DOI: 10.25136/2409-868X.2020.7.33337
Received:
30-06-2020
Published:
02-08-2020
Abstract:
This article is dedicated to the history of temple complex of the rural settlement of Purnema of Onezhsky District of Archangelsk Region, where in the early XX century was situated the three-part ensemble comprised of two churches – tent-roofed Nikolskaya (1618), Church of the Nativity of Christ (1860-1861), and a bell tower that survived until the early 1930s. Relevance of the topic is substantiated by the fact that the monuments of stave architecture, masterpieces of temple architecture of the Russian North are vanishing, and the North loses its cultural uniqueness. The aforementioned temple complex is one of the few preserved in the Russian North. Attention is turned to the current state of the temple complex, status and significance of monuments, their boundaries, current state protection regime, and the need for taking immediate measures to preserve them as the objects of cultural heritage in the historical environment. The goal of this research consists in determination of the distinctness of temple complex in the village of Purnema within the cultural-historical landscape of the Russian North and its present significance. The scientific novelty is defined by the fact that the history of the Church of the Nativity of Christ has not previously been the subject of special research among historians and art historians. The article employs archival data and documentary photographs that are newly introduced into the scientific discourse. The acquired results allow concluding that the monument should become state registered. The practical importance of this work is that the presented materials can be used in elaboration and implementation of the state strategy aimed at preservation and development of unique Northern and Arctic cultural landscapes, historical settlements, monuments of religious and civil architecture, their scientific restoration, museification and revalorization.
Keywords:
cultural heritage, wooden architecture, historical settlement, temple complex, three-part ensemble, Russian North, the Church of the Nativity of Christ, Onega Bay of the White Sea, Purnema, architecture
ВВЕДЕНИЕ
В статье проанализированы исторические источники об истории церкви Рождества Христова (1860-1861 гг.) в составе храмового комплекса с. Пурнема Онежского района Архангельской области. Источниками исследования стали архивные документы, находящиеся в фондах Государственного архива Архангельской области, Научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры (г. Архангельск), фотодокументы. Теоретической базой исследования стали работы историков искусства, искусствоведов, этнографов и культурологов об истории архитектуры Русского Севера: М.И. Мильчика [10], Ю.С. Ушакова [17], В.П. Орфинского [11], А.Б. Бодэ [2], А.Б. Пермиловской [14], В.Н. Матонина [9].
Полученная информация об истории, градостроительном значении и художественных свойствах памятников деревянного зодчества Русского Севера необходима в выработке региональной культурной и социальной политики, в систематизации данных об объектах культурного наследия, при включении их в повседневную жизнь местного населения и приформировании благоприятной пространственной среды Европейского Севера России и Арктики. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть применены в научно-исследовательской и преподавательской деятельности.
Название старинного поморского села Пурнема восходит к угро-финскому языку и в переводе означает «олений мыс». По мнению онежского краеведа Л.А. Харлина, название села может иметь следующую этимологию: «пурр» - хороший, добрый, «порр» - острый гребень горы, «поро» или «пуро» - олень, олененок, «ниема» - часть суши, выдающейся в море. Таким образом, Пурнема может переводиться как удобное, хорошее место на мысу, наволоке [9, с. 133]. Село Пурнема располагается в месте впадения одноименной реки в Онежский залив Белого моря. Первое упоминание этого поселения можно отнести к «Сотной на Турчасовский стан Каргопольского уезда письма Якова Сабурова и Ивана Кутузова» 1562 г. [4, с. 129]. Население его, как и ряда других поселений, расположенных по берегам Белого моря, испокон веку занималось речным и морским рыбным промыслом, добычей морского зверя и солеварением. В XVI – XVII вв. здесь находились солеварни, земельные владения, рыбные тони Соловецкого монастыря. Согласно исследованию А.А. Савича, в 1615 г. в Пурнеме было две соляных варницы, одна из них расположена была «в ручьях», другая – между Пурнемой и Лямцей [16, с. 129]. Постоянство связей Лямцы и Пурнемы с Соловецким монастырем обусловлено небольшим расстоянием от Лямицкого берега до острова Малая Муксалма Соловецкого архипелага [9, с. 133]. Ю.С. Ушаков в своей классификации типов расселения отнес Пурнему к особому приморско-промысловому подтипу, характерному для прибрежной зоны Беломорья [17, с. 62]. До 1930-х гг. здесь находился трехчастный ансамбль, состоявший из двух деревянных церквей и колокольни, позже утраченной. На сегодняшний день здесь сохранился храмовый комплекс, сочетающий в себе две разновременные деревянные церкви: шатровую Никольскую XVII в. и Христорождественскую XIX в., выстроенную по типовому проекту сельского храма, утвержденному в 1855 г. Архангельской губернской строительной и дорожной комиссией [12, Л. 2]. Рисунок 2,3. Колокольня 1775 года постройки была разобрана на дрова в 1932 г., но ее облик в составе архитектурного ансамбля реконструировал в своем исследовании Ю.С. Ушаков [17, с. 61]. Рисунок 1.
