Library
|
Your profile |
Man and Culture
Reference:
Pushkareva T.V., Ivanova E.Y., Utkina I.V.
Architectural model through the prism of cultural-historical tradition and new technologies
// Man and Culture.
2021. № 6.
P. 20-33.
DOI: 10.25136/2409-8744.2021.6.37053 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=37053
Architectural model through the prism of cultural-historical tradition and new technologies
DOI: 10.25136/2409-8744.2021.6.37053Received: 02-12-2021Published: 09-12-2021Abstract: This article provides a comprehensive research of the architectural model as a cultural phenomenon in cultural-historical dimension since its origin to the latest technological solutions applied in modern architectural modeling. Research methodology is based on the structural-functional and semiotic approaches. The analysis of historical-cultural and modern development of architectural model reveals the five sociocultural functions fulfilled by the architectural model in professional activity, society and culture: professional planning and coordination of architectural project; presentation of the project to customer; commemoration of the outstanding results of human activity; educational engineering; art modeling, namely within the framework of the ensemble type of stenographic art. It is demonstrated that since the beginning of the XXI century, the main function of architectural model – improvement of the project – intertwines with digital modeling for the most part. However, the presentational, commemorative, educational and artistic functions of the architectural model continue to be implemented in actual material, scaling up the distribution and improving the professional methods and techniques of implementation. Analysis is conducted on the role of 3D- printing for the development of modern architectural model. The conclusion is made that the architectural model is a universal form of retaining and transmitting cultural experience, the possibilities of which are not diminished by the advancement of digital technologies and virtual reality. The relevance of architectural model in modern world is associated with the unique quality of the phenomenon- to give a person an enticing illusion of symbolic appropriation of space. Digitalization of the society, professional activity, and education expands the needs for architectural modeling, and simultaneously provides new opportunities for implementation of a number of sociocultural functions of the architectural model on a new level. Keywords: architectural model, art history, history of architecture, history of design, memorialization, new technologies, cultural memory, tradition, education, museum workВведение Архитектурным макетом называют объемно-пространственное изображение произведения (здания, сооружения, архитектурного ансамбля или города), проектируемого или существующего, в значительно уменьшенном по сравнению с реальным размере. Этимология слова «макет» связана с французским словом «maquette» и с итальянским «macchietta», что означает «набросок». Архитектурное макетирование предполагает разную степень точности, точным же воспроизведением объекта в макете называют архитектурную модель. Архитектурный макет использовался и продолжает использоваться профессионалами разных специальностей. Ими всегда пользовались архитекторы, чтобы визуально протестировать задуманную архитектурную композицию с точки зрения согласованности ее частей, связи с рельефом. Девелоперы сегодня используют макеты для знакомства клиента с архитектурным проектом. Макеты городов используются как дополнение к картографической информации в туристическом бизнесе. Макеты используются в настольных играх и образовательном конструировании. Однако развитие 3D-технологий все больше переводит архитектурное макетирование в виртуальную реальность. И хотя реальное архитектурное макетирование, на наш взгляд, по-прежнему актуально и его историю отнюдь не следует считать завершенной, все же пришло время подвести некоторые итоги его культурно-исторического развития и обозначить перспективы развития. Цель исследования – выделение основных социально-культурных функций, который выполнял архитектурный макет в истории культуры, и выявление перспектив его развития. Задачи исследования: анализ истории возникновения феномена, изучение основных этапов развития архитектурного макетирования от первых материальных моделей до реализации его современных цифровых форм; характеристика основных социально-культурных функций архитектурного макета в истории и настоящем; определение перспектив развития архитектурного макетирования в контексте цифровизации общества и образования. Тему архитектурных моделей в академический дискурс ввел швейцарский историк культуры Якоб Буркхардт: в его книге «История Возрождения в Италии» архитектурным моделям посвящена отдельная глава, в которой историк трактует архитектурную модель как феномен, органично присущий ренессансной архитектуре, показан его смысл и масштаб [1]. Следующим шагом в осмыслении темы стала работа австрийского историка искусства Юлиуса фон Шлоссера, посвященная искусству раннего Средневековья, исследователь собрал и проанализировал редкие свидетельства, в том числе письменные источники об использовании архитектурных моделей [2]. Работы Ю.Ревзиной, посвященной использованию макета в работах архитекторов Ресенессанса [3], становлению европейской фортификации [4]. Фундаментальным историко-культурным исследованием использованием моделей в работе архитекторов на русском языке стала монография А.