Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Genesis: Historical research
Reference:

Ufa Theological Seminary in the late XIX – early XX century: consideration of educational process on the materials of the unpublished sources from National Archive of the Republic of Bashkortostan

Pavlova Oksana Sergeevna

PhD in History

Docent, the department of National History and Methodology of Teaching History, Sterlitamak Branch of the Bashkir State University

453103, Russia, respublika Bashkortostan, g. Sterlitamak, ul. Prospekt Lenina, 49

oksana.s.pavlova@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-868X.2018.9.27167

Received:

17-08-2018


Published:

28-09-2018


Abstract: The subject of this article is the activity of Ufa Theological Seminary in the late XIX – early XX century. The object is the educational and other aspects of life of the seminary during the indicated period of time based on the archival materials. The claimed topic is relevant from the perspective of examination of the transformation of estate education, accompanied by serious changes in social composition of the students, convergence towards secular educational facilities, loss of corporate isolation of the clergy, etc. The scientific novelty is defined by the fact that the article is based on the previously unpublished documentation and executive directives preserved in the National Archive of the Republic of Bashkortostan. Methodology includes the comparative-historical and problematic-chronological approaches that allowed considering the various sides of the activity of Ufa Theological Seminary as a result of the content of unpublished materials and characteristics of their information capabilities. A conclusion is made that the existing materials are sufficient for studying the problematic scopes within the framework of the topic at hand, namely: performance, social composition of students, curriculum, regulation of educational process, morale building activities, and other related questions.


Keywords:

Ufa religious school, the educational process, clergy, historical source, fund, archive, articles of Association, the journal of the school of life, the diocesan Congress of clergy, theological Seminary


Система духовного образования в России во второй половине XIX – начале XX вв. была одной из важных составляющих нравственного и культурного развития общества. Духовенство всех вероисповеданий к концу XIX века было одним из самых грамотных сословий. В данном контексте исследовательский интерес представляет изучение деятельности и особенностей организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях, представлявших систему сословного образования в России, на примере Уфимского духовного училища. Изучение данного вида учебных заведений представляет несомненный интерес не только с точки зрения осмысления вопроса эволюции системы образования в дореволюционной России в целом, но и для понимания особенностей процесса трансформации сословного образования, который сопровождался серьезными изменениями в социальном составе учащихся, их повседневном укладе жизни и т.д.

Отметим также, что проблематика духовных училищ на современном этапе изучена недостаточно. В центре внимания исследователей чаще всего были духовные академии и духовные семинарии [1, c. 161]. В дореволюционной историографии большинство исследований затрагивали интересуемую нами проблему в контексте общего анализа системы духовного образования Российской империи. Интерес представляют труды Б.В. Титлинова и И.А. Чистовича, которые подробно характеризуют различные стороны жизни духовных училищ [19]. в советский период в свете господства марксистко-ленинской идеологии и жестких методологических установок вопрос духовного образования не стал предметом отдельного внимания и изучался в контексте заданных методологических клише. На современном этапе теоретическое и методологическое осмысление проблемы истории духовного образования отмечено концептуальным многообразием. Из работ, посвященных проблемам реформирования Церкви и духовной школы, следует отметить исследования С.В. Римского, В.А. Федорова, А.В. Беляевой, М.А. бабкина [18]. Положительной тенденцией в изучении указанной проблемы стало появление региональных исследований, изучающих различные аспекты истории духовных училищ на примере конкретных учебных заведений. в числе таких исследований можно отметить работы А.И. конюченко, А.М. Торгашина, О.П. Федирко, Л.А. Шуклиной и др. [2]. Однако специальных исследований по истории Уфимского духовного училища до настоящего времени не предпринималось.

Цель данной статьи состоит в изучении основных аспектов деятельности Уфимского духовного училища, связанных с организацией учебно-воспитательного процесса по материалам архивных источников. В числе опубликованных источников, содержащих прямые или косвенные свидетельства о данном учебном заведении можно отметить материалы обзоров Уфимской губернии за разные годы, а также основное церковное периодическое издание "Уфимские епархиальные ведомости". Однако свидетельства данных видов источников не позволяют сформировать целостное видение изучаемой проблемы. Возможность шире реализовать поставленную цель стала возможной благодаря изучению круга источников, хранящихся в фондах Национального архива Республики Башкортостан. Для темы нашего исследования особый интерес представляет фонд И-122 (Уфимское духовное училище), состоящий из 103 дел, датируемых 1882-1919 гг. Анализ содержания единиц хранения или дел указанного фонда свидетельствует о том, что подробные конкретно-исторические сведения об Уфимском духовном училище содержатся в материалах делопроизводства и документах распорядительного характера. Изучение данных источников позволяет воссоздать целостную картину об успеваемости, социальном составе учащихся, содержании учебных программ, регламенте учебного процесса и многих других вопросах.