Храмовый комплекс являлся важнейшим композиционным, социальным и духовным центром исторических поселений Русского Севера, т.к. он был архитектурной доминантой, выполнявшей важнейшую функцию организации пространства северного поселения. Храм был своеобразным маяком и для возвращавшихся с лова рыбаков: шатер его хорошо виден с моря. Церковь и колокольня являлись ориентиром и для тех, кто подплывал к селу по реке [10, с. 3].
Рис. 1. Погост села Пурнема Онежского района Архангельской области. Изображение Ю.С. Ушакова. Источник: Ушаков Ю.С. Ансамбль в народном зодчестве Русского Севера. Л.: Стройиздат, 1982. С. 61.
Рис. 2. Погост села Пурнема Онежского района Архангельской области. Вид с северо-запада. Фото П.Н. Шармина 1989 года. Из архива Научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры Архангельской области. Ф. 1. Оп. 5. Д. 544.
Рис. 3. Погост села Пурнема Онежского района Архангельской области. Вид с юго-востока. Фото С.А. Никольского 1991 года. Из архива Научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры Архангельской области. Ф. 1. Оп. 5. Д. 544.
История Никольской церкви 1618 г. хорошо представлена в исследованиях архитекторов, историков искусства и культурологов. Натурное исследование ее проводилось в 1966 г. в ходе экспедиции Московского архитектурного института (МАРХИ), когда памятник впервые был обмерен архитектором И.Б. Пуришевым [15], им же был сделан проект реставрации и первый вариант реконструкции первоначального облика храма. В 2012 г. петербургский историк искусства Е.В. Ходаковский с группой исследователей посредством применения современных измерительных средств выявил ряд строительных этапов в истории храмового комплекса с. Пурнема [3]. По утверждению известного искусствоведа А.Б. Бодэ, Никольская церковь 1618 г. является наиболее ранней постройкой данного типа на Русском Севере. В авторской классификации он отнес ее к типу шатровых храмов «с основанием в виде восьмерика на четверике», отметив конструктивные особенности – «памятник отличается кокошниками над углами четверика, которые сохранились, несмотря на позднейшую обшивку стен» [2, с. 30]. Рисунок 4.
|
|
Рис. 4. Никольская церковь 1618 года постройки. Погост села Пурнема Онежского района Архангельской области. Вид с юго-востока. Фото С.А. Никольского 1991 года. Из архива Научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры Архангельской области. Ф. 1. Оп. 5. Д. 546.
С 1989 по 1991 гг. кооператив «Квадр» провел серию ремонтно-реставрационных работ, в ходе которых восстановлены были перекрытия, главы и шатер храма. Шатровую церковь Николая Чудотворца 1618 г. архитектор и искусствовед П.Н. Шармин охарактеризовал как храм распространенного в бассейне р. Онеги типа «восьмерик на двусветном четверике» с апсидой, покрытой бочкой, и крытой галереей-папертью [19, Л. 2].
Церковь поставлена почти у самого склона берега реки, и хорошо видна издали с моря при подходе к селу на судне. В старину она служила не только духовным, но и пространственным ориентиром. Представляя собой композиционный центр поселения, она была своеобразным маяком, указывающим путь к берегу поморам-промысловикам, - жителям села, возвращавшимся с далеких морских странствий.
