Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Pedagogy and education
Reference:

Application of the “World Café” methodology in pedagogical research

Ermakov Dmitry Sergeevich

Peofessor, the department of Psychology and Pedagogy, People's University of Friendship of Russia

117198, Russia, Moskva, g. Moscow, ul. Miklukho-Maklaya, 6

ermakovds.mioo@yandex.ru

DOI:

10.7256/2454-0676.2020.3.33694

Received:

18-08-2020


Published:

17-09-2020


Abstract: Recent transformations in pedagogical theory and practice arouse interest in innovative methods. The developed in the late XX century methodology of conducting an informal focused discourse “World Café” can be applied for solution of complex issues, integration of opinions of the experts in different fields, arrangement of group work, recapitulation, exchange of experience, etc. Currently, this technique enjoys popularity worldwide. The subject of this research is the history of creation, functional capabilities and peculiarities of application of the “World Café” methodology in pedagogical research. The article presents a brief overview of on the history of its emergence. The fundamental principles and rules of its implementation are outlined. The article reveals the peculiarities of application of “World Café” in scientific-pedagogical purposes as a qualitative method of research of socio-constructivist direction, which facilitates the dialogue, opens access to knowledge and opinions of broad range of participants, advances mutual learning, as well as serves as the source of valuable information. The author analyzed Russian and foreign examples of application of “World Café” methodology for resolving the indicated issues. The article describes the characteristics of this method in comparison with such methods of obtaining quality information as individual interviews and focus groups. Comparative merits and flaws are identified.


Keywords:

pedagogy, research, methods, World cafe, rules, discussion, data, comparison, interview, focus group


Введение

Современные трансформации в практике образования – на всех его уровнях и в разных странах, в том числе в России [1, 7, 24], – вызывают соответствующий отклик в методологии, определяя интерес к инновационным исследовательским методикам [9]. Всё активнее реализуется на практике концепция «гражданской науки» (англ. citizen science), в рамках которой в самых разных отраслях к проведению исследований, сбору и обработке информации привлекается широкий круг добровольцев [4, 11]. В ходе многочисленных конференций, круглых столов, проектировочных сессий, воркшопов, форсайтов, хакатонов и т.п. субъекты образовательного процесса (преподаватели, учителя, воспитатели и обучающиеся) выступают не только в качестве потребителей готовых педагогических знаний, но становятся источником их получения и интерпретации.

В качестве перспективного, несложного и эффективного способа создания продуктивного диалога и обсуждения, поощрения инициативы и стимулирования творчества можно рассматривать методику проведения неформальной сфокусированной дискуссии «Мировое кафе» (англ. World café), которая обладает значительным познавательным потенциалом и может использоваться в научно-исследовательской деятельности для решения сложных, комплексных проблем, интеграции точек зрения специалистов из разных областей, планирования групповой работы, подведения итогов, обмена опытом и т.п. Известна онауже более 20 лет, однако её применение в педагогике, по-видимому, только начинается.

Цель работы – обоснование функциональных возможностей и методических особенностей использования «Мирового кафе» в педагогических исследованиях. В числе задач, определяющих теоретическую и практическую значимость, – очерк истории возникновения данной методики, обобщение опыта её применения, выявление основных принципов и правил проведения. Эмпирическую базу составляет опыт реализации научно-исследовательских, практических проектов в области педагогики, отражённый в публикациях зарубежных и отечественных авторов.

Методология и методы исследования

В основу исследования положен историко-педагогический подход, позволяющий изучать «историю противоречий жизни, разрешение которых предопределяло движение вперёд общества» [2], включая осмысление общих и частных, традиционных и инновационных принципов, методов, процедур познавательной деятельности педагогов-учёных и практиков, фиксацию и интерпретацию знания в логике его развития (рефлексивный аспект); выявление идей, понятий, концепций, отражающих содержательные характеристики педагогического знания как результата рефлексии (продуктивный аспект); определение факторов и особенностей педагогической среды, а также внешней социальной и других сред, обусловливающих становление и развитие массового и индивидуального педагогического сознания, различных сторон педагогической науки и практики (средовой аспект) [3]. Методы исследования: проблемно-исторический, анализ и синтез, сравнение, обобщение, интерпретация.

