного фильма - свадебная видеография. Мастера этого направления снимают фильмы в стиле репортажной видеографии, которая обязательно обрамлена в идею, и за последние годы этот жанр вырвался далеко вперед, и начинает ассоциировать себя с документалистами. Они снимают свадебный фильм или love story «с историй», где очень важен сторителинг. Каждый фильм репортажного видеографа – это небольшой творческий путь, который привел его именно в этот момент в определенное эмоциональное состояние, что и позволило создать данный фильм. Видеограф создает эмоцию. Зритель прикасается к реальной истории любви, он как бы дотрагивается до чего-то чистого, можно сказать, что происходит катарсис, очищение.

В 2019-2020-е гг. был проведен в Москве фестиваль репортажных свадебных видеографов «Воображаемый фестиваль». Одним из приглашённых лекторов был известный мастер, кинооператор, оператор - постановщик А. Н. Носовский. Специалисты видеографии оказались внутри профессионального кинематографического сообщества. Произошло двухдневное погружение в творческую среду. Присуждалась премия True Story Awards за лучшую работу в различных номинациях. [11]

Современные тенденции в сфере культуры приводят к преображению эстетического восприятия реальности, а также эстетических способов освоения действительности. Некогда элитарное искусство начинает размываться, попадает в сферу популярной культуры, и человек в современной культуре становится частью информационных эстетических потоков, которые направляют и формируют его повседневную жизнь. Элитарные виды искусства тоже ищут подпитку в современной информационной культуре, включают их в свое творческое пространство, однако, не всегда удачно. Восприятие становится эстетическим, если оно воздействует на внутренний мир личности. Всё богатство человеческой натуры, всё, что накоплено в процессе своего становления и вхождения в этот мир, спрессовывается в духовном опыте человека. Восприятие становится эстетическим лишь в том случае, если оно воздействует на наш внутренний мир в целом. Здесь и любовь, и наслаждение, и восхищение, и очищение, и катарсис – все богатство духовного мира личности.

Происходит изменение когнитивных процессов – изменение знаковых систем. В основе когнитивной системы лежит взаимодействие мышления, сознания, памяти и языка; носителем такой системы является мозг человека. Идет построение нового, современного интеллектуального пространства, нового типа мировоззрения и мышления, и, как следствие, нужны новые знаковые системы и коды, что и находим мы в новой форме творчества –видеографии. Этот новый тип мышления воспитывается с помощью искусства, музыки и живописи. Видеография – это продукт. Чтобы новой форме культуры выйти на художественный уровень, необходимы новые формы образования и воспитания – необходимо формировать новый способ видения. Сейчас идет процесс нащупывания, поиска этого нового пути, и впервые он идет не «сверху» - от профессионального творческого образования, а «снизу» - дилетанты сами ищут новый путь к новым художественным формам. Дилетанты учат дилетантов поиску новых художественных форм на новых современных интернет-платформах. Особенно популярной ставится семейная видеография, или семейное кино, когда семья хочет документально запечатлеть все знаковые события своей жизни в формате фильма. Это и рождение ребенка, и крещение, и встреча детей с бабушкой и дедушкой, и радость семьи от прихода золотой осени.

Динамика предпочтений современной российской популярной культуры в сфере видеографии такова: а) усиливается интерес к получению профессиональных знаний в области киноискусства; б) растет возможность получения художественных знаний порционно от профессиональных преподавателей, учеников этих преподавателей, учеников-учеников и самоучек; в) создаются школы передачи знаний как профессионалами в области киноискусства, так и дилетантами; г) передача профессиональных знаний в области киноискусства создает новый креативный класс видеографов, а также потребителей их продукта – зарождающегося нового вида документально кино; д) открывается возможность более глубокого проникновения в проблемы жанра и композиции документального фильма, а также наиболее распространенных методов изображения человека в современной экранной документалистике. Перед наукой встает вопрос: что происходит? Расширятся сфера элитарной культуры или уменьшается сфера популярной культуры?

Динамичное развитие современных цифровых технологий активно влияет на многие сферы жизни, в том числе художественные. Меняются способы и приемы работы художников профессионального киноискусства, трансформируются процессы восприятия произведений. Стремительно возникает множество новых гибридных жанров цифрового экспонирования при создании кинематографического произведения, требующих осмысления с точки зрения их художественной специфики, целей и возможностей. Профессиональные творческие методики переходят в сферу популярной культуры, представители которой подхватывают их, переводят в новые направления, становятся профессиональными проводниками в новые сферы культуры, создавая новые жанры и формы. Этот современный творческий процесс требует серьезного исследования.

Существование и развитие данной формы популярной культуры позволяет дать определение новому виду творчества и сформулировать его следующим образом. «Семейная видеография — это знаковая система, вид художественного творчества – неигровое кино на 1-10 минут, в основе которого лежат документальные события из жизни семьи, в качестве героев выступает семья, дети, родственники. Создатель фильма обладает навыками режиссера, сценариста, звукорежиссера, композитора и монтажёра». Просматривая фильмы видеографов, нельзя не отметить, что тема семьи, следуя концепции М. М. Бахтина, может рассматриваться в рамках локального и даже «сакрального хронотопа». Мы говорим о подлинной реальности. В документальном видеофильме семья запечатлевается «здесь и сейчас», есть время и пространство – а это уже несомненно имеет символический смысл.

References
1. Andreev A. L., Kuznetsova T. V. Kak my opredelyaem iskusstvo? // Voprosy filosofii. 2019. No 8. – 222 s.
2. Bela Balash, Kino. Stanovlenie i sushchnost' novogo iskusstva. Izdatel'stvo Progress. 1968. – 328 s.
3. Chatman Seymour, Duncan Paul. Michelangelo Antonioni: The Investigation.Taschen, 2004.- 192 p.
4. Prozhiko G. S. Ekran mirovoi dokumentalistiki. Ocherki stanovleniya yazyka zarubezhnogo dokumental'nogo kino. Moskva. LitRes, VGIK. 2011.- 470 s.
5. Shapinskaya E. N. Izbrannye raboty po filosofii kul'tury.-M.: OOO «Izdatel'stvo «Soglasie»; Izdatel'stvo «Artem», 2014.- 456 s.
6. Pervaya v Rossii onlain shkola videografii // [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://galakhovaschool.ru/ (Data obrashcheniya 20.01.2021)
7. Romm M. I. «Besedy o kinorezhissure» / M.I.Romm – LitRes, M. «Eksmo», 2021.- 290 s.
8. Slovari i entsiklopedii na Akademike // [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1288728 (Data obrashcheniya 20.01.2021).
9. Shkola Videographa. Shkola videografa. Zdes' vy nauchites' snimat' i montirovat' video roliki // [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://shkolavideographa.ru/ (Data obrashcheniya 20.01.2021)
10. Kartashov A. Ot mok'yumentari do khroniki: vse vidy dokumental'nogo kino// [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://arzamas.academy/materials/1712 (Data obrashcheniya: 28.01.2021)
11. Voobrazhaemyi festival'. Videografy reportazhniki. 13-14 oktyabrya 2020. Moskva [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://voofest.ru/(Data obrashcheniya 07.02.2021)