Library
|
Your profile |
Psychology and Psychotechnics
Reference:
Savinkov S.N., Kozyreva V.V.
Social representations of fidelity among couples with different marital experience
// Psychology and Psychotechnics.
2021. № 2.
P. 43-58.
DOI: 10.7256/2454-0722.2021.2.33199 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=33199
Social representations of fidelity among couples with different marital experience
DOI: 10.7256/2454-0722.2021.2.33199Received: 12-06-2020Published: 28-06-2021Abstract: This article examines the social representations of fidelity among couples with different marital experience. There are different research dedicated to social representations of couples with different marital experience about trust, infidelity, love, mutual understanding; however, the analysis of psychological-pedagogical literature demonstrates that there were no research dedicated to fidelity in the relationships between spouses. Therefore, the selected topic is unique. The subject of this article is the social representations of fidelity among couples with different marital experience. The hypothesis lies in the fact that there are substantial differences in social representations of fidelity among couples with different marital experience. Young couples believe that fidelity is the indicator of passion, comfort, ease in communication between the spouses, as well as confidence in making the right choice. Mature couples believe that fidelity is the indicator of mutual understanding and trust, as well as lack of passion. The survey involved 21 married couples with 20 to 30 years of marital experience, and 21 couples with less than a year to 3 years of marital experience. It is worth noting that all the respondents were married officially. For verification of the advanced hypothesis, the article employs the following methods: marriage satisfaction questionnaire (V. V. Stolin, T. L. Romanova, G. P. Butenko), “Communication within Family” (Y. E. Aleshina, L. Y. Gozman, E. M. Dubovskaya), Semantic Differential, “Attidude assessment in married couple” (Y. E. Aleshina). Keywords: representations, fidelity, trust, relationships, infidelity, love, spouses, marriage, psychology, researchВведение Социальные представления определяют, как совокупность различных умозаключений, ценностей и понятий, которые возникают в процессе ежедневного взаимодействия между людьми. Отношения между супругами, как известно, основываются на нравственных ценностях, наиболее важными среди которых можно назвать: любовь, доброту, щедрость, надежность, верность, доверие, ответственность и др. Супружеские отношения всегда были и остаются объектом повышенного интереса ученых, представителей социальных и гуманитарных наук (философии, педагогики, психологии, антропологии, социологии и др.). Это связано с тем, что семья имеет определяющее значение в процессе социального и личностного развития человека. Зрелый человек, вступающий в интимно-личностные отношения, с партнером, имеет собственные представления о семье, а также несет на себе отпечаток ожиданий своего супруга(-ги). Только при наличии схожих представлений у супругов, а также при удовлетворении взаимных потребностей, можно говорить о «крепости» семьи и надежности этих отношений. Так, по мнению В.А. Сысенко «частичное или полное неудовлетворение тех или иных потребностей супругов, ведет к конфликтам, ссорам, разрушая устойчивость брака» [7]. В то же время, в исследования М.А. Митиной отмечается, что «ценности супружеской пары изменяются в зависимости от увеличения «стажа» семейной жизни» [4]. Психологами был проведен целый ряд исследований, направленных на изучение удовлетворенности в семейных отношениях. Нельзя не отметить, что в современных реалиях российского общества, вышедшего к новым социально-экономическим принципам, когда возникли новые культурные и нравственные ориентиры, супруги стремятся лучше понимать друг друга, для повышения надежности и устойчивости семьи [5]. В работах зарубежных авторов K. Kobayashi [14], K.B. Mcgrew [15] верность соотносят с чувствами взаимной ответственности, приверженности и близости, которые существуют в отношениях между членами одной семьи. В исследованиях, проведенных J. Burr [11], J. Mutchler [11], R. Stone [16] и др. верность рассматривается в качестве преданности и лояльности между повзрослевшими детьми и пожилыми родителями, а также между супругами. Некоторые авторы, рассматривают верность в супружеских отношениях через призму неверности, обнаружение которой приводит к «переоценке ценностей, пересмотру собственной семейной истории, искаженному и фрустрированному восприятию реальности» [9]. По мнению Е.