Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Philology: scientific researches
Reference:

Structural-compositions peculiarities of newspaper publications of Ismail Gaspirali

Shukurdzhieva Zel'fira Shevketovna

Lecturer of the Department of Crimean Tatar Literature and Journalism at Crimean Engineering Pedagogical University

297501, Russia, respublika Krym, pgt. Molodezhnoe, ul. Karasu, 14

ar_sh@rambler.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2454-0749.2019.6.31336

Received:

11-11-2019


Published:

03-01-2020


Abstract: The subject of this research is the examination of the literary-publicistic legacy of the prominent figure of the late XIX – early XX century, the reformist of Oriental education, enlightener of the Turkic world, publisher, and publicist Ismail Gaspirali. For thirty years, he issued a newspaper “Tercüman” in Crimea that became the paramount information source of its time, reflecting the relevant questions of the political and socioeconomic character. The author analyzes his publications through the prism of their structuring, use of functionally semantic types of speech, as well as compositional peculiarities.  The following methods were applied in the course of research: comparative-historical, historical-functional, structural-typological, literary-biographical, intertextual and comparative text analysis. The conclusion is made that the compositional and structural specificity of newspaper publications of Ismail Gaspirali – from the concept and idea to turning into a journalistic work – represents a holistic arrangement of text that has all corresponding elements, giving a program tone to Gaspirali’s publicistic works.


Keywords:

press, Gasprinsky, journalism, plot, composition, structure, text, newspaper, description, reasoning


Структурно-композиционные особенности газетных выступлений Исмаила Гаспринского

Великий просветитель Востока, основоположник крымской энической прессы Исмаил Гаспринский снискал любовь и уважение далеко за пределами Крыма, где родился, жил и трудился. Газета «Треджиман», которую он редактировал и издавал в г. Бахчисарае на протяжении тридцати лет, распространялась во многих регионах Российской империи, на Кавказе, в Турции, Туркестане. Медиапространство всего тюрко-мусульманского мира в конце XIX – начале XX вв. использовало это издание как основной источник получения информации, в котором помещались информационные, аналитические, художественно-публицистические и литературные материалы, вызывающие большой читательский интерес. В этом, несомненно, большая заслуга автора, редактора, издателя «Терджимана» Исмаила Гаспринского.

Оценивая роль газеты и ее издателя в жизни общества, современные отечественные и зарубежные ученые сходятся в едином мнении о том, что газета долгие годы служила народам Востока на ниве просвещения и, словно частицы мозаики, собираясь в единое целое, отображала общую картину тенденций и явлений всего тюрко-мусульманского мира конца XIX – начала XX вв. Так, крымский ученый доктор филологических наук професоор И.А. Керимов отмечает, что «публицистические произведения Гаспринского легли в основу крымскотатарской национальной журналистики и, безусловно, являются бесценной сокровищницей народа, а мысли и идеи Гаспринского, озвученные им много лет назад и в советское время преданные забвению, сегодня востребованы и актуальны». [4, c.3]

Исследователь творчества Гаспринского Э.А. Аблаев высоко оценивает его просветительскую деятельность, которую он успешно осущетвлял в том числе и посредствои издания «Терджимана»: «Цели и задачи издания редактор обозначил так – «служить правде и просвещению, способствовать распространению знаний среди широких масс, добиваясь реформы образования, стремление знакомить русско-мусульманский мир с новейшими знаниями, русской образованной жизнью и с задачами времени и культуры вообще» [1, с.87].

Наследие Гаспринского насчитывает десятки литературных, сотни публицистических произведений. Комплексное исследование публицистики данного автора позволяет сделать вывод о том, сто с точки зрения проблемно-тематического, структурно-композиционного, жанрового аспектов она многогранна, разнопланова, актуальна, востребованна. Основная ее функция – просветительская, в этом главная заслуга Гаспринского-публициста. Академик РАЕН, российский философ, историк, востоковед Эдуард Кульпин-Губайдуллин, заключает, что вся жизнь Гаспринского была посвящена одной цели – просвещению тюркских народов в самых разнообразных аспектах этой деятельности, но, прежде всего, за счет непрерывного, на протяжении нескольких десятилетий, издания первой двуязычной русско-татарской газеты «Переводчик-Терджиман. [5]

Гаспринский придавал большое значение целостности и связанности произведения. Этого он достигал через смысловую структуру текста, для чего он стремился к четкому построению материала. Структура публикаций Гаспринского выглядит классически: основная мысль, тезисы, развивающие основную мысль, аналитическая оценка ситуации, авторские выводы.

