Library
|
Your profile |
Culture and Art
Reference:
Kysylbaikova M.I., Khokholova I.S., Vasileva A.P.
The symbolic space of northern cities of the Sakha Republic (Yakutia) on the example of art objects
// Culture and Art.
2021. № 1.
P. 1-11.
DOI: 10.7256/2454-0625.2021.1.34823 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=34823
The symbolic space of northern cities of the Sakha Republic (Yakutia) on the example of art objects
DOI: 10.7256/2454-0625.2021.1.34823Received: 06-01-2021Published: 13-01-2021Abstract: This article examines the symbolic space of northern cities of the Sakha Republic (Yakutia), represented by art objects of modernity. The interpretation of landscape text, its symbolic transformation within the framework of transformations of the state structure contributes to broad understanding of territorial identity and determination of its new forms and projections. The authors consider the experience of Central Russia and Western cities. The article presents classification of art objects, murals and graffiti of the cities of Sakha Republic (Yakutia) by structural-semantic hierarchy in the monumental decorative art of urban space. Special attention is given to the bright examples with regional and local code components, as well to the objects created under the influence of Western culture. The novelty of this research consists the overview and analysis of the art objects of northern cities of the Sakha Republic (Yakutia) from the perspective of semiotic approach. The peculiarities of creation of art objects, their symbolism and meaning are determined. The author highlights the main flaws in the concept of creation of urban spaces in the North, as well as offers possible solutions to the questions of formation of favorable urban environment, taking into account seamless adaptation to time and place. Emphasis is made on the need for systemic approach in the search for own identity in erection of art objects, application of color and light, as well as on the need for functionality and environmental friendliness of art objects in northern cities of the Sakha Republic (Yakutia). Keywords: symbolic space, urban space, art object, identity, landscape, urban environment, symbol, northern city, regional component, sculptureThe reported study was funded by RFBR and EISR according to the research project №20-011-31324 «Symbolic space of the northern cities of the Republic of Sakha (Yakutia) in the context of socio-political processes»
Северные города России, представленные мультикультурным населением, сегодня нуждаются в комплексном системном изучении в современном контексте социальной жизни, городского и природного ландшафта. Исследователи рассматривают город как объект научного познания в виде пространственно-структурной формы социализации [6, 7, 10], имеющей свои характерные особенности. Особый интерес представляет динамика северных городов в постсоветское время, сегодня, когда произошли преобразования в социальной жизни, в умах людей, связанные с новым государственным устройством. Исследовательская стратегия статьи включает в себя «прочтение» ландшафтного текста северных городов Республики Саха (Якутия), деконструкцию его символов и значений как проекций территориальной идентичности. Символами выступают арт-объекты нового времени, как транслятор идентичности северных городов Республики Саха (Якутия). Жителям крупных мегаполисов, чтобы удовлетворить эстетический голод, не надо ходить далеко в музеи, улицы давно превратились в арт-галерею. Современные художники воплощают свои смелые идеи и рождают творения искусства не только в парках и предназначенной для этого территории, но и в тех местах, где случайный прохожий не ожидал увидеть свободу самовыражения - на улице, рядом с жилыми домами и порой на скучных стенах строительных объектов. Необычные предметы в виде памятников это скрытое обращение, послание в новой свободной форме, рожденное вдохновением современных художников, жителям и всем, кто непосредственно взаимодействует с городским пространством. Для того, чтобы адаптировать новое в условиях того или иного пространства, которое трансформируется и совершенствуется, важно грамотно декодировать и дать правильную интерпретацию этих предметов в рамках определённого контекста. Необычные предметы в терминологии современного искусства принято называть арт-объектами. Они призваны «вызывать различные эмоциональные реакции зрителя, заставлять его задуматься, под новым углом взглянуть на что-то обыденное», тем самым привлекать внимание, так как они отличаются «спонтанностью, импульсивностью, свободой». Это могут быть объекты, которые «представляет собой художественную и материальную ценность». Арт-объект может быть «условно бессмысленен, не эстетичен, странен, но в то же время, креативен и необычен», ведь художники в зависимости от своей фантазии и вдохновения используют различные материалы - стекло, глину, бумагу, дерево, металл и т.