Library
|
Your profile |
Genesis: Historical research
Reference:
Slobozhaninov O.K.
Science of the encyclopedia of law in the writings of German jurist Daniel Nettelbladt
// Genesis: Historical research.
2020. № 6.
P. 76-84.
DOI: 10.25136/2409-868X.2020.6.33008 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=33008
Science of the encyclopedia of law in the writings of German jurist Daniel Nettelbladt
DOI: 10.25136/2409-868X.2020.6.33008Received: 27-05-2020Published: 30-06-2020Abstract: The subject of this research is the identification of legal views of the German jurist Daniel Nettelbladt – a bright representative of science of the encyclopedia of law at the stage of its conception as a science. The source base is comprised of the works of D. Nettelbladt and scientific writings of other legal scholars. The historical legal science does not pay due attention to the ideas and persona of Daniel Nettelbladt. Although, the Russian legal science lacks the monographic research of the political-legal concept of D. Nettelbladt, his scientific writings became the foundation for the Russian and German jurisprudence of the mid XVIII – first quarter of the XIX centuries, until the beginning of the triumph of German idealism (Kant, Hegel) and historical school of law (Hugo, Puchta, Savigny). The scientific novelty is substantiated by the subject and methods of research. The works of Daniel Nettelbladt have not been previously subjected to systemic and comprehensive examination, but his ideas and concepts retain their relevance. The core idea of Daniel Nettelbladt’s encyclopedia of law consists in interpretation of science as a natural law from the rationalistic perspective. He introduced the original theoretical concepts. The author examines the concept of law, jurisprudence, legal system in the context of scholar’s perception. The significance of D. Nettelbladt’s persona and contribution to the development of science of the encyclopedia of law is underlined. Keywords: encyclopedia of law, legal encyclopedia, right, private right, public law, division of law, natural law, philosophy of law, morality, moralК числу правовых наук в XVIII – XIX веках принадлежала практически не известная современным юристам наука – энциклопедия права (юридическая энциклопедия). Сегодня редко встретишь научные публикации, посвященные науке энциклопедии права, но в свое время она сыграла существенную роль в развитии современной науки теории государства и права, став родоначальником последней. Ярким представителем науки энциклопедии права был немецкий правовед Даниэль Неттельбладт (нем. Daniel Nettelbladt). Предметом настоящего исследования является идентификация правовых взглядов немецкого юриста-философа Даниэля Неттельбладта. Источниковую базу составляют труды Д. Неттельбладта, научные труды других ученых-правоведов [2; 3; 4]. Идеям Д. Неттельбладта уделяется недостаточное внимание в историко-правовой науке, сама фигура Д. Неттельбладта недостаточно исследована. В российской правовой науке отсутствует монографическое исследование политико-правовой концепции Д. Неттельбладта. Личность Даниэля Неттельбладта была известна в годы его жизни, и практически забыта после. Родился Даниэль Неттельбладт 14 января 1717 г. в городе Росток федеральной земли Мекленбург-Передняя Померания в Германии. Отец Даниэля Неттельбладта – Генрих Неттельбладт был богатым ростовским купцом и сенатором. Несколько поколений семьи Неттельбладтов занимало должности в городском совете города Ростока. По настоянию отца в 1733 году, в 14 лет Даниэль Неттельбладт поступил на обучение в Ростокский университет на специальность «богословие». Во время учебы он стал изучать философские и юридические работы Христиана фон Вольфа и Иоганна Ульриха фон Крамера, которые оказали на него сильное влияние. В 1735 году умирает отец. Д. Неттельбладт меняет свою специальность и начинает изучать юриспруденцию. В 1740 г. Даниэль Неттельбладт отправляется в Марбург, где впервые встречается с Христианом фон Вольфом и Иоганном Ульрихом Крамером, которые на тот момент были профессорами в Марбургском университете. В Марбургском университете он слушает лекции Крамера по истории права, по государственному и естественному праву, а у Вольфа – философские и математические лекции. В 1741 г. Д. Неттельбладт