Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Sociodynamics
Reference:

The trajectories of extracurricular learning of children in Muslim families of the Republic of Bashkortostan

Nadyrshin Timur Maratovich

Junior Scientific Associate, R. G. Kuzeev Institute of Ethnological Studies of Ufa Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

450077, Russia, respublika Bashkortostan, g. Ufa, ul. Karla Marksa, 6

timurimp@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-7144.2021.3.35154

Received:

02-03-2021


Published:

07-05-2021


Abstract: The subject of this research is the trajectories of extracurricular learning in Muslim families of the Republic of Bashkortostan. The educational trajectories of various ethno-confessional groups have certain focus areas or “blind zones” substantiated by the religious worldview, ethnic specificity, and other sociocultural factors. Muslim community of the Republic of Bashkortostan is also concerned with the problem of conveying cultural values to the next generation. The trajectories of extracurricular leaning of the children from religious families are reflected in a number of patterns that differ from the educational path of their agemates. The author determines the focus areas in upbringing and educational tasks of the Muslim families, the range of pedagogical literature of Muslim parents, as well as the main forms of extracurricular learning of children in Muslim families and the role of religious education therein. The article provides the results of sociological survey, which demonstrates that the physical and intellectual development of children is the priority vectors for the Muslim parents; while, for example, aesthetic development is not as important. It is also underlined that Muslim families not always can afford the desirable amount of activities for their children.


Keywords:

Islam, education in Islam, additional education, religious education, Muslim community, culture transmission, socialization, inculturation, muslim family, religious practice


Фокусом исследований антропологии образования является культурная трансмиссия. Сегодня верующие различных конфессиональных групп также озадачены тем, чтобы обеспечить своим детям адекватное современным вызовам дополнительное образование. Внутри образовательных траекторий различных этноконфессиональных групп есть свои акценты, а также определенные «слепые» зоны, обусловленные религиозным мировоззрением, этнической спецификой и другими социокультурными факторами. Мусульманское сообщество Республики Башкортостан также озабочено проблемой передачи культуры следующему поколению. Траектории дополнительного образования детей верующих выражены рядом вполне различимых паттернов, которые отличаются от учебного пути их сверстников. Изучение этой темы является актуальной задачей для понимания задач интеграции мусульман в общественную-политическую и культурную жизнь России.

Внутри современной научной литературы, посвященной изучению дополнительного образования в мусульманских семьях, существуют определенные перекосы в освящении отдельных тем. Важно понимать, что дополнительное образование является проекцией культурной идентичности верующих, которые являются результатом мусульманской педагогической традиции. Алиева Б.Ш. и ее коллеги в своей работе отмечают такие аспекты мусульманской культуры как гостеприимство, трудолюбие, ценность рода, помощь общине, семья [1]. Блейх Н.О. в работе посвященной гуманной сущности этнопедагогики северокавказских народов ставит акцент и производит распаковку таких воспитательных концептов как ответственность, самодисциплина, чувство любви к ближнему. [2] Можно добавить также и публикации Косинова А.В. и Нуруллаев М.А. [3,5] Представленные публикации рассказывают о желаемой социальной модели ислама в воспитании. Фактические, основанные на эмпирических исследованиях, результаты воспитательной и образовательной деятельности в семьях, чья жизнь тесно связана с религией представлена в меньшей степени и направлены на изучение лишь отдельных аспектов. В частности Сулейманова А.Г. в своем исследовании, посвященному эстетическим аспектам религиозности отмечает, что респондентам-мусульманам больше свойственны сдержанные ассоциации, касающиеся морально-этических норм, в то время как для респондентов-православных характерен кроме нравственного императива эмоциональный компонент [6]

Верующие озабоченные сохранением культуры выбирают формы дополнительного религиозного образования, которые представлены в виде мэктэбов и примечетских курсов. Они обеспечивают интеграцию в жизнь общины. Как отмечает З.Н. Фаткуллина мактаб является местом развития джамаата. Интеграция верующих возможна за счет позитивного образа религии, совместных действий всех заинтересованных сторон, а давление на мусульман приводит лишь к ожесточению религиозного сообщества и консолидации верующих [7] Примечетские курсы по К.И. Насибуллову – самая распространенная и решающая для интеграции в жизнь общины форма религиозного образования. Важным фактором интеграции является повествование о летних мусульманских лагерях для детей, которые сегодня являются наиболее популярной формой интеграции молодежи в активную жизнь сообщества. Однако публикация не отражает этот вид деятельности подробно и не представлен эмпирическими наблюдениями и устными нарративами членов сообщества [4].