Хронологические рамки заявленной статьи аргументированы следующим основанием. Нижняя хронологическая граница определяется второй половиной 1880-х годов и характеризуется тем, что с началом правления Александра III произошла серьезная корректировка внутриполитического курса, усиление идеологического контроля государства, что нашло отражение и в пересмотре уставов всех учебных заведений, в том числе и духовных училищ. Верхняя хронологическая граница определяется 1919 годом и аргументирована тем, что в связи с изменением общественно-политической ситуации в стране, в августе указанного года Уфимское духовное училище было закрыто [3, с. 61]. Отметим также, что именно в заявленных хронологических границах определен и круг имеющихся дел фонда указанного архива.

Обращаясь к истории возникновения данного вида духовных учебных заведений, отметим, что был пройден долгий путь их становления, который регламентировался издаваемыми уставами. В изучаемый период, а именно к началу царствования Александра III, в Российской империи насчитывалось 53 духовных семинарии и 183 духовных училища [17, с. 576-578]. Политический курс, избранный новым императором, потребовал пересмотра академического устава, в том числе устава духовных семинарий и училищ. Новый Устав академий вступил в силу в 1884-1885 учебном году. а Устав семинарий и училищ в 1885-1886 году.

Согласно общим положениям устава "Духовные училища суть учебно-воспитательные заведения для первоначального образования и подготовления детей к служению православной церкви" [20, с. 734]. По уставу училища содержались на средства, собиравшиеся духовенством каждой епархии, и находились в ведении епархиального архиерея, под общим управлением Святейшего Синода. Непосредственное попечение о них вверялось местному духовенству. Руководство учебно-воспитательной работой осуществлялось местными семинарскими правлениями, а управление принадлежало смотрителю (и его помощнику) и правлению (в составе смотрителя и учителей). Последнее ведало делами по учебной, нравственной и хозяйственной частям. Численность духовных училищ в каждой епархии зависело от её средств и потребностей местного духовенства. В училища бесплатно принимались дети духовного сословия, для детей из других сословий обучение было платным. Училища имели 4 класса, программа которых приближалась к программе четырёх классов гимназий. В случае необходимости, с разрешения епархиального архиерея открывались подготовительные классы. В училищах преподавались следующие предметы: Священная история Ветхого и Нового Завета, пространный христианский катехизис, изъяснение богослужения, с церковным уставом, русский и церковно-славянский, латинский и греческий языки, география, арифметика, чистописание, церковное пение. По уставу в каждом классе училища должно быть не более 40 учеников. При большем числе ребят, открывалось параллельное отделение класса на средства, которые изыскивало духовенство округа [20, с. 734-735].

Обращаясь к истории Уфимского духовного училища, отметим, что оно было открыто одновременно с преобразованием Уфимской семинарии в 1818 году. Оно заменило три низших класса семинарии и первоначально состояло из приходского и уездного училищ, с подразделением каждого из них на 2 класса. Учащиеся, после окончания курса в приходском училище, поступали в уездное. Занятия в училище проводились до обеда, с 8 до 12 часов и после обеда, с 2 до 4 часов. Вместе с семинарией в 1840 году было преобразовано и Уфимское духовное училище. Вместо 4 классов сделано 3 отделения – низшее, среднее и высшее, с 2-х годичным курсом в каждом из них. Из предметов была включена гражданская русская история (краткий курс). Следующая реорганизация последовала в 1873 году. В духовном училище было организовано 5 классов, включая и приготовительный, с годичным курсом в каждом. В 1884-1885 годах в Уфимском духовном училище введен в действие Устав 1884 года.

Помещение в котором располагалось Уфимское духовное училище с 1873 года (дом, приобретенный уфимским духовенством за 10000 рублей), со временем стало тесным. Епархиальный съезд духовенства определил ежегодно отчислять на постройку новых училищных зданий 25% из церковных сумм, а Святейший Синод, согласно ходатайству епископа Никанора, выслал в правление училища из синодальных сумм на постройку здания Уфимского духовного училища 30000 рублей. С сентября 1884 года училище было перемещено в новые здания [21, с. 269-270]. при училище действовали три библиотеки и церковь св. Дмитрия Солунского, освещенная в 1885 году [3, с. 62].

