DOI: 10.7256/2454-0641.2019.4.31447
Received:
21-11-2019
Published:
01-12-2019
Abstract:
The object of this research is the concept of “American exceptionalism”. The subject of this research is the approaches of China towards the problem of formation and development of this concept. The authors meticulously examine such aspects of this topic as the origin and evolution of this concept, as well as its role in the actual discourse in the United States. Special attention is given to the examination of the Chinese views on the concept of “American exceptionalism”, which presents great interest with consideration of the fact the “exceptionalism” is not a new concept for China. The concept of “sinocentrism” emerged even earlier than the concept of “American exceptionalism”. The scientific novelty of this research consists in the fact that this research is first to provide results of a comprehensive analysis of China’s approaches towards the concept of “American exceptionalism”, which is very relevant in light of both countries becoming the largest world powers and rivals in the international arena. Study of the foreign policy of each other therefore becomes a prerequisite for structuring harmonious foreign policy. The main conclusions of the conducted research consists in determination that Chinese authors either critically regard this concept, or with certain suspicion, since the United States use this concept to practically justify their involvement into the affairs of other countries, including military involvement.
Keywords:
China, USA, american exceptionalism, concept of China-centrism, trade war, China White Paper, doctrine, ideology, national interest, bilateral relations
Введение
Идея «американской исключительности» может рассматриваться в нескольких плоскостях: как идеологическая концепция, как миссия, как философская идея. Многообразие подходов к трактовке понятия порождает необходимость ее рассмотрения как с исторической точки зрения, так и в рамках теоретического осмысления.
Истоки формирования исключительности кроются в истории создания американского государства в 20-х годах ХVII в. В это время в Северную Америку начали свое переселение пуритане – английские протестанты, которые не признавали авторитет Англиканской Церкви. Основной целью их переселения было желание распространить христианскую веру, основать новое государство справедливости, так называемый «град на холме». Важной причиной миграции европейцев в Северную Америку являются также войны в Европе, в частности одна из самых кровопролитных – Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.). Европейские мигранты того времени рассматривали свое переселение в Северную Америку как шанс начать новую жизнь в новом государстве со справедливыми законами, в связи с чем считали себя «богоизбранным народом».
В 1775 г. в Северной Америке началась война за независимость британских колоний, которые в 1776 г. провозгласили создание нового государства – Соединенных Штатов Америки. Появление нового государства ознаменовалось принятием первого важного документа в истории США – Декларации независимости, которая стала первым доктринальным документов, закрепившим претензии американской политической элиты на «исключительность». Она проявилась в провозглашении «готовности народа североамериканского континента обрести независимость и начать борьбу против британской метрополии [1]. Необходимость постоянной ссылки на безусловное отличие американского народа от европейского была обусловлена отсутствием единой национальности у населения бывших колоний. В отличие от самих европейцев, которые в XVIII в. пошли по пути усиления отдельных национальных единиц внутри региона, то американский подход отличался обобщением ценностей и созданием общих черт, присущих новой нации.
Эта идея отразилась и в последующих документах, принимаемых в США. В 1823 г. президент страны, Дж. Монро, сформулировал доктрину, согласно которой американский континент провозглашался зоной ответственности США, закрытой от вмешательства европейских стран. Доктрина закрепляла принцип «Америка для американцев» [2], а США фактически объявили себя «хозяевами» Западного полушария.
Во всех последующих речах американских лидеров, а также во многих документах отражается идея уникальности американского положения в мире, особая форма демократии, необычный способ борьбы за государственность и национальность. В речи американского президента А. Линкольна 1863 г. Прозвучало следующее: «Восемь десятков и семь лет назад наши отцы образовали на этом континенте новую нацию, зачатую в свободе и верящую в то, что все люди рождены равными» [3]. Основной задачей США, прошедших через гражданскую войну 1861-1865 гг. стало укрепление государственности, в связи с чем США были привержены изоляционизму во внешней политике, поэтому идея «американской исключительности» была временно оставлена.
