Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Litera
Reference:

Peculiarities of the content of modern Palestinian segment of social media

Malakhovskaya Vera Vladimirovna

PhD in Philology

Senior Educator, Department of Theory and History of Journalism, Peoples' Friendship University of Russia

108801, Russia, g. Moscow, ul. Aleksandry Monakhovoi, 109/4, kv. 208

malakhovskaya-vv@rudn.ru
Other publications by this author
 

 
Banifadel' Motaz

Postgraduate student, the department of Theory and History of Journalism, Peoples' Friendship University of Russia

10 Blng. 2 Miklikho-Malkaya Moscow Russia 117198

1042185184@rudn.ru

DOI:

10.25136/2409-8698.2021.12.37098

Received:

13-12-2021


Published:

31-12-2021


Abstract: The subject of this research is the Palestinian mass media. The object is the modern Palestinian segment of social networks. The goal lies in examination of peculiarities of the content of Palestinian segment of social media for the last decade. The author examines the Internet and social networks, their place in the modern Palestinian information space, content of the leading social networks that enjoy popularity among Palestinians. Analysis is conducted on the discourse of the Palestinian segment of social networks in the context of the attempts to establish pan-Palestinian dialogue, as well as in the context of Israeli–Palestinian conflict in recent years. The novelty of this work lies in examination of the content of social media through the prism of modern Palestinian theme. The conclusion is made that despite the territorial fragmentation and unsettled issue of creating the full-fledged Palestinian State at the current stage, the author claims the Palestinian information space in modern social networks. Palestine ranks high in the Arab world by the level of Internet and social media coverage. The most demanded Facebook and Twitter materials are the pages of the Palestinian pop singer and public figures who support the anti-Israeli discourse; YouTube is used mostly for entertainment content. The attempts to develop pan-Palestinian discourse in social networks achieved modest success in the mid-2010s. However, reaching the common agenda between leftist and Palestinians, as well as promotion of the content of Israeli authorities in social media, do not elicit response from the Palestinian audience. In the last two years, due to recurrent escalation of Israeli–Palestinian conflict, multidirectional discourses have prevailed in social media platforms, which testifies to aggravation of the Israeli–Palestinian information war.


Keywords:

Palestine, social networks, Palestinian content, agenda, anti-Israeli discourse, number of views, opinion poll, narrative, blocking of users, moderation of content


ВВЕДЕНИЕ

Интернет и социальные сети стали неотъемлемой частью палестинского информационного пространства во втором десятилетии XXI в. Интерактивность, конвергентность, трансмедийность, мгновенная обратная связь, возможность прямых контактов между индивидами и социальными группами – смогли ли эти свойства социальных сетей способствовать выработке общепалестинского дискурса, поиску путей решения палестино-израильского противостояния, которое в его современной форме продолжается с 1948 г.? Предпримем попытку кратко проанализировать особенности современного палестинского сегмента социальных сетей для ответов на поставленные вопросы.

ИНТЕРНЕТ И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ВАЖНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО ПАЛЕСТИНСКОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

Согласно данным по состоянию на 2021 г., публикуемых онлайн-ресурсом маркетологических исследований Datareportal, количество пользователей Интернетом в Палестине составляет 3, 65 млн на 5,16 млн населения, то есть 70,6%. Этот показатель является одним из самых высоких в арабском мире [6]. В настоящее время Палестина по уровню распространения Интернета отстает от таких богатых нефтедобывающих стран, как, например, Саудовская Аравия (95,7 % населения) [4} и Катар (99% населения) [7], при этом значительно опережая Египет (57,% населения) [5] и Сирия (47,0% населения)[8]. При этом 60,1% палестинцев Интернет-пользователей подключены к социальным сетям [6]. По этим показателем палестинцы также находятся в группе лидеров а арабском мире.

Необходимо отметить, что рост количества Интернет-пользователей по сравнению с 2020 г. составил в Палестине 12%, а пользователей социальных сетей – 15% [6]. Facebook лидирует по количеству пользователей (2,8 млн, 81,8% аудитории), за ним следуют Instagram (1,5 млн, 45,8% аудитории), Snapchat (1,1 млн, 32,1 % аудитории), LinkedIn (280 тыс, 9,7% аудитории) [6].

