DOI: 10.25136/2409-8647.2020.4.34118
Received:
16-10-2020
Published:
31-12-2020
Abstract:
This article is dedicated to a new trend in agriculture, such as the creative agriculture-based economy on a worldwide scale. The author reveals the prerequisites for the emergence of such economy. The general review is conducted on the variations of creative forms and industries in horticulture. Such trends as peony growing, biofuels, volcanic agriculture, and “Arctic cultivated garden” are the examples of this type of economy. The article draws attention to various types of cooperation, which leads to a positive result. Attention is given to the problematic components of creative agriculture-based economy. The conclusions are made on the fundamentals of creativity in agriculture for achieving positive results. The author’s main contribution consists in substantiation of the concept of creative agriculture-based economy, a new perspective on the creative economy. This article is first to view creative economy in agriculture, as well as to raise the problems of the creative agriculture-based economy and the need for regulation of this process. The foundation of creative agriculture-based economy consisting of the three equivalent platforms: knowledge, morality and creativity is explored. Agriculture is closely interrelated with the environment and food products; the quality of new products and services influences the quality of life, which is relevant worldwide.
Keywords:
creative agricultural economy, peony growing, biofuels, volcanic agriculture, creative, economy, plant growing, Arctic cultivated garden, natural wealth, regulation
Обоснование понятия
Самые безумные вещи
рождаются там,
где я смешиваю краски
Нео Раух
В последнее время все больше и больше людей всех профессий обращают внимания на креативность. Ряд ученых изучает само понятие идея, например, идея — один из способов получения новой информации путем соединения двух или более фрагментов данных. [3] Есть мнение, что хорошая идея – это 50% успеха и не важно это только для открытия бизнеса, своего дела или для его развития, а может даже и для его спасения, если оно на гране банкротства.
Экономисты пишут книги на тему креативности, режиссеры-документалисты снимают фильмы, философы пытаются познать философский смысл креативности. Люди многих профессий стараются быть креативными: актеры, музыканты, художники, экскурсоводы, ученые и многие другие. Есть мнение, что креативность можно развивать, что она есть у всех, но на наш взгляд – это определенный дар, который дается человеку с рождением. Это дар можно сравнить с музыкальным слухом, он или есть, или нет.
Креативная экономика в настоящее время исследуется рядом ученых. Некоторые из них считают, что это исключительно творческие индустрии в сфере культуры и искусства. [4] «Несмотря на то, что отраслевое ядро креативной экономики составляют креативные индустрии, данная концепция проникает и в другие, с первого взгляда не связанные с творчеством и креативностью отрасли и сферы деятельности, и в частности, в сельское хозяйство», – так считают ученые из Уральского государственного экономического университета. [10]. Но не смотря на, что даже уже члены правительства активно стараются увязать воедино креативные индустрии и сельские территории и более того уже разрабатывают систему мер поддержки в Российской Федерации [5], есть и другое мнение. Заслуженный работник Высшей школы Российской Федерации профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова В.В. Громыко очень критически относится к самим понятиям «креативная экономика», «креативные индустрии». Она считает, «что пора критически осмыслить накопленный теоретический багаж нововведений. Следует освободиться от неточных и/или бессодержательных категорий, появившихся как своеобразная дань политическому моменту и экономической моде» [7].
Скорее всего такие выводы В.В. Громыко сделаны на основе поверхностного изучения данной темы. Если рассмотреть результаты мировой науки, то есть ученые которые практически всю жизнь занимаются изучение креативности, провели ряд исследований прежде чем делать какие-то выводы на счет «экономической моды». Один из таких ученых Михáй Чиксентмихáйи
предполагает, что «центры креативности возникли на стыке различных культур, там, где разные взгляды, образ жизни и знания смешивались, а наблюдавший это человек начинал проще воспринимать новые комбинации идей». [13] Креативность может проявлять себя во всех областях, единственная разница, что где-то больше – в искусстве, науке, музыке и т.п., а где-то меньше, например, оборонно-промышленный комплекс (хотя есть кандидатские диссертации, которые защищены на эту тему) и другие. Это связано с определенными условиями и государственным регулированием.
В нашей работе более пристальное внимание будет уделено креативности в сельском хозяйстве. Изучив труды отечественных и зарубежных ученых, мы пришли к выводу, что креативная аграрная экономика – это новое явление в современной науке.
Креативная аграрная экономика – это способность создавать в сфере АПК новый целевой объект, не имеющий аналога.
Креативная аграрная экономика строится на трех равнозначных китах: знания, творчество и человечность. Знания включают в себя уровень образования, воспитания, здоровья личности. Творчество включает набор личностных качеств и свойств личности находить новое, принимать решения и действовать нестандартно.