д. [7]. Опыт создания арт-объектов в нашей стране еще не получил широкого распространения [4]. Арт-объекты в малых городах имеют начальный этап своего становления. В изучении предметного мира в рамках семиотического подхода влияют множество факторов, в том числе общеисторический процесс. Данный подход позволяет различить предмет в его бытовом понимании и предмет в знаковой системе, где он является инструментом решения художественной задачи. «Смысловое и символическое прочтение одного и того же предмета может меняться в зависимости от культурного и коммуникационного пространства, в котором пребывает зритель» [1]. На основе обзора арт-объектов, муралов и граффити городов Республики Саха (Якутия) можно классифицировать их по структурно-смысловой иерархии в монументально-декоративном искусстве городского пространства: 1) арт-объекты под влиянием западного искусства (арт-объекты и муралы, возведенные в рамках Биеннале и др.). Например, металлическая скульптурная композиция «Горыныч (Дракоша), райские птицы и цветы» (г. Мирный), арт-объект в стиле поп-сюрреализма «Первобытный мираж», мурал «Пространство» (г. Якутск); 2) арт-объекты в духе постминимализма, символизма. Например, скульптуры «Дворник», «Не пили сук, на котором сидишь...», «Бык»», «Одуванчики» (г. Якутск), муралы «Счастливая семья», стрит-арт «Бегущие бриллианты» (г. Якутск), «Письмо любви» (г. Нерюнгри) и многие др. 3) арт-объекты с региональным и локальным кодами-компонентами: а) арт-объекты, с этническими компонентами: имеющее сакральное значение, Аал-Луук Мас – священное мифологическое дерево; б) ленд-арты в исполнении Центра компетенций по развитию городской среды РС (Я) «LETO» и др. Например, скульптура-скамья «Трилобит» (г. Покровск), скульптура «Кедровые фонари» (г. Ленск), скульптура «Верблюд» (г. Алдан), арт-объект «Белаз» с якутскими символами сэргэ, чорон (г. Нерюнгри), в) муралы, с этно и северными мотивами - «Музыка Полярной ночи» (г. Среднеколымск), «Ньургун Боотур и Кыыс Ньургун», «Аан Алахчын Хотун» (г. Якутск), «Гармония» (г. Ленск), «Кэт Марсден» (г. Вилюйск) и многие др. Одним из первых муралов и арт-объектов в городе Якутске являются арт-объекты, появившиеся под влиянием западной культуры в рамках Биеннале. Мурал «Чорон» был изображен итальянским художником на стене дома по ул. Ломоносова, 29/1. С цветовой гаммой автор не стал рисковать и использовал традиционные цвета. Но, изображение на чороне мамонта не совсем соотносится с самой философией духовной культуры народа саха. Художник пожелал изобразить на одном полотне самые узнаваемые бренд-коды образа территории Якутии как края вечной мерзлоты и метафоры Юга. Чорон – ритуальная посуда якутов, в которую наливают кумыс – священный напиток, связанный с небесными божествами. Чорон — это символ изобилия, счастья и богатства. Данный мурал и другие муралы, созданные одновременно и последовательно в рамках Биеннале российскими и зарубежными авторами, вызывают у местного населения «культурный шок». Причинами отторжения горожанами новых арт-объектов и муралов, созданных зарубежными исполнителями в рамках Биеннале, являются своего рода, провокация, несоответствие символики предметов и вещей, имеющих сакральное значение в якутской культуре или экспрессивность и чуждость. Как отмечает О.