Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Agriculture
Reference:

Production of ecologically-friendly products in small businesses

Chupina Irina Pavlovna

Doctor of Economics

Professor at the Department of Management and Economics of the Ural State Agrarian University

620075, Russia, g. Ekaterinburg, ul. Turgeneva, 23

irinacupina716@gmail.com
Other publications by this author
 

 
Simachkova Natal'ya Nikolaevna

PhD in History

Associate Professor at the Department of Management and Economics of the Ural State Agrarian University

620075, Russia, g. Ekaterinburg, ul. Turgeneva, 23

nikolina73@yandex.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2453-8809.2021.1.36181

Received:

24-07-2021


Published:

31-07-2021


Abstract: The Institute of Organic Agriculture has outlined the prospects for an increase in organic products on the world market. Now its share is almost one percent. But these prospects were planned back in 2018, before the start of the coronavirus pandemic. At the moment, the increase in organic products of domestic origin is progressing at a rather slow pace. Such a prospect can be realized only with the effective support of the state for farmers and private farms, as well as the adoption of a regulatory framework for the development of organic products. The difficulty also lies in the fact that Russia's regions have a fairly moderate climate. The yields of agricultural products can not be called bad, but the transition to organic farming will significantly reduce the yield of products. Therefore, it is necessary to build up experience and organize training courses for farmers for the production of ecologically-friendly products. Currently, agriculture is based on a public-private partnership. But this system has certain shortcomings, such as corruption and inefficient management of the existing agricultural resources. Peasant (farmer) farms and personal subsidiary farms can rightfully be considered as a promising form of farming in rural areas. But large enterprises can also increase the volume of their products due to contractual relations with small businesses. This can also be cattle fattening, or poultry farming, when handing over finished products from farms and personal subsidiary farms. Moreover, farms and private subsidiary farms always need suppliers. 


Keywords:

organic products, small businesses, agrarian reform, agriculture, cooperation, rural areas, agricultural entrepreneurship, public administration, foreign experience, agricultural sector of the economy


Одной из основных функций в сельском хозяйстве является производство сельскохозяйственной продукции для собственных нужд и для предложения на региональные рынки экологически чистой продукции. Следующей функцией является устойчивое развитие сельских территорий благодаря фермерским хозяйствам и личным подсобным хозяйствам, так как фермеры, как правило, в меньшей степени покидают сельскую местность, в отличие от остального сельского населения. Третья функция - ведение в данных хозяйствах в большинстве своем ручного труда, в сравнении с крупными сельскохозяйственными предприятиями. В этом есть преимущества, так как они вносят заметный вклад в сохранение биоразнообразия агроценозов, обеспечение их устойчивости, улучшение экологической ситуации в сельской местности. Например, производством козьего молока занимаются только на личных подворьях.

По ряду причин происходит медленное развитие животноводства в малых формах хозяйствования. Одной из причин является несформированная до конца правовая основа для развития малого предпринимательства. Государственная поддержка для малого предпринимательства должным образом не прописана. Поэтому фермеры испытывают большой дефицит в финансовых ресурсах из – за неполной государственной поддержки, из – за недостаточно развитой сельской кредитной кооперации [11]. Далеко не каждому фермеру удается получить льготный кредит для производственных нужд. А брать кредиты в коммерческих банках невыгодно. Высокие проценты по кредитам увеличивают во много раз себестоимость продукции. А по высокой цене реализовать эту продукцию довольно сложно, несмотря на ее высокое качество.

В 2016 году была проведена сельскохозяйственная перепись, которая выявила 96,2 млн га земли, или 44 % от всех сельскохозяйственных угодий страны, не использующихся для сельскохозяйственных работ. Перепись показала большое количество площадей, являющихся на данный момент залежью, а числятся данные земли как пашня. Сельскохозяйственные организации не используют примерно 31 % закрепленной за ними земли. Только фермерские хозяйства и личные подсобные хозяйства используют земли больше, чем за ними закреплено - примерно 44 млн га вместо 29 млн га по данным Российского реестра. Это говорит о том, что именно фермерские хозяйства и личные подсобные хозяйства имеют большой потенциал к производству органической продукции. [27].

Преимуществом в развитии отечественного рынка органической продукции, в отличие от западных производителей, и могут стать данные пустующие земли. Это большой потенциал для выращивания зерновых и лесных ресурсов – грибов, ягод и кедровых орехов. Но малые формы хозяйствования очень нуждаются в получении информации по рыночному спросу, рыночным ценам, по сбыту продукции собственного производства. А услуги консультирования по правовым и рыночным вопросам практически отсутствуют. И повышение квалификации малым хозяйственникам получить намного сложнее, чем в крупных агрохолдингах [2].

