Library
|
Your profile |
Philology: scientific researches
Reference:
Cheng J.
Category of tonality in the genre of essay (on the example of essays of V. M. Peskov)
// Philology: scientific researches.
2020. № 11.
P. 32-40.
DOI: 10.7256/2454-0749.2020.11.34256 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=34256
Category of tonality in the genre of essay (on the example of essays of V. M. Peskov)
DOI: 10.7256/2454-0749.2020.11.34256Received: 30-10-2020Published: 06-11-2020Abstract: The subject of this research is the category of tonality — one of the key text categories that reflects mentality of the author of the text. Essay, as a peculiar genre that functions at the intersection of publicistic and fiction styles, has its own typical range of tonality. Examination of the category of tonality in essays is a relevant trend in the humanities. Well-known Soviet essays written by V. M. Peskov, which are considered exemplary, representative, and retain their relevance, served as the material for this work. The conducted analysis of V. M. Peskov’s essays reveals versatile means of explication of tonality and individual manner of the author. The novelty consists in observation that the texts of V. M. Peskov reflect the general tone of freedom and friendliness, the tone of conversation with the audience. His essays also reflect a clear authorial “Self”. Different essays mark different means of explication of tonality: in essays dedicated to nature, the author often applies metaphors, personifications, neutral words with positive connotations and words that express rational evaluation for imagery depiction of landscape with love for nature; in essays dedicated to people, the essayist often uses neutral lexicon with rational-evaluative or positive-evaluative connotations for creating image of the character; in essays dedicated to local culture, V. M. Peskov often applied emotionally expressive lexicon, words with suffixes of subjective evaluation, expressively syntactic constructs, special visual expressive means (personification, epithets, hyperbole, etc.) and colloquialism for admirable depiction of the local life and culture. Different techniques of explication of the category of tonality impose descriptiveness, attractiveness and influential power on the essay. Keywords: functional style, journalistic style, artistic style, genre, essay, text categories, tonality category, evaluativeness, emotional tone, PeskovИзменение научной парадигмы в современной лингвистике — поворот от системно-структурной парадигмы к антропоцентрической парадигме, при котором важным оказывается «определение влияния человека на его язык и языка на человека, его мышление, культуру, его общественное развитие в целом» [6, c. 8]. Иными словам говоря, «человек отражает в речи не только интересующую его тему, но и самого себя» [9, c. 27]. Категория тональности, отражающая психологическую установку автора текста, бесспорно, занимает особое место в ряду текстовых категорий. В последние годы изучение категории тональности становится одним из актуальных направлений в гуманитарной области. Многие исследователи анализируют категорию тональности в текстах разных стилей и жанров, в том числе, в жанре светской хроники [20], в рекламном дискурсе [5], в публицистическом дискурсе [21], в жанре акафиста [15], в эзотерическом тексте [10], в современном англоязычном автобиографическом дискурсе [22], в директивных документах исполнительной власти [24], в франкоязычном политическом дискурсе [23], в тексте православной проповеди [3], в немецких научных текстах [4]. На основании анализа вышеизложенных исследований, мы обнаружили, что «каждый функциональный стиль имеет свой диапазон тональностей, наиболее соответствующий его целеустановке, предмету речи, адресованности, собственному темпераменту и т. д. [9, c. 27]. Очерк — особый жанр, имеющий индивидуальный стилистический характер. Согласно общепринятому определению, очерк — это «художественно-публицистический жанр, в котором соединяется документализм (опора на реальные жизненные факты), аналитизм (исследовательское начало) и художественная форма текста» [8, c. 214–215]. С развитием времени жанр очерка претерпел некоторые изменения, современный очерк — «многоуровневая жанровая система, представляющая собой совокупность разнообразных жанровых моделей, которые тяготеют к сближению с другими жанрами, прежде