Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Culture and Art
Reference:

The impact of deconstructivism upon font graphics of the XXI century

Shirina Nadezhda Sergeevna

Senior Educator, the department of Design, Crimean University of Culture, Arts and Tourism

295017, Russia, respublika Krym, g. Simferopol', ul. Kievskaya, 39

shirina_nadezhda@inbox.ru

DOI:

10.7256/2454-0625.2021.12.35628

Received:

04-05-2021


Published:

31-12-2021


Abstract: The object of this research is the graphic design in the style of deconstructivism. The subject is the impact of deconstructivism upon font graphics of the XXI century. The goal lies in determination of the impact of deconstructivism upon font graphics of the XXI century. The article examines the concept of deconstructivism and the impact of this phenomenon upon graphic design and typography. The ideas of deconstructivism initially obtained their material form in architecture; thus analysis is conducted on the structures, the authors of which were inspired by the new philosophical ideas and brought them to life them in their projects. After familiarization with the architectural monuments, the article lists the key characteristics of the architecture of deconstructivism, which in turn, affected various types of design. Having analyzed the project situation in the area of visual communications, the author reveals the distinctive features of the objects of graphic design that were inspired by deconstructivism. The scientific novelty consists in comprehensive analysis of the impact of deconstructivism upon font graphics. The main stylistic peculiarities of modern font graphics created under the influence of deconstructivism are described. The acquired materials and results are translated into the sphere of graphic design and can be used in preparation of graphic design specialists, professional and creative activity of graphic designers and typographers, which defines the practical importance of this research.


Keywords:

font, type graphics, typography, deconstruction, deconstructivism, design, graphic design, visual communication, style features, modern tendencies


Введение

Актуальность темы исследования

Каждое новое поколение переосмысляет историческое и культурное наследие вследствие чего из старых форм рождаются новые визуальные образы, характеризующие современную действительность.

«Контролируемый хаос» или «упорядоченный взрыв» – такие ассоциации вызывает деконструктивизм. Противоречивость этого явления породило множество дискуссий.

Идеи деконструктивизма проявились в начале 80-х годов прошлого века в архитектуре и дизайне интерьеров. Новое явление вызвало интерес общества и исследователей. Неожиданные архитектурные формы вдохновили художников, дизайнеров, типографов, которые воплотили идеи новой философии в своём творчестве. Влияние деконструктивизма на графический дизайн и шрифтовую графику практически не изучено. Встречаются описания общих особенностей, которые объединяют работы этого направления, поэтому интересно проанализировать имеющийся материал и добавить конкретики в этот вопрос.

В книге «Типографика: порядок и хаос» В. В. Лаптев не разделяет понятия «постмодернизм» и «деконструктивизм», последний он определяет как «апофеоз постмодернизма». Автор анализирует исторические предпосылки формирования, становления и перспективы развития современного графического дизайна. Изложение материала носит, скорее, общий характер и посвящён всё же постмодернизму, отсутствует чёткое определение стилевых особенностей деконструктивизма в графическом дизайне и типографике.

Для того, чтобы определить влияние деконструктивизма на современную шрифтовую графику, в статье применяются следующие методы исследования: рассматривая проявление деконструктивизма в архитектуре применили один из эмпирических методов научного исследования (среди них мы остановились на методе описания); для выявления стилевых особенностей последствий влияния деконструктивизма на шрифтовую графику обратились к универсальным методам познания, таким как, анализ и синтез, обобщение.

Теоретической базой исследования, наряду с изданиями, посвящённых шрифту и типографике, послужили публикации авторов, рассматривающих и анализирующих такое явление как деконструктивизм, среди них Ильин И. П. [1], Маньковская Н. Б. [6] и Турбин Д. А. [9].

Изложение основного материала.

Деконструкция — одно из основных понятий постмодернистской эстетики (…). Отличие деконструкции от многообразных вариантов критики классической философии в том, что это не критика, не анализ и не метод, но художественная транскрипция философии на основе данных эстетики, искусства и гуманитарных наук, метафоричная этимология философских понятий; своего рода «негативная теология», структурный психоанализ философского языка, симультанная деструкция и реконструкция, разборка и сборка [2, с. 165]. Основные объекты деконструкции – знак, письмо, речь, текст, контекст, чтение, метафора, бессознательное и др. [2, с. 165].

