Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Politics and Society
Reference:

Color perception in mass consciousness

Alasheev Sergei

 
Senior Scientific Associate, Volga Region Branch of the Federal Institute of Education Development
 

443056, Russia, Samara, Prospekt Maslennikova 37, office #400

alasheev_s@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0684.2017.8.21664

Received:

10-01-2017


Published:

11-09-2017


Abstract: This article is dedicated to the problem of color perception in mass consciousness, as well as provides the results of representative sociological research on the question of selecting the preferred color by residents of one of the typical provincial cities of Russia. The author reviews the peculiarities of color selection for various socio-demographic, political, and socio-psychological groups. The acquired results are interpreted from the perspective of different methodological approaches towards the assessment of color perception: physiological and psychological. Semantic explanation of the phenomenon of color perception in the context of reasoning of Pavel Florensky is suggested. Methodology of this research is structured upon the application of general logical methods of scientific study alongside the method of interpreting the obtained data in various theories of color perception. The author attempts to illustrate that articulation of the color preferences manifests as one of the characteristics of social self-consciousness. Color palette of the preferences (triad blue-red-green) is immanently presents in any of the statistically important group of the respondents. Thus, color perception is the original element of mass consciousness that manifests as a ethno-cultural specificity of population.


Keywords:

color perception, mass consciousness, social wellness, color symbolics, Pavel Florensky, stereotypical perception, ethno-cultural peculiarity, population groups, Lüscher color test, color and light


Предмет исследования

Попробуйте назвать свой любимый цвет. Думается, что большинство сделает это без особого труда и назовет цвет, который ему нравится.

В г. Самара был проведен опрос общественного мнения жителей этого типичного провинциального города по самым разнообразным вопросам нашей жизни. Опрос проводил Социологический центр «Социо» (инициативный проект при непосредственном участии автора). Систематическая выборка по спискам избирателей 1025 человек (опрашивался каждый восьмисотый житель старше 18 лет) репрезентирует взрослое население города по полу, возрасту, семейному положению и образованию. Предельная ошибка выборки составила 2,8% для уровня значимости 0,05. Одним из вопросов анкеты был следующий: «Какой цвет Вам нравится больше других?».

Высокий процент ответов на открытый вопрос, который стоял в конце довольно нагруженной анкеты, свидетельствует о наличии в общественном сознании такого феномена как нравящийся цвет, а также о понимании вопроса респондентами.

Но, что понимали отвечающие под цветом? Цвет чего они себе представляли? Может быть, цвет обоев, цвет машины, цвет одежды или цвета природы? Может быть… Однако большинство опрошенных (84,2%) встречного вопроса не задавали, а сразу называли свой любимый цвет (интервьюер должен был записать полный ответ на открытый вопрос).

Думается, что можно любить и просто цвет, без относительно того, к чему он относится. Дело в том, что восприятие человеком цвета гораздо более субъективно, чем восприятие формы и восприятие пространства: ведь одни и те же предметы мы видим то в одной, то в другой цветовой гамме, многое зависит от характера освещения. Об этом говорил проницательный Леонардо да Винчи: «Мы можем сказать, что почти никогда поверхности освещенных тел не бывают подлинного цвета этих тел» [1, с. 151]. Поэтому цвет существует как бы отдельно от предмета. Какой-то оттенок может нравиться сам по себе. И это восприятие цвета самого по себе проявляется в приятии или неприятии тех или иных красок в одежде, в природе, в предметах обихода.

