Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Pedagogy and education
Reference:

Educational meaning of on-location practice for the students of architectural specialties

Goncharova Natalia Vladimirovna

Senior Educator, the department of Architecture and Urban Studies, Pacific National University

680035, Russia, Khabarovskii krai, g. Khabarovsk, ul. Tikhookeanskaya, 136, of. 610

natamur8@mail.ru
Baklyskaia Larisa Evgen'evna

Docent, the department of Design of Architectural Environment, Pacific National University

680035, Russia, Khabarovskii krai, g. Khabarovsk, ul. Tikhookeanskaya, 136, of. 608

lb2811@mail.ru
Zadokhina Mariya Borisovna

Senior Educator, the department of Architecture and Urban Studies, Pacific National University

680035, Russia, Khabarovskii krai, g. Khabarovsk, ul. Tikhookeanskaya, 136, of. 610

002418@pnu.edu.ru
Denisova Alisa Aleksandrovna

Student, the department of Architecture and Urban Studies, Pacific National University

680035, Russia, Khabarovskii krai, g. Khabarovsk, ul. Tikhookeanskaya, 136, of. 610

alisa.denisova.2000@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0676.2021.1.35098

Received:

18-02-2021


Published:

25-02-2021


Abstract: The subject of this research is the vocational training of the students of architectural specialties and the the need for on-location practices in the Russian and foreign historical cities. The relevance of this topic is defined by the fact that the importance of such practices is questioned in the context of development of new educational curricula. Analysis is conducted on the historical aspect, the role of practice in vocational training, as well as peculiarities of perception of reality by the future architects and designers and cognitive activity in the open-air environment. The author outlines and substantiates the goals and tasks aimed at the development of knowledge and skills acquired the students during on-location practice. The research leans on the experience of conducting practices by the Institute of Architecture and Design of the Pacific National University in Russia and abroad. The authors discuss the positions of the planners, heads and participants of the on-location practices. The conclusion is made that such practices and not only the immersion into the historical environment, but its grasp by means of visual arts, which is an integral part of vocational education. The experience acquired by the student in the course of on-location practice is irreplaceable and necessary for professional growth of future architects and designers in accordance with modern requirements.


Keywords:

educational standard, visiting practice, plein air, measuring practice, architecture, eidetic image, presumption of mobility, personality formation, student, excursions


Введение. Образовательные стандарты последнего поколения дают большую свободу вузам и позволяют вносить заметные изменения в соотношение различных видов подготовки. С одной стороны, внедрение ФГОС 3++ даёт вузам возможность более точно и оперативно реагировать на запросы рынка труда, конкурировать на российском и международных рынках образовательных услуг [14]. С другой стороны, в условиях отсутствия утвержденных примерных основных образовательных программ, в которых должны быть расписаны планируемые результаты обучения и сформулированы профессиональные компетенции, вузам приходится решать задачу разработки новых основных образовательных программ самостоятельно, основываясь на своем опыте. В таких условиях возможны непродуманные и ошибочные решения. Так, внесенные в учебный план изменения, касающиеся практик (практической подготовки) по направлениям бакалавриата «архитектура» и «дизайн архитектурной среды», могут привести к снижению качества профессиональной подготовки бакалавров.

Материалы и методы исследования. Для достижения цели исследования был использован анализ учебно-методической литературы и трудов по педагогике; изучение ФГОС ВО, законодательных и нормативных документов, рабочих программ, эвристические методы и др. Теоретической основой исследования являлся ретроспективный анализ исторического опыта архитектурных путешествий, от долгосрочных поездок стипендиатов российских академий до учебных практик ознакомительного и пленэрного характера.

Использовался сравнительный метод при анализе полученных эмпирическим путем данных, основанных на фактическом материале.

Постановка проблемы. С 2019 года прием студентов вузов на 1 курс производится по актуализированным ФГОС ВО (ФГОС 3++). Для бакалавров Института архитектуры и дизайна Тихоокеанского государственного университета это выразилось, в частности, в заметном сокращении часов теоретической (аудиторной) подготовки по специальным дисциплинам (рисунок, проектирование, композиция), и количественном и качественном изменении практической подготовки (всех видов практик). Так, у бакалавров направления архитектура ознакомительно-обмерная практика перенесена со второго семестра на четвертый и сократилась с двух недель до одной. Пленэрная (художественная) также сокращена в два раза (три недели вместо шести) и проводится теперь в шестом семестре (ранее была в четвертом) вместе с производственно-технологической. Подобная «оптимизация» учебного процесса вместе с сокращением финансирования практической подготовки приводит к полному отсутствию возможности организации выездных практик.

