Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Genesis: Historical research
Reference:

Factors impacting the emergence and existence of the traditional fold crafts and arts in a polycultural region (on the example of the Republic of Mordovia)

Kandrina Elena Vladimirovna

Postgraduate student, the department of Ethnology and Ethnography, Scientific Research Institute under the Government of the Republic of Mordovia; Educator, the department of Civil Law Disciplines, Saransk Institute of Cooperation

430012, Russia, Mordoviya oblast', g. Saransk, ul. Borina, 24 a

Kandrina_555@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-868X.2019.8.30483

Received:

08-08-2019


Published:

25-08-2019


Abstract: This article determines and classifies the factors that directly affect the structure and peculiarities of existence of the folk crafts and arts in a particular polycultural region. Complex analysis is conducted on the role of each factor in the process of emergence, existence, development and extinction of the individual types of crafts retained in Mordovia at the present stage. The author determines the key factors affecting the possible revival, preservation and development of the traditional crafts that for a long time have existed in Mordovia in the conditions of market economy. The scientific novelty consists in identification and generalization of the essential characteristics of the factors impacting the nature, structure and level of development of the folk crafts and arts in the context of a particular polycultural region. As a result, the author reveals the pattern of changes in the degree of impact of certain factor upon the separate types of crafts activity depending on the shift in the historical formation and political course conducted by the government. The author highlights the group of factors holding a leading position in the process of preservation and development of the folk crafts and arts in the Republic of Mordovia at the current stage.


Keywords:

polyethnic region, folk craft and arts, factors, natural and geographical factors, social and economic, historical, social and cultural factors, woodworking, felting, pottery


Активные процессы модернизации происходят в настоящее время в разных сферах жизнедеятельности общества, в том числе они касаются традиционных народных промыслов и ремесел, которые являются не только частью традиционной культуры различных этносов, но перспективным направлением для социокультурного, социально-экономического развития российских регионов, их инвестиционной и туристической привлекательности.

В современных условиях бытование и развитие традиционной народной культуры внутри каждого отдельно взятого региона представляет собой сложный и противоречивый процесс. Народные промыслы сегодня – это, прежде всего, самобытные мастера, владеющие уникальными традиционными технологиями и техниками, художественно-стилистическими системами, мотивами и сюжетами народного творчества. Безусловно, сохранение уникальности, самобытности того или иного вида промысловой деятельности во многом зависит от использования традиционных устойчивых компонентов, таких как: материал, оборудование и инструменты, технология производства, орнаментация, передача навыков от носителей культуры.

Зачастую, история развития народных промыслов иллюстрирует примеры перестройки и изменений указанных основополагающих компонентов, что приводило к утере исторически сложившейся традиционной составляющей промысла, сформировавшейся на основе местных локальных проявлений крестьянского творчества, национальных художественных ценностях. Такие изменения во многом зависят не столько от творческой воли отдельно взятого мастера, сколько от объективных факторов, отражающих общий прогресс.

В связи с вышесказанным целью данной статьи является анализ факторов, оказывающих влияние на степень сохранности, бытование и развитие народных промыслов и ремесел в рамках отдельно взятого полиэтнического региона. Обозначенная цель исследования предполагает решение ряда следующих задач: 1) определить и классифицировать группы факторов, оказывающих влияние на состояние промысловой деятельности на отдельно взятой территории; 2) проанализировать влияние различных факторов на процесс возникновения, бытования, развития, исчезновения различных видов промыслов; 3) выявить основополагающие факторы сохранения традиционных промыслов и ремёсел на современном этапе.

Объектом данного исследования являются традиционные народные промыслы и ремесла, издавна бытовавшие на территории мордовского края, сохранившиеся на сегодняшний день (деревообработка, изготовление плетеных изделий, обработка шерсти, вышивка, изготовление одежды, гончарное производство). Предмет исследования составляют факторы, влияющие на жизненный цикл промысловой деятельности.

Методологической основой изучения факторов, оказывающих влияние на возникновения и бытования традиционных народных промыслов в рамках, исследуемого поликультурного региона стали такие методы как: историко-этнографический, системный, сравнительно-функциональный, метод анализа, экспедиционное полевое этнографическое исследование автора, основанное на проведении опроса, наблюдения, интервью.