Н.Шукуровой, выпущенная в 2011 году [5]. Новизна нашего подхода состоит в более широкой концептуализации архитектурного макета и предлагаемой типологии социально-культурных функций архитектурного макета. Теоретической основой работы стал структурно-функциональный и семиотический подходы, которые мы развиваем на основе функционально-структурального метода П. Г.Богатырева [6], этот метод ранее использовался нами при анализе других культурных феноменов [7]. Предлагаемые в данной статье принципы систематизации историко-культурного материала и выводы о перспективах развития архитектурного макетирования формулируются и демонстрируются на основе анализа исторических фактов, изложенных в вышеуказанных фундаментальных работах, анализа современной музейной практики и культурной анимации, анализа современного рынка услуг архитектурного макетирования, а также анализа использования архитектурного макета в профессиональных программах высшего образования Московского архитектурного института, Российского государственного социального университета, Университета «Синергия».
На пересечении духа и прагматического интереса Первые сведения об архитектурном макетировании относятся к цивилизациям Древнего мира и Средних веков. Известно, что макеты применялись не только зодчими средневековой Европы, но и Руси, есть ряд находок, которые трактуются как наглядные свидетельства архитектурного макетирования в это время. Известно также, что макет достаточно долго использовался строителями вместо чертежей. Но временем, когда использование архитектурного макета получает свое теоретическое обоснование и системное практическое воплощение, стала эпоха Возрождения. В большинстве работ того времени, посвященных зодчеству и зодчим, уже пространно обсуждается польза архитектурного макетирования и разрабатываются его принципы. Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», ставшей первой систематической историей искусства, упоминает о макете как о чем-то само собой разумеющемся [8]. Также уделяют место рассуждениям о макете Леон Баттиста Альберти в своем сочинении «Десять книг о зодчестве», Антонио ди Пьетро Аверлино (Филарете) в «Трактате об архитектуре» и другие теоретики и практики эпохи Возрождения. Очевидно, что архитекторы Возрождения используют архитектурное макетирование как для своих внутренних задач, так и для общения с заказчиками. Чаще используются детальные модели зданий, а также частей зданий, многие из которых сохранились до нашего времени. Например, хорошо известна деревянная модель купола собора Санта Мария дель Фьоре Филиппо Брунеллески, изготовление и представление которой помогло архитектору выиграть конкурс на сооружение собора в 1418 году (Рис.1). Модель Антонио да Сангалло Младшего, в деталях повторяющая ансамбль собора св. Петра в Риме, дошла до наших дней (Рис.2). Появление архитектурных макетов городов было связано с развитием бастионной фортификации на рубеже XV–XVI веков, когда вместо высоких каменных стен и круглых башен начали использовать более сложную систему земляных крепостных валов и звездчатых бастионов. Появление бастионной фортификации было ответом на развитие артиллерии, первую систему новой бастионной фортификации создал Микеланджело для Флоренции. Усложнившийся периметр новой крепости (модель бастионной фортификации исчерпала себе в начале XX века) строился на основе математических вычислений, целью которых были безопасность и гармония. Разработка и сооружение таких крепостей требовали и объемного моделирования, что привело к использованию архитектурных моделей городов. Джорджо Вазари описывал макет города Сиены, сделанный для великого герцога Козимо I Медичи уже как прекрасное произведение искусства [8]. Параллельно практика макетирования охватывает и театр, описание чего дается в пятитомном трактате итальянского гуманиста Себастиано Серлио (1457-1552) «Об архитектуре», который стал первым театральным архитектором и первым, кто начал изготовлять предварительный макет сцены будущего спектакля (рис.3). Это было связано с использованием в декорациях линейной перспективы, расчет которой на готовой сцене был бы слишком сложен [9]. Таким образом, в эпоху Возрождения и формируются разнообразные социально-культурные функции макета. Макет в это время служит для профессионального планирования и совершенствования архитектурного проекта, он используется как презентация замысла архитектора заказчику, зарождается художественное макетирование в театральной сценографии. Расцвет и полифункциональность макета в эпоху Возрождения была связана с разными факторами, на которые указывают исследователи. Это включение в процесс создания художественного произведения нового класса – купечества, которое было заинтересовано в наглядном представлении продукта, на который выделяются средства [5, 71]. В формировании архитектурного макета итальянского Возрождения сыграл роль и тот факт, что архитекторы имели предшествующий опыт работы в ювелирном деле и были склонны к работе в миниатюре [5, 69]. Однако основной причиной стала сама внутренняя логика ренессансной эстетики, требовавшая все более наглядного средства, отражающего как замысел, так и плоды труда художника. Использование архитектурного макета встало в один ряд с развитием тонального рисунка и с освоением линейной перспективы как новых способов «открытия мира и человека». И также стало одной из форм утверждения могущества человека, позволившей взглянуть на мир с высоты птичьего полета задолго до покорения неба.