Человек по-разному воспринимает краски. Психологи показали, что цветовое восприятие различается у разных людей, и это связано не только с физиологическими, но и с личностными, духовными чертами человека. Применяемый психологами тест Люшера основан на том, что люди с различными выраженными личностными чертами делают различные наборы предпочитаемых и отвергаемых цветов. Но в отличие от теста, где опрашиваемым предлагается набор стандартных цветов, в анкете респонденты могли написать название любого нравящегося им цвета или какого-то его оттенка. Выбор цвета осуществлялся самими отвечающими из фактически неограниченного набора колеров и оттенков. Набор этих оттенков, который существует в восприятии массы людей, бесконечен (если все они, конечно, не дальтоники). Однако в случае с анкетой этот набор ограничивается наличием названий (именованием) этих оттенков в русском языке. И, несомненно, в различных языках набор названий цветов и оттенков неодинаков. Кроме того следует отметить, что в ответах респондентов отразилась скорее привлекательность названий, а не самих цветов, ведь наименование цвета несет эмоциональную окраску. Хотя, конечно, за названиями стоит реальная цветовая гамма оттенков.

Язык является тем элементом, который структурирует бесконечное разнообразие оттенков в сознании людей. По всей видимости, в русском языке (по крайней мере, в русском языке жителей Самары) набор названий цветов невелик. Об этом можно судить по количеству названий для любимых цветов из ответов респондентов. Список выбранных цветов включал все основные цвета спектра и три ахроматических цвета и состоял из 34 наименований (из которых 10 встречались лишь один раз). При кодировке ответов не учитывалось различие названий цветов по светлоте тона (т.е. опускались определения типа светло-, темно-, бледно-, ярко-). По результатам опроса складывается следующая картина цветовых предпочтений.

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос о предпочтительном цвете

Какой цвет Вам нравится больше других?

Доля выбравших

(к числу опрошенных)

1. Голубой

29,9%

2. Красный

10,1%

3. Зеленый

9,8%

4. Белый

5,4%

5. Серый

5,4%

6. Синий

4,5%

7. Коричневый

3,6%

8. Розовый

3,3%

9. Сиреневый

2,2%

10. Черный

1,9%

11. Желтый

1,3%

12. Бежевый

1,1%

13. Оранжевый

0,9%

14. Салатовый

0,9%

15. Вишневый

0,8%

16. Серо-голубой

0,8%

17. Кофейный

0,5%

18. Бордовый

0,4%

19. Бирюзовый

0,4%

20. Морская волна

0,4%

21. Стальной

0,3%

22. Малиновый

0,3%

23. Фиолетовый

0,2%

24. Болотный

0,2%

25. другие

1,0%

Любимый цвет жителей города – голубой. 29,9% опрошенных сказали, что он нравится им больше других. А в целом цветовые симпатии распределились так. Различные оттенки синего цвета (светло-голубой, голубой, синий, цвет морской волны) – 34,7%, всевозможные оттенки красного цвета – 15,0%, зеленый – 10,0%, белый – 6,4%, серый – 5,7%, коричневый и его оттенки – 4,1%, фиолетовый – 2,4%, желтый – 2,2%, черный – 1,9%, другие – 1,7% опрошенных. И еще 15,8% затруднились дать ответ и не смогли назвать свой любимый цвет.

Если учесть принятое в колористике деление цветов на теплые и холодные тона, то среди сделанных выборов доля холодных тонов (38%) значительно выше теплых тонов (18%), нейтральные тона составляют 28% выборов.

Здесь следует сделать одно замечание. В целом, все наименования цветов, полученные в ответах, вполне возможно привести к принятой ньютоновской системе разделения спектра на семь видимых цветов. Т.е. структура восприятия цвета в массовом сознании соответствует принятому в цветоведении делению цветов на группы по цветовому тону (всем известные цвета радуги). Так в массовом сознании существуют красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий цвета. Фиолетовый цвет присутствует чаще под названием "сиреневый". Однако кроме этих цветов (семи цветов радуги) в массовом сознании горожан представлен как особый, отдельный цвет – коричневый, а также, вероятно, и бежевый. Красный цвет присутствует в виде, по крайней мере, двух модификаций – красного и розового, а, возможно, также и вишневого, бордового, малинового.

Итак, в фокусе нашего внимания находится не визуальное (физиологическое) восприятие и различение цвета человеком, но восприятие (отношение к) наименования цвета как элемент массового сознания.