Традиционные промыслы и ремесла и условия их бытования на разричных исторических этапах являлись объектом исследования для экономистов, этнографов, путешественников, историков, искуствоведов. Так, например, влияние природно-географического, эколого-хозяйственного и социокультурного факторов на искусство промысла, процесс формирования промысловой деятельности как определенной системы материально-технических и образно-выразительных средств исследовали в своих работах В. Е. Гусев [9], М. С. Каган [10], А. С. Канцедикаc [11].

Зависимость структуры промыслов от географических особенностей, социально-экономического развития территории, ее этнического состава в своих монографических трудах отмечали А. А. Рыбников [21] и К. Я. Воробьев [6].

Глубокое осмысление сути и структуры, особенностей организации промыслов их роли в экономики крестьянских хозяйств прослеживается в работах А. К. Корсака [12], Э. Р. Вредена [5], Е. Н. Андреева [1], В. П. Воронцова [7].

Роль вышеописанных факторов в тезисах своей статьи описывает Ю.С. Мелентьев, который указывает, что на формирование стиля, традиций и уникальности народных промыслов оказывают особое влияние исторически сложившиеся природно-географические, социально-экономические, культурные условия, условия быта, характер торговых отношений [16, C.21].

В социокультурном и этническом контексте формирование народной культуры, в том числе промыслов и ремесел как ее части, рассматривают в своих исследованиях И. Я. Богуславская [3], М. А. Некрасова [18], Т. М. Разина [20].

А.С. Лузгин, изучая народные промыслы мордовского края, выделяет факторы этнического и вне этического характера. Этнические факторы, по мнению ученого, отражают степень развитости межэтнических контактов в рамках многонационального региона, взаимопроникновения культур, которое оказывает непосредственное влияние на особенности формирования традиций народных промыслов, их художественного образа. К вне этническим факторам автор относит природно-географические, социально-экономические характеристики территории, а также материально-пространственные факторы, влияющие на характер промысловых занятий [14].

Мнения о том, что вышеописанные факторы оказывают непосредственное влияние на изменение элементов материальной и духовной культуры этноса, его традиционной культуры, а значит структуры и характера промысловых занятий как ее части, придерживаются в своих исследованиях Е.Ю. Павлова [19], Е.Ю. Анисимова [2]и другие.

Уникальность процесса сохранения и трансформации традиций народных промыслов и ремесел в условиях изменения историко-этнической территории, культурного ландшафта, природно-географических условий бытования этноса, исследованы в цикле работ «Мордва России», созданных под руководством Л.И. Никоновой [17].

Из вышесказанного следует, что в рамках поликультурного региона на формирование промысловой деятельности оказывает влияние целый комплекс факторов, к которым следует отнести: природно-географические, социально-экономические, историко-этнические, социокультурные (Таблица 1).

Таблица 1 – «Факторы, влияющие на формирование структуры, условия бытования, развития, угасания промысловой деятельности на территории поликультурного региона».

Фактор

Показатели, раскрывающие фактор

Природно-географический

- наличие собственной локальной ресурсной базы;

- транспортная доступность территорий бытования промысла;

- наличие/отсутствие плодородной почвы, способствующие формированию кустарного или отхожего промысла.

- выработка сезонной или постоянной основы промысловой деятельности.

Историко-этнический

- влияние смены исторических формаций, государственного и политического строя на культуру, систему ценностей и потребления населения поликультурного региона.

- степень сохранения базовой связи народных промыслов и ремесел с этнической традицией и крестьянским искусством;

- воздействие интенсивности межэтнического и межкультурного взаимодействия этносов проживающих на территории мордовского края на промысловую деятельность.

Социально-экономический

- возможность доставки сырья из других ближайших территорий, точек сбыта на внутреннем и внешнем рынках;

- наличие спроса и точек сбыта изделий традиционных народных промыслов и ремесел, уровень доходов населения.

- утилитарный характер производимых изделий народных промыслов;

- адресная ориентация промысла на внутреннего и внешнего потребителя;

- наличие возможности совмещения основной трудовой деятельности с промысловой или ремесленной.

- степень развитости инфраструктуры поддержки субъектов ремесленной деятельности, в которых возможно совместное использование помещений, оборудования, механизмов, позволяющее снизить издержки.