всего с эссе и аналитической периодикой» [16, c. 306]. Материалом настоящего исследования послужили очерки В. М. Пескова, выбор данного автора обусловлен тем, что среди очерков советского периода именно его тексты по праву занимают особое место [25]. В статье мы используем очерки В. М. Пескова как типичный образец для более глубокого исследования и анализа. Целью нашего исследования является представление понятия и типов тональности, также описание особенностей реализации тональности в очерках как одной из текстовых категорий. Анализируя очерки В. М. Пескова, мы подробно показываем различные средства экспликации тональности и индивидуальную манеру автора. Вследствие того, что «мы способны размышлять не только об отдельных вещах или людях, но и о категориях вещей и людей, категоризация является важнейшим аспектом для любого подхода к мышлению. Любая теория мышления должна опирается на соответствующие представления о категоризации» [7, c. 336]. Бесспорно, категория как результат упорядочивания знания, является неотъемлемым компонентом изучения языка, по определении Т. В. Матвеева «категория — существенный признак ряда явлений, способный служить основанием для деление множества явлений на однородные классы» [8, c. 100–101], в языкознании категория — «совокупность (класс) языковых единиц, объединённых общностью основного отвлечённого значения» [18, c. 329]. Среди семи текстовых категорий (тематическая цепочка текста, цепочка хода мысли, тональность текста, оценочность текста, темпоральность текста, локальность текста, композиция текста), особое место занимает категория тональности [9], в которой находит отражение сознательная или подсознательная психологическая установка автора, иными словами, категория тональности является одном из важных частей комплексной категории субъектности речевого произведения. Термин «тональность» впервые появился в музыке, где обозначает «высота звуков лада, определяемая положением главного тона (первой ступени гаммы)» [18, c. 988], затем понятие тональности пришло в лингвистику, где обозначает «основную эмоциональную настроенность в художественном произведении» [18, c. 988]. Согласно общепринятому определению, «тональность (текстовая модальность, текстовая экспрессивность) — текстовая категория, в которой находит отражение эмоционально-волевая установка автора текста, его психологическая позиция по отношению к излагаемому, а также к адресату и ситуации общения» [8, c. 363]. Поле тональности содержит в себе «субъективное авторское отношение и психологическое самораскрытие автора, которое обладает более усиленным эффектом воздействия на адресата» [2, c. 75]. Что касается составных частей тональности, предлагается эмоциональную оценку, интенсивность (чрезмерность, усиление) и волеизъявление [8, c. 363]; [9, c. 27–28], в том числе, эмоционально выражение играют ведущую роль, другими словами, категория тональности тесно связано с эмоциональным тоном текста. Посредством категории тональности передаётся субъективное отношение автора к действительности, взгляды автора на событие и эффективное воздействие на адресата [17, c. 122–134]. В соответствии с содержанием, тональность традиционно делится на три типа: «мажорная тональность характеризуется наличием положительных эмоциональных оценок, активной энергией, общим оптимистическим настроем; минорная тональность создаётся сниженными и отрицательными эмоциональными оценками, слабой энергией, общим пессимистическим настроем; нейтральная (объективная, нулевая тональность) характеризуется объективизированностью изложения, малой значимостью психологической составляющей речевого общения» [8, c. 363–364]. В настоящее время в лингвистике нет единого стандарта классификации интонаций, в связи с переменчивостью параметров, считаем возможным выделить разные типы тональности: «1) тональность информативная — фатическая; 2) тональность торжественная — нейтральная; 3) тональность серьёзная — несерьёзная; 4) тональность фасцинативная — рациональная; 5) категорическая — некатегорическая; 6) рефлексивная — обдуманная; 7) мажорная — минорная; 8) унисонная — диссонирующая; 9) коммуникативно-нормативная — коммуникативно-анормативная; 10) базовая (основная) — периферийная; 11) индивидуальная — коллективно ориентированная; 12) эмоциональная — оценочная» [19, c. 267–268]. Тональность является неоднородным образованием, её деление зависит от стиля, жанра