Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Historical informatics
Reference:

A study in grayscale. Review of the book by Yu.Yu. Yumasheva "Digital transformation of audiovisual archives. Audiovisual archives online".

Guk Dar'ya

ORCID: 0000-0002-3380-9426

PhD in Philology

Senior Researcher at the Department of Archaeology of Eastern Europe and Siberia of the State Hermitage Museum

190000, Russia, g. Saint Petersburg, nab. Dvortsovaya, 34

hookk@hermitage.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2585-7797.2021.4.36858

Received:

13-11-2021


Published:

02-03-2022


Abstract: This review is devoted to the monograph by Yu.Yu.Yumasheva, published in DirectMedia publishing house in 2020. The monograph is the result of a comprehensive study, within the framework of which the author carried out a source and historiographical analysis of the problems of audiovisual documentation and its digital transformation based on open data sets over the past 15 years. The 600-page book was announced as a textbook for students, employees of government bodies and specialists in the field of archival affairs. A detailed acquaintance with the text makes it possible to come to a conclusion as to how fully the claimed research has been completed, and whether the proposed form corresponds to its purpose. Starting with the formal characteristics of the book: the cover design, the quality of the illustrations and the structure of the publication, the reviewer proceeds to discuss the content of the published materials. The monograph is devoted to the problems of digital transformation of traditional audiovisual archives, the translation of audio, photo, and film documents into digital form, the creation of electronic resources based on created copies and their presentation on the Internet. The author has accumulated a knowledge bank, which presents information resources available on the world Wide Web, based on digitized bibliographic catalogs, scientific reference apparatus of archives and museum records, as well as electronic copies of objects of historical and cultural heritage. In total, the monograph mentions more than 2.5 thousand such resources created by 29 international organizations and 68 countries. The issues of traditional source criticism of audiovisual sources, methods of their digitization and description of the received electronic copies are analyzed by the author along with computer methods of studying audiovisual documentation converted into digital format. Despite the limited circulation, the monograph should be recommended not as a textbook, but as a reference guide and to a wider range of specialties.


Keywords:

audiovisual archives, online resources, source studies, digital humanities, online audio archives, online photo archives, online film archives, historiography, source analysis, system analysis


Введение

Первое впечатление от книги - это всеохватывающий ужас, потому что шестьсот страниц текста в XXI веке стали уже вызовом для читателя. За один день не осилить, потребуются на только концентрация внимания, но и книжная закладка, да и вообще, чтобы приступить к чтению такого серьёзного труда, нужна очень сильная мотивация. Честно признаюсь, у меня её не было совсем, пока не предложили написать рецензию.

Любой издатель скажет, что книга начинается в обложки. Привлекает ли она внимание, вызывает ли желание заглянуть внутрь и полистать страницы? Выбор градаций серого безусловно соответствовал тематике книги, которая повествует о преобразовании трёхмерного красочного мира, как его обычно воспринимает человеческий глаз, в набор двоичных символов. Только желание открыть эту книгу не пробуждается. Переворачиваем - на обороте пустая однотонная серая страница с двоичным штрихкодом, хотя свершенно не лишним было бы разместить информацию об авторе, которая этого определённо заслуживает, потому что является наиболее опытным и объективным аналитиком международного масштаба в области электронных архивных проектов. Дело не в личной скромности исследователя, сказалось отсутствие дизайнера в издательстве DirectMEDIA, которое ориентировалось, в первую очередь, на сотрудников органов управления и специалистов в области архивного дела. Гипотетически они работают с чёрно-белыми метаданными. Как пособие для студентов книга выбивается из формата, это скорее справочное издание. Почему так, подробно рассмотрим далее.

О структуре издания

Текст книги структурно разделён на три главы, в которых отдельно рассмотрены аудиодокументы, фотодокументы и кинодокументы, подвергшиеся цифровой трансформации. В виде отдельных приложений оформлены указатели международных организаций, курирующих и осуществляющих проекты аудиовизуальных онлайн-архивов, а также сами эти проекты. Из указателя по номеру страницы можно перейти к описанию в тексте, где они упомянуты, что удобно. Группировка данных по странам внутри указателей логична, но отсутствие сквозной нумерации затрудняет количественную оценку приводимых данных и исключает возможность прямой ссылки на номер при прямом цитировании этого источника.

Монография представляет собой результат комплексного исследования, в рамках которого автором впервые был осуществлён источниковедческий и историографический анализ проблем аудиовизуальной документации и её цифровой трансформации на основе открытых массивов данных за последние 15 лет.

Для любого научного исследования важна используемая терминология, и в данном издании ей посвящены практически все пять листов введения. Именно их следует рекомендовать изучить всем, даже тем, кто не собирается знакомиться со всей книгой целиком. Прежде всего, дано всеохватывающее определение термина «цифровая трансформация» в гуманитарной области знаний и формам её проявления: оцифровке, цифровизации и развитию удалённого доступа.