П. Ильина «верность – понятие неопределенное» [4], в отличие от супружеской неверности, которая в разных эпохах и культурах считалась преступлением против нравственности и общественного порядка. B.K. Klest отмечает, «измена, коварна тем, что она заставляет супругов сомневаться во всем» [12]. Не секрет, что для большинства супругов, важным вкладом в семейные отношения является понимание того, что их партнер поможет достичь им своей цели. Это понимание очень важно для всех пар, однако, еще более существенным является тот факт, что партнер оказывается способен выполнять свою часть обязательств, взятых еще до момента вступления в брак. Так, в общую картину представлений супругов о своем партнере могут вкрадываться искажения или ошибочные представления о надежности и верности, которые в дальнейшем приводят к разочарованию или наоборот, к удовлетворению от брака. Таким образом, для супругов, понятие «верность» равнозначно понятию «счастье». В работе T. Keiningham и L. Aksoy, L. Williams [13] отмечается, что люди, которые, способны доверять, а также ценят верность в отношениях со своими супругами, друзьями и близкими, оказываются более счастливыми и удовлетворенными своей жизнью, чем те, кто не склонен верить окружающим, полагаясь только на самих себя. Авторы пишут, что «самый важный фактор, который отделяет счастливых людей от несчастных – это наши отношения с другими людьми. Это важнее, чем деньги, и даже важнее, чем наше здоровье» [13]. В работах Ю.Е. Алешиной [1], Л.Л. Баландиной [2], Г.П. Бутенко, М.А. Митиной [4], В.В. Столина, Смирновой Н.В. [5] и др., изучены различные аспекты социальных представлений пар с различным супружеским стажем о доверии, измене, любви, взаимопонимании. Однако, анализ психолого-педагогической литературы показал, что не было произведено исследований о верности в отношениях у супругов. Таким образом, тема данного исследования является уникальной и актуальной для современной психологии. Предметом данного исследования являются социальные представления о верности у пар с различным супружеским стажем. Гипотеза исследования состоит в том, что существуют значимые различия в социальных представлениях о верности у пар с различным супружеским стажем.
Методы и методика исследования Организационную базу исследования составили 21 пара, находящаяся в браке, супружеский стаж от 20 до 30 лет, и 21 пара, супружеский стаж которых составляет от нескольких месяцев до 3 лет. Стоит отметить, что все участники исследования находятся в официальном браке. Для того чтобы проверить выдвинутую гипотезу, был подобран ряд методик: тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко), методика «Общение в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская), Семантический дифференциал, опросник «Измерение установок в семейной паре» (Ю.Е. Алешина). Тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко), был разработан для диагностики степени удовлетворенности либо неудовлетворенности браком. Выбор данной методики обусловлен тем, что она достаточно проста в использовании и позволяет выявить наличие негативных тенденций в рамках изучения степени удовлетворенностью браком. Методика «Общение в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская) направлена на исследование характера общения между супругами. Данная методика включает в себя различные шкалы: доверительность общения, взаимопонимание между супругами, сходство во взглядах супругов, общие символы семьи, легкость общения между супругами, терапевтичность общения. Семантический дифференциал (Ч. Осгуда) является одним из объективных методов построения субъективных семантических пространств, отмечается его проективность. На основании данного метода нами был разработан авторский вариант, включающий в себя оценку представлений по следующим шкалам: · нелюбовь-любовь, · современно-старомодно, · простота-сложность, · интерес-отсутствие интереса, · нетерпимый-терпимый, · новизна-обыденность, · слабость-сила, · напряженность-расслабление, · кратковременное-длительное, · своеволие-покорность, · стремительное-застывшее, · не редкость-редкость, · хрупкость-крепкость, · отсутствие понимания-понимание, · легко-тяжело, · безразличие-страсть, · недоверие-доверие, · изменчивость-постоянство, · неискренность-честность, · подлость-благородство. Выбор данного семантического поля обусловлен на основании отбора слов, которые ассоциируются с представлением о верности. На основании оценки понятий по разным шкалам, будет происходить выявление взаимосвязи между различными составляющими понятия «верность» у испытуемых, и можно будет сделать глубокий анализ различий в представлениях о верности у каждой группы. Опросник «Измерение установок в семейной паре» (Ю.Е. Алешина) дает возможность исследовать взгляды испытуемых по десяти, наиболее значимым с точки зрения автора, сферам жизни в семейном взаимодействии. Методика включает в себя ряд различных шкал, в том числе: отношение к людям, отношение к детям, альтернатива между чувством долга и удовольствием, отношение к разводу, отношение к автономности или зависимости супругов, отношение к деньгам оценка значения сексуальной сферы в семейной жизни, отношение к патриархальному или эгалитарному устройству семьи, отношение к любви романтического типа, отношение к «запретности секса». Математическая обработка результатов проводилась с помощью программного пакета SPSS 13.0 for Windows.