Основная мысль содержит тему и отражает особенности мышления автора. Тезисы и иллюстрации к ним в виде примеров, рассуждений автора относительно выбранной темы может варьировать в зависимости от жанра материала. Продуманность концепции журналистского произведения способствует эффективному воздействию на читательскую аудиторию, поэтому создание смысловой структуры текста не менее важная часть работы автора, нежели наполнение материала содержанием.

Повествование, описание, рассуждение – основные смысловые типы журналистских произведений. [6, с.91] В публицистике Гаспринского встречаются все эти три категории медиатекстов. К описаниям можно отнести его путевые очерки, в которых доминирует данный способ изображения пространства. Большая часть путевых очерков публиковалась в арабографичной части «Терджимана». Здесь же ограничимся лишь перечислением некоторых из них, транслитерированных турецким ученым Я. Акпынаром на латиницу: «İstanbulda bir kaç kun» («Несколько дней в Стамбуле»), «İsanabul Maişeti” («Жизнь Стамбула»), «Что я увидел в Бухаре», «По пути в Индию» и др. В данных текстах Гаспринского уделяется большое внимание описанию традиций, обычаев, достопримечательностей той или иной местности, где бывал автор. [8]

В то же время Гаспринский в сюжетно-образной форме повествует о событиях, произошедших во время путешествия и свидетелем или участником которых он был. При этом автор рассказывает о наиболее значимых, а не случайных, событиях, текст выстраивается хронологически. Объяснительные, сравнительные элементы языка, метафоры, активно используемые им при описании и повествовании, придают текстам динамику.

В таком виде журналистского текста, как рассуждение, исследуются предметы и явления, а также раскрываются их внутренние признаки, доказываются определенные утверждения. В логической последовательности автор представляет ряд суждений, идущих друг за другом, в конечном итоге вытекающих в ответ на поставленный вопрос, обозначенную проблему. Гаспринский в своих рассуждениях последователен, методичен, что находит отражение в структуре текстов в виде логически выстроенных суждений. Поступенчато излагая свои мысли относительно предмета выступления, автор путем рассуждений приходит к логическому завершению и формулирует выводы.

Так, в статье «О национальной идее», опубликованной в одном из майских номеров «Терджимана» за 1895 год, Гаспринский следует данному принципу изложения-рассуждения. Исследуя природу идей и их значение для социума, его настоящего и будущего, публицист опирается на исторические данные, совершая краткий экскурс в прошлое, и логически выстраивая утверждения, ясно излагает свое видение сути данного вопроса, а в заключении делает выводы. Рассуждая о том, насколько велика сила влияния идеи на жизнь и деятельность народов и человеческих обществ и какие идеи питают мусульманское население России, автор подводит следующий итог: «Хорошие идеи и хорошие стремления необходимы и отдельному человеку, и целому обществу. Они дают бодрость и освещают путь. Нужно ли говорить о том, что нам необходимо поставить себе задачей и идеалом просвещение и труд? Проникнувшись этой идеей, доброй и светлой, мы оживем, жизнь наша украсится, стремления и мысли облагородятся, и среди нас появятся заметные и деятельные люди. Идея даст нам и силы, и средства». [7] Острота и динамика рассуждений Гаспринского нацелена на достижение действенности, что находит отражение в смысловой структуре текста и способствует эффективному воздействию на читателя.

Публицистическому тексту чаще всего присуща композиция, предполагающая введение в проблему, обозначение подтемы, представление аргументов и оценок, а также постановку вопроса. В процессе оптимального взаимного расположения и соотношения частей и установления разнообразных связей между ними Гаспринский достигает должной смысловой, стилистической, интонационной целостности и эстетической гармонии вступления, основной части и заключения.

