Library
|
Your profile |
Philology: scientific researches
Reference:
Semenova E.M.
Mental spaces of LIGHT/DARK archetypical binary opposition
// Philology: scientific researches.
2020. № 5.
P. 42-50.
DOI: 10.7256/2454-0749.2020.5.30751 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=30751
Mental spaces of LIGHT/DARK archetypical binary opposition
DOI: 10.7256/2454-0749.2020.5.30751Received: 09-09-2019Published: 30-05-2020Abstract: The article represents the description of ideal cognitive model of LIGHT/DARK archetypical binary opposition, metaphorically represented in the modern American political media discourse. Classific cognitive features and frames, constituting the mental spaces of the dichotomy under consideration are identified and described. The modelling of LIGHT/DARK binary pposition cognitive structure is represented by 3 stages. They are as follows: 1. the cognitive features identifed in the process of archetypical concepts' macrostructures description are referred to archetypical senses forming their mental spaces;2. the categorical structures of arcgetypical concepts are identified as frames or specific cognitive features, makong concepts' cognitive structure more detaoled;3.the character of archetypicak concepts' field organisation is determined by means of identyfying the core, the nearest and the farthest periphery of archetypical binary opposition cognitive structure.The methodology of the research is based on the cognitive-discursive paradigm, cognitive analysis of image making ways of archetypical senses ontologization in the political discourse.The novelty of research consists in representation of the ideal cognitive model of archetypical binary opposition LOGHT/DARK in the political discourse, the main characterisitic of which is conceptual assymetry, predetermining the charachter of interconnections between the components of binary opposition on the cognitive, verbal and discourse levels. Keywords: metaphor, political mediadiscourse, archetypical binary opposition, ideal cognitive model, cognitiv-discursive paradigma, sense ontologization, verbal representation, cognitiva classifying feature, recurrency, category structureИстория политической метафорологии, представленная трудами российских (Э.В. Будаев [1], Т.Г. Скребцова [6], А.П. Чудинов [7,8], Е.И. Шейгал [9] и др.) и зарубежных (Osborn [10,11], Perry [12], Zinken [13, 14] и др.) ученых, характеризуется сменой научных подходов к изучению метафорических способов вербализации идей, результатом которых стало появление различных методологических теорий. Если для риторического направления исходным был взгляд на метафору как средство обеспечения прагматического воздействия на аудиторию [11], то когнитивно-дискурсивная парадигма позволила объяснить каким образом происходит онтологизация смыслов, составляющих ментальные пространства концептов-репрезентантов информации политического характера. Отметим, что основная функция онтологизации – герменевтическая, направленная на понимание согласно схеме: научная теория → теоретическая модель → онтологизированный образ [5]. Для того, чтобы научная идея реализовалась в материальном мире, нашла свое применение, необходим промежуточный этап, на котором происходит создание онтологизированного образа, который «овнешняясь», функционирует в некой ситуации. Например, религиозные идеи находят свое воплощение в библейских иносказательных текстах, политические модели действительности реализуются в дискурсах, создаваемых посредством специально подобранных языковых средств (стилистических приемов), цель которых – произвести определенный психологический эффект, способствующий успешному манипулированию сознанием реципиента. Если онтологизация есть процесс видоизменения знания с целью придания ему формы образа, то метафора может рассматриваться в этом контексте как инструмент создания образа. Актуализируя архетипические смыслы на уровне подсознания индивида, метафора объективирует интенцию говорящего, направленную на оказание определенного рода воздействия на сознание реципиента. Происходит это благодаря тому, что метафоре (как и мышлению) присуща способность как к образной, так и к пропозициональной (вербальной) репрезентации. Как пишет С.