Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Litera
Reference:

Genres maktub and hitap in Bashkir literature of the early XX century

Bayguzhin Islam Gizzatovich

Postgraduate student, the department of Bashkir Literature, Folklore and Culture, Bashkir State University

450076, Russia, respublika Bashkortostan, g. Ufa, ul. Ul. Karla Marksa, 3/4, kab. 503

islamiyat02@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-8698.2020.6.33086

Received:

02-06-2020


Published:

19-06-2020


Abstract: This article examines the works of the enlighteners, innovator, and agitators in Bashkir literature of the early XX century. The author analyzes the motifs, images and ideological-thematic aspects of poets in the genres maktub and hitap. It is determined that in form of appeals, they raise the problems of freedom, enlightenment, suppression of people, protest of war, etc. Literary examples of poetic works that reflect the motifs of that time are subjected to analysis. Agitational, manifestational, publicistic, and revolutionary ideas are revealed in the images of war, since the agitators called people to seek freedom and development. Namely the genres maktub and hitap contributed to explication of thoughts, desires and aspirations of the innovators of the early XX century. The struggle for freedom, equality, and education intertwined with the ideas of revolution and enlightenment. Some poets claimed that namely illiteracy and unprofessionalism of the people impede social development. Therefore, the appeals played a crucial role in works of the poets, which were filled with humanistic spirit, strive for perfection and ideals. The scientific novelty consists in detailed examination of the genres maktup and hitap in the works of Bashkir writers of the early XX century, as well as consideration of modern approaches towards assessment of aesthetic aspect of these genres. It is concluded that the genres maktub and hitap possess a quality to manifest an opinion or stance on various problems and situations of that time. They are fused with deep and tense thoughts and feelings that can form the worldview and experiences of the poet-citizen, poet-fighter, who have active approach to life and their time.


Keywords:

Bashkir literature, motive, image, genre, maktub, hitap, enlightenment, idea, theme, problems


Мактуб - поэтическое письмо и философское произведение, целью которого является выражение мысли, чувства и желания поэта. В переломный исторический период жизни народа гражданский дух усиливается в поэзии и в публицистике. Просветительство в башкирской общественной среде, в дальнейшем глубоко укоренилось в революционно-демократических идеях, активизировалась борьба за преобразование общественного порядка. Во второй половине XIX- начале XX веков создаются произведения поэтов в жанре мактуб. В них авторы выступают не только в роли размышляющего о своих чувствах, но и в роли обобщающего и более значимого на темы, проблемы социальных групп, классов, в некоторых случаях общества, даже всего человечества, напрямую отражающего их отношение, настроение и мотивы.

При этом смысловая роль понятия “лирический герой” значительно расширяется, благодаря тому, что поэты выступают не только от своего имени, но и как представитель различных слоев населения, на которые часто вместо “Я” ставят всеобщее понятие “мы“. Совершенно яркая форма представления автора, лирика мысли “доминирует над” лирикой эмоций (например, произведения Э. Потье “Интернационал”, М. Аҡмуллы “Башҡорттарым, уҡыу кәрәк!”, М. Ғафури “Ҡыҙыл байраҡ”, Ш. Бабича “Большевиктар менән килешеү туралы башҡорт халҡына көйлө хитап” и т.д.) [2]

В начале XX века в жанре мактуб пояились работы М. Акмуллы, А. Каргалы, С.С. Якшыгулова, Ш. Заки, Я.Г. Юмаева, Ш. Бабича, М. Гафури, Д. Юлтыя, Ш. Аминева-Тамьяни.

Произведения характеризуются эмоциональным подъемом (торжественно-романтический, героический) или упадком (иронически-сатирический, юмористический), а также драматическим (идейно он может быть направленным на утверждение или отрицание) характером. В основном преобладает информативный монолог, насыщенный агитацией и дидактикой. Подобная поэтическая форма открытого выражения мыслей является манифестационно-публицистическим типом лирической медитации. [3]

