Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Genesis: Historical research
Reference:


“Narrative” of the women of Burachikha settlement as a source on the history of development of civil society in Vladimir province in the spring of 1917

Akimova Tatiana Mikhailovna

PhD in History

Docent, the department of State Legal Disciplines, Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service

600020, Russia, Vladimirskaya oblast', g. Vladimir, ul. Bol'shaya Array Nizhegorodskaya, 67-E

takimova@list.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-868X.2021.9.36412

Received:

06-09-2021


Published:

30-09-2021


Abstract: This article reviews two documents stored in the State Archive of the Russian Federation: “Narrative” of the women of Burachikha settlement (Glumovskaya Volost , Yuryevsky Uyezd of Vladimir Province) and the response of the Moscow Regional Council of the Soviet of Workers’ and Soldiers' Deputies dated by April-May 1917. The “Narrative” reflects the concerns of peasantry, which was the largest social class in Russia of that time: shortage of firewood and food, ongoing World War I, unresolved land issue; confusion with the political changes taking place in the country due to lack of awareness and special literature. The attitude of rural population towards the pre-revolutionary authorities and Provisional Government is described. The document deserves special attention, as it demonstrates the position of women who were first granted the right to vote in the spring of 1917. Moscow Regional Council of Workers' Deputies supported the political activity of female rural population, although did not render any assistance. The conclusion is made that the published texts can be used in studying the development of civil society in provinces after the February Revolution of 1917. The content of these sources is also valuable for the researchers dealing with the gender problems, social history of the first quarter of the XX century, and the history of the February and October Revolutions of 1917.


Keywords:

February Revolution, historical source, civil society, Vladimir province, Council of Workers ' Deputies, peasants, women, political life, electoral law, Provisional Government


После победы Февральской революции 1917 г. и отречения Николая II Временное правительство, взявшее руководящие функции, проводило демократические реформы. Они включали в себя амнистию для политических заключенных, провозглашение свободы слова, введение всеобщего избирательного права и т. д. [6] Впервые в истории нашей страны возможность участия в политической жизни получили женщины.

Параллельно с Временным правительством в столице действовал Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, на губернском, уездном, волостном, городском уровнях создавались местные Советы. Поначалу это были общественные организации, боровшиеся за права рабочих, крестьян, солдат, летом–осенью 1917 г. ставшие серьезной политической силой.

Несмотря на многочисленные трудности, с которыми каждый день приходилось встречаться жителям Владимирской губернии, население в целом положительно восприняло февральскую революцию и ожидало перемен к лучшему. В это время в политической жизни стали активнее себя проявлять и женщины. Среди обывательниц наиболее громко слышались голоса горожанок. Они разбирались в происходивших в стране переменах, поддерживали введение всеобщего избирательного права, создавали общественные женские организации. Крестьянки главным образом были озабоченных лишь вопросами выживания их семей в непростое время [1].

В настоящей публикации представлены два источника: обращение женщин деревни Бурачихи Глумовской волости Юрьевского уезда Владимирской губернии (Ныне д. Бурачиха находится в составе Гаврилово-Посадского района Ивановской области) к Московскому Совету рабочих депутатов [7], которое сами авторы назвали «Изложение собрания женщин», а также ответ на него областного бюро Совета, хранящиеся в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) в фонде Народного комиссариата внутренних дел РСФСР (Р-393) (нами использовались микрофильмы документов) [4, 5].

Первый источник представляет собой рукопись на четырех листах линованной бумаги, составленную 23 апреля 1917 г. Штамп свидетельствует о получении документа адресатом 28 апреля. Отдельные слова и фразы подчеркнуты карандашом и, вероятно, являются пометами, сделанными уже представителями Совета (он был образован 1 марта 1917 г. и состоял из фракций большевиков, меньшевиков, эсеров) [7, с. 73]. 4 марта появился Московский Совет солдатских депутатов. К моменту написания женщинами обращения, это были две самостоятельные организации, взаимодействовавшие посредством совместных заседаний, а также взаимного делегирования представителей [2, с. 53, 55, 56].

Почему женщины писали именно в Московский Совет рабочих депутатов, документ не разъясняет, но из его содержания следует, что эта организация вызывала доверие и пользовалась авторитетом среди участниц деревенского собрания. Возможно, они полагали, что получить отклик и помощь от Совета будет проще, чем от официального правительства, занятого глобальными делами.

