Library
|
Your profile |
PHILHARMONICA. International Music Journal
Reference:
Irkhen I., Ursolenko E.
Motion Capture Technology as a Way to Preserve Cyprian Folk Dance
// PHILHARMONICA. International Music Journal.
2020. № 1.
P. 50-56.
DOI: 10.7256/2453-613X.2020.1.31758 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=31758
Motion Capture Technology as a Way to Preserve Cyprian Folk Dance
DOI: 10.7256/2453-613X.2020.1.31758Received: 17-12-2019Published: 16-02-2020Abstract: This article studies the issue of preserving Cyprus' choreographic culture as a crucial factor in reviving national pride. UNESCO's involvement in cultural, educational, and scientific initiatives has played a pivotal role in preserving and developing the island’s intangible cultural heritage. The authors of the study highlight the government’s financial support of folk music groups and dance projects. Special attention is given to motion capture technology and its various forms. The variety of marker technologies is presented as a system in which the groups differ in dance movement delivery. Based on the field research materials over many years, the authors emphasize the possibility of combining digital technologies with folk tradition. This research is the first in the Russian language to cover the results of the work the University of Cyprus' virtual reality laboratory has done over eight years, which is described by the head of the laboratory during an interview. The 3D video game designed at the University of Cyprus is a mediator for studying and practicing Cyprian folk dances and developing an individual performance manner using the feedback from the program. The authors conclude that motion capture technology holds significant potential in capturing choreographic sequences, digitizing traditional folk dances, and popularizing them among diverse Cypriot age groups. Keywords: cultural heritage, Cyprus, digital technology, dancing culture, folk dancing, digital dance database, motion capture technology, digitization, choreographic text, choreographic lexiconВ современном научном дискурсе глобализация предстает как противоречивый, общепланетарный процесс, нацеленный на обретение человечеством своего единства; ему контрирует глокализация - сохранение этнокультурной идентичности. В этом контексте стремление сберечь для грядущих поколений самобытность национальной культуры – ее язык, обряды, обычаи, костюмы, музыку, танцы, именуемые нематериальным культурным наследием, становится ведущим трендом современности. Определяющими для научных воззрений и вырабатываемых стратегических установок и концепций являются документы ЮНЕСКО (Всеобщая Декларация о культурном разнообразии; Конвенция по сохранению нематериального культурного наследия и др.). Сохранение культурного наследия целесообразно осмысливать как процесс, призванный сберечь наиболее ценное в определенной культуре, в определенном времени и месте. Вступив в ЮНЕСКО в 1961 году, остров Кипр обозначил одним из стратегических приоритетов попечительство обо всех подлинных источниках информации, касающихся становления национальной культуры. Государственному контролю подлежат не только музейные артефакты, исконные кипрские ремесла, но и танцевальная традиция ввиду угрозы ее исчезновения. Кипрский танцевальный фольклор есть неотъемлемая часть национальной культуры, сформировавшейся в условиях бесконечных завоеваний острова со стороны Греции и Турции. Парадоксально, что хореографическая лексика киприотов на протяжении многих веков передавалась «из ног в ноги», на семейных торжествах, ярмарках, рыночных днях. Однако в последние два десятилетия ситуация изменилась. Мониторинг культурных практик показывает результативность предпринимаемых правительственных инициатив. Это просматривается через введение обязательного обучения народным танцам в школах начальной и средней ступени; проведение ежегодных фольклорных школьных праздников; функционирование студенческих этнографических клубов при крупных школах, выполняющих роль посредника – организатора выставок традиционных кипрских ремесел, экскурсий в места бытования конкретной народной традиции, участия детей в мастер-классах. Кроме того, фольклорные ассоциации острова Кипр (Limassol Folklore Association, Dionysos Cultural Association, Aradippos Association of Culture) проводят открытые танцевальные