Между тем, путешествия - это огромная сила в развитии эйдетических образов, в формировании восприятия современного мира, и роль их в городской культуре постоянно возрастает. Странствования меняют определения мест и ландшафтов, которые сложились у будущих путешественников заочно. В наше время, когда фото и видеокамеры дают исчерпывающую, на первый взгляд, и детальную информацию о внешнем виде города и его фрагментов, путешествия способны стимулировать новые виды воображения, в которых личные воспоминания смешиваются с официальными, стереотипными взглядами. Хотя студенты часто узнают об истории архитектуры через коллекции изображений, путешествия продолжают занимать важное место в становлении архитектора. Архитектурная культура, все более основанная на презумпции мобильности, объединяет путешествия в культурные дискуссии и дизайнерские эксперименты [1].

Предметом данного исследования является значение выездных практик для формирования личности бакалавров архитектурно-дизайнерского направления. Рассматриваются проводимые в различных регионах учебные практики, являющиеся основой практической подготовки обучающихся. В ходе исследования выдвигается гипотеза: исследовательские путешествия и следующее за ними неформальное обучение, основанное на непосредственном взаимодействии с местами, артефактами и объектами [1], оказывает заметное (а иногда и решающее) воздействие на качественные характеристики личности обучающегося, способствуют его профессиональному росту и стремлению к совершенствованию.

История зарубежных стажировок. Традиция стажировки русских художников и архитекторов в Италии была заложена еще Петром Великим [2]. В 1716 году по приказу царя-реформатора туда были направлены братья Иван и Роман Никитины. За три года они освоили язык, побывали в Венеции, Риме, учились во Флоренции у профессора местной Академии Томазо Реди. Cлово «пенсионер» имело совсем иное значение, кардинально отличное от того, к которому мы привыкли сегодня. Пенсионерами назывались выпускники Императорской академии художеств, получившие Большую золотую медаль и как следствие звание «классного художника» I степени и оплачиваемую (пенсионерскую) поездку за границу для продолжения образования. Блестящее прошлое Италии, родоначальницы европейской цивилизации, её уникальные древние памятники, мягкий климат, сам образ жизни – все это вместе взятое издревле привлекало путешествующих философов и поэтов, писателей и художников. На протяжении нескольких веков Рим был «Академией Европы», ее главным учебным центром. Здесь происходили встречи, здесь шло творческое общение художников различных школ и направлений.

В наше время не только Италия, но и другие страны всех континентов могут быть полем проведения как кратковременных ознакомительных практик, так и более длительных стажировок с определенной образовательной или развивающей программой. Так, Международная школа дизайна Санкт-Петербурга предлагала в 2015 г., в том числе, следующие практические возможности стажировки в Германии [3]:

Анализ стилевых решений городского пространства и его особенностей. Создание собственного представления о том, как формируется «Лицо» города.

Знакомство с практическим воплощением принципа единства истории и современности в пространстве архитектуры и искусства.

Понимание законов стиля и поиск собственных способов их воплощения в практике дизайна.

Упомянутые стажировки XVIII и XXI вв., конечно же, во многом отличаются, но есть важная составляющая, которая их объединяет: это погружение в среду страны, города, ощущение причастности к «духу места» (рисунок 1). Это делает международные стажировки и практики по-прежнему актуальными.

.1_01

._1

Рисунок 1. Погружение в среду страны, города, ощущение причастности к «духу места». Фото Л.Е. Баклыской

Выездные – обмерная и пленэрные практики. Согласно программе практик, задачами учебной обмерной практики являются ознакомление с исторической застройкой города. Изучение архитектурных сооружений и памятников архитектуры на отдельных примерах в натуре совмещено с практическим знакомством с техникой проведения архитектурного обмера. Методы проведения обмерной практики включают обмеры, анализ и изучение объектов, соответствующих программе практики; чертежи фасадов, элементов фасадов и планов объектов; зарисовки объектов с натуры (памятников архитектуры); осваивание техники художественных и графических зарисовок городской среды.

