Library
|
Your profile |
Culture and Art
Reference:
Pervushina E.V.
Relevant questions in studying dance ditty
// Culture and Art.
2021. № 7.
P. 17-26.
DOI: 10.7256/2454-0625.2021.7.33808 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=33808
Relevant questions in studying dance ditty
DOI: 10.7256/2454-0625.2021.7.33808Received: 02-09-2020Published: 02-08-2021Abstract: The object of this research is a Russian dance ditty (folk song consisting of four-lined couplet). The subject of this research is the emergence and proliferation of dance ditty across the Russian regions, its nature and entwinement with the dance song, as well as active popularization in the late XIX – early XX centuries. Special attention is given to the existing scientific versions of the emergence of this genre. The author underlines the importance of in-depth study of dance ditty as a folk genre the choreographers and folklorists rely on in their work. The question is raised on the need for comprehensive examination of the Russian regional dance ditty, since it is encompasses a vast layer of types, subtypes, performing, musical and dance peculiarities of all Russian regions. The novelty of this work lies in the attempt to determine the factors of emergence and popularization of dance ditties. The analysis of folklore material (song collections, etc.) for the purpose of establishing correlation between dance ditties and dance songs, quadrilles, its particular types and forms suggests achieving the goal set in this article. The goal of this research is to reveal the reasons for the existence and popularity of dance ditties in different Russian regions. The author develops a new version of the emergence of ditty from dance songs during the quadrille performance. The acquired results reveal close interrelation between ditty and dance songs alongside the development of folk choreography and song repertoire, and draws the interest of experts to dance ditties. Keywords: ditty, dance, song, quadrille, dance figures, tune, regional features, Russia, measure, saltationБолее ста пятидесяти лет частушка сопровождает жизнь русского человека. Ее популярность особенно была велика в середине прошлого столетия. Сегодня, среди многочисленных сборников русских частушек, мало таких, в которых уделяется особое внимание плясовым частушкам. А ведь именно таких — плясовых частушечных сборников, отдельно изданных, очень не хватает для восстановления кадрилей и плясок с частушками, бытовавших в России в конце XIX — начале XX в. Хотелось бы понимать под какие именно частушки и частушечные наигрыши плясали в том или ином регионе кадриль, одиночные, парные и массовые пляски. Распространившиеся разновидности плясовой частушки нуждаются в изучения. Данная статья — это попытка восстановить справедливость, привлечь внимание к изучению именно плясовых частушек, разобрав их по наигрышам и бытованию в определенных плясках и кадрилях в различных уголках России. Согласно названию статьи, она должна содержать обзор литературы, посвященной частушке, а также опредиление предмета исследования: что же представляет собой понятие «плясовая частушка». Однако эти необходимые параметры были подробно рассмотрены в статье, посвященной вопросам возникновения плясовой частушки [14]. Под плясовой частушкой понимается такой вид частушки (припевки, дробушки, или подобного наименования, так как для разных регионов свойственны разные названия этого четверостишия), которое исполняется: Перед пляской; Во время пляски, приплясывания; Сразу после пляски; «В подпляску» (частушка вместо аккомпанемента). Голосовое исполнение плясовой частушки (выкрикивание, припевание) может быть сольным, дуэтным или групповым. Частушки основного типа поются при пляске и без нее, а плясовые — только с пляской, приплясыванием или вместо музыкального сопровождения для пляски. Тема плясовой