Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Psychology and Psychotechnics
Reference:

The study of social and personal determinants of emotional perception of music

Sazonova Irina

Senior Educator, the department of Engineering Pedagogy and Psychology, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

194064, Russia, Leningradskaya oblast', g. Saint Petersburg, ul. Politekhnicheskaya, 29, of. Gidrokorpus 1

Irsa2003@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0722.2019.4.30776

Received:

11-09-2019


Published:

03-01-2020


Abstract: The subject of this research is the question of studying determinants of music perception. In recent years, the scholars in various fields of science and art write on the psychology of music perception. Often their publications carry an art of sociological character; some of the researchers explore the psychological and physiological aspects of music perception. The author sets a goal to examine the psychological and social factors substantiating the emotional perception of music, as well as the role of cognitive functions in the emotional perception of music. Methodological framework contains the M. Rokeach’s survey “Value Orientations”; T. Schafer’s and P. Sedlmeier’s survey “Psychological Orientations of Music”; interview; author’s original questionnaire “Social Perception of Music”; categorization; Mann–Whitney U test, Spearman's correlation; and exploratory factor analysis. The main conclusions consists in identification of correlations between social values of the respondents and their personality traits. The determinants of music perception include the factors of age, gender, situational factors and musical skills. This work allows using the presented statistical results and conclusions for future research of the topic, and may be valuable for the psychologists and pedagogues dealing with the teenage and youth behavior management.


Keywords:

perception, music, emotions, emotional functions of music, music perception, cognitive functions of music, social Psychology, youth culture, social perception of music, music genres


Изучение социальных и личностных детерминант эмоционального восприятия музыкальных произведений

Актуальность исследования состоит в том, что в нем поднимаются важные для общества проблемы, связанные с перцепцией музыки. Музыкальное пространство – это специфическая сфера познавательной деятельности и проведения досуга в среде молодежи, где возможны изменения ценностных ориентаций. Восприятие музыки публикой были освещены исследователями в психологии, социологии и культурологии. Тем не менее, данная тема продолжает оставаться актуальной, так как многие аспекты эмоционального восприятия музыки остаются малоизученными. Большинство исследователей в этом направлении фиксируют свое внимание на связи эмоциональной реакции на музыку с музыкальными способностями (Б.М.Теплов, Д.К.Кирнарская и др.) [12, 6]. Музыковеды изучают соотношение эмоционального и структурного восприятия, исходя из степени сложности музыкального материала, которое способен воспринять индивид [1, 5, 8, 11]. Часть исследователей фиксируют внимание на выявлении роли интеллекта и сознания в эмоциональной оценке музыки (В. М. Аллахвердов и др.) [2]. В традициях философско-искусствоведческой науки существует тенденция рассматривать в связи с перцепцией музыкальных произведений эмоционально-смысловой музыкальный код и семантику музыки (А.Ф. Лосев, В.В. Медушевский) [7, 8]. Некоторыми ученые предполагают существование социальной обусловленности эмоционального восприятия музыки (Т. Адорно, Е. Б. Борисова, И.А. Новиков и др.) [1, 3, 9]. Психологи рассматривают взаимосвязь эмоциональных и познавательно-нравственных аспектов в восприятии музыки, обусловленность перцепции музыки ситуативными и культурными факторами (Б.М. Теплов, В.Е. Семенов и др.)[10, 12].