В нескольких метрах на северо-восток от Никольской церкви у склона оврага поставлена вторая церковь, освященная в честь праздника Рождества Христова, имеющая симметричную относительно продольной оси композицию, состоящую из одноглавого четверика храма с пятигранной в плане апсидой и трапезной с папертью, над которой сохранилось основание небольшой звонницы. Искусствовед П.Н. Шармин дал следующее описание Христорождественской церкви в конце 1980-х гг.: «Перед входом на западном фасаде паперти ранее существовало крыльцо с навесом. Здание рублено из бревен, перевязанных в «обло», на апсиде – в «лапу» и поставлено на валунный фундамент, залитый известковым раствором. Профилированная тесовая обшивка, укрепленная коваными гвоздями, скрывает выступающие хвосты венцов срубов. В силуэте здания доминирует четверик храма, покрытый пологой четырехскатной крышей, завершенной восьмигранным в сечении барабаном. Барабан каркасной конструкции с пучинистой главой, обшитой лемехом. Пятигранная в плане апсида и трапезная по ширине и высоте уступают четверику храма. Апсида покрыта вальмовой крышей. Трапезная, воспринимающаяся вместе с короткой папертью как единый объем, имеет двухскатное покрытие» [13, Л. 3]. Рисунок 5.
Несмотря на внешнюю непритязательность памятника, сегодня он представляет существенную ценность в историко-культурном и архитектурно-градостроительном значении, так как аналогов его не сохранилось не только на территории Онежского полуострова, но и всего Русского Севера. Кроме того, особое градостроительное значение придает ему нахождение в составе ансамбля храмового комплекса с. Пурнема – одного из последних храмовых комплексов, сохранившихся в естественной среде существования (in situ) и являющихся ключевым элементов уникального историко-культурного ландшафта исторического поселения.
Рис. 5. Церковь Рождества Христова 1861 года. Боковой фасад. Погост села Пурнема Онежского района Архангельской области. Фото С.А. Никольского 1991 года. Из архива Научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры Архангельской области. Ф. 1. Оп. 5. Д. 545.
История церкви Рождества Христова с. Пурнема Онежского уезда Архангельской губернии значительно менее изучена, чем история находящегося рядом шатрового Никольского храма 1618 г. В настоящий момент на месте церкви Рождества Христова находится третий по счету храм.
Первым упоминанием церкви Рождества Христова в с. Пурнема Онежского уезда Архангельской губернии можно считать 1834 г., когда в описи церковного имущества по Пурнемским церквамбыла упомянута «церковь во имя Рождества Христова», построенная по благословению преосвященного Иоасафа, епископа Архангельского и Холмогорского, «от сотворения мира 7273 года, от Рождества же Христова 1762 года, выстроена тщанием прихожан на деревянном фундаменте, в вышину восьми сажень, одноглавая…». Эта церковь была «вторая на оном месте поставлена, а первая была во имя священномученика Власия, которая от Божия милости сгорела» [5, Л. 2].
11 марта 1853 г. священнослужители и прихожане Пурнемского прихода обратились в Архангельскую духовную консисторию с просьбой о разрешении им «построить вместо пришедшей в ветхость» теплой Рождественской церкви на том же месте новой теплой деревянной церкви во имя Рождества Христова с приделом Священномученика Власия. По итогу длительной переписки с Архангельской епархией и духовной консисторией, в 1855 г. местные жители и священнослужители решили, что устройством новой церкви будет заниматься плотницких дел мастер, государственный крестьянин Шенкурского уезда Михаил Федорович Пирогов. 22 ноября 1855 г. Архангельской губернской строительной и дорожной комиссией был утвержден проект церкви. В 1857 г. М.Ф. Пирогов подписал контракт с сельскими жителями - священнослужителями, церковным старостой и всеми крестьянами Нижмозерского волостного правления, Пурнемского сельского общества и Пурнемского прихода, согласно которому мастер «порядился» выстроить «новую церковь Рождества Христова с приделом Священномученика Власия, во всем согласно плану и фасаду», а также «устроить купола, покрыть оные осиновым лемехом и поставить кресты» [6, Л. 54]. В качестве дополнительного условия мастер М.Ф. Пирогов обязан был «сделать потребное количество кирпича, обжечь оный и скласть из него печки» [6, Л. 55]. Иконостас старого храма предполагалось перенести во вновь устроенную церковь и сделать клироса. Акт от 16 января 1861 г. «об освидетельствовании новопостроенной церкви в Пурнемском селе» гласит: «церковь построена из соснового леса на каменном булыжном фундаменте, залитом известью, прочно и чисто. Печи в церкви не было. Церковь длинною, шириною и высотою оказалась во всем согласной с планом и фасадом», утвержденными Архангельской губернской строительной комиссией 22 ноября 1855 г. Внутри самой церкви, алтаря и паперти было «все устроено как следует по контракту». Иконостас из ветхой уничтоженной церкви поставлен был во вновь устроенную. Клироса, печи, трапы, двойные рамы со стеклами, двери, полы, потолки и самая колокольня со сторожевскою комнатою «устроены хорошо и прочно». 11 марта 1861 г. церковь освятил священник Евлампий Сампсонов [6, Л. 57].