частушки, это часто сама пляска, какие-либо ее движения, со смысловыми вставками (ирония, откровение, насмешка, признание, любовные отношения, ревность, соперничество, бытовые зарисовки и т. п.), а также ритмически и интонационно акцентированные ударения в слогах слов частушки. Импровизация всегда является неотъемлемой чертой частушки, она открывает простор для самовыражения исполнителя. Плясовая частушка в большинстве своем четырехстрочная, но бывает и двухстрочная («Яблочко» и «Страдания») и комбинированная (чередование протяжной двухстрочной и быстрой четырехстрочной частушки). Анализируя возникновение и популярность плясовой частушки в России, можно проследить ее очень быстрое распространение от столицы — Санкт Петербурга — в Южные, Юго-Западные, Северные и Восточные районы страны. Вообще частушка, как жанр, распространилась по регионам гораздо раньше, к середине XIX в. она была уже в Сибири, и весьма популярна. Но именно про плясовую частушку совершенно нет исследований в это временной период. Анализируя исследования региональной частушки [4, 16, 17], можно сделать вывод, что частушка была более разнообразна и колоритна на Юго-Западе и в черноземных областях России в конце XIX — начале XX в., а в центральной части России, Сибири, на Урале и на Севере бытовала в основном частушка в кадрили, ее видах и отдельных ее фигурах. Отдельно остановимся на Северной плясовой частушке. Хореография Северной кадрили очень отличается от других регионов. Известно, что она однообразна и более сдержана. Северные кадрили «ходили», а не плясали. Потому и плясовая частушка здесь имеет свои особенности. Плясовые песни и плясовые частушки не разделялись, все они назывались «частыми». Северная плясовая частушка, можно предположить, является ранней, переходной формой плясовой частушки [6, c. 34]. Самыми распространенными плясовыми частушечными наигрышами на всей территории России в начале XX в. были: «Барыня», «Камаринская» (она же «Во Лузях»), «Страдания», «Матаня», «Цыганочка» (она же «Сербияночка»), «Калинка», «Полька», «Казачек». Серия частушек «Семеновна» возникла позже других, в послевоенное время, в середине XX в. А вот «Яблочко» и «Бочка» были популярны уже перед революцией [19, с. 474]. В начале XX в. основной тип плясовой частушки формировался к Северу и на Восток от Центра России [16, с. 26]. На Севере в основном бытовали кадрили и ее фигуры. А вот в Карелии, например, частушки, более размеренные по ритмике, по темпу, пелись в спокойной манере и не имели ничего общего с пляской [13, с. 17]. Больше на Севере были популярны хороводы наборные и игровые. В большинстве районов России бытовала традиционная четырехстрочная частушка, в Нижнем и Среднем Поволжье, на Юге России были распространены «Страдания» — особый вид любовной частушки. «Страдать» здесь означает любить, томиться. В «страданиях», в отличие от других видов, всегда есть куплет. Согласно И. И. Веретинникову [4], на сегодняшний день в Белгороде и окрестностях, например, встречаются, помимо известных плясовых наигрышей, такие редкие, как: «Тараторка», «Дуся» и «Акулина», которые нечасто можно встретить в других регионах России. Тамбовская область имеет также свой огромный репертуар плясовых частушек и частушечных наигрышей. Здесь бытуют такие редкие наигрыши, как «Канарейка», «Досада», «Шарлотского», «Кирсановского» (лирические частушки-страдания), «Базар» и «Шамиля», а также пляски с частушками «под драку», «кулачные бои» с мужскими частушками [17, с. 20]. Очевидно, каждый район России, каждое поселение может похвастаться своими самобытными частушечными наигрышами, плясками и частушками. Напевы, мелодии и ритмические рисунки многих плясовых частушек различаются, но в тоже время схожи своей тематикой и экспрессией. Все плясовые частушки отличает особый четкий танцевальный ритм и рифма, с перенесенными привычными ударениями, удобными для сопровождения