и темы текста, в каждом конкретном тексте преобладают те или иные типы тональности. Средства экспликация категории тональности в тексте многообразны, большинство исследователей отмечают, что категория тональности реализуется в тексте на морфологическом, лексическом и синтаксическом языковых уровнях: 1) на морфологическом уровне: эмоциональные междометия, слова-интенсификаторы, прямые и переносные формы повелительного наклонения, субъективные оценки с суффиксам, выражающие чувства радостью или возмущению, вводно-модальные слова,; 2) на лексическом уровне: эмоционально-экспрессивные лексики, нейтральные слова с эмоциональной коннотацией, изобразительно-выразительные средства — метафора, синекдоха, перифраз, олицетворение, эпитет, образное сравнение и контраст, гипербола, ирония, эпифора, анафора и т. д., фразеологические обороты, выражение разговорности – жаргоны, просторечия, диалекты и т. д.; 3) на синтаксическом уровне: синтаксические повторы, цитирования, вводные предложения, экспрессивные инверсии, риторические вопросы, синтаксические конструкции с многоточиями, тире, и восклицательными знаками [20, c. 68–73]; [8, c. 363–364]; [2, c. 77]. Каждый функциональный стиль речи характеризуется своим типичным тональным диапазоном, очерк как особый вид жанра, находящий на пересечении публицистического и художественного стиля, разумеется, обладает отличительными характеристиками и исследовательской значимостью. Обратимся к результатам анализа. В очерках, посвящённых природе, автор с чувством восхищения описывает пейзажи, который он увидел своими глазами. Чтобы выразить свою любовь к природе и вызвать эстетическое сопереживание читателя, автор много использует метафоры, нейтральную лексику, слова с положительной коннотацией, отражающие эмоциональную оценку: например: в очерке «Лесная сказка», у рябины нет золотых денег, зато кораллы… Повесила красавица ожерелье — всему лесу на диво [13, c. 37], автор использует метафоры, ярко описывает листья как золотые деньги, ягоды рябины как кораллы, в целом кадре как на рябине повесила красавица ожерелье. Использование метафоры позволяет изобразить цвет и форму листья и ягод, имплицитно отражает восхищение природой; также автор использует нейтральные слова с положительной коннотацией: красавица, на диво, что, конечно выражает авторскую любовь к природе. Иногда автор использует слова, выражающие рациональную оценку: хорошо, радость, замечательный, счастливый, например: в очерке «Счастье первой тропы» сосны, берёзы, лиственницы мелькают по сторонам. Тишина [13, c. 12–14], в очерке «Подозвать зверя» много раз я видел лосей, но почему-то этот запомнился больше всего. Он был хорошо виден. Темное тело, казалось, плыло над белесой стерней. Длинные ноги легко несли огромного зверя [14, c. 10], в очерке «Лесные встречи» у поляны названия не было. Назвали: поляна Радости. <…> Тонкий и дразнящий запах стоит над поляной [13, c. 73], рациональная оценка отражает авторское преставление о положительном отношение к природе. В очерках, относящихся к людям, автор изображает идеал, образец поведения, он с уважением описывает малоизвестные, интересные и трудные периоды жизни героя, демонстрирует характер героя в процессе формирования личности. Изображая человека, В. М. Песков использует нейтральную лексику с рационально-оценочной коннотацией: трудолюбие, с удовольствием, смелость, победитель и так далее. О Юрии Гагарине в очерке «Первые минуты» автор пишет: гагаринской сердечности, доброты, уважения к людям хватит на всех [14, c. 79], автор использует нейтральную лексику с положительно-оценочной коннотацией: сердечности, доброты, уважения к людям, изображает положительный образец личности, воспитывает молодое поколение. Характеризуя героя в очерке «Солдатский гостинец», автор пишет: очень нужно человеческое тепло в доме, где дети не знают матери и отца. Солдаты научили ребятишек песням, научили держать в руках гармошку, научили мастерить, выстукивать каблуками пляски. Хорошо! [13, c. 8]. Оценочность выражается непосредственно базовыми единицами поля оценки хорошо, автор высоко одобряет поведение солдат и показывает пример, просвещает читателя, как правильно вести себя. Также автор рассчитывает на культурный, социальный опыт читателя, когда оценка не выражена прямо, она уходит в подтекст, журналист позволяет читателю самостоятельно оценить героя: например, в очерке «Рыбалка, девятый