Целью пленэрной (художественной) практики является расширение, углубление и закрепление навыков, полученных на академических занятиях, а так же ознакомление с методами и возможностями пластических видов искусств в процессе изучения природы и архитектуры и освоение различных приемов работы, опирающихся на традиции в области пленэрной практики [7].

При выезде на практику в другие города России и за ее рубежи образовательные и воспитательные возможности значительно возрастают [12].

Цели и задачи выездной практики можно сформулировать следующим образом:

1) Увидеть и прочувствовать культуру других стран и городов.

2) Ознакомиться с особенностями территорий и их использованием, с учетом знаний о проектировании среды.

3) Закрепить и углубить теоретические и практические знания по художественным дисциплинам, полученным в процессе обучения;

4) Изучить и провести анализ архитектуры с учетом знаний исторических событий, традиций и культурных ценностей, полученных в процессе теоретического обучения.

5) Продолжать развитие чувства прекрасного и вкус к творчеству.

6) Развивать способности к самостоятельной творческой работе, выработке профессионального мнения и осознанного отношения к искусству и архитектуре.

7) Приобрести новые навыки рисунка и живописи в условиях исторической городской среды, в натуральной свето-воздушной среде.

8) Провести анализ архитектурных форм относительно композиционных решений.

По мнению самих обучающихся, практика дает возможность развивать у студента архитектурных направлений художественное мышление и идеи. Она учит студентов практиковать свои навыки на открытом воздухе, погружаться в историю архитектуры, передавать свет и воздух, пространственную ориентацию, восприятия природы, цветового тона и состояния. Способствует появлению новых знакомств, познания разнообразной архитектуры России и зарубежья, поиска новых идей и форм. Во время проведения экскурсий студенты познают все тонкости искусства и архитектуры, расширяют свой кругозор и делают заметки для своих будущих проектов. Также обеспечивает взаимное сотрудничество с педагогами из галерей, студий, музеев, знакомит со студентами из других точек мира во время обсуждения произведений искусства. Позволяет установить тесное сотрудничество между учебными заведениям и возможность прохождения студентами практических учебных практик на зарубежных предприятиях, имеющих отношение к архитектурному проектированию [8, 9].

Места прохождения практики. Для более продуктивного прохождения обмерно-ознакомительной практики и пленэра необходимо проведение выездных практик в разных географических регионах, что будет способствовать обогащению творческого опыта, навыков восприятия ландшафтной среды, особенностей ее цвета и свето-воздушности пространства. В рамках выездной практики студенты института архитектуры и дизайна ТОГУ имели возможность посетить такие города как: Торжок, Старица, Тверь, Великий Новгород, Бухара (Узбекистан), Пекин (Китай), Венеция, Верона, Флоренция, Рим, Триест (Италия), Прага (Чехия), Париж (Франция) (рисунок 2).

В главных городах Европы находятся главные памятники искусства, на основе которых создана практически вся мировая архитектура и дизайн. Главными достопримечательностями остаются: Эйфелева башня, Собор Санта-Мария-Дель-Фьоре мост Понте Веккьо, площадь Сан-Марко, Коллизей, площадь Навона, Пантеон, Ватикан, фонтан Треви и др. Главные архитектурные достояния поддаются сравнению между собой. Стили, материал, идея самого проекта - все это помогает студенту архитектурного факультета «впитать» и использовать в будущем, в профессии.

_2_01

._2_03._2_04

Рисунок 2. Работы студентов ТОГУ, выполненные во время пленэров в Старице, Торжке, Бухаре.[13]

Во время прохождения практики студенты проходят курс экскурсий по галереям, студиям, виллам, паркам, соборам, площадям в центре городов (рисунок 3). Во время экскурсий студенты знакомятся со студентами архитектурных ВУЗов Европы и Азии. Общаясь, они обмениваются контактами.