В начале XX века президент США Т. Рузвельт закрепил принцип «Америка для американцев» в идейном продолжении Доктрины Монро – «дипломатии канонерок», которая представляла собой военно-политический курс, нацеленный на демонстрацию силы и достижение целей внешней политики с применением военно-морского флота (канонерка – небольшой боевой корабль с артиллерийским вооружением).
По окончании Первой мировой войны американский президент Вудро Вильсон представил проект мирного договора, получивший название «14 пунктов» [4]. Четырнадцатый пункт провозглашал идею создания объединения государств с целью предоставления взаимных гарантий политической независимости и территориальной целостности как крупным, так и малым государствам – так появилась идея создания Лиги Наций, и принадлежала она именно американскому лидеру. Не сумев установить полный контроль над Лигой Наций, которая, по мнению США, стала политическим орудием таких крупных метрополий, как Франция и Великобритания, США вновь отошли к принципу изоляционизма. Однако начавшаяся в 1939 г. Вторая мировая война стала для государства еще одним шансом возвращения на мировую политическую арену в числе лидеров. По окончании войны в 1945 г. США не только вышли из нее победителем, но и стали сверхдержавой наравне с другой страной-победительницей – СССР. После этого принцип «американской исключительности» предполагал особую миссию – сдерживание распространения коммунизма в мире, продвижение идеалов демократии. Эти идеи были закреплены в Доктрине Трумэна 1947 г. [5], согласно которой США намеревались оказать экономическую поддержку властям Греции и Турции, которые боролись с коммунистами; Доктрине Эйзенхауэра 1957 г. [6], которая предполагала оказание помощи любой ближневосточной стране с целью предотвращения ее попадания в руки коммунистов и провозглашала Ближний Восток зоной жизненно важных интересов США.
В период 1960-х – 1980-х годов были приняты стратегически важные для США документы, в которых так или иначе затрагивался вопрос сохранения «американской исключительности». К ним можно отнести «принцип домино», а также доктрину Рейгана, направленные на борьбу с превращением стран Юго-Восточной Азии и ряда других регионов мира в социалистические государства. С распадом СССР в 1991 г. и качественными изменениями в расстановке сил на мировой политической арене США взяли курс на построение однополярного мира и позиционировали себя единственной оставшейся сверхдержавой. Здесь концепция «американской исключительности» должна была помочь укрепить американский образ.
Теоретическое обоснование исследования
Само оформление «американской исключительности» как философского или научного концепта стало формироваться еще в 30-х годах XIX в. В частности, в 1830-е гг. французский философ и политик А. де Токвиль издал книгу «Демократия в Америке», в которой он отмечает, что «исключительное положение, в котором американцы оказались, является уникальным и едва ли какой-нибудь другой демократический народ сможет когда-либо оказаться в подобной ситуации» [7]. Однако понятие «исключительности» у Токвиля было крайне необычным для его времени. В частности, его тезис о демократии опирался на законы, институты и религию, царившие в тот момент в США. Исследование механизмов их функционирования привели автора к выводу о том, что единственным факторам, определяющим американский вектор развития, является равенство условий.
Взгляд Токвиля совпадает с современным представлением либерально-идеалистической парадигмы международных отношений на «американскую исключительность». Представители этого направления полагают, что стоит переориентировать понимание исключительности с понимания ее как «отличной от других государств» на понимание того, что «она обычная страна, идущая в ногу со временем, с развитыми демократиями, она – главная мировая держава, которая заботится о мировом сообществе, разрабатывает универсальные стандарты права» [8]. В самом американском дискурсе таких взглядов придерживаются консерваторы, которые склоняются к позиционированию американского государства как хранителя «универсальных ценностей». В реальном политическом курсе страны идея отражаются в основах формирования внешнеполитического курса демократической партией.
