Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Conflict Studies / nota bene
Reference:

Solving domestic conflicts in Africa (regions to the south of Sahara)

L'vova Eleonora Sergeevna

Doctor of History

Professor, African studies department, Institute of Asia and Africa of the M.V. Lomonosov Moscow State University.

125009, Russia, g. Moscow, ul. Mokhova, 11 stroenie 1, kab. 314

eleonora.lvova@gmail.com

DOI:

10.7256/2454-0617.2018.3.26817

Received:

10-07-2018


Published:

21-10-2018


Abstract: The subject of this work is the multitude of methods for resolving the domestic conflicts in sub-Saharan Africa using the practices common to pre-industrial societies. This issue is very prominent for the countries of the continent, since along with external and interstate conflicts, intrastate conflicts a major role in the current instability of Africa belongs to conflicts between herders and farmers, conflicts between different ethnic groups, religious conflicts between Muslims and Christians, autochthonous, migrants and refugees, and so on. Currently, attempts to resolve them by the efforts governments or peacekeeping forces are not always successful, while utilizing traditions proves somewhat successful. The author uses a heuristic source-study approach, the comparative historical method, materials from the author's field research, sociological studies data, and data from historiographic analysis. The author's unique contribution is the study of a topic that has not been studied in conflictology and African studies to date. The scientific novelty is based on the first research of the topic of preservation of traditionalism in the modern political structures of African states in the scenarios which involve resolving conflict situations, and the introduction new information into the scientific circulation. The author reaches a conclusion about the growing trend of turning to the traditional experience of the prevention and resolution of intra-state conflicts by African scientists.    


Keywords:

Africa, conflicts, politics, traditions, customary law, African scholars, anthropology, ethnology, conflict resolution, traditional values


Эволюция отношений к традициям

Отношение к старым традициям в странах Африки южнее Сахары после независимости менялось. Первые десятилетия превалировала точка зрения, считавшая, что их не следует сохранять, что они мешают (особенно в области властных отношений и политологии) созданию новой современной, сравнимой с иными государствами мира жизни. Так, традиционных вождей называли феодалами и требовали ликвидировать этот социальный институт. Такое мнение прозвучало, например, на Первом конгрессе народов Африки, прошедшем в Аккре в 1958 г. [3, с.231]. В Гане и ряде других стран это было сделано практически сразу по достижению независимости, в Уганде местные «королевства» были ликвидированы в более поздние годы, в начале второй половины ХХ в. Однако вскоре пришлось признать, что «традиционные вожди» разного ранга от наследственных деревенских старейшин до «королей» распавшихся доколониальных политических союзов сохраняют свою роль и в современных условиях — без их одобрения зачастую не выполнялись распоряжения новых властей независимых государств.

Пришло постепенное осознание того, что политические властные традиции не исчезли и продолжают в умах граждан новых государств играть немалую роль. В некоторых странах такие небольшие владения сохранялись (как, например, ламидаты на севере Камеруна), а в парламентах были созданы особые Палаты вождей (как, например, в Ботсване). В других случаях члены династических линий уже не существующих доколониальных политических объединений уже в силу рождения являются членами Парламентов, не проходя процедуру выборов. Часто они становятся дипломатами - так, в московском посольстве Анголы в конце прошлого века служила «принцесса» Конго (прекратившего существование еще в начале ХУШ в.). А в посольстве Мадагаскара отпуска сотрудников планируются в соответствии с временем проведения традиционных ритуалов «переворачивания предков» (фамадихана). Сохранились и монархии в Лесото и Свазиленде. А в Уганде пришлось восстановить ранее ликвидированные «королевства» Буганду, Буньоро, Анколе, Торо.Сохраняются во многих странах и династические линии, а лица, к ним принадлежащие, входят в современную правящую верхушку, становясь лидерами партий либо крупными чиновниками. Интересное исследование провел в 80-е годы. прошлого века российский ученый Арсеньев Р.В. Проанализировав состав тогдашнего парламента Мали, он установил, что более половины его членов — потомки средневековых традиционных правителей — «королей» Мали и Сонгаи (Кейта, Траоре и др.). Нередко сакральные черты, свойственные традиционным правителям, переносятся и на избранных в соответствии с условиями современной демократии гражданских лидеров [1, глава 1; 4, с. 155-180].

Историческая память народов Африки

Историческая память также сыграла значительную роль в определении государственного устройства сразу после независимости. Достаточно вспомнить ожесточенную борьбу политических партий в бывшей колонии Бельгийское Конго в 1960 г., переросшую в гражданскую войну и интервенцию. Тогда партии баконго АБАКО (Ассоциация народа баконго) на западе страны и балуба Балубакат — на юго-востоке провозгласили своей целью выход из Бельгийского Конго и лозунг восстановления древних государств Конго и Луба (первое прекратило существование еще в начале ХУШ века, второе — в конце Х1Х) и начали вооруженную борьбу, вылившуюся в гражданскую войну и интервенцию. Подобные примеры можно было бы продолжить.

