Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Genesis: Historical research
Reference:

The Main Tendencies of Faith in Christ (Religious Essay)

Arapov Aleksandr Vladilenovich

Doctor of Philosophy

associate professor of the Department of Ontology and the Theory of Knowledge at Voronezh State University

394006, Russia, Voronezh, Universitetskaya ploschad 1

arpv@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2306-420X.2013.4.491

Received:

18-07-2013


Published:

1-08-2013


Abstract: The article is devoted to one of the movement in Russian religious sectarianism that is usually called 'faith in Christ' or 'Khlyst's movement'. The author of the article describes the main sects that are usually related to the 'faith in Christ' movement including 'God's People', 'Postniks', 'Old Israel' and 'New Israel'. The author gives an insight into their religion and history. Each movement was created based on the preceding movement. Most of the followers started to follow the new movement but the old movement also continued to exist. The author gives examples of their religious literature and describes the main forms of their mystic practices. The 'Faith in Christ' movement is viewed as the expression of the two tendencies typial for the Russian religion. Firstly, it is the focus on emotions when emotional mystic experience takes the central place and the internal state of mind and spirits is more important than the ritual. The second feature is the desire to see Christ in a new human (a spiritual leader). Of course there are not the only tendencies in Russian religion. There have been some opposing tendencies as well but they have been practiced by other religious communities. 


Keywords:

Chemrek, Old Israel, Postnik, Khlysts, faith in Christ, sectology, religious studies, New Israel


Введение

Христоверием называют в религиоведческой литературе ряд русских сект, исторически связанных между собой. Христоверие - термин искусственный, сами его представители никогда себя так не называли. Синоним христоверия – хлыстовщина - это тоже искусственный термин, употреблявшийся в антисектантской литературе. О христоверии в 19 веке говориои как о «третьей верой» русского народа (после православия и старообрядчества). Основные направления в христоверии (в порядке их возникновения): Люди Божии (старохристоверие, белоризцы) – Постники – Израиль (перфильевцы, богомолы) - Старый Израиль и Новый Израиль. Каждое последующее течение выделялось из предыдущего. Большинство последователей переходило в новое, но при этом предыдущее течение тоже продолжало существовать.

Люди Божии и постники

Люди Божии. Основатель: крестьянин Юрьевского уезда Данила Филиппович (конец 17 века). Возникновение согласно хлыстовской традиции: в 1645 году в Ковровском уезде Владимирской губернии на горе Городине сокатил на Землю Господь Саваоф в огненной колеснице с ангелами и архангелами и вселился в пречистую плоть Данилы Филипповича. Во время спора между старообрядцами и никонианами Данила Филиппович собрал все книги в куль и бросил их в Волгу, сказав, что никаких книг не нужно, ни старых, ни новых. На место этих книг должны прийти откровения, которые Дух Святой дает через пророков на радениях. Существует также предание о том, что Христы были в России и до Данилы Филипповича. Христология: Бог-Отец воплотился только один раз, в Даниле Филипповиче. Данила Филиппович вознесся на небо на огненной колеснице. Христос «открылся» в крестьянине Муромского уезда Иване Тимофеевиче Суслове. Первая встреча Данилы Филипповича и Ивана Тимофеевича произошла в Москве в 1649 году.

Относительно дальнейшей судьбы И.Т. Суслова существуют две доктрины.

1. И.Т. Суслов был распят в Москве и затем воскрес. После своего воскресения уже не умирал, но скрылся и живет тайно. Он вернется, когда придет время судить живых и мертвых.

2. И.Т. Суслов умер в Москве в 1716 г. После его смерти Христос воплощается постоянно в новых людях. Наиболее известные Христы, жившие после И.Т. Суслова – Прокопий Данилович Лупкин и Андреян Петров (начало и середина 18 века).

