Library
|
Your profile |
Genesis: Historical research
Reference:
Shubin V.I.
Greek mercenaries in Sais Egypt
// Genesis: Historical research.
2020. № 4.
P. 12-19.
DOI: 10.25136/2409-868X.2020.4.32577 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=32577
Greek mercenaries in Sais Egypt
DOI: 10.25136/2409-868X.2020.4.32577Received: 02-04-2020Published: 09-04-2020Abstract: This article is dedicated to examination of the history of emergence of Greek mercenaries during the riling time of XXVI Sais Dynasty. The author reviews the status and role of Greek mercenaries in the armed forced of Sais rulers, organization of their service and living conditions. Considering the fact that the use of Greek mercenaries in Egypt army was a part of the traditional policy of Sais rulers and carried mass character, the author refers to the problem of social origin of the phenomenon of mercenarism in the Greek society of Archaic era. The research applies comparative-historical method that allows viewing the phenomenon of mercenarism in the historical context – based on the comparative data analysis of ancient written tradition. By the time of Sais Dynasty, control over regions that traditionally provided mercenaries to the Egypt army was lost. Under the circumstances, in order to compensate such losses, Egypt conscripted into military service the hailed from the Greek world. Mercenaries became the first Greeks settled on the Egyptian land. The conclusion is made that the Greek colonization, in absence of other ways to enter the formerly closed to the Greeks Egypt, at its initial stage manifested in such distinct form. Keywords: Egypt, mercennaries, Psammetichos, Ctratopedes, Herodotos, Strabo, colonization, sourses, Sais, AmasisГреческие наемники в Саисском Египте Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе имеющихся источников, главным из которых является египетский логос Геродота, проследить историю появления в Египте греков-наемников, выявить статус и значение греческого наемного контингента в вооруженных силах саисских правителей, организацию их службы и условия проживания. Античная традиция, представленная сочинениями Геродота и Диодора, дает две версии относительно обстоятельств появления в Египте греческих наемников. Согласно рассказу Геродота, Псамметих, один из двенадцати египетских царей, незаслуженно обвиненный в попытке захвата верховной власти, получил предсказание, гласившее о том, что «отмщение придет с моря, когда на помощь явятся медные люди». Вскоре после этого он столкнулся с ионийскими и карийскими пиратами, случайно занесенными ветрами в Египет. Этих-то пиратов Псамметих и нанял к себе на службу, предоставив им позднее земли для поселения в районе Пелусийского устья Нила (Her/ II, 152-154). Заметим, что в этом рассказе Геродот передает скорее некую легенду, слышанную им в Египте, нежели действительно происходившие события. Так, например, сюжет с прорицанием, скорее всего был придуман позднее, уже во время правления Саисской династии, основателем которой и был Псамметих, для того, чтобы так сказать «санкцией свыше» подтвердить законность его вступления на египетский престол. Наряду с этим в рассказе содержится и рациональный момент, восходящий, вероятно, к реально происходившим событиям. Псамметих действительно имел возможность нанять на службу греческих пиратов. Неоднократные упоминания такого рода экспедиций (и не только в Египет) встречаются в «Одиссее» (см. напр.: Od. XIV, 257-265) По версии Диодора, Псамметих наладил тесные связи с финикийцами и греками еще до столкновения со своими соперниками и это, по мнению автора, вызвало зависть со стороны других царей, каковая и стала одной из причин враждебных акций по отношению к Псамметиху, вылившихся в открытое столкновение (Doid. Sic. I, 66, 8-11). В предвидении этого столкновения Псамметих, призвав на помощь ионийцев и карийцев, сформировал из них отряд наемников. Версия эта, более правдоподобная сама по себе, подкрепляется сообщением Страбона о высадке во времена Псамметиха в Дельте Нила милетян, которые прибыли на 30 кораблях в Болбитинское устье, построили там укрепление, а затем с течением времени поднялись до Саисского нома и основали Навкратис. (Strab. XVII, 1, 18). Согласно Геродоту, карийских и ионийских наемников Псамметих, после воцарения, поселил в районе Пелусийского устья Нила в Стратопедах на предоставленных для этого землях (Her. II, 154). Здесь же в Пелусии располпгплся пограничный форт Дафны, гарнизон которого составляли эти наемники. Цель Псамметиха достаточно понятна: Дафны были расположены в стратегически важном районе и контролировали самый опасный участок египетской границы на дороге из Ассирии (Her. II, 30) – «египетский Истм», по выражению К.