Л. Лейбович, «новые арт-объекты отторгаются множеством горожан по той причине, что они воспринимаются как покушение на мифологизированное прошлое и, одновременно, как образы отчужденной действительности, как порождение опасных социальных практик» [5]. К арт-объектам с региональным и локальным кодами-компонентами, с этническими мотивами, прежде всего, можно отнести Аал Луук мас. Память о юге, о южных корнях, в символике пространства в якутской культуре проявляется в виде деревянного прикладного искусства в возведении якутского мифологического дерева Аал-Луук Мас, имеющего сакральное значение и являющегося главным символом Ысыах. Аал Луук Мас является символом триединства мира, связующего три мира, где крона дерева символизирует Верхний мир, ствол – Средний мир и корни – Подземный мир. Далее к арт-объектам с региональным компонентом и локальным компонентом относятся ленд-арты, установленные в целях благоустройства в рамках комфортной городской среды в категории «Малые города», проведенные Центром компетенций по развитию городской среды РС (Я) «LETO». Идея фестиваля заключалась в создании арт-объектов с учетом традиций и культурного кода места, которые будут отражены в уникальных объектах ландшафта среды. Например, в г. Алдан в 2019 г. был установлен арт-объект – скульптура Верблюда, столь неожиданная инсталляция южного животного в просторах Крайнего Севера является исторически обоснованной, связанной с золотодобывающей промышленностью г. Алдана. В 20-30-е годы ХХ столетия верблюды перевозили золото и различные товары с юга. В холодных и суровых условиях Якутии караваны из этих животных сыграли ключевую роль, которые доставляли по якутской тайге и сопкам на своих горбах грузы из Невера в Алдан и уже больше не возвращались назад. Арт-объект выполнен в виде стилизованной фигуры верблюда, с подсветкой в темное время, украшенный лепестками их тонких металлических прутьев, как символ жизни и надежды. Соединенные в узор, листья представляют сплоченный народ. Белый цвет также символизирует жизнеутверждающее начало, символ мира и справедливости. Автором инсталляции является Афанасий Захаров. Арт-объект в форме трилобита был установлен в 2017 г. в г. Покровск в целях благоустройства в рамках комфортной городской среды в категории «Малые города». Отличительной чертой арт-объекта является его функциональность в виде скамьи. Скамейка-трилобит идёт с подсветкой и с подогревом. В него спокойно могут уместиться всего восемь человек. Трилобит – вымершее 270 миллионов лет назад животное. До сих пор его останки находят в Хангаласском улусе, центром которого является г. Покровск. В рамках республиканского фестиваля «LETO YAKUTIA» в Ленске в ноябре 2019 г создана инсталляция «Кедровые фонари». Автор арт-объекта — дизайнер Ольга Заводская. Инсталляция установлена в парке города среди хвойных деревьев, поэтому идея автора остановилась на "Кедровые шишки", которые светятся в ночное время. Идея автора заключалась в том, чтобы аккуратно вписать объект в пространство в форме кедровых орехов, и использовать при этом материалы с отражающей поверхностью, чтобы передать пространство кедрового леса в контрасте с футуристическими элементами. Несомненно, одним из интересных и необычных примеров объектов городского символического пространства является скульптура «Одуванчики. Три грации», которая была создана на основе известной картины Андрея Васильевича Чикачева – живописца, заслуженного деятеля искусств РС(Я), члена Союза Художников России. Чикачев является свободным художником, его произведения находятся в музеях и частных коллекциях США, Великобритании, Канады, Южной Кореи, Германии, Японии, Якутии и России. Сама картина в составе персональной выставки художника экспонировалась в Якутске, Москве, в Музее-усадьбе Льва Толстого «Ясная Поляна». Данное произведение демонстрирует фигуры детей, три девочки, играющие на заборе и маленького мальчика, который по нужде стоит спиной у столба. Скульптура символизирует счастливое и беззаботное детство. Основа всей композиции - одуванчики, которые украшают головку одной девочки в виде веночка и сплетенные в букете на руках у другой, являются символом солнца и лета, олицетворяют радость жизни, а фигуры детей изображают непосредственность, движение и естественность. Все это вместе нацелено пробудить в каждом зрителе безусловно позитивное светлое чувство. Скульпторы Николай Чоччасов и Шолбан Тарачи сумели передать светлую энергетику, которую излучает поистине магическая картина Андрея Чикачева. Скульптурная композиция была изготовлена по заказу Международного детского фонда «Дети Саха-Азия» и является подарком городу в честь 20-летия фонда для укрепления и поддержания в сознании у якутян семейных ценностей [13]. Торжественное открытие состоялось 19 ноября 2013 года в здании Дворца детства. Идея создания скульптурной