Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Litera
Reference:

"Livre qui traictera de toutes sortes de poëmes": a list of genres of "French poetic art" by Pierre Lodin d'egalier

Kropacheva Kseniya Aleksandrovna

Postgraduate student, the department of History of Foreign Literature, M. V. Lomonosov Moscow State University

119234, Russia, Moskva oblast', g. Moscow, ul. Leninskie Gory, 1, str. 51

kropacheva93@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-8698.2020.8.33594

Received:

28-07-2020


Published:

04-08-2020


Abstract: This article is devoted to the specifics of the functioning of normative poetics in France at the turn of the XVI-XVII centuries on the example of "French poetic Art" by Pierre Lodin d'aigalier. The author of the treatise raises a fairly wide range of issues in his work, but the subject of our study is only one rather narrow aspect: the problem of the gradual systematization of genres in France of the XVI century. The purpose of the study is to study the list of genres of "French poetic Art" by Pierre Lodin d'aigalier, to determine what its uniqueness is, and also to find out what role this treatise played in the process of forming a system of genres. The novelty of the work consists in an attempt to comprehensively consider the question of the gradual formation and formation of the genre system in French poetry. Loden's poetic art is practically not studied in the Russian literary tradition, and therefore this study becomes relevant for expanding ideas about the theoretical texts of the French Renaissance. We can identify a number of features that allow us to talk about the special role of the treatise in the formation of the French genre system. Firstly, Pierre Lodin d'aigalier characterizes the current situation of genres, which contributes to rethinking the meaning of a particular form within the framework of a gradually emerging system. Secondly, Loden includes solid forms in his list of genres, such as le, virelle, kok-a-lan, blazon, which the poets of the Pleiades called for to be discarded. Thirdly, "French Poetic Art" stands out among other treatises by its desire to fix the real situation of modern poetry by describing new genres that were not previously mentioned in theoretical treatises. Thus, the "French Poetic Art" by Pierre Lodin d'aigalier presents an original list of genres, one of the main goals of which is to summarize the evolution of national literature and the theory of poetry by the end of the XVI century.


Keywords:

Pierre Lodin, France, Renaissance, Theory of poetry, Normative poetics, Poetic art, Genre form, List of genres, Genre system, Evolution of theoretical thought


Как известно, во Франции XVI век был богат на события и литературные революции, в том числе в области теории поэзии, а потому его вполне можно назвать веком перемен. Теоретический трактат, которому посвящена статья, «Французское поэтическое искусство» Пьера Лодена д’Эгалье, был опубликован в 1597 г., что позволяет воспринимать его как своеобразный итог XVI века. По мнению Элен Наис, интересующее нас произведение «достаточно полно отражает ситуацию, в которой оказалась французская поэтическая традиция на рубеже веков, в период поиска дальнейшего пути развития» [12, p.125]. Более того, его автор подводит итог эволюции теоретической мысли, анализируя все наиболее значимые трактаты своих предшественников и либо закрепляя, либо отбрасывая их идеи и достижения. Одной из важных особенностей «Французского поэтического искусства», на которой мы хотели бы остановиться, является оригинальный перечень жанров, который предлагает Лоден д’Эгалье. В настоящей статье мы намерены более подробно изучить жанры, представленные во «Французском поэтическом искусстве», определить, в чем заключается их своеобразие, а также выяснить, какую роль сыграл данный трактат в процессе формирования системы жанров.

О самом Пьере Лодене д’Эгалье исследователям известно совсем немного: он родился в 1575 году в Лангедоке, в 1595 году перебрался в Париж и за 2 года опубликовал несколько произведений, среди которых и поэтическое искусство. Однако его литературная карьера при дворе не сложилась, а потому Лоден решил вернуться в свою провинцию и стал юристом, более не возвращаясь к литературной деятельности вплоть до своей смерти в 1629 году. Подобная неизвестность автора в литературных кругах во многом объясняет тот факт, что его «Французское поэтическое искусство» ни разу не переиздавалось и в целом прошло незамеченным для современников, в отличие, например, от знаменитого манифеста Дю Белле, «Защиты и прославления французского языка», вызвавшего острую полемику, или поэтического искусства Жака Пелетье дю Мана.