Так, например, пришедший к власти в США в 2009 г. Б. Обама, как представитель демократической партии, в большей мере, чем его предшественники следовал принципу «американской исключительности». Как и большинство американских политиков, Обама в выступлениях обращался к теме отцов-основателей США, их важности для его общественной деятельности [9]. В своей книге будущий президент писал: “символами гражданской религии являются именно отцы-основатели, а также президенты США, которые в трудные моменты берут на себя ответственность за судьбу народа и вносят крупный вклад в становление американской государственности. А. Линкольн, Т. Джефферсон соединили в своих постулатах идеи свободы и равенства с понятиями христианского жертвоприношения, смерти и возрождения [10]. Подтверждение своих слов американский президент дал в 2013 г., когда он выступил с речью в ходе заседания Генеральной Ассамблеи ООН, отметив следующее: «…некоторые могут не согласиться, но я верю в исключительность Америки – частично потому, что мы показали свою готовность, через принесение в жертву своей крови и достатка, защищать не только наши собственные узкие интересы, но и интересы всех» [11].
Другое понимание «американской исключительности» у республиканцев. Например, предвыборная кампания Д. Трампа была ознаменована известным всем лозунгом “Make America great again”. При Д. Трампе США также стремятся как можно больше распространить свое влияние в мире, подчеркивая отличия американского государства от других стран мира. Это отражается в противостоянии развитию ядерной программы КНДР, возвышению КНР, с которой США начали торговую войну, выходят из соглашений, не выгодных государству (Парижское соглашение по климату, ДРСМД).
Таким образом, «американская исключительность» в том или ином виде присутствует в дискурсе обеих партий США, но интерпретация и подход к данному концепту имеет отличительные черты. Если демократы отдают предпочтение «исключительности» как феномену служащему фактором подражания американским ценностям, то республиканцы видят «исключительность» как способ выделения американской нации из многообразия этносов в мире.
Китайский взгляд на проблему «американской исключительности»
Что касается подходов различных стран мира к концепции «американской исключительности», то стоит отметить, что они также неоднородны. В частности, страны Европы, в большей степени связанные с США через договор военно-политического блока НАТО, гораздо легче мирятся с идеями американского превосходства, чем государства, чья политика тесно не связана с американской. В этой связи особый интерес представляет подход Китайской Народной Республики, которая занимает важное место в политическом дискурсе США.
Кроме того, двусторонние отношения КНР и США оказывают значительное влияние на мировую политику и мировую экономику в целом. Эти отношения в разные периоды времени представляются для сторон как взаимной выгодой, так и полем для серьезной конкуренции. В настоящее время китайско-американские отношения осложнены рядом противоречий, особенно острые из них связаны с факторами Тайваня и Тибета, а также с экономическим конфликтом, начавшимся между двумя странами в 2018 г. Ввиду всего вышеизложенного, стоит отметить, что конфликты между этими двумя государствами могут повлечь серьезные последствия для международной безопасности.
В то же время КНР рассматривает США в качестве угрозы национальный интересам, а также миру и стабильность в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это неоднократно подчеркивалось в Белых книгах правительства Китая. В 2004 г. была опубликована Белая книга «Национальная оборона Китая», в которой подчеркивалось, что «Соединенные Штаты реорганизуют и усиливают свое военное присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе, усиливают НАТО, продолжают развертывание систем противоракетной обороны»; «Соединенные Штаты неоднократно заявляли о своей приверженности политике одного Китая, соблюдении трех совместных коммюнике и оппозиции политике Тайваня по достижению независимости. Тем не менее, США продолжают увеличивать количество оружия, продаваемого на Тайвань, и посылают властям Тайваня неверный сигнал, что не способствует стабильности ситуации в Тайваньском проливе» [12]. В контексте этого можно говорить о том, что недоверие Китая к американскому взгляду на конфликты в АТР будет только возрастать. Согласно доктринальному документу, Китай может рассматривать США как государство, претендующее на безраздельное влияние в регионе в том числе и за счет своей политики исключительного превосходства над региональными игроками.
