Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Genesis: Historical research
Reference:

Activity of the Prosecutor's Office of Khakass Autonomous Oblast in the 1960s (based on archival materials)

Chekushkina Ekaterina Olegovna

Postgraduate student, the department of History, Laboratory Assistant, Katanov State University of Khakassia

655000, Russia, respublika Khakasiya, g. Abakan, ul. Lenina, 90

katya-ksenya@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-868X.2021.12.37092

Received:

06-12-2021


Published:

13-12-2021


Abstract: Leaning on the archival materials, this article examines the work of the Prosecutor's Office of Khakass Autonomous Oblast in the 1960s, as well as highlights positive and negative aspects therein. The object of this research is the Soviet Prosecutor's Office. The subject is the activity of the Prosecutor's Office of Khakass Autonomous Oblast in the 1960s. Archival sources contain meeting protocols, briefing notes on the work of city and district prosecutor's offices of Khakass Autonomous Oblast, internal reports on the work of the prosecutor's office, etc. The article employs the historical-comparative method for studying the types of activity of district prosecutor’s offices of Khakass Autonomous Oblast and criminal situation in these districts; quantitative methods for tracing the amount of crime, percentage ratio, number of cases, etc.; systemic-functional method for consideration of tasks faced by the prosecutor's office. The main types of activity in the 1960’s indicate oversight activity, crime prevention, legal propaganda, monitoring the execution of the decrees of the Prosecutor General of the Soviet Union, participation of the prosecutors in court hearings, consideration and resolution of citizens’ complaints.


Keywords:

procuracy, prosecutors, Khakass Autonomous Region, supervision, supervisory activities, struggle against crime, legal propaganda, investigation, crimes, criminality


Основным видом деятельности прокуратуры Хакасской автономной области в 1960-х гг. была надзорная деятельность. Так, осуществлялся общий надзор, судебный, следственный и др.

В 1961 году был составлен протокол оперативного совещания при прокуроре Хакасской автономной области. На совещании был заслушан доклад о выполнении приказа Генерального прокурора СССР № 133 «Об усилении прокурорского надзора за законностью рассмотрения судами гражданских дел». В ходе проверок по выполнению данного приказа было выявлено, что в Хакасской автономной области в целом очень малое количество прокуроров принимает участие в рассмотрении судами гражданских дел обязательной категории. Самые низкие показатели по гражданско-судебному надзору отмечались у прокуратуры Усть-Абаканского района. Указывалось, что прокурор Усть-Абаканского района обеспечил участие в рассмотрении дел обязательной категории «…лишь на 45,6%, в течение года не опротестовал ни одного незаконного решения суда… Возмещение ущерба от хищений в период следствия составляет только 18,7%»[1, л. 2]. Это объяснялось тем, что «…до апреля 1960 г. он находился на учебе в г. Харькове, а затем длительное время отсутствовал его помощник…, один судебный участок находился в другом населенном пункте и в связи с этим обеспечить участие по всем делам обязательных категорий не имели возможности. …Низкий процент возмещения ущерба от растрат, хищений и недостач социалистической собственности объяснялся тем, что уголовные дела по их району расследовались такие, по которым не было возможности возместить ущерб» [1, л. 1]. Исходя из этого, можно отметить, что в работе прокуратуры того времени существовали трудности, связанные с небольшим числом сотрудников, удаленностью населенных пунктов друг от друга и возможностью перемещаться по районам. По итогам совещания областным прокурором С. П. Адушкиным было сделано предупреждение прокурору Усть-Абаканского района, а также объявлен строгий выговор следователю прокуратуры Таштыпского района за недобросовестное отношение к работе. Кроме того, отрицательно складывалась ситуация в прокуратурах «районов Ширинского, где ни по одному из 8 дел, рассмотренных выездной сессией не принимали участие общественные обвинители. В Усть-Абаканском, Алтайском районах всего по 1 делу участвовали общественные обвинители. В Бейском по 4 делам, Таштыпском по 5 делам» [1, л. 26].

В 1960-е гг. прокуратурой проводилась деятельность по правовой пропаганде. В протоколе совещания горрайпрокуроров Хакасской автономной области 11–12 апреля 1961 г. указывалось, что в связи с выполнением приказа Генерального прокурора СССР № 43 «О правовой пропаганде среди населения» работники прокуратуры прочитали лекции по следующим темам: «1) преступления против социалистической собственности; 2) преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности; 3) хозяйственные и должностные преступления» [1, л. 13]. Примечательно, что первыми заслушивались лекции о преступления против социалистической собственности, защита и сохранность которой стояла на первом месте.