Самая близкая область реализации креативных способностей в нашей теме – это ландшафтный дизайн, очень популярен в наши дни и не только в крупных и малых городах, но и на приусадебных участках. О.В. Макеева подтверждает огромную роль знаний в креативной аграрной экономике: «Проблематика экологического дизайна соприкасается с различными сферами производства и научного знания – начиная от архитектуры, промышленного дизайна и прикладной экологии, заканчивая современными исследованиями в области философии, медицины, психологии, социологии и педагогике. Создание красивой композиции в ландшафтном дизайне – задача не такая уж простая, как может показаться на первый взгляд». [9]
Творчество находится под пристальным вниманием ученых всего мира. По словам Р. Флорида, ставшим классиком креативной экономики: «Творческий потенциал – огромная сила, побуждающая человека к новым достижениям». [12]
Останавливаясь на третьем моменте креативной аграрной экономики – человечности, можно, казалось бы, опустить и не обращать внимание на это. Но не в сегодняшнее время, когда известно множество примеров, когда даже новые научные открытия могут привести к катастрофе всего мирового пространства.
Некоторым может показаться весьма странным, пристальное внимание человечности, она подразумевает честность, ответственность, нравственность, духовность, этику поведения и т.п. в экономических науках, где сосредоточится должны на рентабельности, урожайности, прибыли и другим экономическим категориям. «С прискорбием следует констатировать, что, в отличие от традиционной скромности и интеллигентности истинных ученых с мировым именем, многие креативщики из ненаучных областей ведут себя достаточно нагло и развязно», – пишет В.В. Громыко [7]. Вот такие примеры никак не относятся к креативной аграрной экономики, именно поэтому, чтобы не возникало таких ассоциаций мы и заостряем внимание на человечности, так как она не менее значима, чем знания и творчество.
Предпосылки возникновения
Эпиграфом к данной статье взяты слова художника Нео Рауха из документального фильма «Почему мы креативны?» немецкого кинорежиссера Германа Васке. Эти слова отражают сегодняшнюю сущность креатива, а именно сочетание различных областей, другими словами сотрудничества. В сельском хозяйстве – междисциплинарность многогранна, так как сельское хозяйство включает в себя растениеводство, животноводство, переработку продукции и это лишь традиционные формы, а если включить в этот список современные направления сельского хозяйства, то будет весьма значительный список. Поэтому в данной работе мы рассмотрим креативное сельское хозяйство, относящееся к растениеводству. А перед этим рассмотрим предпосылки возникновения, которые могут быть следующими:
- высокие темпы демографического роста, которые влияют на увеличение продовольственного потребления, а, следовательно, ставят новые задачи перед органами государственной власти по вопросу продовольственной безопасности, решение которых заключается в кардинально новых стратегиях;
- существенное изменение структуры питания населения стран мира, выразившееся во включении в диету ранее несвойственных большой долей населения продуктов питания, за счет всеобщей глобализации происходит быстрое распространение «модных тенденций»;
- все в большей степени сельскохозяйственные продукты стали приобретать абсолютно несвойственные им функции – сырья для энергетической, химической и иных отраслей промышленности. И на этом фоне продукты аграрного сектора вступили в конкуренцию с продуктами минерально-топливной отрасли, мировые цены на которые скачкообразно возрастали; [8]
- интенсивное, повсеместное развитие цифровизации;
- развитие и внедрение в сельское хозяйство космических технологий. Эту последнюю предпосылку более точно отражают высказывания К. Э. Циолковского, который писал, что овладение космосом принесет человечеству «горы хлеба и бездну могущества»;
На рисунке 1 мы видим в каких направлениях возможно развитие сельского хозяйства и цифровых технологий.
Рис.1 – Схема сотрудничества фирм АПК и компаний цифровых технологий.
Взаимный синтез работы цифровых технологий и аграрного бизнеса с реализацией креативных идей может принести существенные экономические, социальные и экологические выгоды и ускорить процесс в достижении поставленных результатов.
В этой связи важно не оставить без внимания все новые процессы и своевременно регулировать. Так как могут появляться новые проблемы с присвоением права собственности на данные полученные с помощью информационных технологий с полей принадлежащих фермеру. Иногда происходит нарушение конкуренции на рынках. Чтобы не возникало дисбаланса необходимо своевременно, а лучше действовать на опережение и создавать нормативно-правовую базу, причем не только на национальном, но и межнациональном уровнях.