Специфика его публицистики заключается также в использовании разнообразных приемов разворачивания мысли, мастером которых и был Гаспринский. Рассматривая композицию как элемент структуры, многие исследователи отмечают ее смысловую, стилистическую, интонационную целостность. Тексты Гаспринского представляет собой самостоятельную, целенаправленную, целостную организацию, где все компоненты логически объединены в единую структуру. При этом композиция в них выражается детализированным подбором, формированием, группировкой и распределением внутренних компонентов.

Внутренняя композиция включает публицистических произведений Гаспринского – это бесконечное варьирование соотношения фактов и логического изложения. В то время, как внешняя композиция являет удачные в своей состыкованности переходы от одной подтемы к другой.

Гаспринский всегда помнит о том, что текст должен быть удобен для восприятия и понятен для читателя. И, как каждый успешный автор, нередко использует свои творческие находки в стилистических приемах, имеет индивидуальную манеру изложения. Он инстинктивно чувствует основы сюжетно-композиционного построения и его важнейшие элементы Гаспринский-публицист практикует все три известных типа композиции: сюжетную, ассоциативно-аналитическую, лирическую. Он использует разнообразные композиционные приемы, с помощью которых ему удается раскрыть содержание той или иной проблемы, события, явления, о котором идет речь. Публицист образным и логическим путем выражает себя через движение смыслов, соответствующих подтемам в предмете отображения.

Композиция статьи «Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения мусульманина» обусловлена характером и внутренней логикой развития сюжета. Во вводной части автор подготавливает читателя к восприятию непростого материала. В ней он определяет тему публикации, намечает аспекты ее рассмотрения, совершает экскурс в историю вопроса. Такая часть призвана вызвать у читателя интерес к предлагаемой автором теме, служит логическим переходом к основной части публицистического произведения. В ней Гаспринский углубленно исследует тему и доносит до читателя немало новых знаний, с ней связанных. Способ и порядок изложения автором основного материала способствуют детальному рассмотрению наиболее важных аспектов вынесенных в заголовок темы.

Системность изложения определяет логическое построение основной части материала – ее фрагменты объединены как элементы единой системы. Это, безусловно, относится и к заключению, поскольку, являясь его обобщением, эта часть публикации имеет определяющее композиционное значение, демонстрируя целостность, системность, соразмерность и связность изложения. В данной статье Гаспринский подводит итоги и суммирует свое исследование в форме призыва: «Кончая настоящие заметки, позволю себе обратиться к образованной мусульманской молодежи. Братья, примитесь серьезно за дело народного образования. Выучиться самому – достоинство, но передать незнающему свои знания еще большое достоинство и благое, святое дело… Это, братья, будет честно и благородно, и если не теперь, то в будущем народ благословит ваше имя, памятуя священное изречение великого Алия, что «чернила ученого столь же достойны уважения, как и кровь мученика». [3, c. 58]

Следует отметить, что в заголовочный комплекс как первичный синтез содержания газетной публикации помимо собственно заголовка входят также рубрика, подзаголовок, анонс, лид, названия тематических полос. Все это, привлекая внимание читателя, ориентируя его, свидетельствует о концепции издания, его направленности. Говоря о заголовках публицистических произведений Гаспринского, нельзя не отметить стремление автора уже через них воздействовать на читателя, оказывать влияние на восприятие всего текста, заключая в них основной материал. Объяснить это можно, вероятно, нехваткой человеческих ресурсов в редакции, поскольку известно, что Гаспринский был и автором, и редактором, и издателем газеты в одном лице. К тому же «Терджиман» следует рассматривать как первую попытку выпуска национального издания не только в пределах Российской империи, но всего тюркского мира. Это было новое для той эпохи дело, которое начал и вел человек, доселе не имеющий подобного опыта и практики, и несмотря на это добившийся высоких результатов в данной сфере.