Однако важно понимать, что отсутствие переизданий отнюдь не отражает литературных и теоретических достоинств произведения, что подчеркивают и современные исследователи творчества Лодена. Неслучайно Жан-Шарль Монферран называет «Французское поэтическое искусство» «самой нормативной из нормативных поэтик XVI века» [10, p. XV-XVI]: Лоден не только строго следует законам данного теоретического жанра, создавая образец для будущих поколений, но и по мере возможности исправляет недостатки своих предшественников.

В его трактате мы можем обнаружить все черты, присущие жанру нормативной поэтики: дидактизм, стремление установить и обосновать выбор образцов жанровых форм, преемственность по отношению к другим поэтическим искусствам, литературный стиль [9]. Основной моделью для Лодена становится воспринятая французами как нормативный идеал поэтика Горация, которую он нередко цитирует в первой книге своего произведения [7, p.10]. Вместе с тем, у «Французского поэтического искусства» можно выделить и ряд оригинальных особенностей.

В первую очередь нужно отметить, что автор по-своему интерпретирует предписываемую нормативной поэтикой роль наставника будущих поэтов. Лоден создает свое поэтическое искусство «для новичков, желающих продвинуться в святом и величественном призвании [поэта]» [7, p.7-8], что само по себе неоригинально. Однако – и на это стоит обратить внимание – он полагает, что продвижение возможно лишь при условии подробного знакомства новичков с историей национальной поэзии. Вероятно, поэтому он в общих чертах описывает эволюцию французской поэтической традиции, а также предлагает условную классификацию авторов своей эпохи.

Во-вторых, Лоден расширяет основную задачу создателя нормативной поэтики. Он воспринимает себя не просто как учителя или теоретика, но и как исследователя литературы, способного анализировать творчество других поэтов и аргументированно представлять свои выводы. Так, пытаясь выявить разницу между посланием и элегией, Лоден обращается к творчеству Пьера Ронсара, выдвигая гипотезу, что глава Плеяды разделяет эти жанровые формы: «Посмотрим, есть ли у Ронсара разграничение послания и элегии» [7, p.77]. Изучив его поэтические сборники, автор приходит к выводу, что для поэта и элегия, и послание представляют единую поэтическую форму, тем самым опровергая изначальную гипотезу и сообщая об этом своим читателям.

Таким образом, можно сказать, что Пьер Лоден д’Эгалье воспринимает жанр нормативной поэтики не только как трактат, призванный закрепить поэтические принципы, но и как своеобразное пространство, вмещающее и историю литературы, и её непосредственное исследование.

Однако главным отличием поэтического искусства Пьера Лодена д’Эгалье от работ его предшественников становится перечень жанров, который он предлагает своим читателям и при этом ничем не ограничивает: в нем присутствуют и средневековые, и античные, и итальянские, и новые французские жанры. Полное описание всех форм занимает у автора три с половиной книги – вторую, третью, пятую и половину четвертой. В поэтике Лодена мы встречаем 32 жанровых формы. Для сравнения: авторы более ранних трактатов – как риторических, так и нормативных – ограничивались описанием максимум 20 наименований. Подобное резкое увеличение количества форм отражает цель, которую изначально поставил перед собой Лоден – создать трактат, в котором «будут описаны все виды поэтических форм» [7, p.7]. Среди этих форм эпиграмма, сонет, мадригал, полу-сонет, рондо, баллада, королевская песнь и другие виды песен, песня, послание, элегия, диалог, фарс, кок-а-лан, блазон, определение, эпитафия, загадка, жалоба, ле, виреле, ода обычная и ода пиндарическая, картель или маскарад, гимн, стансы, панегирик, эпиталама, бержери, акростих, анаграмма, героическая поэма, комедия, трагедия.

Во многом при анализе вышеперечисленных жанровых форм Пьер Лоден д’Эгалье следует за своими предшественниками, у которых он и заимствовал наименования форм, иногда практически дословно повторяя также и их определения и комментарии. Вместе с тем, часто он добавляет к описаниям и свои собственные оригинальные пояснения, в которых дает характеристику положения интересующего его жанра в конце XVI века.