мастер-классы, где все желающие имеют возможность прикоснуться к животворным родникам национальной культуры через знакомство с традиционным костюмом, музыкальными инструментами, танцевальным репертуаром греко-киприотов. Как отмечают исследователи (А. Полиники, М. Ставридес и др.), участие в культурно-образовательных и научных программах ЮНЕСКО стало поворотным моментом в деле сохранения и развития нематериального культурного наследия острова: создана Кипрская национальная комиссия по делам ЮНЕСКО (1962); ратифицирована Конвенция по сохранению нематериального культурного наследия (2006) [1, с. 137–162]. Устная фольклорная традиция, ремесла, музыкальное и хореографическое наследие оказались в эпицентре обсуждения научного сообщества и политической элиты. Анализ отчетов Министерства образования и культуры Кипра 2008–2018 гг. обнаруживает финансовую поддержку фольклорных групп, участвовавших в знаковых мероприятиях на территории острова и за его пределами; особое финансирование организаторов музыкальных и танцевальных проектов. Трансляция танцевального фольклора юным поколениям происходит через носителей: учителей танцев и лиц пожилого возраста, сохранивших в памяти танцевальную манеру своих бабушек. При этом танцевальные формы первой половины XX века, не подлежавшие фиксации, сохранились сугубо в устной форме. Единичные описания хореографической лексики можно обнаружить в путевых заметках и архивных видеозаписях. Известно, что традиционно для фиксации хореографической лексики используются нотация или видеозапись. В эпоху цифры архивирование хореографического наследия становится возможным на более высоком технологическом уровне. Как утверждают исследователи данной проблемы, «система «Motion Capture» обеспечивает большую полноту анализа положения тела танцовщика по сравнению с Labanotation» [2, с. 43]. Кроме того, ресурсный потенциал системы позволяет создавать 3D-видеоигры, базирующиеся на аутентичном материале и стимулирующие повторение танцевальных движений в процессе обучения, тем самым поддерживается устойчивый интерес к фольклору. Безусловно, фиксация хореографической лексики посредством «цифры» – принципиально новый феномен, который позволяет синхронно воссоздавать движения человека в 3D-среде с последующим управлением трехмерной моделью виртуальной фигуры. Специалисты в этой области применяют особые костюмы с сенсорами и датчиками, телесные сенсоры, камеры, соответствующее программное обеспечение. В настоящее время технология «Motion Capture» получает распространение в следующих разновидностях [3, с. 42–49]. Во-первых, маркерная технология, использующая специальный костюм с датчиками для фиксации данных на камеры. Собранная и передаваемая компьютерной программе информация воспроизводит движения исполнителя (танцовщика, педагога, актера), трансформируя их в режиме реального времени в анимацию виртуальной фигуры. Во-вторых, технология без использования маркеров (датчиков и костюмов) базируется на высокотехнологичном процессе распознавания готовых образов. Ее преимущества можно обозначить так: исключение специального оборудования, дополнительного времени на подготовку, а также износа хрупких маркеров и датчиков. Имеющееся разнообразие маркерных технологий позволяет объединить их в определенные группы по способу передачи движения [4, с. 7–26]. Оптические пассивные маркерные системы задействуют специальный костюм с датчиками-маркерами, лишь отражающими направленный на них свет. Оптические активные маркерные системы применяют светодиоды с индивидуальными идентификаторами, оснащенные встроенными процессорами и радио-синхронизацией. Преимуществом оптически активной системы можно считать способность распознавать маркеры по отдельности. Основой магнитных систем служат магниты и камеры-ресиверы. Механические системы базируются на фиксации движений суставов исполнителя посредством надевания механического «мocap-скелета», который повторяет его движения. Наконец, гироскопические системы используют мини-гироскопы и инерциальные сенсоры на теле исполнителя. При имеющихся недостатках маркерных технологий воссоздание исконно жанровой основы конкретного танца, его оцифровка и последующее архивирование является достаточно надежным способом хранения информации, обогащающей представления о хореографической культуре эпохи. В современной европейской практике реализуется ряд медиапроектов