Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Genesis: Historical research
Reference:

Eco - orientation in historical development on the territory of Germany in the late XIX - early XX centuries .

Babintseva Ekaterina Alekseevna

PhD in History

Senior Educator, the department of Foreign Languages, the faculty of Humanities and Social Sciences, Peoples' Friendship University of Russia

117198, Russia, g. Moscow, ul. Miklukho-Maklaya, 10/2, kab. 502

babintseva-ea@rudn.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-868X.2020.12.34607

Received:

07-12-2020


Published:

14-12-2020


Abstract: In this article, the author dwells on the problems of environmental protection in Germany during the historical development in the period of the XIX-XX centuries. The process of formation of the environmental concept in this state is considered. The issue of ideological and ethical approach in relation to man to nature is touched upon. The problems of environmental damage during extensive resource consumption during the industrial revolution and military operations are mentioned. Attention is paid to the role of innovators in the field of environmental protection in Germany, the founders of environmental movements and defenders of specially protected natural objects. The first environmental regulations and the first environmental organizations in Germany are considered. A special contribution of the author to the study of environmental history issues is the use as an object of research of the experience of Germany, as a state that for several decades has managed not only to overcome the crisis state of the environment, but also to reach a leading position in Europe and the world in a number of environmental indicators. It is concluded that Germany can be assessed as a state that has invaluable practical and legal experience in protecting the natural environment with a centuries-old history, which many countries in need of the world can apply at the moment. The author predicts that with the strengthening of the ecocentric approach, it is still possible to rationalize and optimize the process of nature management with regulated anthropogenic intervention.


Keywords:

Germany, the concept of ecocentrism, eco-orientation, ecology, environmental protection, pollution of the natural environment, natural monument, Protected areas, climate, environmental history


Современная политика в сфере охраны окружающей среды в своей исторической основе является результатом взаимодействия многих стран на протяжении веков. Благодаря многонациональной работе, а именно посредством проведения международных конференций, встреч и форумов, заключения международных соглашений в области охраны природы, и складывается основа для формирования нынешней государственной политики в отношении природной среды [1, с. 53].

На протяжении долгих лет человек позиционировал себя в качестве потребителя и распорядителя природной среды. С момента набиравшей обороты промышленной революции начала формироваться модель экстренного наращивания масштабного задействования природных ресурсов в промышленную деятельность. В связи с этим усилилась хозяйственная нагрузка на природные ресурсы, остро встал вопрос охраны окружающей среды от чрезмерного антропогенного вмешательства.

Тяжелая промышленность в конце XIX – начале XX в. являлась сильной стороной Германской империи. Потребность в масштабной ресурсной базе и развитии производства стала следствием высокого уровня милитаризации – государство постоянно оказывалось задействованным в ведении военных действий. В результате Франко-прусской, а затем и Первой мировой войны разрушительные последствия военных конфликтов и геополитических процессов причинили природной среде большой урон вследствие использования ее как средства поражения и зоны ведения боевых действий [2, с. 264-265]. Кроме этого ущерба, можно указать и иные отрицательные факторы, которые также пагубно повлияли на состояние природной среды: возгорания на объектах окружающей среды, деформация природного ландшафта, загрязнение и изменение состава почв, загрязнение водных ресурсов, вредоносные выбросы в атмосферу, повреждение зоны лесов и многие другие факторы.

Следует отметить, что конец XIX века – это отправная точка в вопросах реализации экологической политики для многих государств, подвергавшихся тяжелому для природы воздействию индустриализации и промышленного переворота. Провести комплексный анализ роли Германии в экологической отрасли становится возможным посредством оценки деятельности немецких активистов, а также событий внутри страны в соответствующий исторический период.