В Белой книге 2017 г. «Политика Китая в отношении сотрудничества в сфере безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе» отмечается, что Китай «берет на себя обязательство работать с Соединенными Штатами над созданием новой модели отношений между крупными странами на основе приверженности избегания конфликтов и конфронтации, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества» [13], а также уделяется значительное внимание рассмотрению китайско-американских отношений. Подчеркивается, нормализация двусторонних отношений с 2015 г., а также достижение сторонами нового прогресса. Обе страны поддерживают координацию в процессе сотрудничества в АТР посредством двусторонних обменов и соответствующих механизмов. Страны сотрудничают по региональным и глобальным вопросам, включая изменение климата, борьбу с терроризмом, защиту морской среды. Кроме того, отмечается готовность Китая содействовать устойчивому, надежному и стабильному развитию двусторонних отношений и работать с новой администрацией США [администрацией Д. Трампа].
Однако несмотря на отсутствие агрессивной риторике в Белой Книге Китая, очевидно, что доверия американской стороне от Китая ждать не стоит. По мнению американского историка Барбары Тухман, проблемы китайско-американских отношений зарыты в истории ХХ в. По ее мнению, «если бы правительство США воспользовалось возможностью подружиться с Мао во время Второй мировой войны, оно могло смягчить радикализм Мао и предотвратить войны во Вьетнаме и Корее» [14]. Отвечая на вопрос, почему американское правительство этого не сделало, автор утверждает, что на тот момент США не рассматривали марксистско-ленинские взгляды Китая как нечто, способное построить будущее страны без учета американских интересов. Последующие работы китайских и западноевропейских исследователей опровергли эту теорию, но признание глубокой патерналистской напряженности во взглядах США на Китай не отрицается до сих пор.
Потенциально это связано с углублением экспансионистской политики CША в отношении Китая после прихода к власти Дональда Трампа. Об этом говорят заметно ухудшившиеся в 2018 г. отношения ввиду наличия торгово-экономических противоречий и начавшаяся вследствие этого торговая война. В связи с этим в сентябре 2018 г. руководство КНР выпустило новую Белую книгу, посвященную непосредственно отношениям США, под названием «Китайско-американские торгово-экономические противоречия и позиция Китая». Согласно документу, с момента установления дипломатических отношений двусторонние торгово-экономические связи между Китаем и США последовательно развивались. Налажено тесное партнерство, из которого извлекли выгоду обе стороны и весь мир. С момента вступления в должность Д. Трампа в 2017 г. новая администрация Президента США провозгласила лозунг «America first» и впоследствии отказалась от основополагающего принципа взаимного уважения. Действиям США присуща односторонность, протекционизм и экономическая гегемония, а также выдвижение ложных обвинений против различных стран и регионов – особенно против Китая, запугивание стран с помощью экономических мер, таких как введение тарифов на ввоз товаров и санкций. Американская сторона противоречит сама себе и постоянно бросает вызов Китаю. В результате за короткий промежуток времени торгово-экономические трения между обеими сторонами серьезно усилились, нанеся серьезный ущерб экономическим и торговым отношениям [15].
Рассмотрение Белых книг правительства Китая позволяет судить о том, что КНР признает важность развития китайско-американских отношений для всей системы международных экономических и политических отношений, однако в двусторонних отношениях государств есть ряд серьезных проблем: торгово-экономические трения, фактор Тайваня (правительству которого США осуществляет поставки оружия) и Тибета (нарушение прав человека в котором осуждают США, что рассматривается КНР как вмешательство во внутренние дела), фактор усиления военного присутствия США в АТР и др. Многие эти факторы исходят от проводимой США внешней политики, основывающейся на приверженности принципа «американской исключительности» и американской гегемонии.
