Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Man and Culture
Reference:

How to predict color?

Skalka Ekaterina Valer'evna

Postgraduate student, the department of Sociology and Philosophy, Smolensk State University; Intern Researcher, Scientific Educational Center "Laboratory of Color" of Smolensk State University

214000, Russia, Smolenskaya oblast', g. Smolensk, ul. Przheval'skogo, 4, aud. -

skalka771@gmail.com

DOI:

10.25136/2409-8744.2020.6.33036

Received:

28-05-2020


Published:

31-12-2020


Abstract: The subject of this research is the forecast or prediction of color. The Russian science does not feature work dedicated to such aspect; however, foreign sources approached prediction of color from various perspectives, most often viewing the color trends as an inseparable part of fashion. The goal of this work consists in determination of the place and time of conception of the color forecasts, historical analysis of evolution of this phenomenon, and assumptions on further development of this direction. Territorially, the epicenters of development of color forecasts are determined in Europe (France and England), in America (the United States), in Asia (Japan). The author describes the peculiarities of color predictions in each country – at certain stages one or another county was ahead or behind; whit the advent of the Internet, everything moves to online format and becomes more dynamic. The article follows the forecast of color since its emergence, highlighting all stages of its development and establishment. The chronological framework of its development stages stretches from the early XVIII century until modernity. From the earliest to more recent, these stages include the color cards, mediators and agents (between factories, textile workers and customers, and stores), trade fairs and expositions, online services and websites. It is determined that with the course of time, the methods and instruments for predicting color were being accumulated and used together; the new colors were added, while the already existing did not lose their relevance. Despite the development of technologies, a final word in forecasting color trends belongs to a human, based on experience and intuition.


Keywords:

color, color forecast, color prediction, color trends, color tendencies, color forecasters, fashion, fashion trends, color story, color forecast history


Введение

В настоящее время предсказание цветовых тенденций представляет огромный интерес для самых разных отраслей промышленности, от авиации до домашнего декора и бытовой электроники – прогнозы становятся ключом к снижению рисков, как для покупателей, так и для производителей.

Как утверждают ученые, цвет является мощным инструментом продаж [3, c. 17]; [8, c. 10]. Это первое, что бросается в глаза потребителю в витрине магазина. Неправильный выбор цвета, и весь ассортимент может остаться на полках. Итак, как же цвет попадает на первые полосы журналов и почему разные компании выбирают одинаковые цвета каждый сезон? Ответ заключается в работе огромной индустрии научного «предсказания» социально востребованного цвета.

Говоря о цвете, в первую очередь вспоминается связь цвета с модой и историей моды – об этом упоминает еще М. Пастуро в своих книгах об истории цвета [1]. В данной статье, говоря о моде и модных тенденциях, мы будет подразумевать, в первую очередь, цвет и цветовые тренды.

Цель статьи заключается в том, чтобы (1) определить, как и где зародилось прогнозирование цвета, (2) провести исторический анализ развития этого явления и (3) предположить пути развития прогнозирования цвета.

Методы и материал исследования

В последнее десятилетие было опубликовано несколько исследований по прогнозированию моды или исследований, имеющих отношение к прогнозированию в целом. Однако в большинстве этих исследований не используется исторический подход.

Исключение составляет книга Д. Эджертона «Шок старого» [4]. В этой книге ведущего британского историка исследуется влияние технологий, которые невидимы, таких как электричество, телефония и центральное отопление.

Еще одна работа – книга Ф. Сайкаса «Тайная жизнь текстиля» [10]. Эта хорошо иллюстрированная монография рассказывает о малоизученных книгах-образцах и цветных карточках девятнадцатого века. Ф. Сайкас освещает некогда обыденную природу этих инструментов дизайна и тем самым прокладывает путь к изучению визуального мышления, интуиции и управления рисками в текстильной промышленности.

Работы Р. Ли Блащик «Цветовая революция» и «Яркая современность» [6; 7] – это полномасштабные исторические трактовки цветового прогнозирования в США со ссылкой на события во Франции, Швеции и Великобритании.

Важное исследование зарождения процесса прогнозирование было опубликовано У. Фридманом в книге «Предсказатели: История первых экономических прогнозов Америки» [5]. Написанная опытным историком, книга описывает, как можно использовать науку для прогнозирования финансовых рынков. Пионеры экономического прогнозирования, изученные Фридманом, помогли построить прочные институты и разработать важные статистические инструменты, такие как индексы производства.