Руководство Германской империи в конце XIX — начале XX в., в принципе, как и другие правители этого времени, не ставили на приоритетный уровень проблемы природоресурсной базы, и тем более не рассматривали в качестве основных проблем вопросы загрязнения окружающей среды. Тем не менее, Река Рейн, протекающая по территории Германии, к тому моменту уже получила название – «сточная канава Европы». На территории земли Северный Рейн-Вестфалия располагается Рурский бассейн, в котором добывается серый и бурый уголь. Экологически иррациональная технология добычи и отсутствие превентивных мер привели к тому, что загрязнение окружающей среды достигло такого уровня, что жители были вынуждены устраивать забастовки и требовать улучшения качества жизни, состояния атмосферы и окружающей среды, в которой они живут. Научно-технический прогресс, рационализация потребления и осознание регресса естественной среды из-за экстенсивного антропогенного вмешательства сделали возможным при верном подходе к природопользованию в корне изменить сложившуюся ситуацию. Так, на сегодняшний момент кардинально изменилась и экономическая модель Северной Рейн-Вестфалии. Нерентабельные шахты подлежали закрытию, на их месте были сформированы парковые зоны и искусственные водоемы. В данном контексте очень важную роль сыграли механизмы, установленные рядом международных актов, затрагивавших вопросы минимизации выбросов в атмосферу, например, таких как Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН), принятый 11 декабря 1997 г. [3]

На данный момент по ряду показателей Германия является одним из государств-лидеров в инновациях и технологиях среди европейских стран. В экологическом плане в Германии развиты инновационные технологии, механизмы ресайклинга и выработки вторичной энергии, а также область обеспечения экологической безопасности. [1, с. 53-54]

В Германии с давних времен сложилось несколько категорий особо охраняемых природных территорий (ООПТ), они занимают место параллельно ландшафтным заповедникам и памятникам природы.

В середине XIX в. проявились тенденции к формированию территорий огромных площадей, которые подлежат охране. В XX в. эти идеи были реализованы, за счет чего появились новые категории ООПТ по типу иностранных, в частности, национальные и природные парки. [4, с. 10-11]

Конечно, в военные периоды очевидно был значительно снижен и даже полностью пропал интерес к вопросам уменьшения разрушительного воздействия на биосферу.

В Германии только в XIX в. появился ряд положений, которые касались вопросов загрязнения воздушного пространства и воды. В это же время начинают формироваться природоохранные движения. Примечателен тот факт, что в ряду их основателей в большинстве проявили себя не представители естественнонаучной среды, а деятели искусства [4, сс. 11-12]. Данное явление объясняется тем, что творческие люди и деятели искусства, наделявшие объекты природы символическим значением, в первую очередь замечали изменения в природной среде.

В 1803 г. орнитолог и зоолог Иоганн Маттеус Бехштейн хотел привлечь внимание общественности к вопросу защиты диких животных, в частности птиц. В 1799 г. термин «памятник природы» был предложен А. фон Гумбальдтом в контексте природных объектов, имеющих явное историческое значение. Спустя годы данный термин начал широко использоваться на территории Германии. [5, с. 51].

В 1801 г. Фридрих Шиллер в эссе «Über das Erhabene» («О возвышенном») показал разницу культурного и природного ландшафта и также указал, что человеку требуется такая природа, которой он еще не касался. В 1803 Баварский царь Максимилиан Иосиф I дает распоряжение сделать из Бамбергер-Хайна ландшафтный парк. Предполагалось, что он будет находиться под защитой по уже существовавший на тот момент модели английского сада в Мюнхене. Учитывая то, что охрана природы не бралась во внимание в первую очередь, Бамбергская роща – это одна из первых территорий, подлежащих охране. [6, с. 746]

Как в своем исследовании отмечал начальник отдела областной администрации города Аахена Неллессен К.-В., идея охраны природной среды прошла в своем развитии шесть этапов. [7, с. 137] Первый этап проходил на протяжении XVIII в. и характеризовался рационализмом и «экономизацией природы». В результате центральной роли интересов страны, превалирующих даже над благосостоянием индивида, природные богатства разрабатывались, а ландшафты изменялись и использовались на благо государства. [8] В то же время Пруссия стремилась к минимизации ущерба, который был причинен природе и ландшафтам в ходе хозяйствования и военных действий.

Второй этап относится к XIX в., который характеризовался прогрессирующим разрушением ландшафтов и промышленным уничтожением природных богатств. [7, с. 138] Примечательно, что в 1885 г. вышло положение об ограничениях вивисекции, инициированное министром культуры Густавом фон Гослером. [9, с. 120] Подобные проявления дополнительно подчеркивают тот факт, что в Германии экологические природоохранные меры первоначально зарождались в отношении этического аспекта. Долгое время экстенсивное потребление ресурсов и состояние глобальных природных объектов не входило в фокус внимания специалистов.