В связи с тем, что тему восприятия музыки изучают исследователи из разных областей культуры, в некоторых случаях существует непонимание учеными доводов друг друга из-за использования учеными уникальной терминологии, связанной с предметом изучения. Авторы концепций объясняют феномен эмоционального восприятия музыкального произведений со своей позиции, которая базируется на законах той части культуры, где господствует специфический язык и свои смыслообразующие понятия. В связи с этим, в некоторых ситуациях аргументация оппонентов не доходит до адресата из-за тезаурусных барьеров. Сложность понимания языка музыковедов психологами демонстрирует определение двух видов слушателей музыки, по определению Д.К. Кирнарской, которых она делит следующим образом: 1) слушатели, получающие эмоциональные впечатления внутри музыки («адекватное» восприятие); 2) слушатели, «вписывающие» свои эмоциональные впечатления в музыку. Первые, не утрачивая дифференцированности перцепции музыки, включают воспринятые элементы музыкального произведения в целостную систему. Для вторых характерны: «фрагментарность, дробность восприятия», неспособность системно представить всю совокупность звуковых соотношений в целостном виде, либо, напротив, им свойственна чрезмерная целостность, не учитывающая соотношений частей, когда мысленный образ предстаёт «размытым». Д.К. Кирнарская пишет о том, что существуют сложности в изучении предмета из-за использования учеными разного методического инструментария: «Обе сферы знания к настоящему моменту исчерпали собственные силы в исследовании такого сложного предмета, как музыкальное восприятие: музыкознание строило свои концепции восприятия без учёта живого восприятия; психология также вырабатывала своё понимание музыкального восприятия преимущественно без живой музыки» [5, С. 17]. В связи со сложностью изучения эмоционального восприятия музыки Д.К Кирнарская приводит в пример цитату Дж. Слободы (Sloboda John,1985), который заметил, что музыкальное восприятие напоминает чёрный ящик, где известна лишь входящая информация. На выходе – ничего [5]. Но даже по поводу подлинности той входящей информации, о которой упоминал Дж. Слобода, у некоторых авторов существуют сомнения. Например, В.М. Аллахвердов, отмечая, что тональность откладывает эмоциональный отпечаток на восприятие музыки («минорные тональности звучат более печально, чем мажорные»), сомневается в объективности эмоциональной оценки структурной организации музыки: «Если кто-то из великих композиторов написал грустную музыку в миноре, то использование минора для выражения грусти становится одновременно цитатой». В.М. Аллахвердов пишет, что «мощь и живость мажора вовсе не обязательно являются атрибутами прообраза данной тональности в средневековье. А, может, ныне принятая интерпретация тональностей - лишь дань привычке?» [2, с. 30-31]. В 2014 г Л. Тарьюффи, С. Кельш также заинтересовались темой эмоционального восприятия музыки. В статье «Парадокс музыки грусти. Он-лайн опрос» они пишут о феномене восприятия грустной музыки. Почему люди ищут и ценят грусть в музыке, несмотря на то, что в человеческом обществе полагается, что грусть нежелательна? Л. Тарьюффи, С. Кельш обнаружили в этом «парадоксе» эффекты социально обусловленной эмпатии, лежащей в основе мотивации[15]. Желание слушать «грустную» музыку связано с особенностью человека представлять себя в том эмоциональном состоянии, которое отображается музыкальным произведением, и происходит это через психическое заражение. «Грустная музыка» вызывает не только грусть, но и широкий спектр сложных и частично позитивных эмоций, таких как ностальгия, миролюбие, нежность, трансцендентность и удивление.

Рис. 1 Факторы, объединяющие ситуации, связанные с грустной музыкой [15].

Иногда грустная музыка (рис. 1) используется как виртуальный социальный контакт, в иных ситуациях – это инструмент для урегулирования расслабления/возбуждения и т.д. Авторы данной концепции исследовали также особенности восприятия веселой, «счастливой» музыки.

Рис. 2 Факторы, объединяющие ситуации, связанные с веселой музыкой [15].

Люди склонны слушать веселую музыку (рис. 2) в кругу друзей, в общественных местах, чтобы испытать удовольствие и поддержать позитивное настроение [15]. В связи с данным исследованием возникает вопрос, не получится ли так, что представитель иной культуры не будет воспринимать данную музыку, как грустную, поскольку восприятие музыки во многом детерминировано культурными традициями. На наш взгляд, есть вероятность того, что данные выводы подходят лишь к небольшой части населения планеты.