Во всех городах проводятся осмотры главных памятников архитектуры. Фото и зарисовки выполняются студентами для дальнейшего анализа. В Венеции ежегодно проходит стажировка в Лаборатории изучения античных материалов LAMA Государственного университета архитектуры Венеции IUAV под руководством доктора Стефано Канчельери (рисунок 4).

.3_01

.3_02

Рисунок 3. Вилла Ротонда в Виченце и Палаццо дожей в Венеции. Фото Л.Е. Баклыской

Традиционным является посещение Международной выставки Биеннале архитектуры в саду Джардини и в Арсенале. Отдельные экскурсии посвящались современной архитектуре, например, осмотр произведений Джанкарло де Карло - преподавателя IUAV или посещение Многофункционального комплекса архитектора Марио Ботта [4] в бывшем районе Аппиани в Тревизо (рисунок 5). Кроме того, проводились осмотры реконструируемых объектов, входящих в комплекс зданий Венецианского университета.

.4_02

Рисунок 4. В Лаборатории изучения античных материалов LAMA IUAV (руководитель доктор археологии Стефано Канчельери). Фото Л.Е. Баклыской

.5.

Рисунок 5. Многофункциональный комплекс архитектора Марио Ботта в бывшем районе Аппиани в Тревизо, Италия. Фото Л.Е. Баклыской

Задания, которые получают студенты во время практики, должны способствовать максимальному использованию ситуации. Так, в Тревизо были проведены обмеры площади Ринальди и здания Библиотеки под руководством итальянских профессоров IUAV Коррадо Балистрери и Джузеппе д'Амбра и доцента ТОГУ Баклыской Л.Е. (рисунок 6). Практиковались задания на выявление образных характеристик городов (Тревизо, Лацизе) с представлением видеороликов, или изучение влияния творчества Андреа Палладио на неоклассицистическую архитектуру города Хабаровска (после посещения города Виченца) (рисунок 7).

._6

Рисунок 6. Обмеры площади Ринальди в Тревизо, Италия.

Фото Л.Е. Баклыской

._7

._7_01

Рисунок 7. Прототипы неоклассицистической архитектуры Хабаровска в произведениях Андреа Палладио. Анализ студентов ТОГУ

В Париже проходили краткосрочные стажировки под патронажем «Ассоциации художника Василия Поленова в Париже», проводимые доктором искусствоведения Татьяной Моженок-Нинэн, а также встречи с вице-президентом Ассоциации Натальей Поленовой. Сотрудничество с «Ассоциацией художника Василия Поленова» позволило обновить российские маршруты практик ТОГУ и расширить зарубежные. Так, в 2017 году прошла пленэрная практика в Поленово (Тульская область, Россия), а в 2018 г. - в Вёль-ле-Розе (Франция) – городке в Нормандии, где в XIX веке любил работать В.Ф. Поленов и другие русские художники.

Особое внимание во время прохождения зарубежных поездок уделялось экскурсиям на производственные архитектурно-дизайнерские объекты. Прежде всего это Архитектурные студии: «ARKA» в Мергере (Венеция), Zebro P.i.Alessandro Architectural Studio в Триесте, “MM Plus” в Тревизо, студия всемирно известного дизайнера Лука Никетто в Венеции, а также строительные объекты в Вероне и Тревизо. Встречи с людьми, имеющими прямое отношение к культуре, искусству, архитектуре, дизайну, утверждают обучающихся в верности избранного направления своей будущей деятельности, стимулируют профессиональный рост. Доказательством этого является то, что до 70% студентов, побывавших в подобных поездках, стремятся пройти производственную практику в фирмах и студиях, которые они посетили ранее.

Преимущества выездной практики по сравнению с практикой по рисунку и живописи без отрыва от места проживания. Потребность будущего архитектора в новизне и самотрансценденции дает возможность полного погружения, практика продолжается без выходных и перерывов, взаимодействие с руководителями возможно в любое время, всегда можно решить насущные проблемы, не откладывая надолго.

Эмоциональное окрашивание процесса, выбор объекта, его анализ, под руководством увлеченных людей, нередко, являющимися знатоками архитектуры той или иной местности, придает дополнительную мотивацию и улучшает качество отображения реальности (рисунок 8). Ведь кроме непосредственно рисования, практика насыщенна различными экскурсиями, рассказами о той или иной местности, погружает в историю формирования архитектурной среды, моды, сообщает современности дух эпохи. Можно проследить и передать градостроительные задачи того или иного времени, понять замысел архитекторов, создававших застройку, реформировавших облик городов. Кроме того, практика проводится в действительно выдающихся с архитектурной и исторической точки зрения, местах, городах.

