Library
|
Your profile |
PHILHARMONICA. International Music Journal
Reference:
Subbotin I.A.
Polystylistics as a Principle of Thinking in the Works by Vladimir Mishle
// PHILHARMONICA. International Music Journal.
2018. № 1.
P. 32-36.
DOI: 10.7256/2453-613X.2018.1.40258 URL: https://aurora-journals.com/library_read_article.php?id=40258
Polystylistics as a Principle of Thinking in the Works by Vladimir Mishle
DOI: 10.7256/2453-613X.2018.1.40258Received: Published: 21-04-2018Abstract: The subject of the article is the problem of stylistic synthesis in the works of contemporary composers. Polystylistics pecularities of vocal music by Vladimir Mishle are considered on the basis of the provisions and terms of Evgenia Chigareva’s theory that distinguishes two forms (contrast and mergence) and two types (collage and symbiosis) of interaction between the author's own and"different" styles. In general, the composer's music focuses on the peculiarities of the two polystylistic concepts — collage (inherent in the genre of fantasy characteristicof a number of choral, instrumental works) and symbiosis (prevailing in vocal and choral compositions). The research methodology is based on the theoretical aspects of polystylistics in the works by domestic and foreign scientists, and highlights a mental component of the individual original implementation of the stylistic synthesis. Stylistic modeling is a leading and at the same time poorly explored principle of thinking of composer Vladimir Mishle born in Saratov, which determines the novelty of the research. A vocal cycle to the verses by F. Garcia Lorca exemplifies the author's interpretation of the stylistic symbiosis of polar musical styles and art forms in the context of stylization, allusions, and "variations on the style." Keywords: cante Hondo, allusion, stylization, the stylistic symbiosis, Lorca, Vladimir Mishle, Polystylistics, variation on the style, style collage, Inside-style relationshipsМир музыки Владимира Мишле (род. в 1960) — композитора, доцента кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова, члена союза композиторов России — безбрежен, уникален и неисчерпаем. Оптимистическая философия и ограненная блестящим талантом профессиональная база — яркие составляющие его творческой личности. Владимир Мишле входит в ту когорту композиторов современности, которые хранят приверженность идеалам красоты музыки. Композитор отмечает, что музыка XX века — это эпоха открытий, время новых форм и музыкального языка (додекафония, алеаторика, сонористика, компьютерная музыка). Но превалирование технического прогресса, по его мнению, неуклонно диктует обратное движение — возвращение к своим истокам, к изначальной простоте. На сегодняшний момент, этот вектор не только реализуется, но и определяет дальнейший творческий путь композитора. Концепция индивидуального стиля — характерная особенность современного музыкального искусства, в творчестве Владимира Мишле репрезентируемая полистилистикой. Сознательная опора на традицию и внутренний диалог с музыкой прошлого позволяют высветить неповторимый мир авторской музыки и, одновременно, создать «многогранный звуковой портрет современной Цивилизации» [1, с. 159]. Полистилистика как доминирующая черта индивидуального проявления авторского стиля — тема, не изученная в творчестве Владимира Мишле, и этим фактом обусловлен выбор проблемы данной статьи. Основы теории полистилистики были заложены в знаменитом докладе А. Шнитке в 1971 году [2]. Новый синтаксис музыкальной композиции А. Шнитке выводит на основе двух полярных ресурсов создания полистилистики (цитата и аллюзия) и трех аспектов взаимодействия стилей: а) способ работы с иным стилем как объектом моделирования; б) тип выстраиваемых внутри—текстовых отношений; в) тип выстраиваемых внутри—стилевых отношений. По способу работы с иным стилем (первый аспект) А. Шнитке выделяет принципы цитирования, адаптации и аллюзии. Внутри—текстовые отношения разных стилей (второй аспект) композитор рассматривает в контексте