Позднее пришло осознание живучести традиций и невозможности их игнорирования. Появилось стремление воплотить их в разных аспектах современной жизни. Эта тенденция изменения отношения к традиции и желание ее использовать на благо современному развития, заметна во всех областях жизни африканских обществ. Так, традиционные элементы включаются в архитектуру и планировку новых поселений; в большом количестве возникают ремесленные мастерские, практикующие древние технологии (ткачество, кузнечество, живопись, аппликация и т.д.); воссоздаются некоторые образцы скульптуры — так, в ДРК тиражируются «ндоп» - резные статуи предков-правителей, в которых, по представлениям бакуба, пребывали их души [5, с. 156-165] и т. п.

Растет стремление сохранить и даже воссоздать (в случае исчезновения) дедовские традиционные верования. С одной стороны, идет процесс включения элементов их в ислам и христианство, давно ставшие «своими» религиями в Африке южнее Сахары, а иногда последние как бы флером их покрывают [подробнее см. 2, с. 96-100; 6, с. 140]. С другой, есть итенденции замены их древними верованиями. Так автор этих строк во время работы в составе российско-эфиопской историко-этно-социологической экспедиции в Эфиопии столкнулся со странным на первый взгляд мнением одного из респондентов, написанным в анкете. Тот на вопрос о вероисповедании ответил - «Атеист (без религии) — пока». Заметим, что в этой стране, как и во всей Африке, считают, что «человек без религии» в принципе невозможен. Когда автор обратился за разъяснениями, респондент объяснил, что он (каффичо — представитель народа, имевшего до конца Х1Х века собственную довольно развитую систему верований) крещен в детстве, но стремится воссоздать веру отцов и дедов и когда она будет вновь существовать, он будет ее исповедовать, а пока считает себя «человеком без религии» [7].

Традиционные способы преодоления конфликтов

Эта же тенденция обращения к утраченным традициям заметна и в конфликтологии. Африка продолжает оставаться континентом, где часты конфликты разного уровня — от локальных, внутригосударственных до межгосударственных, от мирных разногласий до ожесточенных военных действий. Нередко умиротворение трудно достижимо, даже усилия миротворческих сил не всегда достигают успеха. В последние годы заметна тенденция обращения африканских ученых к политикам своих стран с призывом к изучению и использованию народных методов предотвращения и ликвидации конфликтов, которые выработаны местными народами за столетия их соседского сосуществования.

На международном уровне они демонстрируют эти призывы в докладах на различных конгрессах и конференциях. В частности, на Международном конгрессе антропологических и этнологических наук в Кунмине (Китай) этой проблеме была посвящена отдельная секция, где среди выступавших большинство сотавляли африканцы. Было показано, что роль традиций в современных африканских обществах двойственна. С одной стороны, сохранение их в политической сфере приводит к нарушению и ущемлению прав человека. Так, типичным примером могут послужить выборы 2006 г. в Мавритании, где еще сильна традиционная стратификация общества и сохраняется как система «патернализма» и «патронажа» со стороны традиционной знати, так и неравноправное положение потомков бывших рабов. Фактически выборы в парламент в этой стране были делом лишь небольшой страты - элиты общества, бывших богатых и знатных рабовладельцев. Зачастую именно ее члены представляли всех избирателей на местах. А харатины (потомки бывших рабов) и кочевники-фульбе были полностью отстранены от участия в выборах, что приводило к недовольству и столкновениям отдельных групп населения. Так сохраняющиеся еще традиции в политической структуре общества порождают конфликты [11, p. 63].

С другой стороны, и на этот аспект все чаще обращают внимание африканские ученые, традиции, существовавшие в течение веков для сохранения стабильности, могут быть использованы при решении современных конфликтов (и иногда уже применялись с этой целью).

Конфликты, разыгрывающиеся в африканских государствах, очень разные. Например, на юго-западе Эфиопии в конце ХХ века недовольство местных жителей и столкновения (по счастью, без кровопролития) вызвало новое районирование сельскохозяйственного производства, навязывание хозяйственной деятельности, несвойственной местному населению. Между тем, сложностей можно было бы избежать, если бы власти обратились к традиционному разделению труда — здесь один народ издревле занимался пчеловодством, другой — разведением кофе [8, p. 69; 19, p. 128].

