Library
|
Your profile |
History magazine - researches
Reference:
Bogdanov V.P.
Early printed books of the library of the Church of Praise of the Mother of God in Orel-Gorodok (village of Orlinskoe) in the XVIII-XX centuries
// History magazine - researches.
2021. № 1.
P. 137-150.
DOI: 10.7256/2454-0609.2021.1.34692 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=34692
Early printed books of the library of the Church of Praise of the Mother of God in Orel-Gorodok (village of Orlinskoe) in the XVIII-XX centuries
DOI: 10.7256/2454-0609.2021.1.34692Received: 21-12-2020Published: 23-03-2021Abstract: This article is dedicated to parish libraries of the XVIII-XIX centuries. The author examines the library acquisition and functionality throughout the centuries. The subject of this research is the library of the Church of Praise of the Mother of God in Orel-Gorodok (in the XIX century – the village of Orlinskoe, currently the town of Orel, Perm Krai). Located in the administrative center of the vast Stroganov’s estates, in the XVII – early XVIII centuries the church was under the patronage of the prominent family, which is reflected in numerous book contributions. Later on, the clergy of parish and parishioners took charge of the church. Among them are the clergy dynasties of Gorbunov, Korovin, Smyshlyaev, etc., as well as peasants. The library collection was constantly changing; 12 out of 62 books were removed from during the XVII – XVIII centuries. By the end of the XIX century (based on handwriting of the note), the collection of the church library contained no fewer than 33 books: No. 33 is the highest number identified on the books that previously belonged to this church. It is worth noting that 33 (53%) were attributed to liturgical publications, 25 (40%) – educational books, 3 (5%) – Holy Scripture, and 1 (2%) – legislative normative texts. Despite the fact that the oldest books were removed from the church library, the early printed books were preserved in its collection up to the end of the XX century. Keywords: Church, library, Stroganovs, Smyshlyaevs, old printed editions, Cyrillic books, book contributions, clergy, existence, storageОб информационном потенциале записей на книгах в историографии сказано много [см., например: 15]. В первую очередь, они используются для изучения книжной культуры, т.к. наглядно демонстрируют процесс бытования книг. Есть опыт реконструкции на их основе монастырских собраний, существовавших в прошлом [8]. В данной статье остановимся о перспективах в изучении приходских библиотек. Важность значения церковных библиотек в культуре неоднократно отмечалось. Соответствующие разделы есть в монография С.П. Лупова, В.П. Сапунова и др. [12, 13, 14] Относительно недавно вышла статья А.А. Красикова, напрямую посвященная приходским библиотекам [11]. Авторов, как правило, привлекают такие источники, как разного рода описи -т.е. элементы приходского делопроизводства. При этом, насколько известно, не предпринималось опыта реконструкции библиотек по записям (вкладным, владельческим, библиографическим) на сохранившихся книжных экземплярах, некогда входивших в те или иные церковные библиотеки, а имеющийся опыт опять же касается именно крупных монастырских собраний. То, что церковные библиотеки вплоть до XX в. были сосредоточием культурных ценностей, в том числе –и старопечатных кириллических изданий, было показано нами ранее [3]. В задачи настоящей работы входят: попытка реконструкции состава приходских общинных библиотек (по записям, по штампам и другим библиографическим отметкам) на предмет бытования старопечатных кириллических изданий, а также, по возможности, особенностей их функционирования. В основу работы легла база данных записей на экземплярах старопечатных кириллических изданий (датированные записи охватывают период с 1575 по 2008 г. [5]), сформированная по информации каталогов, подготовленных в 1980-х -2010-х гг. археографами Московского университета. В предлагаемой статье привлекались, главным образом, материалы Пермского собрания [9, 10]. Поскольку наибольшее число записей приходится на церковь Похвалы Пресвятой Богородицы, находившейся в центре управления