Термин «деконструкция», предложенный М. Хайдеггером, был введён Жаком Лаканом в 1964 г., теоретическое обоснование он получил в работах Жака Деррида, который считал, что деконструкция – это разложение структуры на составные части, для понимания того, как она была сконструирована, и её дальнейшая реконструкция. Среди философов, сформулировавших основные принципы деконструктивизма – Ж.-Ф. Лиотар, М. Фуко, Ж. Бодрийяр.

У истоков деконструктивизма – новый философский подход к определению понятия «текст», который понимается чрезвычайно широко и подразумевается, что любой «текст» можно интерпретировать множеством разных способов [12].

При работе с текстом, согласно философии деконструктивистов, стоит учитывать множество контекстов изначально заложенных в нём. Главный теоретик деконструктивизма – Ж. Деррида – не разделял понятия «текст» и «контекст»: «Открытость не только текста, но и контекста, вписанного в бесконечное множество других, более широких контекстов, стирает разницу между текстом и контекстом, языком и метаязыком. Это не означает их превращения в единый гомогенный текст: тексты имманентно гетерогенны, задача исследователя – извлечь из них те металингвистические ключи, которые при новом погружении в контекст проявят глубинную тему творчества» [6, с. 21].

Деконструктивизм можно рассматривать как естественный процесс. Согласно Флиеру А. Я., каждое поколение должно вырабатывать новые «культурные тексты», переводить их на новые актуальные языки и коды культуры. Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу, что деконструктивизм – новый культурный код, современный «культурный текст».

Движение деконструкции не сводится к негативным деструктивным формам. Разрушая привычные ожидания, дестабилизируя и изменяя статус традиционных ценностей, деконструкция выявляет теоретические понятия и артефакты, уже существующие в скрытом виде. Она ориентирует не столько на новизну, связанную с амнезией, сколько на инакость, опирающуюся на память [2, с. 165].

При определении места деконструктивизма в современном искусстве, взгляды исследователей несколько разошлись. Одни придерживаются мнения, что «деконструктивистская архитектура – часть постмодернистского авангардного искусства» [8], другие, что деконструктивистская философия противостоит постмодернистскому искусству.

Некоторые эксперты видят его связь с конструктивизмом – движением, которое впервые появилось в России благодаря таким художникам, как Владимир Татлин, Любовь Попова и Эль Лисицкий, но другие специалисты отрицают такую связь [8].

Деконструктивизм привлёк всеобщее внимание, когда на архитектурном конкурсе в Парке ла-Виллет в Париже в 1982 году были выставлены работы Жака Дерриды, Питера Эйзенмана и Бернара Чуми (который и победил в этом конкурсе). Шестью годами позже Музей современного искусства в Нью-Йорке организовал показ «Деконструктивистская архитектура». На нём демонстрировались проекты Фрэнка Гери, Даниэля Либескинда, Питера Эйзенмана, Захи Хадид, Рема Колхаса, Бернара Чуми и Coop Himmelb (l)au. В следующем году был открыт Центр искусств Векснера при университете Огайо – первое крупное общественное здание, спроектированное в стиле деконструктивизма Питером Эйзенманом.

Рассматривая сооружения спроектированные под влиянием деконструктивизма, можно выявить характерные особенности объединяющие архитектуру этого направления.

Архитектор, чьи проекты поражают не только масштабами, но и невероятной смелостью решений – Заха Хадид незаурядная личность и, без преувеличения, гений современной архитектуры. Ранним работам автора были присущи обилие прямых линий, острых углов, динамичных форм характерных для деконструктивизма. Вдохновение архитектор черпала из творчества Казимира Малевича и Василия Кандинского. В более поздних проектах конструкции стали обтекаемыми, плавными, легкими и струящимися. Создаётся впечатление, будто объёмы перетекают один в другой.

Одним из знаковых проектов в карьере архитектора стала пожарная часть компании-производителя дизайнерской мебели «Витра», Германия (1993 г.) – первым осуществлённым проектом Захи Хадид.

Остроугольные скульптурные формы станции находятся в зафиксированном состоянии перехода от напряжения к движению, что делает постройку похожей на «застывший взрыв». Композиция состоит из цементных плоскостей, различные типы пространства изгибаются, сталкиваются и обрываются, взаимодействуя при этом с окружающим архитектуру ландшафтом. Посетители попадают в мир оптической иллюзии – два уровня здания словно вращаются относительно друг друга. По словам Рольфа Фельбаума, «Пожарная станция демонстрирует абсолютно новое представление о пространстве» – это «самая впечатляющая пожарная часть в мире» [11].