То, что эмоциональное восприятие музыки не универсально, а зависит и от культурного окружения, доказали H. Egermann, N. Fernando, L. Chuen L., S. Adams, исследовав представителей двух не пересекающихся между собой культур: с одной стороны, это были пигмеи Конго, никогда не слышавшие музыкальных произведений европейцев, и, с другой стороны, выборка канадцев, выросших на европейской музыке. Как универсальные, проявились лишь вызванные музыкой «реакции возбуждения», так как они основаны на культурно независимых механизмах: темп, высота, тембр музыки. Эмоциональное реагирование на музыку пигмеев оказалось основанным на символическом и ассоциативном мышлении, опосредованном их обучением. В западных ответах проявилась универсальность терминологии и больше вербальной схожести, позволяющей полнее описать свои эмоции от перцепции музыки. Исследование Egermann H., Fernando N., Chuen L показало, что эмоциональные реакции на музыкальные произведения могут быть как личными, так и коллективными, обусловленными культурой, социумом [13]. И. А. Новиков рассматривал эмоциональное восприятие музыки также в контексте социального окружения: «Музыка воспринимается людьми по аналогии с речью - как нечто, что потенциально может нести информацию», «каждый человек в зависимости от степени развитости эмоциональной и интеллектуальной личностных сфер воспринимает не одно и то же, и понимание произведения у разных людей может различаться» [9, с.102]. Часть научных работ, связанных с перцепцией музыки, посвящены теме «адекватного» восприятия музыкальных произведений [5, 8]. В.В. Медушевский отмечает, что «адекватное восприятие - это идеал, эталон совершенного восприятия» [5, c. 143]. Д.К. Кирнарская пишет, что адекватное восприятие музыки - это прочтение текста в свете жанровых и духовно-ценностных принципов культуры. С этой позицией перекликается мнение Б.М. Теплова, который пишет о том, что, несмотря на то, что способность эмоционально отзываться на музыку составляет центр музыкальности, но, чтобы эмоционально воспринимать музыку, нужно многое «расслышать, дифференцировать в музыкальной ткани»[12]. В классификации Т. Адорно, также ориентированной, прежде всего, на когнитивное восприятия музыки, а уже во вторую очередь, на эмоциональное, 5 типов слушателей: эксперт, хороший слушатель, образованный, эмоциональный, рессантиментный, развлекающийся слушатель. Концепция Т. Адорно носит субъективный характер в части доказательств, где слабой стороной является отсутствие эмпирической базы. Пример сопоставления разно-полярных слушателей по типу восприятия музыки продемонстрировал Р. Вагнер, рассказав о ситуации на постановке оперы «Тристан и Изольда», когда одна из посетительниц скучала, в то время как у ее супруга "по щекам текли слезы глубочайшей взволнованности». Р. Вагнер предположил, что способности к восприятию музыки так же многообразны, как темперамент, и отметил, что «ни принадлежность к различным слоям общества, ни степени образованности не определяют способности индивидуального восприятия», так как везде встречаются «одинаковые феномены восприимчивости и невосприимчивости» [4, с. 634-635]. Под «восприимчивостью» Р. Вагнер подразумевал умение слушателя эмоционально отзываться на музыкальное действо. Д.К.Кирнарская связывает феномен «восприимчивости» музыки со способностями человека. В.Е. Семенов предложил еще одну типологию публики, где эмоциональное восприятие искусства связывается с ценностными ориентациями. По В.Е. Семенову, существуют приверженцы массовой культуры (рок-музыки) и любители «настоящего искусства» (классической музыки) [10, c. 67]. Восприятие, как гуманистического искусства, так и «масскультовского, контркультурного искусства» оставляет «отпечаток» на «духовно-нравственном облике человека» [10, с. 70]. И.А. Новиков приходит к похожим выводам о воздействии искусства на нравственный облик молодежи, но отмечает влияние на восприятие музыки возросшую роль массовых музыкальных жанров как коммуникации. Он пишет, что в XXI в. рок-музыка выступает, как международный язык молодежи и фактор, выполняющий "функции социализации, включения молодого человека в круг проблем, которые актуальны для его современников» [9]. Е.Б. Борисова заметила, что немузыканты предпочитают эстраду, клубную музыку, рэп, а в группе музыкантов проявляется направленность на жанры: классика, народная, духовная музыка, джаз. При этом, «устойчивое свойство музыкальных предпочтений» в группе музыкантов возрастает «с увеличением их профессионального слушательского опыта» [3]. С научными выводами Е.Б. Борисовой могли бы согласиться Д.К. Кирнарская, В.В. Медушевский, выдвинувшие идею об «адекватном восприятии» музыки. Но классификацией реакции публики на реагирование музыкантов и не музыкантов не исчерпывается разнообразие возможной эмоциональной реакции на музыку. Например, большую роль играет мотивация, связанная с восприятием музыки, зависящая от ситуационных факторов и личностных особенностей индивида. Т. Шефер, П. Седлмайер, К. Стадлер, Д. Хурон подошли к оценке перцепции музыки с точки зрения того, какие потребности лежат в основе перцепции музыки, и какие ситуации этому способствуют. Они обнаружили, что музыкальное произведение часто прослушивается с целью «возбуждение и регулирование настроения», также в сфере музыкальных потребностей существует стремеление к «самопознанию» и к «социальной близости». [14, с.9-21]. При этом, указанные авторы не сопоставляли потребности в музыке с видом музыкального объекта, что дает не полную картину разновидностей потребностей в перцепции музыки. В нашем исследовании мы старались комплексно подойти к исследованию эмоционального восприятия музыки, учитывая особенности восприятия различных музыкальных жанров и стилей, принимая во внимание ситуационные, личностные и социальные факторы перцепции музыкальных произведений. В теоретической части исследования мы основывались на теории Д.К. Кирнарской о двух типах музыкального восприятия, идее В.Е. Семенова о взаимосвязи перцепции музыки с ценностными ориентациями, на выводах И.А. Новикова о социальной обусловленности перцепции музыки. В практической части исследования мы использовали, как основу, положение о категориальном восприятии музыки слушателем Е.Б Борисовой и выводы исследования мотивационной сферы перцепции музыки Т. Шефер, П. Седлмайер, К. Стадлер, Д. Хурон.