М.Колобовой. [1, с. 200] Практика наделения воинов землей была в Египте обычным делом (Her. II, 168) и распространение ее на греков-наемников в ущерб туземной части армии уже при Псамметихе, вероятно вызвала недовольство последних. Этим можно объяснить уход части египетского войска в Эфиопию (Strab. XVI, 4, 8; Her. II, 30). Греческое поселение в районе Пелусийского устья Нила, основанное при Псамметихе, просуществовало более ста лет и было разрушено, вероятно, в конце правления Саисской династии. За это время из гарнизона пограничной крепости греческое наемничество превратилось из гарнизона пограничной крепости превратилось в особое подразделение египетской армии, принимавшее участие в заграничных походах саисских правителей, стремившихся восстановить былое могущество державы в Азии. Вероятно, уже Псамметих истпользовал наемников при осаде Ашдода – сильной крепости в Сирии (Her. II, 157). Причем необычную длительность этой осады (по Геродоту, она продолжалась 29 лет) Холл объясняет недостаточным умением греков осаждать крепости. [2, 528] На наш взгляд, более приемлемое объяснение указанной длительности, содержится в работе М.Ф.Гайлз. По ее мнению, Псамметих, вскоре после начала осады Ашдода, должен был прервать ее и отступить в Египет вследствие нашествия в Малую Азию скифов. [3 p. 20-21] Согласно рассказу Геродота, Псамметих откупился от скифов и тем спас Египет от разорения (Her. I, 105) и после ухода их вернулся к осаде и успешно ее завершил. После смерти Псамметиха в 610, или 609 гг до н.э. его не менее энергичный преемник Нехо (609 – 684 гг. до н.э.), продолжая политику отца, взял Иерусалим (Паралипоменон, II, 36, 2-3). Геродот не упоминает об участии Нехо в битве ассирийцев с вавилонянами при Кархемише в 605 г. до н.э., однако находки там предметов греческого вооружения в комплексе египетскими предметами с картушем Нехо свидетельствуют о том, что греческие наемники принимали участие в этой кампании. [4, p. 131]; [5, p. 37]; [6, p. 19-20] Особого внимания достойно свидетельство Геродота о том, что Нехо, построив флот и одержав с этим флотом победу при Магдоле, посвятил свои доспехи Аполлону, отослав их в святилище Бранхидов в Милетской области (Her. II, 159). Вероятно, милетяне активно участвовали в строительстве флота, да и в самой кампании, в благодарность за что Нехо и сделал это посвящение. Большой интерес для нашего исследования представляют надписи, оставленные греками-наемниками на ногах гигантских статуй Рамсеса II в Абу-Симбеле во время похода наследника Нехо Псамметиха II (594-588 гг. до н.э.) в Нубию. В общей сложности здесь обнаружено несколько десятков надписей, некоторые из которых относятся ко времени Псамметиха II: 1. «Когда царь Псамметих прибыл в Элефантину, те, кто плыл вместе с Псамметихом, сыном Теокла, сделали эту надпись. А прошли они выше Керкиса так далеко, как позволяла река. Иноязычными предводительствовал Потасимто, а египтянами Амасис. Это написал Архон, сын Гамебиха и Пелек, сын Евдама»; 2. «Гелесибис Теосец»; 3. «Это написал Телеф из Ялиса»; 4. «Пифон, сын Гамебиха»; 5. «Пабис Колофонец (плывший) вместе с Псамметихом»; 6. «Гегесерм»; 7. «Пасифон, сын Гиппа»; 8. «Написал Критис»; 9. «Анаксанор Ялисец, когда царь повел войско в первый раз (----) вместе с Псамметихом (---)». (M-L. №7, перевод Э. Д. Фролова) Даже с учетом всех разночтений и расхождений в датировке некоторых надписей временем Псамметиха II, текст их дает много полезной информации. [7, 258]; [5, 49-51] Все надписи четко делятся на две группы по способу, которым рекомендуют себя греки-наемники. Одни приводят название родного полиса(напр: Гелесибис Теосец, Пабис Колофонец), другие называют имя отца, или только свое собственное (Пифон, сын Гамебиха, Гегесерм, Критис). По всей видимости, вторая группа надписей оставлена наемниками второго поколения, рожденными в Египте (особенно показательно имя Псамметиха, сына Теокла), для которых «полис отца переставал быть родиной». [1, с. 202] Преемник Псамметиха II Априес (588-568 гг. до н.э.), будучи не в силах бороться с Вавилонским царством за контроль над Малой Азией, попытался распространить сферу егопетского влияния на запад. Воспользовавшись в качестве предлога просьбой ливийского царя Адикрана о помощи в борьбе против Кирены – греческой колонии на ливийском побережье, он, опасаясь использовать в этой ситуации греков-наемников, послал против Кирены египетскую часть своих войск. Последние, потерпев сокрушительное поражение, восстали против Априеса (Her. IV, 159). Единственной опорой последнего в сложившихся обстоятельствах оставались наемники, число которых к тому времени достигло 30000 человек (Her. II, 163). Откуда же появилось в Египте в начале VI в. до н.