Роль фермерских и личных подсобных хозяйств, безусловно, значительна и в настоящее время, и особенно была значительна во время реформ 90-х годов, когда резко происходил спад крупных сельскохозяйственных предприятий, происходило разрушение социальной сферы села. Насыщение отечественного рынка импортными некачественными сельскохозяйственными товарами также стало дополнительным фактором в разрушении отечественного сельского хозяйства [7].

Реализуя излишки сельскохозяйственной продукции, личные подсобные хозяйства получают дополнительный денежный доход. Это в настоящее время является важной чертой, т.к. заработная плата в сельском хозяйстве составляет примерно 39 % от средней заработной платы в целом по стране. Поэтому личные подсобные хозяйства спасают село от физического вырождения и помогают поддерживать оптимальный уровень жизни [29]. А при распаде многих сельскохозяйственных предприятий и исчезновении сел и деревень это тем более актуально не только для выживания отечественного сельского хозяйства, но и для производства качественной продукции.

За последние годы основным поставщиком молочной продукции является Белоруссия. Хотя Россия все это время и увеличивает объемы собственного производства молочной продукции, но ввоз ее из Белоруссии составляет в денежном выражении до 72 %. Это вызвано тем, что себестоимость молока в России выше, чем себестоимость белорусского молока и даже европейского молока, поэтому для переработки импортное сырье покупать более выгодно [9].

Неплохая тенденция сейчас и на рынке томатов. Импорт данной продукции за последние 5 лет сократился в два раза. Основными поставщиками томатов являются Азербайджан (28%), Китай (25%), Марокко (24 %) и Белоруссия (10 %) [24].

На основании данных, изложенных выше, авторы считают, что значение малых форм хозяйствования на селе и в экономическом развитии страны становится очевидным. Сельский уклад жизни необходим не только для обеспечения продовольственной безопасности страны, но и для поддержания экологии, для создания здоровой среды обитания.

Но у малых предпринимателей, по сравнению с крупными хозяйствами, нет таких финансовых возможностей для инвестиций и возможности поставлять крупные партии продукции в торговые сети. По данным Росстата в 2019 году из личных подворий поступило около 42% молока и более 52% ценного мяса КРС. При этом около 58 % молока осталось нереализованным. А это высокий процент. В ЛПХ находится пятая часть всей российской птицы [35]. Это очень существенный объем сельскохозяйственной продукции, который не могут заменить агрохолдинги. Кроме того, и продукция, производимая в хозяйствах населения и в фермерских хозяйствах, является более качественной и чистой, в отличие от крупных хозяйств. И хотя домашняя продукция имеет низкую товарность и производится ручным трудом (устаревшие технологии), но эта продукция отличается высоким качеством и ее можно внести в разряд органической.

Теперь рассмотрим опыт Германии по кооперации, где малые формы хозяйствования объединяются в кооперативы по производству сельскохозяйственной продукции.

У сельскохозяйственных кооперативов Германии нет проблем с доступом к финансированию. Решающее значение здесь имеет не организационная форма хозяйства, а его кредитоспособность. Важную роль в финансировании кооперативов играют кооперативные банки, обеспечивающие доступ к капиталу всем малым и средним компаниям. Накопление собственного капитала, безусловно, зависит от желания участников вносить средства в форме акций. В связи с вышесказанным, проблемы с финансированием, возникающие в каждом конкретном случае, в определенной степени детерминируются конкретной ситуацией в компании и в меньшей – связаны с их конкретной правовой формой. Одна из важных особенностей заключается в том, что в некоторых случаях кооперативы разрешают внешним инвесторам вкладывать средства в их деятельность, что означает, по сути, существенное нарушение традиционных кооперативных принципов.