Первую организацию, роль которой заключалась в защите окружающей среды, создали в Пруссии под руководством профессора Гюго Конвенца – первопроходца в сфере защиты окружающей среды на территории Германии. С нее и началась деятельность всех последующих природоохранных организаций. [4 с. 15] Государственного агентство по сохранению природного наследия в Данциге было создано в 1906 г., в будущем реорганизованное около шести раз и в конечном счете легшее в основу создания Федерального агентства по охране природы. Начало официальной организационной формы охраны природы в Пруссии соотносится с третьим этапом в развитии германской природоохранной деятельности.

Согласно хронологии Нелессена, на четвертом этапе в 1919-1935 гг. в истории Германии происходит не только дальнейшее структурирование государственных органов охраны природы, но и законодательное закрепление природоохранных норм. В частности, в Конституции Веймарской республики защита окружающей среды была отмечена в качестве одной из основных задач государства. В 1933 г. был принят свод законов о защите животных. В 1934 г. в Берлина прошла конференция, посвященная защите животных с международным участием, был принят закон, регламентировавший охоту и налагавший на нее строгие ограничения. Пятый этап пришелся на время национал-социализма, когда любовь и восхищение ландшафтами родины были составляющими идеологии. В 1935 г. был принят «Закон об охране природы», действовавший и после падения Третьего рейха. Шестой этап начался после окончания Второй мировой войны и продолжается до наших времен. Важный период – это 60–70-е годы, когда начали активно развиваться экологические движения, проходили важные международные встречи на высшем уровне, посвященные климатическим проблемам и вопросам защиты природа, а экологическое законодательство было концептуально переосмыслено. [7, с. 23] Был издан ряд актов и указов, которые помогли Германии сделать существенный шаг вперед в экологическом развитии страны. Данные нормативно-правовые акты устанавливают определенные границы в области воздействия государств и соседских регионов, границы потребления ими природных ресурсов на сухопутных и водных территориях, а также предусматривают ответственность за злоупотребление природными ресурсами. Ранее эти мероприятия не носили природоохранный характер, как и многие похожие акты, которые вышли в свет ранее. Такие документы диктовали взаимодействие человека с природой в контексте имущественных и ресурсных отношений, а не природоохранных.

Ряд авторов говорит не о концепциях экоцентризма и биоцентризма, на сегодняшний день ставших природоохранной философией большей части сознательного населения Германии. Наоборот, зачастую речь идет об исчезновении экологической этики. В данном контексте в сравнение приводится сакральное значение отношения к естественной среде предков современного человека. На сегодняшний день этика такого рода сменилась сознательной целью сохранения окружающей среды для будущих поколений, предотвращения полной исчерпаемости ресурсов и климатической катастрофы. [10, с. 25]

Невзирая на то, что уже в поствоенное время, во второй половине XIX в., состояние окружающей среды на территории Германии было крайне тяжелым, государство смогло в быстрые сроки подняться на уровень законодателей передовых экологических тенденций среди других стран мира. Это произошло за счет того, что Германия с давних времен имеет природоохранный базис, который после приобрел крепкую морально-нравственную поддержку в виде экоцентрической концепции. Вопросам состояния окружающей среды в Германии отводится важное значение, а опыт данного государства имеет высокое практическое значение для ряда развивающихся в экологическом направлении государств.

Идея экоцентрической концепции заключается в том, что над человеческими интересами преобладают интересы охраны окружающей среды. На сегодняшний момент последние в ходе ряда межгосударственных встреч, посвященных проблемам окружающей среды, рассматриваются намного выше и важнее, чем потребности человека, что, безусловно, можно оценивать, как позитивную тенденцию. Это в корне меняет закон потребительского отношения к природной среде, характерного для прошлого тысячелетия, на закон сохранения биоразнообразия планеты. При таком подходе природные ресурсы будут рационально использоваться и воздействие на окружающую природную среду будет существенно снижено.