В «изложении» отражены проблемы, волновавшие Бурачихинских крестьянок, а также восприятие ими дореволюционной и новой власти. Дофевральская эпоха охарактеризована как «тень зла», «вечный мрак… романовского ига, или деспотизма». Временное правительство и его начинания женщины поддерживали, но обращали внимание на то, что не решались главные задачи: борьба с малоземельем и окончание войны, поэтому отношение крестьян к происходившему в стране постепенно менялось: «…заметно стало… разочарование, что до сих пор ничего особенного не сделали, вот уже, говорят, пашня приходит, а земли все не прибавляют и войну не кончают» [5, л. 263 об., 264].

Авторы «изложения» просят «рассмотреть несколько вопросов, которые для… населения необходимы». Таковыми были нехватка дров, несправедливая, с точки зрения селянок, политика властей к мобилизованным на фронт, насмешки мужчин над первыми шагами женщин на общественном поприще, отсутствие разъяснительной работы и специальных печатных изданий, которые могли бы помочь крестьянам разобраться в свершавшихся в стране политических событиях [Там же, л. 263].

В Совете рабочих депутатов селянки видели авторитетную силу, к которой можно обратиться за разрешением на самовольную вырубку леса на дрова, за рекомендациями, как вести себя с мужчинами, не осознавшими, что положение женщин изменилось, и они уже обладают такими же политическими правами; попросить прислать специальную литературу, инструкторов. Авторы «изложения» надеялись на помощь Совета и не понимали, что он не имел возможности удовлетворить большую часть их просьб [Там же, л. 263–264].

Жительницы д. Бурачихи не только излагали свои трудности, но и писали о готовности участвовать в начавшихся переменах, призывали к активной работе и просили принять их в «партию» Совета под его «распоряжения и руководство» [Там же, л. 264 об.].

Машинописная копия ответа Бурачихинским женщинам хранится в том же архивном деле. Он составлен уже областным бюро Совета рабочих и солдатских депутатов. Дата и подписи на документе отсутствуют, предположительно, это конец апреля–начало мая 1917 г.

Представители Совета сочувствовали описанным в «изложении» проблемам, поддерживали стремление к самообразованию и участию в происходивших в стране переменах, обвиняя царскую власть в том, что именно она «втолковала мужикам: «куриц[а] не птица, а баба не человек», поскольку дореволюционному правительству было выгодно, чтобы «большая половина русского народа… не могла участвовать в государственных делах. Легко им было давить народ, когда все женщины даже голоса в свою защиту не имели» [4, л. 265]. Члены Совета подчеркивали, что «только участвуя в делах общественных вместе с мужиками», женщины могли доказать им свою политическую дееспособность и добиться уважения, и вместе с тем сетовали: «в Москве хотели бы… помочь всей душой, но только сейчас с этим ничего не поделаешь», поэтому лишь благодарили за поддержку Совета и предлагали «если… будут какие вопросы или печали» обращаться в областное бюро [Там же, л. 265–265 об.].

Таким образом, представленные документы свидетельствуют, что Февральская революция дала импульс к развитию гражданского общества весной 1917 г. даже в сельской глубинке Владимирской губернии. Это выразилось, в частности, в вовлечении женщин с. Бурачихи в общественно-политическую жизнь, элементы которой нашли отражение в опубликованных ниже документах.

Изложение собранием женщин [3] деревни Бурачихи Глумовской волости Юрьевского уезда [5]

Всепокорнейше просим вас, товарищи граждане!!

Рассмотреть несколько вопросов, которые для нашего населения необходимы. 1-е. Дров у нас нет и взять их негде. Поблизости нашего селения находится имение Сологуба Канечна дворянина, сводка дров (То есть вырубка. – Т.А.) у него нынче очень маленькая да и та почти вся продана кулакам, у которых нам приходится покупать по высоким ценам, которую мы заплатить не в силах. Ввиду этого нам только и остается как рубить самовольно как и в прочих местах. Но мы так поступать без вашего разрешения не будем. Что вы на это скажете, товарищи граждане!! И еще просим вас, товарищи граждане, мы люди темные и неопытны, мы не можем соединяться как в одну партию с мужчинами (То есть проводить собрания и обсуждать насущные проблемы совместно. – Т.А.). Когда мы, женщины, делаем собрание, то над нами смеются мужики и оскорбляют наше собрание, говорят неприличные вещи на тему Распутина, но всякая женщина имеет право обидеться и уходит домой, тем только (Так в документе. – Т.А.) наши собрания расходятся (Завершаются. – Т.А.). Скажите, товарищи граждане, как поступить с такими людьми. Конечно, у нас таких большинство.

