Library
|
Your profile |
Culture and Art
Reference:
Rashitov D.D., Lestev A.E.
Modern jewelry art of Kazan: jewelry models of architectural monuments
// Culture and Art.
2021. № 5.
P. 101-113.
DOI: 10.7256/2454-0625.2021.5.33445 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=33445
Modern jewelry art of Kazan: jewelry models of architectural monuments
DOI: 10.7256/2454-0625.2021.5.33445Received: 14-07-2020Published: 06-06-2021Abstract: The subject of this research is the modern history of development of Kazan jewelry art. The article explores the development of Kazan jewelry art in the 2000s; the creation of remarkable jewelry artworks as the models of famous architectural monument and their authors. The research material contains the iconographic sources – unique images of the jewelry art patterns, as well as testimonies of the eyewitnesses – the jewelry artists. One of the authors is the direct participant and co-author of the jewelry works under review Thus, the article employs the method of overt observation, interviewing, and source analysis. The scientific novelty is first and foremost defined by the chronological proximity of the studied period. The article introduces the previously unpublished images of the jewelry artworks under consideration, as well as the new facts on the revival of jewelry art in Kazan of post-Soviet period. Analysis is conducted on the sources of the revival of Kazan jewelry art and the peculiarities of jewelry works. The article also unveils the plotlines of the jewelry works and history behind them. The conclusion is made that the revival of jewelry art in Kazan, which was partially lost in the Soviet period, has begun only in the late 1990s – early 2000s. After the removal of a number of legislative restrictions, the jewelers were given the opportunity to experiment and create the true works of art. Keywords: jewellery art, kazan jewellery art, jewellery models, architectural monuments, jewelry making, modern kazan art, precious metal, tatar culture, jeweler, history of modern artСовременная история казанского ювелирного искусства еще не получила достаточного отражения в научных работах. Прежде всего, это связано с хронологической близостью исследуемого периода. Другой особенностью является унификация ювелирного искусства, теряющего национальные техники, этнические сюжеты и особенности использования в национальных костюмах. Между тем, можно отметить возрождение интереса к ювелирному искусству в постсоветский период. В статье рассматривается развитие казанского ювелирного искусства 2000-х годов. Материалом для исследования послужили иконографические источники – уникальные фотографии образцов ювелирного искусства, а также свидетельства очевидцев – мастеров, выполнявших данные ювелирные произведения. Один из авторов является непосредственным участником и соавтором рассматриваемых работ. Таким образом, в статье широко использован метод включенного наблюдения, интервьюирование, а также источниковедческий анализ. На прошедшем в Казани чемпионате профессионального мастерства WorldSkills 2019 победу в компетенции «ювелирное дело» одержал наш соотечественник из Костромы Александр Емелин. Между тем ювелирное дело – это не только ремесло, но и высокое искусство с многовековой традицией. Ювелирное искусство совмещает в себе художественный замысел, дизайн и мастерство исполнения изделия. Возрождение ювелирного искусства, отчасти утраченного в советский период, в Казани началось лишь в конце девяностых – начале двухтысячных годов. После снятия ряда законодательных ограничений ювелиры получили возможность экспериментировать и создавать настоящие произведения искусства. Во многом этому поспособствовала ювелирная компания Алмаз Холдинг, благодаря которой на базе ювелирного завода в Казанском кремле (западный корпус пушечного двора) в 2004 году был организован экспериментальный цех, оснащенный современным оборудованием и необходимыми инструментами. Руководить цехом был приглашен известный мастер Евгений Васильевич Бакакин, который также является основателем профессионального лицея народных художественных промыслов. Евгений Васильевич много лет занимался реконструкцией татарских ювелирных техник. - Я путешествовал по разным сёлам, разыскивая оставшихся умельцев. Я не историк, поэтому меня больше интересовали ювелирные техники, а не история их происхождения. Мне удалось воссоздать технику бугорчатой скани, которая после революции фактически не использовалась в промышленном производстве. – рассказывает Евгений Васильевич. К работе цеха под руководством Е.В. Бакакина были привлечены опытные мастера ювелирного дела Казани: А.М. Гавриков, М.М. Галеев, А. Фомин, Ф.Ш. Урайский, Д.Д. Рашитов. Задачей цеха стало возрождение ювелирных традиций и оптимизация их под современную моду, а также создание сувенирной продукции в рамках государственной и национальной тематики Татарстана. Первым утвержденным проектом стала масштабная модель архитектурного памятника Казани – башни «Сююмбике» (рисунок 1). Художественным автором работы был А.М. Гавриков, ответственными исполнителями: А.М. Гавриков, Ф.Ш. Урайский, Е.В. Бакакин. Башня была изготовлена из серебра 925 пробы в масштабе 1:150. В работе были учтены архитектурные особенности объекта, что примечательно, был даже рассчитан наклон башни по вертикальной оси относительно земли. Рисунок 1. Масштабная ювелирная модель башни «Сююмбике» в производственном цеху. Следующим проектом стала копия колокольни Петропавловского собора. Художественным автором работы был А.М.Гавриков, ответственными исполнителями: Д.Д.Рашитов, А.М.Гавриков. Рисунок 2. Масштабная ювелирная модель колокольни Петропавловского собора в производственном цеху. Рисунок 3. Масштабная ювелирная модель колокольни Петропавловского собора во время сборки в производственном цеху. Один из исполнителей этого ювелирного шедевра Данил Рашитов поведал нам о его особенностях. - Это интерьерное украшение было воссоздано по оригинальным архитектурным чертежам. Основным материалом стало серебро 925 пробы с нанесенной позолотой. Кровля колокольни выполнена из природной бирюзы, на колоннах нанесена ювелирная эмаль, декоративные элементы украшены красными корундами, на ярусе звонницы воспроизведены колокола в масштабе 1:150. Не случайно выбраны декоративные материалы и цветовая гамма – они повторяют настоящее оформление колокольни. Примечательной особенностью является то, что часы на башне отлично показывают время, а их механизм является швейцарским. – рассказывает мастер. Рисунок 4. Часы на колокольне Петропавловского собора. Данное произведение ювелирного искусства получило диплом «Признание Петербурга» в 2009 г. Всего выполнено 2 экземпляра данной колокольни, первая была подарена Хиллари Клинтон во время её визита в Казань в 2009 году, вторая копия находится в частной коллекции. Рисунок 5. Детали колокольни Петропавловского собора: колокол и крест.