Новые тенденции в мировой экономике появляются быстро, они разнообразны и очень тесно взаимосвязаны. Нередко трудно различать, где наука, где инженерные разработки, а где креатив. Создание новой отрасли – это креативное сельское хозяйство, но оно невозможно без науки. Наука – это исследования, эксперименты, отбор лучших результатов и знания. Именно на знаниях основана креативная экономика. Американские ученые ее так и называют экономика знаний.
Основные примеры
Исследуя креативную аграрную экономику в растениеводстве отметим, тот факт, что важно с помощью новых идей использовать самое главное преимущество – климатические условия, географические условия региона. Это может быть самым главным козырем в конкурентной борьбе. Например, пионоводство на Аляске. Ученые провели исследования и выяснили, что в этом регионе из-за более поздней весны пионы цветут с конца июля по сентябрь, в период, когда практически полностью отсутствует конкуренция со стороны других поставщиков этих цветов на международном рынке. [6]
Основа сельского хозяйства Исландии — теплицы и парники, которые отапливаются природными источниками. Вулканическое сельское хозяйство, возможно представляет опасность, но благодаря современным технологиям позволяет свести к минимуму риски и извлечь максимум пользы, рисунок 2. Данная область деятельности не является абсолютно новым явлением, но благодаря новым и свежим идеям имеет перспективное будущее.
Рис 2. Преимущества ведения сельского хозяйства вблизи вулканов.
Существуют и противоположные вулканическим регионы, где мы наблюдаем креативную аграрную экономику. В 2015 году при поддержке научных коллективов в северных районах, менее благоприятных для растений был запущен проект «Арктическая грядка», целью которого стало выращивание овощей и фруктов — от наиболее привычных укропа, петрушки и томатов до экзотических стевии, портулака и монарды. Это еще один вариант слияния сельского хозяйства и современных технологий, где применяется гидропоника (выращивание растений на искусственных средах без почвы; питание растения получают из раствора, окружающего корни) и аэропоника (питательные вещества к корням растений доставляются в виде аэрозоля).
Сельское хозяйство, как вид альтернативного топлива давно уже набирает обороты по всему миру (таблица 1), а это тоже вариант креативной аграрной экономики. Бессменным лидером на протяжении уже продолжительного времени являются США.
Таблица 1 – Годовое мировое производство топливного этанола (млн. Галлонов)
Страна
|
2015г.
|
2016г.
|
2017г.
|
2018г.
|
2019г.
|
% мирового производства
|
США
|
14807
|
15413
|
15936
|
16091
|
15776
|
54%
|
Бразилия
|
7200
|
6760
|
6680
|
8010
|
8570
|
30%
|
Евросоюз
|
1387
|
1377
|
1400
|
1430
|
1440
|
5%
|
Китай
|
813
|
845
|
860
|
1050
|
900
|
3%
|
Канада
|
436
|
436
|
470
|
480
|
500
|
2%
|
Индия
|
195
|
275
|
210
|
400
|
530
|
2%
|
Таиланд
|
334
|
322
|
370
|
390
|
420
|
1%
|
Аргентина
|
211
|
264
|
290
|
290
|
290
|
1%
|
Остальной мир
|
391
|
490
|
414
|
549
|
600
|
2%
|
Всего
|
25770
|
26180
|
26630
|
28690
|
29030
|
|
Источник: World Ethanol Markets: Тhe Outlook to 2020
В этой тенденции креативной аграрной экономики были выявлены негативные последствия. Несмотря на то, что производство биотоплива в США не снижается, а с каждым годом увеличивается, как видно на графике, рисунок 3 в настоящее время это противоречит креативной аграрной экономике по нравственному принципу.
Рис. 3 График производства биотоплива в США по годам.
Негативными примерами является вырубка леса, использования удобрений, посадка монокультур, новые сорта для биотоплива могут мутировать с обычными растениями и вызывать необратимые последствия. И это только некоторые и наиболее ярко выраженные последствия. Если креативная аграрная экономика будет базироваться только на знаниях, как полагают зарубежные экономисты и творчестве, оставляя без внимание нравственные моменты, то «накреативить» можно не мало глобальных проблем. Но искать новые и свежие идеи, решая проблемы по отдельности или в совокупности, творческим путем, учитывая все особенности данной тенденции и вот тогда можно отнести это к креативной агарной экономике.
Креативная аграрная экономика основывается на человеческом капитале. Человеческий капитал – это способность предлагать неочевидные решения, как источник обновления и прогресса [11]. Эксперты ОЭСР выделяют шесть групп наиболее востребованных профессиональных умений, релевантных для сферы креативной экономики: цифровая грамотность, исследовательские способности, предметные знания в соответствующей области, компетенции общего характера (например, критическое мышление), «мягкие» навыки (коммуникация и командная работа), лидерство. [2] Без этих качеств мир не узнал бы о большинстве проектов, описанных выше.