Психологическая интерпретация: психосемантика и психодиагностика

Психологическая интерпретация субъективных предпочтений цвета опирается на предположениях о символическом значении цвета и о том, что ряды предпочтений отражают индивидуальные особенности личности [2; 3]. Цветовая символика имеет древнее происхождение, и на этапах становления общества отношение к цвету претерпевает значительные трансформации [4].

Если пытаться охарактеризовать совокупность людей, цветовые предпочтения которых выявлены в результате опроса, и предположить, что за выбором названия стоит приятие соответствующих цветовых тонов, то возможно использовать известные теории цветовосприятия [5; 6] для описания состояния (настроения) общественного мнения.

Например, первые пять наиболее представленных в опросе цветов описывают следующие личностные характеристики. В восьмицветовом тесте Люшера [2] отсутствует интерпретация наиболее существенного для характеристики цветовосприятия массовой аудитории голубого цвета, но если использовать для психологической интерпретации основной характеристики жителей города синий цвет, то в соответствии с методом цветовых выборов он означает спокойствие, вызывает умиротворенность чувств, выявляет чувствительность и ранимость; физиологически соответствует спокойствию, психологически – удовлетворенности; отражает умение сопереживать и склонность к эстетической созерцательности, сензитивность, доверие, самопожертвование, преданность. Красный цвет, как наиболее предпочтительный, в методе цветовых выборов символизирует физиологическое состояние, связанное с расходом энергии, красный – выражение жизненной силы, нервной и гормональной активности, стремление к успеху, жадного желания всех жизненных благ; это – воля к победе, влечение к спорту, борьбе, эротике, сила воли. Зеленый выявляет упорство, целеустремленность, сопротивляемость изменениям, постоянство воззрений; рассматривается как вариант самоутверждения; выявляет скрупулезную точность, критический анализ, логическую последовательность, а также потребность производить впечатление, сохранять свою позицию. Белый цвет в восьмицветовом тесте Люшера отсутствует, а серый описывается как разделяющий, отгораживающий, освобождающий от обязательств, укрывающий от внешних причин и воздействий; свидетельствует о наличии утомления и стресса [3, с. 12-15].

В парапсихологии и некоторых мистических учениях (каббалистика, геральдика, оккультизм), в различных гороскопах распространены теории, связывающие цвет с характером человека. В свете таких теорий пять наиболее любимых горожанами цветов «расшифровываются» примерно таким же образом. Людей, которым нравится синий, отличает меланхолический характер, они часто нуждаются в отдыхе, ценят любовь и верность. Красный цвет говорит о смелости, силе воли, гневе, властности, но и об альтруизме, общительности. Люди, предпочитающие зеленый, боятся чужого влияния и ищут способ самоутвердиться. Белый цвет не ассоциируется с каким-либо определенным характером и считается идеальным цветом, цветом мечты. Серый – это любимый цвет рассудочных и недоверчивых натур, которые долго думают прежде чем принять решение.

Вот такая гамма характеров составляет большинство, с которым мы сталкиваемся на улицах, в толпе, на массовых собраниях или в очередях. В целом это люди нервные, недоверчивые, не очень уверенные в себе, достаточно пассивные, но порой со вспышками гнева.

Цветовосприятие как социальное явление

Особенности цветовосприятия отражают не только психологические характеристики личности, но и некоторые социальные характеристики групп людей, особенности массового сознания этих групп. Восприятие цвета как такового присуще не только индивиду, но и социуму. Индивидуальное отношение к цвету выступает как психологическое цветовосприятие, в то время как социальное цветовосприятие – сбалансированный, более-менее согласованный, стереотипный набор цветовых предпочтений – характеризует ту или иную группу населения, также как Фердинанд де Соссюр разделяет речь и язык [9].

Артикулированный (и визуально выраженный) выбор «своего» цвета оказывается неодинаковым в различных социальных группах.

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос о предпочтительном цвете по полу

(в % к числу ответивших)

Какой цвет Вам нравится

больше других?

