Library
|
Your profile |
Philology: scientific researches
Reference:
Cheng J.
Category of theme in the genre of essay (on the materials of V. M. Peskov’s essays)
// Philology: scientific researches.
2020. № 8.
P. 1-9.
DOI: 10.7256/2454-0749.2020.8.33525 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=33525
Category of theme in the genre of essay (on the materials of V. M. Peskov’s essays)
DOI: 10.7256/2454-0749.2020.8.33525Received: 24-07-2020Published: 08-08-2020Abstract: The subject of this research is the category of theme – one of the leading text categories that reflects the subject matter of speech and extra-textual reality. Analysis of the category of theme in the essay genre is a relevant trend in modern linguistics. The essays by V. M. Peskov, whose works are considered exemplary and representative for the scientific research in the field of humanities, serve as the materials for this article. Among the essays of the Soviet period, the essays of V. M. Peskov rightfully hold a special place and retain its relevance. The research methodology contains categorical-textual analysis based on the category of communicativeness. The novelty consists in application of the categorical-textual method towards analyzing the genre of essay, which implies a combination of uniform by means of explication textual categories, and with a high degree of objectivity, allows to determine the characterological features of the genre and functional style. The means of explication of the category of theme in the genre of essay have the following peculiarities: incorporation of several functions in a single nomination (primary, basic, principal); application of diverse additional nominations (referentially identical nominations, synonyms, taxonomic nominations, substitutions, grammatical transformations, zero nominations). The analysis of a wide range of additional nominations demonstrates that the essays by V. M. Peskov with a high degree of confidence can be attributed to the field of publicistic, fiction and colloquial styles; or in other words, the genre is at the intersection of several functional styles. Keywords: functional style, journalistic style, artistic style, conversational style, genre, essay, text categories, theme category, Peskov, nominationВ связи с развитием филологической науки, изучение категории темы становится одним из актуальных направлений современной лингвистики: многие исследователи обращают внимание на роль категории темы и особенности ее экспликации в текстах различных стилей и жанров, в том числе изучается категория темы в поэме [1], тексте жития [7], в профессионально ориентированном тексте [11], в тексте информационного и разговорного стилей [6], в неоготическом романе [15], в деловой переписке [26], в газетном сообщении [5]. Г. Х. Терехова стремится к изучению категории темы в рамках телеологического подхода к анализу произведения [21], М. А. Винтонив уделяет больше внимания статусу, структуре и функции категории темы [2], Соболева А. А. исследует тематическую организацию текста пьесы в аспекте категории неопределенности [20], Г. Ф. Фахертдинова показывает особенности тема-рематической организации различных видов текстов [24], Скнар Г. Д. сосредоточивает внимание на теме высказывания в аспекте функциональной грамматики [19]. Изучение категории темы, безусловно, помогает нам глубже и полнее понять содержание и структуру текста. Исследование категории темы в лингвистике продолжается, что дает возможность исследователям возможность открывать новые грани в текстах различных стилей, жанров, а также выделять особенности идиостиля разных авторов. Очерк как жанр традиционно относится к публицистическому стилю: «Очерк — художественно-публицистический жанр, в котором соединяется документализм (опора на реальные жизненные факты), аналитизм (исследовательское начало) и художественная форма текста» [12, c. 214–215]. По мере чего, как развивает очерк, все больше учёных начинают исследовать классификацию жанра очерка. Так, В. Я. Канторович отмечает три жанровых типа очерка: проблемный очерк, портретный очерк, нравственный очерк [10]; М. С. Черепахов выделяет четыре жанровых типа очерка: портретный, событийный, путевой и очерк-зарисовка [25]; Г. В. Колосов описывает пять типов очерка: публицистический, сюжетный, портретный, зарисовка/этюд, путевой [9]; по мнению М. Н. Ким, очерк можно разделить на три категории: художественно-изобразительную (путевой, эссе, зарисовка), художественно публицистическую (портретный), исследовательскую (проблемный, исследовательский, публицистический) [8]. В зависимости от предмета внимания А. А. Тертычный, Б. К. Укуева, С. К. Жусуева выделяют следующие субжанры: портретный очерк, проблемный очерк и путевой очерк [22, c. 249–268]; [23]. В нашем исследовании мы сосредоточиваем внимание на путевом очерке, который «содержит в себе последовательное описание мест и событий во время той или иной поездки, близкого или дальнего путешествия» [12, c. 216]. Материалом данного исследования являются очерки В. М. Пескова, чьи произведения считаются образцовым и репрезентативным для научных исследований в сфере гуманитаристики, среди очерков советского периода именно очерки В. М. Пескова по праву занимают особое место и до сих пор не теряют своей актуальности. Целью нашего исследования является описание способов отражения категории темы в текстах очерков. Методом исследования является категориально-текстовой анализ, основанный на категории коммуникативности. Текстовая категория понимается как «отражение определенной части общетекстового смысла различными языковыми, речевыми и композитивными средствами» [12, c. 353], при этом считается, что «категория текста рассматривается в качестве одного из взаимосвязанных существенных признаков его коммуникативно целесообразной системности» [18, c. 431]. Целый текст понимается как коммуникативная система; текстовая категория – одна из «коммуникативных линий этой системы, материализованная языковыми средствами» [13, c. 13–14]. Для анализа в настоящем исследовании выбрана категория темы как отражающая затекстовую реальность. Категория темы — одна из ведущих текстовых категорий, которая отражает предмет речи в тексте, то есть тот предмет реальности, с которой работает автор. Тема целого текста в принципе сохраняет единство мысли текста: «один текст — одна мысль». Категория темы, связанная с авторским замыслом, существенный и необходимый признак всякого текста. «Тема — это свернутое содержание, которое сопоставимо с замыслом» [14, c. 23]. Таким образом, когда мы осмысливаем понятие темы текста, мы должны учитывать не только текстовой денотат, но и авторский замысел. Н. М. Разинкина исследует тему в содержательной и языковой сфере: «определённость темы создаётся действием разнородных бинарных оппозиций: конкретная / обобщённая подтема; подтема, связан-ная с авторской положительной / отрицательной оценкой; подтема, реализующая ретроспективные / проспективные связи; подтема, имеющая текстовой / затекстовый характер; подтемы, в которых реализуются эксплицитные / имплицитные значения акта коммуникации и др.» [17, c. 82]. Тема текста представлена с помощью референтных и сигнификативных слов, и эти группы лексики объединяются в тематические группы, другими словами, совокупность тематических групп составляет тематическую целостность текста. В тематических группах важную роль играет непосредственная номинация [3, c. 257]. Набор обозначения предмета речи в тексте называется номинационной цепочкой [4, c. 123–136]. В тексте существует тема, отражающая основный предмет речи, соответственно — основная тематическая номинационная цепочка, которая обозначается термином «тематическая цепочка», проходит через весь текст и является представителем темы целого текста», и «содержит имя темы целого текста, что позволяет отличить главную информацию от второстепенной»; также в тексте существуют некоторые дополнительные темы, которые называются подтемы или микротемы, отражающие второстепенные предметы речи [13, c. 21]. Обратимся к результатам анализа. Заголовок — сильная позиция текста, которая отражает категорию темы. Анализ заголовков в Полном собрании сочинений В. М. Пескова показал, что заголовок очерка часто состоит из двух-трех слов, большинство заголовков является номинативными (Лесная сказка, Дочь коммуниста, Тюльпаны Гагарина, Семена), меньше заголовков предикативных (Семья принимает экзамен, Встречайте, Идут люди к Ленину). В очерке, как правило, заголовок