В этом смысле «Суперпрогнозирование: искусство и наука предвидения», написанное Ф. Тетлоком и Д. Гарднером [11], было названо одной из лучших книг 2015 года журналом «The Economist», «Bloomberg», и «Amazon.com». Он широко рассматривает предсказательную деятельность в ряде «серьезных» контекстов, главным образом, в современной политике, спорте и на фондовом рынке. Тем не менее, прогнозирование тенденций в сфере моды и цвета не обсуждается.

Все они по–разному, но не значительно раскрывают становление такого явления, как прогнозирование цвета.

В данном исследовании использовалась историческая методология: явление прогнозирования цвета рассматривается с момента возникновения, проходя этапы развития и становления. Исторический метод предполагает использование приемов, средств и техник, применяемых историками для изучения и интерпретации текстов первоисточников и поиска иных доказательств, а также изложения исторических событий. Данная методология имеет первостепенное значение для отображения причинно-следственных связей, воссоздания событий прошлого [2].

Результаты

(1) Разные источники указывают, что предсказание цвета зародилось еще в XVIII веке и связано оно с появлением цветных карточек, которые помогали текстильщикам точнее определять нужный заказчику оттенок, а красильщикам показывать ассортимент цветов, в который они могут окрасить ткань или кожу. Об этом свидетельствуют данные в книге Р. Ли Блащик [6, c. 10], книга Ф. Сайкаса «Тайная жизнь текстиля» [10] описывает, как это происходило в Англии, Т. Дайн и Т. Кассид [3] пишут про схожие процессы в Америке.

Все они сходятся во мнении, что первые красильные дома с цветными карточками появились в Европе. Хотя некоторые упоминают первой Францию [8, c. 14], другие Англию [10, c. 17-19], а есть данные о красильных домах Швейцарии (но намного позже по времени) [8, c. 32] вероятно, что эти процессы шли в этих странах Европы параллельно.

(2) Рассмотрим, каким было прогнозирование цвета в исторической перспективе, как оно стремительно развивалось сразу в нескольких точках мира, не зависимо друг от друга.

Начнем с Франции – именно ее упоминают историки цвета [1; 8], как пример раннего цветового прогнозирования (первые упоминания датируются 1750-ми годами). Французские красильные дома XIX века пришли на помощь текстильным фабрикам, швейным фабрикам и продавцам тканей с красивыми открытками оттенков, в которых были изложены модные предложения по цвету для предстоящего сезона (рис. 1).

Рис. 1. Фрагмент книги с набором модных оттенков 1885 года [5, с. 9].

Следующим шагом стало появление профессиональных пробоотборщиков – во Франции по 1870-е годы пробоотборщики собирали ткани у ткачей и предлагали их конкурирующим фабрикам, портнихам и продавцам тканей [6, с. 27].

Параллельно подобные карточки появляются и на Северо-Западе Англии – там так же красильщики оформляли многочисленные образцы своего материала в обложку (рис. 2), подобно книге и показывали потенциальным клиентам [10, с. 12-15].

На протяжении большей части конца XIX и начала XX веков вся Европа в своих тенденциях моды и цвета ориентировалась на Париж. Но не только Европа была заинтересована – в течение многих десятилетий отчеты о цветовых трендах были необходимы для внутренней работы крупнейшей в мире швейной промышленности, которая служила самому передовому обществу потребителей в мире, а именно Соединенным Штатам.

Рис. 2. Книга образцов Нориджа из Специальных Коллекций Музея Винтертура С.1790–1793 [13].

В США в то время крупные журналы, такие как «Vogue» и «Harper's Bazaаr», имели в Париже своих агентов, искавших и сообщавших о последних тенденциях. Однако Первая мировая война наложила свой отпечаток, перекрыв поставки европейских красителей и цветных карточек в Америку.

Осенью 1914 года группа заинтересованных американских бизнесменов, работающих на фабриках и в текстильной промышленности, создала «Ассоциацию цвета США» (Textile Color Card Association of the United States – сокращенно ТССА). Эта организация была агентом для фирм и торговых групп, которые хотели преодолеть торговую неопределенность и практиковать самоопределение в цветовой гамме. Этот шаг был следующим периодом и настоящим прорывом в развитии прогнозирования цветовых трендов.