Все жители

Пол

Мужской

Женский

Красный

11,9

10,9

12,5

Розовый

3,9

1,6

5,2

Бежевый

1,3

0,6

1,6

Зеленый

11,6

14,6

9,8

Голубой

35,0

35,2

34,9

Синий

5,3

9,0

3,1

Сиреневый

2,9

0,6

4,2

Бордовый

1,4

0,3

2,0

Коричневый

4,2

2,8

5,1

Белый

6,3

4,7

7,2

Серый

6,6

8,4

5,6

Черный

2,2

2,5

2,0

другие

7,6

8,7

6,9

Женщины несколько чаще выбирали красный, коричневый, белый и бежевый цвета. Почти все любители фиолетового (сиреневого), бордового (вишневого) и розового – тоже женщины. Мужчины чаще предпочитают синий, серый и зеленый цвета. По остальным выборам названий цветов различий по признаку пола не прослежено. Объединенные в группу «другие» цвета не составляют статистически наполненных групп, поэтому в дальнейшей интерпретации не участвовали.

Различия в предпочтении тех или иных цветов среди различных возрастных категорий не столь значительны. Тем не менее, среди молодежи до 25 лет большим признанием пользуется синий, черный, красный, и реже, чем у других возрастов – голубой, зеленый, коричневый. Более высокая популярность серого и розового сохраняется не только у молодых людей до 25 лет, но и в группе 25-35 лет. Людям в активном трудовом возрасте (от 36 до 55 лет) чаще нравится голубой цвет. Пожилые люди предпенсионного возраста и пенсионеры (возрастная группа от 56 до 90 лет) чаще предпочитают зеленый, белый и коричневый, несколько реже других они выбирают сиреневый, серый, черный цвета.

Таблица 3. Распределение ответов на вопрос о предпочтительном цвете в возрастных группах (в % к числу ответивших)

Любимый цвет

Возраст (в годах)

18 – 25

26 – 35

36 – 55

56 – 90

Красный

14,5

11,6

11,8

11,0

Розовый

5,5

7,1

1,7

3,7

Бежевый

.

1,0

2,0

0,9

Зеленый

5,5

11,1

11,5

15,1

Голубой

29,1

32,8

39,4

33,0

Синий

10,0

5,1

4,9

3,7

Сиреневый

3,6

2,5

3,7

1,4

Бордовый

0,9

1,5

1,7

0,9

Коричневый

0,9

4,0

3,4

7,3

Белый

7,3

5,1

3,7

11,0

Серый

9,1

9,1

6,3

3,7

Черный

4,5

2,0

2,0

1,4

другие

9,1

7,1

7,8

6,9

Некоторое влияние на ответ о наиболее привлекательном цвете оказывает уровень образования. Респондентам со средним и средним специальным образованием чаще нравился синий, серый цвет, несколько реже их выборы зеленого и белого. Люди с более низким уровнем образования чаще выбирают красный, коричневый и бордовый (вишневый) цвета. Чем выше уровень образования респондентов, тем чаще они выбирают фиолетовый (сиреневый), бежевый, отчасти голубой.

Таблица 4. Распределение ответов на вопрос о предпочтительном цвете в группах по уровню образования (в % к числу ответивших)

Любимый цвет

Образование

Ниже среднего

Среднее / среднее профессиональное

Высшее

Красный

16,2

12,1

9,0

Розовый

3,4

4,1

3,8

Бежевый

.

1,5

1,9

Зеленый

13,4

9,8

14,2

Голубой

31,3

34,7

37,0

Синий

3,9

6,7

3,8

Сиреневый

1,7

2,8

4,3

Бордовый

3,9

0,4

0,9

Коричневый

6,7

4,1

2,8

Белый

7,8

5,0

8,1

Серый

3,4

8,2

5,2

Черный

2,2

2,2

1,9

другие

6,1

8,2

7,1

Семейное положение отвечавших фиксировалось по шкале «женат – холост – разведен – вдовец». Респонденты не состоящие в браке чаще выбирают синий, розовый, серый и белый. Впрочем, белый цвет также чаще нравится и вдовым, вместе с зеленым и коричневым. Удивительную стабильность сохраняет черный цвет во всех группах, лишь разведенные ни разу его не выбрали.