техники коллажа и, противоположной коллажу, техники органичного взаимопроникновения элементов разных стилей. Внутри—стилевые отношения (третий аспект) композитор разделяет (в зависимости от смысловой дистанции) на стилистическую полифонию, стилистическую модуляцию, стилистическое «скольжение», коллажное столкновение и возникновение тончайших аллюзий. Предложенная А. Шнитке методология изучения полистилистической композиции впоследствии была продолжена и расширена в исследованиях отечественных и зарубежных ученых: Как видно из приведенной схемы концепций полистилистики, плодотворное развитие ее теории принадлежит отечественным исследователям, поскольку некоторые зарубежные (в частности, концепции Штокхаузена [3] и Лигети [4]), базируются на теоретических положениях А. Шнитке. Так, аспект способов работы с иным стилем расширен следующими категориями: стилистический синтез и стилистический контраст в теории Л. Казанцевой [5]; стилизация в теории В. Холоповой [6]; квазицитата в теории Е. Чигаревой [7]; дифференциация принципов цитирования в теории А. Кудряшова [8]. Все авторы теоретических концепций называют цитату универсальным средством современной полистилистической композиции. В аспекте внутри—текстовых отношений разных стилей исследователи выявляют: пространственный вектор техники коллажа (Л. Казанцева); диффузию и модуляцию (В. Холопова); монтаж и модуляцию (Е. Чигарева); коллаж и диффузию (А. Кудряшов). В аспекте внутри-стилевых отношений, наиболее полно разработанных в теории А. Шнитке, отмечаются: стилевые синтез, контраст и переменность (Л. Казанцева); контрастный коллаж и диффузия (В. Холопова); полистилистика на основе коллажа и симбиоза (Е. Чигарева). Исследователи затрагивают, также, иные аспекты полистилистики, акцентирующие эстетику, историзм, программность, роль авторской индивидуальности в работе с иными стилевыми моделями, формообразующие черты новой техники композиции. Особенности полистилистики вокальной музыки Владимира Мишле рассматриваются на базе положений и терминов теории Евгении Чигаревой, которая выделяет две формы (контраст и слияние) и два типа (коллаж и симбиоз) взаимодействия авторского и «чужого» стилей. В целом, музыка композитора фокусирует особенности двух полистилистических концепций — коллажа (свойственного жанру фантазии, в котором написан ряд хоровых, инструментальных произведений) и симбиоза (превалирующего в вокальных и хоровых сочинениях). Остановимся, подробнее, на рассмотрении стилевого симбиоза в вокальном цикле на стихи Ф. Гарсиа Лорки, обратив особое внимание на два полярных способа работы с объектом стилевого моделирования — стилизацию и аллюзию. Написанный в 1990 году, вокальный цикл для сопрано и фортепиано включает четыре стиха из «Книги стихов 1921 года» Гарсиа Лорки: № 1 — «Есть души», № 2 — «Поле», № 3 — «Луна и смерть», № 4 — «Сон». Поэтическая лирика Лорки обладает ярко выраженной музыкальностью. Его стихи — это то, что можно пропеть, протанцевать и легко ритмизовать вследствие искрометной стихотворной рифмы. Как отмечают музыковеды, поэтика и символика стихов Лорки образует «импрессионистическую звукопись в сочетании с яркими визуальными эффектами» [9, с. 106]. Поэтому, обращение композитора к стихам Лорки не случайно, обусловлено ментальностью композитора и музыкальным строем поэтики великого испанца, глубоко прочувствованной и индивидуально переданной в цикле Владимира Мишле. Глубинное проникновение композитора в поэтический мир Лорки возникает на разных уровнях. Прежде всего, это выбор исполнительского состава (голос—сопрано и фортепиано). Традиционный, внешне, состав отражает личностные установки и кредо поэта: «Я люблю человеческий голос. Одинокий человеческий голос, измученный любовью и вознесенный над гибельной землею. Голос должен высвободиться из гармонии мира и хора природы своей одинокой нотою» [10, с. 64]. Эта «одинокая нота» поэтического голоса очень тонко передается в мелодике «вознесенной над миром» вокальной партии. Доминирование речитативно—разговорного типа интонирования, погружение