В. Киселева: «Если попытаться в двух словах выразить познавательно-эвристическую функцию метафоры, то можно сказать, что она состоит в том, что метафора предопределяет способ, стиль мышления о познаваемом субъекте» [2]. Соответственно, благодаря этому языковому явлению становится возможным в конечном итоге манипулирование массовым сознанием. Исследование архетипической бинарной оппозиции (АБО) LIGHT/DARK, представленной посредством образных языковых средств в современном американском политическом медиадискурсе, позволило сконструировать идеальную когнитивную модель АБО, в основу описания которой положен подход, предполагающий выявление когнитивных классификационных признаков в процессе понимания и интерпретации концепта. Согласно этому подходу, «близкие когнитивные признаки интерпретируются как репрезентации отдельного когнитивного классификационного признака концепта, а их частотность, установленная в ходе эксперимента или анализа текстов, суммируется для определения яркости, актуальности в структуре концепта тех или иных классификаторов» [4, с. 209–210]. Термин «классификационный когнитивный признак» используется нами в ходе данного исследования в значении «признак, позволяющий выделить отдельное пространство смыслов, объединенных общей характеристикой», т. е. свойство, способствующее построению классификации, выделению отдельных значимых когнитивных характеристик архетипического концепта. «Близкие когнитивные признаки» обозначаются нами общепринятым в когнитивной лингвистике термином «фрейм», так как они, на наш взгляд, представляют собой частные формы проявления более общих классификационных когнитивных признаков. Степень рекуррентности (частотность) тех и других (общих и частных признаков) способствует определению их места в радиальной структуре концепта – отнесенности к базовому ядру, дальней или ближней периферии концептуальной структуры соответственно. Моделирование когнитивной структуры АБО LIGHT/DARK, включает три стадии: 1. описание макроструктуры архетипических концептов (АК), в процессе которого происходит отнесение выявленных классификационных когнитивных признаков к архетипическим смыслам, образующих их ментальные пространства; 2. описание категориальной структуры АК, т.е. выявление иерархической структуры классификационных признаков, а именно, фреймов, (или частных когнитивных признаков), конкретизирующих когнитивную структуру концептов; 3. описание полевой организации АК - классификация признаков на основе выделения ядра, ближней и дальней периферии АК, и представление ментальных пространств АБО в виде полевой структуры. Каждый из выше названных этапов предполагает использование конкретных приемов обработки фактической информации, извлекаемой из пространства языка на ментальном уровне: соотнесение когнитивных признаков с архетипическими смыслами; выделение частных когнитивных признаков (фреймов) внутри более общих классификационных признаков (ККП); структурирование ментальных пространств архетипических концептов посредством отнесения признаков к ядерным или периферийным внутри полевой структуры концепта; соотнесение выявленных когнитивных признаков АБО с приемами манипулирования массовым сознанием. Построение системной модели архетипической бинарной оппозиции потребовало выявления и анализа вербальных средств ее репрезентации. Интерес к изучению процесса онтологизации знаний вполне логично привел к необходимости когнитивно-дискурсивного анализа образных (метафорических, метонимических и метафтонимических) способов его представления, который показал, что архетипической бинарной оппозиции присуща концептуальная асимметрия, предопределяющая характер взаимосвязей между компонентами АБО на когнитивном, вербальном и дискурсивном уровнях. Данная асимметрия проявляется в том, что если на уровне базовой концептуализации отношения между компонентами дихотомии LIGHT/DARK могут быть описаны как отношения бинарной оппозиции, то на уровне вторичной (метафорической) концептуализации они представляют собой отношения контрастной дистрибуции, т. е. порядок смысловой сочетаемости одного элемента дихотомии не является противоположным порядку сочетаемости другого, а носит независимый (вариативный, контрастный) характер. Наблюдение за американским политическим 2009–2018 гг. показало, что базовые архетипические концепты, являющиеся предметом нашего исследования, симметрично структурированы и имеют не только одинаковое количество, но и подобное качество выявленных классификационных когнитивных признаков. При этом частные когнитивные признаки (фреймы) в структуре АБО представлены в разном количественном и качественном соотношении (см. рис.1).