плясок под определенный наигрыш. Ритм в частушке музыкально-тактовый природы, строка имеет музыкально-тактовое измерение, что доказывает ее близость с ритмической плясовой песней. В строке частушки всегда учитываются тактовые доли, которых почти всегда восемь, что определяет ее тесную связь с пляской, ритм которой, как правило, восьмидольный. Наигрыши плясовых частушек в большинстве своем похожи. Например, напев «Акулины» похож с «Камаринской» и «Калинкой», «Барыня» где-то называется «Русской», в Воронежской области — «Купырками», в Липецкой области — «Круговой» или «Чумовой». Очень быструю «Барыню» называют и «Бешенной». «Барыня» является самой распространенной и узнаваемой не только в России, но и в других странах мира. Каждый регион «Барыню» переигрывал по-своему, придумывал свой вариационный язык. Часто «Барыню» сопровождают частушки, исполняемые с перерывом, чтобы исполнить оригинальное плясовое «колено». В двухстрочных «Страданиях» характер исполнения более мягкий, напевный и медленный. К «Страданиям» относятся и «Досада». В Липецкой области «Канарейку» относят к «страданиям», она имеет синкопированный ритм и ее напев похож с «Досадой». А вот известная Курская круговая массовая пляска «Тимоня», например, схожа с шутливой Воронежской хороводной песней «Посеяли лен за рекою». Широко были распространены известные старинные припевки «Ерема и Фома», которые назывались еще «небылицами». К этому же виду плясок под частушки можно отнести и «Бычка», мелодия которого была схожа с «Камаринской». В Сибири, на Алтае и Дальнем Востоке более популярна чем в других регионах была пляска под частушку «Подгорная». В Тамбовской области «Подгорная» трактовалась преимущественно как мужская пляска. А в Тульской области специально для пения частушек использовался именно наигрыш «Подгорной». На Дальнем Востоке «Подгорные» делятся на «Подгорную плясовую» и «Подгорную русскую», в последней объединяются частушка и танец. От общего числа собранных и записанных частушек, в середине XIX в., совершенно нет сведений о бытовании именно плясовых частушек. Д. К. Зеленин в своем частушечном сборнике, в начале XX в., еще не разделяет плясовые частушки в отдельную главу. В «Песнях деревенской молодежи» 1903 года он объединяет их в другие главы, в том числе в главу «Гулянья, беседки, вечерки и другие собрания молодежи» [11, с. 29], а в «Сборнике частушек Новгородской губернии» 1905 года в главу «Шутливые характеристики» [10, с. 227]. В 1908 году П. А. Флоренский в собрании частушек Костромской губернии, выделяет плясовой вид частушек, которые называет «веселыми». Он указывает на то, что этот вид поется «в подпляску», т.е. служит исполнителям вместо музыки. К ней же относит «выкрички» на пляске [21, с. 422]. Также П. А. Флоренский описывает плясовую частушку как хороводную, имеющую чрезвычайно быстрый темп, выдержанный ритм и заразительную веселость. Красоту формы плясовой частушки он заключает в двух родах ударений (сильном и слабом) [21, с. 428]. В известном «Сборнике деревенских частушек» В. И. Симакова 1913 года [18] плясовым частушкам уже отведен отдельный раздел. Это означает, что пляска с частушкой становилась все более популярной и к середине XX в. В 1936 году Евгений Гиппиус обозначает частушку - пляску, как особую разновидность частушечного жанра, рассматривая ее происхождение и музыкальное содержание, на ряду со страданиями [6, c. 48]. Без частушки и пляски не обходились ни одни посиделки и плясовые вечера, на которых не умолкала гармонь. Именно молодежь стала называть пляски — танцами [20, с. 118]. Гармонист обычно начинал игру с «Русской» пляски, затем, как правило плясали кадриль. Кадриль — это особый и интереснейший вид массовых плясовых композиций с частушками, состоящих из множества фигур. Их число зависело от региона и наигрыша. Кадриль, как вид хореографии, в России появилась в первой половине XIX