композиции была предложена исполнительным директором МДФ «Дети Саха-Азия» Ольгой Михайловной Андросовой, а попечительский совет фонда поддержал данную инициативу. Глубоко символично, что 1 июня, в День защиты детей, композицию переместили на площадку перед корпусами Дворца детства. Следующий необычный объект с непривычным названием расположен в центре города Якутска по улице Орджоникидзе. Скульптура носит название и воплощает идею русской народной пословицы «Не пили сук, на котором сидишь...». Интересно отметить, что подобный необычный памятник также находится в г. Амстердам. Это невысокое дерево, на котором сидит фигура из бронзы с довольно грустным лицом и с пилой на правой руке. Пилить или рубить сук, на котором сидишь, по народной трактовке означает вредить самому себе своими же действиями. Помнить об осознанности и ответственности в своих поступках, не поддаваясь инертности - эта мысль должна найти отражение в коллективном сознании жителей и стать стереотипным символом. Действие героя также призывает к бережному отношению к окружающей среде и, стоить отметить, что призыв особенно актуален в свете произошедших массовых лесных пожаров летом 2020 г. На территории многих муниципальных районов до поздней осени сохранялась чрезвычайная пожарная опасность, и по республике отмечалась высокая степень задымленности. Сегодня люди действительно стали больше думать об экологии, но не до конца готовы начать с самого себя и ограничивать потребление. Сейчас в городское пространство все больше стали внедряться работы зарубежных художников, что, с одной стороны, свидетельствует о тенденции развития современного городского искусства. С другой стороны, по мнению П.Е. Шугурова, произведения городского искусства становятся своего рода аттракционом в рамках тенденции потребления с призывом к индивидуализации каждого отдельного потребителя. Если в досоветский период наблюдалась вторичность авторства перед выражением коллективного сознания, то в советский период это рассматривалось как форма пропаганды массовой культуры. Сегодня же в условиях трансформаций социальных отношений стали появляться «произведения-игрушки, индивидуально воспринимаемые горожанами» [8]. В 2018 году известный испанский уличный художник Сан Мигель Окуда, вдохновившись якутской мифологией, создал арт-объект «Первобытный мираж», проект был создан в рамках V Международной якутской биеннале современного искусства BY-18, курируемый московским объединением «АРТМОССФЕРА» - агентом поддержки и развития уличного искусства в России. Данное произведение демонстрирует 4-х метровый паблик арт-объект в необычном радужном цвете в виде головы из стали с длинными острыми шипами сверху. Палитра красок, «звездное небо» в глазах, геометрический формат фигуры – все это призывает к выходу из зоны комфорта, свободомыслию, а сам образ представляет собой некий космический объект, несущий своего рода послание из будущего, хотя идея художника заключалась в изображении «первобытного Человека вне оков цивилизации, выступающего цельной и свободной личностью» [14]. Проект был установлен на набережной озера Сайсары рядом со Спортивным комплексом «Триумф», однако в 2019 году скульптуру перевезли на территорию Национального художественного музея на улице Кирова. По мнению СМИ, демонтаж скульптуры был по инициативе народного депутата. Работа известного зарубежного художника, который представлял свои проекты в Москве, Нью-Йорке, Токио, Лондоне, Берлине, Париже, несомненно произвела впечатление на публику, и многие выразили протест на перемещение скульптуры. Здесь следует отметить, что «художественная идея городского искусства в меньшей степени зависит от авторского замысла, чем от изменения контекста и рефлексии публики» [8]. Среди «свежих» арт-объектов весьма уникальным можно считать композицию «Здесь был!..», расположенный на территории современного мультимедийного исторического парка «Россия – моя история». Данный проект является победителем в конкурсе «Культурный след», организованного фондом «Живая классика». Историческое прошлое зафиксировано в памятной стеле, где сделано 29 графических надписей о знаменитых людях, которые когда-либо побывали в Якутии и прославили не только Якутию, но и всю Арктику и Россию - геологи, писатели, поэты, ученые, космонавты; на стеле нанесены их автографы и цитаты о Якутии. Композиция является порталом