В конце XIX столетия новой церкви Рождества Христова потребовался ремонт. Обращение в Архангельскую духовную консисторию крестьян Пурнемского прихода и рассмотрениедела о разрешении им на свои средства отремонтировать стены и потолок в трапезной Христорождественской церкви и установить печь в этом храме от 3 сентября 1895 г. увенчались успехом. На эти работы у жителей села уже были «уже заготовлены необходимые материалы: алебастр, известь, дрань и гвозди». Устроить печь в главном Христорождественском храме было необходимо, поскольку «трапеза сего храма с приделом Св. Священномученика Власия становится тесной для богослужений в зимнее время, и во вторых иконостас, стены и утварь главного Христорождественского храма в зимнее время от проникновений тепла из теплой трапезы в зимний Христорождественский храм покрываются плесенью». Для помещения приходского псаломщика решили ремонтировать общественный дом: «из двух разностоящих изб с полуразвалившимися сараями устроить одно теплое помещение» [7, Л. 3].
Составленный причтом и прихожанами Пурнемского прихода акт «об исправлениях в Пурнемской церкви, произведенных на средства местных прихожан и состоявших в устройстве нового креста на Христорождественском храме, новой печи в средней части и штукатурки стен и потолка в трапезной» был подписан 9 февраля 1897 г. благочинным Второго округа Онежского уезда, священником Андреем Ивановым. Работы по ремонту храма 5 декабря 1896 г. были доведены до конца, «за исключением креста» - он был поставлен на Христорождественскую церковь 9 мая 1896 г. «в день храмового праздника при многочисленном стечении народа». Освидетельствование работ произведено было 9 февраля 1897 г., когда «печь и штукатурка на стенах и потолке в трапезной Христорождественской церкви просохли». Общее мнение относительно работ всех прихожан и священнослужителей «получилось отрадное и прекрасное», поскольку «работы произведены мастерами с совестью честных тружеников, почему и решено выдать мастерам сверх платы за труд в благодарность 10 рублей из сельских сумм» - постановили священник Пурнемского прихода Онежского уезда Николай Зуев и псаломщик Петр Спасский [7, Л. 12-13].
10 августа 1906 г. причт, церковный староста, члены попечительства и почетные прихожане произвели по окончании работ освидетельствование нового иконостаса во Власиевском приделе Христорождественской церкви в с. Пурнема Онежского уезда Архангельской губернии. Освящен был вновь сооруженный в северной части паперти придел в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» 9 февраля 1908 г. с благословения архиепископа Архангельского и Холмогорского Иоаникия, священником Нижмозерского прихода Николаем Зуевым при участии священников Кяндского Леонида Ивановского и Пурнемского Василия Харитонова. Согласно акту об освидетельствовании работ, произведенных с разрешения Архангельского Епархиального начальства иконостасным мастером Павлом Александровичем Шишовым во вновь устроенном приделе от 23 декабря 1907 г., «иконостас, престол и жертвенник сделаны из доброкачественного и просушенного соснового леса»; престол утвержден на каменном фундаменте; «новые иконы написаны красками на дереве в духе православной церкви». «Столярное, резное и малярное дело, и золочение выполнено добросовестно» [8, Л. 20-21]. Акт подписан священником Василием Харитоновым и псаломщиком Клавдием Красильниковым [8, Л. 22].