Анализ и интерпретация полученных результатов. По каждой из описанных выше шкал нами была подсчитана общая сумма баллов, и проведен их поэтапный анализ. В силу того, что главной целью исследования является выявление особенностей социальных представлений о верности у пар с различным супружеским стажем, мы в ходе исследования сравнили зрелые супружеские пары и молодые супружеские пары по всем параметрам. Изначально мы оценивали различия по уровню всех используемых в исследовании признаков, измеренных количественно с помощью статистического критерия Манна-Уитни (U-критерий Манна-Уитни), который позволяет выявить значимые различия между испытуемыми по всем параметрам.
Таблица 1. Сравнение между зрелыми и молодыми жёнами по всем параметрам
Проанализировав полученные данные, мы выяснили, что существуют значимые различия между зрелыми жёнами и молодыми по таким параметрам как: - «доверительность общения, оценка, данная супругу»; - «взаимопонимание между супругами, оценка, данная себе»; - «взаимопонимание между супругами, оценка, данная супругу»; - «сходство во взглядах супругов»; - «легкость общения между супругами»; - «простота – сложность» в определении верности; - «интерес-отсутствие интереса» в определении верности; - «напряженность-расслабление» в определении верности; - «своеволие-покорность» в определении верности; - «стремительное–застывшее» в определении верности; - «безразличие-страсть» в определении верности; - «изменчивость-постоянство» в определении верности; - «отношение к людям (позитивность отношения к людям)». По шкале «Доверительность общения, оценка, данная супругу» показатель значимо выше у зрелых жён по сравнению с молодыми жёнами (среднее значение - 26,18 против 17,25, при р=0,015). Зрелые жёны значимо чаще рассматривают супруга и общение с ним более высоко, доверительно, по сравнению с молодыми жёнами, которые склонны к более скептическому отношению к своему супругу и наделяют общение с ним менее доверительным характером. По шкале «Взаимопонимание между супругами, оценка, данная себе», показатель значимо выше у зрелых жён по сравнению с молодыми жёнами (среднее значение – 25,85 против 18,09, при р=0,042). Зрелые жены значимо выше оценивают себя как понимающие супруга, чем молодые жены. Мы считаем, что это может быть связано с большей критичностью (в т.ч. и по отношению к себе) молодых людей по сравнению со зрелыми людьми. По шкале «Взаимопонимание между супругами, оценка, данная супругу» показатель значимо выше у зрелых жён по сравнению с молодыми жёнами (среднее значение – 25,85 против 17,55, при р=0,026). Зрелые жены значимо выше оценивают супруга, как понимающего и оказывающего поддержку, чем молодые жены. Они более насторожены касательно поведения супруга, не всегда рассчитывают на понимание с его стороны. Мы считаем, что это может быть связано с большей критичностью и требовательностью молодых людей по сравнению со зрелыми людьми. По шкале «Сходство во взглядах супругов» показатель значимо выше у зрелых жён по сравнению с молодыми (среднее значение – 26,93 против 16,57, при p=0,005). Таким образом, зрелые жены выше отмечают схожесть в точках зрениях, взглядах супругов как касательно более важных аспектов отношений, так и в бытовом плане. Мы считаем, что это является логичным и объяснимым: молодожены еще не имеют столь много точек соприкосновения, сколько имеют супруги в зрелом супружестве. По шкале «легкость общения между супругами», показатель значимо выше у молодых жён по сравнению со зрелыми жёнами (среднее значение – 25,93 против 16,63, при р=0,009). Молодые жены определяют свое общение с супругом как более легкое, чем зрелые жены. Мы считаем, что это связано с более длительной совместной историей зрелых семей, в которой могут возникать конфликты и споры. По шкале «простота – сложность» в определении верности показатель значимо выше у зрелых жён по сравнению с молодыми жёнами (среднее значение – 26,68 против 16,80, при р=0,008). Зрелые жёны оценивают понятие верности как более сложное явление, так как им приходится прикладывать больше усилий для сохранения отношений. У молодых жен нет такого большого опыта, поэтому они