Цель исследования заключалась в выявлении социальных и личностных детерминант эмоциональных реакций на музыку. Задачи исследования: исследовать особенности эмоционального восприятия музыкальных произведений. Объектом исследования стали обучавшиеся в Санкт-Петербургском Политехническом Университете Петра Великого студенты в Институте физики, нанотехнологий и телекоммуникаций (ИФНиТ) и других институтов в 2016-2019 г.г. (247 чел.). Возраст реципиентов – 17,5 - 30 лет, 33% юношей, 67% девушек. Из них 49% - студенты, исследуемые в 2016 г., 51% - исследуемые в 2018 г. Среди исследуемых студентов в 2018 г.: 79% студентов - 1 курс бакалавриата, 21% - 4 курс бакалавриата. Были исследованы студенты, участвующие в хоре Политехнического Университета «Полигимния» (48 человек, 9 юношей, 39 девушек). Предмет исследования: эмоциональное восприятие музыки, его социальные и личностные детерминанты. Методы исследования: опросник «Психологические функции музыки» (Т. Шефер, П. Седлмайер), опросник «Ценностные ориентации (М. Рокич), авторская анкета «Социальная перцепция музыки», корреляция Спирмена, критерии Манна-Уитни, факторный анализ. Новизна исследования заключается в том, что в исследовании детерминант эмоционального восприятия музыки был использован комплексный подход, учитывающий несколько факторов, обуславливающих перцепцию музыки. Мы сопоставили потребности студентов в музыкальном объекте с особенностями предпочитаемой музыки, с ситуациями, связанными с перцепцией музыки, проанализировали взаимосвязь поведенческих реакций, проявляющихся в выборе предпочитаемых музыкальных произведений, с ценностными ориентациями. При этом мы учитывали детерминирующее влиние на эмоциональное восприятие музыки пола, возраста и музыкальных навыков.

Обсуждение результатов. Результаты корреляционного анализа. В нашем исследовании был проведен корреляционный анализ признаков: выбор музыки (ранжирование по приоритету), частота прослушивания музыкальных произведений, ситуации, потребности, связанные с перцепцией предпочитаемой музыки. Наибольшее количество корреляционных связей с эмоциональными и мотивационными функциями музыки, проявляющими особенности потребностей слушателей, проявил «выбор рок-музыки». В Таблице 1 представлены психологические функции, являющиеся коррелятами «выбора рок-музыки», как приоритетного жанра.

Таблица 1. Эмоциональные и мотивационные функции, коррелирующие с выбором рок-музыки

Эмоциональные

функции

Коэфф.

корр.

(r- Спирмена)

Ур. знач.

Мотивационные

функции

Коэфф.

корр.

(r- Спирмена)

Ур. знач.

Улучшает настроение

r=0,641*

p ≤ 0,05

Увеличивает мотивацию для деятельности

r=0,683**

p ≤ 0,01

Телесные изменения, «мурашки на коже»

r=0,628*

p ≤ 0,01

Дает необходимую энергию

в течение дня

r=0,761**

p ≤ 0,01

Передает чувства и эмоции

r=0,514*

p ≤ 0,05

Помогает работать без усилий, структурирует жизнь

r=0,566*

p ≤ 0,05

Делает жизнерадостным

r=0,333

p ≤ 0,1

Помогает быть внимательней, «настороже»