рис.1
Обращение к языковым средствам репрезентации интересующих нас концептов позволило выделить четыре классификационных когнитивных признака (ККП) в структуре обоих компонентов АБО, а именно: · эвалюативный (оценочный); · экспликативный/импликативный; · прецедентно-референтный; · интегративный. Кроме того, удалось определить границы так называемой семантико-когерентной сферы каждого АК, представленной близкими по значению вербальными формами, несущими тот же смысловой потенциал, что и базовый концепт. Эвалюативный (оценочный) ККП демонстрирует аксиологические возможности архетипов относительно событий, явлений, фактов политической реальности. Концепт LIGHT, как показывают примеры его использования авторами политического дискурса, способствует объективному, субъективному и прескриптивному (предписывающему те или иные действия) способам подачи и восприятия информации, которые обозначены в терминах фреймов ментального пространства указанного компонента дихотомии. Реализуя эвалюативный ККП, концепт LIGHT не предполагает исключительно позитивное восприятие / подачу информации, ему свойственна вариативность, разнообразие, множественная интерпретативность описания политической жизни американского общества, предполагающая широкий спектр аксиоматики (от крайне отрицательной до очевидно положительной). Что касается другого элемента архетипической бинарной оппозиции, концепта DARK, то в этом случае эвалюативный ККП нашел свое выражение в следующих форматах: • компликативный фрейм (указывающий на сложные периоды истории общества); • легитимно-референтный когнитивный признак концепта (подразумевающий действия, сопряженные с нарушением закона); • эмотивно-перцептивная оценка политических реалий (как правило, негативная). Анализ языковых средств, способствующих проявлению экспликативного/импликативного классификационных когнитивных признаков в структуре архетипической бинарной оппозиции LIGHT/DARK в рамках политического дискурса, позволил дополнительно выделить три частных когнитивных признака в структуре концепта LIGHT, реализующихся в виде экспланаторного, информационного и аттрактивного фреймов, обозначить четкие границы между которыми иногда довольно затруднительно. Экспликативный ККП (от лат. explicatio — объяснение, развертывание) подразумевает раскрытие (разъяснение, уточнение) информации путем сопоставления известных представлений о предмете с неизвестными его свойствами и характеристиками для формирования нового видения реальности, понимания взаимосвязей внутри событийного ряда и обеспечения концептуализации определенной области знаний в сознании аудитории. Что касается концепта DARK, то он, в соответствии со своей семантической природой, способствует не раскрытию, а сокрытию (импликативному способу представления) информации, либо затрудняя доступ к истинному положению вещей (кодифицирующий фрейм), либо создавая ситуацию неопределенности, неясности, вызывающей чувство смутного беспокойства и тревоги у аудитории (амбивалентный когнитивный признак). Выделение прецедентно-референтного ККП архетипической когнитивной модели стало возможным благодаря выявлению словосочетаний, смысл которых соотносится с фоновыми знаниями носителя языка, полученными им при прочтении предшествующих (лат. рrаесеdеns, рrаесеdеntis), ранее прочитанных текстов. Добавление аттрибутива «референтный» указывает на отнесенность данного признака к подобного рода хорошо известной информации, находящейся в семантическом центре кругозора целевой аудитории автора политического дискурса. «Облигаторные» (обязательные) знания касаются разных сфер общественной жизни. Исследования показали, что концепт LIGHT активно актуализируется в контекстах религиозной тематики, апеллируя к духовным ценностям через посредство словосочетаний метафорического характера, в которых Свет воспринимается как символ Бога, Божественного, святого, Иисуса, веры и т. д. Такого рода вербальная репрезентация концепта LIGHT позволила выделить в рамках прецедентно-референтного ККП теологический когнитивный признак (фрейм). Другой когнитивный признак, имеющий прецедентную природу, получил название этический, так как смысл концепта LIGHT в этом случае несет морально-этическую окраску. И третьим, прецедентным по форме и отражающим суть Американской мечты по содержанию, является так называемый культурологический когнитивный признак, получивший данное наименование в связи с тем, что в ряде контекстов концепт LIGHT отражает устоявшиеся ценности американцев, связанные, как правило, с таким понятием, как Американская мечта. Самым частотным проявлением в прецедентной парадигме явилось его использование в составе словосочетания «Dark