владений семейства Строгановых -Орле-городке (в XIX в. этот населенный пункт стал селом Орлинским), -то выбрана была именно её библиотека. Некоторое время назад автору этих строк приходилось касаться сюжета приходской библиотеки -на примере церкви Богоявления г. Соликамска и деятельности династии священнослужителей Белозеровых [4]. В предлагаемой статье применена та же методика, что и в предыдущем случае: выявление в базе данных записей с наличием определенных слов и словосочетаний (в предыдущей статье –всё, что связано с Белозеровыми, в этом –всё, что связано с церковью похвалы в Орле-городке/селе Орлинском). Анализ записей с упоминанием одной церкви поможет проследить, как именно эти ценности попадали в неё и как они хранились на протяжении столетий. В результате удастся получить некую модель: функционирование приходской библиотеки. В этом случае могут быть привлечены записи самого разного характера: от сведений о купле-продаже или владении до библиографических помет, сделанных в момент их пребывания в составе церковных библиотек (в базе данных они составили, главным образом, обширную категорию «судьба книги»). Комплектование библиотеки церкви Похвалы Пресвятой Богородицы Орла-городка (с. Орлинского)
К сожалению, о ранней истории церкви Похвалы Пресвятой Богородицы сведений не найдено. Основное внимание историками уделено периоду с 1735 г., когда было построено современное здание церкви. Однако история храма началась гораздо раньше. Даже в упомянутой базе данных первый вклад в Церковь Похвалы датируется 1612 г. А в 1752 г. «соборный храм» был перенесен в церковь в Новом Усолье. Как будет показано дальше, часть книг из церкви Похвалы была также перенесена в новый собор. Всего в базе данных выявлено 62 книги, принадлежавших церкви Похвалы в Орле-городке, при этом число записей, зафиксированное на них 103 (при этом повторные записи одного времени не учитывались). Всё это позволяет достаточно подробно проследить историю данного собрания. В 1612 г. в соборную библиотеку Никита Григорьевич Строганов вложил книгу «Устав (Око церковное)» (М.: Печ-к А.М. Радишевский, 1610) [10. № 26]. В дальнейшем дело обеспечения храма книгами продолжит внучатый племянник Н.Г. Строганова –Григорий Дмитриевич. Известно, по крайней мере, 24 вклада, совершенных им в церкви Похвалы Орла-городка. В 1674 г. он, вместе с матерью, Анной Ивановной вложил в церковь круг служебных миней, из которых в базе данных фигурирует пять: Минеи служебные на октябрь, ноябрь, май, июнь, июль (М.: Печ. двор, 1645 – 1646) [10. № 137, 139, 143, 145, 146]. В 1681 г. Г.Д. Строганов вложил в церковь Похвалы «Триодь цветную» (М.: Печ. двор, 1680) [10. № 256]. Ещё через несколько лет -в 1685/86 г. - книгу «Апостол» (М.: Печ. двор, 1684) [10. № 276]. В 1692 г. произошел крупнейший обмен книг. Минеи 1640-х гг., вложенные им вместе с матерью, были перенесены в церковь Успения Пресвятой Богородицы в том же в Орле-городке. Вместо них в церковь Похвалы были переданы Минеи 1690-х гг. издания: - Минея служебная, сентябрь. - М.: Печ. двор, 1690 [10. № 286]; - Минея служебная, ноябрь. -М.: Печ. двор, 1690 [10. № 289]; - Минея служебная, февраль. -М.: Печ. двор, 1690 [10. № 290]; - Минея служебная, январь. -М.: Печ. двор, 1691 [10. 2003. № 293]; - Минея служебная, март. -М.: Печ. двор, 1691 [10. № 295]; - Минея служебная, апрель. -М.: Печ. двор, 1691 [10. № 297]; - Минея служебная, май. -М.: Печ. двор, 1691 [10. № 299]; - Минея служебная, июнь. -М.: Печ. двор, 1691 [10. № 301]; - Минея служебная, июль. -М.: Печ. двор, 1691 [10. № 302]; - Минея служебная, август. -М.: Печ. двор, 1691 [10. № 303]. К этому же перечню следует добавить и ещё одну книгу литургического характера: - Триодь Постная. -М.: Печ. двор, 1678 [10. № 249]. Триодь цветная, как было показано, была вложена за 10 лет до этого. Кроме Миней, Строгановым были вложены чительные книги: - История о Варлааме и Иоасафе. - М.: Тип. Верхняя, 1680 [10. № 259]; - Симеон Полоцкий. Обед душевный. - М.: Тип. Верхняя, 1681 [10. № 262]; - Симеон Полоцкий. Вечеря душевная. -М.: Тип. Верхняя, 1683 [10. № 274]; - Лазарь (Баранович). Меч д(у)ховный. -Киев: Тип. Печер. лавры, 1666 [10. № 220]; - Иоанн Златоуст. Беседы на евангелиста Иоанна. -М.: Печ. двор, 1665 [10. № 217]; - Иоанн Златоуст. Беседы на деяния Апостолов. - Киев: Тип. Печер. лавры, 1624 [10. № 47]. Впрочем, на этом книжные вклады в церковь в базе данных больше не фиксируются. В 1754 г. по приказу сына Г.