Следующий памятник деконструктивистской архитектуры, который мы рассмотрим, Центр искусств Векснера при университете Огайо, штат Огайо, США (1983 г.).

Башни из кирпича напоминают средневековое здание оружейной палаты, которое располагалось здесь ранее. Примечательно, что и башни и другие элементы сооружения расчленены, то есть, намеренно преодолена целостность как отдельного объекта так и комплекса в целом. Сквозь «разломы» проступает «сетка» окон. Архитектурное решение включает в себя белую металлическую сетку, которая напоминает строительные леса. Она придаёт зданию ощущение незавершённости, что соответствует философии деконструктивизма. «… красоте и гармонии Эйзенман предпочитает абстрактное слоение белых и серых сеток. Он использует метод масштабирования (увеличения или уменьшения сетки и рисунка), таким образом, чтобы объект стал самоподобным, а из не-антропометрических путей создания объектов особо выделяет «масштабирование», «коллаж» и «самоподобие», туда же относит и «фрактальную», «самоподобную», «прерывистую» геометрию» [9].

Одно из невероятных сооружений, поражающее своей смелостью – Современное крыло королевской галереи Онтарио в Торонто, Канада (2007 г.).

Проект построен на противопоставлении современного традиционному. Полное отсутствие гармоничного взаимодействия форм – это яркий контраст, попытка объединить в одном проекте противоположности.

Архитектурный стиль оригинального здания (1914 г.), ныне западного крыла, представляет собой синтез итальянского и неороманского стиля. Восточное крыло (1933 г.) включало в себя тщательно продуманный арт-деко музея, ротонду в византийском стиле и новый главный вход. Современное крыло королевской галереи Онтарио в Торонто («Кристалл»), спроектированное Даниэлем Либескиндом, открыто в 2007 году. Здание стало одним из ярких примеров деконструктивизма.

Сооружение напоминает кристалл – ассиметричная рубленая форма. Конструкция покрыта стеклом, которое держит стальная рама. Наклонные стены не касаются сторон зданий наследия, но используются, чтобы закрыть оболочку между новой формой и существующими стенами, которые служат пешеходной дорожкой, по которой посетители могут безопасно пересекать новое крыло.

Кристаллическая форма конструкции динамична и непредсказуема, она развивается в пространстве и во времени. Агрессивно врываясь в городскую среду, «Кристалл» «надменно претендует» на главенствующую роль, отрицая предшествующее культурное и художественное наследие в целом и оригинальное задние музея в частности.

Со времени возникновения деконструктивизма некоторые архитекторы, которые были связаны с ним, переключились на другие стили. Однако термин остался, и его философия мятежного дизайна проникла как в современную американскую архитектуру, так и в европейские проекты [8].

Как упоминалось выше, философия деконструктивизма впервые приобрела материальную форму в архитектуре, затем в дизайне и прежде чем приступить к рассмотрению влияния деконструктивизма на шрифтовую графику, перечислим основные характерные особенности этого направления в архитектуре.

Деконструктивистская архитектура характеризуется наружными манипуляциями, фрагментацией и непрямолинейными формами, которые искажают и нарушают архитектурные условности, касающиеся структуры и оболочки. В ней намеренно сопоставляются элементы, которые кажутся противоречащими друг другу, чтобы бросить вызов традиционным идеям гармонии и даже стабильности [8].

Она противостоит упорядоченной рациональности геометрии, отдавая предпочтение непрямолинейному дизайну, в результате чего искажается внешний вид конструкции и нарушается модернистский идеал «форму определяет функция» [8]. Для него (деконструктивизма – прим.) характерны ломаные формы и перекрывающиеся поверхности – по контрасту с логикой и порядком, свойственным модерну [10].

Если давать общую характеристику проявления деконструктивизма в дизайне, то можно отметить, что «характерна сложная геометрия: ломанные, разделённые на части формы и перекрывающие друг друга поверхности» [12].

«Влияние идеологии деконструктивизма на графический дизайн (…) сказывается в вариативности и неоднозначности интерпретаций скрытого в текстах и изображениях смысла» [12].

Визуальные эксперименты, поиск новых выразительных средств, преодоление классики – так можно обозначить суть творческой деятельности в этом направлении в сфере графического дизайна.