века в высших кругах общества и именовалась «Французской». В конце XIX века в России стали весьма популярны кадрили «на русские темы». Эта попытка соединить французский танец с русской песней оказалась очень востребованной. Аранжировки из русских песен для кадрили появилась у Н. Титова, позже появился дивертисмент русских песен, составленный П. Камкиным и другими композиторами. [7, с. 201]. В 1897 году в статье «Этнографическое обозрение» А. Балов писал, что вместе с кадрилью и «Лансье» стали весьма популярны «короткие танцы», которые представляли из себя видоизменения фигур кадрили. В том случае, когда исполнителей фигур кадрили было мало, а это было связано с маленькими площадями крестьянских изб, то фигуры сменялись быстро, поэтому танцующие успевали спеть лишь несколько строф из плясовой песни, а с новой фигурой менялся и наигрыш, и возможно менялась сокращенная плясовая песня [2, с. 103]. Самым популярным танцем в столице и крупных городах в конце XIX века была именно кадриль. Танцевали «линейные», «квадратные», «угловые» и «круговые» кадрили. В большинстве своем кадрили и ее разновидности («Чижик», «Полька», «Лансье», или «Заинька», существовавший только в Вологодской области, и др.) распространялись в центральных районах России, на Севере, Урале и в Сибири. Интересно, что что в Белгородской и Курской областях кадриль встречается крайне редко. И это требует отдельного исследования. Кадрили танцевали под короткие плясовые песни и частушки, которые как самостоятельно, так и в сочетании с аккомпанементом различных музыкальных инструментов иногда сопровождают всю кадриль, но чаще — ее отдельные фигуры [8, с. 388]. Фигуры кадрили разделяла остановка в музыкальном сопровождении и смена наигрыша. У каждой фигуры было свое название, некоторые фигуры так и назывались «под частушку». К сожалению, частушки, которые исполнялись во время кадрили, совершенно не изучены, но есть основания полагать, что сокращению популярных плясовых песен к началу XX века способствовала именно кадриль и ее быстро сменяющиеся короткие фигуры, которые плясали по очереди. Часто фигура кадрили заканчивалась поцелуем в Центральной Росии и кружением с рукопожатием на Севере. В статье «Деревенское веселье в Вологодском уезде» в 1864 году В. Александров писал, что «молодцы иной раз и не допевают песни, или выбирают самую коротенькую, только чтобы поскорее поцеловаться» [1, с. 175]. З. И. Власова, в статье «Частушка и песня» исследовала путь сокращения плясовых песен, использование в частушке песенного начала и песенного двустишья. По ее работе ясно, что плясовая частушка берет свое начало именно в сокращенной плясовой песне, а также в переделанных романсах и популярных эстрадных песнях [5, с. 107]. Новые придуманные частушки распевались и на старые традиционные напевы. Русские плясовые песни в большинстве своем также, как и частушки двухдольного размера, ритмика их довольно проста и единообразна. Музыкальное сопровождение русской пляски часто начинается медленно, потом убыстряется и доходит до кульминации с быстрым, иногда «бешенным» темпом. При исполнении плясовых частушек самым популярным музыкальным аккомпанементом, являлась гармошка (венская двухрядка), которая особенно полюбилась среди молодежи. Вечера и праздники не обходились без нее. Она позволяла заменить бытовавшее ранее двухголосное пение. Ее берегли, продавали последнее чтобы купить, ласково называли «тальяночкой». Реже бытовали другие инструменты: гусли, балалайка, жалейка. Были популярны также пляски под игру «на губе», «под язык» и пляски под саму частушку. Но именно гармонь была и остается в России самой востребованной при исполнении плясовых частушек. Популяризация частушки была огромная, многочисленные народы России перепевали, переводили и переделывали плясовые частушки под свои традиции, называя порой их «заносными» [15, с. 3]. Урал и Сибирь активно