Власть, память и макет Важным фактором, повлиявшим на появление и развитие новой – мемориализационной – социально-культурной функции архитектурного макета, стала колониальная политика государств. Известно, что по заказу дожей Венеции было создано более двухсот архитектурных макетов колоний и зависимых территорий, эти макеты, представляя государственную тайну, хранились в строгом секрете. Вслед за итальянскими архитекторами архитектурные макеты начинают использовать во Франции, Германии и Англии. Например, модели крепостей упоминает Даниэль Шпекле в своем трактате «О строительстве крепостей». Уже к XVII веку практика моделирования городских укреплений распространилась почти по всей Европе. Модели включали здания, укрепления, рельеф как внутри, так снаружи крепостных стен. В качестве материалов макетов использовалось дерево, папье-маше, гипс и картон, архитектурные модели могли раскрашиваться. Довольно много архитектурных макетов сохранилось в результате деятельности главного фортификатора французского короля Людовика XIV Себастьяна Ле Претра де Вобана. Вобан предлагает Королю-Солнце создать макеты всех крепостей, и чтобы убедить короля, сам создает архитектурную модель крепости Пинероло в Пьемонте. Король согласился с предложением Вобана: в 1668 году, после первых крупных завоеваний в испанской Пикардии, было положено внушительной коллекции архитектурных макетов французского короля. Коллекция хранилась в Тюильри и насчитывала сто сорок четыре макета. Макеты, созданные для реконструкции и усовершенствования фортификационных сооружений, отличались высоким качеством исполнения и детализации, они представляют собой в полной мере произведения искусства. Наряду с французским собранием выделяется многочисленное собрание макетов военных укреплений, созданное по заказу королей Швеции (в котором были собраны проекты фортификационных сооружений инженера Эрика Дальберга), а также коллекция герцога Баварии Альберта V, хорошо известны макеты, заказчиками которых были римские папы, герцоги Медичи, императоры Карл V и Филипп II Габсбурги. В России первые архитектурные макеты городов появляются в XVIII веке, что оказалось связано с деятельностью главного архитектора Санкт-Петербурга итальянца Доменико Андреа Трезини. Известно, что Трезини заказывает макет Шлиссельбургской крепости, который он обсуждает вместе с Петром I и использует при перестройке Петропавловской крепости. Мемориализационная функция архитектурного макета становится, таким образом, все заметнее с развитием абсолютизма, когда монархи используют архитектурный макет как символическое утверждение власти над завоеванными территориями. Но в полной мере мемориализационная функция макета развертывается с XIX века, времени развития музейного дела, и особенно в XX веке с развитием массового образования, когда изготовление макетов выдающихся произведений архитектуры и дизайна, макетов городов для музейной и туристической деятельности становится массовым. Мемориализация результатов деятельности архитекторов, инженеров, дизайнера – возможность в архитектурном макете зафиксировать выдающиеся результаты человеческой деятельности, сделать их наглядными и обозримыми – делает незаменимым архитектурный макет в деле сохранения культурного наследия, образовательной, просветительской деятельности, и также способствует дальнейшему развитию архитектурного макета уже как особого жанра искусства. Интересно, что архитектурное макетирование в музейной деятельности сегодня зачастую выполняется без использования исходных чертежей, на основе общедоступных источников – фотографий, художественных изображений, и представляет собой своеобразный вид исторической реконструкции. Таковы, например, макет-реконструкция средневекового монастыря в Музее монастыря Глендалох в Ирландии (рис.4), макет Предъямского замка (Словения) эпохи Средневековья, ставший экспонатом музейной экспозиции миниатюр «Замки мира» в Австрии (рис.5). Со второй половины XX века развивается особый вид музея под открытым небом – парк миниатюр, в котором демонстрируются макеты выдающихся произведений архитектуры. Такие парки есть в Нидерландах, Израиле, Испании, Китае, Турции, Франции. В парке Мини-Европа в Брюсселе каждая страна Евросоюза своим макетом в масштабе 1:25, всего собраны макеты 350 зданий из 80 городов [10]. Таким образом, архитектурный макет, ранее представляющий изысканное произведение искусства или изощренную форму политического и культурного доминирования, становится частью индустрии интеллектуальных развлечений. Очевидно, что перспектива развития архитектурного моделирования, прежде всего, связана с мемориальными и образовательными возможностями архитектурных макетов, поскольку именно архитектурный макет дарит человеку притягательную иллюзию символического присвоения пространства.