В произведениях жанре мактуб и хитап, пронизанных гражданским чувством, верой, здравым смыслом и упрека, гаммой мыслей, Мажит Гафури показывает себя в первую очередь как борец за повышение культурного и образовательного уровня своего народа. Необходимо подчеркнуть, что он выступал за демократизацию системы образования девочек и женщин, преподавание русского языка и литературы, освоение передовой европейской культуры и технологии, продвижение идеи знакомства с основами мировых наук, выступал против религиозного фанатизма, скромности и национальной ограниченности, прославлял равенство и дружбу народов. [4]

Автор в этих поэтических обращениях “Ғилем” (1902), “Вә иннә миннә әл-шиғыр әл-хикмәт” (1902-1903), “Башҡа мәмләкәттәрҙә мосолмандарҙың хәле” (1904), “Тәрәҡҡи” (1905), “Европа-Азия” (1906) уточняет природу социальных противоречий в обществе. Он придерживается идеи национально-культурного движения. Его призывы, главным образом, являются иллюзиями о всеобщей гражданской свободе.

Основное направление развития общества поэт видит в науке, культуре, образовании и нравственном прогрессе. Исходя из такой позиции, он искренне поддерживает тот принцип, что истинный человек определяется не материальным достатком, а предшествующим знанием, культурным уровнем, нравственным лицом. Пропаганда идей женской свободы, нравственного воспитания, прогресс через реформы, призыв к “аврупизации” общественной жизни, критика свободы и скромности – вот основные мотивы в его творчестве. [10, 162]

К примеру, в произведении “Ғилем” он призывает как поэт Акмулла к разносторонним знаниям, умениям, навыкам и нравственным совершенствам:

Ғилемдең ҡәҙерен бел, хасил булһа,

Һәр нәмә ҡиммәт була, аҫыл булһа.

Ғилемдең өҫтөнә һөнәр кәрәк,

Емештең файҙаһы аҙ, йәшел булһа...

Мәҙәниәт йәҙитсә төҙөп майҙан,

Майҙанға сығырға һин дә һайлан! [4, 56]

Поэт, как правило, критикует тех, кто не обладает знаниями. Не из-за устройства общества, считает поэт, развивается бедность, а из-за социальных условий, неграмотности и непрофессионализма. М. Гафури старается привить любовь к грамоте и дидактике.

Һәр төрлө газеталар беҙ алайыҡ,

Һәр төрлө милли роман беҙ ҡарайыҡ...

Һәр төрлө әҙәп фәнен беҙ ҡарайыҡ,

Һәр ғилемдән дәресте беҙ алайыҡ. [4, 12]

В своих проповедях и наставлениях поэт всегда стремился не делать громких лозунгов и риторики, отражая конкретные образы и детали своего идеала, заложенные в них. Развивая традиции М. Акмуллы, М. Уметбаева он создает своеобразный обобщенный образ борца за возрождение.

М. Акмулла описывает своего идеального героя на фоне невообразимых, морально низких типов. М. Гафури же предпочитал проявлять в этом отношении незаурядность духовного и низкого уровня знаний в народной массе, проявляя тем самым анахронизм в сравнении с культурой Западной цивилизации и научно-техническим прогрессом.

Острая борьба за создание новой жизни 1917-1918 годов снова расширила проблематический круг жанра мактуб и его идейно-тематический диапазон. В написанных произведениях “Ҡурҡмағыҙ!”, “Бөтһөн һуғыш”, “Ирекле көндәр” в этот период М. Гафури в форме прямого обращения к народу поднимает проблему борьбы за свободу больше, чем проблемы образования, культуры, свободы женщин. Поэт встречает в этих строках появление свободы, приветствуя во весь голос, поет о прогрессивных стремлениях народа, вдохновляет его на несправедливую, кровопролитную империалистическую войну и призывает к окончательной борьбе за спасение своего народа от социального и национально-колониального гнета.