Статистические данные, опубликованные палестинским центром исследований социальных сетей iPoke в 2020 г., свидетельствуют о том, что 67,4% пользователей социальных сетей составили палестинцы возрастом до 35 лет [2], что неудивительно, поскольку свыше 60% палестинцев являются люди моложе 35 лет [9], большинство которых выросли в условиях распространения цифровых технологий. Внутри данной возрастной группы наиболее многочисленными являются пользователи возрастом от 25 до 35 лет - 31,4 % [2].

О высокой степени вовлеченности в деятельность социальных сетей свидетельствует то, что количество палестинцев-подписчиков Facebook составляет 3,9 млн, сети WhatsApp - 3,1 млн, Instagram - 2,65 млн, YouTube - 2,6 млн, SnapChat - 1,55 млн; следовательно, активные пользователи социальными сетями подписаны в среднем на три сети одновременно [3].

КРАТКИЙ АНАЛИЗ ПАЛЕСТИНСКОГО КОНТЕНТА FACEBOOK, YOUTUBE И TWITTER

Нами выбраны данные сети в силу их большей связанности с новостной повесткой дня и тем, что они наиболее удобны для контент-анализа. Исследование самых часто вызываемых страниц сети Facebook по состоянию на 2020 г., свидетельствует о том, что самой популярной (количество обращений - 10 122 741) является страница молодежного поп-певца Мухаммеда Ассафа. С заметным отрывом на втором месте следует страница газеты «Аль-Кудс», которая традиционно поддерживает политическое движение «Хамас», базирующееся в Полосе Газа, известное своим радикальным отношением к Израилю (количество обращений - 9 188 120). Страница информационно-музыкальной ливанской радиостанции «Саут аль-Хад» занимает третье место (7 535 585 обращений), за ней следуют по мере убывания страницы информационного агентства «Шихаб Нью»с (7 535 585 обращений) и газеты «Аль-Кудс» [2}, поддерживающие движение «Хамас». Таким образом, пользователи социальных сетей явно отдают предпочтение страницам движения «Хамас», известного своим радикальным интиизраильским нарративом, при этом уделяя значительное внимание молодежной популярной музыке.

Данные по платформе YouTube свидетельствуют о том, что палестинцы используют ее преимущественно в развлекательных целях. Первое место к началу 2020 г. занял канал Fozi Mozi (5 880 577 257 просмотров) – детский развлекательный канал, заполненный легкими сюжетами без политического подтекста, с большим отрывом на втором месте находится канал cobra123473(1 488 756 473 просмотров), содержащий видеосюжеты о животных [2].

Согласно данным по платформе Twitter, занимающей второе место по популярности среди палестинских пользователей Интернетом, материалы упомянутого выше поп-певца Мухаммеда Ассафа также занимают первое место по количеству просмотров (3 103 417). За ним с заметным отрывом следует Вадах Ханфар (2 454 660 просмотров), известный журналист и общественный деятель, в настоящее время возглавляющий общественный форум «Аш-Шарк», пан-исламской и антиизраильской направленности. Абдель Бари Атван (2,083,753 просмотров), публицист, главный редактор информационного сайта «Раи аль-Яум», Джамаль Раййан (1,589,927 просмотров), известный ведущий телеканала «Аль-Джазира»), Азми Бишара (1,569,752 просмотров), крупный политик, в 1990- гг. выдвигавшийся на пост премьер-министра Израиля палестинцами – обладателями израильского гражданства) также входят в пятерку наиболее востребованных персоналий палестинских пользователей платформы Twitter по состоянию на начало 2020 г. [2]

Обращаясь популярному контенту сети Twitter, отметим, что Вадах Ханфар свыше 10 лет руководил вещанием катарского телеканала «Аль-Джазира», транслировавший повестку дня радикального движения «Аль-Каида» в период его подъема, постоянно находящегося в рамках антиизраильского дискурса. Новостной сайт «Аш-Шарк» под руководством Вадаха Ханфара в настоящее время поддерживает позиции радикального палестинского движения «Хамас», а не более умеренный дискурс Палестинской администрации Западного берега, придерживающегося курса на сотрудничество с Израилем. Радикальная лексика присуща высказываниям, публикуемых в материалах и остальных персоналий, занимающих ведущие места по количеству просмотров у палестинских пользователей.