э. такое количество наемников? Каковы были причины, заставившие греков покинуть родину и отправиться в Египет в поисках средств к существованию? Решение проблемы следует искать в событиях, которые происходили в VII-VI вв. до н.э. в Греции. Основной характерной чертой указанного периода являлся начавшийся еще в IX в. до н.э. и набиравший силу процесс разложения древнего общинного строя и становления полиса. Открытие железа и широкое внедрение железных орудий в сельском хозяйстве и ремесленном производстве привело к революционным по значению преобразованиям в экономическом базисе греческого общества, которые повлекли за собой не менее революционные изменения в социальной и политической структуре. Повышение урожайности сельского хозяйства, благодаря использованию более совершенной железной техники, сделало земледелие верным источником средств существования и даже обогащения. Это привело к широкому освоению пригодных для земледелия земель первоначально в самой Греции – явлению, получившему название «внутренней колонизации», которая принимала порой весьма острые формы и сопровождалась борьбой за земли в масштабах целых государств. [8, с. 94-96] Внутренняя колонизация, однако, при ограниченном количестве земли, пригодной для эффективного хозяйствования, проблему решить не могла. Более того, быстрый рост населения, начавшийся в VIII в. до н.э. и вылившийся в настоящий демографический взрыв к началу VII в., быстро обогнал по темпам развития прогресс в аграрной технологии и обострил усиливающиеся экономические и социальные противоречия до крайней степени. В создавшейся ситуации радикальным решение стала развернувшаяся в VIII – VI вв. до н.э. колонизация варварских земель. Вместе с тем, прогресс в военном деле, вызванный внедрением более эффективного и вместе с тем более дешевого железного вооружения, вызвавший в VII в. до н.э. кардинальную реформу в этой области, дал возможность воину-греку обрести необходимые средства к существованию в весьма рискованном, но, вероятно, вполне доходном занятии – наемничестве. Следует почеркнуть, что в VII в. лишь в немногих центрах, подобных Коринфу, греческое ремесло способно было производить продукцию, соответствовавшую изысканным вкусам восточных властителей, да и само производство на экспорт приобрело массовый характер только к началу VI в. до н.э. [9, c. 219] С этой точки зрения военное ремесло одно из первых, если не первое из греческих ремесел, приобрело массовый спрос на его «продукцию» в первую очередь на Востоке, и в особенности в Египте, где энергичные представители новой Саисской династии начали борьбу за восстановление независимости и былого могущества государства. Своеобразным «товаром» такого ремесла были сами носители его – греки-наемники. Служба в войсках могущественного восточного правителя вполне соответствовала материальным и моральным запросам наемника. Более того, статус, воинский ранг наемного войска в Египте с течением времени заметно повысился: от пограничной стражи при Псамметихе I – к особому подразделению армии, а затем и к высшей ступени армейской иерархической лестницы – гвардии при дворе фараона Амасиса (568-526 гг. до н.э.). Амасис пришел к власти возглавив выступление египетской армии против фараона Априеса. Поводом к этому выступлению послужила упоминавшаяся ранее неудачная экспедиция египетской армии против греческой колонии Кирены, в ходе которой египтяне потерпели поражение (Her. IV, 159). Сместив Априя и взойдя на трон, Амасис перевел наемников из Стратопед в Мемфис и сделал их, согласно Геродоту «своей охраной от египтян» (Her. II, 154). Принимая во внимание, что опорой ему в борьбе за власть была та часть египетского общества, которая была негативно настроена против греков-наемников, указанное действие Амасиса представляется на первый взгляд несколько противоречивым. Вероятно, в обстановке острого политического кризиса Амасису, власть которого на первых порах была еще непрочна, требовалась твердая стабильная опора. Египетское воинство, развращенное успехом совершенного с его помощью переворота, не могло быть таковой. В то же время наемники – аполитичные, окруженные враждебной средой, обязанные всем лично правителю, могли послужить в указанных обстоятельствах опорой и охраной. Переведя наемников в Мемфис, Амасис, по мнению К. М. Колобовой, вынужденный считаться с требованиями своих сторонников – египтян, разрушил Стратопеды. В качестве аргумента она ссылается на свидетельство Геродота, который посетил места, где располагались Стратопеды, и увидел там только руины домов и пристаней (Her. II, 154). [I, c. 206-207] Однако, на наш взгляд, указанный пассаж Геродота, который описывает состояние поселения ко времени его визита в Египет в V в. до н.