Д. Строганова, Николая Григорьевича, из церкви Похвалы были изъяты и переданы в «Новоусольский Спасский собор»: - Иоанн Златоуст. Беседы на 14 посланий Ап. Павла. -Киев: Тип. Печер. лавры, 1623 [10. № 43]; - Иоанн Златоуст. Беседы на деяния Апостолов. - Киев: Тип. Печер. лавры, 1624 [10. № 47]; - Лазарь (Баранович). Меч д(у)ховный. -Киев: Тип. Печер. лавры, 1666 [10. № 219]; - Иоанн Златоуст. Беседы на евангелиста Иоанна. -М.: Печ. двор, 1665 [10. № 217]; - История о Варлааме и Иоасафе. - М.: Тип. Верхняя, 1680 [10. № 259]; - Симеон Полоцкий. Обед душевный. М.: Тип. Верхняя, 1681 [10. № 262]; Записи, упоминающие вклад 1754 г., были сделаны позже –в 1762 г.; в одном случае: История о Варлааме и Иоасафе (М.: Тип. Верхняя, 1680) [10. № 259] - фигурируют даже две даты. На этом участие Строгановых в судьбе библиотеки церкви Похвалы (впрочем, как и библиотек других церквей) заканчивается. Дальше речь идет о комплектовании силами причта и прихода. Под 1751 г. встречаем следующую запись: «Сия книга глаголемая общая Минея Wрла Городка Похвалской Богородской Ц<е>ркви казенная 1751 году м<е>с<я>ца июлия 12 числа» (Минея общая. - М.: Синод. тип., 1743 [9. № 143]). В более поздней записи на том же экземпляре читаем: «Сия книга села Орла городтка (!) Похвалы Богородицы называемая Общая Минея, куплена на церковные денги... 1800-го года». На основании этого можно констатировать, что в 1751 г. (или немногим ранее –выход книги относится к 1743 г.) «Минея общая» была приобретена на средства церкви. В 1781 г. была куплена присланная из «духовного правления» первая часть книги «Пролог» (М.: Синод. тип., 1779 [9. № 404]). Причем отдано за книгу было отдано «рубль пятьдесятъ копеекъ». Известно также, что в 1787 г. были приобретена книга Игнатия Богоносца: Игнатий Богоносец. Послания / Пер. Амвросий (Зертис-Каменский). - М.: Синод. тип., 1784 [9. № 467]). Примечателен случай приобретения книги для церковной библиотеки у частного лица. В 1790 г. была куплена «у вдовы Федосьи Ивановой Косачевы» книга С. Яворского «Камень веры» (М.: Синод. тип., 1729 [9. № 113]). В 1800 г. «на церковные деньги» была куплена «Минея общая» (М.: Синод. тип., 1743 [9. № 143]). В XVIII в., правда, не ясно в какой именно год, была приобретена ещё одна книга: «Краткия поучения о главнейших спасительных догматах веры» (Изд. 2-е. - М.: Синод. тип., 1785 [9. № 475]). При этом в записи мы читаем: «Въ село Орлинское цена 2 рубля 37 к». Т.е., скорее всего, эта книга также была прислана из «духовного правления», как и Пролог. Известно также, что в XVIII в. книга «Устав», вложенная в 1612 г. Н.Г. Строгановым (Устав, Око церковное. -М.: Печ-к А.М. Радишевский, 1610 [10. № 26]), была продана старостой церкви Владимиром Десятым за два рубля с полтиной. Т.е. налицо продажа церковного имущества. Возможно, на вырученные средства были куплены новые книги. Состав библиотеки
В этом плане, с методической точки зрения, важно наблюдение, сделанное В.Б. Сапуновым (и повторенное А.Б. Постниковым), каков набор необходимых изданий должен быть в каждой церкви [16; 17]:
Не совсем понятно, что В.Б. Сапунов и А.Б. Постников подразумевают под некоторыми названиями (например, Трефологион –это и есть «Минея праздничная»). В свою очередь, «стихеры двунадесятым праздникам» помещены в Триодях постной и цветной. Соответственно, отдельного издания Стихер в церковной библиотеке может и не быть. Во всяком случае, отдельного издания в XVI – XVIII вв. нами не обнаружено. Насчёт обязательности «Трезвона» также можно поспорить, т.к. их тексты имеются и в других книгах. Что касается Синодика, то это уникальная книга, в каждой церкви она должна быть отдельная, т.к. в неё вписываются имена лиц, которые заслуживают особого поминовения в конкретной церкви. Соответственно, синодики, как правило, рукописные. По большому счету, и выше приведенные «спорные» книги также могут находится в церковной библиотеке в рукописном варианте. Т.