._8

._8_01

Рисунок 8. Эмоциональное окрашивание процесса, выбор объекта, его анализ.

Фото Л.Е. Баклыской

Погружение в проблемы профессионального сообщества. Знакомство с художниками, архитекторами, нередко имеющими заслуги перед сообществом, позволяет понять, как можно реализовать знания, получаемые в процессе обучения, в дальнейшей профессиональной деятельности. Тем более люди, которых притягивает общение на профессиональную тему, обычно оказываются очень увлеченными и могут дать полезные советы, оказывают влияние на мировозрение.

В ходе практики, когда привычная среда сменяется калейдоскопом впечатлений, меняется образ жизни, есть возможность увидеть другой образ жизни, услышать разнообразные точки зрения на проблемы не только архитектуры но и социальные, общественные, формируются новые патерны поведения, вырабатывается новый взгляд на многие вопросы, вопросы быта, в том числе. Всё это способствует взрослению личности, выработке способности принимать другие точки зрения, другие образы жизни. Возникает потребность разобраться в чужом мировоззрении и формируется собственное, чего трудно добиться оставаясь в привычной среде.

Постоянное общение со сверстниками, в эпоху всё большего эмоционального обезличивания, которое дает общение с помощью гаджетов и месенджеров, без возможности отслеживать невербальную реакцию собеседника, обедняет собственно восприятие людей. На выездной практике же, в режиме постоянного тесного совместного проживания, труднее оставаться безразличным к разнице привычек, образов жизни других людей, что, несомненно, ведет к большей социализации и пониманию различий и общностей человеческого восприятия и поведения, и конечно, воспитывает большую толерантность, умение конкурировать, тем более оценка и создание работ происходит в присутствии единомышленников (рисунок 9). Конкуренция и сотрудничество создают благоприятную среду для собственного развития студента, позволяют осознать собственные преимущества и недостатки, формируют самость, самоценность каждого, и способствуют принятию ценности другого.

.9

.9_01

Рисунок 9. Совместное творчество и наблюдение во время выездной практики.

Фото Л.Е. Баклыской

Кроме того, что выездная практика формирует более осознанное восприятие профессии, составных частей, компетенций обучающего процесса, способствует социализации и выработке коммуникативных качеств, она учит и таким важным личностным и социальным навыкам как ответственность, тайм-менеджмент, когда своевременное выполнение работы, ее качество лежит на исполнителе. Что, конечно, очень пригодится впоследствии, ведь умение прислушиваться к мнению других людей, способность вовремя и качественно выполнять поставленные задачи, облегчают коммуникацию с людьми, формируют позитивное мнение, делают сотрудника более конкурентоспособным.

Можно, конечно, много говорить, что учебная практика по рисунку и живописи это всего лишь обучение основам изобразительной деятельности, но именно взаимодействие со многими факторами на выездной практике, знакомство с другой средой, другой культурой, иной ментальностью, позволяет будущему архитектору понять, что архитектура и окружающая среда, не только средство удовлетворить базовые потребности в защите и удобстве, а и способ самовыражения, средство оказывать влияние на эмоциональный фон общества, возможность решать социальные, коммуникативные, экологические и многие другие проблемы [5]. И то, как решались и решаются эти вопросы, на примере выдающихся памятников человеческой мысли, способствует выработке более широкого взгляда на проблему и даёт пример решения общечеловеческих задач, а не только сугубо профессиональных и утилитарных[6]. Таким образом, кроме просветительской задачи и задачи формирования практических навыков рисунка и живописи, выездная практика, особенно в интересных, неординарных местах, позволяет развивать и воспитывать личность студента более многогранно и многомерно (рисунок 10).

Выводы. Учебные практики, проводимые в разных городах России и за рубежом (Италия, Франция, Чехия, Китай и Узбекистан), повышают качество профессиональных навыков будущих архитекторов и дизайнеров. Являясь продолжением учебного процесса вне стен ВУЗа, практическая подготовка развивает творческий потенциал учащихся [10, 11].

