Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Politics and Society
Reference:

Educational tourism as a vector of cultural-leisure establishments

Trofimova Irina Nikolaevna

Doctor of Politics

Leading Scientific Associate, Institute of Sociology of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences

117218, Russia, g. 117218 Moskva, ul. Krzhizhanovskogo, 24/35, k.5, of. 411

itnmv@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2454-0684.2019.3.29983

Received:

12-06-2019


Published:

18-07-2019


Abstract: The subject of this research is the activity of cultural-leisure establishment of the country in tourism sphere. The relevance of this work is substantiated by the priorities of state policy aimed at integrated development of tourism for acquainting citizens with cultural and natural heritage, ensuring economic and sociocultural progress in the Russian regions, growing popularity of educational tourism among Russians, and at the same time, insufficient knowledge of its practices. Studying the practices of educational tourism in the activity of cultural-leisure establishments is the key research objective. The theoretical-methodological foundation contains the set of provisions addressing leisure as a non-formal educational practice. The empirical basis includes the local regulatory acts, performance reports, and questionnaire materials that characterize the activity of cultural-leisure establishments. The conclusion is made on the advantages of educational tourism on the premises of cultural-leisure establishments. Their work of cultural-leisure establishments in tourism sphere allows dedicating more attention to the local culture, history and traditions, consider the interests of various population groups and local society overall, as well as conduct versatile project activities.


Keywords:

leisure education, non-formal education, cultural and leisure activities, cultural and leisure institutions, educational tourism, leisure and educational potential, leisure, leisure and educational practices, social tourism, regions


Образование и досуг играют важную роль в жизни людей, и на первый взгляд они представляют совершенно разные сферы. Образование чаще всего ассоциируется с обязательными программами, стандартами, строгим регламентом и административным контролем. Нормативный, институциональный характер образования подчеркивается, когда речь идет о формальном образовании – школах или университетах, в которых подрастающее поколение получает знания и компетенции, востребованные в данном конкретном обществе. Досуг, напротив, ассоциируется с отдыхом, свободой от разного рода регламентов и обязательств, по крайней мере, в рамках существующих в обществе возможностей.

Тем не менее, образование и досуг тесно взаимосвязаны, хотя подходы к пониманию этой взаимосвязи различны. Данное различие обусловлено, прежде всего, представлением о месте и роли досуга в обществе. Общество функционирует как социальная система, в которой все части (подсистемы) взаимосвязаны и в которой действуют процессы, направленные на сохранение и поддержание ее целостности [Парсонс 1998: 17]. Т. Парсонс выделял следующие подсистемы и их функции: экономика (адаптация), политика (целедостижение), нормы (интеграция), культура (поддержание образца). С позиций структурного функционализма досугу отводилась второстепенная, вспомогательная роль, связанная в основном с сохранением культуры общества и социализацией индивида посредством обучения его нормам, правилам и сложившимся образцам поведения [Gross 1961; Parker 1972]. В том, что касается социализации и поддержания социального порядка, функции образования и досуга оказались схожи. Н. Луман, комментируя Т. Парсонса, отмечал, что проблема социального порядка представляет собой не столько проблему политической власти, сколько проблему социализации [Луман 2007: 153]. Иначе говоря, образование и досуг обеспечивают необходимую поддержку власти, если они контролируются правящим классом. Именно с этих позиций досуг рассматривается, скорее, как средство закрепления классового разделения общества и социального неравенства [Clarke 1994]. Применительно к закрытым социальным системам – тоталитарным обществам – возможна и более жесткая критика досуга, где государственно-мобилизационный досуг противопоставляется потребительской «жизни для себя» [Дубин 2004: 246-247].