Одним из видов деятельности прокуратуры области была борьба с пьянством. Например, в протоколе совещания работников прокуратуры, суда и милиции совместно с секретарями РК КПСС, начальниками штатов добровольных дружин и председателей административных комиссий от 27 апреля 1961 г. на повестке дня стоял вопрос в частности о мероприятиях по усилению борьбы с пьянством. Отмечалось, что «в Аскизском и Таштыпском районах распространено самогоноварение» [1, л. 15]. В Аскизском районе в 1960 г. было изъято 200 аппаратов самогоноварения, а в 1961 г. – 90 аппаратов. В г. Абакане в 1961 г. выявили 3 случая самогоноварения, однако на оперативном совещании в июле 1961 г. помощник прокурора области А. П. Кишенин сообщил, что «на самом деле у нас в городе много людей, которые занимаются самогоноварением. Особенно это относится к жителям старого мясокомбината» [1, л. 32].

На оперативном совещании 1961 г. в г. Абакане прокурор области С. П. Адушкин отметил: «…У нас иногда милиция просто давит на прокурора, выжимает так сказать арест. Прошу, будьте принципиальными и не поддавайтесь на такие условия. Думайте, что арестовываете человека» [1, л. 23]. Это означало, что существовали факты необоснованного ареста граждан. В 1960 г. было «необоснованно арестовано 49 человек, арестованных прокуратурами и милицией…» [1, л. 29].

Другим видом деятельности прокуратуры была работа по рассмотрению и разрешению жалоб от граждан. А. П. Кишенин, помощник областного прокурора, в ходе проверки прокуратуры Ширинского района выявил следующие нарушения: 1) не на все жалобы заведены наблюдательные производства; 2) жалобы исполнителям передаются без росписи; 3) есть случаи отправления жалоб лицу, на которое была написана жалоба; 4) разрешение жалоб заключается в основном в разъяснении; 5) волокита. Один из примеров нарушений: «жалоба … поступила 15 апреля, 8 мая направлена в собес, а считается разрешенной 29 апреля. …Всего рассмотрено жалоб с нарушением срока: из 491 – 75. Данные статотчетов не соответствуют действительности» [1, л. 51–52]. В связи с этим прокурор области на совещании от 4 октября 1961 г. установил прокурору Ширинского района срок для исправления всех недостатков до 1 января 1962 г. Нарушения отмечались в Усть-Абаканском районе: «поступающие жалобы не разрешаются вовремя, поступают повторно, отсюда и срок разрешения их большой» [1, л. 61].

В соответствии с приказом Генерального прокурора СССР № 50 от 8 июля 1968 г. «Об улучшении работы по рассмотрению жалоб, заявлений и организации приема граждан в органах прокуратуры» также проводилась проверка деятельности прокуратуры районов, городов в этом направлении. Было выявлено, что в прокуратуре Боградского района «если в статотчете показано: направлено жалоб в другие ведомства – 166, то фактически направлено – 160, дано разъяснений по 114 жалобам, фактически 100, разрешено – 24 жалобы, фактически только 8, из них удовлетворено 7 жалоб, фактически – 4…» [2, л. 1]. Прокуратурой района были приняты меры для устранения нарушений: «…в журнале учета жалоб делается запись о характере жалоб и результате их разрешения. Все заявления и сообщения о преступлениях регистрируются в отдельном журнале. Подобных ошибок больше не допускается» [2, л. 7].

В плане правовой пропаганды прокуратуры Боградского района можно отметить, что «прокурором и следователем за 1969 г. прочитано 39 лекций, проведено четыре вечера вопросов и ответов. В районной газете опубликовано три статьи на правовые темы» [2, л. 9].