Схема изложения в каждой из глав одинакова. В начале даётся краткая характеристика аудио-, фото- и кинодокументации как исторических источников, затем описаны традиционные методы источниковедческой критики конкретного типа исторического источника и перспектива его переноса (адаптации) в цифровую среду. Далее идут сами принципы оцифровки, применённые участниками международных проектов в данной области. Наконец, дана оценка потенциальному использованию таких источников в проблемно-историческом и источниковедческом исследованиях. Последнее стало особенно актуальным в период пандемии COVID-19, когда подавляющее большинство исследователей вынуждено переместиться в цифровую среду в связи с ограничениями доступа. С учётом подобной структуры книги, читателю рекомендуется запастись закладками, потому что интересующая информация будет скорее всего отражена в в разных главах и сразу в нескольких местах текста.

Полемика

В первой главе речь идёт об аудиодокументах (фонодогументах) как синониме звукозаписи, которые различаются по техническим (внешним) характеристикам:

- система звукозаписи (механическая, оптическая, магнитная, электронная);

- особенности процесса фонодокументирования вместе с техническим и художественным качеством записи;

- назначение и особенности монтажа.

Содержательные (внутренние) характеристики описывают информационную суть записи: содержание устного изложения события тем или иным историческим персонажем, акустический фон, позволяющий реконструировать обстановку, психологический настрой и отношение к событию.

Вывод Ю.Ю. Юмашевой: состав элементов источниковедческой критики изменяется в зависимости от вида аудиодокументов и целей их изучения. Приведены существующие способы оцифровки и перечислены аудиоформаты без сжатия и с сжатием в зависимости от целей распространения, массовых или нет. Изначально цифровые записи различаются содержанием, формой, контекстом возникновения и бытования, а также возможностью их использования в веб-архивах. То есть для них, по классификации автора, учитываются только внутренние, а не внешние, технические характеристики. В веб-архивах учитывают только запросы пользователей, ограничиваясь из всех возможных параметров описания, страной (местом записи), носителем, временем создания и тематикой (музыка, радиоархив, исследования).

В этой классификации не отражён принцип, объединяющий все аудиоархивы: информация состоит их метаданных, идентифицирующих и описывающих аудиовизуальный документ, и собственно набор данных на носителе, представляющий цифровую копию, наглядно демонстрирующий, о каком объекте идёт речь. То есть вид валика, с записью, воспроизведённое звучание и в перспективе - 3D-модель такого валика с виртуально воспроизведённым звучанием.

Большая часть иллюстраций представляет собой виды экранных форм и служат в основном для распознавания, тот ли ресурс найден по указанной ссылке, и насколько он модифицировался. Разглядеть ничего не удаётся, и дело не в качестве печати, в реальности даже на самом экране нужно инструментом лупа пользоваться.

Отдельно можно было бы вынести на рассмотрение вопрос о доступности цифровых копий, которые хранятся в музеях и библиотеках и могли бы быть затребованы их посетителями. Информация о таких локальных (офлайн) ресурсах есть, но регламентов обращения к ним и сохранения этих данных, вероятнее всего, нет. В первую очередь, это касается аудиоархивов, собранных в результате исследовательских проектов, от которых обычно остаются только опубликованные отчёты и статьи.

Во второй главе, посвящённой фотодокументам, на себя обращает внимание данное автором определение понятия «лучшей фотографии» [1: 163]: «абсолютно достоверное и точное воспроизведение-свидетельство исторического события». Данное определение противоречит процитированному на предыдущей странице [1: 162] тезису: «Ценность фотографии как исторического источника обусловлена её максимальной достоверностью, поскольку фотография является точной репродукцией действительности». С этой точки зрения не ясно, считать ли фотодокументами фотографии таких признанных мастеров современной художественной фотографии, как Александр Родченко, Стив МакКарри, Роберт Мэпплторп, и фотопортреты Энни Лейбовиц. На них запечатлены конкретные моменты жизни известных людей или достоверные события, произошедшие в конкретном месте в определённое время. Некоторые из этих всемирно известных фотографий стали музейными предметами с выставочной историей.

Самая увлекательная часть монографии, которая может заинтересовать не только историков и архивистов, а всех, кто хоть сколько-нибудь сдвинулся с уровня рядового пользователя фотоаппарата-«мыльница» или смартфона, начинается со второй половины книги [1: 325]. Сформулировав принципы классификации, а точнее, сортировки архивов фотографий в сети Интернет, Ю.Ю. Юмашева перешла к источниковедческим проблемам таких архивов и выделила главные: неполноту выборок данных, отсутствие алгоритмов проверки аутентичности электронной копии оригиналу, подлинности самих оригиналов, недостаточность качества и полноты описаний, и, наконец, низкое качество самой оцифровки. Практически все эти проблемы являются следствием «авторского» (оригинального, персонального) взгляда на фотоархив, служащий личным целям создателей.