В научных исследованиях китайские авторы также уделяют значительное внимание рассмотрению «американской исключительности», что неудивительно, так как, во-первых, как уже было отмечено, США являются серьезным конкурентом для Китая не только в экономической, но и политической сферах. США стремятся распространить свое влияние в АТР, что идет вразрез с интересами Китая. Подходы двух стран к проблемам в сфере безопасности сталкиваются также и в других регионах, например, в центральной Азии и Африке.
Во-вторых, понятие «исключительности» не является новым для китайской идеологии. В Китае подобная концепция появилась значительно раньше, чем в США: она обосновывает ведущую роль Китая в регионе в течение двух последних тысячелетий. Речь идет о концепции «китаецентризма» (中国中心主义), в соответствии с которой центром всей цивилизации, культуры, философии является Китай, а остальной мир наполнен «варварами». Роль Китая состоит в просвещении так называемых «варваров». Переходя к анализу китайских подходов к «американской исключительности», стоит определить, как китайские исследователи интерпретируют это понятие.
Хань Сяося в своем исследовании «Анализ влияния исключительности на американскую внешнюю политику» утверждает, что «идеология исключительности – это культурно-цивилизационный идеал американской нации, а также американская самоидентификация. По мнению американцев, Соединенные Штаты – уникальная страна с особой ролью в истории человечества, которая является не только особенной, но и превосходящей» [16]. При этом такой подход вступает в конфликт с понятием «китайской исключительности». Речь идет о том, что Китай также претендует на то, чтобы быть исключительным государством. Об этом говорит само название страны – 中国, что означает «Срединное государство». Есть и второе название – «Поднебесная (天下)», которое также подчеркивает готовность Китая занять место исключительного актора.
Чан Цзяньжо утверждает, что исключительность стала мощной, влиятельной доктриной в США. Он определяет «американскую исключительность» как качественное отличие США от других стран мира ввиду выгодного географического положения, национального происхождения, культурного развития, значительного прогресса во всех сферах жизни общества. Однако, по мнению автора, в нынешних реалиях усиливающегося экологического кризиса, глобальной борьбы с терроризмом, изменение миропорядка в сторону многополярности доминирующее положение США в мире постепенно сокращается, возвышаются другие державы, а «американская исключительность» подвергается сомнению группой социологов и мыслителей [17].
Чэнь Айхуа и Жэнь Чэньчэнь в своей статьей «Кровавый меридиан»: анализ и критика «американской исключительности» [18] определяют «американскую исключительность» как изначальный образ того, как интерпретировали себя американцы, в соответствии с которым американская нация взяла на себя священную миссию по распространению ценностей и идеалов демократии во всех уголках мира. Интересным представляется то, что за основу своего исследования авторы статьи берут роман американского писателя К. Маккарти «Кровавый меридиан», утверждая, что в этот роман фактически развенчивает миф об «американской исключительности». Действие романа разворачивается в Северной Америке середины XIX века. Главный герой покидает дом и присоединяется к отряду «охотников за скальпами», истребляющему индейцев ради трофеев на границе Мексики и США. В результате за отрядом начинают охоту военные с целью остановить их действия. По мнению авторов статьи, «Кровавый меридиан» на первый взгляд кажется простой приключенческой историей, однако он имеет глубокую коннотации и философский смысл, из которых следует критика и развенчание концепции «американской исключительности». Отряд «головорезов» считает себя командой «рыцарей», имеющих особое право на то, что они делают, но на деле это жестокие убийцы. В этом и заключается, по мнению авторов, смысл произведения: это не романтическая легенда об американском национальной духе, а настоящий «исторический кошмар».