в историю республики, ведь прямо в постаменте встроен QR-код, и каждый посетитель может навести на код и открыть сайт, где авторы разместили подробную информацию о знаменитых людях, которые когда-либо посещали Якутию. «Композиция представляет собой стилизованное северное сияние, где вместо вспышек – имена и фамилии известных людей. В тёмное время суток его будет украшать специальная подсветка» [15]. Арт-объект станет не только местом посещения жителей города и его гостей, но на его территории планируют проводить городские фестивали и образовательные экскурсии. Изучив символическое пространство северных городов Республики Саха (Якутия), представленное арт-объектами, и изучив опыт других городов, преимущественно, центральной России и западных городов, нами выявлены основные недостатки в проектировании и строительстве городских пространств Севера и предложены подходы или пути для создания комфортной городской среды, отвечающей эстетическим запросам современного общества. Во-первых, необходим концептуальный системный подход в поиске собственной идентичности в возведении арт-объектов. Образный подход, айдентика и региональная идентичность городов национальных республик для развития территорий и создания среды, отвечающей эстетическим запросам современного общества нами, рассматривается как одна из ключевых. Имидж города – это важный инструмент управления его развитием, от которого зависит конкурентоспособность города и его привлекательность для посещения туристами. Идея фестиваля, проведенная Центром компетенций по развитию городской среды РС (Я) «LETO», заключавшееся в создании арт-объектов с учетом традиций и культурного кода места, отраженная в уникальных объектах ландшафта среды, безусловно, является направленной на акцентирования определенной специфики ландшафта и экологичного подхода с использованием современных материалов и технологий. Но, пока имеет начальный этап в создании городской среды. Мы предлагаем учитывать территориальные особенности Республики Саха (Якутия) в системном подходе для создания городской среды для тех или иных городов, имеющих свою историю, градообразующую составляющую и ландшафтные особенности. Исходя из особенностей северных городов, их символического пространства на основе памятников и степени выраженности их общих признаков, нами выявлены следующие районы: 1) город Якутск; 2) старинные города – Вилюйск, Олекминск, Среднеколымск и Верхоянск; 3) промышленные города – Мирный, Удачный, Ленск, Нерюнгри, Нюрба и Покровск; 4) северные города – Среднеколымск и Верхоянск. Город Якутск отличается многослойностью культур. Старинные города являются одними из первых, образованными казаками, главной задачей которых было освоение Севера, привнесшими христианизацию и свои традиции. В северных городах преобладает образ места памяти политссыльных в царское время, внесших вклад в культурное и просветительское развитие региона. Промышленные города связаны с изучением и освоением природных ресурсов Севера, образованием промышленностей: алмазной – в Мирном, Удачном и Нюрбе, золотодобывающей – в Алдане, угольной – в Нерюнгри, нефтегазодобывающей – Ленск, строительных материалов – Покровск. При создании городской среды необходимо учитывать историю и традиции народов, населяющих национальную республику, в том числе жителей автохтонной культуры, которые образуют этническую и аутентичную уникальность северного ландшафта. Во-вторых, это необходимость использования цвета и света для создания благоприятных комфортных условий в городской среде, что безусловно, не хватает в символическом городском пространстве северных городов Республики Саха (Якутия). В условиях Севера, где в течение шести месяцев длится зима, использование цвета и света в городском пространстве играет одну из ключевых ролей. Основной проблемой, как считают респонденты нашего опроса, является отсутствие света и цвета в темное время суток зимой. Цвет и свет кроме эстетической функции несут и прагматическую функцию освещения и комфорта в городской среде. Как отмечают У. Кларен, К. Фриделл Антер и Г. Арнкил, «человеческое восприятие света и цвета формируется под влиянием многих источников: культурного контекста, непосредственно окружающего мира, особенностей познавательной деятельности» [3]. Здесь примером мог бы послужить опыт использования цвета и света в символике городского пространства