Радения включали в себя молитву, пение духовных песен, духовную пляску и пророчества. В практике, характерной для Людей Божиих, сочеталось призывание Матери–Земли и Духа Святого. «Около троицына дня совершалось главное годовое радение, проходившее вокруг чана с водой, который освящался прилепленными к его краям восковыми свечами. На этом радении (…) песни обращенные к Духу, заменялись другими, обращенными к Богородице – «Матери Сырой Земле». В ответ на эти песни «Богородица», одетая в цветное плате, выходила из подполья со своими дарами – с изюмом или другими сладкими ягодами. Хлысты подходили к ней один за другим , и она причащала их изюмом со словами: «Даром земным питайтесь, Духом Святым наслаждайтесь, в вере не колебайтесь»., а затем помазывала водою с произнесением аналогичной формулы». (см. «Розыск…» Дмитрия Ростовского). Радениям представителей этого направления был присущ выраженный оргиастический характер. «Нарушения обета целомудрия хлысты здесь не видели, ибо в такие моменты люди,(...) уже лишены своей воли: на них «накатил дух», заставлявший их гореть. Он в них говорит и действует» - пишет в Н.М. Никольский в «Истории русской церкви» [1].

Постники. Основатель: Аббакум Иванович Копылов (крепостной крестьянин села Перевоз, Кирсановского уезда, Тамбовской губернии). Возникновение: 20-е гг. 19 века. Аббакум Копылов постился сорок дней, не беря в рот ни крошки хлеба и ни глотка воды. После чего его душа была взята на седьмое небо, где он беседовал с Богом и получил от Него поручение - «доходить» по священным книгам, «как избавиться от греха и спасти душу и научать сему и своих ближних». Христология постников: Христос есть Дух, непрерывно обитающий на земле в особой избранной плоти. Духовными руководителями (Христами и Богородицами) Постников были последовательно: А. И. Копылов и Богородица Татьяна Черносвитова (духовница А.И. Копылова) – Филипп Копылов (сын А.И. Копылова) – Анисья Ивановна Копылова (жена Филиппа Копылова). После смерти А.И. Копыловой Постничество разделилось на две ветви. Одну возглавила Настасья Якутина (крестьянка села Ржаксы Кирсановского уезда), другую – Дмитрий Николаевич Парфенов (крестьянин села Рассказово). Собрания проходят аналогично собраниям Людей Божиих, но акцент в Постнической практике делается не на оргиастичности, а на душевности и сердечности. На собраниях допускаются объятия, поцелуи, ласки, но не сексуальный акт как таковой. Отношения с духовниками и духовницами включают совместное проживание, телесный контакт (но не секс). В Постничестве существовали запреты на употребление вина, мяса, рыбы, картофеля, лука, чеснока, курение табака. Перед собраниями выдерживался пост (воздержание от пищи и питья) до 5-10 дней.

Израиль и Старый Израиль

Израиль. Это направление выделилось из Постничества. Основатель: Парфентий (Перфил) Петрович Катасонов (умер в 1885 г.). Возникновение: конец 30-х годов 19 века, после смерти А.И.Копылова. Христология Израиля: Христос постоянно воплощается в избранных людях. . Более того, пришествие Христа повторяется циклически. «Земля не может быть без Христа». В катехизисе Чемреков (одного из ответвлений Израиля) говорится следующее "В<опрос>. Какое значение Христа, пришествие его в мир, и как это применять к нашим временам? О<твет>. Такое, <...> когда мир начинает утрачивать общее благосостояние, славу и жизнь, истощает силы исторического благочестия со времен его вознесения, то непременно < приходит Христос> для исправления всеобщей славы народа, для возстановления в переменных телах Нового Завета. Поэтому в каждом веке во время перевоплощения имеется Новый Завет. <…> Так как Христос приходит на землю безсчетно раз, перевоплощаясь, и душевно умирает, а духовно воскресает, а потому всегда судит неверующих. Поэтому они уже осуждены, а верующие на суд не приходят" [2]. Уверовавшие во вторично пришедшего Христа уже воскресли духовно и пребывают в Новом Иерусалиме. После А.И. Копылова как воплощение Христа почитался П. П. Катасонов. Собрания у Израильтян были менее экстатичными, чем у Людей Божиих и Постников. Из пищевых предписаний, бывших у Постников, в Израиле сохранились запреты на употребление мяса, вина и курение табака.

Старый Израиль. Это та часть Израиля, которая не приняла реформ Мокшина и Лубкова. Христология (в большинстве общин): После смерти П.П. Катасонова его слово обитает в ряде духовных вождей Израиля. Единого преемника П.П. Катасонова нет. В общине Чемреков на роль преемника Катасонова претендовал А.Г. Щетинин.