Храм был центром социальной жизни сельского населения империи, поэтому все события, связанные с храмостроительством, дополнением интерьера и важнейшими церковными праздниками освещала епархиальная пресса. Архангельские епархиальные ведомости по случаю освящения нового придела храма поместили на своих страницах статью с подробным описанием этого события: «В день освящения в главном храме с 5 утра местным священником была совершена ранняя литургия, с 8 утра совершено было малое водоосвящение, а затем и само освящение храма». Особо было отмечено, что «довольно обширный храм не вмещал всех молящихся, поэтому многие находились вне храма, несмотря на сильно бушевавшую вьюгу. Пурнемцы всегда рачительно посещают храм и несут свои посильные лепты на «благоукрашение своих приходских храмов» [1, с. 111].
В период советской власти в церкви Рождества Христова располагался сельский клуб, поэтому внутри храм подвергся существенной перестройке. Здание Никольской церкви в советское время использовалось как склад зерна. В 1989 г. церковь Рождества Христова в составе храмового комплекса была обследована группой исследователей из министерства культуры РСФСР, выполнены были обмеры и описание памятника, сделано заключение – реставрационные работы в отношении памятника до этого времени не проводились. Не проводились они и в последующий период. На момент обследования храма было утрачено завершение звонницы, - разобранным оказался верхний ярус и крыльцо на западном фасаде. Сорвана была обшивка храма в некоторых местах, заколочены почти все окна, одно из окон южного фасада превращено в дверь. При этом, дверные проемы, связывавшие храм с апсидой и трапезной, расширены. Разобрана печь в трапезной. Убранство храма было полностью утрачено [13, Л. 3].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на сегодняшний день, ансамбль с. Пурнема - древнейший из сохранившихся на поморском берегу примеров храмового комплекса начала XVII – второй половины XIX веков, состоящих из двух церквей – зимней и летней, является одним из последних храмовых комплексов, сохранившихся во всей Архангельской области in situ, в естественной среде бытования, на своем первоначальном, историческом месте. При этом, до сих пор не установлены границы Пурнемского погоста, не обозначены границы зон охраны памятников. Никольская шатровая церковь 1618 г. является объектом культурного наследия федерального значения, а церковь Рождества Христова вовсе не имеет статуса объекта культурного наследия, поэтому на нее не распространяется режим государственной охраны. Церковь нуждается в ревалоризации, поскольку на данный момент она представляет собой существенную ценность как в составе древнего ансамбля в его историко-культурном и художественном значении, так и как самостоятельный памятник в виду градостроительного значения - можно считать ее выявленным объектом культурного наследия. При этом, церковь Рождества Христова постепенно разрушается - здесь много лет не проводились не только реставрационные, но и противоаварийные работы. Необходимо поставить памятник на учет, определить границы Погоста, и, вместе с тем, разработать комплексную стратегию сохранения и развития исторического сельского поселения Пурнема Онежского района Архангельской области, а территорию самого исторического поселения определить зоной охраны объектов культурного наследия в виду уникальности историко-культурного ландшафта согласно 73 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» [18].
References
1. Arkhangel'skie eparkhial'nye vedomosti. 1908. № 4. 29 fevralya. S. 111-112.
2. Bode A. B. Derevyannoe zodchestvo Russkogo Severa. Arkhitekturnaya sokrovishchnitsa Poonezh'ya. M.: KomKniga, 2010. 208 s.
3. Bokarev A.V., Melyukh E.A., Khodakovskii E.V., Bokareva D.Sh. Stroitel'naya istoriya khramovogo kompleksa pomorskogo sela Purnema v XVI – XVIII vv. // Arkhitekturnoe nasledstvo. Vypusk 61. M., SPb: KOLO, 2014. S. 57-68.
4. Vasil'ev Yu.S. Sotnaya na Turchasovskii stan Kargopol'skogo uezda s knig pis'ma Ya. I. Saburova i I. A. Kutuzova // Sotsial'no-pravovoe polozhenie severnogo krest'yanstva (dosovetskii period) / pod red. P. A. Kolesnikova. Vologda: Vologodskii GPI, 1981. S. 129–131.