Ages», метафорически описывающем периоды современной жизни США, связанные с экономическими кризисами, упадком, отсутствием прогресса социального устройства. Такое понимание смысловой составляющей концепта DARK позволило выделить в его структуре регрессивный когнитивный признак, недвусмысленно указывающий на периоды, когда социальные отношения двигались вниз по спирали общественного развития. Высокая степень рекуррентности словосочетания «Dark Ages» свидетельствует, на наш взгляд, о базовом характере, присущем выделенному признаку в структуре ментального пространства концепта DARK. Интегративный классификационный когнитивный признак бинарной оппозиции LIGHT/DARK отличается от всех остальных выделенных характеристик тем, что он наглядно свидетельствует о семантическом единстве названных архетипических концептов, рассматриваемых на уровне метафорической актуализации, несмотря на наличие очевидного противопоставления смыслов, наблюдаемого на базовом уровне актуализации дихотомии в рамках дискурса. Когнитивно-дискурсивный анализ конкретных примеров показал, что аутентичная интерпретация контекстов подобного типа невозможна без одновременного распознавания смыслов, заключенных как в концепте LIGHT, так и в его «оппоненте», концепте DARK. Глубинное понимание смыслов, заключенных во фрагментах дискурса, становится возможным только в случае параллельного сопоставления аспектов значений, которые несут и тот и другой элементы бинарной оппозиции. Наблюдение за политическим медиадискурсом показало, что ментальные пространства архетипических концептов LIGHT/DARK эксплицируются в текстах не только посредством языковых форм, имеющих в своем составе лексические единицы «light» и «dark», но и через вербальные формы, близкие по значению, семантически связанные с базовыми смыслами изучаемых концептов. Термин «семантико-когерентная сфера» предлагается нами для обозначения концептуального пространства, единицы которого семантически связаны (когерентны) со смыслами, формирующими ментальное поле рассматриваемой дихотомии на уровне базовой концептуализации. Сопоставляя способы проявления семантико-когерентных выражений в ходе актуализации бинарной оппозиции LIGHT/DARK, стоит отметить, что асимметрия, отмеченная нами в начале статьи в связи с наличием разных когнитивных признаков у концептов, подтвердилась еще и тем фактом, что позитивная/негативная коннотация смыслов, заложенных в концептах, составляющих дихотомию, утратила свою дифференциацию на вторичном уровне концептуализации. Если семантические аналоги концепта DARK «не перешли границы» концепта LIGHT, то обратная зависимость не нашла своего подтверждения. Выражения, синонимичные концепту LIGHT, гораздо чаще проявляются в негативных контекстах, чем в позитивных, тем самым указывая на наличие отношений контрастной дистрибуции между архетипическими концептами, предполагающей «наложение», пересечение противоположных смыслов, ясно выделяемых на базовом уровне концептуализации и утрачивающих четкость границ в пределах рассмотрения семантико-когерентной сферы означенной дихотомии. Сконструированная идеальная когнитивная модель архетипической бинарной оппозиции LIGHT/DARK не является завершенной и стабильной, а остается доступной к дальнейшей детализации, коррелируя тем самым с идеей динамической открытости миру. Основанием для такой характеристики модели является способность лингвистической ее составляющей (метафорическим средствам концептуализации архетипических смыслов) переносить один чувственный или ментальный опыт на другой, что в итоге приводит к полимодальному синтезу идей в поле одновременности. Открытость разработанной когнитивной модели АБО, возможность ее трансформации и совершенствования, указывает на определенные перспективы дальнейшей научной разработки объекта исследования. Представляется, что обозначенный подход может оказаться полезным для: - понимания системности поведения архетипических концептов в политическом дискурсе; - демонстрации стабильности и меньшей подверженности внешним воздействиям политической реальности, структурированной посредством определенных архетипических категорий; - предвидения серьезных и потенциально опасных проблем в жизни общества на основе анализа конкретных архетипов в политическом дискурсе; - анализа языковой личности политиков, демонстрирующих определенный тип поведения посредством обращения к распространенным архетипическим структурам; - обнаружения ассоциативных связей между разными архетипическими полярными структурами, проявляющимися в рамках политического дискурса; - выявления принципов формирования системы архетипов и способов их эволюционного изменения с течением времени.