Проявление деконструктивизма в объектах графического дизайна зависит от функций и назначения проектируемого объекта. Например, в дизайне сайтов можно увидеть влияние деконструктивизма в отказе от модульной сетки, отсюда – отсутствие логического порядка. С точки зрения восприятия и работы с информацией расположенной на сайте могут возникать некоторые затруднения, так как пользователю сначала необходимо вникнуть и понять композиционный принцип организации информации на сайте. В связи с этим, данный подход к проектному решению не всегда уместен.

Полиграфическая продукция, как правило, редко содержит изменения в конструкции, чаще всего упор делается именно на графическое решение.

В наружной рекламе намеренно нарушается целостность объекта, происходит «разрушение» рекламной плоскости. Эпатажные решения с впечатляющими визуальными эффектами часто предполагают установку дополнительных элементов на конструкцию.

В дизайне упаковки встречаются интересные конструктивные решения, но, чаще всего, это подарочная или сувенирная упаковка ограниченного тиража. Объясняется это тем, что транспортировка и хранение упаковок подобной конструкции более затратны, нежели типовых. Что касается графического оформления, то здесь также присутствуют интересные решения.

В сфере визуальных коммуникаций деконструктивизм проявился, безусловно, в эксперименте с формой и композицией. Каждая работа – это смелое и неожиданное решение. Анализируя проекты в этом направлении, можно выявить следующие отличительные особенности:

– отсутствие сеток, упорядоченности, структуры;

– композиции присущи: динамика, контраст, асимметрия;

– довольно часто применяется приём коллажирования (наслоения);

– зрительная усложнённость, неожиданно изломанные и нарочито деструктивные формы;

– сталкивающиеся плоскости;

– опираясь на мнение экспертов, которые видят связь деконструктивизма и конструктивизма, можно отметить схожие мотивы, в том числе, в работе с цветом – цветовое решение выражено, как правило, в применении чистых локальных цветов.

В шрифтовой графике деконструктивизм проявился интересно и неожиданно. Авторы работ играют с опытом восприятия визуальной информации, в частности текстовой. Экспериментируя с конструкцией графемы, дизайнер опирается на предшествующий опыт зрителя.

Тематика шрифтовых плакатов, типографических композиций, созданных под влиянием деконструктивизма, разнообразна. Связующим звеном служит настроение, характер, который хотят передать авторы в своих работах. Скорость, неожиданность, эпатаж, смелость, неординарность – так можно описать настрой присущий этим работам.

Рассматривая влияние деконструктивизма на современную шрифтовую графику можно обозначить ряд характерных черт:

– в работе применяются чаще всего антиква и гротеск, также их модернистские или постмодернистские интерпретации;

– разбор целого (слова, буквы) на составные части, эксперименты с конструкцией, формой;

– подобно архитекторам, ломающим форму зданий, дизайнеры экспериментируют со шрифтом, создавая невероятные композиции на пределе возможности восприятия и удобочитаемости текста;

– смещение части графемы, изменение формы буквы;

– работая со шрифтом, дизайнер смело отсекает часть буквы, при этом её узнаваемость остаётся – буква считывается, зритель мысленно «достраивает» недостающие части графемы;

– разбиение формы буквы или её части на отдельные геометрические элементы;

– наложение надписей друг на друга;

– зеркальное отражение отдельных букв, слов, целых фраз;

– визуальная интерпретация смыслового содержания текста.

Такие особенности можно определить на первоначальном этапе рассмотрения вопроса.

Говоря о шрифтовой графике, стоит упомянуть и о непосредственном создании шрифта – проектировании акцидентных шрифтов. В большинстве своём авторы основывают свою работу на образцах классических, модернистских или постмодернистских шрифтов, но также встречаются и разработки новых акцидентных шрифтов. Проектирование шрифта в данном случае базируется на упоминавшемся выше принципе изменения графемы буквы до грани её узнаваемости.

Заключение

Подытоживая вышесказанное можно прийти к выводу, что явление деконструктивизма в большей степени положительно сказалось на шрифтовой графике, внеся новизну и неожиданность в решение типовых задач.

Композиция организуется по другому принципу, нарушая общепринятый, логический порядок. Сложное целое формирует результат более высокой организации, законченность высокого порядка.

Идеи деконструктивизма вдохновляют на смелые эксперименты, неординарные подходы к решению творческих задач – в типографику это привнесло новизну и разнообразие, непредсказуемость результата добавляет интриги. Разбор целого на части, реконструкция структуры, многомерность текста – основные постулаты философии деконструктивизма – наглядно визуализированы в шрифтовой графике.