пополняли свой репертуар плясовыми частушками, когда началось промышленное и транспортное освоение этих территорий. На Кузбассе, например, плясовая частушка также значительно вытеснила плясовые песни. [3, с. 20]. В Советской России частушка служила средством агитационной пропаганды социализма, что значительно способствовало ее распространению. О распространении частушек в странах — соседях России существуют спорные мнения. Некоторые, например, определенно утверждают, что на Украине и в Белоруссии русская частушка сблизилась с традиционными твердыми формами четырехстишных бытовых (застольных, гостевых и других) песен. Она соединилась с украинскими «Коломийками», с белорусскими «Скакухами» [12, с. 51]. Другие наоборот считают, что именно русская частушка берет свое начало из малорусских плясовых песен, которые были чрезвычайно популярны в России в конце XIX в. Утверждается, что «Коломийки» имеют иронический, ритмический и плясовой характер. Они вполне могли перерасти в русские плясовые частушки, объединяясь с русскими плясовыми припевками [9, с. 370]. На сегодняшний день существует множество версий о возникновении частушек в России. Д. К. Зеленин в начале XX века считал, что частушка является новым явлением, как литературный тип. [11, с. 77]. Напротив, П. А. Флоренский, утверждал, что частушка была предшественницей древнего рода песни. Он утверждал, что на ее древность указывают лубочные картинки с частушками [21, с. 422]. К большому сожалению, эта тема мало изучена. О невнимательном отношении к плясовой частушке (частушке — пляске), о переплетении ее с кадрилью и ланце, о ее роли в развитии и распространении плясовой частушки в Центральных районах России в первой половине XX в., о возникновении новых видов плясок из плясовых частушек в своем труде пишет Евгений Гиппиус. Он прежде всего указывает на тесную взаимосвязь и трансформацию стиха, самобытного местного наигрыша и самой пляски, об огромном значении творчества гармониста и исполнителя [6, c. 47]. Плясовая частушка, кадриль и ее виды, пляска с частушкой и под частушку в отдельных регионах России обладает своими неповторимыми особенностями. Плясовая частушка, как правило, не имеет закрепленного текста за определенной мелодией. Тексты «Матани», например, могут быть похожими, но «начинка» частушек переделывается под местность исполнителя (например, любимый на Урале «боля», в Новгороде — «прияточка», в Архангельске — «ягодиночка»). Или, например, разновидностью «Матани» является наигрыш «Елецкого» или «Рязаночки», но основное отличие этих плясок в Липецкой области именно в хореографии. Пляска под «Елецкого» больше похожа на фигуру кадрили, т.к. исполняется она со сменой пар танцующих, а пляска «Матани» исполняется по одному или в парах по кругу, с выходом в центр, и остановками. Почти любая пляска под частушку начиналась с «Зачинных» частушек, в которых происходит как бы зазывание на пляску, далее частушки-приветствия: «Все пришли, по лавкам сели», позже мог идти «Частушечный диалог», «Частушки о пляске и плясунах» или общий перепляс. Тоже самое структурное построение имеет любая пляска под плясовую песню, которая зависела от количества танцующих и от тесноты помещения, от мужского или женского исполнения. Вот небольшие примеры бытовавших кадрилей и плясок с частушками в некоторых областях России в XX в.: — Архангельская: «Рассыпуха» и «Топтуша», «Раздайся круг», «Девятка»; — Белгородская: «Дуся», «Акулина», «Тараторка», «Круговая», «Каравай», «Я вторничала, понедельничала»; — Брянская: «Полька», «Страдальческая», «Брянская раззадора», «Севская», «Ой, рива, рива»; — Вологодская: «Груня», «Сударушка», «Чижик», «Березонька», «Ланчик», «Субботка»; — Вологодская: «Тальянка», «Сударушка», «Метелица», «Груня», «Березонька», «Ланчик», «Кружка», «Заинька», «Метелица»; — Воронежская: «Разнесуха», «Жалейка», «Хороводные частушки», «Елочки-сосеночки», «Купырки», «Посеяли