Отмечая значительную долю популярности развлекательного контента, подчеркнем, что тексты песен наиболее популярного персонажа социальных сетей у палестинцев – Мухаммеда Ассафа, наряду с любовной лирикой характеризуются острым политическим содержанием, зовущим палестинцев на борьбу [1]. Таким образом, антиизраильский, сопротивленческий дискурс составляет преобладающую долю контента, просматриваемого палестинцами в социальных сетях.

ДИАЛОГ ИЛИ ПРОТИВОБОРСТВО: СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И ПАЛЕСТИНСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО В 2010-Е – 20-Е ГГ.

Необходимо отметить, что палестинское цифровое информационное пространство, которое охватывает палестинцев, проживающих на Западном Береге, в Полосе Газа, на прилегающих к Палестине территориях арабских стран, а также в дальнем зарубежье, является не только виртуальной территорией палестинского диалога, но и конфронтации. Конфронтация происходит как с израильским информационным дискурсом, так и внутри палестинского сообщества между более умеренным политическим дискурсом движения «Фатх», доминирующем на Западном Береге, и радикальным дискурсом движения «Хамас», ведущей политической силой Полосы Газа. В последнее десятилетие в цифровом информационном пространстве предпринимаются усилия выработки общепалестинского дискурса, преодоления противоречий между двумя частями Палестинской автономии. Упоминавшийся выше форум «Аш-Шарк», проводил социологические опросы палестинской молодежи в середине 2010-х гг., которые выявили, что 42% респондентов полагали, что ни «Хамас», ни «Фатх» не выражают интересы палестинского народа, при этом более умеренный «Фатх» предпочли 20% опрошенных против 5%, отдавших предпочтение радикальному движению «Хамас» [13].

Попытки выработать единый дискурс молодежными движениям в сети Facebook были предприняты в середине 2010-х гг., когда наметилось сближение позиций палестинских движений «Фатх» и «Хамас» В данной сети начали возникать странички под заголовком «Люди хотят положить конец расколу» с целью выработки общепалестинской повестки. В сети Facebook возникли десятки страниц таких, как «Свободный марш 15», «Молодежь 5 июня», группа «Свободная Палестина», «Молодежь Газы», следовавших повестке объединения. Согласно результатам социологического опроса, проведенного форумом «Аш-Шарк» в 2014 г. около 34,5% респондентов - представителей палестинской молодежи заявили, что социальные сети смогли повлиять на принятие политических решений в Палестине [13].

Достижение некоего консенсуса между израильтянами-евреями и израильтянами – этническими арабами-палестинцами также является тенденцией в палестинском сегменте Facebook, где создаются страницы активистов движения «We Stand Together» («Мы вместе»), пытающегося выработать дискурс примирения между еврейской и палестинской частями израильского общества. Десятилетия маргинализации палестинской части и его особая повестка в рамках израильского общества является объективным препятствием на пути появления устойчивого дискурса сближения палестинских общественных групп с одной стороны и, прежде всего, левых групп израильтян-евреев – с другой. Поэтому попытки, предпринимаемые в Facebook и других социальных сетях левыми израильскими организациями (такими, как «We Stand Together») с целью выработки мирной повестки дня, не встречают широкой поддержки со стороны палестинского сегмента в социальных сетях [14].

НОВЫЕ СМИ, СТАРЫЙ ДИСКУРС: 2020-21 ГГ.

Анализ социальной сети Facebook за последние годы свидетельствует о новом витке обострения столкновения израильского и палестинского дискурсов. Так, исследование Института «Аль-Джазира», проведенное в 2020 г., установило, что сеть Facebook разработала алгоритмов для распознаванием лексических единиц арабского ее сегмента, связанных с палестинским дискурсом, с целью блокировки материалов пользователей, использующих их. Таике слова, как «мученик», «Хамас», «джихад», «народный фронт», «Бригада мучеников Аль-Аксы», имена палестинцев, ставшие символами сопротивления, становятся причиной блокировки палестинских пользователей, удаления постов, запретов на публикацию и закрытия страниц . В результате две трети палестинской молодежи не чувствуют себя в безопасности, размещая в Интернете высказывания, затрагивающие политическую проблематику [12].