В вопросах о социальном самочувствии («Бывает ли у Вас такое состояние, когда Вас одолевает уныние, чувство тревоги, одиночество?», «Как Ваше здоровье?», «Как Ваши дела? Как Вы живете?») чаще на неудовлетворенность, тревожность указывают респонденты, предпочитающие сиреневый, красный, бежевый и зеленый, реже – любители белого, синего, серого цветов, что, в общем, согласуется с психологической интерпретацией теста Люшера для красного, белого и фиолетового. Больший оптимизм в вопросе о том, каким будет новый год (опрос проводился в начале года) выявился у предпочитающих красный, голубой, с большей долей пессимизма отвечали любители зеленого, серого, синего, бордового, белого и черного.

Любопытна взаимосвязь выбора полюбившегося цвета с политическими вопросами анкеты. Высокий уровень своего интереса к политике (по самооценке) отметили выбравшие бежевый цвет по цветовым симпатиям. А вот значительно ниже остальных оценили свой интерес к политике те, кому нравится белый. Эти респонденты гораздо чаще утверждают, что политикой не интересуются, чего нельзя сказать о предпочитающих голубой (количество не интересующихся политикой по собственному мнению в этой группе значительно ниже). Среди активно интересующихся политической жизнью несколько реже встречаются любители розового.

Наиболее пессимистичными в своих политических ожиданиях (по ответам на вопросы анкеты о возможностях политических и экономических изменений, о положении дел в стране) были предпочитающие синий, серый, сиреневый цвета, а порой и любители зеленого и голубого. Самыми оптимистичными оказались симпатизирующие красному и коричневому цветам. Безразличие к экономическим и политическим вопросам чаще выказывали респонденты, чьи цветовые симпатии на стороне зеленого, белого, иногда серого цветов.

По позиции занимаемой человеком в вопросе проведения радикальных экономических и политически реформ в стране строилась шкала радикализма. Наполненность групп респондентов по их политической позиции представителями различных цветовых предпочтений представлена в таблице 5.

Таблица 5. Распределение ответов на вопрос о предпочтительном цвете в группах по шкале радикализма (в % к числу ответивших)

Любимый цвет

Политическая позиция

Радикалы

Либералы

Консерваторы

Красный

10,3

13,1

11,2

Розовый

2,9

9,3

2,5

Бежевый

1,3

0

1,2

Зеленый

11,0

11,2

11,2

Голубой

38,9

33,6

31,7

Синий

6,7

6,5

3,1

Сиреневый

3,4

0

5,6

Бордовый

0,9

2,8

1,9

Коричневый

3,1

2,8

5,0

Белый

5,6

3,7

8,1

Серый

6,3

6,5

9,3

Черный

2,5

1,9

0

другие

7,0

8,4

9,3

Как видно, политические взгляды не столь сильно влияют на выбор отвечавшими понравившегося им цвета, нежели социально-демографические характеристики респондентов.

Практически в любых социально-демографических, политических или социально-психологических аудиториях, если провести ранжирование, первые 5 мест занимают одни и те же цвета, хотя меняется их процентное соотношение. Три наиболее популярных цвета жителей города – голубой, красный и зеленый, выбор которых в качестве привлекательных в сумме охватывают половину всех выборов (49,8%). В подавляющем большинстве социально-демографических групп, несмотря на все выявленные особенности, на трех первых местах оказывается та же тройка любимых цветов: голубой-красный-зеленый либо голубой-зеленый-красный, а затем на четвертом месте чаще всего серый, синий или белый. Исключение составляют не состоящие в браке (три наиболее приятных им цвета голубой-серый-синий) и молодежь до 25 лет (голубой-красный-синий). Возможно, эта цветовая гамма предпочтений (голубой-красный-зеленый) и есть собственный элемент массового сознания, который не зависит ни от каких внешних факторов, а имманентно присутствует в любой статистически значимой группе респондентов. Это стереотип восприятия цвета массовым сознанием. На наш взгляд, несомненно, он представляет из себя этнокультурную (точнее этно-психо-лингвистическую) особенность русского населения города Самары.