определяют верность как более простое понятие, так как они находятся в отношениях не продолжительный период, и, соответственно, еще относятся ко всему с легкостью и позитивом. По шкале «интерес-отсутствие интереса» в определении верности, показатель значимо выше у зрелых жён по сравнению с молодыми жёнами (среднее значение – 27,28 против 16,25, при р=0,002). Зрелые жёны оценивают понятие верности как отсутствие интереса, что может быть связано с тем, что они считают, что при более длительных отношениях сложнее сохранять интерес между супругами, и а наличие знаков внимания со стороны супруга без видимой причины не может являться показателем верности с его стороны, возможно, они свидетельствует о наличии отношений вне брака. Молодые жены, напротив, значимо чаще определяют, что понятие верности включает в себя интерес, так как при небольшом стаже супружеской жизни еще есть неизведанные стороны супругов, семейная жизнь кажется интересной и увлекательной. По шкале «напряженность-расслабление» в определении верности показатель значимо выше у молодых жён по сравнению со зрелыми жёнами (среднее значение – 27,93 против 14,43, при р=0,000). Молодые жены рассматривают понятие верности как расслабленность, отсутствие серьезной работы по сохранению отношений, доверие партнеру. Зрелые жены определяют понятие верности с напряженностью в отношениях, возможно, это связано с тем, что они предполагают, что верность трудно поддерживать в браке, необходимо постоянно прикладывать усилия, так как они долгое время поддерживали отношения в браке. По шкале «своеволие-покорность» в определении верности показатель значимо выше у молодых жён по сравнению со зрелыми (среднее значение – 26,09 против 16,45, при р=0,008). Молодые жены отмечают, что верность определяется покорностью, включая подчинение интересам, взглядам супруга. Зрелые жены рассматривают понятие верности как включающее в себя своеволие, предоставление себе и партнеру свободы действий, отсутствие контроля. По шкале «стремительное – застывшее» в определении верности показатель значимо выше у зрелых жён по сравнению с молодыми жёнами (среднее значение – 25,38 против 17,98, при р=0,046). Зрелые жены рассматривают понятие верности как нечто застывшее, то есть наличие застоя, однообразия в супружеских отношениях. Молодые жены включают в понятие верности наличие стремительности, высокой динамики, то есть в отношениях должна время от времени присутствовать так называемая «искра», не должно быть статичности. По шкале «безразличие-страсть» в определении верности показатель значимо выше у молодых жён по сравнению со зрелыми жёнами (среднее значение – 28,30 против 14,03, при р=0,000). Молодые жены определяют понятие верности как включающее в себя страсть, что может быть связано с тем, что они считают, что страсть должна присутствовать между супругами, так как их отношения ввиду их непродолжительности отношения отличаются яркостью и эмоциональностью. Для зрелых жен понятие верности включает в себя безразличие к происходящему в браке, что может быть основано на полном доверии супругу, а также тем, что они находятся в отношениях продолжительный период, и эмоциональность в отношениях сменилась однообразием и безразличием. По шкале «изменчивость-постоянство» в определении верности показатель значимо выше у молодых жён по сравнению со зрелыми жёнами (среднее значение – 25,95 против 16,60, при р=0,006). Молодые жены отмечают, что верность определяется постоянством в совершенном выборе. Зрелые жены рассматривают понятие верности как изменчивость в супружеских отношениях, то есть супруги, с их точки зрения, должны постоянно вносить что-то новое в отношения. По шкале «Отношение к людям (позитивность отношения к людям)» показатель значимо выше у зрелых жён по сравнению с молодыми жёнами (среднее значение – 26,95 против 16,55, при р=0,003). Зрелые жёны значимо чаще оценивают свое отношение к людям, в том числе к супругу, как позитивное, так как они более расслаблены и спокойны к внешним раздражающим факторам. Молодые жены еще не связывают своё отношение к людям с позитивностью, так как ещё проявляют в отношениях настороженность.