Взгляды на досуг как вспомогательную, второстепенную сферу в жизни общества находят подтверждение и сегодня, если иметь ввиду сравнительно не высокую долю расходов на культурно-досуговую сферу в государственном бюджете, недостаток квалифицированных кадров и слабую материально-техническую обеспеченность культурно-досуговых учреждений. В свою очередь недоступность для широких масс культурно-досуговых услуг и продукции высокого уровня (например, в силу дороговизны или удаленности от места проживания) подтверждает тезис о классовой природе досуга. Однако в последние десятилетия взгляды на досуг и его взаимодействие с другими сферами общественной жизни претерпели существенные изменения. Все большее значение стали приобретать неформальные и досуговые образовательные практики. Если формальное гражданское образование означает структурированную систему образования и подготовки от начальной до высшей школы, то неформальное образование – это процесс всей жизни, в течение которого каждый человек выстраивает отношения, приобретает ценности, навыки и знания, исходя из собственного окружения и повседневного опыта [Ключарев, Трофимова 2016; Morgan et al. 2019]. Взаимосвязь формального и неформального гражданского образования обнаруживается в реализации личностно ориентированного, деятельностного и интерактивного подходов. Данная стратегия предполагает опору на социокультурный опыт обучающихся, более полный учет их индивидуальных особенностей, сочетание индивидуальных и коллективных форм работы, а также наставничество и взаимную поддержку. Переориентация образования на деятельностный тип означает обучение в актуальных социальных ситуациях, к которым, безусловно, относится и досуг. Наконец, предусматривается широкое использование активных (интерактивных), проблемно-исследовательских методик, основанных на рефлексивно-деятельностной основе и совместной групповой работе, которые обеспечивают включенность обучающихся в разрешение ситуаций, учебно-познавательную активность и учебную коммуникацию.

В рамках интерактивной парадигмы взаимодействие образования и досуга получило определение «досуговое образование», совокупность признаков которого сводится к следующему [Nahrstedt 2000; Rojek et al. 2006: 3-5]:

- приоритет интересов, целей и возможностей учащегося;

- активное участие учащегося в планировании, организации и оценке процесса обучения;

- демократическая структура коммуникаций в рамках образовательного процесса;

- открытость образовательного процесса, включая глобальный контекст и разнообразие форм обучения.

Все это накладывает отпечаток на статус и отношения участников образовательного процесса. В досуговом образовании они имеют одинаковые права в определении целей, предмета и способов обучения. Педагог в большей степени становится консультантом, информатором, аниматором, гидом, чем инструктором или лектором. Такие отношения экстраполируются и на другие сферы жизни, подтверждая растущее влияние досуга на развитие индивидов, социальных институтов и общества [Roberts 1970: 101-102; Дюмазедье 1993: 101-102; Rojek et al. 2006: 16]. Авторы также подчеркивают возрастающую роль досуга в адаптации различных, в том числе социально уязвимых, групп населения (дети и молодежь группы риска, пенсионеры, инвалиды, неполные семьи), развитии местного сообщества [Sivan, Ruskin 2000], повышении качества жизни [Stumbo 2002; Lareau, Weininger 2003]. При этом многократно возрастает образовательная роль культурно-досуговых учреждений, подтверждением чему является и российская практика. Как показывают результаты исследований, более половины (60%) культурно-досуговых учреждений в той или иной степени занимаются образовательной деятельностью [Дукачева, Ключарев 2008: 299].

Ярким примером досугового образования является туризм. Согласно статистике, интерес к туризму растет с каждым годом: с 2009 г. по 2017 гг. численность россиян, размещенных в российских гостиницах и отелях, выросла с 25 до 54 млн. [Ростуризм]. В последние годы все больше людей отправляется в путешествие не ради пассивного отдыха, но ради получения новых знаний, навыков и впечатлений, которые дают события (концерты, выставки, фестивали, спортивные соревнования и т.п.) или непосредственное в них участие.