е. они могут составляться членами причта для удобства богослужения. В связи с этим, последние четыре книги в левом столбце выделены курсивом, т.к., на наш взгляд, их нахождение в церковной библиотеке (во всяком случае в печатном виде) вряд ли обязательно. Таким образом, список обязательных наименований для печатных изданий, которые должны находится в церкви, оставляет не 22 (как это значится у Сапунова и Постникова), а 18. Из них 11 оказались представлены в библиотеке церкви Похвалы изданиями XVII – XVIII вв. Возможно, остальные пока не выявлены или были представлены изданиями более позднего времени. Однако обращает на себя внимание наличие ряда книг, которые не обозначены в списке Б.В. Сапунова и А.Б. Постникова. Например, «Канонник» (М.: Печ. двор, 1636 [10. № 93]), «Новый завет» (М.: Синод. Тип., 1725 [9. № 104]), «Новый Завет» (М.: Синод. Тип., 1738 [9. № 134]), отдельные службы: Служба Димитрию Ростовскому (М.: Синод. тип., 1759 [9. № 245]), Служба архистратигу Михаилу (М.: Синод. Тип., 1765 [9. № 306]). Кроме того, нельзя не обратить внимание на большую долю чительных книг, который, конечно, в каждой библиотеке может сильно варьироваться. Однако в библиотеке церкви Похвалы список чительной литературы (включая переводы западно-европейских авторов) очень большой. Важно также отметить наличие изданий переводной литературы. В частности, книги кардинала Р. Беллармина. Конечно, в XVIII – XIX вв. ещё не закончился процесс его беатификации и канонизации католической церковью (завершился лишь в XX в., после чего он стал считаться 33-м Учителей католической церкви), но он всегда был апологетом именно западного христианства [см. о нем: 18]. При этом в церкви Похвалы имелось по крайней мере два экземпляра его сочинений. Теперь несколько слов о полноте и изменении состава библиотеки церкви Похвалы. Всего выявлено 62 книги, в разное время принадлежавших библиотеки церкви Похвалы в Орле-городке. При этом 12 из выявленных экземпляров в разное время были изъяты из неё: проданы (как Устав 1610 г.) или перенесены в другие церкви (Успения Богородицы в Орле-городке в 1692 г. или новоуслольский спасский собор в 1754 г.). При этом в XIX в. (судя по почерку) в церковной библиотеке было минимум 33 экземпляра. «№ 33» -самый большой из выявленных в записях номеров. 62 экземпляра, принадлежавших библиотеке церкви Похвалы, можно отнести к следующим типам: 33 (53%) принадлежат к литургическим изданиям, 25 (40%) -к чительным книгам, 3 (5%) -к Писанию и 1 (2%) -к законодательно-нормативным. Немного удивляет относительно небольшой процент изданий с текстом Писания. Эта статистика несколько отличается от той, что мы получили некоторое время назад на основе книг, записи на которых содержат упоминание о священнослужителях Белозёровых, мы установили некоторое время назад. В ней из 34 изданий 22 (64%) относились к категории «чительных», 10 — к «литургическим» (29%), по 1 — к Писанию и 1 — к «учебным» (по 3,5%) [4]. Подобное несовпадение объясняется тем, что записи Белозеровых охватывали только часть книг: книг, которые в момент нахождения их на службе при церкви попадали (в первую очередь через вклады) в библиотеку церкви. Примечательно, что почти половина книг -30 –были изданы в XVII в. При этом наиболее старые экземпляры были уже к середине XVIII в. перенесены в другую церковь. Интересно, что переносу подверглись дониконовские издания: в 1692 г. они были перенесены по указу Г.Д. Строганова «к церкви Успения пресвятыя Богородицы с пределы», а в 1754 г. по указу его сына –«в Новоусольскои Спаскои соборъ» (Спасо-Преображенский собор в Новом Усолье). Последнее изъятие связано с тем, что соборная церковь была перенесена в Новое Усолье в 1752 г. [19]. Как известно, в Ростово-Ярославском крае в середине XVIII в. проводилась политика изъятия дониконовских изданий из процесса богослужения [8]. В Пермском крае, как мы видим, они продолжали функционировать и далее. Так на переданных в Новоусольский собор книгах есть записи подтверждающие нахождение там вплоть до второй половины XIX в.: «Сия книга Ново-Усольскаго Спасо-Преображенскаго собора. Подписана при составлении новой описи въ октябре месяце 1868 года» (Иоанн Златоуст. Беседы на 14 посланий Ап. Павла. -Киев: Тип. Печер. лавры, 1623 [Пермь, 2003. № 43]). Хранение книг