Социокультурный

- степень сохранения этнокультурных традиций народностей в регионе;

- наличие сложившейся системы обучения и передачи навыков молодому поколению;

- степень сохранности традиционных техник, использования традиционного сырья в различных видах промысловой деятельности;

- наличие образовательных учреждений и центров народной культуры на местах исконного бытования промыслов;

- эффективность использования информационных ресурсов, активность выставочной и туристической деятельности и другие [4, C.57].[1]

Основополагающим для возникновения и эффективности развития промысловой деятельности издавна является природно-географический фактор, поскольку промыслы возникали и развивались, как правило, вблизи природных источников сырья, определялись сырьевыми ресурсами. Так, художественная обработка дерева зарождалась в лесных районах (например, на территории современных Ардатовского, Большеберезниковского, Дубенского, Краснослободского и других районов), гончарное производство – в районах залежей белых и красных глин (Темниковском, Ковылкинском, Рузаевском, Кочкуровском, Ичалковском районах). Почти повсеместно были развиты такие виды народного творчества, как вышивка и узорное ткачество, поскольку вплоть до середины XX века районы Мордовии сохраняли бытование традиционного народного костюма и его элементов в обрядовой сфере. Причем в народной одежде мордвы ярко прослеживалось влияние географического фактора, так как, в условиях умеренной климатической зоны для изготовления одежды и обуви применялись льняные, посконные, суконные ткани, овчинная и яловая кожи, материалы соответствующие природе Среднего Поволжья. Выгодное территориальное расположение мордовских земель, находившихся на перекрестке важнейших путей, ведущих из центра в Поволжье, на Урал, в Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию, с Урала и из Поволжья – на Северный Кавказ, оказывало непосредственное влияние на развитие рыночных отношений, хозяйственно-промысловой деятельности, в том числе отходничества, поддерживало экономику семьи [15, C.30].

Интенсивному развитию промысловой деятельности на территории мордовского края в конце XIX – начале XX века, способствовало также малоземелье крестьян, усилившееся после отмены крепостного права, низкая продуктивность сельского хозяйства, частые засухи [14, C.93], высокие налоговые платежи на надел крестьянской земли [2, C.17], что говорит о непосредственном влиянии социально-экономического фактора. Кроме того особая роль в данном периоде принадлежит социокультурному фактору, который выражается в подготовке мастеров посредством института наставничества на основе семейных традиций, сохраняющих исконные формы ремесла, способы и технику обработки местного сырья, эстетику, характерную для крестьянского быта.

Смена исторической формации приводит к кардинальным изменениям в политической, социально-экономической и социокультурной жизни страны. После 1917 года, когда традиционные рынки сбыта, обеспечивающие реализацию этих производств, прекратили свое существование, экономическую роль теряют многие виды промыслов (например, гончарное производство). Установление советской власти способствовало ограничению деятельности частнопредпринимательского сектора и объединению кустарей в кооперативы. К 30 годам XX века практически все мастера были кооперированы в артели. Например, в данный период на территории, мордовского края функционируют: Ельниковская рогожно-кулевая, Журавкинская дерево обделывающая, Уметская колесно-ободная, Каргашинская лесопромысловая, Виндреевская деревообделывающая артели, Ковылкинское деревообделывающее товарищество, трикотажная, пошивочная, кожевенно-сапожная артель Саранского округа [23, Л.45], Рузаевская вышивальная артель «Коллективный труд» [13, C.105], на основе которых создаётся промысловая кооперация.

В послевоенные годы продолжается тенденция укрупнения и развития промысловой кооперации, что приводит к созданию предприятий в системе промысловой и потребительской кооперации. С целью обеспечения населения предметами массового потребления на основе традиционных народных промыслов и ремесел, бытовавших в форме артелей, создаются райпромкомбинаты: Ичалковский (обеспечивающий выпуск мебели, валенок, ульев, выработку овчин), Краснослободский (производивший точеную посуду из дерева), Мельцанский (выпускал предметы хозяйственного инвентаря, сани, телеги, бондарные изделия, рогожи), Большеберезниковский (осуществляющий валку валенок), Инсарский РПК и Рузаевский кирпичный завод выпускали художественную гончарную посуду, причем производство на многих из этих предприятий было механизировано [22, C.136].