Результаты и обсуждение

В 1995 г. в небольшом американском городке Милл-Валли компания из двух десятков учёных и бизнесменов собралась в доме Х. Браун и Д. Айзекса. Гости решили устроить обсуждение на улице, но начался дождь. Тогда большой компании пришлось спонтанно разделиться на несколько маленьких групп и сесть за отдельные столы внутри дома. Каждая группа начала обсуждать тему встречи, а идеи записывались на бумажные скатерти. Чтобы выслушать все идеи, участники периодически менялись столами. Общение оказалось гораздо плодотворнее, чем они могли себе представить. Так появилось «Мировое кафе» (World café) – методика неформального сфокусированного обсуждения [12].

По другой версии в конце 1950-х – начале 1960-х гг. в США в одном из кафе собрались промышленники, которые никогда до этого не собирались вместе, поскольку это было непросто. В то время столики в кафе накрывались бумажными скатертями, и участники стали записывать на них идеи, которые возникали в ходе беседы за чашкой кофе и сигарой. Результаты оказались впечатляющими, а сами промышленники не только нашли общий язык, но и объединились для дальнейшего взаимодействия [27].

Так или иначе, сегодня эта методика пользуется популярностью во всём мире. Существует много компаний, которые специализируются на ней, а также тематических Интернет-сообществ (например, World Café Europe, The World Café CommunityFoundation, TheWorld Café OnlineCommunity и др.).

Методика может применяться для решения комплексных проблем, поиска ответа на несколько вопросов одновременно и объединения разных точек зрения (в том числе специалистов из разных областей), принятия нестандартных решений, планирования групповой работы, подведения итогов (проекта, конференции, обучения, года и т.п.), обмена опытом. С помощью «Мирового кафе» можно за относительно непродолжительное время (от 40 минут до трёх часов) объединить множество людей (от 12 человек до сотен), избежать возможного недопонимания и нежелания работать совместно. Неформальная дружественная атмосфера способствует открытости при генерации идей и последующем обсуждении, снимает скованность и возможную тревожность. Во время проведения World café допускается (и даже поощряется) возможность свободно вести беседу за чашкой чая или кофе.

Проведение кафе не требует специальных умений и навыков. Основная задача ведущего – соблюдать регламент и инструктировать участников. Работа обычно проходит в пять этапов.

1) В течение 3–5 минут ведущий сообщает об основных особенностях и правилах работы, а также ожидаемом результате. Участники объединяются в группы 3–7 человек, которые рассаживаются за отдельными столами. В каждой группе выбирается «хозяин стола». «Хозяину» даётся дополнительная инструкция – сохранять полученные группой знания, фиксировать информацию и передавать её другим группам. Также нужно следить, чтобы все принимали участие в обсуждении, поощрять выдвижение идей (все варианты принимаются без критики) и разборчиво записывать. Каждая группа получает по листу бумаги (от флип-чарта) и маркеры. На листе записывается обсуждаемый вопрос. Как вариант, можно записывать идеи на маленьких стикерах и наклеивать их на флипчарт. 2) Ведущий даёт участникам время на поиск всех вариантов ответа на поставленный вопрос. «Хозяин стола» без критики фиксирует идеи. Продолжительность обсуждения зависит от сложности проблемы – обычно это 10–20 минут, не меньше (лучшие мысли приходят после некоторой «раскачки»), но и не больше (слишком утомительно и снижает азарт работы). 3) По команде ведущего участники меняются столами (обычно по часовой стрелке). «Хозяин стола» остаётся, приветствует новую команду, рассказывает, что наработано предшествующей группой. Новые участники дополняют список своими идеями (для наглядности – маркером другого цвета, в другом секторе листа). Затем по команде ведущего снова происходит следующий переход. Количество таких переходов зависит от числа столов, но не более пяти. Время обсуждения постепенно сокращается до 7–15 минут, затем до пяти. Этап зачастую называют «путешествием». 4) Команды возвращаются за свои столы (где начинали работать) и подводят итоги обсуждения, систематизируют идеи, наглядно представляют их на листах бумаги. Например, можно выделить пять ключевых идей. 5) «Хозяева» каждого стола представляют полученные группой результаты. Ведущий проводит обсуждение, подведение итогов и благодарит всех участников. Методика позволяет вести плодотворный диалог разным людям на разные темы. Группы могут работать над частями одной темы, либо рассматривать разные вопросы различного масштаба – от узких до глобальных. «Мировое кафе» проводится в формате единичного мероприятия либо масштабируется до серии встреч. Степенью спонтанности обсуждения можно управлять – привлечь в качестве ведущих, «хозяев стола» профессиональных фасилитаторов, либо распределить заранее роли среди участников за столами, или отдать выбор ролей на откуп групп. Работа не требует специального оборудования, может проводиться как в помещении, так и на свежем воздухе [6].