год» А в 1977 году он был даже самым первым из них – наловил двадцать шесть тонн рыбы. Один! И притом что даже двенадцать плановых тонн выловить очень непросто [12, c. 102]. В тексте автор просто пишет о достижениях рыбака, не прямо пишет о его характере, но читатели по своему социальному опыту могут легко оценить черты героя: трудолюбивый и сильный. В очерке «Москву отстояли!» Решалась судьба Москвы. Именно в эти дни фашисты рвались к ней, напрягая последние силы и не считаясь с потерями. А мы стояли, не жалея ни сил, ни жизни [14, c. 147–148]. Благодаря образному изображению обстановки войны, читатели легко понимают черны героя: мужественный, цепкий и бескорыстный. В очерках, относящихся к местной культуре, автор с любопытством подробно описывает быт и культуру местных жителей: что они едят? где они живут? где они работают? какие бытовые условия? каков их психологический настрой? В общем, категория тональности данного вида очерка — тональность таинственного, любопытного, живущего полной жизнью. Например, в очерке «Охотиться в тайгу!» [11, c. 40] автор с уважением и даже восхищением, благоговением относиться к жизни в таёжной глуши. Тональность вынесена в заголовок посредством синтаксической конструкции с восклицательным знаком. Ядром данного текста являются следующие языковые единицы, выражающие семантику эмоциональности и усиления, в том числе, эмоционально-экспрессивная лексика: с Большой земли, полнокровной жизнью, деятельная подготовка, отличные лыжи, не щадя сил, хорошего скольжения; слова с суффиксом субъективной оценки: соболишка, избушку-зимовье; экспрессивно-синтаксические конструкции: особенно много хлопот доставили ребятам лыжи; не щадя сил, идти за ним по тайге иногда десятки километров; специальные изобразительно-выразительные средства: олицетворение — но посёлок живёт полнокровной культурной жизнью, особенно много хлопот доставили ребятам лыжи; эпитеты — в таёжной глуши, полнокровной культурной жизнью; гипербола — за тысячи километров от больших городов, уже не одну сотню километров. Еще в тексте широко используются выражение разговорности, в том числе разговорная лексика и диалогичность: — Соболишка взял прошлой зимой, — говорит десятиклассник Саша Терский. Также периферией поля тональности являются языковые единицы с непрямым выражением эмоционально-экспрессивной семантики, в том числе, нейтральные слова с эмоциональной коннотацией или в эмоционально-экспрессивном употреблении: «взять» соболя, нейтральные слова, обозначающие понятия об эмоциях: могут позавидовать. Состав ядра и периферии достаточно разнообразный в данном тексте, текст однородный в экспрессивном отношении. Средства тональности равномерно размещены на пространства текста. В целом автор предпочитает действовать в тональности через факты и фиксацию эмоций героев и выражает интерес, восхищение и любовь к местной культуре. Таким образом, в текстах очерках В. М. Пескова мы наблюдаем общий тон непринуждённости и дружелюбия, тон собеседования с читателем. С помощью описания впечатления, употребления средств оценочности и реакции автора в очерках ярко отражено авторское «Я», в этом случае речь «оживлена конкретностью восприятия окрашена субъективным отношением свидетеля. Она в известном смысле «ближе» читателю: он, живой конкретный человек, получает информацию от живого конкретного человека» [1, c. 154]. Средство экспликации тональности в очерках разнообразны: в очерках, посвящённых природе, автор часто использует метафоры, олицетворение, нейтральные слова с положительной коннотацией и слова, выражающие рациональную оценку, чтобы образно изобразить пейзаж и выразить любовью к природе; в текстах, относящихся к людям, очеркист часто использует нейтральную лексику с рационально-оценочной или положительно-оценочной коннотации, чтобы с уважением создать образ героя и отражает качества его характера; в очерках, относящихся к местной культуре, В. М. Пескова часто использует эмоционально-экспрессивную лексику, слова с суффиксами субъективной оценки, экспрессивно-синтаксические конструкции, специальные изобразительно-выразительные средства (олицетворение, эпитеты, гипербола и т. д.) и выражение разговорности, чтобы по-настоящему с восхищением описать местную жизнь и культуру. Разнообразные виды тональности и разнотипные средства экспликации данной категории придают очеркам информативность, привлекательность и воздействующую силу.