r=0,487*

p ≤ 0,05

* составлено автором

Также проявилась корреляционная связь между переменными: «выбор рэп» - «сублимация внутреннего напряжения», r=0,503*, р = 0,028; «выбор классической музыки» - «хочу что-то узнать о музыке», r=0,488*, р =0,031; «выбор металла» - «музыка вызывает визуальные образы», r=0,468*,р=0,044; «выбор джаза» - «музыка позволяет мне быть таким, каков есть», r=0,468*, р=0,042; «музыка отражает мои чувства и настроения» r=0,471*, р=0,042; «выбор «регги» - «музыка выражает то, что не может быть высказано словами», r=0,652**, р=0,003. Корреляционный анализ показал, что с помощью перцепции музыки респонденты намерены улучшать свое настроение (r=0,641**, p≤0,01) (под «настроением» мы полагаем «сравнительно продолжительные, устойчивые психические состояния умеренной или слабой интенсивности»). Для испытуемых оказался важен эффект «катарсиса («мурашки на коже») при прослушивании любимых музыкальных произведений (r=0,628**, p≤0,01). Потребность услышать в музыке нечто, соответствующее собственному эмоциональному состоянию (r=0,514*, p≤0,05), и стать жизнерадостнее (r=0,333*, p≤0,05*) также составляет мотивационную основу перцепции музыки. Таким образом, мы видим, что детерминантами перцепции музыки являются ситуационные факторы, психологические потребности слушателей.

Результаты факторного анализа. В результате проведенного факторного анализа (ЭФА) нами было выявлено 6 факторов, связанных с когнитивными, эмоциональными, социальными, психотерапевтическими и фоново-прикладными функциями музыки. Когнитивная, эмоциональная, социальная функция музыки, в порядке убывания процента дисперсии, заняли большую часть дисперсии. Проявились дополнительные факторы: релаксация, сублимация/антистрессовая функция, прикладная функция/фон. Данные факторного анализа представлены в Таблице 2.

Таблица 2 - Результаты факторного анализа ЭФА.*

Факторы

Переменные по методике «Психологические функции музыки»

Факторная нагрузка

Переменные по методике

"Частота прослушивания музыки"

Факторная

нагрузка

Фактор I Когнитивная функция музыки

Помогает лучше понять мир

Хочу что-то узнать о музыке

Могу распознать себя в текстах

0,954

0,842

0,327

регги

рок

фолк

джаз

0,707

0,699

0,685

0,632

Фактор II Эмоциональная функция

Помогает вспоминать

Музыка успокаивает

Я очень рад этому

Я могу петь и гулять

0, 830

0,728

0,717

0,552

рэп

классика

0,706

0,668

Фактор III «Социальная функция»

О музыке говорю с друзьями

Избегаю повседневности жизни

Позволяет мне мечтать

0,706

-0,574

0,672

русский рок

рок

0,693

0, 456

Фактор IY «Релаксация»

Помогает расслабиться

Забываю мир вокруг

Избавляет от напряжения

0,704

0,629

0,523

классика

регги

популярная

0,472

0,423

0,327

Фактор Y «Сублимация»

Вызывает визуальные образы

Выразительна без слов

Уменьшает беспокойство

Я могу танцевать

0,713

0,587

0,560

0,454

клубная

рэп

металл

регги

0,620

0,529

0,522

0,383

Фактор YI

«Фон»

Структурирует жизнь

С музыкой не так скучно

0, 463

0,195

фолк

металл

регги

русский рок

0,234

0,186

0,151

0,148

* составлено автором

Результаты факторного анализа показывают, что в один фактор иногда может входить музыка различных жанров и направлений, вследствие чего можно сказать, что наши исследования отчасти подтверждают высказывание о том, что современная музыкальная культура - это симбиоз стилей[11]. Музыкальное произведение вызывает эмоциональный отклик, где проявляются состояния разных модальностей, которые мы можем измерить либо в шкале «напряжение-расслабление», либо «возбуждение – покой», либо «включенность - рассеянность». Результаты частично подтверждает теорию о полифункциональности музыки, в которой есть эстетическая, суггестивная, гедонистическая, компенсаторная, катарсическая, воспитательная, познавательная и информационно-коммуникативная функция [10].

Рис. 3. Факторный вес частоты прослушивания жанров музыки. Фактор «Эмотивный».

На рис. 3 изображен факторный вес жанров музыки (частота прослушивания), входящий в фактор «Эмотивный». Мы видим, что самый большой вес в этом факторе имеют жанры Рэп и Классика. С этим фактором коррелируют катарсические, эмоциональные функции музыки: «я рад музыке», «музыка помогает вспоминать».