В рамках чётко заданной структуры создаётся непринужденная доброжелательная атмосфера. Ведущему достаточно лишь соблюдать следующие основные и понятные правила-принципы. 1) Оставайтесь в рамках контекста. Помните о цели обсуждения, выделите ключевые вопросы, пригласите для участия всех, кто обладает необходимой информацией. 2) Создайте уютную доброжелательную атмосферу. Гостям «кафе» должно быть комфортно, чтобы высказываться без опаски. Поэтому вначале уделите внимание мотивации на активную работу. 3) Подготовьте вопросы, которые помогут вспомнить необходимую информацию, запустят процесс генерации идей и простимулируют обсуждение. 4) Поощряйте участие каждого. Любой желающий принять участие в обсуждении должен иметь такую возможность. Подчёркивайте ценность индивидуального мнения и опыта. 5) Используйте обмен мнениями («перекрёстное опыление»). Возможность перехода от стола к столу, свежий взгляд, иное восприятие очень ценны. Это позволяет увидеть новые варианты и неожиданные решения, получить инсайты, почувствовать себя частью команды, важной составляющей общего успеха. 6) Прислушивайтесь как к привычным идеям, так и к неожиданным. Умение слышать собеседника – один из важнейших факторов успеха World café. Синергия коллективного интеллекта включается, когда каждый стремится не только высказаться, но и понять иную точку зрения, возможно кардинально отличающуюся от собственной. Это позволяет проявиться информации, которую сложно получить в беседе один на один (см. ниже), сделать явными для всех скрытые индивидуальные знания. 7) Делитесь коллективными открытиями. Последний этап дискуссии часто называют «сбором урожая». Идеи всех столов объединяются в общее видение. Важно представить их наглядно и визуально понятно. Для этого можно использовать заранее подготовленные графические шаблоны (со строками, рубриками, схемами, секторами и др.).

Таким образом, участники обсуждения не являются получателями готовых ответов, созданных каким-то другими авторами в других местах. Скорее они являются вовлечёнными в процесс производства знаний общественными экспертами, которые также извлекают для себя выгоду. «Мировое кафе» поощряет взаимное и рефлексивное обучение, поддерживая развитие новых сетей личных отношений, способствуя индивидуальному восприятию и когнитивному рефреймингу. Сосредоточенность на коллективном открытии нового позволяет активизировать креативность, в то время как стремление к совместному обучению обеспечивает справедливое участие. Сильной стороной для сбора данных является «перекрестное опыление» идей через последовательные раунды обмена информацией и использование комфортного социального контекста в стиле кафе [18].

В настоящее время методика применяется, в основном, в организационных целях, постепенно проникая и в академические круги [15]. В последнее время начинается активное применение «Мирового кафе» в образовании, причём как в научных (получение новых знаний; см. ниже), так и в практических (обучение) целях [8, 21, 23, 26].

С исследовательской точки зрения, это способ организации инклюзивного участия граждан в процессах изменений в сообществах, который облегчает диалог, открывает доступ к знаниям и мнениям широкого спектра участников, способствует взаимному обучению, а также выступает источником ценных сведений для исследователей. Возможность вовлечения как можно большего числа заинтересованных сторон и лиц в процесс сбора данных всё чаще признается в качестве важного обоснования проектов, направленных на поиск знаний, приносящих пользу как науке, так и обществу. Сдвиг в эпистемологии связан также с поворотом качественных исследований в сторону нарративных подходов, которые фокусируются на жизни отдельных людей, рассказанной через их собственные истории [17]. Данную методику можно отнести к социально-конструктивистскому направлению в психологии и педагогике (Ж. Пиаже, Л. С. Выготский), в рамках которого обращается внимание на взаимозависимость социальных и индивидуальных процессов в совместном конструировании знаний [20].

Как известно, эпистемологическая, методологическая концепция исследования определяют взаимообусловленный выбор соответствующего метода [14]. В этом смысле «Мировое кафе» становится ценным способом сбора данных, поскольку одной из сильных его сторон является создание возможности для участников в ходе открытого диалога поделиться своими размышлениями по заданному вопросу [13].