отправляется следом за Вольфом в город Галле, куда Вольфа пригласили преподавать в местный университет. В Галле Д. Неттельбладт селится у Вольфа и продолжает свои юридические исследования. В 1744 г. Даниэль Неттельбладт защищает диссертацию и становится доктором права. В этом же году он начинает читать лекции по юриспруденции, которые имеют огромный успех. В 1745 г. году Д. Неттельбладт пишет свои первые научные работы «Systema elementare universae Hurisprudentiae positivae Imperii Romani communis» и «Systema universae jurisprudentiae naturalis». Благодаря своим лекциям и первым научным работам он становится известным. В 1746 г. Даниэль Неттельбладт получает должность ординарного профессора права в Галлеском университете. В этом же году он становится придворным советником прусского короля В 1775 г. он возглавил юридический факультет. До конца своей жизни Д. Неттельбладт преподает в Галлеском университете все юридические дисциплины: гражданское, уголовное, процессуальное, общественное и церковное право, а также философию права и историю права. В это время он пишет свои научные труды преимущественно на латинском языке: «Praecognita universae eruditionis generalia et in specie iurisprudentiae naturalis tam quam positivae» (1748 г.), «Unvorgreifliche Gedanken von dem heutigen Zustand der bürgerlichen und natürlichen Rechtsgelahrtheit in Teutschland» (1749 г.), «Systema elementare universae jurisprudentiae positivae» (1749 г.), «Systema elementare universae jurisprudentiae naturalis usui systematis jurisprudentiae positivae accomodatum» (1749 г.). Книги Даниэля Неттельбладта неоднократно переиздавалась и пользовались успехом не только в Германии, но и далеко за ее пределами. Так, книга «Systema elementare universae jurisprudentiae naturalis usui systematis jurisprudentiae positivae accomodatum» (1749 г.), изданная на латинском языке, была переведена на русский язык под названием «Начальное основание всеобщей естественной юриспруденции» и издан в 1770 г. Книга «Начальное основание всеобщей естественной юриспруденции» была учебным пособием для обучения юристов в Московском университете. Это был первый учебник юриспруденции и не только «энциклопедии права», изданный на русском языке. По ней юриспруденции студентов обучали приглашенные в Россию ученые-правоведы немецкого происхождения Филипп Генрих Дильтей и Карл Генрих Лангер. Скончался Д. Неттельбладт 4 сентября 1791 г. Даниэль Неттельбладт занимает видное место в теории права как самый выдающийся представитель науки энциклопедии права на этапе ее становления как науки – на этапе формирования предпосылок развития науки. Его заслугой явилось то, что он один из первых, кто систематизировал всю совокупность юридических норм всех отраслей права и дал ее энциклопедический обзор согласно стройной логической системе. Второй заслугой Д. Неттельбладта является то, что он дал определения многим юридическим понятиям и институтам. Применительно к своим работам Даниэль Неттельбладт не использует термин «энциклопедия», а только называет их латинским термином «система». В целом работы Д. Неттельбладта построены по принципу частной энциклопедии – по принципу научного обзора юридических сведений из различных отраслей права. Но в отличие от традиционных в понимании энциклопедий, которые представляют собой справочные пособия в виде словаря, «энциклопедия права» Д. Неттельбладта имеет стройную логическую систему, при изложении материала он использует логические методы анализа и синтеза, тождества, исключения третьего, абстрагирования, дедукции и индукции и пр. Следует отметить, что наука энциклопедия права во второй половине XVIII века все еще не стала самостоятельной наукой в современном ее понимании. Но в тоже время во времена Д. Неттельбладта она являлась самостоятельной учебной дисциплиной – «учением». Так, ученый прямо указывает о методике преподавания своей учебной дисциплины: «Обучающийся естественной Юриспруденции сверх общих должностей, которые принадлежат до учащих, особливо не должен пренебрегать пределов между Юриспруденцией естественной и прочими частями философии; термины технические должен употреблять в таком значении, в котором они употребляются в школах юридических, и наконец соблюдать такой порядок, какой в преподавании Юриспруденции положительной