Новый Израиль

Первый съезд Нового Израиля прошел в 1894 г. в г. Воронеже. Реформа Израиля была предложена В.Ф. Мокшиным и осуществлена В.С. Лубковым. Основатели: Василий Федорович Мокшин, крестьянин Воронежской губернии (умер в 1894 г.) и Василий Семенович Лубков (род.1885 г. в Воронежской губ. – дата смерти точно не установлена). Христология Нового Израиля: Господь от сотворения мира воплощается в людях. По словам В.С. Лубкова, «Премудрость Божия переходит из рода в род, во святые души, избирает себе друзей Божиих и пророков». На протяжении человеческой истории Бог воплощался в 21 человеке. Первое Боговоплощение произошло в Адаме. Затем Бог воплощался в ветхозаветных патриархах и пророках. В.С. Лубков писал, что «Разница между ними лишь в Домостроительстве, так как родоначальники и пророки были далеко не близко на пути к совершенству человечества, а сей Иисус Христос превзошел в совершенстве других»; «Иисус тогда только стал Христом, когда принял Премудрость, в содружество духа разумного и единородного, что и называется Богоявлением». В Новом Израиле почитались как Христы А.И. Копылов, П.П. Катасонов, В.Ф. Мокшин (Христос XX века), В.С. Лубков (Христос XXI века). Лубков отменил иконопочитание, посты, посещение православных храмов. Вводится брак по протестантскому образцу. Радения почти совершенно прекращаются. Духовная пляска стала совершаться на собраниях лишь в редких случаях. Важнейшую роль играли мистерии – драматические ритуалы, воспроизводящие новозаветные сюжеты.

Заключение

В христоверии нашли выражение две тенденции, характерные для русского религиозного сознания. Во-первых, ориентация на эмоциональное переживание. Центральное место занимает эмоционально насыщенный мистический опыт. Важно внутреннее состояние, а не внешний обряд. Допускается телесный контакт во время радений как выражение братской любви: «...У хлыстов на их собраниях открыто допускаются ласки со всеми «сестрами». Поэтому у них нет лжи, нет фальши (...). Сколько тут (во время радения) радости! Сколько слез!.. Какое высокое состояние духа! Тут и объятия жаркие, братские лобзания, поцелуи горячие …Любовный восторг, духовный экстаз … Некоторые, не помня себя, хватают женщин на руки, качают их, любуются ими: “Красота Божия”» [3] . Такие же радения, но описанные авторами, враждебно настроенными по отношению к христоверию: «Оренбургский хлыст Кожевников, находясь в экстатическом возбуждении, стал гулять, прохаживаться по келье (моленной) с тремя девицами, целуясь с ними в губы и лаская их [4] .

Вторая характерная черта - стремление видеть Христа вновь воплощенным, вторично пришедшем в образе конкретной личности, почитаемого духовного лидера. В России мы видим почитание живого Христа у представителей самых различных религиозных сообществ, не исключая неформальные кружки в недрах «официального» православия (из которых наиболее известен кружок иоаннитов). Начало этого явления можно отнести как минимум к 17-му веку. Как пишет А.А.Панченко, «…крестьянских «христов» в рассматриваемую эпоху было много, что речь идет не об исключениях, а о норме народной религиозной жизни конца XVII – начала XVIII в.» [5]

Разумеется, это не единственные тенденции в русской религиозности, были и противоположные. Но они нашли выражение уже в других религиозных сообществах.

References
1. Nikol'skii N.M. Istoriya russkoi tserkvi — 3-e izd., M.: Politizdat, 1983. S. 290
2. Materialy k istorii i izucheniyu religiozno-obshchestvennykh dvizhenii v Rossii. Chemreki / Pod. red. V. Bonch-Bruevicha. Pg., 1916. S. 67,79.
3. Prugavin A.S. Bunt protiv prirody (o khlystakh i khlystovshchine). M., 1914. S. 74, 77
4. Konovalov D.G. Religioznyi ekstaz v russkom misticheskom sektantstve. Sergiev Posad, 1908. S. 78
5. Panchenko A.A. Khristovshchina i skopchestvo. Fol'klor i traditsionnaya kul'tura russkikh misticheskikh sekt, M: OGI, 2002. S. 121.