Важно отметить, что в немецком сельском хозяйстве и пищевой промышленности наблюдается высокий уровень конкуренции, причём кооперативы конкурируют и с некооперативными предприятиями, и друг с другом. Примечательно, что кооперативы Райффайзен занимают на сегодняшний день довольно сильную рыночную позицию, которую всё же необходимо постоянно защищать. Именно на этом фоне происходят структурные изменения в кооперативной сфере, стремительное слияние кооперативов, развитие сотрудничества как с другими кооперативами, так и с инвесторо - ориентированными компаниями. В то же время высокая конкуренция и существенные изменения среды (как следствие, изменение размеров кооперативов) требуют совершенствования их организационной структуры, что и наблюдается в последние годы. Так, кооперативы с числом членов более 3005 человек не имеют общего собрания, а проводят собрание представителей. Важно и то, что сельскохозяйственные рынки становятся всё более глобализированными. С одной стороны, с развитием таких процессов для европейского, а следовательно, и немецкого сельскохозяйственного сектора, и пищевой промышленности возникают хорошие возможности экспорта (животноводческой продукции, например) в третьи страны мира. С другой стороны, сельское хозяйство Германии существенно зависит от импорта сырья из третьих стран, в частности, от импорта сои для кормового сектора. В этом контексте немецкие кооперативы расширяют свою экспортную деятельность в третьих странах, открывая там офисы продаж, участвуя в коммерческой деятельности некоторых компаний или создавая там дочерние предприятия, при этом укрепляясь и увеличивая объёмы деятельности

По нашему мнению, для решения данных проблем необходимо снизить до минимума налоговую нагрузку на личные подворья. Необходимо обеспечить и льготное кредитование малых форм собственности на селе. Кроме того, уже давно идет речь о создании сельской потребительской кооперации, но ее развитие идет не в полную меру.

На региональный заказ может быть отправлена только небольшая часть из бюджета. В настоящее время Свердловская, Челябинская, Тюменская области перечисляют в госбюджет из своих доходов примерно 80 млрд. рублей. Если финансовая нагрузка будет уменьшена, то появится возможность увеличения государственной дотации за счет использования регионального бюджета.

При повышении государственной поддержки на 1 % валовой продукт возрастает на 1,5 %. Необходимо и рассмотреть вопросы об освобождении от неэффективных земель сельскохозяйственного назначения. Они не только удалены и заброшены, но и не представляют экологической ценности. Вследствие этого появится возможность высвободить часть государственной поддержки (около 25 %) и направить ее на оставшуюся часть земель, которые будут обеспечивать более высокие урожаи.

Мы не можем сказать, что в настоящее время отсутствует частно – государственное партнерство. Но в данной системе имеются определенные недостатки, которые проявляются в коррупционных действиях, в неэффективном управлении имеющимися сельскохозяйственными ресурсами. И государством не предпринимались существенные шаги, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону.

Например, самообеспеченность субъектов Уральского федерального округа зерном и яйцом зависит в основном от сельскохозяйственных организаций; молоком, мясом, картофелем и овощами - от хозяйств населения и сельскохозяйственных организаций. Крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства по праву можно рассматривать как перспективную форму хозяйствования на селе. Наравне с хозяйствами населения крестьянские фермерские хозяйства обеспечивают Уральский федеральный округ сельскохозяйственной продукцией. Например, из 700 крестьянских (фермерских) хозяйств, которые находятся на территории Свердловской области, 560 хозяйств по региону задействованы в растениеводческой отрасли и занимаются выращиванием зерновых культур, картофеля, овощей, заготовкой сена.

Но и крупные предприятия могут увеличивать объемы своей продукции за счет договорных отношений с малыми формами хозяйствования. Это может быть и откорм КРС, в птицеводстве, при сдаче готовой продукции от фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств. Тем более, что фермерские хозяйства и личные подсобные хозяйства нуждаются в поставщиках своей продукции.

References
1. Borodin K.G. Konkurentosposobnost' rossiiskogo rynka ekologicheski chistoi produktsii: problemy i prepyatstviya // Ekonomika sel'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii. 2018. № 7. S. 83-87.
2. Dyumulen I.I. Netarifnye mery v sovremennoi mezhdunarodnoi torgovle: nekotorye voprosy teorii, praktika i pravila VTO, interesy Rossii // Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik. 2016. № 2. S. 3-20.
3. Edelev D.A. Problemy obespecheniya naseleniya RF bezopasnymi i kachestvennymi pishchevymi produktami // Mir agrobiznesa. 2016. № 1. S. 4-7.
4. Ivanov V. Prodovol'stvennyi kompleks: problemy razvitiya // Ekonomist. 2013. № 3. S. 13–20.
5. Korovkin I. Importozameshchenie i ratsionalizatsiya sistemy zagotovok – osnova resheniya problemy prodovol'stvennoi bezopasnosti v Rossii // Mezhdunarodnyi sel'skokhozyaistvennyi zhurnal. 2016. № 1. S. 37–38.