э., не может служить доказательством разрушения Стратопед именно Амасисом. Напротив, данные археологии, по мнению Р. Кука, указывают на то, что поселение при Амасисе продолжало сущеcтвовать. [10, p. 236] Личную охрану правителя до Амасиса, по Геродоту, осуществляли представители двух основных корпусов египетской армии – каласириев и гермотибиев, от каждого из которых для этой цели регулярно отряжалось по тысяче человек. При этом их семьи, по-видимому, оставались на месте, чтобы вести хозяйство на участке земли, которым воины наделялись за службу. Телохранители же, помимо дохода со своих наделов, получали на время службы при дворе «дополнительный паек», состоявший из хлеба, мяса и вина (Her. II, 168). Весьма вероятно, что на таких же условиях были вызваны в Мемфис и греки-наемники. В то же время в Стратопедах оставались их семьи, ветераны, отслужившие свой срок, ремесленники и купцы. Таким образом, на основе всего вышеизложенного можно заключить, что практика привлечения греков-наемников на службу была характерна для всего периода правления Саисской династии и носила массовый характер. При этом значение наемного контингента в военной области со временем возрастало. Сфера применения наемной силы была весьма разнообразной: наемники стали опорой основателя династии Псамметиха I в его борьбе за объединение Египта под своей властью, наемный гарнизон защищал границу Египта в крепости Дафны от возможных вторжений из Азии; наемное войско и, возможно, флот использовались во внешних кампаниях в Малой Азии и Нубии при Нехо II и Псамметихе II, а также против Кирены при Априи. Наконец, при Амасисе наемники стали элитным подразделением египетского войска, формируя личную охрану правителя. Иностранные контингенты в составе египетской армии существовали со времен Среднего и особенно Нового царств. Как правило, это были выходцы из тех регионов, которые в период могущества Египетского государства входили в сферу его влияния – Сирия, Палестина, Финикия, Нубия. Однако, ко времени Саисской династии указанные регионы были потеряны и попытки вернуть их под власть египетской короны, предпринимаемые саисскими правителями, закончились неудачей. В данных обстоятельствах, широкое привлечение на военную службу выходцев из греческого мира давало возможность компенсировать указанные потери. Такое долговременное «сотрудничество» было выгодно обоим сторонам: египетское государство обретало необходимые ему ресурсы для поддержания боеготовности армии, а наемники-греки получали необходимые им средства к существованию. Наемники стали первыми греками в Египте, кто получил возможность осесть там на земле. Вслед за ними и вместе с ними здесь появились греческие купцы и ремесленники, связавшие экономически этот плодороднейший регион Средиземноморья с греческим миром. Таким образом, можно сказать, что греческая колонизация, при отсутствии, или затрудненности других способов проникновения в Египет, выразилась здесь, по крайней мере на ее начальном этапе, в такой своеобразной форме.
References
1. Kolobova K.M. Iz istorii rannegrecheskogo obshchestva. L.: Nauka. 1951. 339 s.
2. Hall H. The Ancient Hostory of the Near East from the Earliest Times to the Battle of Salamis. London.:Methuen.1913. 602 p. 3. Gyles M.F. Pharaonic Policies and Administration 663 to 323 B.C. Chapel Hill.: Univ. of California Press. 1959. 250 p. 4. Boardman J. The Greeks Overseas. Middlesex. 1959. 304 p. 5. Braun T.F.R.J. The Greeks in Egypt./ CAH.Vol 3. Part 3. 1982. 512 p. 6. Niemeier W. Archaic Greeks in the Orient: Textual and Archaeological Evidence / Bulletin of the American Schools of Oriental Research No. 322 (May, 2001), p. 11-32. 7. Hall J. M. A History of the archaic Greek World, ca. 1200-479 BC. Wiley-Blackwell, 2007. 321 p. Snodgrass A. Archaic Greece. The Age of Experiment. Los Angeles. 1981. 236 p. 8. Frolov E.D. Rozhdenie Grecheskogo polisa. 2-e izd. SPb.: Izd-vo SPbGU 2004. 266 s. 9. Koshelenko G.A. Grecheskii polis i problemy razvitiya ekonomiki./Antichnaya Gretsiya. T. 1. Stanovlenie i razvitie polisa. M.: Nauka. 1983. s. 217-246. 10. Cook R.M. Amasis and the Greeks in Egypt./JHS. LVII. 1937. p. 227-237 |