лен за рекою»; — Вятская: «Дайте круг пошире», «Бабушка», «Козел»; — Ивановская: «Ночка», «Сармач»; — Костромская: «Козуля», «Кузовок»; — Липецкая: «Бешенная», «Трепак», «Подковырка», «Елецкая», «Полька с каблучка»; — Московская: «Клинская кадриль», «Травушка-муравушка»; — Новгородская: «Лансея», «Плясать пойду»; — Орловская: «Златые горы», «Колчак», «Толчак», «Ливенский вальс», «Проходка»; — Петербургская: «Оятская кадриль», «Шестера», «Волховская кадриль», «Восьмера»; — Псковская: «Сиротинка», «Ползунок», «На парочка», «Эх, да топни-ка, нога»; — Ростовская: «Тацианка»; — Рязанская: «Рязаночка», «Шандарба», «Бряночка», «Прибаутки»; — Самарская: «Самарка»; — Саратов: «Карачанка», «Саратовская кадриль»; — в Сибири: «Подгорная», «Тараторка», «Гирики-чигирики», «Елочки — метелочки», «Махонька»; «Иркутяночка», «Табора»; в частности, в Красноярском крае: «Воталинка»; — Смоленская: «Степанида», «Катя»; — Тамбовская: «Кирсановского», «Шарлотского», «Шамиль», «Канарейка», «Досада», «Топотуха», «Базар», «Белая береза», «Рассказовская», «Растащиха», «Трам-блям», «Ночная»; — Тверская: «Тальянка», «Калининская кадриль»; — на Урале: «Узелок», «Голубка», «Уралочка». Эти перечисленные выше пляски и кадрили под частушку лишь мизерная часть из имеющихся. Однако даже она уже дает возможность понять, как разнообразна плясовая частушка в России и как широко она распространилась. Областные особенности плясок и частушек, их изучение необходимо учитывать постановщиками — хореографами, вокалистами и фольклористами. Одна только кадриль с частушками имеет богатейший региональный репертуар, например, от своего места пребывания: «московская», «тверская», «волжская», «уральская», «ярославская», «саратовская», «дорогорская», «череповецкая», «красносельская», «сушевская», «яковлевская», «вохомская» и т.п. Распространение кадрили было стихийным, от аристократических балов в крупных городах через крепостных слуг и служащих в села и деревни. Пляска и ее фигуры на местах видоизменялась, мелодия наигрышей была везде по-своему оригинальна. Именно в народе появились разновидности кадрили: «Четвера», «Шестера», «Семера», «Восьмера» и «Девята». Фигуры кадрили могли исполняться и как отдельные пляски: «Барыня», «Матаня», «Полька», «Камаринская», «Топотуха» и др. Частушка являлась и является спутником кадрили, поэтому ее распространение и бытование происходило вместе с кадрилью и плясками. До сегодняшнего дня нет четкого определения, что именно повлияло на возникновение и быстрое распространение плясовой частушки, что именно способствовало сокращению плясовых и хороводных песен. Стала ли именно плясовая частушка первоначальной четырехстрочной формой? Необходимо проводить дополнительные исследования по этим вопросам. Но одно очевидно, что пляска, возможно именно кадриль и ее отдельные фигуры, исполняемые под частушку, имели решающее влияние на ритмические, содержательные и возможно структурные ее формулы, на распространение плясовой частушки во всех уголках России. Для исследования этого вопроса необходимо проследить возникновение, бытование и распространение кадрили и ее видов в России, изучить кадрильный частушечный репертуар в регионах нашей страны. С сожалением надо констатировать, что на сегодняшний день танцы под частушку, поставленные на материале регионального русского танца и активно распространяемые благодаря многочисленным фестивалям, однообразны по композиции, но главное — очень часто не связаны с этнографическим материалом указанного региона. В результате безответственного отношения к сокровищам русской народной культуры, утрачивается самобытность, неповторимость, колоритность, историческая достоверность и чистота русского искусства. Для исправления сложившейся ситуации необходимо бережно обрабатывать фольклорный танец и плясовые частушки, чтобы на сцене они не потеряли своей ценности. References