Мы склонны полагать, что типичный набор цветовых предпочтений выступает структурным элементом массового сознания, в то время как субъективно-личностные особенности размывают общую картину. Очевидно, результаты одного обследования недостаточны для определения типичных черт цветовыделения (лингвистической акцентуации) и цветовосприятия (как этнокультурной особенности) населения даже отдельного города, тем не менее, предположение о том, что восприятие цвета присутствует в массовом сознании как один из элементов, мы намерены рассматривать в качестве гипотезы.

*  *  *

Семиотическая интерпретация

Цвет является сильнейшим средством гармонизации формы предметов и явлений, средством проявления сущности, содержания формы. И в то же время цвет сам является формой, за которой стоит содержание. Так каково предназначение цвета? В чем смысл цвета?

Что означает выбор человеком «своего» цвета? Семантическое значение цвета можно описывать в рамках различных теорий. В связи с этим нам хочется продолжить размышления П.А. Флоренского о символике цветов [10].

В цветовом восприятии действительности каждый человек находит и видит свое собственное место. Ибо человек лишь тень Света небесного. Восприятие человеком цвета – это выделение себя из всеобщего Божественного света, из света пространства, но выделение лишь мысленное, ведь человек един с окружающим его миром. Так вот, восприятие цвета, как мысленное выделение себя из мира, из природы, может характеризовать человека как активного либо пассивного участника процесса мироздания.

Голубой и фиолетовый цвета – это «тьма пустоты ... сквозь тончайшую, освещенную солнцем пыль». «Красный и розовый цвета – это та же самая пыль, но видимая не против света, а со стороны света... Наконец, зеленый цвет… есть уравновешенность света и тьмы, есть боковая освещенность частиц пыли» [10, с. 310-311].

При выборе любимого цвета происходит идентификация себя с мировым пространством, происходит как бы окрашивание своей тени каждым человеком. Выбирая голубой цвет как любимый, мы признаем, что наш удел находиться против Света. Мы являемся пассивными потребителями и объектами воздействия на нас света. Мы как бы приемники Света небесного. Когда же мы отождествляем себя, свое бытие с красным цветом, тем самым мы указываем свое место рядом со светом мироздания. Мы становимся как бы частью этого света, признаем себя детьми Божественного Света, таким образом определяя свою активную позицию в процессе мироздания. Выбирая красный, мы несем в себе Свет Божий, ведь «Бог есть свет». Зеленые же цвета – это цвета бокового освещения тьмы пространства. Это есть сама пустота. Тогда выбирая зеленый, мы подчеркиваем свою отстраненность от небесных действ, свое неприятие Божественного Света. Тогда мы «лишь чистая возможность воссиять свету, которого, однако, нет» [10, c. 311]. Возможность нести в себе искру Божию и возможность озарения небесным Светом в нас одинаково не реализованы, мы есть ничто.

Красками, несущими отсвет Божества, красками утра, становятся розовые тона, красками, воспринимающими Божественный свет, становятся синие тона неба. Среди семи цветов радуги – как суть Божественного знамения – три первых относятся к "несущим свет" – это красный, оранжевый, желтый. Не случайно, видимо, в живописи такие краски называются теплыми тонами. Три последних цвета радуги – голубой, синий, фиолетовый – краски, "воспринимающие свет", краски, за которыми тьма, мрак. Их называют холодными тонами в живописи и колористике. Названия – теплый, холодный – носят чистые цвета, но в зависимости от окружения на картинах и в жизни те же краски могут быть и холодными, и теплыми. Борьба Света и Тьмы находит свое завершение, свое успокоение, но в то же время и выключение из борьбы, – в зеленом небесном цвете, который есть краткая черта между желтым цветом солнца и синим цветом ночи, краткий миг между жизнью и смертью.