Один из основных жанров манифестационно-публицистической лирики – это мактуб. Его активное развитие зародилось в литературе в эпоху Просвещения, когда на смену господствующим в литературе революционно-демократическим идеям пришла пора уделять повышенное внимание человеческой личности. Затем обострилась защита нравственных тезисов о внеклассной ценности и справедливости. В это время идеалом является воин и творческий гражданин, истинный патриот. [9]

М. Акмулла в жанре мактуб добивается социального и сатирического звучания, в начале XX века Ш. Бабич, С. Якшыгулов, Г. Худаяров, особенно М. Гафури дают ему социально-публицистический цвет. В результате творческих поисков этот жанр становится все более разнообразным по тематике и проблематике, по особенностям стиля. Свои послания поэт представляет как обращения для правящих классов. Описывает их нравы, старые порядки, обычаи, и критикует культуру, неравенство, безграмотность народа. Используя старые поэтические формы, методы описания для читателя, поэт создает произведения на основе нового этапа своего творчества. [7],[8].

Поэт пытается пробудить у людей желания действовать и преобразовать свой талант, вложенные им в природу. Он верит, что у каждого человека появится стремление к развитию. К понятиям «среда», «условие» поэт относит еще дополнительные явления, которые непосредственно способствуют формированию характера, как человека в новой системе общества - обучения, семейной жизни, нравственно-этических отношений между людьми и т.д.

Один из поэтов, внесших большой вклад в развитие манифестационно-публицистического типа стихотворения, Мифтахетдин Акмулла в своих произведениях в жанрах мактуб и хитап поднимает проблему нравстенных и этических отношений в обществе. По сути, документальность поэта представляет собой черту изложения, указывающую на новаторство его манифестационно-публицистической и медитативной лирики.[7],[8].

Сколько бы он ни старался и не критиковал себя, М. Акмулла не забывает о своей оценке и миссии. Его ум – это и есть мировоззрения, в котором он проводит параллели между людьми, окруженными глянцевыми лицами и поступками. Вот с какой иронией завершает тюркский поэтический монолог «Диуанамын»:

Ризамын, инсаф ҡалып ҡарағыҙ,

Беҙ, байғош, бөйөктәрҙән алашабыҙ.

Кесерәйтһәгеҙ, кесерәйергә мин яраймын,

Үҙегеҙ ҙурайырға яраһағыҙ. [1, 23]

Просветитель и поэт Мифтахетдин Акмулла становится представителем жанра манифестационно-публицистического характера, наполненным гражданским духом. Он добивается целого ряда острых социальных направлений, гражданского характера, агитационного звучания и, вместе с тем, эмоционального напряжения. Его произведения “Атайыма хат”, “Нуржанға”, “Нурғәли хәҙрәткә асыҡ хат”, “Һыр ҡыпсағына”, “Солтан Ғәбиҙуллаға шикәйәт”, “Иҫәнгилде Батучҡа”, “Бикмөхәмәт Ҡарый улына”, “Ҡарағыҙ Барлыбайға”, айырыуса “Урыным- зиндан”являются яркими примерами этого жанра.

Во всех произведениях сохраняется традиционный шаблон. Каждый из них обращен конкретному человеку или какой-либо группе (знакомство, дружба и т.д.). Приветствие начинается как начало письма, имеются особенное введение, композиционный эллипсис, приложение-приветствие и заканчивается с пожеланиями. Произведение “Атайыма хат” начинается со слов “Оренбург ҡалаһынан”,“гөлләмәләр араһынан “хөрмәтле атаһына” йөҙ мең сәләм”, в конце пишет слова “Бәхил бул инде беҙҙән, миһырбаным, сәләмәт, имен торһон баш малығыҙ” и конец обогащается с пожеланиями. Ярким примером может послужить произведение “Бикмөхәмәт Ҡарый улына”:

Хөрмәтле Бикмөхәмәт мирза,һиңә

Йөҙ мең сәләм фәҡирегеҙ Аҡмулланан.

Һәр төрлө мәғәнә менән хат яҙамын

Йөҙҙәре, унары бар үргә табан. [1, 27]

Довольно сложна поэтика М. Акмуллы, так как включает в себя описание и рассказ, нравственно-этические и философские размышления, портрет-характеристику. Просьба и досуг, перешедшие в ненависть, призывы и время от времени в сарказм, являются неотъемлемыми идейно-тематическими и художественными элементами. [13]

Стихи Ш. Бабича стали часто появляться на страницах печати с 1914 года. Именно в это время сочиняет стихи “Халҡым өсөн”, “ Бай һәм ярлы”, “Кем өсөн?”, “Бер минут”, “Көрәшеп үткәр ҡыҫҡа ғүмереңде”, “Көтәм”, “Үткән көндәр”. В 1916 году в балладе “Ҡандала” рассказывается сюжет, в котором богатые сравниваются с образом клопа. Богатые угнетают простой народ как клопы, которые уживаются за счет высосанной крови и постоянно находятся в поисках еды.