по оцифровке хореографического наследия, среди которых можно выделить «Wholodance» и «Terpsihore». По мнению создателей, платформа «Wholodance» нацелена на сохранение культурного наследия, продвижение инновационных методов обучения танцам, создание единой цифровой хореографической базы с использованием технологии «Motion Сapture» [5]. Проект «Terpsihore» концентрируется на изучении, анализе, разработке, оцифровке, архивации любого контента, связанного с танцевальным фольклором народов мира [6], его максимальной доступности исполнителям-профессионалам, педагогам, творческим объединениям, широкой публике. Таким образом, целевой диапазон реализуемых проектов достаточно широк: от сохранения и популяризации хореографического наследия, формирования его единой цифровой базы до развития кросс-культурного диалога. Безусловно, приобщить к освоению нематериального культурного наследия юные поколения, взращенные в условиях технологичной, гаджетной коммуникации, достаточно сложно. Как представляется, одним из шагов в этом направлении может стать соединение цифровых технологий с фольклорной традицией. Созданная на основе музыки и движений кипрского фольклора 3D-видеоигра одновременно обучает и развлекает детей и взрослых. Такой проект разрабатывается Лабораторией виртуальной реальности Университета Кипра (VR Lab of the University of Cyprus) совместно с Мастерской искусства Айон Омологитон (Cultural Workshop Ayion Omoloyiton) для фиксации, оцифровки, архивации танцевального фольклора. Любое движение эксперта-танцовщика подвергается записи в режиме реального времени в трехмерном измерении. Впоследствии движение может быть сохранено в цифровом формате, воспроизведено, проанализировано, обработано. Исходя из идеологемы рассмотрения культурного наследия как информационного потенциала нации, запечатленного в определенных явлениях и событиях, при архивации танца учитывается не только хореографическая лексика, но и музыкальное сопровождение, взаимодействия танцовщиков между собой, историко-культурный контекст бытования пляски. Все это подлежит дополнительному описанию, ибо оцифровка обеспечивает прежде всего фиксацию, воспроизведение, анализ танцевальных движений [7]. При отсутствии систематизированных видеозаписей кипрского танцевального фольклора проект Университета Кипра призван восполнить имеющуюся лакуну, создав полноценную цифровую базу традиционной культуры. Это стимулирует актуализацию нематериального культурного наследия Кипра, его включение в современную культуру. Созданная «цифровая школа» обучения народным танцам позволяет «тренироваться» в удобное время, получая механизм обратной связи относительно точности выполнения движений. Пользователи системы могут воспроизводить движения виртуального аватара, которые сопровождаются постоянным текстовым или визуальным откликом [8; 9]. Отметим, что высокотехнологичные системы захвата движения остаются малодоступными для обычных пользователей, подавляющее большинство из которых прибегает к менее точным игровым сенсорам движения, например, Microsoft Kinect. Проект Университета Кипра предоставляет возможность пользователям специально разработанной видеоигры на базе сенсора Майкрософт Кинект приобщиться к кипрской танцевальной культуре в домашней обстановке. Анализ материалов интервьюирования куратора и вдохновителя этого проекта Андреас Аристиду позволяет уточнить основную идею, конкретизировать жанровый спектр танцев, состав исполнителей и др. Во-первых, как и предполагалось, А. Аристиду изначально заинтересовала технология «Motion Capture». Первичный опыт оцифровки хореографической лексики сводился к фиксации движений исполнителей латиноамериканских танцев и Contemporary Dance. Сотрудничество с Фольклорной ассоциацией Кипра (Limassol Folklore Association) приоткрыло доступ к архивным видеозаписям национального фольклора XX столетия. Во-вторых, фрагментарность фото- и видеоматериалов, зафиксировавших неповторимую манеру танца старшего поколения, а также отсутствие официального видеоархива традиционных фольклорных танцев инициировало исследование хореографической культуры острова Кипр. Кроме того, мотивацией деятельности А. Аристиду стало стремление передать собственным детям, молодым поколениям неповторимую самобытность народных танцев греко-киприотов. В-третьих, проект по оцифровке кипрских фольклорных танцев носит некоммерческий