Предметом данного исследования является деятельность культурно-досуговых учреждений из разных регионов страны, включая государственные и муниципальные, городские, районные, межпоселенческие и сельские учреждения, в течение 2015-2017-х гг. Основное внимание уделяется познавательному туризму (educational tourism), под которым здесь понимается вид досуга, основной целью которого является получение новой информации, знаний, навыков, социального и культурного опыта во время путешествий. Эмпирическим источником для анализа послужили локальные нормативные акты, творческие отчеты о деятельности и материалы о деятельности культурно-досуговых учреждений в печатных и электронных СМИ. Анализ лучших досугово-образовательных практик позволил выявить особенности и перспективы познавательного туризма как направления в деятельности культурно-досуговых учреждений.

В целом, развитие туризма является относительно новым направлением в деятельности культурно-досуговых учреждений. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 гг., утверждённая Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 317 (в редакции, введенной в действие с 12 апреля 2019 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 374), определяет своей целью реализацию стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания для формирования гармонично развитой личности, укрепления единства российского общества и гражданской идентичности, а также комплексное развитие туризма для приобщения граждан Российской Федерации к культурному и природному наследию с учетом обеспечения экономического и социокультурного прогресса в регионах Российской Федерации. Перечень задач Программы включает:

- сохранение культурного и исторического наследия народа, обеспечение гражданам доступа к культурным ценностям;

- создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала;

- повышение качества и конкурентоспособности туристского продукта Российской Федерации на внутреннем и мировом рынках;

- создание благоприятных условий для устойчивого развития сфер культуры и туризма.

Задачи государственной программы в сфере туризма и деятельность культурно-досуговых учреждений сближает тот факт, что значительная часть малых городов и окружающих их территорий Российской Федерации является средоточием уникальных памятников культурного и природного наследия, центрами культурно-познавательного туризма. Многие из них обладают официальными и не официальными символами: оренбургский пуховый платок, кубачинское серебро, уральские самоцветы и т.д. Поддержка локальных брендов становится фактором не только сохранения идентичности и культурного многообразия, но и условием социально-экономического развития территорий, о чем, в частности, говорится в Программе создания центров культурного развития в малых городах и сельской местности Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 2716-р. Однако большинство малых городов и сел, в том числе исторических поселений, неспособно самостоятельно решать многочисленные проблемы коммунального хозяйства. Значительное количество памятников истории и культуры в таких поселениях требует реставрации либо консервации, а большинство жилых и общественных зданий исторической застройки нуждается в модернизации, недостаточно развита социальная инфраструктура.

В качестве основных препятствий для развития туризма в Российской Федерации Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 гг. называет:

- низкий уровень развития туристской инфраструктуры (недостаточность, а в ряде регионов - отсутствие средств размещения туристского класса и объектов досуга, неудовлетворительное состояние многих туристских объектов, отсутствие качественной придорожной инфраструктуры и др.);

- невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров;

- недостаточно активное продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках [Постановление 2014].

Кроме того, существуют проблемы системного и структурного порядка:

- отсутствие в обществе представления о стратегической роли культуры и приоритетах государственной культурной политики;

- заметное снижение культурно-образовательного уровня населения Российской Федерации;

- значительное количество памятников истории и культуры с высокой степенью разрушения, повреждения и уничтожения;

- региональные и муниципальные диспропорции в обеспеченности населения услугами учреждений культуры и туризма;

- снижение доступности культурных форм досуга для жителей сельской местности и небольших городских поселений;

- неудовлетворительное состояние большинства организаций культуры, находящихся в ведении муниципальных образований;

- значительное сокращение сети культурно-досуговых учреждений и ухудшение ассортимента и качества предоставляемых услуг;

- дефицит квалифицированных кадров, в первую очередь для проведения реставрационных работ на объектах культурного наследия, в фондах музеев и библиотек;

- низкий уровень оплаты труда в сфере культуры и недостаточный объем финансирования поддержки творческих коллективов.