Таблица 2. Сравнение между зрелыми мужьями и молодыми мужьями по всем параметрам
Итак, в ходе анализа мы выяснили, что значимые различия между зрелыми мужчинами и молодыми мужчинами наблюдаются по шкалам: «Доверительность общения, оценка, данная себе», «взаимопонимание между супругами, оценка, данная себе», «взаимопонимание между супругами, оценка, данная супругу», «нелюбовь-любовь» в определении верности, «напряженность-расслабление» в определении верности, «стремительное –застывшее» в определении верности, «легко-тяжело» в определении верности, «безразличие-страсть» в определении верности, «изменчивость-постоянство» в определении верности, «ориентация на преимущественно совместную или же преимущественно раздельную деятельность». По шкале «Доверительность общения, оценка, данная себе», показатель значимо выше у зрелых мужчин по сравнению с молодыми мужьями (среднее значение – 26,45 против 16,05 при р=0,004). Зрелые мужья значимо чаще рассматривают себя в общении с супругой более доверительно, имеют повышенный уровень самораскрытия. Молодые мужья склонны к более скептическому отношению, по отношению к себе в частности. По шкале «Взаимопонимание между супругами, оценка, данная себе», показатель значимо выше у зрелых мужей по сравнению с молодыми мужьями (среднее значение – 26,95 против 15,50 при р=0,001). Зрелые мужья значимо выше оценивают себя как понимающего и отзывчивого супруга, так как считают, что взаимопонимание основывается на принятии проблем супруги и в возможности обсуждения важных для нее моментов. Молодые мужья не всегда ищут возможность выслушать свою супругу, отдавая предпочтение своим личным делам. По шкале «Взаимопонимание между супругами, оценка, данная супруге» показатель значимо выше у зрелых мужей по сравнению с молодыми мужьями (среднее значение – 27,66 против 14,73 при р=0,000). Зрелые мужья значимо выше оценивают супругу как понимающую и оказывающую поддержку, чем молодые мужья. Они более насторожены касательно поведения супруги, не всегда рассчитывают на понимание с ее стороны. По шкале «нелюбовь-любовь» в определении верности показатель значимо выше у зрелых мужей по сравнению с молодыми (среднее значение - 24,11 против 18,63 при р=0,026). Зрелые мужья включают в понятие верности понятие любви, то есть прямую связывают верность с наличием в отношениях между супругами глубокого чувства – любви друг к другу. Молодые мужья не связывают понятие верности с любовью, для них оно является в большей степени обязанностью, другими словами, обязательством, с которым они соглашаются при заключении брака. По шкале «напряженность-расслабление» в определении верности показатель значимо выше у молодых мужей (среднее значение – 29,03 против 14,66 при р =0,000). Молодые мужья рассматривают понятие верности как расслабленность, отсутствие серьезной работы по сохранению отношений, доверие партнеру. Зрелые мужья определяют понятие верности, связанной с напряженностью в отношениях, возможно, это связано с тем, что они предполагают, что верность трудно поддерживать в браке, необходимо постоянно прикладывать усилия. По шкале «стремительное–застывшее» в определении верности показатель значимо выше у зрелых мужей по сравнению с молодыми мужьями (среднее значение – 25,77 против 16,80 при р=0,013). Зрелые мужья рассматривают понятие верности как нечто застывшее, то есть наличие застоя, однообразия в супружеских отношениях. Молодые мужья включают в понятие верности наличие стремительности, высокой динамики, то есть в отношениях должна время от времени присутствовать так называемая «искра», не должно быть статичности. По шкале «легко-тяжело» в определении верности показатель значимо выше у зрелых мужей по сравнению с молодыми мужьями (среднее значение – 27,77 против 14,60 при р=0,000). Зрелые мужья определяют верность как более тяжелое понятие, так как им приходится прикладывать больше усилий для сохранения отношений. У молодых мужей нет такого большого опыта, поэтому они оценивают понятие верности как более легкое явление, так как они находятся в семейных отношениях совсем не продолжительный период, и, соответственно, не знают все возможные «проблемные зоны» отношений, они еще не думают о возможных проблемах и сложностях семейной жизни. По шкале «безразличие-страсть» в определении верности показатель значимо выше у молодых мужей по сравнению со зрелыми мужьями (среднее значение – 28,60 против15,05 при р= 0,000). Молодые мужья определяют понятие верности как включающее в себя страсть, что может быть связано с тем, что они считают, что они считают, что страсть должна присутствовать между супругами, так как их отношения ввиду их непродолжительности отношения отличаются яркостью и эмоциональностью. Для зрелых мужей понятие верности включает в себя безразличие к происходящему в браке, что может быть основано на полном доверии супруге ввиду длительности отношений. По шкале «изменчивость-постоянство» в определении верности показатель значимо выше у молодых мужей по сравнению со взрослыми (среднее значение – 27,63 против 15,93 при р=0,001). Молодые мужья отмечают, что верность определяется постоянством в совершенном выборе, отсутствием разнообразия. Зрелые мужья рассматривают понятие верности как изменчивость в супружеских отношениях, то есть супруги, с их точки зрения, должны постоянно вносить что-то новое в отношения. По шкале «ориентация на преимущественно совместную или же преимущественно раздельную деятельность» показатель значимо выше у молодых мужей по сравнению со зрелыми (среднее значение 25,35 против 18,00 при р=0,050). Молодые мужья значимо выше ориентированы на совместную деятельность, то есть для них важно организовывать совместный быт с супругой, к примеру, важно вместе заниматься каким-то делом, хобби и т.д. Зрелые мужья предпочитают раздельную деятельность, что может быть связано с тем, что большой стаж отношений подразумевает необходимость проведения большего количества времени наедине с собой или с друзьями.
Таблица 3. Сравнение между зрелыми мужьями и жёнами по всем параметрам
Мы получили значимые различия между зрелыми мужьями и зрелыми жёнами по таким шкалам как: «доверительность общения, оценка, данная супругу», «стремительное–застывшее» в определении верности, «отношение к деньгам». По шкале «Доверительность общения, оценка, данная супругу» показатель значимо выше у зрелых жён по сравнению со зрелыми мужьями (среднее значение – 26,05 против 17,36, при р=0,019). Зрелые женщины значимо чаще считают супруга и общение с ним доверительным по сравнению со зрелыми мужьями, которые склонны к более скептическому отношению к своей супруге и наделяют общение с ней менее доверительным характером. По шкале «стремительное–застывшее» в определении верности показатель значимо выше у зрелых жён по сравнению со зрелыми мужьями (средний показатель – 25,35 против 18,00, при р=0,047). Это объясняется тем, что зрелые жёны выше определяют связь верности с однообразием и статичностью в супружеских отношениях. Зрелые мужья в большей степени, чем их жены оценивают верность как более динамичное понятие, для них является более важным наличие «искры» в отношениях между супругами. По шкале «Отношение к деньгам» показатель значимо выше у зрелых мужей по сравнению со зрелыми жёнами (среднее значение – 26,20 против 16,33, при р=0,008). Зрелые мужчины значимо выше высоко оценивают финансовую стабильность. В целом они в большей степени направлены на материальные ценности, чем их жены.