Например, достаточно необычным выглядит его представление сонета: он не упоминает Франческо Петрарку, признанного авторитета в области этой формы, не говорит о её итальянском происхождении и описывает лишь французские схемы её построения [8]. Более того, этому важнейшему для XVI века жанру он не выделяет отдельной главы, совмещая его с мадригалом, который отличается от него лишь несколькими незначительными характеристиками. Сам автор в известной мере объясняет подобное пренебрежение: к концу века сонет настолько естественно вошел во французскую поэзию, что растерял былое величие и стал многофункциональным жанром, использующимся для совершенно любых тематик [7, p.59].

Интересно для нас и включение в жанровый состав средневековых твердых форм, отбросить которые активно призывала Плеяда в лице Жоашена Дю Белле и – чуть более умеренно – Жака Пелетье. Безусловно, появление в поэтике Лодена рондо, баллады, ле, виреле, блазона и других фиксированных форм можно объяснить влиянием труда Тома Себиле [14]. Однако автор с видимым сожалением отмечает, что эти формы практически не используются в современной литературе, и не теряет надежду на их воскрешение. Интересным для нас фактом становится то, что в посвященных им главах он цитирует примеры из собственного творчества, лишь один раз отсылая к произведению Алена Шартье. При этом Лоден с грустью замечает, что ему приходится так поступать потому, что среди современных поэтов не найти тех, кто практиковал бы данные жанровые формы [7, p.66-67].

В рамках своего произведения автор даже пытается реабилитировать балладу, утверждая, что раньше она была «благородной формой, достойной королей», а теперь её уделом стало либо забвение, либо использование для воплощения различных «скабрезных сюжетов» [Ibid]. Важно при этом, что причину подобного упадка теоретик видит отнюдь не в действенности категоричных призывов Дю Белле, а в естественном ходе времени: «…она является самой древней и именно поэтому наименее употребляемой» [7, p.64]. Следует сказать, что в начале XVII века надежды Лодена оправдаются: рондо и баллада вновь расцветут в творчестве Венсана Вуатюра и Жана-Франсуа Сарразена [5].

«Французское поэтическое искусство» выделяется среди предшествующих трактатов в том числе стремлением зафиксировать реальное положение современной поэзии за счет включения в жанровый перечень новых форм, ранее не упоминаемых в теоретических трактатах. По мнению Жана-Шарля Монферрана, их появление в рамках нормативной поэтики отражает «прогрессивность теоретической работы Лодена и его чувствительность к тенденциям развития французской поэзии» [10, p. LXVI]. Среди таких жанров мы можем назвать мадригал, полу-сонет, картель и маскарад, панегирик. Изобретение французского варианта первого из них автор приписывает Пьеру де Ронсару, хотя уже в начале XVI века можно встретить первые примеры данной формы. Тем не менее, своего расцвета жанр достигает именно во второй половине XVI века и на рубеже веков, а потому и удостаивается упоминания в нормативной поэтике. Подобное происходит также с картелем и маскарадом – поэтическими произведениями, создаваемыми на случай, для развлечения общества, в качестве образцов которых Лоден приводит Ронсара и Депорта. Картели представляют собой написанные в стихотворной форме вызовы на турнир, обращенные к соперникам. Эта поэтическая форма сложилась еще в Средневековье, однако во второй половине XVI века вновь обрела популярность в связи с организацией большого количества придворных праздников и игровых рыцарских турниров. Жанр картеля был распространен при дворе уже во время публикации «Поэтического искусства» Жака Пелетье, т. е. в 1555 году, однако тот, вероятно, счел подобную поэзию недостойной включения в эталонный состав французской лирики, а потому сделал вид, что её не существует [13].

Особое место среди «новых» жанров занимает полу-сонет, поскольку Лоден приписывает его создание себе. Вот что он пишет: «Эта форма мало употребляема, её практически не найти у известных авторов, потому что они о ней не знали. Её изобрел я, а потому с полным правом могу назвать себя её создателем» [7, p.62]. Далее он подробно описывает её структуру, тематику и особенности, приводя примеры из собственного творчества. Большого успеха полу-сонет не имел, а потому был достаточно быстро забыт, тем не менее, сам факт включения автором нормативной поэтики в жанровый состав национальной лирики своей собственной формы позволяет нам с уверенностью назвать «Французское поэтическое искусство» оригинальным произведением.