наблюдается. Учащийся Юриспруденции естественной не должен пренебрегать вспомогательных учений, какие суть: 1) Математика, через которую вычищается разум, 2) Прочие части Философии и 3) Литературная история Юриспруденции естественной» [1, С. 13; 8]. Свое учение Д. Неттельбладт сформировал под влиянием рационализма. Рационализм явился родоначальником школы естественного права, которая господствовала в юриспруденции в XVII и XVIII права. Рационализм – это направление научной и философской мысли, для которого основным средством и источником познания, а также действием людей является разум. Соответственно, следуя рационализму, не может быть никакого иного знания, кроме получаемого методом познавательной деятельности человеческого разума. «Раз дошли до сознания, что единственным орудием познания является человеческий разум, – указывал Ф.В. Тарановский, – то отсюда неизбежно следовало, что нет и не может быть никакого иного знания кроме добываемого методической познавательной работой человеческого разума» [4; С. 26]. Кроме того, по этой причине рационалистический метод естественно-правовой школы был направлен, прежде всего, на исключение каких-либо внешних авторитетов, кроме авторитета разума исследователя [4; С. 2, 208]. Д. Неттельбладт пишет: «логические истины отчасти суть общенародные и не общенародные. Собрание не общенародных истин называется учением. Собрание не общенародных истин есть собрание истин особенных или всеобщих. Всеобщие истины суть или естественные, или положительные. В первом случае [т.е. естественные всеобщие не общенародные истины – примечание О.С.] они называются философией» [1, C. 3-5; 8]. В своих работах Даниэль Неттельбладт рассматривает право (именуя его «юриспруденцией») как часть философии. Он дает следующее определение юриспруденции (права): «Юриспруденция вообще естьтакая часть учения, которая содержит в себе истины, показывающие права и обязательства», частями которой являются «юриспруденция естественная» и «юриспруденция положительная» [1, C. 8; 8]. Естественная юриспруденция, по мнению Д. Неттельбладта в себе содержит «истины, которые 1) принадлежат до управления действий человеческих, 2) рассуждают о способности желательной, 3) показывают права и обязательства» [1, С. 8-9; 8]. В свою очередь «естественная юриспруденция» делится на «юриспруденцию теоретическую и юриспруденцию практическую», в современном понимании – на материальное и процессуальное право соответственно. «Юриспруденция теоретическая есть такая часть юриспруденции, которая содержит в себе истины о самых правах и самых обязательствах», а «практическая юриспруденция есть такая часть юриспруденции, которая содержит в себе истины о способе, по которому должно отправлять дела согласно с правами и обязательствами» [1, C. 9; 8]. «Естественная юриспруденция не рассуждает об обществе, но особливо о правах и обязательствах, которые содержит в себе естественная юриспруденция, и которые принадлежат как до людей, вне общества живущих, так и до тех, которые в оном обитают: и те права и обязательства, которые принадлежат до людей в обществе живущих, или суть права и обязательства между подданными и внешним в обществе или права и обязательства целых государств или народов между собой» [1, С. 10; 8]. При этом Неттельбладт подчеркивает, что «Если общество организовано самой природой, то от природы общество должно быть ограничено...» [5]. Отсюда происходит, по мнению Д. Неттельбладта, подразделение теоретической юриспруденции на юриспруденцию приватную, публичную и народную. «Теоретическая приватная юриспруденция есть та, которая содержит в себе истины о правах и обязательствах людей, вне общества живущих». «Теоретическая публичная юриспруденция есть та, которая содержит в себе истины о правах и обязательствах между подданными и вышним». «Теоретическая народная юриспруденция есть та, которая содержит в себе истины о правах и обязательствах народов между собой» [1, С. 10; 8]. Далее, основываясь на данной классификации, Д. Неттельбладт заключает, что всякую часть естественной юридической юриспруденции необходимо разделять на политическую, церковную и феодальную [1, С. 11; 8]. «Юриспруденция естественная практическая состоит из двух частей. В первой рассуждается о таких делах, которые принадлежат до прав и обязательств и в суде не должны