Впрочем, больше сведений о комплектовании библиотеки церкви Похвалы на экземплярах не выявлено. Все последующие записи фиксируют информацию о функционировании самой библиотеки. Ряд записей содержат сведения о переплете. В 1845 г. была переплетена книга Пролог (Ч. 1. Сентябрь – февраль. -М.: Печ. двор, 1718 [9. № 79]), в 1846 г. - Триодь постная (М.: Печ. двор, 1704 [9. № 33]. Первое освидетельствование книг библиотеки относится к 1774 г. Запись неизвестного лица гласит: «Сия книга глаголемая Общая менея Орла городка Похвалскои Богородскои церкви 1774 года подписал своеручно маия 20го дня» (Минея общая с праздничной. -М.: Печ. двор, 1706 [9. № 55]). Вряд ли речь идет о приобретении книги, т.к. дата выхода и дата записи сильно отстоят друг от друга. В 1825 г. произошло освидетельствование книги И. Ильинского «Симфония…» (Ильинский Иоанн. Симфония или согласие на четвероевангелие и деяния апостолов. - М.: Синод. тип., 1761 [9. № 252]). При этом значится, что «Подписал некто изъ церьковнослужителей 1825-го года № 26-й». Т.е. на 1825 г. в библиотеке церкви было не менее 25 книги. Также неизвестное лицо оставило запись об освидетельствовании другой книги в 1848 г.: «“Сия книга орловской Похвалы Богородицкой церкви казенная. 1848 года февраля 29-го дня. Орелъ”, “№ 26й”, “№ 28й”» (Благодарственное моление … о возведении на престол и коронации Павла Петровича. – М.: Синод. тип., 1797 [9. № 745]). В 1850 г. запись об освидетельствовании (дьяконом Павлом Коровиным) была поставлена на «Книге о должностях пресвитеров приходских» (Парфений (Сопковский) и Георгий (Конисский). Книга о должностях пресвитеров приходских. Изд. 2-е. - М.: Синод. тип., 1787 [9. № 556]). В 1866 г. пономарь Исайя/Илья (не совсем ясно прочтение) Смышляев оставил запись об освидетельствовании книги «Триодь постная» (М.: Печ. двор, 1704 [9. № 33]), о переплете которой в 1846 г. уже говорилось. В этом же году запись об освидетельствовании была оставлена на книге «Октоих» (Изд. 1-е. -М.: Синод. Тип., 1772 [9. № 335]), однако оставлена она не И. Смышляевым, а неким «пономарём Ильей». В 1868 г. в освидетельствовании библиотеки приняли участие диаконы П. Коровин и Исайя/Илья Смышляев. В частности, их подписи мы видим на следующих экземплярах: - Апостол (М.: Печ. двор, 1684 [10. № 276]) подпись П. Коровина 7 сентября, - Минея служебная, ноябрь (М.: Печ. двор, 1690 [10. № 289]) -подпись И. Смышляева 30 августа. В 1870 г. освидетельствование было проведено псаломщиком и чтецом Константином Николаевым сыном Горбуновым. Его подпись от 2 октября стоит на экземпляре «Минеи служебной, август» (М.: Печ. двор, 1691 [10. № 303] и от 24 декабря на «Обиходе церковного нотного пения …» (Изд. 1-е. -М.: Синод. Тип., 1772 [9. № 343]). Впрочем, нельзя не обратить внимания на следующий момент. Даты освидетельствования сильно отстоят друг от друга. И под одной датой речь идет об освидетельствовании разных книг. Это ставит вопрос о периодичности и самом процессе ревизии библиотеки церкви Похвалы. Возможно, в данном случае не было какой-либо разовой кампании по освидетельствованию и соответствующие записи делались по мере обращения к самим книгам. В пользу этого же говорит и некоторая несогласованность в номерах, которые значатся в записях. Большое количество исправлений говорит о том, что к книгам обращались не одномоментно, а их единый реестр не составлялся. Однако выявленные записи, как мы видели, показали основные моменты функционирования церковных библиотек: - комплектация (за счет вкладов и приобретений), - реставрация, - освидетельствование. Кто упомянут в записях