References
1. Vasil'eva A. N. Gazetno-publitsisticheskii stil': kurs lektsii po stilistike dlya filologov. M.: Russkii yazyk, 1982, 198 s.
2. Zubovskii E. Yu. Yazykovye sredstva realizatsii tonal'nosti internet-statei [Elektronnyi resurs] // Nemetskii yazyk – lingvodidakticheskoe obespechenie i metodika prepodavaniya. 2019. S. 74–78. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41409768 (data obrashcheniya: 14.08.2020). 3. Itskovich T. V. Kategorial'no-tekstovaya spetsifika sovremennoi pravoslavnoi propovedi. Ekaterinburg: Izdatel'skii Dom «Azhur», 2015. 150 s. 4. Klochkova E. S. Kognitivnye mekhanizmy diakhronicheskogo var'irovaniya diskursivnykh kategorii: izmenenie tonal'nosti v nemetskikh nauchnykh [Elektronnyi resurs] // Kognitivnye issledovaniya yazyka. 2018. № 35. S. 487–495. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36455116 (data obrashcheniya: 27.08.2020). 5. Kochetova L. A. Dinamicheskie aspekty kommunikativnoi kategorii tonal'nosti v reklamnom diskurse [Elektronnyi resurs] // Vestnik Omskogo universiteta. 2011. № 3 (61). S. 256–261. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16906594 (data obrashcheniya: 27.08.2020). 6. Krasavskii N. A. Emotsional'nye kontsepty v nemetskoi i russkoi lingvokul'turakh. Volgograd: Peremena, 2001. 495 s. 7. Lakoff Dzh. Zhenshchiny, ogon' i opasnye veshchi: chto kategorii yazyka govoryat nam o myshlenii. M.: Yazyki slavyanskoi kul'tury, 2004. 792 s. 8. Matveeva T. V. Uchebnyi slovar': russkii yazyk, kul'tura rechi, stilistika, ritorika. M.: Flinta, 2003. 432 s. 9. Matveeva T. V. Funktsional'nye stili v aspekte tekstovykh kategorii: Sinkhronno-sopostavitel'nyi ocherk. Sverdlovsk: Izd-vo Ural. un-ta, 1990. 172 s. 10. Novozhenova Z. L. Modal'nost' i tonal'nost' v ezotericheskom tekste [Elektronnyi resurs] // Kategoriya modal'nosti v rechevoi kommunikatsii. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26572741 (data obrashcheniya: 27.08.2020). 11. Peskov V. M. Polnoe sobranie sochinenii. T. 1. V sobolinom krayu. M.: Izdatel'skii dom «Komsomol'skaya pravda», 2014 a. 160 s. 12. Peskov V. M. Polnoe sobranie sochinenii. T. 12. Klyuchi ot Volgi. M.: Izdatel'skii dom «Komsomol'skaya pravda», 2014 b. 160 s. 13. Peskov V. M. Polnoe sobranie sochinenii. T. 2. S Yuriem Gagarinym. M.: Izdatel'skii dom «Komsomol'skaya pravda», 2014 v. 160 s. 14. Peskov V. M. Polnoe sobranie sochinenii. T. 8. Mir za nashim oknom. M.: Izdatel'skii dom «Komsomol'skaya pravda», 2014 g. 160 s. 15. Ryadovykh N. A. Kategoriya tonal'nosti v zhanre akafista [Elektronnyi resurs] // Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem. 2019. T. 11. № 4-3. S. 230–241. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41325895 (data obrashcheniya: 27.08.2020). 