Цзэн Жуйжуй в исследовании «Другая интерпретация влияния концепции исключительности на внешнюю политику США» указывает, что идея исключительности формирует национальную самобытность США, положение государства в мировом сообществе и влияет на внешнюю политику страны. Согласно концепции «американской исключительности», Соединенные Штаты поддерживают ценности свободы и демократии, которые были даны Богом, и продвигают их во всех уголках мира, активно участвуя в мировых делах. Основной движущей силой «американской исключительности», по мнению автора, является религиозная составляющая, а именно то, что США наделены небесами особой ролью в мире, что привело к расширению влияния страны и вовлечению ее в дела других государств, чтобы помочь им стать такими же, как они сами. Сочетание религии и политики создало образ «американской исключительности», заставив американцев думать, что Соединенные Штаты являются «моделью» мира [19]. КНР, будучи страной с многовековой историей, культурой, проводящей самостоятельную и независимую внешнюю политику и претендующей на статус сильной мировой державы, безусловно, не согласна с тем, что США – «модель» мира, способная стать главным полюсом в процессе формирования однополярного миропорядка.
Само китайское руководство придерживается концепции многополярности в соответствии с принципом «мировой порядок гармоничен и безопасен, поскольку в нем выигрывает тот, кто не воюет» [20]. Китай не согласен не только с тем, что США являются образцом для других государств, но и с американскими моделями развития. В 2011 г. была представлена «Модель Чунцин» (“The Chongqing Model”), представляющая собой модель местного управления, проводимая главой Чунцинского горкома Бо Силаем и направленная на возрождение «красной культуры», строительство доступного жилья и реформирование миграционной системы [21]. Данная модель является альтернативой распространению неолиберальных ценностей [22].
Линь Юань рассматривает в своей статье влияние концепции «американской исключительности» на развитие американской культурной дипломатии. Автор отмечает, что «американская исключительность» подчеркивает уникальность американской нации и американских культурных ценностей, которые должны стать образцом для других стран мира [23]. Это положение стало основной характеристикой американской культурной дипломатии, которая является частью «мягкой силы» США. Американская культура является весьма привлекательной для других стран мира: американский кинематограф, музыка и другие сферы развлекательной индустрии – все это популярно среди населения разных стран. Однако важно отметить, что Китай пытается противостоять распространению американской культуры внутри государства. В стране запрещены американские фильмы с явной антикитайской тематикой, например, фильм «Семь лет в Тибете» (1997), в котором выражается явная симпатия к Далай Ламе. Сыгравшему главную роль в этом фильме Брэду Питту запрещен въезд в КНР. Также в Китае строго лимитировано количество фильмов американского происхождения, которые можно довести до широкой аудитории. Именно поэтому американские режиссеры борются за то, чтобы их фильмы попали в число допущенных и априори не включают туда негативных в отношении Китая сюжетов.
Ван Лисинь отмечает, что идея «американской исключительности», широко распространенная среди американских политиков и общественности, восходит к исторической и культурной традиции, которую разделяют американцы, а также что это идея является неформальным ядром, формирующим американскую самооценку. Независимо от того, насколько концепция «американской исключительности» заслуживает доверия и насколько абсурдным может казаться моральное превосходство США, эти идеи глубоко укоренились как в сознании самих американцев, так и в представлении других государств о США [24].
Цянь Вэньжун в статье «Американская исключительность – идеологическая основа американской гегемонистской внешней политики» показывает отношение политиков других стран к концепции «американской исключительности», а также мнение американских лидеров об этой концепции и включение ее во внешнюю политику США. Так, автор отмечает отрицательной отношение к данной концепции президента России В. Путина, который критикует идею «американской исключительности», а также президента Белоруссии А. Лукашенко. Также в работе подчеркивается, что американские лидеры хоть и обращаются к идее «американской исключительности» с завидной регулярностью, все же предпочитают касаться ее основ лишь косвенно. По мнению Цянь Вэньжуна, настораживающим фактором является обход прямого обращения американских Президентов к концепции исключительности. Кроме Б. Обамы, который в своей речи отмечал, что он верит в исключительность США [25], другие президенты предпочитают не ссылаться на положения «американской исключительности», но объяснять ею многие действия США на мировой политической арене.