References
1. Belozerov V. K., Kirilina E. Yu. Prioritety ekologicheskoi politiki Federativnoi Respubliki Germaniya v sovremennykh usloviyakh // Russkaya politologiya. 2017. №3. S. 51-56. https://ipi1.ru/images/PDF/2015/43/PMSE-1-43.pdf
2. Gadzhieva S.R., Alieva T.I., Velieva Z.T., Alizade B.F., Gadzhieva Kh.F. Voina i ekologiya. Konflikt mezhdu prirodoi i chelovekom v period voennykh stolknovenii // Problemy sovremennoi nauki i obrazovaniya, OOO «Olimp». 2016. №1 (43). S. 264-266.
3. Kiotskii protokol, 10:18, 16 fevralya 2015 // RIA Novosti URL: https://ria.ru/amp/20150216/1047544621.html (data obrashcheniya: 14.11.2020).
4. Mukalo A.S. Istoriya razvitiya i znachenie pervykh krupnykh osobo okhranyaemykh prirodnykh territorii Germanii v XIX–nachale XX veka // Izvestiya Saratovskogo universiteta. 2010. T. 10. Ser. Nauki o Zemle vyp. 2 URL: https://www.sgu.ru/archive/old.sgu.ru/files/izvestia/full/02.PDF (data obrashcheniya: 12.11.2020).
5. Mukalo A.S. Istoriya formirovaniya termina «Pamyatnik prirody» v Germanii v XIX – nachale XX veka // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Nov. ser. Ser. Nauki o Zemle. 2013. T. 13, vyp. 1 PdF: https://www.sgu.ru/sites/default/files/journals/izvestiya/pdf/2013/12/13/09_8.pdf (data obrashcheniya: 12.11.2020).
6. Johann Wolfgang von Goethe: Zur Naturwissenschaft, Mineralogie und Geologie, Recht und Pflicht, 2-7; Aphorismen und Fragmente, Beobachten und Denken. Zitiert nach: Ernst Lautenbach: Lexikon Goethe Zitate. Auslese für das 21. Jahrhundert aus Werk und Leben, München 2004, ISBN 3-89129-800-5, S. 746.
7. Giryaev V.N. Nellessen K.-V. Okhrana okruzhayushchei sredy kak delo mestnogo samoupravleniya. Okhrana prirody i landshaftov v okruge Aakhen, (1816-2004). Nellessen K.-W. Umweltschutz als kommunale Aufgabe: Naturschutz und Landschaftspflege im Kreis Aachen 1816-2004.-Köln; Weimar; Wien: Böhlau Verl., 2007.-280 S.-(Rechtsgeschichtliche Schriften / hrsg. D. Strauch; bd. 22) Ant H. Daten zur Geschichte des Naturschutzes // Naturschutz, Erholung, Landentwicklung. Jahrbuch für Naturschutz und Landschaftspflege. Verhandlungen Deutscher Beauftragter für Naturschutz und Landschaftspflege.B. 21 / Hrsg. von Dr. W. Erz. Bonn – Bad Godesberg: Arbeitsgemeinschaft Deutscher Beauftragter für Naturschutz und Landschaftspflege e.V. // ZhURNAL Sotsial'nye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaya i zarubezhnaya literatura, Gosudarstvo i pravo: Referativnyi zhurnal. 2011. Ser. 4. S. 137-141.
8. Zolotarev I.I., Robinson B.V., Zolotareva N.I. Ekologizatsiya ekonomiki ili ekonomizatsiya ekologii? // Interekspo Geo-Sibir', SGGA, Novosibirsk. 2010. Tom 3. DOI: 10.0000/cyberleninka.ru/article/n/ekologizatsiya-ekonomiki-ili-ekonomizatsiya-ekologii.
9. Martin DINGES (Hrsg.). Medizinkritische Bewegungen im Deutschen Reich (ca. 1870-ca. 1933), Stuttgart, Franz Steiner Verlag [MedGG-Beihefte 9], 1996, 206 pp. ISSN 0941-5033.
10. Zheltov M.P. Koevolyutsionnoe razvitie sistemy «chelovek-priroda» // Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009. №4. S. 22-26