Перечень лиц, упомянутых в записях, также примечателен. Прежде всего, следует назвать четырех представителей рода Строгановых, записи с упоминанием которых охватывают период с 1612 по 1754 г. При этом за указанный период Строгановы изменили свой социальный статус. Так Никита Григорьевич Строганов выделяется из основной массы купцов своего времени тем, что имел право именоваться полным отчеством. Это право заслужил он, а также его двоюродные братья (и их потомки), Андрей и Петр Семеновичи Строгановы. Этим же правом стал пользоваться и внучатый племенник Никиты -именитый человек Григорий Дмитриевич Строганов. Интересно, что он в записях именуется «именитым человеком». Хотя такое титулование впервые упомянуто относительно Строгановых ещё в указах 1610 г. [6. С. 133; 7. С. 156], использование его в качестве социального атрибутива относится лишь к 1650-м гг.: именно в 1649 г., в Соборном уложении, этот термин получил юридическое оформление. Записи с упоминанием Г.Д. Строганова можно разделить на два вида. Первый -где он фигурирует со своей матерью (1674 г.), второй -где он действует самостоятельно (1681, 1685/86, 1692 гг.). Как уже отмечалось нами ранее, записи с упоминанием Анны Ивановны Строгановой позволяют более вероятно уточнить дату её смерти [2]. Наконец сын Г.Д. Строганова, Николай, представляет собой уже титулованное российское дворянство: в 1722 г. он и его два брата получили достоинство баронов Российской империи. Это был третий случай пожалования титула в нашей стране (после П.П. Шафирова и А.И. Остермана). Примечательно, что подмеченная некоторое время назад социальная практика -прекращение церковных вкладов книгами со стороны дворян [1] -подтверждается и на примере Строгановых [2]. Как только они стали дворянами, так практика книжных вкладом ими прекращена. Как мы видим, сам Н.Г. Строганов уже не вкладывает книги, а переносит их из одной церкви в другую. Кроме Строгановых в записях упомянуты: - некто Сидорко Свиязев, «человек» Г.Д. Строганова, подписывавший его вклады в 1692 г. - вдова Федосья Ивановна Косачева, живущая в с. Ленвы. В 1790 г. у неё была куплена одна из книг, которая затем хранилась в библиотеки с. Похвалы (Стефан (Яворский). Камень веры. - Изд. 2-ое. - М.: Синод. тип., 1729 [10. № 113]), - староста церкви Владимир Десятый, продавший (видимо, в начале XVIII в.) одну из книг библиотеки (Устав. Око церковное. -М.: Печ-к А.М. Радишевский, 1610 [9. № 26]), - диакон Павел Коровин, в 1850 и 1868 г., оставивший подпись на двух книгах [Апостол. -М.: Печ. двор, 1684 [10. № 276]; Парфений (Сопковский) и Георгий (Конисский). Книга о должностях пресвитеров приходских. Изд. 2-е - М.: Синод. тип., 1787; [9. № 556]), - пономарь Исайя Смышляев, оставивший свои подписи в 1866 г. (Триодь постная. - М.: Печ. двор, 1704 [9. № 33]; Октоих нотного пения. Изд. 1-е. -М.: Синод. Тип., 1772 [9. № 335]). - диакон Илья Смышляев, также в 1868 г., проводивший освидетельствование книг (Минея служебная, ноябрь. -М.: Печ. двор, 1690 [10. № 289]), - псаломщик Константин Николаев сын Горбунов, проводивший освидетельствование в 1870 г. (Минея служебная, август. -М.: Печ. двор, 1691 [10. № 303]; Обиход церковный нотного пения. Изд. 1-е. - М.: Синод. Тип., 1772 [9. № 343]), Известна, что одна книга (не вошедшая в Приложение, т.к. не находилась в библиотеке церкви Похвалы) принадлежала священнику церкви: «Сей Заветъ Новый Орла городка Похвалской церкви попа Иоанна Тарасова, подписал своеручно» (Новый завет. – М.: Синодальная тип., 1738 [9. № 133]). Следует подробнее рассмотреть записи на одном экземпляре, не вошедшие в Приложение. Так некий Георгий Наумов в 1739 г. купил книгу «Камень веры» у новоусольца Ивана Васильева Горбунова. При этом он в 1750 г. «по любовному согласию отдал господина барона Александра Григорьевича Строганова служителю Ивану Федорову Коровину», но взамен «обратно взял к себе Устав, да год книг Октаев». При этом затем книга оказалась в библиотеке церкви Похвалы, будучи купленной у Ф.И. Косачевой в 1790 г. Не совсем ясно, имел ли отношение священник Георгий Наумов к церкви Похвалы (Стефан (Яворский). Камень веры. - Изд. 2-ое. - М.: Синод. тип., 1729 [9. № 113]). В 1737 г. этот священник служил в Спасской церкви с. Новое Усолье (Требник. -Киев: Тип. Лавры, 1646 [10. № 150]). Однако примечательно, что записях Григория Наумова на экземпляре, который, несомненно, входил в собрание церкви («Камень веры»), отразились некоторые действия в отношении книг. Так священник приобретал книги для библиотеки, менял их и т.д. Т.