В первую очередь, члены Ассоциации создали Стандарт карт американского цвета (Standard Color Card of America). «Стандарт», как его называли, представлял собой разворачивающуюся книгу, в которой указывались основные цвета, необходимые для изготовления одежды и аксессуаров, которые будут продаваться на американском рынке. Стандарт был разработан на несколько лет, чтобы дизайнеры и фабрики могли заказать и, соответственно, произвести соответствующие ткани, пуговицы, нити и т. д. (рис. 3).

Рис. 3. Сезонный прогноз цветов Ассоциации цвета США на 1939 год

[5, с. 40].

Чуть позже США – в 1930 году – подобная организация появляется и в Англии – «Британский совет по цвету» («British Colour Council» – сокращенно «BCC»). Хотя план создания цветовых прогнозов был сфокусирован на британских потребностях, черпали прогнозисты свое вдохновение у американцев.

Обе организации – американская и британская были созданы для того, чтобы стандартизировать, координировать и прогнозировать выбор цвета для производителей и розничных продавцов в их конкретных национальных контекстах.

Эти ранние субъекты прогнозирования подходили к управлению цветом взаимодополняющими способами, при этом американцы отдавали предпочтение систематическому анализу, а британцы в большей степени зависели от личного взгляда предпринимателя-дизайнера. Однако вместе они продвинули бизнес-концепцию, согласно которой цвет можно было бы укротить, упаковать и рекламировать на благо торговли.

К 1950-м годам в Соединенных Штатах выкристаллизовался новый подход к прогнозированию цвета и тенденций. Под руководством М. Рорк Ассоциация цвета США стала получать сведения о грядущих трендах в зашифрованных телеграммах и письмах от своих «репортеров» в Европе. Такие репортажи были ценны, так как проводились оперативно – до прибытия посылок с французскими карточками цветов и до массового распространения модных журналов [5, с. 36]. Такой подход, хотя и основанный на наблюдениях, сделал прогнозирование более похожим на маркетинговые исследования.

Важным шагом развития прогнозирования трендов в середине ХХ века также стало появление текстильных и модных ярмарок. Трендовые форумы Европы «Premiere Vision» и «Interstoff» представляли экспериментальную форму прогнозирования трендов – опыт посещения выставки, посещения поставщиков на их стендах помогали в реальности увидеть текстиль и образцы, что работало лучше, чем книга со статическими карточками.

Параллельно Европе и Америке начало свое развитие прогнозирование моды и цвета на Востоке – эпицентром в этой части света была Япония. По сравнению с западными странами, предсказание моды в Японии приняло аналогичную форму [5; 8; 11].

Позднее, уже к концу XX века Япония становится известна своей так называемой «уличной модой», вдохновленных поп-культурой (аниме, манга, музыкальные группы и т.д.), и являющихся результатом городской субкультуры, а не навязанных дизайнерами [5]. Уникальность этого процесса «снизу вверх» является отличительной чертой японской моды, что не может не влиять на прогнозирование трендов.

Так развивалось прогнозирование цвета в нескольких странах, иногда схожими путями, однако все меняется с появлением сети Интернет в середине 1990-х годов, когда стала неизбежным оцифровка цветовых прогнозов. Несмотря на то, что печатные книги не исчезли полностью, растет признание мгновенного эффекта, которое дает Сеть.

По мере того, как в конце ХХ века бизнес прогнозирования моды продолжал расширяться, были разработаны новые цифровые платформы для распространения трендов (например, «Всемирная глобальная Ассоциация стиля» («World’s Global Style Network» (WGSN)). Сюда же можно добавить веб-сайты с «вдохновляющими образами» стиля, влияющие на широкую публику («Instagram», «Pinterest») (рис. 4), а так же блоги знаменитостей, которые являются огромными драйверами для трендов и всегда оказывали влияние на культурные тенденции.

Рис. 4. Социальный интернет-сервис Pinterest [16].

(3) Сейчас, с доступом в интернет, казалось бы, должно все упроститься, но все равно дизайнеры, креативщики и представители агентств собираются постоянно на выставках, чтобы увидеть образцы цвета, потрогать фактуры и пообщаться с поставщиками вживую. Потому что крайне сложно создать палитру на компьютере – его плоский экран не передает нюансов текстуры. Отсюда следует, что развитие трендов будет сочетать в себе разные подходы – книги с карточками, с которых все начиналось, все-равно в работе, как и выставки, репортажи и онлайн-ресурсы.