Заключение
В заключении стоит отметить, что сама концепция «американской исключительности» с момента формирования и до настоящего времени претерпела существенные изменения. Если в начале это рассматривалось как исключительность в построении новой формы государственности, затем трансформировалось в исключительность политики изоляционизма, то теперь эта исключительность понимается как право на построение такого миропорядка, который в понимании США является наиболее оптимальным для всех акторов.
Большинство исследований китайских авторов в отношении данной концепции посвящено определению «американской исключительности», ее истокам, эволюции, отражению ее во внешнеполитических доктринах США, проявлению во внешней политике как ранее, так и в настоящее время. Именно с понимания того, что вкладывает то или иное американское руководство в понятие исключительности и стоит начинать поиск механизмов противостояния идеям гегемонии. Авторы, выражая свое мнение в отношении данной концепции, чаще всего относятся к ней либо критически, либо с определенным подозрением, так как с помощью данной концепции США фактически оправдывают свое вмешательство, в том числе военное, во внутренние дела других государств.
Основной причиной, по которой «американская исключительность» не воспринимается в Китае, является четкое понимание китайской роли в регионе и в мире. Китай, некогда не претендовавший на политическое доминирование, а развивавший исключительно экономический потенциал, пришел к выводу, что при сохранении такой линии поведения он будет во всех вопросах отодвигаться на второй план в большой глобальной игре интересов.
References
1. United States Declaration of Independence [Electronic resource]. URL: https://www.constitutionfacts.com/us-declaration-of-independence/read-the-declaration/ (accessed: 10.09.2019).
2. Monroe Doctrine. Encyclopaedia Britannica [Electronic resource]. URL: https://www.britannica.com/event/Monroe-Doctrine (accessed: 10.09.2019).
3. The Gettysburg Address [Electronic resource]. URL: https://www.nps.gov/abli/learn/education/upload/UpdatedGettysburgAddress.pdf (accessed: 10.09.2019).
4. President Woodrow Wilson's Fourteen Points [Electronic resource]. URL: https://avalon.law.yale.edu/20th_century/wilson14.asp (accessed: 10.09.2019).
5. Truman Doctrine [Electronic resource]. URL: https://avalon.law.yale.edu/20th_century/trudoc.asp (accessed: 10.09.2019).
6. Eisenhower Doctrine. January 5, 1957 [Electronic resource]. URL: https://millercenter.org/the-presidency/presidential-speeches/january-5-1957-eisenhower-doctrine (accessed: 10.09.2019).
7. De Toqueville A. Democracy in America. Vol. 2 [Electronic resource]. URL: https://www.gutenberg.org/files/816/816-h/816-h.htm (accessed: 10.09.2019).
8. Walt S. M. The myth of American Exceptionalism. Foreign Policy. 2011 [Electronic resource]. URL: https://foreignpolicy.com/2011/10/11/the-myth-of-american-exceptionalism/ (accessed: 10.09.2019).
9. Kasatkin P. I., Ivkina N. V. Lichnost' prezidenta kak faktor formirovaniya vneshnepoliticheskoi povestki dnya SShA // Polis. 2017. № 1. S. 125-135.
10. Obama B. Change we can Believe in: Barack Obama’s Plan to Renew America’s Promise. New York: Three Rivers Press 2008. 279 p.
11. I snova ob amerikanskoi isklyuchitel'nosti [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://inosmi.ru/world/20130926/213318684.html (data obrashcheniya: 10.09.2019).
12. «2004年中国的国防» 白皮书 (Belaya kniga 2004 g. «Natsional'naya oborona Kitaya») [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.scio.gov.cn/zfbps/ndhf/2004/Document/307905/307905.htm (data obrashcheniya: 12.09.2019).
13. «中国的亚太安全合作政策» 白皮书 (Belaya kniga «Politika Kitaya v otnoshenii sotrudnichestva v sfere bezopasnosti v Aziatsko-Tikhookeanskom regione») [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.scio.gov.cn/zfbps/ndhf/36088/Document/1539911/1539911.htm (data obrashcheniya: 12.09.2019).