В справке о результатах проверки работы прокуратуры г. Абакана по исполнению постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 23 июля 1966 г. «О мерах по усилению борьбы с преступностью» содержались сведения о прокуратуре: «прокуратура г. Абакана организована в апреле 1963 г. Аппарат – 9 человек. Прокурор тов. Гавриленко В. К. – работает в данной должности с момента организации прокуратуры… Служебное помещение горпрокуратуры хорошее, но уже тесное. Квартирных телефонов работники прокуратуры, кроме тов. Гавриленко В. К., не имеют» [2, л. 36]. Отмечался рост преступности в городе в 1968 г. в сравнении с 1967 г.: 1) умышленное убийство с покушениями – с 6 до 13 случаев; 2) изнасилования с покушениями – с 9 до 17 случаев; 3) умышленные тяжелые телесные повреждения – с 10 до 15 случаев; 4) кража государственного имущества – с 64 до 67 случаев; 5) кража личного имущества – со 165 до 211 случаев; 6) разбой личного имущества – с 5 до 12 случаев; 7) хулиганство – с 215 до 239 случаев [2, л. 37–38]. Одной из причин роста преступности в справке назывался рост населения города. Было отмечено, что состояние преступности постоянно анализируется.

Одной из основных задач советской прокуратуры в целом можно назвать надзор за исполнением законов об охране социалистической собственности. Прокуратура г. Абакана провела проверки «…на мясоконсервном комбинате, трикотажной и кондитерской фабриках, соковинзаводе, на пимокатной и швейной фабриках, в Абаканторге… (всего 10 проверок)» [2, л. 39]. Среди нарушений отмечалось: «в СУ-31 треста промжилстрой велика текучесть кадров. Так за 1-й квартал 1969 г. принято на работу 11 чел., а уволилось 38 чел. В т. ч. за прогулы – 3 человека, в связи с арестом – 2 чел. 19 рабочих СУ-31 в 1968 г. совершили мелкое хулиганство и 17 чел. помещались в вытрезвитель. В 1968 г. было совершено 259 прогулов и 227 чел. подвергнуты мерам дисциплинарного порядка» [2, л. 39–40]. На Абаканской обувной фабрике были выявлены «факты грубейшего нарушения охраняемых законом прав трудящихся в частности привлечение к работе в сверхурочное время без санкции фабкома и отказ от оплаты сверхурочной работы…» [2, л. 40].

Прокуратура города Абакана также вела правовую пропаганду: «за 1968 г. работники прокуратуры г. Абакана прочли 23 лекции, сделали 12 докладов на сессиях городского Совета депутатов трудящихся и партийно-хозяйственных активах…» [2, л. 42].

Согласно справке о результатах проверки работы прокуратуры г. Абакана в работе следствия отмечалось, что «за высокие показатели в следственной работе бывший старший следователь тов. Поляков А. И. поощрялся приказом Генерального прокурора СССР и выдвинут на должность прокурора района» [2, л. 43]. Недостатком называлось то, что прокуратура города допускает случаи необоснованного ареста граждан.

В этот период состояние преступности хорошо анализировалось в прокуратуре г. Абакана: «прокурор г. Абакана тов. Гавриленко В. К. систематически анализирует состояние преступности в городе и информирует горком КПСС. Анализы его многосторонние и заслуживают одобрения. Отдельно тов. Гавриленко В. К. составляет подробный анализ по делам несовершеннолетних» [3, л. 54].

По данным справки о результатах проверки работы прокуратуры Аскизского района за январь-май 1969 г. в Аскизском районе произошел рост преступности в 1969 г. по сравнению с 1968 г.: «если в январе-апреле 1968 г. было зарегистрировано 95 преступлений, из них 80 по линии уголовного розыска, то за такой же период 1969 г. зарегистрировано 107 преступлений, из них 80 по линии уголовного розыска. Рост общей преступности составил 12,7%» [2, л. 75]. Отмечалось, что раскрываемость преступлений составляла в этот период 98%. Уровень качества следствия был невысоким: «за четыре месяца 1969 г. прокуратурой было разрешено 38 материалов... в установленный срок разрешено 17 материалов или 45%, остальные разрешены в срок до 1 месяца – 9, до 2-х месяцев – 7 и свыше – 5 материалов» [2, л. 76]. К положительной динамике относилось то, что участие прокурора в суде при рассмотрении уголовных дел увеличилось с 15 дел в 1968 г. до 21 дела в 1969 г.

