Library
|
Your profile |
PHILHARMONICA. International Music Journal
Reference:
В.Н. Холопова
Три стороны музыкального содержания
// PHILHARMONICA. International Music Journal.
2014. № 2.
P. 261-271.
URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=65763
В.Н. Холопова Три стороны музыкального содержанияAbstract: Предметом исследования в данной статье является музыкальное содержание, рассматриваемое в плане одной из новых российских теорий музыкального содержания и в плане анализа самой музыкальной практики под углом зрения данной теории. Разбираемая теория выявляет наличие в музыке трех сторон содержания, именуемых здесь как эмоциональность, изобразительность и символика. Разбираемая практика охватывает основные исторические периоды Нового и Новейшего времени – барокко, классику, романтизм и ХХ век. Объектом внимания в них является только так называемая «серьезная», или академическая музыка – оперы, симфонии, концерты, оратории, камерные произведения, - но не народные или эстрадные песни. Методология исследования связана с семиотикой, конкретно с триадой знаков Ч.Пирса – икон, индекс, символ, - которые и интерпретированы автором статьи как эмоция, изобразительность и символ. Выводами работы предстают: в каждой исторической эпохе существует свое, особое соотношение трех сторон музыкального содержания – в барокко все они одинаково высоки, в классике превалирует эмоция, а изобразительность и символика второстепенны, в романтизме эмоция достигает апогея, изобразительность активизируется со второй половины XIX в., символика второстепенна, в ХХ в. первостепенна символика, эмоции достигают крайностей, изобразительность второпланова. Новизна исследования состоит в подведении прочного семиотического основания под названный метод «трех сторон музыкального содержания» и в выводах о сравнительном соотношении важнейших музыкально-исторических эпох по их содержанию. Keywords: barokko, klassika, romantizm, KhKh vek, ikon, indeks, simvol, emotsiya
This article can be downloaded freely in PDF format for reading. Download article
References
1. Берлиоз Г. О подражании в музыке //Берлиоз Г. Избранные статьи. М., 1956.
2. Глинка М.И. Лит. произведения и переписка. Т.1. М.,1973. 3. Дилецкий Н. Идея грамматики мусикийской. Публ., перевод, исследование и коммент. Вл.Протопопова. М., 1979. 4. Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII – начала XIX веков. М.,1996. 5. Куперен Ф. Искусство игры на клавесине. М.,1973. 6. Метрин Е. «Смешанные чувства» Роберта Шумана //Музыкальное содержание: наука и педагогика. М.-Уфа, 2002. 7. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII веков. М.,1971. 8. Носина В.Б. Символика музыки И.С.Баха. М., 2004. 9. Одоевский В.Ф. Соч. в 2 тт. Т.1. М.,1981. 10. Самвелян Т.Э. Полижанровость в фортепианных произведениях Шопена. Дис…канд. искусствоведения. М., 2000. 11. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. в 22 тт. Т.22. Дневники 1895-1910. М.,1985. 12. Холопова В. Как назвать ХХ век в музыке? //Екатерина Александровна Ручьевская. К 90-летию со дня рождения. СПб., 2013. 13. Холопова В.Н. Музыкальные эмоции. М.,2010, 2012. 14. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений. СПб., 2013. 15. Kircher A. Musurgia universalis. Roma, 1650. 16. Peirce C.S. Collected Papers. Ed. by C.Hartshorne and P.Weiss, Arthur W. Burks. Vol.1-8. Cambridge –Mass, The Belknap Press of Harvard University Press, 1965-1967. 17. Walther J.G. Musicalisches Lexicon, oder musicalische Bibliothec. Leipzig, 1732. |