16. Skibitskaya L. V. Sovremennyi ocherk: problema vnutrizhanrovoi tipologii [Elektronnyi resurs] // Slova ў kantekstse chasu : da 85-goddzya prafesara A.І.Narkevіcha: zb. navuk. prats. 2014. T. 1. S. 299–307. URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/106207 (data obrashcheniya: 24.08.2020). 17. Tagil'tseva Yu. R. Sub''ektivnaya modal'nost' i tonal'nost' v politicheskom internet-diskurse. Ekaterinburg: UrGPU. 2006. 251 s. 18. Tolkovyi slovar' russkogo yazyka s vklyucheniem svedenii o proiskhozhdenii slov / RAN. Institut russkogo yazyka im. V. V. Vinogradova; otv. red. N. Yu. Shvedova. M.: Izdatel'skii tsentr «Azbukovnik», 2011. 1175 s. 19. Tupikova S. E. Kategorii, kontsepty, tonal'nost' [Elektronnyi resurs] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: gumanitarnye nauki. 2010. № 3 (83). S. 264–269. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=14309142 (data obrashcheniya: 27.08.2020). 20. Tupikova S. E. Kategoriya tonal'nosti i urovni ee reprezentatsii v zhanre svetskoi khroniki [Elektronnyi resurs] // Voprosy kognitivnoi lingvistiki. 2011. № 4 (29). S. 68–73. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16543072 (data obrashcheniya: 27.08.2020). 21. Tupikova S. E. Modusnaya kategoriya tonal'nosti i yazykovye sposoby ee realizatsii v publitsisticheskom diskurse [Elektronnyi resurs] // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: filologiya. Zhurnalistika. 2014. T. 14. № 1. S. 20–25. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25297754 (data obrashcheniya: 27.08.2020). 22. Tupikova S. E., Palyga M. N. Osobennosti verbal'noi reprezentatsii modusnoi kategorii tonal'nosti v sovremennom angloyazychnom avtobiograficheskom diskurse [Elektronnyi resurs] // Sovremennaya paradigma gumanitarnykh issledovanii: problemy filologii i kul'turologi. 2015. S. 219–224. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23594334 (data obrashcheniya: 27.08.2020). 23. Fefelova V. V. Realizatsiya kategorii sub''ektivnoi modal'nosti, otsenki i tonal'nosti vo frankoyazychnom politicheskom diskurse [Elektronnyi resurs] // Voprosy filologii, lingvodidaktiki i perevodovedeniya v svete sovremennykh issledovanii. 2018. S. 160–165. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36753390 (data obrashcheniya: 27.08.2020). 24. Shirinkina M. A. Kategoriya tonal'nosti v direktivnykh dokumentakh ispolnitel'noi vlasti [Elektronnyi resurs] // Vestnik Permskogo universiteta. Rossiiskaya i zarubezhnaya filologiya. 2017. T. 9. № 3. S. 60–68. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30317243 (data obrashcheniya: 27.08.2020). 25. Shcheglova E. A. Stilisticheskie osobennosti putevykh ocherkov V.M. Peskova «Puteshestvie s molodym mesyatsem» kak polikodovogo teksta [Elektronnyi resurs] // Mediaskop. 2017. № 3. S. 2–11. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30508164 (data obrashcheniya: 24.08.2020). |