Сенегал

Тяжелые события в Сенегале в районе Казаманс, переросшие в ожесточенные стычки, длившиеся более 20 лет и связанные с гибелью людей, подавляемые правительственными силами, как и столкновения фульбе и тукулеров. стали объектом исследования ученых Дакарского университета имени Шейх Анта Диопа. По мнению африканских исследователей, именно разрушение традиционной структуры местных обществ, падение авторитета «старейшин» усугубило экономическую нестабильность и бедность, вызвало острый конфликт. Большую роль в успокоении соперников, по их мнению, могло бы сыграть не применение силы, а изучение истории народов, которые стали участниками этих столкновений, их менталитета, и методов старой «народной дипломатии», позволяющих жить в мире с соседями в течение многих десятилетий. Они утверждают, что как у ведущего и самого крупного народа страны (волоф), так и у остальных 20 этносов, традиционно велик дух коммунализма и солидарности, у них веками были выработаны «социокультурные средства регуляции насилия», разрешения современных конфликтов и социальной напряженности. Ученые пришли к выводу о том, что следует использовать «всю мощь» этого многовекового опыта, в том числе и ритуалы и силу слова (публичного восхваления и порицания)[14, p.20; 15, p.19; 16, p. 20; 17, p.21; 18, p. 21].

Кот д'Ивуар

А в университете г. Буаке (Кот д'Ивуар) была создана особая исследовательская группа, занимающаяся проблемой «войны, конфликтов и традиций». [9, p. 17; 12, p.15; 13, p.15; 15, p. 19]. Одной из главных своих задач, вошедшие в нее ученые считают анализ существующего положения. Отмечается, что после обретения независимости зачастую обострялись отношения между разными народами страны. Экономический кризис приводит к деструкции общества, деградаци и даже разрушению традиционных ценностей. Дополнительной причиной этого процесса являются миграции — с одной стороны, внутри самого государства, с другой — появление многочисленных беженцев из соседних стран, охваченных военными конфликтами или экономическими кризисами (в частности Мали, Бенина, Буркина Фасо, Либерии, Ганы и т. д.). Это вызывает неконтролируемое давление на землю, провоцирует конфликтные ситуации в связи с землепользованием между местными крестьянами и пришельцами. Положение усугубляется разностью культурных традиций (а одной из основополагающих было дружественное отношение к соседям, необходимость обращения с ними так же, как желательное обращение к себе с их стороны), особенно в случаях бегства во франкоязычный Кот д'Ивуар жителей англоязычных Либерии или Сьерра-Леоне. Все это ведет к появлению обостренного чувства несправедливости, потере доверия, фрустрации. С точки зрения исследователей, политика правительства только провоцировала эти трудности. Экономические и политические меры, предпринимаемые правительством, результата не дали. Семилетняя (с 2002 г.) политика «льющейся крови» лишь разрушила долговременные социальные связи. В поисках методов разрешения конфликтов предлагается обратиться к «культурному разнообразию» и вспомнить сложившиеся веками способы разрешения конфликтов. Такая практика примирения была использована в 2009 году. Тогда обратились к символическим ритуалам переговоров и обращению к магическим средствам — употреблению «зомкон» (испития представителями конфликтующих сторон особого напитка из смеси молока и рисовой муки — знаковых символов скотоводства и земледелия). Именно в использовании традиций ивуарийские ученые видят возможность разрешения современных внутригосударственных конфликтов. Ключевой фактор развития — возвращение ценностей, использование разнообразия культуры народов страны - к такому выводу приходят исследователи из Университета Буаке.

Эфиопия

Попытка на деле проверить и подтвердить действенность народных традиций примирения была предпринята в Эфиопии. В 1993 году племена аборе, борана, консо, тсамаи, хамер и дасанач на юго-западе этой страны, в Рифтовой долине положили «конец десятилетиям этнических войн», проведя церемонию «Закапывания копья войны» [10, p.1]. Многие десятилетия конца прошлого века были в Эфиопии (а в Рифтовой долине - особенно) очень неспокойными. Шла многолетняя война против авторитарного режима, закончившаяся его свержением и началом демократизации. Было создано новое правительство, возникла многопартийная система и т. д. Однако в пограничных полиэтничных районах по-прежнему продолжались вооруженные столкновения. Помимо общеэфиопских проблем здесь были и стычки с контрабандистами (этнические территории некоторых племен были разрезаны границами, а их части оказались в Кении и Судане), и нарушения путей перекочевок, и набеги с целью захвата скота и женщин и т. п. Никакие меры примирения не достигали результата. Тогда и было решено вспомнить древние обычаи достижения согласия враждующих сторон и провести церемонию «закапывания копья войны» (вспомним известный с детства обычай индейцев Америки - закапывание томагавка, топора войны).