Виртуальное и/или реальное Архитекторы XIX и XX веков еще активно используют архитектурное макетирование и моделирование (моделью называют точную уменьшенную копию) для создания своих проектов, в том числе и шедевров, таких как Саграда Фамилия в Барселоне каталонского архитектора Антонио Гауди, который проводил исследование статических нагрузок собора на моделях. Но развитие инженерной мысли и новых технологий в XXI веке сильно повлияло на развитие архитектурного макета. Компьютерное моделирование, в том числе архитектурное, в программах ArchiCAD, AutoCAD, 3DS Max, Civil 3D, стало на наших глазах рабочей альтернативой классического архитектурного макета. И несмотря на то, что деятельность ведущих архитекторов до сих пор немыслима без архитектурного моделирования, а «одновременное существование архитектурной модели и трехмерной цифровой модели стало привычным; два этих способа сосуществуют и дополняют друг друга, внося свой вклад в создание проекта» [5, 181], все же цифровой конкурент не может не теснить классический архитектурный макет. Современное программное обеспечение позволяет архитекторам и дизайнерам решать профессиональные задачи, поставленные в процессе разработки проектов. В зависимости от целей и контекста проектной ситуации используются различные программные средства. Для проектирования архитектурных объектов и разработки отдельных их элементов, например фасадов, разрезов и прочего, используют технологию BIM (Building Information Model). Она представляет собой информационную модель здания, суть которой заключается в одновременном построении не только 3D-модели, но и всей рабочей документации. Иными словами, все данные необходимые для составления проекта, такие как строительные планы: поэтажные, обмерные и многие другие; разнообразные чертежи, разрезы, а также спецификации и сметы будут строиться автоматически и, соответственно, согласовываться с трехмерной моделью, что позволит избежать ошибок и неточностей в процессе работы. Поэтому в архитектурно-строительном проектировании используется программа ArchiCAD, дающая возможность пройти полный цикл разработки проекта. Любые изменения, которые вносятся в модель, автоматически будут отображаться на всех видах. Данная технология позволяет избежать редактирования каждого отдельного чертежа. В случае, если требуется только представить дизайн-концепцию пространства заказчику, либо построить модели объектов, которые в дальнейшем будут использоваться для проектов виртуальной (VR) или дополненной (AR) реальности, применяются программы исключительно для трехмерного моделирования без построения чертежей. Примером может служить 3DS Max, так как в большей степени он используется для создания эффектных визуализаций, нежели для точного просчета параметров и характеристик объекта. Удобство использования трехмерных моделей и САПР (систем автоматизированного проектирования) в современной цифровой среде позволяет быстро внести изменения в конструкцию объекта, что упрощает процесс разработки проектов. Изготовление архитектурного макета предполагает использование 3D-принтера и последующую ручную доработку выполненного макета. Однако цифровизация этой сферы профессиональной деятельности, как и соответствующего ей сегмента образования, пока затруднена особенностями развития рынка технологий 3D-принтеров. Соотношение мощности и скорости 3D-печати и цены на 3D-принтер пока не позволяют полностью заменить ручной труд по изготовлению макета на печать. 