Таблица 4. Сравнение между молодыми мужьями и молодыми жёнами по всем параметрам
В итоге мы получили значимые различия между молодыми мужьями и молодыми жёнами по таким шкалам, как: «Доверительность общения, оценка, данная себе», «напряженность-расслабление» в определении верности, «своеволие-покорность» в определении верности, «легко-тяжело» в определении верности. По шкале «Доверительность общения, оценка, данная себе», показатель значимо выше у молодых жён по сравнению с молодыми мужьями (среднее значение – 25,02 против 17,63 при p=0,037). Молодые жёны значимо выше оценивают себя как более доверительного собеседника. Им свойственна убежденность в том, что они более открыты к разговорам «по душам», они легче идут на контакт в процессе доверительного общения с супругом, раскрывая самые сокровенные тайны, не боясь осуждения и неприятия, в то время как молодые мужья более закрыты и сдержаны в своих чувствах и эмоциях, склонны все держать в себе. По шкале «напряженность-расслабление» в определении верности показатель значимо выше у молодых мужей значимо выше по сравнению с молодыми жёнами (среднее значение – 25,05 против 18,27 при p=0,040). Молодые мужья расценивают верность как более расслабленное явление, так как они меньше об этом думают, в то время как для женщин верность - это напряженное явление, в связи с тем, что им, по их мнению, нужно больше сил вкладывать в отношения, чтобы сохранить их. По шкале «своеволие-покорность» в определении верности показатель значимо выше у молодых жён по сравнению с молодыми мужьями (среднее значение – 25,41 против 17,20, при p=0,022). Молодые жёны расценивают верность как подчинение себя своему супругу, им важно чувствовать силу своего мужа, ощущать, что он является доминирующим в их отношениях. В то время как для молодых мужей верность - это не необходимость подчиняться, а важность самому чувствовать себя главой семьи, сильным и надежным, испытывать чувство значимости и главенства, быть ответственным за свою семью. По шкале «легко-тяжело» в определении верности показатель значимо выше у молодых жён по сравнению с молодыми мужьями (среднее значение – 25,93 против 16,63, при p=0,008). Молодые жёны расценивают понятие верность как явление более тяжелое, так как для жён это постоянный труд сделать семейную жизнь интересной и интригующей, чтобы муж не смотрел «в сторону» и не желал искать свое счастье в отношениях с другим партнером. Молодые мужчины оценивают верность как легкое и естественное явление семейной жизни, полагая, что женщины менее склонны к нарушению классических представлений о семье и ее ценностях, одним из которых является верность.
Выводы На основании проведенного исследования, мы можем сделать вывод о том, что существуют следующие значимые различия в социальных представлениях о верности у пар с различным супружеским стажем: 1. Для зрелых жен социальные представления о верности включают в себя: доверительность общения со стороны супруга, взаимопонимание со стороны обоих супругов, сходство во взглядах, позитивность отношения к людям, а также «сложность», «отсутствие интереса», «напряженность», «наличие своеволия», «застой в отношениях», «не связана со страстью». 2. У молодых жен социальные представления о верности включают в себя: легкость общения между супругами, «расслабленность», «покорность», «стремительность», «наличие страсти», «постоянство в совершенном выборе», менее позитивный настрой по отношению к людям. 3. Для зрелых мужей социальные представления о верности включают в себя: доверительность общения, взаимопонимание между супругами, при этом представления о верности связаны с признаком любви; напряженностью в отношениях, представления определяются «застывшим», «тяжелым» явлением, характеризующимся отсутствием страсти, изменчивостью, ориентацией на преимущественно раздельную с супругой деятельность. 4. У молодых мужей социальные представления о верности включают в себя: «расслабленность», «застой в отношениях», представления определяются легкостью, связаны с понятием страсти, постоянством в совершенном выборе, ориентацией на преимущественно совместную деятельность. Также представления молодых мужчин о верности не включают понятие любовь. 