Рис. 4. Факторный вес частоты прослушивания жанров музыки. Фактор «Социальный».

На рис. 4 показан факторный вес музыкальных жанров (частота прослушивания), входящих в фактор «Социальный» Самый большой вес в данном факторе у жанров «Рок» и «Русский рок». С этим факторам коррелируют социальные функции музыки «есть о чем поговорить с друзьями», «могу быть вместе с семьей», «музыка помогает мечтать». Факторный анализ подтвердил существование различных психологических потребностей, связанных с восприятием музыки. Как минимум, это эмоциональные, познавательные и социальные потребности. Также перцепция музыки может быть связана с регуляцией настроения или служить фоном, гармонизирующим состояние.

Результат сравнительного анализа. Сравнительный анализ психологических функций музыки с помощью U-критерия Манна-Уитни показал, что девушки склонны более эмоционально воспринимать музыку, по сравнению с юношами. В Таблице 3 представлены результаты сравнительного анализа по фактору «пол» эмоциональных аспектов перцепции музыки в жизнедеятельности студентов.

Таблица 3. Различия эмоциональных аспектов восприятия музыки между юношами и девушками.*

Понимание эмоционального состояния в связи с перцепцией музыки

(Я-концепция, самовосприятие)

U- критерий

Манна-Уитни

Уровень значимости

девушки

юноши

музыка помогает мечтать

17,65

11,76

0,048*

музыка дает чувство безопасности

18,61

12,06

0,044*

музыка - это средство выразить себя

18,46

12,18

0,040*

музыка вызывает фантастические образы или истории

19,46

12,47

0,028*

музыка позволяет мне быть таким, какой я есть.

19,23

12,64

0,037*

музыка добавляет смысл моей жизни.

18,25

10,53

0,01**

музыка может уменьшить беспокойство

18,88

11,84

0,023*

музыка заставляет чувствовать, что я хочу изменить мир

19,23

11,56

0,01**

музыка доставляет мне удовольствие

18,07

12,5

0,037*

музыка напоминает прошлые переживания

19,23

11,56

0,01**

хотел бы взять музыкантов в качестве образцов для подражания

19,30

11,5

0,01**

музыка может отвлечь от всего

17,69

11,73

0,04*

*составлено автором

В женской выборке на большем уровне проявились функции музыки, связанные с социальным аспектом восприятия - «чувствую, что хочу изменить мир» (p=0,01**) и с функцией музыки «музыка напоминает прошлые переживания» (p=0,01**). Воспоминания под музыку, по мнению некоторых исследователей, связаны с эмоциональным катарсисом Интервьюирование респондентов и ранжирование предложенных жанров музыки выявило, что часть студенток имеют в приоритете «спокойные мелодии» при том, что в выборке мужчин ни один испытуемый не заявил о приоритете «спокойной, мелодичной музыки». Результаты исследования ранжирования юношами музыки по приоритетам показали, что они чаще, чем девушки, предпочитают жанры, связанные с повышенной громкостью, темпом, с чётко обозначенным ритмом, в частности, жанры Металл и Рэп (p≤0,05). Результаты говорят о некоторой склонности девушек к трофотропной (успокаивающей, расслабляющей) музыке, а юношей - к эрготропной (стимулирующей, активизирующей). Таким образом, мы обнаружили некоторое детерминирующее влияние на эмоциональное восприятия музыки фактора «пол».

Проявились различия в эмоциональных реакциях на музыку и по фактору: «возраст». Детерминанты перцепции музыки, связанные с возрастом, как принадлежностью к поколению, обнаружились в более частом выборе, как предпочитаемой для перцепции, студентами 1 курса «модной» музыки Рэп, по сравнению со студентами 4 курса (p≤0,05).

Рис.5. Выбор приоритетных жанров студентов 1 курса, 4 курса(%).