Креативная экономика должна строится на гуманных началах, именно поэтому рождаются новые направления, которые сегодня уже становятся традиционными, а именно органическое сельское хозяйство, зеленая революция и многое другое. Важно изучить область деятельности, увидеть все негативные стороны и постараться найти и реализовать такую идею, которая принесет максимальный положительный эффект со всех сторон.
Выводы и предложения
Подводя итоги, отметим несколько моментов: во-первых, креативная аграрная экономик имеет место быть и вышеизложенные примеры являются тому доказательством, рассматривая производства биотоплива, мы проиллюстрировали, как быстро распространяются новые направления, и они с каждым годом растут. Во-вторых, целью цифровизации агропромышленного комплекса является развитие эффективности и повышение устойчивости сельхоз товаропроизводителей за счет изменений в качестве управления, технологических процессов, базирующихся на современных достижениях науки.
Однако, только адаптации технологий для сельского хозяйства недостаточно для реализации его потенциала, необходима креативность в продвижении технологий, продукции, форм взаимодействия производителей, продавцов и потребителей.
Появление пионоводства, развитие вулканического сельского хозяйства, «арктической грядки» и других новых форм сельского хозяйства происходит гораздо быстрее, чем разработка нормативных норм и правил, именно поэтому предлагается сформировать отдельную международную структуру или отдел в имеющихся международных структурах для регулирования креативной аграрной экономики, чтобы эта экономика, как и любая другая была под контролем.
Именно контроль и регулирование креативной аграрной экономики, как отдельных стран, так и международного сообщества поможет разработать необходимые меры поддержки сельхоз производителей, реализующих нестандартные, нетрадиционные формы хозяйственной деятельности.
References
1. https://ethanolrfa.org/statistics/annual-ethanol-production
2. OECD (2011) Education at a Glance 2011: OECD Indicators. Paris: OECD
3. Paap J. (2020) Mapping the Technological Landscape to Accelerate Innovation. Foresight and STI Governance, vol. 14, no 3, pp. 41–54. DOI: 10.17323/2500-2597.2020.3.41.54
4. Abankina T. Kreativnaya ekonomika: perekhod k kapitalizatsii kul'turnogo naslediya // Voprosy ekonomiki. 2017 №4
5. V regionakh sozdadut tochki rosta dlya kreativnykh industrii. https://asi.ru/news/150943/ ot 23.07.2020
6. Grigor'eva A.A. Innovatsionnye podkhody v razvitii predprinimatel'stva v sel'skom khozyaistve severnykh regionov: opyt shtata Alyaska (SShA)// Innovatsionnoe razvitie ekonomiki №3(39) – 2017
7. Gromyko V. V. Novaya ekonomika, kreativnaya ekonomika i prochie ponyatiinye innovatsii v ekonomicheskoi teorii //Vestnik Rossiiskogo ekonomicheskogo universiteta im. GV Plekhanova. – 2012. – №. 3.
8. Deryugina I.V. Sel'skoe khozyaistvo mira: proshloe i budushchee 1980-2010-2050. – M.: Izdatel'stvo «Pero». 2015.-128 str.
9. Makeeva O. V. Ispol'zovaniya priemov landshaftnogo dizaina dlya formirovaniya raznoobraziya rastitel'nogo mira ekosistemy //Rol' botanicheskikh sadov i dendrariev v sokhranenii, izuchenii i ustoichivom ispol'zovanii raznoobraziya rastitel'nogo mira. – 2017. – S. 493-495.
10. Mal'tsev A. A., Kodachigov R. V. KREATIVNYE IMPERATIVY SOVREMENNOI GLOBAL''NOIEKONOMIKI: VOZMOZhNOSTI DLYa SEL''SKOGO KhOZYaISTVA //Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. – 2013. – №.
11. – S. 13-19. 11.Suprun V.A. Intellektual'nyi kapital: Glavnyi faktor konkurentosposobnosti ekonomiki v XXI veke. Izd. 3-e.– M.: LENAND, 2016. – 200s.
12. Florida, Richard. Kreativnyi klass. Lyudi, kotorye sozdayut budushchee / Richard Florida; per. s angl. N. Yatsyuk; [nauch. red. R. Khusainov]. – M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2016 – 384s.
13. Chiksentmikhaii M. Kreativnost'. Potok i psikhologiya otkrytii i izobretenii / Mikhai Chiksentmikhaii [Per. s angl. I. Yushchenko].– M.: Kar'era Press, 2017.–528s.
|