Отметим, что влияние исторического и социально-экономического факторов в данный период приводит к тому, что ручной промысел не выдерживает конкуренции с изделиями механизированных производств, вследствие этого приходит вымирание уникальных самобытных видов промысловой деятельности, утрачиваются традиции и навыки, передававшиеся из поколения в поколения.

Социокультурный фактор также играет немаловажной роль, в реалиях нового исторического периода, так в 30-40 годы XX века активизируется государственная плановая работа по развитию национальной культуры, основанной на популяризации этнического компонента. Например, ансамбль песни и танца «Умарина» стал неким маркером, который ярко демонстрировал видовую, материальную культуру, благодаря этому впоследствии сценический образ творческих коллективов формируется с использованием аутентичного национального костюма.

С установлением советского государственного строя и внедрением плановой экономики возрастает роль социально-экономического фактора, поскольку механизация производства ускоряет и упрощает процесс изготовления изделий, при этом основной фигурой здесь становится профессионал, имеющий соответствующее образование, а не самобытный мастер. Именно в это время промыслы во многом теряют свое утилитарное и практическое значение и становятся частью советского декоративного искусства.

В 1954 году в Мордовской АССР был ликвидирован Мордовский республиканский союз многопромысловой кооперации [24,Л.4], что в последствие привело к ликвидации артельного кустарного производства, а дальнейшее развитие традиционных производств осуществлялось без поддержки государства.

Принятие Постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР в 1966-1968гг. способствовало организации новых форм народных промыслов – сувенирных предприятий, цехов при основных производствах по всей стране. Благодаря этому в Мордовии на базе действующих производств открывались сувенирные цеха, изделия которых разрабатывались на основе национального компонента. Так, на основе Мельцанского райпромкомбина и Ардатовской ватной фабрики были созданы цехи точеных игрушек, в Ельниковском и Краснослободском деревообрабатывающих комбинатах, открыты сувенирные цехи, на базе Рузаевского комбината стройматериалов цех художественной керамики, создана фабрика «Мордовские узоры», выполнявшая заказы по воссозданию традиционных комплексов национального костюма с машинной вышивкой этнического орнамента для творческих коллективов). В целях дальнейшего развития художественных промыслов республики в 1978 г. создано производственное объединение «Бисеринка», в котором работали мастера-надомники из г. Саранска, Большеберезниковского, Зубово-Полянского, Ковылкинского, Темниковского, Старо-Шайговского и других районов Мордовии, создававшие бисерные украшения и изделия художественного вязания с использованием символики традиционного мордовского орнамента.

Следует отметить, что народные промыслы и ремесла в данный период активно развиваются благодаря общественной, правовой, экономической поддержке, сформированной на государственном уровне. Поскольку многие производства традиционно основывались на наличии ресурсной базы, то и новое направление «народные художественные промыслы», становилось дополнением к основной продукции предприятий. Изделия пользовались спросом у населения на больших праздничных ярмарках, выставках, сувениров-подарков [8, C. 251]. Доминирующую роль начинает играть социокультурный фактор как выразитель, проводимой национальной политики государства, активно развивается межэтническое взаимодействие поликультурного региона.

В период перестройки многие предприятия, производящие изделия народных художественных промыслов, прекращают свое существование, поскольку полностью разрушается плановая экономика, а переход на рыночные отношения еще не осуществлен. Сложная политическая и экономическая ситуация в стране, а именно отсутствие дотаций и финансирования государственных учреждений и отраслей экономики, стабильной заработной платы высокий уровень безработицы, активизировало деятельность художников, профессиональных мастеров и народных умельцев к поиску форм применения своего творческого потенциала и дополнительного заработка по направлению народных художественных промыслов. Кроме предметов быта, имеющих утилитарное назначение (столовые приборы, кухонная утварь, мебель, гончарные изделия, бондарные и плетеные изделия, создание костюмного комплекса), в большом количестве появился пласт разнообразной сувенирной продукции. Многие виды промысловой деятельности, воссозданные в данный период, по сути уже не является хранителями приоритетных местных или региональных ремесленных традиций, их основным ориентиром становится удешевление себестоимости производимого изделия, это приводит к замене традиционного материала и технологии его обработки и техники исполнения, что свидетельствует о первостепенном влиянии социально-экономического фактора.