характер, это изначально общественная инициатива (Э. Ставракис, М. Савва, Й. Хрисанту, Университет Кипра; С. Л. Химона Фредерик Университет, р. Кипр). Для участия в нем на безвозмездной основе приглашены танцовщики и педагоги: Ф. Александру, В. Аристиду, А. Хараламбус, С. Теодору др. Исполнение каждым из них всего пяти танцев в индивидуально неповторимой исполнительской манере обогатило ресурсную базу проекта 70 версиями наиболее известных фольклорных танцев, в т. ч. Антикристос (Кардзиламас) – парный танец, Зимбекико – сольный танец, Хасапико и Тсамико – массовые танцы. В-четвертых, получение финансовой поддержки проекта со стороны государства позволило расширить исполнительский состав через привлечение профессионалов острова Кипр (М. Ланитис, К. Зитис, М. Панайоту), тем самым достигнуть качественно нового уровня исполнения фольклорных танцев, их фиксации с помощью технологии «Motion Capture». Цель проекта: повысить качество созданной видеоигры как посредника для разучивания, отработки движений кипрских фольклорных танцев, выработки индивидуальной манеры исполнения с помощью механизма обратной связи от программы. Имеющаяся в настоящий момент компьютерная версия видеоигры включает фиксацию танцевальных движений играющего через камеру компьютера пользователя, анализ и статистический отчет схожести движений 3D-модели и участника. Сохраняемые в памяти компьютера результаты позволяют отслеживать динамику освоения народных танцев, поддерживают элемент соревновательности участников, стимулируют совершенствование танцевальных навыков. Результативность деятельности по данному проекту можно свести к следующим позициям: обогащение цифровой базы «Motion Capture» десятью фольклорными танцами в профессиональном исполнении; детализация целостного подхода к технологии захвата движения внутри культурного и семантического контекста; визуальное воссоздание геолокационного, географического и хронологического развития танца. При наличии определенных недостатков в виде некоторой искусственности изображения движений виртуальной модели, хрупкости и высокой стоимости маркеров-светодиодов, гироскопов и инерциальных сенсоров, феномен «Motion Capture» обладает неоспоримыми преимуществами перед традиционными способами сохранения культурных мемов, ввиду надежности и долгосрочности хранения. Выводы: 1. Кипрский танцевальный фольклор, сформировавшийся под влиянием многочисленных завований острова, является определяющим фактором сохранения национального единства, этнокультурной идентичности. 2. Культурно-образовательные проекты ЮНЕСКО инициируют включение фольклорных танцев греко-киприотов в современную культуру. 3. Феномен «Motion Capture» обладает мощным ресурсным потенциалом в фиксации хореографического текста, оцифровке фольклорных танцев и их популяризации в разных возрастных группах греко-киприотов. 4. Разработанная при помощи технологии «Motion Capture» 3D-видеоигра служит для юных греко-киприотов посредником в приобщении к фольклорным танцам. References
1. Aristidou, A., Stavrakis, E., Charalambous, P., Chrysanthou, Y. & Himona, S.L. (2015). Folk dance evaluation using laban movement analysis. ACM Journal on Computing and Cultural Heritage, 8(4), 1–19.
2. Golshani, F., Vissicaro, P., & Park, Y. (2004). A multimedia information repository for cross-cultural dance studies. Multimedia Tools and Applications, 24(2), 89–103. 3. Aristidou, A., Charalambous, P. & Chrysanthou, Y. (2015). Emotion analysis and classification: Understanding the performers’ emotions using the LMA Entities. Computer Graphics Forum, 34(6), 262–276. 4. http://www.wholodance.eu/ (date accessed: 11/10/2019). 5. http://terpsichore-project.eu/project2/ (date accessed: 11/10/2019). 6. Aristidou, A. & Lasenby, J. (2013). Real-time marker prediction and CoR estimation in optical motion capture. The Visual Computer, 29 (1), 7–26. 7. Petrillo, P. L. (Ed.). (2019). The legal protection of intangible cultural heritage: A comparative perspective. Springer: Switzerland. p. 264 8. Irkhen, I. I. & Lavrova, S.V. (2017). Notation and fixation of the choreographic text in the conditions of the functioning of media. Bulletin of the Academy of Russian Ballet, 3(50), 39–51. 9. Aristidou, A., Stavrakis, E. & Chrysanthou, Y. (2014). Cypriot intangible cultural heritage: Digitizing folk dances. Cyprus Computer Society Journal, 25, 42–49. |