е. обеспечивал функционирование собрания. Видимо, аналогично действовали и другие священники. Рассмотрение записи (вошедшие в Приложение и приведенные отдельно) показывают нам срез провинциального социума. Мы видим: представителей строгановской администрации (С. Свиязев), городских жителей, являющихся членами причта (В. Десятых, К.Н. Горбунов, П. Коровин, И. Тарасов, Илья/Исайя Смышляев), деревенскую жительницу Ф.И. Косачеву. При этом известно, что Горбуновы, Коровины и Смышляевы –старожильческие фамилии. Выше уже упоминался новоусолец И.В. Горбунов, купивший в 1730 и продавший в 1739 г. книгу «Камень веры» (Стефан (Яворский). Камень веры. - Изд. 2-ое. - М.: Синод. тип., 1729 [9. № 113]). В 1731 г. поп церкви спаса с. Новое Усолье «господ баронов Строгановых Александра Григорьевича с братьями» Петр сын Егоров Горбунов благосоловил (?) книгой «Скрижаль» (М.: Печ. двор, 1655 [10. № 194]) своего младшего сына Степана. Через два года Степан продал книгу жителю того же села Никите Малому, а тот –попу Георгию. Возможно, последним был Георгий Григорьев Наумов, который в 1734 и 1737 г. был попом церкви Спаса с. Новое Усолье, принадлежавшего братьям Строгановым, и оставил запись о принадлежности книги Пролог (Ч. 1. Сентябрь – февраль. - М.: Печ. двор, 05.1718 [9. № 84]) этой церкви. Видимо, К.П. Горбунов представитель того же рода, что и вышеприведенные лица. Что касается Коровиных, то они были тесно связаны со строгановскими владениями. В 1697 г. «Григория Дмитриевича Строганова человек» Михаил Исааков сын Коровина вложил книгу «Евангелие» (М.: Печ. двор, 1694 [10. № 319]) в Богоявленский монастырь в Чердыни. Ещё один служитель Строгановых с этой же фамилией, Иван Федоров сын Коровин (и его сын Максим), упомянут под 1750 г. причем он владел той же книгой, что затем была куплена у Ф.И. Косачевой в 1790 г. для церкви Похвалы. В 1844 и 1847 г. священник Петр Васильев Коровин «поступивший Оханскака уезда графа Строганова из села Григорьевскаго Григория Богослова церкви» сделал записи на книге Служебник (М. Синод. тип., 1751 [9. № 187]) о принадлежности её церкви Спаса с. Кольчуга Чердынского уезда. Возможно, впоследствии он стал священником ц. Богоявления в Чердыни и оставил автографы в 1859 и 1860 гг. (Димитрий Ростовский. Книга Житий Святых (Т. 1-4) [9. № 732]; Праздники нотного пения. Изд-е 2-е. –М.: синод. тип., 1786 [9. № 514]). Род Смышляевых известен в Соликамске по крайней мере с XVIII в. Одна из его ветвей (потомки Емельяна Меркурьевича) переселилась в Пермь и из неё происходит известный пермский предприниматель, ученый и общественный деятель Дмитрий Дмитриевич Смышляев (их родословие было реконструировано нами некоторое время назад). Кроме потомков Е.М. Смышляева в схему не удалось внести следующих лиц, связанных с Соликамском: - купец Никифор Андреев сын Смышялев, прихожанин Спасской церкви (и, видимо, её староста), упомянутый в 1768 г. (Сборник «Скрижаль». –М.: печ. двор, 1655; [10. № 194]), - Петр, «причетник пономарь» ц. Воскресения (предела Рождества Христова), оставивший автографы в XVIII в. в том числе и в 1777 г. (Ефрем Сирин. Поучения; авва Дорофей. Поучения м.: Печ. двор, 1701 [9. № 3]; Гавриил (Петров) и Платон (Левшин), собиратели и редакторы. Собрание разных поучений на все воскресные и праздничные дни. Ч. 1–3. - М.: Синод. тип., 1776 [9. № 359]). - Стефан, дьячок той же церкви, оставивший автограф в XVIII в. (в том числе и в 1796 г. [Сборник «Скрижаль». –М.: печ. двор, 1655 [10. № 196]; Иоаникий (Галятовский). Месиа праведный. –Киев: Тип. Лавры, 1669 [10. № 230]), Заключение
Записи на книгах, входивших в XVII – XIX вв. в библиотеку церкви Похвалы Пресвятой Богородицы в Орле-городке помогли реконструировать состав этого собрания. Большой объем собрания (в разное время в ней находилось более 60 экземпляров) и обилие надписей на них, оставленных вкладчиками и хранителями, позволил выявить наиболее характерные черты комплектования и функционирования приходской библиотеки. Кроме того, имена, фигурирующие в записях, позволяют лучше представить круг лиц, связанных с книжными экземплярами: это и ктиторы (Строгановы), и прихожане -жители Орла-городка и окрестностей. Взятые в совокупности, они, как и записи с упоминанием Белозеровых (которые разбирались в предыдущей статье) дают представление о провинциальном социуме.