Таким образом фокус исследования дополнительного образования касался только исключительно учреждений религиозной направленности. Между тем участие детей верующих в других формах дополнительного образования рассмотрено не было.

Поэтому, в условиях культурно неоднородного общества с одновременно существующими исламскими метанарративами важно выявить, как религиозные сообщества формируют траекторию дополнительного образования для своих детей.

Задачами статьи являются:

1. Иерархия тем и вопросов воспитания, представляющих важность для родителей-мусульман

2. Определение круга чтения педагогической литературы родителей-мусульман

3. Определение траекторий детей в дополнительных формах образования.

Поставленные задачи позволят решить цель статьи – это выявление траекторий дополнительного образования в мусульманских семьях Республики Башкортостан.

Методы

Основным методом исследования является анкетирование родителей. В выборку вошли родители-мусульмане, чья повседневная жизнь непосредственна связана с религией, то есть те, кто соблюдают молитвенную практику (читают пятикратный намаз). Данный вопрос являлся контрольным. Опрос был сформирован в системе Google Forms и разослан по мусульманским чатам общин г.Уфы и мухтасибатов в системе Духовного управления мусульман Республики Башкортостан. Кроме того в анкете было предложено разослать ссылку на анкету другим мусульманам. Другая часть была разослана по итогам публичной лекции, которая называлась «Среда мусульманского образования и воспитания и условия ее формирования», которая прошла на базе Исламского колледжа им. Марьям Султановой 9 февраля 2021 г.

Результаты

В ходе исследования было опрошено 87 родителей. Основная часть опрошенных – это женщины (72,5%). Половина опрошенных проживает на территории города Уфы (53,1%). Согласно опросу семейное положение опрошенных 92,5% – это женатые, 7,5% разведенные. По этническому составу 46,4% составляют башкиры, 44% татары, 6% - это русские мусульмане. Остальные этнические группы были представлены мало. Этнические результаты опроса соответствуют соотношению татар и башкир в Республике Башкортостан. Согласно результатам Всероссийской переписи населения 2010 г. 28,79% населения региона составляют башкиры, 24,78% составляют татары. У 28% на момент опроса 1 ребенок, у 39% – 2 детей, у 25,6% – 3 детей.

В анкете для родителей были представлены два вопроса, которые позволяют выявить определенные акценты в воспитании: Какие темы/вопросы в воспитании представляются для вас наиболее важными? Какие темы/вопросы в воспитании представляются для вас наиболее сложными? (Таблица 1). Оба вопроса позволяи выбрать множество вариантов.

Таблица 1. Проблемы, темы и вопросы воспитания глазами родителей мусульман Республики Башкортостан

Темы/ вопросы воспитания

Какие темы/вопросы в воспитании представляются для вас наиболее важными?

Какие темы/вопросы в воспитании представляются для вас наиболее сложными?

1) Гендерное воспитание (роль мужчины и женщины)

63,9%

33,3%

2) Приобщение к молитве

83,1%

41,3%

3) Приобщение к посту

54,2%

25,3%

4) Приобщение к нормам одежды

45,8%

21,3%

5) Обучение Корану

77,1%

42,7%

6) Передача родного языка и истории

47%

32,7%

7) Физическое развитие

74,7%

9,3%

8) Нравственное развитие

91,6%

28%

9) Интеллектуальное развитие

72,3%

24%

10) Эстетическое и культурное развитие

45,8%

6,7%

11) Вовлечение в общественную жизнь общины

42,2%

20%

12) Уход за внешним видом/гигиена

53%

8%

13) Финансовая грамотность

60,2%

32%

14) Трудовое воспитание

68,7%

21,3%

15) Патриотическое воспитание

21,7%

10,7%

Результаты данного опроса демонстрируют ряд важных обстоятельств.