соответствует теме и содержанию, чётко отражает, о чём идет речь: например, Речка моего детства сразу отражает место и время действия, Черный лебедь представляет объект описания. Иногда в заголовке отражается оценочность, выражающая авторские эмоции, например: Красота выражает авторскую любовь к природе, Счастье первой тропы отражает позитивное отношение автора к первому путешествию, Умные гуси выражает любовь к животным. Обратимся к тексту очерка «Лесные встречи» [16, c. 73–74], посвященному природе, в нем автор использует динамическое описание, которое является одним из важных функционально-смысловых типов речи, оно строится «на характеристике движения предмета, перечислении равноправных действий, последовательности элементов события, изменении точки зрения или направления взгляда» [12, c. 198]. Очерк «Лесные встречи» имеет три подзаголовка и разделен на три части: в первой части «Поляна Радости» описывается спасение олененка от гибели; в второй части «Ночные друзья» герой спасает шесть лисят; в третьей части «Иванок» герои спасают в своем жилье от зимних холодов птицу. Сначала обратимся к заголовку очерка «Лесные встречи». В данном очерке в заголовке эксплицирована категория пространства, указано место, где произошло событие. В первой части очерка заголовок «Поляна Радости» — это метафора, указывающая на место, где произошло событие, также метафора инициирует у читателей размышления о том, что радостного произошло на поляне. В первой части выделяются четыре микротемы: «Поляна», «Радость», «Запах цветка» и «Олени». Первая микротема «Поляна» эксплицирована при помощи грамматических трансформов, которые проходят через весь текст, удерживая его содержательную целостность, и только в конце возникает перифраза, референтно тождественная номинация: поляна (а) — у поляны (а) — поляна (а) — поляна (а) — поляну (а) — над поляной (а) — на поляне (а) — на поляне (а) — на поляне (а) — на месте турнира (б). Номинационная цепочка: а а а а а а а а а б показывает, что поляна совмещает в себе три типа номинаций: первичную номинацию, так как используется в заголовке как в сильной позиции текста; базовую, так как точно отражает предмет текста; и основную, так как повторяется в тексте 9 раз. Вторая микротема «Радость» эксплицирована следующим образом: радости (а) — радости (а) — к свету (б) — простора (в) — свет (б) — церкви (г) — свет (б) — солнечных (д) — струнах (е) — озеро (ж) — солнца (д) — светлый (б) — зайчики (з) — озеро (ж) — света (б). Вторая номинационная цепочка: а а б в б г б д е ж д б з ж б. В составе цепочки представлена номинация радости (а), которая является и первичной, и базовой: первичной, так как появляется в заголовке, а затем повторяется 2 раза подряд в начале текста; базовой, так как наиболее точно отражает предмет текста (о ком или о чём говорится в тексте). Основной является номинация свет (б), так как повторяется в тексте 5 раз, это больше чем любые другие номинации (радости (а) — 2 раза, озеро (ж) — 2 раза, солнца (д) — 2 раза). В данном текстовом фрагменте также используется дополнительные номинации: грамматические трансформы к свету (б), света (б), светлый (б), которые относятся к номинации свет (б); притяжательное прилагательное; референтно тождественные номинации: простора (в), церкви (г), солнца (д), струнах (е), озеро (ж), зайчики (з), в том числе, струнах (е) — метафора по отношению к зайчики (з), солнечных (д) — притяжательное прилагательное, принадлежность к струнам. Анализ показывает, что в этом фрагменте используются разнообразные номинации, почти отсутствует повторение номинаций подряд; высокая плотность употребления номинаций в начале фрагмента. При экспликации третьей микротемы «Запах цветка» используются следующие номинации: тонкий (а) — дразнящий (б) — запах (в) — он (г) — родник аромата (д) — запах (в) — запах (в) — запах (в). Третья номинационная цепочка: а б в г д в в в. В составе цепочки представлены первичная номинация: тонкий (а), которая используется для описания запаха цветка; базовая номинация: запах (в), так как точно отражает предмет текста; основная номинация: запах (в), так как повторяется в тексте 4 раза, другие номинации повторяются в тексте только 1 раз. Во фрагменте также используется дополнительные