1. Aleksandrov. V. Derevenskoe vesel'e v Vologodskom uezde // Sovremennik. 1864. №7. S. 169-200.
2. Balov A. V. Ekskursy v oblast' narodnoi pesni // Etnograficheskoe obozrenie. 1897. № 2. S. 93-104. 3. Bogomolova V. G. Sovremennoe sostoyanie pesennoi traditsii russkogo naseleniya Kemerovskoi oblasti: avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata filologicheskikh nauk. 2005 / Chelyabinskii gosudarstvennyi universitet. Chelyabinsk: ChGU, 2005. 24 s. 4. Veretinnikov I. I. Belgorodskaya chastushka: uchebno-repertuarnoe posobie dlya lyubitel'skikh kollektivov, uchebnykh zavedenii kul'tury i iskusstva. 2016 / Gosudarstvennoe byudzhetnoe uchrezhdenie kul'tury, Belgorodskii gosudarstvennyi tsentr narodnogo tvorchestva. Belgorod: GBUK, 2016. 80 s. 5. Vlasova Z. I. Chastushka i pesnya (k voprosu o skhodstve i razlichii) // Russkii fol'klor. Materialy i issledovaniya / AN SSSR; IRLI; otv. red. V. E. Gusev. T. 12. Iz istorii russkoi narodnoi poezii. L.: Nauka, 1971. S. 102-122. 6. Gippius E. V. Intonatsionnye elementy russkoi chastushki // Garmonika: Istoriya, teoriya, praktika. Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii 19-23 sentyabrya 2000 g. Maikop: Izdatel'stvo Agu, 2000. S.27-76. 7. Dudkov E. V. Razvlekatel'naya kul'tura Rossii XVIII-XIX vv.: ocherki istorii i teorii, sbornik. 2000 / Gosudarstvennyi institut iskusstvoznaniya Ministerstva kul'tury RF. SPb: GII, 2000. 520 s. 8. Zakharov V. M. Poetika russkogo tantsa. M.: Svyatogor, 2004. 545 s. 9. Zelenin D. K. Vostochnoslavyanskaya etnografiya. M.: Nauka, 1991. 522 s. 10. Zelenin D. K. Sbornik chastushek Novgorodskoi gubernii // Etnograficheskoe obozrenie. 1905. №2. S. 164-230. 11. Zelenin D. K. Pesni derevenskoi molodezhi. Vyatka: Gubernskaya tipografiya, 1903. 88 s. 12. Knyazev V. Zhizn' molodoi derevni. SPb: Izdatel'stvo M.G. Kornfel'da, 1913. 270 s. 13. Koski T. A. Karel'skie chastushki. Petrozavodsk: Izdatel'stvo «Kareliya», 1985. 128 s. 14. Pervushina E. V. K voprosu o vozniknovenii plyasovoi chastushki v Rossii // Kul'tura i obrazovanie. 2020. №2 (37). S. 41-46. 15. Putintsev A. M. Chastushki-pripevki. Kazan': Tipografiya Imperatorskogo universiteta, 1911. 8 s. 16. Selivanova F. M. Chastushki. M.: Sovetskaya Rossiya, 1990. 701 s. 17. Sem'yaninov Ya. V. Tambovskie chastushki: istoriya, kommunikativnye formy, zhanrovo-stilevaya klassifikatsiya: avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata iskusstvovedeniya 2016. / Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L. V. Sobinova. Saratov: FGOU VO, 2016. 29 s. 18. Simakov V. I. Sbornik derevenskikh chastushek. Yaroslavl': Tipografiya Nekrasova K.F., 1913. 364 s. 19. Sokolov Yu. M. Russkii fol'klor. M.: Gosudarstvennoe Uchebno-pedagogicheskoe izdatel'stvo narkomprosa RSFSR, 1941. 574 s. 20. Staryi i novyi byt. Sb. / Pod red. V.G. Tana — Bogoraza. L.: Gosudarstvennoe Izdatel'stvo, 1924. 144 s. 21. Florenskii P. A. Sochinenie v chetyrekh tomakh. T.1. M.: Izdatel'stvo «Mysl'», 1994. 550 s |