Эта церемония была запечатлена кинооператорами. Через десять лет, которые прошли достаточно мирно, антропологи Уво Штрекер (Германия) и Алула Панхерст (Аддис-Абебский университет) посетили это место, взяли интервью с местными жителями и создали фильм, соединив события 1993 и 2003 годов. Этот фильм был показан на одной из Международных конференций по эфиопским исследованиям. Все главы упомянутых шести племен собрались с копьями, символизирующими легитимность и сакральность их власти и единство их племени. Некоторые из них были облачены в полное традиционное одеяние, приличествующее традиционному вождю, другие использовали только головные уборы, а двое были в обычных костюмах. На церемонии присутствовали и местные официальные чиновники, так что она одобрялась государством. Была вырыта большая яма, приглашена "самая могущественная" в этих краях ведунья, которая провела ритуалы изгнания злых духов.

Затем старейшины произнесли проклятия, притупили наконечники своих копий о камни и опустили их в термитник, чтобы муравьи обгрызли деревянные стволы. Затем копья были сломаны и сброшены в вырытую заранее яму. Поверх ее были положены «инструменты мира» - мотыги, кнуты и пастушеские палки. После этого были выполнены ритуалы обращения к добрым духам. Проведение этой церемонии способствовало примирению враждующих сторон и установлению пусть хрупкого, но мира более чем на десяток лет.

Резюме

Трудно сказать, насколько широко (и будут ли вообще) использоваться традиционные методы разрешения конфликтов в странах Африки южнее Сахары в обозримом будущем. Не вполне понятно, станут ли они действенными сами по себе, или будут востребованы в сочетании с иными средствами умиротворения враждующих сторон. Однако уже сейчас важно отметить тенденцию обращения к традиционной соционормативной культуре во многих странах континента.

References
1. Denisova E.S. Tropicheskaya Afrika; evolyutsiya politicheskogo liderstva. M., InAfr. 2016. 500 str.
2. Kobishchanov Yu.M. Istoriya proniknoveniya islama v Afriku, M., GRVL. 1989. 180 str.
3. L'vova E.S. I.I. Potekhin na Pervoi konferentsii narodov Afriki // Poiski identichnosti i dialog s mirom // Afrikanskie issledovaniya. M., RUDN. 2018. S. 224-251.
4. L'vova E.S. Kul'tury narodov Tropicheskoi Afriki vchera i segodnya: vzaimodeistvie kul'tur i tendentsii razvitiya. M.,Logos. 1996. 232 str.
5. L'vova E.S. Shamba Bolongongo (Sh'yaam a Mbul) // Geroi i antigeroi v mirovoi istorii. Yaroslavl', Filigran'. 2017. S. 136-146.
6. L'vova E.S., Etapy proniknoveniya khristianstva v Afriku yuzhnee Sakhary // Fenomeny istorii 2005, M., RUDN. 2005. S. 156-165.
7. L'vova E.S. Istoriya Afriki v litsakh: biograficheskie ocherki. Vyp. 1. M., Muravei. 2002. 256 s.
8. Abebe Shiferau Dakka. Recognizing Farmers' Knowledge in Development Initiatives: Bee-keeping in Abaka Special woreda, Southern Ethiopia // The 16th World Congress of the International Union of Anthropological and Ethnological Siencies. WCIUAES. Vol. VI. Kunming, 2009. P. 69.
9. Babo A., Land Conflict in South-West of the Ivory Coast from “blood poured”to the “zomkon”, mechanismus of regulations of the land relations between Kraumen and Burkinabe // 16th WCIUAES, vol.10, p. 17
10. “Bury the Spaers”// The 16th International Conference of the Ethiopian Studies, Film Panel, Throndheim, 2007
11. Ciavolella R., Development and Democracy in the Marqins Principes of Exclusion. Hopes of Transition and imagened Modernities in south-west Mauritanie// 16th WCIUAES, vol.10, p.63
12. Gvein P., Economic Crisis and War: Crisis of social Reciprocities and Threat to Diversity in Cote d'Ivoir // The 16th WCIUAES, vol.10, p.15
13. Diamoi Joachim, Economic crisis, Armed Conflicts and Wars: a criticalDiversity Destruction Processes // 16th WCIUAES, vol. 10, p.15
14. Dedhu P., Tights. Wars in Casamance: socio-anthropological study of conflict//16th WCIUAS, vol.10, p.20
15. Kouakan N'guessan, Sans a tytle //16th WCIUAES, vol.10, p.19
16. Mustapha Tamba, Economy in state of crisis in Senegal: the role of youth in the production of drugs in war zone in Casamance// 16th WCIUAES, vol.10, p.20
17. Ndiage Lamine, Violence and social Regilation among Wolof of Senegal// 16th WCIUAES, vol.10, p. 21
18. Sylvain Landry Faye, Peulo-Toucouleurs ethnic conflicts in madina Gouness-atakes, changes and socio-economics and identity reconstractions of the Area// 16th WCIUAES, vol. 10, p. 21
19. Tefery Belay, Customary Receource Access Arrangement and Traditional Forest Management Practices for Beekeeping: the Case of Southwest Ethiopian Forest Region // 16th WCIUAES, vol. 6, p. 128