1. В контексте трансмиссии культуры наиболее значимой и одновременно приоритетной задачей является приобщение к религиозной практике следующего поколения.

2. Для мусульман характерен упор на физическое и интеллектуальное развитие ребенка.

3. Для мусульман характерно меньшее внимание к эстетическому развитию детей.

4. Патриотическое воспитание является недостаточно актуальной темой, что имплицитно свидетельствует о недостаточной интеграции верующих в жизнь страны.

Многие мусульмане активно читают педагогическую литературу для родителей, подписаны на аккаунты популярных психологов или мусульманских богословов, в поле исследовательской деятельности которых стоят вопросы семьи, развития детей и т.д.

В анкете был представлен вопрос открытого типа: «К каким книгам, авторам, экспертам по воспитанию и развитию детей вы обращаетесь чаще всего?». Самыми распространенными авторами и экспертами оказались:

1. Людмила Владимировна Петрановская – психолог, педагог и публицист. Автор многочисленных книг, вебинаров и тренингов для родителей.

2. Шамиль Рифатович Аляутдинов – российский религиозный деятель, имам-хатыб московской Мемориальной мечети на Поклонной горе, исламский-коуч, основатель проекта «Триллионер».

3. Шалва Александрович Амонашвили – советский, грузинский и российский педагог, разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики.

Среди других упомянутых авторов и экспертов есть Вика Дмитриева, Зиля Аляутдинова, Маргулан Сейсенбаев, Януш Корчак, Михаил Федоренко, Антон Макаренко, Салима Саиди, Гордон Ньюфелд, Юлия Гиппенрейтер, Валентина Паевская и некоторые другие эксперты.

Полученные результаты говорят о том, что педагогический бэкграунд верующих не привязан исключительно к мусульманской педагогической мысли, а опирается на мировую, советскую и российскую педагогику. Это косвенно говорит о том, что родители открыты информации извне и готовы к тому, чтобы их получали дополнительное образование самого широкого профиля.

По мере взросления ребенка родители стремятся обеспечить его дополнительным образованием. Формы занятости ребенка в этот период также отчасти позволяют выявить особенности мусульманской культурной трансмиссии.

На вопрос: «Есть ли у вашего ребенка формы дополнительного образования? (Можно выбрать несколько вариантов)» родители выбрали нижепредставленные варианты ответов (Таблица 2).

Таблица 2. Занятость детей мусульман в дополнительном образовании

Направления дополнительного образования

Результаты

1) Дополнительное религиозное образование

34,2%

2) Спортивная секция

46,1%

3) Художественное творчество (рисование, рукоделие и т.д.)

15,8%

4) Музыка

2,6%

5) Хореография

3,9%

6) Углубленное изучение отдельных предметов (олимпиадные группы)

11,8%

7) Туризм, краеведение

2,6%

8) Техника, инженерия, моделирование

7,9%

9) Ремесла, деревообработка и т.д.

1,3%

10) Общественная работа (волонтерство, военно-патриотический клуб, подростковый клуб и т.д.)

5,3%

11) Финансовая грамотность, бизнес

1,3%

12) Уроки репетитора

13,2%

13) Иностранный язык

22,4%

14) Ребенок не ходит на формы дополнительного образования

11,8%

Представленные результаты подтверждают результаты первой таблицы: уклон на спортивном и физическом развитии, меньшее присутствие в формах эстетического развития (музыка, искусство, хореография). Вместе с тем в комментировании были указаны расшифровки форм дополнительного образования. Отдельные родители обеспечивают своих детей до 4-6 видов дополнительной занятости. Важно также отметить, что многие родители ставят перед собой задачу обеспечить ребенка правильным наставником, которые разделяет ценности и культуру ислама. Больше половины (54,4%) отмечают, что у их детей среди наставников присутствуют мусульмане.

Между тем ограничителем для вовлечения детей в формы дополнительного образования являются финансовые возможности семей верующих. 32,5% родителей готовы вовлекать детей только в бесплатные формы дополнительного образования, 38,8% готовы вкладывать в дополнительное образование не более 5 тысяч рублей в месяц, 20% готовы вкладывать в дополнительное образование не более 10 тысяч рублей в месяц. Только 7,4% готовы вкладывать в дополнительное образование более 10 тысяч рублей в месяц.