Товарищи граждане, помогите нам, бедным женщинам. Направьте нас на путь, на который следует подняться ступень за ступенью. Пришлите нам студента или курсистку (Слушательницу высших женских курсов. – Т.А.), которая может подать луч света и надежды на будущую жизнь и соединить нас в одну партию. В окраинах нашего уезда интеллигенции нет, которая могла бы нами руководить. Возле нас находятся кулаки и дворяне. Но мы, женщины, забиты делами, нуждой и горем в особенности за эти 3 года войны. Так живется русским женщинам. Тяжело приходится трудиться день и ночь не покладая рук, и в то же время нянчить детей, плакать и ждать. Но русские женщины готовы вынести все. Холод и голод и прочие невзгоды. Товарищи граждане!! Действуйте! Действуйте, и мы все готовы следовать за вами, всецело повинуемся вам и Временному правительству. Товарищи граждане!! Объясните нам, почему отпустили солдат из городов, которые взяты осенью 1916 г. А некоторые солдаты взяты по первому требованию, и те и до сих пор на позициях, почему не сменили. Этим наделали в деревнях шуму и неудовольствия в женщинах, которые по теперешнему времени имеют ценз (Право участвовать в собраниях, избирать и быть избранными. - Т.А.). Товарищи граждане!! Придите к нам на помощь. Если возможно, то рассылайте литературу для того, чтобы народ соединялся в одну партию, а то заметно стало в народе разочарование, что до сих пор ничего особенного не сделали, вот уже, говорят, пашня приходит, а земли все не прибавляют и войну не кончают. Таких людей надо разубедить и внушить этим людям, внушить, в каком положении находится Россия. В этом во всем наше собрание и просит вас, товарищи граждане, [помочь] оратором или литературой, на которую мы, женщины, сделали сбор, кто насколько мог уделить из своих бледных средств. Товарищи граждане, помогите нашему темному люду выйти из тени зла и вечного мрака этого романовского ига или деспотизма, тяжело[го] гнета и рабства. Нужно разъяснить народу что такое свобода, за которую так много пришлось пострадать дедам нашим и прадедам, отцам, сыновьям, братьям и мужьям, которые ковали всему бедному населению свободу и права.

Товарищи граждане! Примите нас в свою партию под ваши распоряжения и руководство.

Мы все гражданки нашего населения (Так в документе – Т.А.) присоединяемся к партии Совета солдатских рабочих депутатов и вашему комитету, за тем и подписываемся.

Главные члены нашего собрания: А.З., М.П., А.Ш., Ф.Р., Л.М., Е.М., Д.Г., Н.Р., М.К., и много других. За всех грамотных и неграмотных расписуюсь, Евлампия Родионова.

Адрес нашего селения Гаврилов Посад Влад[имирская] губ[ерния] Бережецкое почтовое отделение Владимирской губернии деревня Бурачиха в собрание женщин или Евлампии Родионовой.

Состоялось собрание сего года месяца апреля 23-го дня.

Image1

[Обращение женщин с. Бурачихи Глумовской волости Юрьевского уезда к Московскому Совету рабочих солдатских депутатов 23 апреля 1917 г.] (ГАРФ. Ф. Р-393. Оп. 3. Д. 73. Л. 263).

Image2

Там же. Л. 263 об.

Image3

Там же. Л. 264.

Image4

Там же. Л. 264 об.

[Копия ответа Московского областного бюро Совета рабочих и солдатских депутатов на обращение женщин с.Бурачихи Глумовской волости Юрьевского уезда 23 апреля 1917 г.] [4]

Копия.