Исторические памятники, символы, образы, легенды не существуют сами по себе. Роль культурно-досуговых учреждений трудно переоценить, когда речь идет о сохранении уникальной среды, особенной атмосферы, складывающейся из повседневных отношений между людьми – будь то размеренное течение жизни небольших провинциальных городов, деревенские посиделки или ритм мегаполисов. Восстановление памятников истории и культуры, включение их в контекст современных запросов населения должны опираться на реальные, а не искаженные исторические факты и традиции, чем иногда пренебрегает туристический бизнес. Поэтому принципиальным видится участие культурно-досуговых учреждений, которые ведут планомерную работу по изучению, восстановлению и сохранению историко-культурного наследия, в разработке проектов, направленных на развитие туристического и имиджевого потенциала городов и сел.

Для решения задачи повышения качества и конкурентоспособности туристского продукта Российской Федерации на внутреннем и мировом рынках предусматривается ряд мер, имеющих прямое отношение к деятельности культурно-досуговых учреждений. Прежде всего, речь идет о встраивании объектов культуры в систему туристской деятельности и развитии механизмов социального туризма, т.е. государственной и корпоративной поддержки туристских поездок к объектам культурного, исторического и природного наследия граждан с ограниченными возможностями, малоимущих и других социально слабозащищенных категорий граждан. Социальный туризм также включает развитие и продвижение культурно-образовательного туризма как основы для роста просвещенности, повышения культурного и образовательного уровня российского населения (в первую очередь учащейся молодежи).

Также значение имеет функциональная взаимосвязь федеральных, региональных и муниципальных программ, что позволяет комплексно подходить к решению проблем и находить дополнительные ресурсы для развития территории. Так, Программа создания центров культурного развития в малых городах и сельской местности Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 2716-р, ориентирована на развитие туристического потенциала малых городов России, включая разработку и реализацию краеведческих программ, проектов по развитию локальной идентичности, экскурсионных программ и др.

Региональные и муниципальные программы различаются по своим масштабам, направлениям и задачам, но их реализация предполагает самое активное участие культурно-досуговых учреждений. Как правило, познавательный туризм связан с объектом, культурой или традициями, вокруг которых формируется уникальное культурно-образовательное пространство, которое в свою очередь включает в себя исторические источники, материальные памятники, легенды и мифы, инфраструктуру и материально-техническую базу, образовательно-туристические программы, информационную составляющую. Для привлечения населения культурно-досуговые учреждения используют разнообразные формы и методы работы.

В качестве примера можно привести усадьбу Танеевых – музейно-досуговый комплекс в селе Маринино Ковровского района Владимирской области. Сотрудникам Ковровского районного дома культуры удалось соединить два исторических пласта русской культуры – дворянской (на примере рода Танеевых) и музыкальной. Для посетителей подготовлены около 30 экскурсионных и туристско-познавательных программ, цикл календарных и семейных праздников, реализуемых в течение всего года. Дальнейшее развитие комплекса связано с реконструкцией отдельных элементов дворянской (музицирование, игры, этикет, садово-парковое искусство) и народной (новогодние и рождественские гуляния, масленица, «капустные вечёрки») культуры и т.п. Все это привлекает внимание туристов разных возрастов и интересов.

На примере деятельности музейно-досугового комплекса «Усадьба Танеевых» можно выделить основные факторы успешной работы культурно-досуговых учреждений в сфере познавательного туризма:

- наличие современной материально-технической базы, обеспечивающей возможности мульти-форматной деятельности, включая интерактивные мероприятия, электронное обслуживание посетителей и др.;

- соединение значимых элементов исторического и культурного материального и нематериального наследия, включая здания, предметы быта, музыкальные традиции, садово-парковое искусство и т.п.;

- разработка и адаптация к основной идее музейно-досугового комплекса новых проектов и культурно-досуговых практик;

- разнообразие мероприятий: событийных, развлекательных, творческих, спортивно-оздоровительных, образовательных, востребованных разными группами населения;

- программное и методическое обеспечение деятельности музейно-досугового комплекса.