В том же году Бабич публикует одно из своих крупных стихотворений – сатирическую поэму “Ғазазил”, посвященную описанию божества. Поэма “Ғазазил” свидетельствует о том, как человек поддается к соблазнам. Постоянная борьба Бога и Дьявола проявляется путем сатирического смеха, разоблачения. Лучшие образцы поэзии Ш. Бабича вошли в золотой фонд литературы, что оказало огромное влияние на развитие башкирской поэзии. А в истории башкирской литературы начала XX века Бабич занял особое с Мажитом Гафури. [5]

Особенно оригинально творчество Ш. Бабича. В своем сочинении “Донъяға” (1915) в форме поэтического письма (мактуб), он открыто заявляет, что не довольствуется только судьбой простого человека, что в обманной жизни стремитсяк свету, и быть выше всех, а стихотворении “Мин – даһи” (1916) и в парсе “Әллә алла, әллә иблис...” (1916) ставит риторический восрос борьбы добра и зла.

За творчеством Ш. Бабича последовали такие поэты, как Сафуан Якшыгулов, Хабибулла Габитов, Фазыл Туйкин, Сайфи Кудаш, Даут Юлтый, Кашфи Карипов. [12]

В первых стихотворениях Д. Юлтыя отражаются мотивы просвещения, в обращениях раскрываются гуманистичекие и национальные идеи поэта. Он видит угнетение народа, положение нуждающегося. Он был призван в ряды армии осенью 1914 года. В это время в стране разразилась Первая мировая война, и Д. Юлтый вскоре отправился на фронт. Написанное стихотворение «Сумка» на Украине, звучит как протест против войны. Стихотворение «Ҡан баҙары», написанное в том же году, является как одно из сильнейших произведений революционного духа в истории народа. В стихотворениях «Төнгө йырҙар» и «Атлан, батыр!» описывает, что страна приближается к революции. [14],[15].

Атлан, батыр, атҡа, тот һөңгөңдө,

Әйҙә, саптыр яуға – дошманға!

Сәс ғәйрәтең дошман сафтарына,

Ауаздарың ашһын асманға! [6, 45]

Первый сборник стихов выходит в 1921 году в Стерлитамаке. Стихотворения «Нигә табынайым?», «Атлан, батыр!», «Эй, ирекле наҙлы һеңлем…», «Әйҙә, эшкә» олицетворяеют свободу и агитацию простого народа против войны.

Также необходимо отметить, что жанр хитап как мактуб является обращением и проповедем, в которых отражается тема свободы и просвещения и т.д. Основные работы в жанре хитап представлены в произведениях М. Акмуллы, С. Якшигулова, Ш. Бабича, Г. Худаярова, Р. Нигмати.

Особенно в стихотворении “Башҡорттарым,уҡыу кәрәк, уҡыу кәрәк!” М. Акмуллы звучит призыв и обращение к народу с идеей просвещения. В начале ХХ века именно Акмулла выступает с новаторским призывом в своем творчестве. Причину всех бедств он видит в безграмотности, поэтому он и сравнивает их с разными образами.

Башҡорттарым, уҡыу кәрәк, уҡыу кәрәк!

Арабыҙҙа наҙандар күп, уҡыу һирәк.

Аңғыра айыуҙан Уралдағы ҡурҡҡандай,

Эй, туғандар, наҙанлыҡтан ҡурҡыу кәрәк! [1, 45]

Также в стихотворении “Большевиктар менән килешеү турала башҡорт халҡына хитап” Ш. Бабич призывает народ не верить сплетням и клеветам о Ахметзаки Валиди, который во время гражданской войны боролся за автономию Республики Башкортостан. Он известен как военно-политический деятель, публицист; историк, востоковед-тюрколог, доктор философии, профессор, почётный доктор Манчестерского университета. Большевики чтоб очернить имя великого героя, пытались отстранить народ от веры в победу в этой войне. Бабич старался со всеми силами представить к народу героев башкиркой земли, так как он служил военным корреспондентом и всегда был в центре событий.