Все это буйство красок мы видим на небе в часы восхода солнца и заката дня. Эта битва гигантов идет каждодневно с переменным успехом на небосводе, но лишь иногда мы обращаем взоры к небу и удивляемся первозданной красоте таинства смерти и рождения. Но эта же борьба происходит в душе у каждого из нас. И, глядя на небо, наша душа занимает место либо в красных рядах бойцов, либо в синем стане защищающихся, либо во тьме пассивных созерцателей этого единоборства Света и Тьмы.

Позволим себе схематизировать картину небесных цветов.

Рисунок 1. Группировка "радужного" спектра Небесного света

Нам кажется, среди радужных цветов неба можно выделить как бы "основные" краски. Так в триаде теплых цветов оранжевый является производным от двух других, он появляется при наложении красного и желтого. В холодной цветовой триаде основным представляется синий, а голубой – менее насыщенный синий, фиолетовый – это в основе своей синий, но очень сильно напитанный, пронизанный красным. Заметим, среди т.н. "основных" цветов – теплых тонов больше: красный и желтый, а холодный лишь один – синий. Но взаимодействуя друг с другом теплые "основные" цвета дают лишь один – оранжевый, а холодный синий рождает в борьбе с несущими свет тонами сразу два холодных тона : голубой и фиолетовый. Хотя изначально "несущего свет" (теплого) цвета во вселенной больше: красный и желтый против синего, но их взаимодействие, их борьба в большей мере способствуют умножению сил "холода" (появлению фиолетового и голубого), чем проявлению "тепла" (рождение оранжевого).

Но еще большее увеличение числа разных цветовых оттенков (имеющих именование в языке) дает зеленое бездействие, зеленое созерцание, отрешенность. В этой картине небесных цветов, несмотря ни на что, зеленый воспринимается земным цветом. Он как бы отсвет вселенской битвы Тьмы и Света. И Земля как песчинка во всемирном океане страстей отражает эту бурю красок.

Небесные краски живут в душе каждого из нас, но наряду с ними человеку близки и краски земли, основная среди которых - коричневая. Коричневый цвет имеет неимоверное количество оттенков, не меньше, чем у других цветов, но имеет довольно ограниченное число названий этого цвета в языке.

Выбирая «свой» цвет, мы очень редко останавливаемся на земном коричневом тоне, так как душа каждого из нас стремится к Божественным цветам, к небесному Свету. Тем не менее, небесное буйство красок имеет свое земное воплощение.

Рисунок 2. Преломление Небесного света в цвета земли

(формулировки из ответов горожан)

Так красный, преломляясь через пограничный зеленый слой принимает коричневый цвет земли (от бледнолицего до чернокожего – все мы земные дети Божественного Света), желтый цвет солнца превращается в салатовый цвет молодой листвы, а холодный синий цвет неба отражается цветом морской волны. Таким образом, цвета земли, воды и зеленого покрова нашей планеты отражают небесные краски мироздания. И восхождение к Свету, просветление, также должно происходить через цвета природы: от коричневого - к зеленому и от зеленого - к краскам небосвода. От землянистого цвета глины и дерева – к золотисто-зеленому и прозрачно-изумрудному цвету перво-матери Софии и далее - к чистому Божественному "белому свету". Именно через увеличение зеленого цвета на нашей планете мы можем приобщиться к Божественному Свету мироздания.

Интуитивно воспринимая краски мироздания, человек стремится перенести свое душевное, порой неосознанное, восприятие Бога-Света на создаваемые человеком предметы, изменяя их естественный цвет и, передавая таким образом информацию о своем отношении к своему творению другим людям, окрашивает в те или иные тона свои создания. Пытаясь таким способом уподобиться Создателю, который окрасил свои творения своим Божественным светом.