На современном этапе народные промыслы и ремесла характеризуются сложностью противоречивостью, стихийным характером, особенно в современной социально-экономической ситуации, где законы рыночной экономики создают новые тенденции и проблемы их бытования. В настоящее время в Мордовии продолжают существовать навыки некоторых прежних кустарных промыслов (горшечного, кузнечного, валяльного, бондарного, плотницкого и т.д.). Появляется интерес к возрождению и развитию некоторых традиционных художественных промыслов (ручное ткачество, плетение кружев, производство художественных керамических изделий, художественная обработка металла). Возобновилась индивидуальная работа мастеров на заказ и на рынок.

К примеру, крупным центром валяльного промысла, в недавнем прошлом имеющего отхожий характер, является с. Урусово Ардатовского района. Изготовление изделий из дерева, точеных форм, оформление жилых и хозяйственных построек осуществляют мастера с. Сивинь Старошайговского района, с. Ичалки Ичалковского района (причем несколько лет назад промысел имел отхожий характер, артель мордовских мастеров вахтовым методом работала в г. Сургут [25]). Бондарный промысел развивается благодаря мастерам А. А. Уварову (с. Редкодубье Ардатовского района) и О. В. Бурову (с. Большие Березники Большеберезниковского района). Плетеные изделия из ивового прута до сих пор являются ходовым товаром и пользуются спросом у потребителей, благодаря чему промысел достаточно развит.

Особая роль в сохранении народных промыслов ремёсел на территории поликультурного региона принадлежит творческим коллективам, занимающихся сохранением и развитием того или иного вида промысла, на историческом месте его бытования. К таким центрам на территории региона можно отнести: с. Рыбкино, с. Мордовское Коломасово, с. Старое Дракино Ковылкинского района, где возрождается традиция создания национального мокшанского костюма и вышивки; с. Старая Теризморга Старошайговского района, где на базе Центра национальной культуры мастерицы осуществляют реконструкцию национальных костюмных комплексов мордвы, возрождают ткачество и технологию вышивки по этнографическим образцам; с. Подлесная Тавла Кочкуровского района, где сохранилась и развивается резьба по дереву, благодаря объединению резчиков в Союз тавлинских мастеров резьбы по дереву «Эрмезь»; с. Теньгушево Теньгушеского района, более 25 семей которого [26], занимаются изготовлением матрёшек и иных деревянных столярных и резных форм под роспись, работая на заказ; Творческое объединение «Вальма», создающая уникальную керамику с этническим компонентом и традиционные бондарные изделия.

Единственным предприятием народных промыслов, сохранившихся после реформ 90-х годов XX века на территории республики, и вошедшим в состав 250 предприятий, зарегистрированных в ассоциации народных промыслов России, является фабрика «Мордовские узоры». Объемы производства предприятия формируются благодаря заказам коллективов художественной самодеятельности республики. Предприятие воссоздает этнографические образцы и стилизованные формы национального костюмного комплекса, на основе традиционной вышивки разрабатывает современные модели одежды с орнаментацией, выполненной как ручным, так и машинным способом.

В реалиях современного исторического периода бытование и развитие традиционных народных промыслов и ремесел на сегодняшний день в большей степени зависит от влияния с одной стороны социально-экономического фактора, связанного с потребностью особенно населения сельской местности в получении дополнительного заработка. С другой, социокультурного фактора, отражающего стремление этносов, к сохранению традиций и самоидентичности, посредством возрождения аутентичных промысловых занятий, хранящих историю и условия бытования мордовского народа. Развитие высокотехнологичного производства, транспортной системы, информационных ресурсов снижает степень влияния природно-географического фактора на промысловую деятельность, поскольку снижается зависимость мастеров от местного сырья (качество и доступность которого иногда становится препятствием развития отдельных видов народных промыслов и ремесел), что во многом разрушает традиционную структуру промыслов.

Подводя итог, следует отметить, что влияние факторов на структуру и характер промысловой деятельности имеет комплексный характер, в свою очередь повышение роли того или иного фактора в основном связано с реалиями исторического периода и политического курса, проводимого государством.