Так, например, методика «Мировое кафе» использовалась для решения проблем партнёрства между школой, семьей и обществом в Испании. Директора в формате конференции обсуждали трудности, связанные с партнёрством, а также передовые практики. Были выявлены способы организации партнёрства, направленные на обеспечение успеваемости учащихся (позитивное общение между школой и семьями, сотрудничество с местным сообществом, участие семьи в выполнении домашних заданий) [22].

В рамках проекта W-STEM («Построение будущего Латинской Америки: вовлечение женщин в STEM»), который направлен на сокращение гендерного разрыва в науке, особенно в областях STEM (англ. Science, Technology, Engineering and Mathematics) руководители и специалисты высших учебных заведений в формате World caféобсуждали такие темы, как: 1) государственная политика и институциональные инициативы по содействию участию женщин в области стволовых клеток; 2) институциональная политика и стратегии содействия участию женщин в деятельности на местах; 3) стратегии и механизмы привлечения и доступа молодых женщин к карьере в STEM; 4) стратегии и механизмы руководства и продвижения научной карьеры для женщин. Выводы каждого стола в виде «ментальных карт» (англ. mindmap) были представлены на общее обсуждение. Также были составлены перечни и «облака» (англ. word-cloud), отражающие частоту употребления в обсуждении тех или иных ключевых слов [16].

В Сингапуре диалоговый процесс, который помогает участвовать в конструктивном обсуждении проблем, строить личные отношения, способствовать совместному обучению и открывать новые направления практических действий рассматривается в контексте усилий по созданию национальной культуры обучения, переходу к более открытому и инклюзивному обществу в многорасовой и многоконфессиональной обстановке, включающей разнообразные национальные цели и многочисленные иерархические уровни [25]. Положительное влияние методики отмечено также в рамках университетского исследовательского проекта по продвижению ориентированных на устойчивое развитие инноваций в логистическом секторе [23].

Нами методика «Мировое кафе» использовалась при проведении семинаров на тему «“Гибкие” навыки» (в рамках образовательной сессии «Ценности и методология персонализированного образования для учителей России»). Педагоги определили наиболее важные для развития в общеобразовательной школе «гибкие» навыки (в числе которых лидируют коммуникация, самоконтроль, анализ и использование информации, планирование, рефлексия, сотрудничество, смысловое чтение), а также сформулировали предложения по разработке комплексных учебных заданий, направленных на формирование как предметных, так и метапредметных образовательных результатов [5].

Обобщение результатов многочисленных исследований позволяет определить круг данных, генерируемых при помощи World café, например: потенциальные причины конфликтов; различные цели, приоритеты, ожидания сторон; «узкие» места, препятствия, проблемы (в том числе в процессе принятии решений); отсутствие опыта и знаний, специальной (в том числе научной) подготовки; культурные различия, барьеры; каналы коммуникации и затруднения в общении, вызовы междисциплинарности, расхождения и недопонимание в определениях терминов, отсутствие ясных концепция и чётких стратегий и пр. При этом можно определить ряд преимуществ и недостатков методики по сравнению с другими распространёнными способами сбора качественных данных (таблица 1) [18].

Таблица 1 – Сравнительная характеристика способов сбора качественных данных
(«++» – сильные стороны, «–» – слабые стороны, «0» – характеристика не выражена)

Этап исследования Характеристика Способ сбора данных
Индивидуальное интервью Фокус-группа «Мировое кафе»
Планирование Продолжительность, мин. 15–60 60–120 > 90
Число участников, чел. 1 4–12 > 12
Отдельные респонденты ++ +
Группы респондентов + ++
Проведение Количество исследовательских вопросов, в час 6–15 4–6 1–3
Изучение новых тем, концепций + ++ ++
Получение общего представления + ++ ++
Глубина изучения ++ + 0
Исследование деликатных тем ++ 0
Конфиденциальность ++ + ++
Уровень взаимодействия «исследователь – участник» ++ + 0
Влияние исследователя ++ +
Спонтанная адаптация исследовательских вопросов ++ ++
Влияние статусных позиций 0 + 0
Взаимодействие с третьими лицами ++ ++
Степень реальности коммуникативных установок 0 + ++
Степень соучастия + ++
Затраты времени и усилий исследователя + ++ 0
Обработка результатов Анализ паттернов взаимодействия ++ ++
Дифференциация индивидуальных ответов ++ +
Удобство использования данных ++ + 0

Создание продуктивной среды совместной деятельности в рамках «Мирового кафе» делает данный подход в целом интересным и инновационным. Однако при этом возникает риск сомнительных предположений, а также навязывания тех или иных представлений, интерпретаций как «правильных» или «неправильных» [10].