В течение выездной практики:

студент открывает исключительную возможность погружения в историю происхождения архитектуры разного времени.

проходит не только известные туристические маршруты, так же он заглядывает в редкие и необычные уголки России и зарубежья.

появляется возможность погрузиться и увидеть своими глазами объекты культурного наследия и запечатлеть их на бумаге с помощью рисунка или живописи.

увидеть другие точки зрения и возможности в проектировании и строительстве зданий, в обустройстве ландшафтных территорий.

опыт, который обучающийся получает в период выездной практики, является незаменимым и обязательным для самосовершенствования будущих архитекторов и дизайнеров.

._10.

Рисунок 10. У входа в Государственный Университет архитектуры Венеции IUAV.

Фото Л.Е. Баклыской

References
1. Travels in Architectural History: [veb-sait]. – URL: https://journal.eahn.org/articles/10.5334/ah.234 /(data obrashcheniya: 10.02.2021)
2. V kolonii russkikh pensionerov/Senator: Federal'nyi informatsionno-teoreticheskii zhurnal. – (data obrashcheniya 10.02.2021)
3. Stazhirovka v Berline: Berlin kak edinoe kul'turnoe prostranstvo: istoriya i sovremennost': [veb-sait]. – URL: https://spb.designschool.ru/mezhdunarodnyj-praktikum-v-berlineberlin-kak-edinoe-kulturnoe-prostranstvo-istoriya-i-sovremennost/ (data obrashcheniya: 10.02.2021)
4. Mario Botta: Architecture and Memory: [veb-sait]. – URL: https://www.archdaily.com/472903/mario-botta-architecture-and-memory (data obrashcheniya: 06.02.2021).
5. Ponomarev, R. E. Obrazovatel'noe prostranstvo: monografiya. – M.: MAKS Press, 2014. – 100 s.
6. Zadokhina M. B., Samsonova E.M. Vyezdnaya praktika po risunku i zhivopisi : ucheb. posobie / M. B. Zadokhina, E. M. Samsonova.-Khabarovsk: Izd-vo Tikhookean. gos. un-ta, 2017.-124 s.
7. Maslov N.Ya. Plener: Praktika po izobrazitel'nomu iskusstvu. Ucheb. posobie dlya studentov khudozh.-graf. fak. ped. in-tov. ,N.Ya.Maslov, – M.: Prosveshchenie, 1984.
8. P'yanykh A.S., Baklyskaya L.E. Osobennosti prokhozhdeniya proizvodstvennoi praktiki v zarubezhnoi kompanii//Novye idei novogo veka: materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii FAD TOGU. 2018.– T. 2. – S. 489-493.
9. Baklyskaya L.E. Rol' zarubezhnoi proizvodstvennoi praktiki v sisteme arkhitekturno-dizainerskogo obrazovaniya//Novye idei novogo veka: materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii FAD TOGU. 2016. – T. 2. – S. 399-403.
10. Pochemu praktika neobkhodima: primer odnoi poezdki v Torzhok: [veb-sait]. – URL: https://school.hse.ru/news/298877720.html – (data obrashcheniya: 10.02.2021)
11. Vyezdnaya praktika studentov RGGU: [veb-sait]. – URL: http://www2.rsuh.ru/print.html?id=1174. – (data obrashcheniya: 10.02.2021)
12. Ushkov V.I. Iz opyta raboty na vyezdnoi zhivopisno-graficheskoi praktike v Sankt-Peterburge// Regional'nye arkhitekturno-khudozhestvennye shkoly: sbornik statei Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. 2019. – № 1. – S. 265-268.
13. Risunok na letnei praktike : uchebnoe posobie / P. V. Baklyskii, E.V. Sashko, N.V. Goncharova, L. E. Baklyskaya. – Khabarovsk : Izd-vo Tikhokean. gos. un-ta, 2016. – 144 s.
14. Ignat'ev V.P., Alekseeva T.E., Bogushevich I.P. Osnovnye printsipy aktualizatsii Federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego obrazovaniya // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2019. – № 6.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29378 (data obrashcheniya: 20.02.2021).