номинации: развёрнутая номинация по отношение к запаху: дразнящий (б); субститут –личное местоимение: он (г); референтно тождественная номинация: родник аромата (д). Анализ показывает высокую плотность номинаций в середине текста, в одном абзаце; использование различных номинаций, чтобы более ярко и образно описать запах цветка. Четвёртая, и самая объёмная, микротема «Олени» эксплицирована следующим образом: оленей (а) — они (б) — голова (в) Æ(г оленя) — голове (в) Æ(г оленя) — шея (д) Æ(г оленей) — уши (е) Æ (г оленей) — рога (ж) Æ (г оленей) — зверей (з) — все стадо (и) Æ (г оленей) — разведчиком (к) — голов (в) Æ(г оленя) — матери (л) — оленят(м) — все стадо (и) Æ (г оленей) — самца (н) — рога (ж) — у самцов (н) — рога (ж) Æ (г оленей) — эти (о) — двое (п) — рогов (ж) Æ (г оленей) — самки (р) — самок(р) — победитель (с) — победителей (с) — все стадо (и) Æ (г оленей) — олени (а) — самку (р) — пацана (т) — пацан (т) — оленёнок (м) — малютка (у) — олениха (ф) — его (х) — шею (д) — олениха (ф) — оленёнка (м) — мать (л) — ему (х) — олешка (ц) — олешка (ц)— олешки (ц) — олешка (ц) — голову (в) — Æ приподнял (г олешка) — олениха (ф) — сына (ч) — он (х) — у него (х). Четвёртая номинационная цепочка: а б в г в г д г е г ж г з и г к в г л м и г н ж н ж г о п ж г р р с с и г а р т т м у ф х д ф м л х ц ц ц ц в г ф ч х х. В составе цепочки представлены первичная номинация: оленей (а), указано, кого мы караулим на поляне; базовая номинация: олени (а), так как наиболее точно отражает предмет текста, в этом фрагменте говорится об оленях; основная номинация: олени (а), так как повторяется в тексте 13 раз (олени (а) — 2 раз, Æ (г оленей) —11 раз — нулевая номинация к оленям), это больше чем любые другие номинации. Также используется дополнительные номинации: грамматический трансформ номинации оленей (а), которая относится к номинации олени (а); его (х), ему (х), у него (х), которые относятся к он (х); нулевые номинации: Æ приподнял (г олешка), которая относится к олешкам, другие Æ (г), нулевые номинации по отношению к оленям; таксономическая номинация: зверей (з); матедри (л), самки (р), олениха (ф), самца (н), победитель (с), пацан (т), оленёнок (м), малютка (у), олешка (ц), сына (ч); референтно тождественные номинации: голова (в), шея (д), уши (е), рога (ж), все стадо (и), разведчиком (к); в этом фрагменте субститут можно разделить на два типа: указательные местоимение: эти (о), двое (п); личное местоимение: он (х). Анализ показывает, что во фрагменте много номинаций основной темы (всего 60 номинаций); высокая плотность во второй половине фрагмента; широко используются таксономические номинации, всего 22 из 60 номинаций; автор использует метонимию: голова (в), шея (д) как струна, уши (е) как два локатора; автор использует олицетворение — перенос человеческих отношений на жизнь оленей, на пример: мать, сын, пацан, малютка; автор использует метафору: разведчиком (к) — метафора, обозначает одного оленя, который идёт впереди всех. Таким образам, анализ способов экспликации категории темы в жанре очерка показывает совмещение нескольких функций в одной номинации (первичной, базовой и основной), использование разнообразных дополнительных номинаций (синонимов, референтно тождественных номинаций, таксономических номинаций, грамматических трансформов, субститутов и нулевые номинации). Употребление такого разнообразного спектра дополнительных номинаций свидетельствует о том, что очерк как жанр находится на пересечении нескольких функциональных стилей. Так, использование автором разнообразных средств номинации категории темы, почти полное отсутствие повторения номинаций друг за другом является характерной чертой публицистической стиля. Использование изобразительно-выразительных средств (метафоры, метонимии и олицетворения) помогает ярко изобразить предмет речи, что является в большей степени чертой художественного стиля. Высокая плотность использования субститутов, в том числе местоимений первого лица, позволяет увидеть в очерке черты разговорного стиля.
References
1. Bortnikov V. I. K voprosu o sopryazhenii tekstovykh kategorii prostranstva i temy (na materiale perevoda poemy mil'tona "poteryannyi rai") // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 4. S. 62–69.