Последнее не совсем точно. Ведь цветность существует лишь в нашем восприятии, в восприятии бытия чувственного. В мире сверхчувственного существует лишь чистый белый свет, свет беспримесный. Созерцая Божественные творения, мы зрим единый, недилимый Свет. Препятствия и ограничения, чуждая свету пассивность заставляет склоняться его в ту или иную сторону в нашем восприятии, свет перестает быть самим в себе и принимает ту или иную цветность. Этой пассивной средою, которая "проявляет" для нас Божественный промысел есть София, есть метафизическая пыль. Это не сама Божественная деятельность, а лишь первое огустение этой деятельности, первый сгусток бытия, относительно самостоятельный от Бога по направлению в ничто. София не является энергией Божественного света, она не существует без Бога, хотя и существует вне Бога. Поэтому наше цветное видение мира не есть чистое, просветленное видение Божественного, а есть лишь тварное восприятие Софии. В отношении к Божественному свету все цвета устанавливаются как промежуточные, как тончайшая пыль и тьма пустоты в мире чувственном. В мире духовном различаются лишь Бог, София и Тьма кромешная. Однако мы можем говорить о полном соответствии цветности мира физического и метафизического небытия.

Воспринимая краски окружающего нас мира, мы, оставаясь людьми, земным порождением Света, все же чаще обращаемся к небесным краскам пространства. Хотя все земное есть оттенки, разная глубина и насыщенность тона коричневого цвета, но под земным покровом таится Божественный свет предзнаменования каждого человека и каждой твари на земле.

Называя любимым цветом голубой, мы тем самым свидетельствуем о своем приятии Божественного света, о видении себя от Бога, хотя и не мним себя передовой волной Божественного света, преодолевающей Тьму и просветленной силой Бога.

Таким образом могут быть интерпретированы данные социологических исследований о восприятии цвета в рамках размышлений Павла Флоренского о символике цвета.

References
1. Leonardo da Vinchi. Izbrannye proizvedeniya v 2-kh tomakh (Po akademicheskomu izdaniyu 1935 goda). M.: Izdatel'stvo studii Artemiya Lebedeva, 2010. T. 2. S. 151.
2. Bazyma B.A. Psikhologiya tsveta: teoriya i praktika. SPb.: Rech', 2007. Ser. Psikhologicheskii praktikum.
3. Rumyantseva A.N. Eksperimental'naya proverka metodiki issledovaniya individual'nogo predpochteniya tsveta // Vestnik MGU. M., 1986. seriya 14. "Psikhologiya". № 1. S. 67-69.
4. Yan'shin P.V. Psikhosemantika tsveta. SPb.: Rech', 2006. S. 43.
5. Osnovy teorii tsveta. Fiziologicheskie i psikhologicheskie osnovy tsvetovospriyatiya. Uch. posobie. Magnitogorsk: Izd-vo: Magnitogorskii gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet im. G.I. Nosova, 2010. S. 65.
6. Braem G. Psikhologiya tsveta. Kak sozdat' ideal'nye tsvetovye kombinatsii / per. s nem. M.V. Krapivkinoi. M.: AST. 2009. S. 21.
7. Sobchik L.N. Metod tsvetovykh vyborov – modifikatsiya vos'mitsvetnogo testa Lyushera. Prakticheskoe rukovodstvo. SPb.: Rech', 2006. S. 76.
8. Sobchik L.N. Metod tsvetovykh vyborov. Modifitsirovannyi tsvetovoi test Lyushera. M., 1990. S. 32.
9. Kurs obshchei lingvistiki /Redaktsiya Sh. Balli i A. Seshe; Per. s frants. A. Sukhotina. De Mauro T. Biograficheskie i kriticheskie zametki o F. de Sossyure / Per. s frants. S.V. Chistyakovoi. Pod obshch. reya. M.E. Rut. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 1999. S. 44.
10. Florenskii P.A. Nebesnye znameniya: (Razmyshlenie o simvolike tsvetov) / Florenskii P.A. Ikonostas. Izbrannye trudy po iskusstvu. SPb.: Mifril-Russkaya kniga, 1993. S. 309-316.