г. Монреаль Канады, где также характерны северные природно-климатические особенности, мультикультурность, где сосуществуют автохтонная культура и европейская культура, являющиеся общими признаками, объединяющие Канаду и Крайний Север России. Безусловно, Монреаль обыкновенно занимает самые высокие места в рейтинге самых удобных для жизни городов в мире. Журнал Monocle Magazine назвал город «культурной столицей Канады», а недавно ЮНЕСКО назвало Монреаль городом дизайна. Городское пространство в контексте цветосимволики г. Монреаля изучается известными современными исследователями Л. Амлен, Д. Шартье и др., в контексте нарративного дискурса, «сетевого дискурса» (у Шартье) для изучения «Севера» как симбиоза нескольких культур инуитской, скандинавской, индейцев Америки и европейской. Согласно Д. Шартье, цветами, представляющими Север, являются северное сияние, недостаток и переизбыток солнечного света из-за ослепляющего снега, нескончаемая ночь, полуденное солнце и полярная звезда, но на Севере все меньше цветовой гаммы присутствует в декоре и пространстве, преобладают пастельные цвета, синий, оранжевый, что означает присутствие человека, но в основном в символике Севера доминирует белый цвет, поглощая все вокруг себя [11]. Холод, туман и постоянный белый цвет они вызывают стресс у воспринимающего, кто окружен этими явлениями. Но, сегодня город Монреаль представляет современный город, где в символике городского пространства отражается микст культур, различная цветосимволика, выраженная в инсталляциях в зимнем Монреале как маркер мощной современной инженерно-технической мысли. В западных странах, и в последнее время, в центральных городах России появляются светодиодные прожекторы, дюралайты, которыми освещается и преображается городское пространство. «Как известно, визуальная среда, характер ее насыщенности зрительными элементами оказывает сильное воздействие на психофизиологическое состояние человека, находящегося в городе» [2]. С помощью такой игры света и цветов оживает городское пространство, восприятие холодной зимы, «зимости» становится гораздо «мягче» и менее вызывающей стресс. В-третьих, это необходимость в функциональности и экологичности арт-объектов северных городов Республики Саха (Якутия). Многие арт-объекты северных городов представлены скульптурными формами или композициями в виде муралов и граффити, требующих небольших финансовых затрат, для создания кратковременного эстетического эффекта для восприятия горожанами. Некоторые инсталляции, установленные в рамках фестиваля «LETO YAKUTIA», отвечают частично современным требованиям экологичности с использованием инновационных материалов и технологий. Функциональность арт-объекта заключается в его применении в виде зарядного устройства для мобильных телефонов, интернет- карты, рекламного носителя и т.д. Использование в строительстве арт-объектов экологичных, инновационных материалов и технологий, в том числе применение природной энергии (солнца, ветра, движений человека - тактильность) для создания различных эффектов, освещения или зарядки устройство. Проблемы экологичности и формирования экологичного мировоззрения поднимаются в статье Курочкина В. А. [4] на примере города Екатеринбург. Автором изучены опыты зарубежных стран, как Великобритания, Финляндия и др. страны. Физическое состояние городского художественного произведения «отражает современное коллективное мировоззрение, присутствие, настроение или отсутствие общественного диалога», тем самым в тот или иной период времени оно позволяет определить «общую атмосферу общественной жизни и социокультурный фон» [8]. В современном мире в условиях глобализации происходит стандартизация городских социальных пространств, что приводит к стиранию локальных идентичностей [12]. Места памяти способствуют формированию представлений, создается нарратив, связанный с событиями, которые символизируют те или иные мемориальные комплексы. Их осмысление и обобщение дает глубокое понимание пространственной идентичности жителей, важно их сохранение и дальнейшая передача будущему поколению всего накопленного опыта, представлений о прошлом, истории народа, хранящейся в памяти жителей региона. References
1. Grigor'eva D.A. Semioticheskii podkhod k issledovaniyu predmetnogo mira v iskusstve // Aktual'nye problemy teorii i istorii iskusstva. – 2016. № 6. – S. 755-764.