2. Vintoniv M. A. Tema kak kategoriya kommunikativnogo sintaksisa: status, struktura, funktsii // Na peresechenii yazykov i kul'tur: aktual'nye voprosy gumanitarnogo znaniya. 2013. S. 18–24. 3. Gak V. G. K tipologii lingvisticheskikh nominatsii // Yazykovaya nominatsiya: obshchie voprosy. 1977. S. 230–293. 4. Gak V. G. Povtornaya nominatsiya i ee stilisticheskoe ispolnenie // Vopros frantsuzskoi filologii. 1972. S. 123–136. 5. Davydova A. R. Tema-rematicheskaya organizatsiya teksta gazetnykh soobshchenii // Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena. 2007. № 40. S. 55–61. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tema-rematicheskaya-organizatsiya-teksta-gazetnyh-soobscheniy (data obrashcheniya: 24.07.2020). 6. Zvyagintseva A. V. Intonatsionnaya kategoriya vydelennosti kak marker tema-rematicheskoi struktury zvuchashchego teksta (na materiale informatsionnogo i razgovornogo stilei) // Philology. 2016. № 1(1). S. 60–62. 7. Itskovich T. V. Kategoriya temy v tekste zhitiya // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. № 2. S. 52–59. 8. Kim M. N. Osnovy tvorcheskoi deyatel'nosti zhurnalista. SPb.: Piter, 2011. 393 s. 9. Kolosov G. V. Poetika ocherka: uchebno-metodicheskoe posobie k spetskursu «Problemy sovremennogo ocherka». M.: Flint: Nauka, 1977. 102 s. 10. Kontorovich V. Ya. Zametki pisatelya v sovremennom ocherke. M.: Sovetskii pisatel', 1962. 371 s. 11. Levkevich I. V., Radievskaya V.A. Rekonstruktsiya diskurs-kategorii v professional'no orientirovannom tekste (na osnove diskurs-kategorii «tema» // Problemy lingvoobrazovaniya v neyazykovom vuze. Minsk: Belorusskii gosudarstvennyi universitet. 2019. S. 158–161. 12. Matveeva T. V. Uchebnyi slovar': russkii yazyk, kul'tura rechi, stilistika, ritorika. M.: Flinta: nauka, 2003. 432 s. 13. Matveeva T. V. Funktsional'nye stili v aspekte tekstovykh kategorii: Sinkhronno-sopostavitel'nyi ocherk. Sverdlovsk: Izd-vo Ural. un-ta, 1990. 172 s. 14. Novikov A. I. Semantika teksta i ee formalizatsiya. M.: Nauka, 1983. 215 s. 15. Pashkov S. M. Kategoriya temy v kontekste yazykovoi reprezentatsii emotsii strakha (na materiale neogoticheskogo romana) // Mezhdunarodnyi akademicheskii vestnik. 2019. № 10(42). S. 127–131. 16. Peskov V. M. Polnoe sobranie sochinenii. T. 2. S Yuriem Gagarinym. M.: Izdatel'skii dom «Komsomol'skaya pravda», 2014. 160 s. 17. Razinkina N. M. Funktsional'naya stilistika angliiskogo yazyka. M.: Vysshaya shkola, 1989. 182 s. 18. Sidorov E. V. Kommunikativnyi printsip issledovaniya teksta // Izvestiya AN SSSR. Seriya literatury i yazyka. 1986. № 5. S. 425–432. 19. Sknar G. D. Tema vyskazyvaniya khudozhestvennogo teksta v aspekte funktsional'noi grammatiki // Lingua mobilis. 2010. № 26. S. 10–18. 20. Soboleva A. A. Tema-rematicheskaya organizatsiya teksta p'esy M.A. Bulgakova "Beg" v aspekte kategorii neopredelennosti // Russkii yazyk glazami molodogo issledovatelya. 2018. S. 56–58. 21. Terekhova G. Kh. Kategorii motiva, temy i metatemy v ramkakh teleologicheskogo podkhoda k analizu proizvedeniya // Nauchnaya mysl' Kavkaza. 2011. № 4 (68). S. 145–148. 22. Tertychnyi A. A. Zhanry periodicheskoi pechati. M.: Aspekt Press, 2002. S. 249–268. 23. Ukueva B. K., Zhusueva S. K. Kharakteristika i razdelenie khudozhestvennykh ocherkov na strukturno-tipologicheskie tipy // Obrazovanie i nauka v sovremennykh usloviyakh. 2016. № 2-2 (7). S. 138–141. 24. Fakhertdinova G. F. Osobennosti tema-rematicheskoi organizatsii razlichnykh vidov tekstov // Vestnik Bashkirskogo universiteta. 2010. T. 15. № 1. S. 99–101. 25. Cherepakhov M. S. Rabota nad ocherkom. M.: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1966. 95 s. 26. Shirinkina M. A. Tipologiya tematicheskikh nominatsii v delovoi perepiske // Sotsio-psikholingvisticheskie issledovaniya. 2018. № 6. S. 95–101. |