3D-принтеры стали серийно производиться с 2000-годов, и оценивая перспективы печати, специалисты все чаще говорят о перспективах «напечатанного мира [11]. Сейчас рынок 3D-принтеров оценивается экспертами как один из наиболее динамичных мировых рынков вместе с производством дженериков в фармации, солнечных батарей, разработкой игр для социальных сетей и «зеленых технологий» [12]. Описывая целевые аудитории производителей 3D-принтеров, исследователи уверенно называют среди этих групп архитекторов и дизайнеров, а среди направлений применения указываются макетирование и прототипирование, создание макетов для презентаций; проектирование и оптимизация архитектурных объектов; создание макета ландшафта (геоинформационные задачи); создание образцов макетов для обучения в школах и вузах [13]. Вместе с тем становятся все более очевидными ограничения развития рынка 3D-печати: высокая стоимость принтеров и необходимость значительных инвестиций; стоимость 3D-печати во много раз превышают традиционное изготовление, в том числе и потому, что несовершенство технологий 3D-печати приводит к повышенному уровню потребления электричества; ограничение по массе печатаемой детали, кадровая проблема и многие другие [13]. Кроме того, практика показывает, что человек в условиях тотальной цифровизации должен быть в любой момент оставаться способным «подстраховать» машину, вернувшись из мира виртуального в мир реальный (рис.6). К тому же логика самого человеческого творчества, возникновения самой художественной фантазии, эстетического чувства, которые лежат в основе любой дизайнерско-архитектурной деятельности, в том числе архитектурного макетирования, не подчиняется программным и технологическим решениям. В этом смысле художественно-эстетическая деятельность всегда будет оставаться чисто «человеческой», чисто культурной, ценностно-смысловой, «гуманитарной», базирующейся на художественной традиции, на накопленном культурно-историческом опыте [15, 16]. Материальное воплощение будущего проекта в макете или модели по-прежнему остается самым действенным способом оказать эмоциональное и интеллектуальное воздействие на заказчика, зрителя, потребителя. Поэтому архитектурные и технические макеты остаются и, мы уверены, будут еще долго оставаться в программе презентации проектов. Тем более что развитие новых материалов, новых приемов материальной визуализации, включая свет, звук, запах, будет способствовать тому, что изготовленные с их помощью модели по степени воздействия на воображение зрителя вступят в соперничество с виртуальной реальностью.
Заключение На основе анализа историко-культурного и современного развития можно выделить шесть функций, выполняемые архитектурным макетом в профессиональной деятельности архитектора и дизайнера. Профессиональное планирование и совершенствование архитектурного проекта; презентация проекта заказчику; мемориализация выдающихся результатов деятельности человека; образовательное конструирование; художественное макетирование преимущественно в рамках ансамблевого вида искусств сценографии. С начала XXI века первая функция архитектурного макета – планирование и совершенствование проекта – все в большей степени сопровождается цифровым макетированием. Презентационная и мемориализационная функции архитектурного макета продолжают осуществляться в реальном материале, однако все большее значение приобретает 3D-печать. Образовательная и художественная функция архитектурного макета практически не испытывает трансформации под влиянием новых технологий. Несмотря на объективные процессы цифровизации в системе подготовки специалистов архитекторов и дизайнеров по-прежнему актуальна практика традиционного изготовления архитектурного макета. Таким образом, архитектурный макет представляет собой универсальную форму фиксации и передачи культурного опыта, возможности которой не умаляет развитие цифровых технологий и виртуальной реальности. Актуальность архитектурного макета в современном мире связана с уникальным свойством этого культурного феномена - дарить человеку притягательную иллюзию символического присвоения пространства. Цифровизация общества, профессиональной деятельности и образования расширяет потребности в архитектурном макетировании и одновременно предоставляет новые возможности для реализации всех социально-культурных функций архитектурного макета на новом уровне.