Исследование в рамках трансформационного обучения позволило снять ряд критических замечаний в адрес данной методики (недостаточное внимание ведущих к рефлексивности, преобразующему потенциалу, межсекторальному взаимодействию и социальному неравенству). В результате разработаны следующие рекомендации [19]:

- образование – это социальное действие; коллективное обсуждение – тоже действие, а его потенциальные результаты – это социальные инновации;

- для того чтобы образование приносило пользу участникам, локальным сообществам и обществу в целом, совместное создание знаний и согласованных смыслов должно рассматриваться как важнейший катализатор устойчивых социальных изменений, основанных на личностной и социальной трансформации;

- во всех формах групповых бесед необходима критическая рефлексивность; ведущим важно учитывать, как их субъективные интерпретации или предубеждения влияют на тот или аспект исследований (начиная с выявления проблемы и заканчивая набором участников, сбором данных, анализом и подготовкой отчётов); организаторы и ведущие должны обеспечить признание в дискуссии различных точек зрения, включение и поощрение участников к тому, чтобы они были открыты для перспектив, которые могут отличаться от их собственных;

- педагоги должны распознавать «пересечения» идентичностей участников, из-за которых могут возникать привилегии и притеснения; ведущим следует рассмотреть формы привилегированных знаний или опыта, связанных с теми, кто занимает доминирующее социальное положение;

- ведущие должны устранять реальные и потенциальные барьеры, чтобы различные (в том числе маргинализированные) голоса были услышаны и учтены; инклюзивность и доступность обеспечиваются на системном уровне – включая встречи с участниками в доступных для них местах, предоставление транспорта, питания, вознаграждения и т.п.;

- ответственность фасилитаторов заключается в том, чтобы идентифицировать свои ценности, убеждения и предубеждения, размышлять о них, обсуждать, критически рассматривать и расширять своё собственное сознание и сознание коллектива; принимать во внимание, что они сами могут выступать в качестве как ресурса, так и помехи для группового процесса;

- ведущие должны признавать свои привилегии, чтобы смягчить сознательное или бессознательное злоупотребление властью; педагоги не должны брать на себя роль менторов или экспертов, принимая статус соучеников; в то же время к их привилегиям относится выбор места и времени встречи, обсуждаемых вопросов, именно они помогают консолидировать идеи всех участников в единое знание.

Заключение

Итак, World café – простая, но продуктивная методика, способствующая конструктивному диалогу и совместному проектированию инновационных действий. Любое заинтересованное лицо может принять участие в работе кафе, чтобы повысить коллективные возможности обмена знаниями. По мере того, как сеть контактов и связей расширяется, открывается новое понимание важных для индивидуумов и общества вопросов и проблем, в том числе педагогических.

Проведённый исторический обзор, обобщение опыта применения «Мирового кафе» в академических целях позволяют определить перспективность использования данной методики в педагогических исследованиях, в частности, при изучении новых проблемных тем, выявления целей, приоритетов и ожиданий сторон, «узких» мест, дефицитов, затруднений и препятствий в деятельности и т.д. При этом знания получаются в концентрированном, обобщённом виде, а затраты времени и усилий исследователя для получения нужной информации могут быть ниже, чем при использовании аналогичных качественных методов.