5. Существуют значимые различия: между зрелыми мужьями и зрелыми жёнами по шкалам «доверительность общения, оценка, данная супругу», «стремительное–застывшее», «отношение к деньгам»; между молодыми мужьями и молодыми жёнами по таким шкалам, как: «доверительность общения, оценка, данная себе», «напряженность-расслабление», «своеволие-покорность», «легко-тяжело». Были выявлены следующие корреляционные связи, общие для зрелых и молодых семей: · шкала «удовлетворенность браком» прямо коррелирует с такими шкалами как «нелюбовь-любовь», «кратковременное-длительное», «нетерпимый-терпимый», «отсутствие понимания-понимание», «изменчивость-постоянство»; · шкала «нелюбовь-любовь» прямо коррелирует с такими шкалами как «недоверие-доверие», «неискренность-честность», «кратковременное-длительное»; · шкала «напряженность-расслабление» прямо коррелирует со шкалами сходство во взглядах супругов, общие символы семьи, взаимопонимание между супругами, оценка, данная себе; · шкала «нетерпимый-терпимый» прямо коррелирует с такими шкалами как «слабость-сила» и «отсутствие понимания-понимание»; · шкала «простота – сложность» прямо коррелирует со шкалами «сходство во взглядах супругов» и «хрупкость-крепкость»; · шкала «слабость-сила» обратно коррелирует со шкалой отношение к «запретности сексуальной темы»; · шкала «недоверие-доверие» связана прямой корреляцией со шкалой «неискренность-честность». Таким образом, в ходе проведенного исследования была подтверждена поставленная гипотеза, о существовании значимых различий в социальных представлениях о верности у пар с различным супружеским стажем и выявлены значимые различия. Заключение В данном исследовании были рассмотрены представления о верности у супружеских пар с различным стажем совместной жизни. Исследование позволило изучить представления как молодых пар, имеющих стаж от нескольких месяцев до 3 лет, а также зрелых пар, супружеский стаж которых, составляет от 20 до 30 лет. В ходе исследования была подтверждена поставленная гипотеза, о существовании значимых различий в социальных представлениях о верности у пар с различным супружеским стажем и выявлены значимые различия. Для молодых супругов верность представляется показателем страсти, расслабленности в отношениях, легкости общения между супругами и постоянства в совершенном выборе. Зрелые супруги представляют верность как показатель взаимопонимания и доверия, застывших отношений с супругом и отсутствия страсти. Для более глубокого понимания верности в отношениях пар, важно изучать нравственные ценности и представления супругов о семье, особенно в современной России, когда происходят как социально-экономические, так и морально-нравственные изменения в общественном сознании, продолжается кризис института семьи. Такие исследования позволят получить ценную информацию о характере верности в различных типах семей.
References
1. Aleshina Yu.E. Sotsial'no-psikhologicheskie metody issledovaniya supruzheskikh otnoshenii. M.: RAN, 2011. 311 s.
2. Balandina L.L. Udovletvorennost' brakom v sisteme roditel'sko-detskikh i supruzheskikh otnoshenii // Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya. Psikhologicheskie i pedagogicheskie nauki. 2014. № 1. S. 125-136. 3. Golod S.I. Stabil'nost' sem'i: sotsiologicheskii i demograficheskii aspekty. L., 1984. 136 s. 4. Il'in E.P. Psikhologiya lyubvi. SPb.: Piter, 2014. 336 s. 5. Mitina M.A. Predstavleniya o semeinykh tsennostyakh u suprugov s razlichnym stazhem semeinoi zhizni // Chelovecheskii kapital. 2016. № 3(87). S. 29-31. 6. Savinkov S.N., Kozyreva V.V. Issledovanie predstavlenii ob otvetstvennom ottsovstve u molodykh lyudei, ne imeyushchikh sobstvennykh detei // Vestnik universiteta. 2019. № 11. S. 193-199. 7. Smirnova N.V. Modeli vzaimodeistviya suprugov i ikh udovletvorennost' brakom: dis. … kand. psikhol. nauk. SPb., 2005. 204 s. 8. Stolin, V.V., Romanova T.L., Butenko G.P. Oprosnik udovletvorennosti brakom // Vestnik MGU. Seriya 14. Psikhologiya. 1984. № 2. S. 54-61. 9. Sysenko V.A. Ustoichivost' braka: problemy, faktory i usloviya. M., 1981. 210 s. 10. Tabolina A.V. Issledovanie predstavlenii o supruzheskoi izmene sredi brachnykh partnerov: kross-kul'turnyi analiz // Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika. 2018. № 2. S. 83-86. 11. Burr J.A., Mutchler J.E. Race and ethnicvariation in norms of filial responsibility among older persons // Journal of marriage and the family. 1999. № 61. S. 674–687. 12. Klest B.K. Trauma, posttraumatic symptoms and health in Hawaii: gender, ethnicity and social context: doc. diss.: University of Oregon, 2010. 13. Keiningham T., Aksoy L., Williams L. Why Loyalty Matters. Dallas: Benbella Books, 2012. 244 p. 14. Kobayashi K.M. The nature of support from adult sansei (third generation) children to oldernisei (second generation) parents in japanese canadian families // Journal of cross-cultural gerontology. 2000. no 15. pp. 185–205. 15. Mcgrew K.B. Daughters' decision-making about the nature and level of their participation in the long-term care of their dependent elderly mothers: a qualitative study. Oxford: Scripps gerontology centre. 1999 16. Stone R. Familial obligation: issues for the1990s. Generations. 1991. № 15 S. 47–50. |