При сравнении процентных долей по критерию «угловое распределение Фишера» (рис.5) проявилось достоверное различие φ* ≥ 1,64 на уровне значимости p≤ 0,05. Студенты 1 курса чаще выбирают Рэп, как предпочитаемую музыку, а студенты 4 курса выбирают Рок, что является проявлением принадлежности к своему поколению, своеобразным «музыкальным импринтингом» - склонностью к приверженности той музыке, которая была в обществе на пике популярности в период, когда происходило становление личности. Приверженность к модной музыке, которая, на данный момент времени, находится в тренде, может быть индикатором внушаемости молодежи, проявляющейся в «коллективной верности» субкультуре. Эмоциональная реакция на музыкальные жанры является показателем юношеского нонконформизма, возрастной непокорности авторитетам, поиска самостоятельности. В то же время, возраст может выражать и уровень личностной зрелости человека, доказательством чего может служить то, что положительные эмоциональные реакции на Классику у студентов 4 курса проявлялись чаще, чем у студентов 1 курса. В эмоциональной оценке музыки проявились также различия между занимающимися и не занимающимися в хоре студентами. У студентов, не занимающихся в хоре, положительную эмоциональную реакцию вызывают чаще музыкальные произведения в стиле: Металл, Регги (p≤0,05). Студенты, занимающиеся в хоре, чаще положительно эмоционально реагируют на жанры: Классика и Фолк. В выборке хоровиков перцепция Классики проявила корреляционную связь с ценностными ориентациями, что подтверждается высказываниями такого типа: «Классическая музыка гармонизирует, ведет к познанию мира» и результатами корреляционного анализа, представленные в Табл.4.

Таблица 4. Корреляция отношений к музыке и ценностных ориентаций. Студенты – участники хора «Полигимния» Политехнического Университета, 2019. Санкт-Петербург.*

Отношение к музыке

Ценностные ориентации студентов

Коэфф. корр.

Ур. знач.

Интерес к музыке

мир и счастье других людей

0,544**

0,001

Музыка активизирует

красота природы и искусства

0,424*

0,013

Музыка отвлекает

красота природы и искусства

0,447**

0,007

Частота перцепции

Джаз

развитие кругозора, широта интересов

0,381*

0,026

Джаз

красота природы и искусства

0,344*

0,043

Регги

равные возможности для всех людей

0,472**

0,004

Регги

красота природы и искусства

0,427*

0,011

Опера

развлечения, отсутствие обязанностей

-0,390*

0,022

Симфония

приятное, необременительное времяпрепровождение

-0,336*

0,045

Фолк

творческая деятельность

0,372*

0,028

Фолк

обеспеченная жизнь, без материальных затруднений

-0,482**

0,003

Выбор музыки

Фолк

интересная работа

-0,481**

0,003

Классика

жизненная мудрость - зрелость суждений и здравый смысл

0,425*

0,017

Клубная

интересная работа

0,376*

0,034

Клубная

уверенность в себе - внутренняя гармония, свобода от сомнений

0,337*

0,044

Популярная

интересная работа

0,380*

0,031

Рок-музыка

равенство - равные возможности для всех людей

0,542**

0,002

Рок-музыка

чуткость

-0,376*

0,044

*составлено автором

Во всех группах студентов выбор Рок-музыки, как приоритетной, коррелирует с ценностями/функциями: «равенство - равные возможности для всех людей», «музыка отражает культуру моей страны», «могу быть вместе с семьей», что, в некоторой степени, подтверждает слова В.Н. Сырова о том, что сегодня жанр Рок является результатом пути «от развлекательного - к серьезному, концептуальному», результатом «исторического пути» от русского романса к бардовской песне и Русскому року, [11, С. 9]. Общей тенденцией является также то, что перцепция музыкальных произведений в выборке студентов часто является фоном, регуляторной функцией. Студенты воспринимают музыку, как представители своего поколения, при этом, на их эмоциональную оценку могут влиять гендерные особенности и возраст как показатель зрелости.

Вывод.

1. Выявлено, что детерминантами эмоциональной реакции на музыку являются такие факторы, как принадлежность к определенному полу, возрасту, поколению. Связанные с эмоциональным восприятием поведенческие реакции при выборе музыки детерминированы ситуацией, потребностями индивида, личностными особенностями.

2. Обнаружены две основные ситуации, в которых студенты имеют потребность слушать музыку: а) мотивировать себя для занятий учебой, активизироваться, привнести в свою деятельность заряд энергии, 2) расслабиться после учебы, снять стресс. В студенческой среде музыка часто служит фоном, регулятором настроения.

3. Выявлены потребности в перцепции музыки, где когнитивные, эмоциональные, социальные потребности в прослушивании музыки проявляются, как основные.

4. Установлено, что особенности эмоциональной реакции на музыкальные произведения могут быть обусловлены музыкальными навыками.

5. Обнаружено, что эмоциональное восприятие музыкальных жанров и поведенческие реакции при выборе предпочитаемой музыки взаимосвязаны с ценностными ориентациями студентов.