References
1. Alferov Zh. I., Sadovnichii V. A. Obrazovanie dlya Rossii XXI veka // Obrazovanie, kotoroe my mozhem poteryat'. M. : Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 2002. S. 12–23.
2. Bim-Bad B. M. Ocherki po istorii i teorii pedagogiki. M. : Izdatel'stvo URAO, 2003. 272 s.
3. Bobryshov S. V. Istoriko-pedagogicheskoe issledovanie razvitiya pedagogicheskogo znaniya: metodologiya i teoriya. Stavropol' : Izdatel'stvo SKSI, 2006. 300 s.
4. Volkova A. V. Potentsial «grazhdanskoi nauki» v obshchestvenno-politicheskom razvitii // Sotsial'no-politicheskie issledovaniya. 2019. № 1. S. 41–50.
5. Ermakov D. S. Personalizirovannaya model' obrazovaniya: razvitie «gibkikh» navykov // Obrazovatel'naya politika. 2020. № 1. S. 104–112.
6. Litvin I. Metody fasilitatsii: «Mirovoe kafe» (The World Cafe, svіtove kafe). URL: https://newrealgoal.com.ua/fasilitacionnyj-metod.html.
7. Obrazovanie dlya slozhnogo obshchestva : doklad Global Education Futures / P. Luksha, Dzh. Kubista, A. Laslo, M. Popovich, I. Ninenko. M. : Rossiiskii uchebnik, 2018. 212 s.
8. Tekhnologiya «Mirovoe kafe» v shkole (13.03.2020). URL: https://education.yandex.ru/teacher/posts/tekhnologiya-mirovoe-kafe-v-shkole.
9. Khutorskoi A. V. Pedagogicheskaya innovatika: metodologiya, teoriya, praktika. M. : UNTs DO, 2005. 221 s.
10. Aldred R. From community participation to organizational therapy? World Café and appreciative inquiry as research methods // Community development journal. 2011. Vol. 46. № 1. P. 57–71.
11. Analyzing the role of citizen science in modern research / eds. C. Luigi, P. Jaume. Hershey, PA : IGI Global, 2017. 382 p.
12. Brown J., Isaacs D. The World Café: shaping our futures through conversations that matter. San Francisco, CA : Berrett-Koehler Publishers, 2005. 264 p.
13. Carson L. Designing a public conversation using the World café method // Social alternatives. 2011. Vol. 30. № 1. P. 10–14.
14. Carter S., Little M. Justifying knowledge, justifying method, taking action: epistemologies, methodologies, and methods in qualitative research // Qualitative health research. 2008. Vol. 17. № 10. P. 1316–1328.
15. Fouché C., Light G. An invitation to dialogue ‘The World Cafe’ in social work research // Qualitative social work. 2010. Vol. 10. № 1. P. 28–48.
16. Garcia-Penalvo F. J, Bello A., Dominguez A., Chacon R. M. R. Gender balance actions, policies and strategies for STEM: results from a World Café conversation // Education in the knowledge society. 2019. Vol. 20. P. 31-1–15.
17. Klug T. Dialogue and innovation World café as a contemporary format for dealing with questions that matter // Narrative and innovation. Management – culture – interpretation. Wiesbaden : Springer, 2013. P. 69–86.
18. Löhr K., Weinhardt M., Sieber S. The “World Cafe” as a participatory´ method for collecting qualitative data // International journal of qualitative methods. 2020. Vol. 19. P. 1–15.
19. Lorenzetti L. A., Azulai A., Walsh C. A. Addressing power in conversation: enhancing the transformative learning capacities of the World Café // Journal of transformative education. 2016. Vol. 14. № 3. P. 200–219.
20. Palincsar A. S. Social constructivist perspectives on teaching and learning // Annual review of psychology. 1998. Vol. 49. P. 345–375.
21. Prewitt V. Working in the café: lessons in group dialogue // The learning organization. 2011. Vol. 18. № 3. P. 189–202.
22. Rojas I. B., Larrea V. A., Barandiaran A. A. School, family and community partnerships, from the perspective of secondary school management teams // Revista de investigacion en educacion. 2019. Vol. 17. № 2. P. 86–102.
23. Ropes D., van Kleef H., Douven G. Learning in The World Café: an empirical evaluation // Journal of workplace learning. 2020. Vol. 32. № 4. P. 303–316.
24. Schleicher A. World class: how to build a 21st-century school system (strong performers and successful reformers in education). Paris : OECD Publishing, 2018. 304 p.
25. Tan S., Brown J. The World café in Singapore: creating a learning culture through dialogue // The journal of applied behavioral science. 2005. Vol. 41. № 1. P. 83–90.
26. World cafe («Mirovoe kafe») kak tekhnologiya resheniya problemy za chashkoi chaya. URL: https://mbdou32.krn.prosadiki.ru/media/2018/09/02/1231325286/World_cafe.pdf.
27. World cafe (Mirovoe kafe) – metod sfokusirovannogo neformal'nogo obsuzhdeniya (11.10.2015). URL: https://rulesplay.ru/articles/mirovoe-kafe-reshaem-problemy-za-chashkoy-chaya.