Отдельные страницы [1: 326-359] рекомендуется прочесть всем, кто проводит много времени за разглядыванием любых изображений на сайтах и в новостной ленте. Единственное, чего не хватает в этой главе, это раздела «Метаданные» для born-digital фотодокументов. Получение такой информации доступно любому пользователю через упомянутые автором [1: 341] сервисы поиска источника изображения, так и через сервисы извлечения метаданных, (например, http://exif.regex.info/exif.cgi). Данная функция необходима при подготовке любых публичных выступлений, в особенности, в режиме онлайн. Нарушение авторских прав на используемые статичные изображения отслеживается не так часто, как аудио или видео. Например, при загрузке видеозаписей или онлайн-трансляции в Youtube, может появиться сообщение, что запись содержит музыкальный фрагмент или видеоконтент, принадлежащий другому лицу.

В третьей главе рассмотрены кнодокументы, и она имеет трёхчастную структуру аналогичную первым главам:

- общие вопросы источниковедения данного вида источников и методов их цифровой трансформации;

- перечень инф.ресурсов по странам в алфавитном порядке

- раздел, посвященный современным методам изучения аудиовизуальных архивов с применением IT-технологий. Большинство электронных онлайн-киноархивов носит чисто информационный характер и не предназначено для использования в исследовательской практике, т.к. при их подготовке не учитываются принятые нормативы по описанию аудиовизуальной документации и актуальные принципы издания аудиовизуальной документации.

Особенности публикации электронных копий кинодокументов так же, как и прочих аудиовизуальных архивов обусловлены процессами оцифровки и проблемами авторского права и права интеллектуальной собственности.

Вместе со всеми ссылками на видеоконтент данная глава может быть в равной мере полезна студентам театральных вузов, изучающим историю киноискусства.

Теперь перейдём к главному вопросу, насколько автору рассматриваемой монографии удалось достичь поставленных целей, описав, изучив, и, обобщив опыт разработки 2,5 тысяч аудиовизуальных ресурсов в более 560 различных организациях из 68 стран. Отмечая общее положительное впечатление от знакомства этими проектами, создаваемыми с 1980-х годов, Ю.Ю. Юмашева приходит к следующим выводам [1: 495-499]:

- не выработаны единые методы оцифровки;

- неконтролируемое разнообразие форм и видов публикаций приводит к серьёзным источниковедческим проблемам (повторяемость, отсутствие гарантий аутентичности, отсутствие полного описания, «информационный мусор», подделки). Две другие прослеженные негативные тенденции, ограничивающие открытый доступ к электронным копиям аудиовизуальных материалов, связаны с авторским правом и интеллектуальной собственностью, по-разному регулирующими и определяющими права их использования; и с регламентами хранения и обслуживания электронной информации. Если принять во внимание вступившие в силу за последние шесть месяцев 2021 года

изменения в отечественном законодательстве о персональных данных, то надеяться на улучшение ситуации с полным описанием электронных изображений персоналий не приходится.

Отмечено также, что возникла необходимость в создании нового научного инструментария, базирующегося на полидисциплинарных подходах, и поэтому отличающегося от традиционного для гуманитарных наук методов изучения аудиовизуальных документов.

Список использованной литературы (более 480 источников, из которых 309 на русском языке) может использоваться как отдельный указатель для выявления актуальных тем в области цифровых технологий и социальной антропологии, сохранения электронных архивов, источников и исходных ресурсов, их модификации и подлинности, изучения ценностных характеристик и социальных установок.

Заключение

Впервые автором проанализированы и выявлены проблемы электронных онлайн-ресурсов, сформулированые в заключении к данной монографии. Монография вышла в свет в авторской редакции, естественно, есть некоторые мелкие ошибки, но они почти не портят общего впечатления. На основе собственной выборки источников предпринята попытка разработки новой классификации и анализа положительных и отрицательных сторон электронной формы представления данных, что является несомненным достоинством данной работы.

Учитывая объём и структурированность собранной информации, издание следует рекомендовать как справочник не только специалистам-архивистам, библиотекарям и музейным сотрудникам, работающим в области информатизации основных направлений деятельности архивов, но и студентам всех гуманитарных вузов и слушателям курсов повышения квалификации. Единственное препятствие состоит в ограниченности тиража числом 500 экз. Полиграфический формат и быстрое устаревание информации нельзя считать существенным недостатком, скорее тут кроется потенциальная возможность развития для такого серьёзного исследовательского проекта.

References
1. Yumasheva Yu.Yu. Tsifrovaya transformatsiya audiovizual'nykh arkhivov. Audiovizual'nye arkhivy onlain. Moskva-Berlin.: Direkt-Media, 2020. 600 s.