Другим форматом развития познавательного туризма является изучение, сохранение и развитие уникальной культуры. Так, деятельность культурно-досугового центра Красночикойского района Забайкальского края акцентирует внимание на уникальной культуре семейских старообрядцев, признанной ЮНЕСКО наследием мирового уровня. Основным мероприятием является фестиваль «Семейская круговая», в котором принимают участие самодеятельные аутентичные (этнографические) коллективы и отдельные исполнители, а также мастера декоративно-прикладного творчества независимо от этнической принадлежности (бурятские, казачьи, эвенкийские и др.). С 2016 г. фестиваль имеет международный статус и в перспективе должен стать ключевым туристическим событием в Забайкальском крае. Специалисты культурно-досугового центра отмечают, что в период проведения фестивальных мероприятий наблюдается всплеск интереса к местным культурным традициям, обычаям, народному творчеству: увеличивается число поисковых запросов в интернете, информационных материалов в СМИ, посещений музеев и библиотек.

Фестиваль – наиболее эффективная форма привлечения внимания к культурно-историческому наследию, особенно когда речь идет о межрегиональном и тем более международном туризме. Так, мероприятия в рамках международных фестивалей в полной мере можно отнести к инструментам «мягкой силы». Примером может быть Международный фестиваль национальных культур, который проводится в г. Бердске Новосибирской области. Этот фестиваль развивает и углубляет культурные связи, сближает культуры народов, которые проживают не только на территории Новосибирской области, но и далеко за её пределами – в России, ближнем и дальнем зарубежье. География фестиваля обширна: Республика Эквадор, Китайская народная республика, Казахстан, Белоруссия, Хакассия, Бурятия, Коми-Пермяцкий автономный округ, Алтайский край, Тюмень, Томск, Омск, Кемерово.

Актуальность познавательного туризма выражается в том числе в распространении проектной деятельности. В качестве примера можно привести проект «Посети Туву» Министерства культуры Республики Тува. Главная цель проекта – создание комфортной туристской среды в республике, в том числе для лиц с ограниченными возможностями и лиц пожилого возраста, с внедрением упорядоченной системы ориентирования по Туве и подготовкой квалифицированных кадров (гидов-проводников). В результате только в 2017 г. Туву посетили более 40 тысяч человек. Важно отметить, что каждый район (кожуун) республики в ходе реализации этого проекта получил свой «свое лицо» – особую привлекательную и узнаваемую характеристику. Так, Дзун-Хемчикский кожуун стал центром экологического, религиозно-паломнического, событийного туризма, а также самобытной культуры ее населения. Туристический потенциал кожууна составляют сохранившиеся глинобитные стены буддийского монастыря Устуу-Хурээ, Чаданский музей филиал им. Монгуша Буяна Бадыргы, отражающий историю кожууна в целом, природные богатства, первозданность природы, а также международный фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ».

Связь туристической отрасли и культурного разнообразия территорий также подчеркивается в работе Центра поморской культуры Беломорского муниципального района Республики Карелия. Несмотря на однородность сохранившегося и собираемого в селах района материала по традиционной поморской культуре, существуют этонолокальные ниши: село Сумский Посад – мореходная школа и судостроение, село Нюхча – бондарный промысел и мореходство, село Колежма – шитье лодок, село Шуерецкое – центр торгового мореплавания. Близость к источнику этнолокальных традиций, где еще жива народная память, самобытный уклад жизни делают роль этих территорий исключительной для развития познавательного туризма.

Как показывает практика, образовательно-туристический потенциал территорий различен. Например, уникальность г. Обнинска связана с его историей как первого города-наукограда России. Если речь идет о мегаполисе, то каждый район при всем своеобразии несет на себе отпечаток истории всего города. Так, деятельность Санкт-Петербургского культурно-досугового центра «Красногвардейский» направлена на то, чтобы подчеркнуть самобытность Красногвардейского района и в то же время уникальность Санкт-Петербурга как центра культуры, города-труженика с героической историей, глубокими традициями милосердия и меценатства, города, всемирно известного редкостным собранием исторических, художественных и гуманитарных ценностей.