отправляемы быть. И такая часть называется юриспруденцией практической вне суда. В другой части рассуждается о таких делах, которые принадлежат до прав и обязательств и в суде должны отправляемы быть. И такая часть именуется юриспруденцией практической судебной» [1, С. 11; 8]. Таким образом, как мы видим «юриспруденция практическая судебная» соответствует современному пониманию судебному процессуальному праву. Ученый исходя из сословного и классового строения немецкого общества своего времени – «между людьми находятся повелители и другие знатные особы, которые не всегда те же, как и прочие люди, не такого состояния» – также выделяет в отдельную часть естественной юриспруденции «юриспруденцию естественную, служащую для повелителей и других знатных особ, которая содержит в себе истины об особливых правах и обязательствах владетелей и других знатных особ» [1, С. 11-12; 8]. Под правом в субъективном смысле Д. Неттельбладт, называя его собственно правом, понимает «моральную способность делать» [1, С. 30; 8]. Он разделяет право на естественное и положительное, в зависимости от того «в самой натуре и сущности вещей причину имеет» или «в воле какого разумного существа непосредственно изъясненной» [1, С. 30; 8]. Естественное право «имеет свою причину в натуре общей людям» и «разумности» человека. Д. Неттельбладт выделяет «врожденные естественные права», которые «суть необходимо нужные и непременяемые, и совсем не могут уничтожены быть» [1, С. 31; 8]. Далее ученый разделяет обязательства на действительные и страдательные, естественные и положительные, но, к сожалению, не дает понятия обязательства. «Действительное обязательство есть соединение побуждения с действием», «страдательное обязательство есть моральная необходимость делать» [1, С. 30; 8]. «Из всякого обязательства происходит право на то, без чего обязательство удовольствовать не можно» [1, С. 31; 8]. Закон (lex) в понимании Д. Неттельбладта «есть правило, по которому обязываемся определять свои свободные действия» [1, С. 37; 8]. Закон разделяется на естественный и положительный. «Естественный закон основан на самом свойстве и сущности вещей», «положительный закон основан непосредственно на воле разумного существа» [1, С. 37; 8]. «Естественные законы обязывают всех людей и везде имеют силу. Закон, обязывающий всех людей, есть законно естественный. Законы называются полными, если оные располагают о всех человеческих действиях. Законы естественные есть законы полные. Законов естественных виновником [т.е. причиной – примечание автора О.С.] есть Бог. Законы естественные разделяются на запретительные, которые обязывают нас делать, и на позволительные, которые дают право делать или не делать, однако не обязывают к деланию или неделанию» [1, С. 38-39; 8]. «Законы естественные не требуют обнародования, и таким образом начало познания естественных законов не есть откровение. Начало познания естественных законов есть здравый разум. Естественный закон есть начало естественного права» [1, С. 49; 8]. «Правило: делай то, что тебя и состояние твое делает и совершеннейшим, и не делай того, что тебя и состояние твое делает несовершеннейшим есть естественный закон, который есть начало естественного права». «Естественные законы не требуют толкования, и таким образом права и обязательства естественные, поскольку происходят от законов, без всякого толкования познаются из начала естественного права» [1, С. 50; 8]. «Действия, противные естественным законам суть внутренние или внешние. Если суть внешние, то вообще они называются преступлениями, которые суть против права другого или не суть против права другого» [1, С. 178; 8]. «Помышление о преступлении и намерение погрешить не заключают в себе преступления. Если же за намерением погрешить следует исполнение намерения погрешить, и когда не одно только старание находится, но особливо намерению соответствует и окончание, тогда преступление почитается сделанным». «Преступление называется попытное, если кто учинил только приготовления к преступлению; начатым, если кто в самом действии преступления находился, только оного не исполнил; совершившимся же, если все действие, которое заключает в себе преступление, окончено было». [1, С. 179-180; 8]. «Виноватым же в преступлении может быть только тот, кто имел понятие о коварстве и вине в то