Заключение

Представленное исследование имеет несколько ограничений, которые предстоит решить в следующих исследованиях. Будущие опросы будут направлены на выявление траекторий дополнительного образования в большем количестве муниципальных образований Республики Башкортостан.

Нуждаются в разработке другие темы. В частности нужны опросы и анализ наставников-мусульман, которые прольют свет на рутину, повседневную деятельность и поведение детей в системе мусульманских кружков. Другой темой является анализ культурной среды самих детей, которые воспитываются в мусульманских семьях. Сюда нужно отнести книги, фильмы, сказки, спектакли, которые находятся в культурном поле детства. Важность и сложность приобщения детей к молитвенной практике, ключевого паттерна религиозности в исламе, становится актуальной причиной для изучения этого аспекта. Нарративы родителей и детей, воспитанных в мусульманских семьях, позволят понять через какие примеры, образы, притчи, формы аргументации прививается молитвенная практика в мусульманских семьях. Этот вопрос является актуальным, так как очень часто именно приобщение к намазу стало точкой разрыва детей со своими изрядно настойчивыми родителями в этом вопросе. Именно наставнику-мусульманину в глазах отдельных родителей можно делегировать общение с ребенком на тему приобщения к молитве.

Другой темой должен стать анализ обеспеченности халяльным питанием в учреждениях дополнительного образования Республики Башкортостан. В отдельных анклавах, в которых проживает высокая доля верующих директора образовательных учреждений смогли обеспечить детей питаний согласно стандартам халяль-питания.

Подводя итог к вышесказанному нужно отметить, что мусульманское сообщество Республики Башкортостан ставит перед собой задачу передачи культуры следующему поколению. Наиболее важными аспектами культуры ислама являются такие аспекты ее социальной модели как ценности и религиозная практика. Вместе с тем существуют определенные акценты воспитания для родителей. Сюда относится в первую очередь физическое и интеллектуальное развитие детей. Поэтому форм дополнительного образования развивающих детей в этом направлении несколько больше. Между тем определенные темы и вопросы в воспитании отходят на второй план: эстетическое развитие и патриотическое воспитание. Ввиду этого участие детей мусульман в музыкальных и хореографических кружках довольно незначительно. Кроме всего прочего экономических возможностей мусульманских семей не всегда достаточно для обеспечения детей достаточным количеством занятий. Задачи обеспечения детей качественным образованием с осознанием сложности передачи религиозной культуры будет способствовать тому, что филантропические проекты мусульман в ближайшей перспективе будут направлены на создание и развитие образовательных проектов.

References
1. Alieva B.Sh., Omarov O.A., Omarova T.A. Religiozno-pedagogicheskie aspekty semeinogo vospitaniya u musul'man // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2009. № 4 (38). S. 162-165.
2. Bleikh N.O. Primenenie pedagogicheskikh idei islama v vospitatel'noi praktike sovremennoi shkoly // Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya. 2017. № 4. S. 14-20.
3. Kosinov A.V. Dobro-osnova vospitaniya musul'man v Rossii // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2017. № 57-4. S. 72-78.;
4. Nasibullov K.I. Nachal'nyi segment musul'manskogo obrazovaniya: itogi monitoringa primechetskikh kursov v Respublike Tatarstan // Islamovedenie. 2015. T. 6. № 1 (23). S. 29-42.
5. Nurullaev M.A. Religioznye osnovy vospitatel'nykh traditsii musul'manskikh semei // Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2020. № 2. S. 86-91.
6. Suleimanova, A. G. Esteticheskoe vospitanie v sem'yakh razlichnoi konfessional'noi napravlennosti (pravoslavnye i musul'mane) / A. G. Suleimanova // Molodoi uchenyi. 2020. № 50 (340). S. 439-442. https://moluch.ru/archive/340/76487/ (data obrashcheniya: 23.01.2021).
7. Fatkhullina Z.N. Rol' islamskogo obrazovaniya v formirovanii religioznoi identichnosti podrastayushchego pokoleniya // Sovremennaya obrazovatel'naya sreda: teoriya i praktika. Sbornik materialov V Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. 2019. S. 25-27.