В училище с 1891 – 1892 годов на епархиальные средства было открыто параллельное отделение при первом классе, а в 1897 – 1898 годах такое же отделение и на те же средства при втором классе. В 1897-98 учебном году в училище обучалось 218 человек (к концу года), из них окончили курс 30 воспитанников (27 с правом поступления без испытаний в 1 класс духовной семинарии). К началу 1898 – 1899 учебного года в училище состояло 244 человека, из которых 70 на епархиально-коштном содержании [21, с. 270-271].

Для характеристики особенностей организации учебного процесса и внеучебной жизни учащихся Уфимского духовного училища интерес представляют архивные материалы. В указанном нами фонде Национального архива содержится комплекс делопроизводственных материалов, представленных отчетами о состоянии училища по учебно-воспитательной части за разные годы. Анализ содержания отчетов характеризуется тем, что здесь представлены подробные сведения, фиксируемые по строго установленной форме, в которых наряду с характеристикой положительных результатов учебной и воспитательной работы, содержится конкретно-исторический материал о сложностях работы, о нарушениях порядка учащимися (курение, обман, прогулы уроков и т.д.) и многое другое [4, 10]. Например, в архивных материалах, которые подтверждаются и опубликованными в "Уфимских епархиальных ведомостях" свидетельствами, приведен следующий факт. Так, уволенный из второго класса Уфимского духовного училища сын священника Павел Нечаев 23 сентября 1884 года был командирован на испытание в село Ново-узево Белебеевского уезда для осуществления псаломщицкой должности [23, с. 682-683].

Обширную группу материалов делопроизводства фонда архива представляют дневники училищной жизни, в которых нашли отражение самые разные стороны жизни учащихся. С максимальной подробностью фиксировались важные события учебной жизни, каждодневный рацион питания, численный состав учащихся, сопровождаемый в конце дневника с разной степенью подробности характеристикой на каждого из учеников, с указанием конкретных фактов примерного поведения или нарушения дисциплины с указанием урока [5-7, 11]. Также в дневниках содержатся данные и статистика заболеваемости учащихся, результаты обходов квартир и многие другие факты повседневности учебной деятельности [7].

Информативной группой материалов распорядительного характера и делопроизводства являются журналы правления Уфимского духовного училища по учебно-воспитательной части за разные годы (в указанном фонде они представлены за 1913 – 1917 годы), содержащие богатый материал об организации и проведении занятий, а особо ценным материалом по изучению повседневного уклада жизни учащихся является рубрика «время, свободное от занятий» [9, 11, 14-15]. Изучение данного раздела позволяет рассмотреть такие аспекты жизни учащихся в свободное от учебы время, как виды развлечений и досуга, режим дня, гигиена и т.д. В одном из журналов за 1915 год представлены конспекты пробных уроков [9].

Значительный круг дел фонда И-122 представляет сведения о жизни Уфимского епархиального училища в начале XX века, в том числе и в тяжелые для страны годы первой мировой войны и революционных событий. Известно, что в августе 1914 года Св. Синод издал указ, в котором призывал монастыри, церкви и их прихожан жертвовать «на врачевание раненых и больных воинов», собирать средства в пользу Красного Креста и т.п. [6, л. 24-26]. Этот призыв нашёл живой отклик в деятельности уфимского епархиального духовенства. Так, в годы войны с его стороны предпринимались шаги по оказанию помощи раненым солдатам, их семьям, беженцам и фронту. 6 августа 1914 года епископ Андрей организовал собрание духовенства и церковных старост г. Уфы с целью обсуждения вопросов о подготовке помещений под госпитали для раненых и больных воинов и организации в приходах помощи семьям лиц, находящихся в войсках. По результатам заседания было решено отвести под госпиталь здания больницы Уфимского благовещенского женского монастыря и больницы Уфимского мужского духовного училища. Было принято решение об установлении ежемесячных взносов от духовенства г. Уфы [5, л. 30-31],[24, с. 291-292].