2. Enyutina E.D. Osobennosti khudozhestvennogo podkhoda k formirovaniyu sovremennoi gorodskoi sredy. Avtoref. na soisk. uch.step. kand. arkhitektury. Nizhnii-Novgorod, 2015. 3. Klaren U., Fridell Anter K., Arnkil G. Urovni vospriyatiya tsveta i sveta / Tsvet v prostranstve goroda. Pod red. Yu. A. Griber. – Smolensk: izdatel'stvo Smolenskogo gosudarstvennogo universiteta, 2015. – S. 12. 4. Kurochkin V.A. Ekologicheskaya tematika v gorodskom art-dizaine / V.A. Kurochkin // Arkhitekton: izvestiya vuzov.-№ 42. – S. 174-184. 5. Leibovich O.L. Simvolicheskoe prostranstvo bol'shogo goroda // Vestnik Permskogo nauchnogo tsentra. – 2012. №2. – S. 56-62. 6. Pirogov S.V. Gorod kak fenomen kul'tury: kognitivnyi podkhod / S.V. Pirogov // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie. – 2011.-№ 2. – S. 31-37. 7. Ses N.A. Art-ob''ekt kak spetsifichnaya khudozhestvennaya forma / N.A. Ses, A.N. Shchirova // Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. – 2012. Vyp. 5. – S. 23-24. 8. Shugurov P.E. Sotsiokul'turnaya dinamika gorodskogo iskusstva v Rossii na primere g. Vladivostoka : avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya: 24.00.01 / P.E. Shugurov.-Vladivostok, 2019.-24 s. 9. Chernikova V.V. Simvolicheskoe prostranstvo regional'noi identichnosti / V.V. Chernikova // Vestnik VGU. Seriya: Istoriya. Politologiya. Sotsiologiya. – 2014.-№ 4. – S. 141-145. 10. Badita A. Urban image analysis through visual surveys. Craiova City (Romania) as a case study / A. Badita, L. Popescu // Forum geographic. – 2012. – Vol. XI. – Issue 2. – P. 223-228. 11. Chartier D. Couleurs, lumières, vacuités et autres éléments discursifs. La couleur blanche, signe du Nord / Couleurs et lumières du Nord. Actes du colloque international en littérature, cinema, arts plastiques et visuels. Stockholm, 2006, 22-30 pp. 12. Robins K. Prisoners of the City: Whatever Can a Postmodern City Be? // Carter E., Donald J. and Squires J. (eds.) Space and Place: Theories of Identity and Location. London: Lawrence & Wishart, 1993. 13. «Oduvanchiki. Tri gratsii» simvol schastlivogo detstva. K 20letiyu MDF «Deti SakhaAziya» // https://deti.sakha.gov.ru/news/front/view/id/2690903 14. «Pervobytnyi mirazh» v Yakutske // http://totalarch.com/primaeval_mirage_okuda 15. V Yakutske poyavilsya novyi art-ob''ekt «Zdes' byl!..» https://yakutia-daily.ru/v-yakutske-poyavilsya-neobychnyj-art-obekt-zdes-byl/ |