5. Gosudarstvennyi arkhiv Arkhangel'skoi oblasti, dalee-GAAO. F. 463. Op. 1. D. 42. L. 1.
6. GAAO. F. 29. Op. 4. T. 3. D. 350. L. 6-7.
7. GAAO. F. 29. Op. 4. T. 3. D. 1387. L. 2.
8. GAAO. F. 29. Op. 4. T. 3. D. 1844. L. 20-21.
9. Matonin V.N. «Nashe more – nashe pole». Sotsiokul'turnoe prostranstvo severnoi derevni: genezis, struktura, semantika. Monografiya. Arkhangel'sk: NPTs SAFU, 2013. 334 s.
10. Mil'chik M.I. Pamyatniki arkhitektury Arkhangel'skoi oblasti. Purnema i Nizhmozero. Buklet. Arkhangel'sk: Sev-Zap. kn. izd-vo, 1971. 16 s.
11. Orfinskii V.P. Derevyannoe zodchestvo Karelii. Leningrad: Stroiizdat. 1972. 119 s.
12. Pasport Pogosta s. Purnema nachala XVII – vtoroi poloviny XVIII vv. Onezhskogo raiona Arkhangel'skoi oblasti. // Arkhiv Gosudarstvennogo avtonomnogo uchrezhdeniya kul'tury Arkhangel'skoi oblasti «Nauchno-proizvodstvennyi tsentr po okhrane pamyatnikov istorii i kul'tury». F. 1. Op. 5. D. 544. L. 1-4.
13. Pasport Pogosta s. Purnema. Tserkov' Rozhdestva Khristova. // Arkhiv Gosudarstvennogo avtonomnogo uchrezhdeniya kul'tury Arkhangel'skoi oblasti «Nauchno-proizvodstvennyi tsentr po okhrane pamyatnikov istorii i kul'tury». F. 1. Op. 5. D. 545. L. 1-3.
14. Permilovskaya A.B. Kul'turnye smysly narodnoi arkhitektury Russkogo Severa. Ekaterinburg: UrO RAN-Arkhangel'sk: IPP «Pravda Severa»-Yaroslavl': YaGPU im. K.D. Ushinskogo, 2013. 608 s.
15. Purishev I.B. Proekt restavratsii Nikol'skoi tserkvi v s. Purnema Arkhangel'skoi oblasti, 1967 g. // Arkhiv Gosudarstvennogo avtonomnogo uchrezhdeniya kul'tury Arkhangel'skoi oblasti «Nauchno-proizvodstvennyi tsentr po okhrane pamyatnikov istorii i kul'tury». F. 1. Op. 1. D. 554. L. 1-3.
16. Savich A.A. Solovetskaya votchina XV-XVII vekov. Opyat izucheniya khozyaistva i sotsial'nykh otnoshenii na krainem Russkom Severe v drevnei Rusi. Perm': Izdanie Obshchestva Istoricheskikh, Filosofskikh i Sotsial'nykh nauk pri Permskom Gosudarstvennom Universitete, 1927. 280 s.
17. Ushakov Yu.S. Ansambl' v narodnom zodchestve Russkogo Severa. L.: Stroiizdat, 1982. 168 s.
18. Federal'nyi zakon ot 25.06.2002 № 73-FZ (red. ot 18.07.2019) «Ob ob''ektakh kul'turnogo naslediya (pamyatnikakh istorii i kul'tury) narodov RF». // Ofitsial'nyi sait kompanii «Konsul'tant Plyus». [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/12bab00129e1f67054f2ff8c4a9222f95908593d/ (data obrashcheniya: 19.03.2020).
19. Sharmin P.N. Pasport Pogosta s. Purnema Onezhskogo raiona Arkhangel'skoi oblasti. Tserkov' Nikolaya Chudotvortsa 1618 g. // Arkhiv Gosudarstvennogo avtonomnogo uchrezhdeniya kul'tury Arkhangel'skoi oblasti «Nauchno-proizvodstvennyi tsentr po okhrane pamyatnikov istorii i kul'tury». F. 1. Op. 5. D. 546. L. 2.
|