время, когда преступление учинено» [1, С. 180; 8]. Д. Неттельбладт выделяет следующие отрасли права, посвящая отдельные части своей книги [1; 8; 8]: - гражданское (включая вещное и обязательственное право, наследственное право) и семейное право, - криминальное (уголовное право) право. Криминальное право «заключает в себе права и обязательства личные, происходящие из преступлений» [1, С. 177; 8], - церковное право. «Юриспруденция собственно церковная есть, которая заключает в себе такие права и обязательства, которые принадлежат до веры в рассуждении людей, вне общества живущих, и отчасти содержит в себе такие права и обязательства, которые вне церкви, отчасти ж такие, которые в церкви имеют место» [1, С. 227; 8], - государственное право («юриспруденция публичная политическая»), - международное право («юриспруденция народная политическая»), - сословное право («юриспруденция к владеющим и иным знатным особам принаравленная»), - феодальное право («юриспруденция феодальная»), - процессуальное право («юриспруденция практическая судебная»). Вместе с тем научные работы Д. Неттельбладта не лишены недостатков, которые свойственны рационалистическому методу школы естественного права. Во-первых, как писал Ф.В. Тарановский: «История совершенно не входила в состав теоретической проблемы, поставленной школой естественного права, и не привлекалась к разрешению практических задач, которым школа служила. … Разумное, естественное право признавалось универсальным, обязательным для всех народов независимо от тех особенностей, которые отличают их в настоящем и в прошлом. Прошлое не представляло для школы естественного права никакого интереса. Оно относилось ко времени, предшествующему установлению разумных начал права, и рисовалось поэтому как длинный ряд человеческих заблуждений, обязанных своим существованием невежеству одних людей и недобросовестности других. Изучение этих заблуждений не представляет никакого интереса и не имеет смысла, потому что путь разума един и познается он из разума же, а не через наблюдение эмпирических от него уклонений» [2; 4, С. 297]. Вторым недостатком правовых взглядов Даниэля Неттельбладта, как представителя рационалистического метода школы естественного права являлось то, что предметом юриспруденции выступало не позитивное право как оно существует в социальных отношениях или предписаниях официальной публичной власти, но сама идея права [4; С. 297], право как должное. Достоинство правовых идей Д. Неттельбладта в том, что им соблюдена преемственность принципов римского права с его делением на публичное, частное, народное с естественно-правовыми воззрениями позднесредневековых юристов Европы, у которых основой права являлся Господь Бог. Д. Неттельбладт ввёл собственные теоретические понятия юриспруденции, закона, соединил мораль и право, объективное и субъективное. В остальном Д. Неттельбладт являлся типичным представителем эпохи, наряду с С. фон Пуфендорфом, Я.Ф. Бильфельдом, И. Г. Г. фон Юсти, и основателем науки энциклопедии права. Его книги стали основой для русской и немецкой юриспруденции середины XVIII – первой четверти XIX в. – вплоть до начала торжества немецкого идеализма (Кант, Гегель) и исторической школы права (Гуго, Пухта, Савиньи). References
1. Nettel'bladt D. Nachal'noe osnovanie vseobshchei estestvennoi yurisprudentsii. – M., 1770. – 479 s.
2. Pozdnyakov E.A. Filosofiya gosudarstva i prava. – M., 1995. S. 76. 3. Taranovskii F.V. Uchebnik entsiklopedii prava – Yur'ev, 1917. – 534 s. 4. Taranovskii F.V. Entsiklopediya prava. – SPb., 2001. – 554 s. 5. Daniel Nettelbladt. Anfangsgründe der natürlichen Rechtsgelehrsamkeit. Halle. Buchhandlung, 1779. S 117. 6. Daniel Nettelbladt. Nova Introductio in jurisprudentiam positivam Germanorum communem. 1772. – 1200 s. 7. Daniel Nettelbladt. Praecognita universae eruditionis generalia et in specie iurisprudentiae naturalis tam quam positivae. 1748. – 263 s. 8. Daniel Nettelbladt. Systema elementare universae jurisprudentiae naturalis usui systematis jurisprudentiae positivae accomodatum.1749. – 763 s. 9. Daniel Nettelbladt. Vernünftige Gedanken von rechter Einrichtung des Vortrags. 1744. – 16 s. 10. Daniel Nettelbladt. Unvorgreifliche Gedanken von dem heutigen Zustand der bürgerlichen und natürlichen Rechtsgelahrtheit in Teutschland. 1749. |