Товарищи-женщины, неудивительно, что Бурачихинские мужчины смеются над вашими собраниями. Не привыкли они, чтобы женщины свой ум имели и решали дела общественные. Старому правительству очень выгодно было, чтобы большая половина русского народа (женщин в России больше, чем мужчин) не могла участвовать в государственных делах. Легко им было давить народ, когда все женщины даже голоса в свою защиту не имели. Поэтому старое правительство и втолковало мужикам, что: «куриц[а] не птица, а баба не человек». Но как только народ освободился, и все старые порядки были уничтожены, сразу оказалось, что у женщины довольно своего ума, чтобы не жить всюду чужим умом. Женщины терпели больше мужчин, и теперь они горячее стали за свободу и всегда готовы ее защищать. Не мне благодарить Вас, товарищи, за ваше доверие к С. Р. и С. Д. и за то, что вы поддержите его в случае нужды. Областное бюро С. Р. и С.Д. сделает это само. Здесь в Москве хотели бы вам помочь всей душой, но только сейчас с этим ничего не поделаешь. Надо чтобы ваши мужики привыкли к новым порядкам, чтобы они поняли, что старое правительство для своей выгоды вбивало им в головы, что женщина не такой же человек как они, и в делах общественных не должна участвовать. Теперь уже скоро они поймут это, когда увидят, что женщина обо всех делах судит разумно, старается понять, что у нас в России делается и готова потрудиться на общую пользу. Во многих местах женщины участвуют в комитетах и даже бывают там председателями. Вы тоже должны, товарищи, должны добиваться, чтобы женщины были в вашем комитете. Вы теперь имеете такое же право участвовать в выборах, что и мужики, и никто вам не может помешать выбирать своих женщин, которым вы доверяете.

Только участвуя в делах общественных вместе с мужиками вы докажете им, что напрасно они над вами смеются, и они начнут вас уважать. Тогда вся ваша деревня, и женщины, и мужчины, будут работать дружно и согласно решать все дела. Областное бюро С. Р. Д. к сожалению никого не может сейчас к вам послать, но если у вас будут какие вопросы или печали, то, товарищи, я советую вам обратиться к нему. Оно всегда вам ответит и посоветует.

Выписывайте рабочие газеты. Областное бюро пошлет вам их список. Вы тогда будете знать, что у нас делается, и чего добивается С. Р. и С. Д. и всегда сможете по-настоящему поддержать его, стараясь действовать заодно с ним. Очень хорошо сделали вы, что собрали деньги на литературу. Теперь надо много читать и много хороших и понятных книжек вышло для народа. Читая да рассуждая, да участвуя во всех деревенских делах, очень скоро сами докажете вашим мужикам, что все, что вы делаете, разумно и много пользы приносит обществу.

5

[Копия ответа Московского областного бюро Совета рабочих и солдатских депутатов на обращение женщин с. Бурачихи Глумовской волости Юрьевского уезда 23 апреля 1917 г., без даты.] (ГАРФ. Ф. Р-393. Оп. 3. Д. 73. Л. 265).

6

Там же. Л. 265 об.

References
1. Akimova T.M. Zhenskii vopros na zare stanovleniya grazhdanskogo obshchestva vo Vladimirskoi gubernii (fevral'–oktyabr' 1917 g.) // Genesis: Istoricheskie issledovaniya. – 2020. – № 10. – S. 76–90. – [Elektronnyi resurs]. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=34182 – Data obrashcheniya 01.09.2021.
2. Andreev A.M. Sovety rabochikh i soldatskikh deputatov nakanune oktyabrya: Mart–sentyabr' 1917 g. – M., 1967. – 423 s.
3. Zdes' i nizhe kursiv nash. Vydelennoe podcherknuto karandashom.
4. [Kopiya otveta Moskovskogo oblastnogo byuro Soveta rabochikh i soldatskikh deputatov na obrashchenie zhenshchin s. Burachikhi Glumovskoi volosti Yur'evskogo uezda 23 aprelya 1917 g. Bez daty]. (GARF. F. R-393. Op. 3. D. 73. L. 265, 265 ob.).
5. [Obrashchenie zhenshchin s. Burachikhi Glumovskoi volosti Yur'evskogo uezda k Moskovskomu Sovetu rabochikh soldatskikh deputatov 23 aprelya 1917 g.] (Tam zhe. L. 263–264 ob.).
6. Sergeev V.N. Demokraticheskie preobrazovaniya v Rossii posle sverzheniya monarkhii: (k 90-letiyu Fevral'skoi revolyutsii) // Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie: Uchenye zapiski. – 2007. – № 1. – S. 44–60.
7. Sm., napr.: Ignatov E.N. Moskovskii Sovet rabochikh deputatov v 1917 godu. – M., 1925. – XV, 472 s.