Согласно данным журнала заседания уфимского епархиального съезда духовенства за 24 сентября 1916 года Ревизионная комиссия в составе священников Аркадия Петрова, о. Сергея Сизова, о. Владимира Тихомирова, о. Василия Татмышевского, о. Николая Оглоблина и духовного старосты Павла Дмитриева производили осмотр здания и имущества, принадлежащих Уфимскому мужскому духовному училищу. В отчете комиссии было указано следующее наблюдение: «При осмотре обнаружено: 1) здание большого корпуса и также больница при нем приведены постоем солдат в самое неприглядное состояние: полы истерты, стены испещрены, электрические провода и арматура везде порваны, в некоторых окнах стекла выбиты, водопровод испорчен, печи повреждены, двери в больнице частью поломаны. 2) Двор при большом корпусе засорен неузнаваемо: всюду валяются хворост, доски и бревна. 3) Два садика, так называемые «смотрительский» и «ученический», содержатся опрятно, а третий приведен солдатами в самое жалкое состояние, деревья частью поломаны, частью повреждены, а молодые саженцы повырваны. 4) Огород был засажен картофелем. 5) Баня содержится опрятно и в ней в этом году сделан небольшой ремонт. 6) Здание малого корпуса в настоящее время от постоя солдат освобождено и в нем производится ремонт на средства училища: побелка стен, окраска полов и дверей. 7) Флигель при малом корпусе и двор содержатся в должной чистоте. 8) Постельное белье, матрацы, одеяла, столовая, чайная и кухонная посуда на 60 человек содержатся в достаточном количестве» [12, л. 9]. Отметим, что анализ имеющихся материалов данной группы источников, составлявшихся руководством уфимского епархиального духовенства в годы войны и в период революционных событий 1917 года своим содержанием свидетельствует о том, что ограничивался решением вопросов лишь хозяйственно-бытового и финансового характера.

В 1917 году правлением были разработаны Правила, определяющие порядок и образ жизни воспитанников Уфимского духовного училища. Указанные правила подробно регламентировали все аспекты жизни учащихся и были представлены следующими разделами: религиозные обязанности, «классное и занятное время», время, свободное от занятий, здоровье учеников, внешнее благоприличие, каникулярное время [14].

Отметим, что содержание журналов свидетельствует исключительно о текущих вопросах жизни учащихся, никак не связанных с общественно-политической ситуацией в стране. Предметом особого внимания был вопрос финансирования и годового содержания данного учебного заведения. Так, например, согласно данным отчета правления училища на его содержание в 1884 году было израсходовано 11632 рубля 7 копеек [22, с. 348-360]. В 1915 году было израсходовано 26979 рублей 16 копеек. По тем же данным, епархиальным съездом духовенства на содержание училища в 1916 году было назначено 27716 рублей 9 копеек [13, л. 3-4]. Отметим также, что журналы заседания уфимского епархиального съезда духовенства содержат подробные сведения о расходах и поступлении средств постатейно в рамках конкретного учебного года.

Таким образом, анализ архивных материалов, представленных фондами Национального архива Республики Башкортостан, позволяет сделать вывод о том, что они содержат богатый материал о различных сторонах учебной и внеучебной деятельности училища. Содержательный потенциал материалов фондов является достаточным для воссоздания целостной картины различных сторон жизни учащихся Уфимского духовного училища в конце XIX - начале XX вв.