Пытаясь предположить пути развития будущего прогнозирования цвета, отметим, что как бы не были совершенны интернет-технологии с миллионами данных и изображений, он не сможет заменить вкуса и интуиции прогнозиста. Человеческий фактор здесь важнее и влиятельнее самого нового дивайса. Так что пока в данном вопросе технологии являются скорее помощником, но никак не главным инструментом в работе цветового прогнозиста будущего.

Выводы

Проведя исторический анализ, мы определили, что явление прогнозирования цвета берет начало в Европе в XVIII веке и далее распространяется на Америку и Восток. Прогнозирование цвета возникло в ответ на необходимость управлять рисками и снижать их, но на него повлияли события в различных странах в результате транснациональных культурных столкновений.

Стандарты цвета и цветовые прогнозы были важными визуальными инструментами, которые изменили практику дизайна и породили новые потребительские ожидания в отношении единообразия и последовательности в повседневной жизни.

Прогнозированием цвета занимаются дизайнеры, модные журналы, посредники, и, наконец, люди, которые управляют онлайн-сервисами. Важной отличительной чертой прогнозистов является их международный подход.

Предполагая пути будущего развития этого явления, отметим, что более чем за три столетия попыток предсказать цвет, до сих пор используются все, даже самые «древние», способы (как цветные карточки) – прогнозисты не отказываются ни от одного периода становления как инструмента. Они только добавляют подходы, используют технологии, наращивают методы, но главным остается опыт, интуиция профессионалов этой сферы.

References
1. Pasturo M. Sinii. Istoriya tsveta. M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2018. 144 c.
2. Rozov N. S. Istoricheskaya makrosotsiologiya: metodologiya i metody. // Sotsiologicheskii zhurnal, 2010. Novosibirsk: NGU, 2009. № 1. S. 173-178.
3. Diane T., Casside T. Colour Forecasting. USA: Wiley-Blackwell, 2008. 192 r.
4. Edgerton D. The Shock of the Old: Technology and Global History since 1900. Oxford: Oxford University Press, 2007. 270 r.
5. Francks P. The Japanese Consumer: An Alternative Economic History of Modern Japan. Cambridge: Cambridge University Press, 2009.
6. Friedman W. A. Fortune Tellers: The Story of America's First Economic Forecasters. USA: Princeton University Press, 2013. 280 p.
7. Lee Blaszczyk R. Producting Fashion: Commerce, Culture and Consumers. USA: University of Pennsylvania Press, 2008. P. 9-16.
8. Lee Blaszczyk R. The Color Revolution. USA: MIT Press, 2012. P. 62-147.
9. Lee Blaszczyk R., B. Wubs. The Fashion Forecasters. A Hidden History of Color and Trend Prediction. London: Bloomsbury Academic, 2018. 296 p.
10. Scully K., Cobb D. J. Color Forecasting for Fashion. USA: Laurence King Publishing, 2012. 192 p.
11. Slade T. Japanese Fashion: A Cultural History. Oxford: Berg Publishers, 2010.
12. Sykas P.A. The Secret Life of Textiles: Six Pattern Book Archives in North West England. UK, Bolton: Bolton Museum, Art Gallery and Aquarium, 2003. 160 r.
13. Tetlock P. E., Gardner D. Superforecasting: The Art and Science of Prediction. UK, London: Random House, 2015. 328p.
14. Yunia Kawamura. Japanese Teens as Producers of Street Fashion // Current Sociology. USA: SAGE Publications, 2006. №5. P. 784–801.
15. Alcántara-García J., Nix M. Multi-instrumental approach with archival research to study the Norwich textile industry in the late eighteenth and early nineteenth centuries: the example of a Norwich pattern book dated c. 1790–1793. [Elektronnyi resurs]. URL: https://heritagesciencejournal.springeropen.com/articles/10.1186/s40494-018-0242-x (data obrashcheniya: 15.04.2020).
16. Tsvetovye podborki Pinterest [Elektronnyi resurs]. URL: https://www.pinterest.ru/ (data obrashcheniya: 26.04.2020).