в смысл поэтического слова (особенно сильно передаваемого в кульминациях), передача трагического подтекста стихов через минорный лад, хроматические нисходящие интонации и узкий мелодический диапазон (символизирующий замкнутость земного пространства поэта) — демонстрируют характерные черты авторского стиля и, одновременно, поэтического стиля Лорки на грани аллюзии, ассоциации с его «голосом». Яркое выражение симбиотической полистилистики наблюдается на уровне музыки фортепианной партии: аккомпанемента—фона по внешним признакам и внутренне осмысляемого в контексте пения под гитару в испанском стиле «канте хондо», что дословно переводится как глубокое или глубинное пение. Исследователи отмечают, что в названии книги «Стихи о канте хондо» Гарсия Лорка «поэтизирует древнейший пласт песенного фольклора Андалузии, вобравший в себя элементы арабского, испанского и андалузского мелоса. Канте хондо — это сольное пение под аккомпанемент гитары, требующее от певца высочайшего эмоционального накала, необычайной экспрессии» [9, с. 107]. В этом плане симптоматична интонационная экспрессия вокальной партии, имитационная передача гитарных исполнительских признаков фортепианной партии. Гитарная стилизация фортепианного пласта достигается легкой, не перегруженной и чутко реагирующей на вокальную интонацию фактурой и гармонией «сопровождения»; «прочитывается» сквозь призму таких признаков стиля канте хондо, как импровизация, пластика танца и ритма, театрализовано-драматическое представление. В итоге, полистилистический симбиоз, достигаемый посредством аллюзии и стилизации, приобретает в цикле вид «вариаций на стиль канте хондо». «Вариация на стиль» (термин С. Савенко) даёт большие возможности для выявления принципов авторской работы с иными стилями. Вокальный цикл Владимира Мишле вскрывает характерный признак авторской трактовки стилевого симбиоза. Его сущность заключается в цитировании «не фрагментов, но техники чужого стиля (курсив мой — И. С.)» [7, с. 441]. И, в этом плане, через аллюзию и стилизацию признаков исполнительского искусства канте хондо (тембр, фактура, тип интонирования, ритм, гармония) достигается органичный симбиоз—сплав авторского и «испанского» стилей. В заключение отметим, что творчество Владимир Мишле достойно представляет современную саратовскую композиторскую школу. Индивидуальность музыкальной концепции его сочинений определяется разными типами полистилистики. На примере вокального цикла для сопрано и фортепиано на стихи Ф. Гарсиа Лорки был продемонстрирован симбиотический тип стилевых взаимодействий. Его специфика выявляется через аллюзию как способ донесения авторского «слова», и стилизацию как средство передачи характерных национальных, исполнительских, жанровых и технологических примет иного стиля.
References
1. Esaulova T. Yazyki kul'tury v vokal'no-khorovom tvorchestve Nikolaya Sidel'nikova. M.: Kompozitor, 2007. 192 s.
2. Shnitke A.G. Polistilisticheskie tendentsii v sovremennoi muzyke // V. Kholopova, E. Chigareva. Al'fred Shnitke. M.: Muzyka, 1990. S. 327-331. 3. Chigareva E.I. Polistilistika // Teoriya sovremennoi kompozitsii / Otv. red. V. Tsenova. M.: Muzyka, 2005. S. 431-450. 4. Kudryashov A.Yu. Teoriya muzykal'nogo soderzhaniya. Khudozhestvennye idei evropeiskoi muzyki KhVII-KhKh vv.: ucheb. posobie. (2-e izd.). SPb.: Lan', 2010. 432 s. 5. Ligeti G., Gottwald Cl. Gustav Mahler und die musikalishe Utopie. II. College // Neue Zeitschrift für die Musik. № 5, 1974. P. 290-310. 6. Ospovat L. S. Garsia Lorka. M.: Molodaya gvardiya, 1965. 432 s. 7. Kholopova V.N. Muzyka kak vid iskusstva: Uchebnoe posobie. SPb.: Lan', 2000. 320 s. 8. Stockhausen K. Texte zur Musik 1970 1977. Bd. 4: Werk-Einführungen, Elektronische Musik, Weltmusik, Vorschläge und Standpunkte. Köln, 1978. 423 s. 9. Kazantseva L.P. Polistilistika v muzyke: Lektsiya po kursu «Analiz muzykal'nykh proizvedenii». Kazan': Kazanskaya gosudarstvennaya konservatoriya, 1991. 36 s. 10. Aranovskii M.A. Simfonicheskie iskaniya. L.: Sovetskii kompozitor, 1979. 286 s. |