References
1. Goncharov S.A. Otrazhenie istorii pravoslavnykh dukhovnykh uchilishch rossiiskoi imperii v dorevolyutsionnykh i sovremennykh issledovaniyakh // Nauchnye vedomosti. Seriya Istoriya. Politologiya. Ekonomika. Informatika. 2013 № 22 (165). Vypusk 28. C. 161 – 164.
2. Konyuchenko A.I. Dukhovnoe obrazovanie v Orenburgskoi eparkhii vo vtoroi polovine XIX-nachale XX veka: avtoref. diss. ... kand. ist. nauk. Chelyabinsk, 1996; Torgashin A.M. Sistema pravoslavnogo obrazovaniya i pravoslavnye dukhovno-uchebnye zavedeniya Penzenskoi gubernii v kontekste sotsial'no-politicheskikh peremen v Kh1Kh-nachale XX veka: avtoref. diss. ... kand. ist. nauk. Penza, 2001; Fedirko O.P. Pravoslavnye obrazovatel'nye uchrezhdeniya Blagoveshchenskoi eparkhii (1862-1918 gg.): avtoref. diss. ... kand. ist. nauk. Blagoveshchensk, 2001; Shuklina L.A. Kul'turno-prosvetitel'skaya deyatel'nost' Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi v kontse XIX-nachale XX vv.: Po materialam Kurskoi gubernii: diss. ... kand. ist. nauk. Kursk, 2005; Denisov V.V. Uchebnye zavedeniya v monastyryakh Verkhnego Povolzh'ya (vtoraya polovina XIX-nachalo XX veka) // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. Tambov. 2013. № 5 (31): v 2-kh ch. Ch. II. S. 47 – 50; Fot A.G. Povsednevnaya zhizn' pravoslavnogo prikhodskogo dukhovenstva Orenburgskoi eparkhii vo vtoroi polovine XIX – XX veka: diss. ... kand. ist. nauk. Orenburg, 2017.
3. Latypova V.V. Ufimskoe dukhovnoe muzhskoe uchilishche //Doroga k khramu: istoriya religioznykh uchrezhdenii Ufy. Ufa: Arkhiv,1993. 100 s.
4. NA RB (Natsional'nyi arkhiv Respubliki Bashkortostan). F. I-122 (Ufimskoe dukhovnoe uchilishche). Op. 1. D. 6. 21 l.
5. NA RB. F. I-112 (Ufimskaya dukhovnaya seminariya). Op. 1. D. 89. 38 l.
6. NA RB. F. I-112. Op. 1. D. 57. 42 l.
7. NA RB. F. I-122. Op. 1. D. 10.
8. NA RB. F. I-122. Op. 1. D. 16. 156 l.
9. NA RB. F. I-122. Op. 1. D. 22. 186 l.
10. NA RB. F. I-122. Op. 1. D. 26.
11. NA RB. F. I-122. Op. 1. D. 33.
12. NA RB. F. I-122. Op. 1. D. 36. 9 l.
13. NA RB. F. I-122. Op. 1. D. 38.
14. NA RB. F. I-122. Op. 1. D. 46.
15. NA RB. F. I-122. Op. 1. D. 57.
16. NA RB. F. I-122. Op. 1. D. 7.
17. Obzor deyatel'nosti vedomstva pravoslavnogo ispovedaniya za vremya tsarstvovaniya imperatora Aleksandra III. S.-Peterburg: Sinodal'naya tipografiya, 1901. 727 s.
18. Rimskii S.V. Rossiiskaya tserkov' v epokhu velikikh reform. M.: Obshchestvo lyubitelei tserkovnoi istorii, 1999. 567 s.; Fedorov V.A. Russkaya Pravoslavnaya Tserkov' i gosudarstvo. Sinodal'nyi period (1700-1917). M.: Russkaya panorama, 2003. 480 s.; Belyaeva A.V. Tserkov' i gosudarstvo v Rossii v nachale 20 veka: Uchebnoe posobie po spetskursu «Gosudarstvo. Obshchestvo. Tserkov'. XX vek». Yaroslavl': Yarosl. gos. un-t, 1999. 211 s.; Babkin M.A. Dukhovenstvo Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi i sverzhenie monarkhii (nachalo XX veka-konets 1917 goda). M.: Indrik, 2006. 504 s.
19. Titlinov B.V. Dukhovnaya shkola v Rossii v XIX stoletii. Vyp. 1. Vremya Komissii Dukhovnykh Uchilishch. K stoletiyu dukhovno-uchebnoi reformy 1808-go goda. Vil'na: Tip. "Russkii Pochin", 1908. 385 s.; Chistovich I.A. Rukovodyashchie deyateli dukhovnogo prosveshcheniya v Rossii v pervoi polovine tekushchego stoletiya. Komissiya Dukhovnykh Uchilishch. Sankt-Peterburg: Sinodal'naya tipografiya, 1894. 390 s.
20. Ustavy i shtaty pravoslavnykh dukhovnykh seminarii i uchilishch. Ustav pravoslavnykh dukhovnykh uchilishch. // Ufimskie eparkhial'nye vedomosti. 1884. № 24. S. 734 – 754.
21. Ufimskaya Eparkhiya. Geograficheskii, etnograficheskii, administrativno-istoricheskii i statisticheskii ocherk / Sostavitel'-prepodavatel' Ufimskogo dukhovnogo uchilishcha Ivan Zlatoverkhovnikov. Ufa: Ufimskoe eparkhial'noe bratstvo voskreseniya Khristova, 1899. 344 s.
22. Ufimskie eparkhial'nye vedomosti. 1884. № 12.
23. Ufimskie eparkhial'nye vedomosti. 1884. № 22.
24. Ufimskie eparkhial'nye vedomosti. 1914. № 19.