В справке о результатах проверки работы прокурора Бейского района по борьбе с преступностью и нарушениями социалистической законности за январь-август 1969 г. были приведены сведения о прокуратуре: «аппарат прокуратуры Бейского района состоит из 3-х оперативных работников (прокурор, помощник, следователь) и 3-х технических работников (секретарь, техничка, шофер). Все должности укомплектованы. Прокурор района т. Жихарев М. К… работает с 15 апреля 1966 г.» [2, л. 130]. В разделе о состоянии преступности отмечалось, что «в течение 8-ми месяцев 1969 г… по линии уголовного розыска зарегистрировано 96 преступлений, раскрыто – 93. Процент раскрываемости – 96,8. В 1968 г. зарегистрировано за этот же период 87 преступлений, из них раскрыто 86, процент раскрываемости составлял – 98,8» [2, л. 133]. То есть за почти один год общее количество уголовных преступлений повысилось на 9, при этом раскрываемость преступлений снизилась на 2%. В 1969 г. по сравнению с 1968 г. увеличились случаи умышленных убийств (с 2 до 4 случаев), причинения умышленных тяжких телесных повреждений (с 3 до 4), случаи хищения государственного и общественного имущества путем краж (с 8 до 11), хулиганство (с 28 до 48 случаев).

Согласно справке о проверке работы прокуратуры Таштыпского района кадровое обеспечение включало в себя «…3-х оперативных работников (прокурор, помощник, следователь) и 3-х технических (секретарь, техничка, шофер). Все должности укомплектованы. Прокурор района т. Покачаков И. И… работает с 20 августа 1969 г.» [2, л. 154]. Состояние преступности в районе характеризовалось следующими данными: «если в 1968 г. было зарегистрировано по линии ОУР 115 преступлений, то в 1969 г. (за 9 месяцев) их – 156, т. е. на 41 больше или… на 26,2%. Рост же общей преступности составляет на 43 случая больше или на 27%» [2, л. 154]. В 1969 г. по сравнению с предыдущим 1968 г. произошел рост случаев умышленных тяжких телесных повреждений (с 3 до 6 случаев) изнасилований (с 3 до 5), кражи личного имущества граждан (с 30 до 49), менее тяжких телесных повреждений (с 10 до 13), мелких хищений государственного и общественного имущества (с 4 до 8), хулиганства (с 32 до 34), незаконного ношения оружия (с 1 до 5), угона автотранспорта (с 1 до 4). Указывалось, что наибольшее количество преступлений совершили работники Абаканского железного рудника – 18 человек, в Абазинском и Таштыпском совхозах привлекли к ответственности 20 человек. Процент раскрываемости преступлений составил 98%. Был отмечен рост числа рассмотрения в суде уголовных дел с участием прокурора: «всего в 1968 г. прокурор принял участие по 59 уголовным делам, что составляет 67% к числу рассмотренных. В 1969 г. по 82 делам или 80,4%» [2, л. 159–160].

В справке о результатах проверки работы прокуратуры Орджоникидзевского района в 1969 г. было указано: «по штату… 2 оперативных работника и 3 технических. Прокурором района младший советник юстиции т. Поляков А. К. работает с 15 ноября 1968 г. …Должность секретаря вакантная...» [2, л. 184]. Общая преступность в 1969 г. в сравнении с 1968 г. возросла на 40,5%, по линии уголовного розыска на 14,9%. Это объяснялось «усилением борьбы с хулиганством (37%), хищениями государственного имущества по линии БХСС (в 2 раза) и преступлениями, учитываемыми по линии других служб» [2, л. 184]. Отмечалось, что в плане следствия наблюдались недостатки со сроками рассмотрения дел, при этом объем следственной работы прокуратуры района увеличился в 2 раза в частности в связи с «…более энергичной работой прокурора т. Полякова и следователя т. Фунтова» [2, л. 186].

Таким образом, в 1960-х гг. основными видами деятельности прокуратуры Хакасской автономной области были надзорная деятельность, борьба с преступностью, правовая пропаганда, осуществление надзора по исполнению приказов Генерального прокурора СССР, участие прокуроров в суде. Также прокуратура занималась рассмотрением и разрешением жалоб граждан, следствием, проведением проверок работы городских и районных прокуратур, составлением отчетной документации.

References
1. GKU RKh «Natsional'nyi arkhiv». F. R-50. Op. 1. D. 16.
2. GKU RKh «Natsional'nyi arkhiv». F. R-50. Op. 1. D. 52.
3. GKU RKh «Natsional'nyi arkhiv». F. R-50. Op. 1. D. 53