В публицистике Гаспринского есть и «беззаголовочные» произведения. Например, передовая статья одного из январских номеров «Терджимана» за 1887 год. Ее тема – духовная жизнь мусульман Крыма, функции и задачи Духовного управления и муфтия. Несмотря на отсутствие этой важной части композиционной структуры текста – заголовка, данная публикация выполняет свою основную функцию – информирует читателя о последних событиях из жизни мусульман Крыма. Кроме того, в нем автор излагает свое видение проблем мусульманской уммы, а также дает рекомендации относительно улучшения качества жизни мусульман путем просвещения, акцентируя внимание на роли лидеров духовенства: «Путем проповедей, школ, шариатского суда духовные представители могут влиять на то или другое направление народа, его нравственности, воззрений, симпатий. Если только сами представители духовной власти и духовных знаний достаточно знающи и чисты нравственно, не представляя при этом людей не у места или людей, преследующих узкие личные интересы и блага». [2]

В структуру любого издания входят рубрики – разделы, выполняющие информационную функцию. Рубрики менее конкретны, чем заголовки и дают общее представление о теме. Их наличие в газете свидетельствует о постоянстве и привлекает внимание читателей. Расположенная над заголовком публикации или подборкой материалов, она, как правило, не раскрывает содержания текста, а указывает на тематический раздел газеты. Различают постоянные (печатаются на протяжении длительного времени из номера в номер) и временные (существуют определенный срок и отражают какое-либо событие) рубрики в газете.

Подобная практика распределения журналистских материалов по рубрикам – постоянным и временным – существовала и в газете «Терджиман». Перечислим некоторые постоянные рубрики издания: «Местные известия», «Къырым хаберлери» («Новости Крыма»), «Разные вести», «Новые книги», «Письмо в редакцию» и другие.

Таким образом, «Терджиман» как издание с точки зрения его структуры соответствовал газетным стандартам и имел определенную четкость и последовательность в данном вопросе. Преимущественное большинство текстов, опубликованных на страницах газеты, с точки зрения теории журналистского творчества были выполнены качественно и соответствовали нормам своего времени. Данный тезис относится к содержательной и структурной стороне издания в целом, публикациям Гаспринского на страницах «Терджимана», в частности. Это дает основание отнести данное издание к разряду качественной прессы своего времени. Что касается композиционной и структурной специфики текстов Гаспринского, следует подчеркнуть, что они, от замысла, идеи до оформления в журналистское произведение, представляют собой целостную организацию текста, имеющего все соответствующие элементы, что придает программный характер публицистическим произведениям автора.

References
1. Ablaev, E. A. Progressivnye pedagogicheskie idei krymskikh tatar vtoroi poloviny XIX – nachala XX vekov (na materiale pedagogicheskogo naslediya I. Gasprinskogo): dis. … d. ped. nauk: 13.00.01. / E. A. Ablaev. – Tashkent, 1991. – 226 s.
2. Zadachi Dukhovnogo upravleniya i muftiya. // Terdzhiman. – 1887. – № 2, 25 yanvarya.
3. Ismail-bei Gasprinskii. Rossiya i Vostok. / Otv. za vyp. Bagautdinov R. – Kazan': Tatarskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1993. – 131 s.
4. Kerimov, I. A. Gasprinskiinin'' «dzhanly» tarikhi 1883-1914. / I. A. Kerimov. – Ak''mesdzhit: Tarpan, 1999. – 407 s.
5. Kul'pin, E. S. Krymskie tatary i vyzovy XXI veka. / E. S. Kul'pin. ¬ – Simferopol': Arial, 2014. – 164 s.
6. Mel'nik G. S., Teplyashina A. N. Osnovy tvorcheskoi deyatel'nosti zhurnalista: ucheb. posobie dlya studentov 1-go kursa fak. zhurnalistiki / G. S. Mel'nik, A. N. Teplyashina. – Sankt-Peterburg: Piter, 2008. – 271 s.
7. O natsional'noi idee. // Terdzhiman. – 1895. – № 18, 7 maya.
8. İsmail Gasrpıralı, Seşilmiş Eserleri: Dil, Edebiyat, Seyahat Yazıları: Neşre Haz. Yavuz Akpınar. İstanbul: Ötüken Yayınevi, 2015. – 512 s.