Отмечая работу израильских киберподразделений в социальных сетях, добавим, что Израиль также продвигает в социальных сетях, прежде всего, в Facebook израильский нарратив, размещая страницы в дискурсе «Израиль говорит по-арабски». Это страницы на арабском языке, отражающие деятельность израильских министерств и официальных лиц [10].

Столкновение разнонаправленных дискурсов в социальных сетях стало доминирующей тенденцией в начале 2020-х гг. Согласно нашим эмпирическим наблюдениям, а также докладу, подготовленному Нью-Йоркским университетом Стерна, в 2021 г. наблюдается активизация распространения дезинформации обеими сторонами палестино-израильского конфликта распространялась в сетях Facebook, TikTok, Twitter, WhatsApp и Youtube.

Например, сообщение, которое было распространено через популярные израильские группы WhatsApp в октябре 2020 г., гласило, что «палестинцы идут» и что родители должны «защищать своих детей» от приближающейся палестинской мафии. В то же время крупной палестинской группе WhatsApp было отправлено сообщение с предупреждением о вторжении Сил самообороны Израиля в сектор Газа, в котором говорилось, что израильские солдаты уже в пути. Как выяснилось, оба сообщения были ложными. В последнее время участились случаи, когда сети Facebook и Twitter ошибочно блокировали или ограничили миллионы в основном сообщений палестинцев вследствие срабатывания автоматизированных систем модерации контента [11].

ВЫВОДЫ

В течение второго десятилетия XXI в. Палестина, несмотря на отсутствие полноценной государственности и нерешенности палестино-израильского конфликта, занимает высокое место в арабском мире по уровню охвата населения Интернетом. Социальные сети выдвинулись на лидирующие позиции как наиболее распространенные СМИ среди палестинцев, более половины которых составляют молодые люди моложе 35 лет. Анализ социальной сети Facebook, отражающей широкий спектр интересов ее подписчиков и нацеленной на общение и создание групп по интересам, показывает, что ее наиболее посещаемыми страницами являются посты самого популярного палестинского поп-певца, а также представителей журналистского и политического сообщества, придерживающихся антиизраильского дискурса. Анализ материалов сети Twitter во многом совпадает с данными сети Facebook. При этом видеохостинг YouTube используется палестинцами с целью просмотра, прежде всего, развлекательных материалов.

В последнее десятилетие в палестинском сегменте социальных сетей предпринимались попытки наладить диалог между противоборствующими палестинскими движениями «Фатх» и «Хамас», прежде всего, их молодежной аудиторией. Определенных сдвигов в этом направлении удалось добиться в середине 2010-х гг., когда два палестинских политические движения временно сблизились, что впоследствии неоднократно нарушалось вследствие нестабильной ситуации, характерной для перманентного палестино-израильского конфликта. Наладить диалог с палестинцами в социальных сетях предпринимают попытки как левые силы Израиля (движение «We Stand Together»), так и официальные правительственные органы Израиля, не достигая при этом ощутимых результатов.

В последние два года ближневосточное информационное пространство сигнализирует об усилении тенденций противоборства палестинской и израильской повесток дня, переходящих порой в состояние информационной войны, что свидетельствует о хроническом характере палестино-израильских противоречий, негативно влияющих на атмосферу, доминирующую как в СМИ, так и в социальных сетях региона. Следовательно, «новые СМИ», социальные сети, действующие в ближневосточном Интернет-пространстве, несмотря на их новые технологические возможности по созданию общих информационных платформ, не стали пространством диалога и дискурса взаимопонимания.