Башҡорт халҡы, һиңә бер һүҙ әйтәм,

Минең әйткән һүҙҙе тыңлаһаң,

Зәки һеҙҙе һатҡан тигән һүҙгә

Ышанмаҫһың, алйот булмаһаң...

Уйыңа ла алма, башҡорт булһаң,

Әхмәтзәки беҙҙе һатыр тип! [2, 23]

Военная тематика особенно глубоко раскрыта в стихотворении Р. Нигмати “Үлтер, улым фашисты!”, в котором раскрывается призыв к героизму и патриотизму всего советского народа против фашистов. В образе сына автор рассказывает все ужасы войны и тем самым развивает свой призыв с обращением “Убей”. Таким образом, Р. Нигмати сумел воспитать патриотизм и ненависть к врагам для достижения главных целей – освободить от фашистов родную землю и вернуть радость и победу для народа.

На мой взгляд, произведения в жанрах маткуб и хитап обладают свойством манифестировать свое мнение, отношения (или одобрительный, или отрицательный, ненавистный или насмешливый) к различным проблемам и ситуациям того времени. Они пронизаны глубокими и напряженными мыслями и чувствами, которые могут формировать мир взглядов и переживаний поэта-гражданина, поэта-борца, который имеет активный подход к жизни и своему времени. Поэтому, сделав итог, следует выделить, что творчества великих башкирский писателей внесли огромный вклад в развитие просвещения и жанров мактуб и хитап в башкирской литературе в начале ХХ века.

References
1. Aҡmulla. Shiғyrҙar / Tөҙ., aңlatmalar һәm bash һүҙ avt. Ә. Vildanov. – Өfө: Bashҡortostan kitap nәshriәte, 1981. – 224 b.
2. Baimov R.N. Bashkirskii istoriko-revolyutsionnyi roman.-Ufa: Bashkirskii gosudarstvennyi universitet, 1980.-80 s.
3. Bashҡort əҙəbi tənҡiteneң formalashyuy һəm үҫesh etaptary. Programma /Tөҙ.: R.N.Baiymov; Yauaply red.: Ə.Kirəev.-Өfө: Bashҡort dəүlət universitety, 1981.-16 bit.
4. Ғafuri M. Һailanma әҫәrҙәr. I tom.-Өfө: Bashkortostan kitap nәshr., 1978.-49 bit.
5. Ғәinullin M. Ysynbarlyk. Konflikt. Kharakter.-Өfө: Bashkortostan kitap nәshr., 1974.-440 bit.
6. Dauyt Yultyi turaһynda iҫtәlektәr. — Өfө: Bashkortostan kitap nәshriәte, 1980.-200 bit.
7. Ҡunafin Ғ. Aҡmullanyң shiғri iәiғoro. – Өfө: Oksler, 2006.
8. Kunafin G. I pesnei, i satiroi.-Ufa, 1999. – 234 s.
9. Kunafin G. Poeticheskoe ekho proshlogo.-Ufa, 2004. – 224 s.
10. Kunafin G. S. Tvorchestvo, proshedshee ispytanie vremenem (125 let so dnya rozhdeniya narodnogo poeta Bashkortostana Mazhita Gafuri) // Vatandash.-2005.-№ 8.-S. 161-175.
11. Khөsəienov Ғ.B. Dauyt Yultyi.-Өfө: Bashkortostan kitap nәshr., 1963.-224 bit.
12. Khөsәienov F.B. Sәifi Ҡudash izhady.-Өfө: Bashkortostan kitap izdat., 1959.-224 bit.
13. Shakurov R.Z. Zvezda poezii: Miftakhetdin Akmulla. Zhizn'. Tvorchestvo. Mirovozzrenie.-Ufa, 1981. – 188 s.
14. Yultyi D. Ural mondary.-Stәrletamak, 1921.-32 bit.
15. Yultyi D. Khikәiәlәr, p'esalar, mәkәlәlәr. – Өfө: Bashkortostan kitap nәshr., 1984.-352 bit.