Заключение. В статье обсуждался вопрос о детерминантах эмоционального восприятия музыки. Нами было проведено исследование литературных источников на данную тему, проведен корреляционный, факторный и сравнительный анализ изучаемых признаков, таких, как потребности, связанные с прослушиванием музыкальных произведений, предпочитаемые жанры, частота прослушивания музыки, ценностные ориентации. В исследовании выявлена корреляционная взаимосвязь эмоциональной перцепции музыки с социальными, эмоциональными и когнитивными потребностями студентов. Результаты подтвердили предположение о детерминирующем влиянии факторов "пол", "возраст" и "музыкальные навыки" на особенности перцепции музыки. Данные исследования представляют информацию, полезную ученым для дальнейших исследований феномена эмоциональной перцепции музыки.

References
1. Adorno T. Izbrannoe: Sotsiologiya muzyki. M.; SPb.: Universitetskaya kniga, 1998. 445 s.
2. Allakhverdov V. M. Psikhologiya iskusstva. Esse o taine emotsional'nogo vozdeistviya khudozhestvennykh proizvedenii. SPb.: OOO «Izdatel'stvo DNK», 2001. 200 s.
3. Borisova E.B. Psikhologicheskie osobennosti kategorial'noi organizatsii vospriyatiya muzyki uchashcheisya molodezh'yu s raznym urovnem muzykal'nogo obrazovaniya: avtoref. kand. Diss. URL: https://www.dissercat.com/content/psikhologicheskie-osobennosti-kategorialnoi-organizatsii-vospriyatiya-muzyki-uchashcheisya-m (data poseshcheniya 17.12.2018).
4. Vagner R. Publika i populyarnost' // Izbrannye trudy. M.: Iskusstvo. 1978. S. 625-652.
5. Kirnarskaya D.K. Muzykal'noe vospriyatie: problema adekvatnosti, avtoreferat diss. dokt. isk.URL: http://cheloveknauka.com/muzykalnoe-vospriyatie (data poseshcheniya: 23.12.2018).
6. Kirnarskaya D.K.Muzykal'nye sposobnosti. M: Talanty XXI vek, 2004. 496 s.
7. Losev A.F. «Muzyka kak predmet logiki» // Forma. Stil'. Vyrazhenie. M.: Mysl', 1995. S. 194–369.
8. Medushevskii V.V. O soderzhanii ponyatiya «adekvatnoe vospriyatie» // Vospriyatie muzyki.: Sb. statei.-M., 1980.-S. 178-194.
9. Novikov I.A. Kommunikativnye kharakteristiki funktsionirovaniya muzyki v Rossiiskom sotsiokul'turnom kontekste. diss. na sois kand. sots. nauk. Rostov-na-Donu. URL: https://www.dissercat.com/content/kommunikativnye-kharakteristiki-funktsionirovaniya-muzyki-v-rossiiskom-sotsiokulturnom-konte (data poseshcheniya: 23.12.2018).
10. Semenov V.E. Sotsial'naya psikhologiya iskusstva: predmet kontseptsiya, problemy, diss.v forme nauchn.doklada doktora psikh.nauk, SPb:SPbGU, 1996. 80s.
11. Syrov V.N. Stilevye metamorfozy roka ili put' k «tret'ei» muzyke Nizhnii Novgorod. Izd-vo Nizhegorodskogo universiteta, 1997 g. 209 s.
12. Teplov B.M. Psikhologiya muzykal'nykh sposobnostei /B.M. Teplov// Izbr.trudy: V 2-kh t. M., 1985. T.1. 328s.
13. Egermann H., Fernando N., Chuen L. and McAdams S. Music induces universal emotion-related psychophysiological responses: comparing Canadian listeners to Congolese Pygmies. Frontiers in Psychology. Vol.5, 2015. Elektron. tekstovye dan. Rezhim dostupa: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2014.01341, 2015 (data poseshcheniya: 25.07.2019).
14. Schäfer T., Sedlmeier P., Städtler S., Huron D. The psychological functions of music listening Chemnitz University of Technology, Chemnitz State University, Columbus, OH, USA Germany. 2014. 42 p.(data poseshcheniya: 25.07.2019).
15. Taruffi L., Koelsch S. The Paradox of Music-Evoked Sadness: An Online Survey Published: October 20, 2014. URL: htps://doi.org/10.1371/journal.pone.011049 References (transliterated) (data obrashcheniya: 15.06.2019).