14. Tuchman B. W. If Mao Had Come to Washington: An Essay in Alternatives. Foreign Affairs. 1972 [Electronic resource]. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/asia/1972-10-01/if-mao-had-come-washington-essay-alternatives (data obrashcheniya: 12.09.2019).
15. «关于中美经贸摩擦的事实与中方立场» 白皮书 (Belaya kniga «Kitaisko-amerikanskie torgovo-ekonomicheskie protivorechiya i pozitsiya Kitaya») [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.scio.gov.cn/zfbps/ndhf/37884/Document/1638295/1638295.htm (data obrashcheniya: 12.09.2019).
16. 韩晓霞 (Khan' Syaosya). 浅析例外论对美国外交政策的影响(Analiz vliyaniya isklyuchitel'nosti na amerikanskuyu vneshnyuyu politiku) // 吉林广播电视大学学报 (Zhurnal Tszilin'skogo universiteta radio i televideniya). 2017. № 8. S. 142-143.
17. 常剑若 (Chan Tszyan'zho). 论《一点慈悲》对美国例外论神话的质疑 («Miloserdie»: k voprosu o mife ob isklyuchitel'nosti SShA) // 河南理工大学学报( 社会科学版) (Zhurnal Khenan'skogo politekhnicheskogo universiteta (sotsial'nye nauki)). 2015. T. 16. № 4. S. 439-443.
18. 陈爱华, 任趁趁 (Chen' Aikhua, Zhen' Chen'chen'). 论《血色子午线》对“美国例外论”的解构与批判 («Krovavyi meridian»: analiz i kritika «amerikanskoi isklyuchitel'nosti») // 西安外国语大学学报(Zhurnal Sian'skogo universiteta mezhdunarodnykh issledovanii). 2015. T. 23. № 1. S. 85-88.
19. 曾蕊蕊 (Tszen Zhuizhui). 美国例外论思想对其外交政策影响的再解读 (Drugaya interpretatsiya vliyaniya kontseptsii isklyuchitel'nosti na vneshnyuyu politiku SShA) // 政治研究 (Politicheskie issledovaniya). 2013. № 2. S. 23-24.
20. Golobokov A. S. Stanovlenie i razvitie vneshnepoliticheskoi doktriny Kitaya // Oikumena. Regionovedcheskie issledovaniya. 2010. № 3 (14). S. 119.
21. Vinogradov A. V., Degterev D. A., Spirina D. V., Trusova A. A. «Pekinskii konsensus» v mezhdunarodnom i vnutrikitaiskom politicheskom diskurse // Problemy Dal'nego Vostoka. 2018. № 3. S. 17-29.
22. Su Wei, Yang Fan, Liu Shiwen. Chongqing Model. Beijing: China Economic Publishing House, 2011. P. 147.
23. 林媛 (Lin' Yuan'). 美国例外论视域下的美国文化外交(Kul'turnaya diplomatiya SShA v kontekste amerikanskoi isklyuchitel'nosti) // 阴 山 学 刊 (In'shan'skii akademicheskii zhurnal). 2011. T.
24. № 4. S. 12-14. 24.王立新 (Van Lisin'). 美国例外论与美国外交政策 (Amerikanskaya isklyuchitel'nost' i vneshnyaya politika SShA) // 南开学报 (哲学社会科学版) (Vestnik Nankinskogo universiteta (Filosofiya i sotsial'nye nauki). 2006. № 1. S. 10-17.
25. 钱文荣 (Tsyan' Ven'zhun). 美国例外论是美国霸权主义对外政策的思想基础 (Amerikanskaya isklyuchitel'nost' – ideologicheskaya osnova amerikanskoi gegemonistskoi vneshnei politiki) // 和平与发展 (Mir i razvitie). 2013. № 6. S. 31-36
|