References
1. Brehony L. Mohammed Assaf’s victory five years on: Arab Idol and the Zionist coloni-zation of Palestine/ Available at: https://www.arabmediasociety.com/mohammed-assafs-victory-five-years-on-arab-idol-and-the-zionist-colonization-of-palestine/(Accessed on: 01 November 2021).
2. iPoke: Otchet o sostoyanii onlain-platform v Palestine v 2019 g.(arab. yaz.) تقرير وسائل التواصل /االجتماعي في فلسطين لعام ٩١٠٢ ايبوك. Available at:http://ipoke.co/SocialMediaOnPalestine2019.pdf (Accessed on: 02 November 2021).
3. «iPoke» publikuet otchet o sostoyanii kommunikatsionnykh platform v Palestine v proshlom godu (arab. yaz.), ايبوك-تصدر-تقريرها-لواقع-منصات-التواصل-في-فلسطين-العام-الماضي. Available at: https://qudsn.net/post/171853 (Accessed on: 02 November 2021).
4. Kemp S. 10 February 2021. Digital 2021: Saudi Arabia. Datareportal. Available at: https://datareportal.com/reports/digital-2021-saudi-arabia?rq=saudi%20arabia (Ac-cessed on: 02 November 2021).
5. Kemp S. 12 February 2021. Digital 2021: Egypt. Datareportal. Available at: https://datareportal.com/reports/digital-2021-egypt?rq=egypt (Accessed on: 02 No-vember 2021).
6. Kemp S. 12 February 2021. Digital 2021: Palestine. Datareportal. Available at: https://datareportal.com/reports/digital-2021-palestine (Accessed on: 02 November 2021).
7. Kemp S. 12 February 2021. Digital 2021: Qatar. Datareportal . Available at: https://datareportal.com/reports/digital-2021-qatar?rq=qatar (Accessed on: 02 No-vember 2021).
8. Kemp S. 12 February 2021. Digital 2021: Syria. Datareportal. Available at: https://datareportal.com/reports/digital-2021-syria?rq=syria (Accessed on: 02 No-vember 2021).
9. Palestine Population 2021 (Live). Available at: https://worldpopulationreview.com/countries/palestine-population]/ (Accessed on: 02 November 2021).
10. Said Abu Mualla. Palestinian-Israeli Cyber Conflict: An Analytical Study of the Israeli Propaganda on Facebook. Adraei's page as an example. Available at: https://www.aaup.edu/sites/default/files/Palestinian%20-%20Israeli%20Cyber%20Conflict.pdf (Accessed on: 02 November 2021).
11. Social media fuels polarization in Israeli-Palestinian conflict/Jerusalem Post/September 17, 2021. Available at: https://www.jpost.com/arab-israeli-conflict/social-media-fuels-polarization-in-israeli-palestinian-conflict-679652 (Ac-cessed on: 02 November 2021).
12. Iyad ar-Rifai. Facebook v Palestine: ot prostranstva svobody do bol'shoi tyur'my. Institut «Al'-Dzhazira» (arab. yaz.) فيسبوك في فلسطين.. من فضاء حرية إلى سجن كبيرفيسبوك في فلسطين.. من فضاء حرية إلى سجن كبير إياد . الرفاعي Available at: .https://institute.aljazeera.net/ar/ajr/article/1007 (Accessed on: 02 November 2021)..
13. Rekham Auda. Issledovanie: Ispol'zovanie saitov sotsial'nykh setei molodezh-nym dvizheniem s tsel'yu polozhit' konets palestinskomu raskolu.30/11/2014/ (arab.yaz.) إنهم ليسوا مجرد أرقام، بل أرواح بريئة، و لعنة على قاتليهم! 30/11/2014 ~ أضف تعليق نظرة تحليلية موضوعية للكاتبة و المحلله السياسية رهام عودة . Available at:]https://rehamowda.wordpress.com/2014/11/30/ (Accessed on: 02 November 2021).
14. Teilor Kh. Palestintsy, izrail'tyane i virtual'nye soobshchestva Interneta/Fikra Forum/ الفلسطينيون والإسرائيليون والمجتمعات الافتراضية للإنترنت متوفر أيضًا باللغات/ Available at: https://www.washingtoninstitute.org/ar/policy-analysis/alflstynywn-walasrayylywn-walmjtmat-alaftradyt-llantrnt (Accessed on: 02 November 2021).