Таким образом, каждая территория имеет свое уникальное культурно-историческое наследие, которое является основой познавательного туризма. Деятельность культурно-досуговых учреждений в сфере познавательного туризма позволяет уделять больше внимания локальной культуре, истории и традициям, учитывать интересы разных групп населения и местного сообщества в целом, осуществлять разноплановую проектную деятельность. С этим связаны перспективы развития познавательного туризма и других форм досугового образования.

References
1. Dubin B. Intellektual'nye gruppy i simvolicheskie formy. Ocherki sotsiologii sovremennoi kul'tury. M.: Novoe izdatel'stvo, 2004. 352 s.
2. Dukacheva L.V., Klyucharev G.A. Rol' kul'turno-dosugovykh uchrezhdenii v informal'nom obrazovanii // Nepreryvnoe obrazovanie v politicheskom i ekonomicheskom kontekstakh. M.: Institut sotsiologii RAN, 2008. S.293-299.
3. Dyumazed'e Zh. Na puti k tsivilizatsii dosuga // Vestnik MGU. Ser. 12, Sotsial'no-politicheskie issledovaniya. 1993. № 1. S. 83-88.
4. Klyucharev G.A., Trofimova I.N. Grazhdanskoe obrazovanie: neskol'ko «urokov» teorii, istorii i praktiki // Politicheskie issledovaniya. 2016. № 1. S.175-191.
5. Luman N. Sotsial'nye sistemy. SPb.: Nauka, 2007. 642 s.
6. Parsons T. Sistema sovremennykh obshchestv. M.: Aspekt Press, 1998. 270 s.
7. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 aprelya 2014 g. № 317 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Rossiiskoi Federatsii «Razvitie kul'tury i turizma». URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (data obrashcheniya: 10.06.2019)
8. Rosturizm. Statisticheskie dannye po Rossiiskoi Federatsii https://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf-2018/ (data obrashcheniya 10.06.19)
9. Clarke J. Leisure and Inequality // Sociology of Leisure: A reader / ed. Ch. Critcher, P. Bramham, A. Tomlinson. London, 1994. P. 247–255.
10. Gross E. A Functional Approach to Leisure Analysis // Social Problems. 1961. Vol. 9 (1). P. 2–8.
11. Lareau A., Weininger E.B. Cultural Capital in Educational Research: A Critical Assessment // Theory and Society. 2003. Vol. 32, No. 5/6. P. 567-606
12. Lewis G., Maxwell H., Hawkins C. Leisure as an agent of social change: special issue introduction // Annals of Leisure Research. 2019. Vol. 22(3). P. 269-272. https://doi.org/10.1080/11745398.2019.1586308
13. Morgan W.J., Trofimova I.N., Kliucharev G.A. Civil Society, Social Change, and a New Popular Education in Russia. London: Routledge, 2019. 180 p.
14. Nahrstedt W. Global edutainment: the new role of leisure education for community development // Sivan A., Ruskin H. (eds) Leisure Education, Community Development, and Populations with Special Needs. CABI, 2000. P. 65-74.
15. Parker S. The Future of Work and Leisure. London: Paladin, 1972. 160 p.
16. Roberts K. Leisure. London: Longman, 1970. 133 p.
17. Rojek S., Shaw S., Veal A. (eds) A Handbook of Leisure Studies. N.-Y.: Palgrave McMillan, 2006.
18. Sivan A. Leisure and Education // Rojek S., Shaw S., Veal A. (eds) A Handbook of Leisure Studies. N.-Y.: Palgrave McMillan, 2006. P. 433-447.
19. Sivan A., Ruskin H. (eds) Leisure Education, Community Development, and Populations with Special Needs. CABI, 2000. 200 p.
20. Stumbo N.S. Leisure Education II: More Activities and Resources (2nd ed.). Sagamore & Venture Publishing, 2002. 362 p.