Рисунок 7. Данил Рашитов с колокольней Петропавловского собора. Получив определенный опыт в создании масштабных архитектурных копий, было решено воспроизвести уже не отдельное здание, а целый архитектурный ансамбль. Для этой работы был выбран Болгарский архитектурно-исторический комплекс. Художественными авторами и исполнителями работы стали Д.Д. Рашитов и Ф.Ш. Урайский. В этой ювелирной композиции отображены основные архитектурные объекты древнего города с топологическим соответствием их в реальности. Основой композиции является поделочный камень – змеевик. Обладая зеленым цветом, он очень удачно имитирует зеленое поле, на котором находится древний город. Дорожки от здания к зданию на камне высечены алмазным бором. Сами миниатюрные здания выполнены из серебра методом литья и запатинированы. Каждая миниатюра вырезалась вручную в соответствии с архитектурными особенностями и пропорциями друг относительно друга. В ювелирной модели архитектурно-исторического комплекса «Древний Болгар» были воссозданы следующие объекты: Успенская церковь, Северный мавзолей, Соборная мечеть, Восточный мавзолей. Самой культовой работой на сегодняшний день можно считать копию мечети Кул Шариф, являющейся частью архитектурного ансамбля Казанский кремль. Художественным автором работы была Т.Р. Медведева, ответственными исполнителями: О.А. Кирпичникова, Л.К. Мотина, Ю.И. Орлов. Отдельные работы были выполнены Д.Д. Рашитовым. Данная работа хранится в самой мечети Кул Шариф и доступна для свободного просмотра всем посетителям мечети. Копия мечети была выполнена в многочисленных ювелирных техниках и поистине является шедевром ювелирного искусства. В работе можно наблюдать такие выразительные национальные техники как скань (филигрань), эмаль, ковку, литье. Шпили мечети искусно украшены сканью и наисложнейшей техникой витражной эмали. Кровля и купол так же покрыты эмалью бирюзового цвета, в данном случае применялась техника перегородчатой эмали. Работа была выполнена коллегами из села Красное на Волге Костромской области. Красное на Волге является историческим ювелирным центром России и богата виртуозными мастерами, которые охотно делились технологиями и помогали в работе при визите в Казань. Поэтому не случайно, что именно представитель Красносельского училища завоевал в Казани золотую медаль. Рисунок 9. Минареты ювелирной модели Кул Шариф в процессе сборки.
Рисунок 10. Детали ювелирной модели мечети Кул Шариф.
Рисунок 11. Ювелирная модель мечети Кул Шариф в производственном цеху. Создание ювелирных макетов архитектурных памятников во многом возрождает лучшие традиции дореволюционного ювелирного искусства. Например, пасхальные яйца «Александровский дворец», «Гатчинский дворец» и «Московский Кремль» фирмы Фаберже воспроизводили названные архитектурные ансамбли [1, с. 51]. Теперь и у Татарстана есть настоящие ювелирные шедевры, вошедшие в историю ювелирного искусства. Сегодня ювелиру недостаточно просто овладеть ремеслом, он должен быть также и художником, и даже отчасти инженером, способным работать на сложных современных станках. - Мне пришлось обучиться управлению трехмерным фрезерным и гравировальным станком и 3D-принтером, чтобы создавать изделия высокого качества. – рассказывает Данил Рашитов. – Сначала я рисую эскиз от руки, потом моделирую трехмерное изображение в компьютерной программе, создаю мастер-модель из воска, делаю заготовку, программирую станок под определенную задачу, а потом уже вручную довожу изделие до готовности. На примере ювелирного искусства видно, что настоящие мастера своего дела до сих пор остаются востребованными и желанными специалистами. И, несмотря на некоторую гендерную унификацию и упрощение современного стиля, возможно, мы еще увидим новый расцвет ювелирного искусства, одной из столиц которого, безусловно, будет Казань. Результаты исследования могут быть использованы в рамках проектов и исследований, проводимых авторами, по возрождению традиционных искусств и ремесел народов России [2].
References
1. Solomadina N.A. Chto pridumal Faberzhe. M.: Art Volkhonka, 2018.
2. Rashitov D.D., Lestev A.E. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost' po vozrozhdeniyu natsional'nykh traditsii yuvelirnogo iskusstva v Respublike Tatarstan // Sbornik mat.-ov mezhdunarodnogo sammita po kul'ture i obrazovaniyu, posvyashch-go 50-letiyu KazGIK. Kazan'.: KazGIK, 2019. S. 53-56 |