Деконструктивизм – призма, сквозь которую преломляется пространство, конструкция, форма, смысл. Разбейте объект на части и соберите его заново – из хаоса деконструктивизм заново формирует себя. Он вдохновляет своей неожиданностью, спонтанностью решений и смелыми экспериментами.

И если деконструктивизм как философия и направление в архитектуре начало угасать в последнее десятилетие прошлого века, то в графическом дизайне и шрифтовой графике, в частности, он продолжает развиваться. Многогранность вариаций предоставляет свободу творчества и самовыражения.

Перспективы дальнейшего исследования. При выявлении основных стилевых особенностей современной шрифтовой графики созданной под влиянием деконструктивизма объектами исследования стали примеры статичной графики. В перспективе дальнейшего изучения данного вопроса планируется рассмотрение его в контексте динамической графики (анимации текста).

References
1. Il'in I. P. Poststrukturalizm, dekonstruktivizm, postmodernizm. / I. P. Il'in — M.: Intrada, 1996. — 256 s.
2. Kul'turologiya. XX vek. Entsiklopediya. T.1. / gl. red. S. Ya. Levit. — SPb.: Universitetskaya kniga; OOO «Aleteiya», 1998. — 447 s.
3. Laptev V. V. Tipografika: poryadok i khaos. / V. V. Laptev — M.: AVATAR, 2008. – 216 s., il.
4. Lesnyak V. I. Graficheskii dizain (osnovy professii). / V. I. Lesnyak — K.: Bios Dizain Buks, 2009. — 416 s.
5. Lesnyak V. I. Modernistskie i postmodernistskie shrifty. 44 original'nykh shrifta. / V. I. Lesnyak — Kh.: Kolorit, 2006. — 148 s.: ill.
6. Man'kovskaya N. B. Fenomen postmodernizma. Khudozhestvenno-esteticheskii rakurs. / N. B. Man'kovskaya – M.; SPb.: Tsentr gumanitarnykh initsiativ. Universitetskaya kniga, 2009. – 495 s.
7. Іvanenko T. O. Origіnal'nіst' bez mezh: priroda aktsidentnogo shriftu: Monografіya. — Kh.: KhDADM, 2011. — 184 s. Internet-resursy
8. Artkhiv: internet-resurs: soobshchestvo khudozhnikov, kollektsionerov i art-dilerov: sait. Stat'ya «Dekonstruktivizm. Narushenie idealov». Avtor Vlad Maslov. URL: https://artchive.ru/encyclopedia/4352~Dekonstruktivizm (data obrashcheniya: 01.03.2021). – Tekst. Izobrazhenie: elektronnye.
9. Arkhitekturnyi al'manakh Korpus: sait. Vyp. 2. Stat'ya «Dekonstruktivizm». Avtor Turbin D. A.. URL: https://cih.ru/k2/decon1.html (data obrashcheniya: 22.03.2021). – Tekst. Izobrazhenie: elektronnye.
10. GlavMosDizain: dizain-byuro: sait. Stat'ya «Stili i napravleniya v sovremennom dizaine». URL: http://www.glavmosdesign.ru/wdesign/modern_design/index.php (data obrashcheniya: 01.03.2021). – Tekst. Izobrazhenie: elektronnye.
11. OOO «Arkhi.ru»: internet-resurs: arkhitekturnyi veb-portal: sait. Stat'ya «Zakha Khadid – ot eksperimenta k osushchestvleniyu vmeste s Vitra». Material predostavlen kompaniei Vitra. URL: https://archi.ru/tech/63023/zakha-hadid-ot-eksperimenta-k-osuschestvleniyu-vmeste-s-vitra (data obrashcheniya: 15.03.2021). – Tekst. Izobrazhenie: elektronnye.
12. Yandeks.Kollektsii: internet-servis: sait. URL: https://yandex.uz/collections/card/5afb3bcce3226fdcc5324eb6/ (data obrashcheniya: 22.03.2021). – Tekst. Izobrazhenie: elektronnye.
13. YouTube: videokhosting: kanal graficheskogo dizainera Filippa Trinera. Video «15 Trends in Graphic Design for 2018». URL: https://www.youtube.com/watch?v=dcc1VyGvaYk (data obrashcheniya: 29.03.2021)