В заключение следует сказать, что «Французское поэтическое искусство» Пьера Лодена д’Эгалье знаменует собой завершение важного этапа развития национальной теоретической мысли. Оригинальный перечень жанров, представленный автором на суд читателя, включает в себя все формы, в которых так или иначе проявила себя французская литература в период позднего Средневековья и Возрождения, среди которых как «возрожденные» Лоденом средневековые формы, так и формы, никогда ранее не упоминавшиеся в нормативных поэтиках. Подобным образом, как в области литературы, так и в области теории, произведение Лодена открывает путь постепенно наметившимся во второй половине века предклассицистическим тенденциям, подводя итоги деятельности Плеяды и расцвета французского Возрождения в целом. Окончательное завершение этого процесса произойдет уже в XVII веке, однако данный период требует отдельного рассмотрения.

References
1. Vipper Yu. B. Poeziya Pleyady. Stanovlenie literaturnoi shkoly. M.: Nauka, 1976. 432 s.
2. Evropeiskaya poetika ot antichnosti do epokhi Prosveshcheniya: Entsiklopedicheskii putevoditel' /Pod red. E.A. Tsurganovoi i A.E. Makhova. M.: izd-vo Kulaginoi – Intrada, 2011. 511 s.
3. Arts poétiques de la Renaissance / Dir. Isabelle Pantin // Nouvelle Revue du Seizième siècle, №18/1, 2000. 154 p.
4. Dominguez V. Les arts poétiques à la scène: rémanences du théâtre médiéval dans les textes et dans les pratiques du XVI siècle // Cahiers de recherches médiévales et humanistes, №21, 2011. P. 225-246.
5. Galand-Hallyn P., Hallyn F., Cave T. Poétiques de la Renaissance. Le modèle italien, le monde francobourguignon et leur héritage en France au XVIème siècle. Genève: Droz, 2001. 790 p.
6. Gally M. Archéologie des arts poétiques français // Nouvelle Revue du Seizième siècle, №18/1, 2000. P. 9-23.
7. Laudun d’Aigaliers P. L’Art poétique français, éd. critique sous la direction de J.-Ch. Monferran. Paris: Société des textes français modernes, 2000. 353 p.
8. Le sonnet à la Renaissance: Des orgines au XVIIème s.: Actes des 3 journées rémoises 17-19 janv. 1986 / Organisées par le Centre de recherche sur la littérature du Moyen Age et de la Renaissance de l'Université de Reims. Paris: Aux amateurs de livres, 1988. 438 p.
9. Monferran J.-Ch. Arts poétiques // Dictionnaire des lettres françaises, Le XVIe siècle / Ed. revue et mise à jour sous la dir. de M. Simonin. Paris: Fayard, 2001. P. 71-80.
10. Monferran J.-Ch. Introduction // Laudun d’Aigaliers P. L’Art poétique français, éd. critique sous la direction de J.-Ch. Monferran. Paris: Société des textes français modernes, 2000. P. I-LXXX.
11. Monferran J.-Ch. L'Ecole des Muses. Les arts poétiques français à la Renaissance (1548-1610). Sébillet, Du Bellay, Peletier et les autres. Genève: Droz, 2011. 349 p.
12. Naïs H. La notion de genre en poésie au XVIème siècle: étude lexicologique et sémantique // La notion de genre à la Renaissance, sous la dir. de G. Demerson. Genève: Editions Slatkine, 1984. P. 103-128.
13. Peletier du Mans J. L’Art poétique // Traités de poétique et de rhétorique de la Renaissance, introduction, notices et notes de Fr. Goyet. Paris: Librairie Générale Française, 1990. 512 p.
14. Sébillet Th. Art poétique françoys: 1548 ([Reprod.]) / Edition critique avec une introduction et des notes par F. Gaiffe. Paris: Société nouvelle de librairie et d'édition et E. Cornély, 1910. 205 p.