References
1. Budaev E.V. Sopostavitel'naya politicheskaya metaforologiya: avtoref. diss… dok. filol…nauk: 10.02.20; Budaev Eduard Vladimirovich. – Ekaterinburg, 2010. – 49 s.
2. Kiseleva S.V. Sovremennye predstavleniya o kognitivnykh aspektakh metaforizatsii i evristicheskogo potentsiala // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. Nauchnyi zhurnal. №1 (Tom 7): Filologiya. SPb, 2014. S. 199-213. 3. Osborn M. D. Metafora v publichnom vystuplenii: Per. s angl. T.N. Zubakinoi / M. Osborn, D. Eninger // Politicheskaya lingvistika. –-№1 (35). – Ekaterinburg, 2011.-s.244-253. 4. Popova Z.D. Kognitivnaya lingvistika / Z.D. Popova, I. A. Sternin.-M.: ACT: Vostok-Zapad, 2010. — 314 s. 5. Rakhmatullin R. Yu. Ontologizirovannye obrazy v nauchnom poznanii: genezis i funktsii: diss. … dokt. filos. n.: 09.00.01 / Rakhmatullin Rafael' Yusupovich.-Ufa, 2000.-276 s. 6. Skrebtsova T. G. Sovremennye issledovaniya politicheskoi metafory: tri istochnika i tri sostavnye chasti / T.G. Skrebtsova // Vestnik Sankt-Peterburgskogo un-ta. Filologiya, vostokovedenie, zhurnalistika.-Ser. 9.-2005.-Vyp. 1.-C. 35–46. 7. Chudinov A.P. Rossiya v metaforicheskom zerkale: kognitivnoe issledovanie politicheskoi metafory (1991-2000) / A.P. Chudinov.-Ekaterinburg, 2001. – 238 s. 8. Chudinov A.P. Ocherki po sovremennoi politicheskoi metaforologii: monografiya / A.P. Chudinov. – Ekaterinburg: Ural. gos. ped. un-t, 2013. – 176 s. 9. Sheigal E.I. Semiotika politicheskogo diskursa / E.I. Sheigal. – M.: ITDGK «Gnozis», 2004. – 326 s. 10. Osborn M. The Metaphor in Public Address / M. Osborn, D. Ehninger // Speech Monographs. 1962. Vol. 29. P. 223— 234. 11. Osborn M. Archetypal Metaphor in Rhetoric: The Light-Dark Family / M. Osborn // Quarterly Journal of Speech 53. – 1967.-no. 2 (April 1967). – P. 115-126. 12. Perry S. Rhetorical Functions of the Infestation Metaphor in Hitler’s Rhetoric / S. Perry // Central States Speech Journal.-1983.-Vol. 34.-P. 229–235. 13. Zinken J. Ideological Imagination: Intertextual and Correlational Metaphors in Political Discourse / Zinken J. // Discourse and Society.-2003.-№ 4.-Vol. 14. 14. Zinken J. Imagination im Diskurs. Zur Modellierung metaphorischer Kommunikation und Kognition: Dissertation zur Erlangung der Würde eines Doktors im Fach Linguistik / Zinken J. // Bielefeld: Universität Bielefeld, 2002. |