Статья написана при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта №19-011-00943 «Вперед к прошлому: архаика и архаизационные тенденции в современном российском обществе (междисциплинарный анализ)», реализуемого на базе Региональной общественной организации «Сообщество профессиональных социологов».
Рисунок 1. Модель купола Брунеллески. Museo dell'Opera del Duomo (Florence) Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Filippo_Brunelleschi?uselang=ru#/media/File:Filippo_brunelleschi_(attr.),_modello_architettonico_della_cupola_e_due_tribune,_1420-36.JPG Рисунок 2. Модель Антонио да Сангалло Младшего, в деталях повторяющая ансамбль собора св. Петра в Риме. Источник: https://media.gettyimages.com/photos/wooden-model-of-st-peters-basilica-15361539-by-antonio-da-sangallo-picture-id601439505
Рисунок 3. Декорации итальянской комедии XVI в. По трактату «Об архитектуре» Серлио (1545). Источник: История западноевропейского театра 8 томах. Т.1. М., 1955. С.176
Рисунок 4. Макет-реконструкция средневекового монастыря. Музей монастыря Глендалох, Ирландия. Фотография Ивановой Е.Ю.
Рисунок 5. Предъямский замок в парке замковых миниатюр Австрии. Источник: https://maket-mdm.ru/kak-mi-delaem-maketi#&gid=1&pid=1
Рисунок 6. Изготовление макета спортивного комплекса в Российском государственном социальном университете в смешанной технике: 3D-печати и ручной. 2018
References
1. Burckhardt J. Geschichte der Renaissance in Italien. Stuttgardt, 1868.
2. Schlosser J. Materialien zur Quellenkunde der Kunstgeschichte. Wie, 1919. 3. Revzina Yu. E. Instrumentarii proekta. Ot Al'berti do Skamotstsi. M., 2003 4. Revzina Yu.E. Gorod na ladoni: makety v praktike evropeiskoi fortifikatsii// Academia. Arkhitektura i stroitel'stvo, 2017. S.72-78 5. Shukurova A.N. Arkhitekturnye modeli: ocherki istorii i masterstva. M.: Indrik, 2011. 329 s. 6. Bogatyrev P.G. Funktsii natsional'nogo kostyuma v Moravskoi Slovakii // Teoriya mody: Odezhda. Telo. Kul'tura. – 2009. – № 11.– S. 189–224; № 12 – S. 207–247. 7. Pushkareva T.V., Orekhov D.V. Sotsial'no-kul'turnye funktsii monet: tsennost', pamyat', identichnost'//Chelovek. Kul'tura. Obrazovanie. 2019. № 4 (34). S. 119-129. 8. Vazari Dzh., Zhizneopisaniya naibolee znamenitykh zhivopistsev, vayatelei i zodchikh. V 5-ti tomakh. M.: Akademiya, 1931. 9. Antonova O.A. Istoriya zrelishch: tekhnika i tekhnologiya sovremennoi stseny. SPb, 2010. 10. Mini-Evropa. URL: https://www.minieurope.com/en (Data obrashcheniya: 6.12.2021) 11. The Printed World// The Economist, 2011. URL: https://www.economist.com/briefing/2011/02/10/the-printed-world (data obrashcheniya: 6.12.2021) 12. Tokarev B.E. Analiz rynka 3D-printerov: sostoyanie i perspektivy// Prakticheskii marketing, 2014, 3 (205) 13. Tokarev B.E. Rynok 3D pechati: draivery i bar'ery//Prakticheskii marketing. 2014, 4 (206), 4, 5 14. Maketnaya studiya i internet-magazin. URL: https://maket-mdm.ru/kak-mi-delaem-maketi 15. Murav'ev Yu.A. Istina – Kul'tura – Ideal. M.: Prometei, 1995. 16. Pushkareva T.V., Nikolaeva U.G., Agaltsova D.V. «Memory studies» in the socio-humanitarian knowledge: genesis of a new paradigm // Espacios, V. Tom: 40, N35, 2019. |