References
1. Bogdanov V.P. Sotsial'nye aspekty bytovaniya staropechatnoi kirillitsy (po zapisyam na ekzemplyarakh donikonovskikh izdanii) // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 8. Istoriya. 2012. № 1. Yanvar'-fevral'. S. 27-44.
2. Bogdanov V.P. Stroganovy i knizhnaya kul'tura Rossii XVI – XIX vv. (po zapisyam na ekzemplyarakh staropechatnoi kirillitsy) // Istoricheskii zhurnal: nauchnye issledovaniya. – 2018. – № 2. – S. 69-80. 3. Bogdanov V. P. Komplektovanie gosudarstvennykh khranilishch knigami staropechatnoi kirillitsy iz tserkovnykh bibliotek // Otechestvennye arkhivy. — 2018. — № 4. — S. 68–75. 4.Bogdanov V. P. Svyashchenniki Belozerovy i neskol'ko syuzhetov iz istorii knizhnosti Permskogo kraya: o chem govoryat zapisi na kirillicheskikh izdaniyakh XVII – XVIII vv. // Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya 2: Istoriya. Istoriya Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. — 2018. — № 83. —s. 131-146. 5. Bogdanov V. P., Vysotskii N. A. Zapisi na knigakh staropechatnoi kirillitsy XV — XVIII vv.: zhivye tsifry dlya sotsial'noi istorii [Elektronnyi resurs] // Elektronnyi nauchno-obrazovatel'nyi zhurnal Istoriya. — 2017. — № 8. — S. 20–11. 6. Vvedenskii A.A. Dom Stroganovykh v XVI – XVII vekakh. M.: Sotsegiz, 1962. – 308 s. 7. Volegov F.A. Khronologicheskii reestr raznykh dokumentov i sluchaev, otnosyashchiesya do istorii o Stroganovykh // Permskii krai. Vyp. 3. 1895. –Perm', 1895. S. 149 – 175. 8. Gulina T.I. K voprosu ob istochnikakh formirovaniya biblioteki Yaroslavskogo arkhiereiskogo doma // Yazyk, kniga i traditsionnaya kul'tura pozdnego russkogo srednevekov'ya v zhizni svoego vremeni, v nauke, muzeinoi i bibliotechnoi rabote XXI v. – M. [b/i], 2011. S. 229 – 241 9. Kirillicheskie izdaniya XVIII vv. v khranilishchakh Permskoi oblasti: katalog. – Perm': Pushka, 2008.-800 s. 10. Kirillicheskie izdaniya XVI-XVII vv. v khranilishchakh Permskoi oblasti: katalog. – Perm': Permskoe knizhnoe izd-vo, 2003. – 487 s.; 11. Krasikov A.N. Biblioteki sel'skikh prikhodskikh tserkvei Evropeiskogo Severa Rossii v seredine XVIII v. (na materiale Vologodskogo uezda) // Eistoria Provinciae – Zhurnal regional'noi istorii. – 2020. – T. 4. – № 1. – S. 116–140. 12. Luppov S. P. Kniga v Rossii v XVII veke. – L.: Nauka, 1970.-224 s.; 13. Luppov S. P. Kniga v Rossii v pervoi chetverti XVIII veka. — L.: Nauka, 1973.-284 s.; 14. Luppov S. P. Kniga v Rossii v poslepetrovskoe vremya. 1725-1740. — L., 1976.-378 s.; 15. Pozdeeva I.V. Zapisi na staropechatnykh knigakh kirillovskogo shrifta kak istoricheskii istochnik // Fedorovskie chteniya. 1976. Chitatel' i kniga: Sbornik nauchnykh trudov. M., 1978. S. 39-54. 16. Postnikov A.B. Sud'ba starykh bibliotek pskovskikh tserkvei // Pskov. Nauchno-prakticheskii, istoriko-kraevedcheskii zhurnal. 2008. № 29. s. 29-56. 17. Sapunov B.V. Kniga v Rossii v XI-XIII vv. [Tekst] / Pod red. S.P. Luppova.-Leningrad : Nauka. Leningr. otd-nie, 1978.-231 s. 18. Bellarmin, Robert // Entsiklopedicheskii slovar' Brokgauza i Efrona. T. III (Banki — Berger). –SPb., 1891, s. 368—369. 19. K—v L., protoierei. Izvlechenie iz letopisi o tserkvakh sela Novago Usol'ya // Permskie Eparkhial'nye Vedomosti» 1869 g. № 50. S. 574-580. |