В конце XIX – начале XX века доминирующая роль принадлежит природно-графическому фактору, поскольку промыслы были включены в структуру крестьянских земледельческих хозяйственно-культурных циклов, а характер ресурсной базы, климатические условия территории, особенность расположения относительно торговых путей во многом определяли структуру и степень развития отдельных видов промысловой деятельности. Влияние социально-экономического фактора связано с положением крестьян в пореформенное время, промыслы становятся значительным подспорьем для поддержания экономики семьи в условиях малоземелья, высоких налоговых платежей. Социокультурный фактор проявляется в необходимости передачи мастерства, и его совершенствования благодарю межэтническому взаимодействию.

Политический курс социалистического государства и плановая экономика, формирует условия для трансформации, домашних, кустарных, отхожих, артельных форм промысловой деятельности в предприятия, который продолжают функционировать на основе местной сырьевой базой. Что свидетельствует о значимости природно-географического фактора в данный период. Однако увеличение объемов производства приводит к тому, что традиционных промысловые и ремесленные изделия приобретают характер унифицированных товаров народного потребления, необходимых для жизнеобеспечения населения. Так, доминирующие влияние социально-экономического фактора в этот период приводит к необходимости сохранения национальных этнических традиций, теряющих свою уникальность в производственном цикле, осуществляемом не носителями культуры, а профессиональными мастерами. Все это приводит к возрастанию роли социокультурного фактора, который выражается в выделении их хозяйственно-экономической деятельности предприятий такого направления как «народные художественные промыслы», художественный образ которых позволял отразить этническую уникальность производимых изделий. Такие изделия, становятся своеобразным узнаваемым брендом поликультурного региона: «мордовская матрешка», «мордовский орнамент», «мордовские валенки».

Современная экономическая и национальная политика государства, Стратегия развития народных художественных промыслов, направлены на сохранение этнического культурного разнообразия и экономического развития территорий страны. Поэтому особое значение на современном этапе приобретают социально-экономический фактор, отражающийся в необходимости развития села, создания новых рабочих мест, повышении инвестиционной и туристической привлекательности региона. А также социокультурный фактор, оказывающий непосредственное влияние на необходимость сохранения культурного наследия мордвы, в том числе посредством сохранения и возрождения традиционных промыслов и ремёсел, воспитания молодого поколения в традициях национальной культуры. Кроме того, возможность сохранения самобытности, аутентичности и уникальности традиционных промыслов и ремесел, бытовавших на территории мордовского края возможно лишь с учетом природно-географического фактора. Поскольку промысел можно возродить только в том месте, где он существовал, имея под собой собственную ресурсную базу, определявшую внутреннюю структуру промысла, особенности и технологии обработки материала.

References
1. E.N.Andreev/ Home Craft in Russia / E.N.Andreev.-SPb.: Printing-office of A.S. Suvorina, 1882. – p. 31
2. Anisimova E.Y. Home Craft of Simbirsk – Ulyanovsk Volga Region, end of XIX-second half of XX centuries: dissertation. Cand. Sc. History. Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov. Ulyanovsk, 2003. – p. 275
3. Boguslavskaya I. Y. Russian Folk Art // I.Y.Boguslavskaya. – L.: Soviet painter. Leningrad department, 1968 . – p. 160
4. Vernyaev I.I. Handicraft Clusters as Local Ethnographic Groups: housekeeping, society, cul-ture and identity (European Russia, mid XIX-first third of XX century.) // Vestnik of Saint-Petersbirg State University, Ser. 2. Issue. 1, 2011. – pp.47-77.
5. Vreden E.R. Course of Political Economy / E.R. Vreden.-Spb: printing-office and literature publishing house of V. Obolensky, 1874. – p. 679
6. Vorobyov K.Y. Home Craft and Handicraft of Simbirsk Government / K.Y. Vorobyov – Simbirsk: printing-office of N.P Sidneva and Co, 1916. – p. 384.
7. Vorontsov V.P. Essays about Home Craft in Russia / V.P. Vorontsov-Spb.: Printing-office of V. Kirshbaum, 1886. – p. 244
8. Gavrisenko V.I. Art Craft. /Mordva. Mordva: Historical Ethnographical essays / Research In-stitute of Foreign Languages, Literature, History and Economics affiliated with the Council of Ministers of Mordovian ASSR – S., 1981.-pp.249 – 254.p. 251.
9. Gusev V.E. Russian Folk Artistic Culture (theoretical essays) / V.E. Gusev – Spb.: SPGITMiK (SPGITMiK), 1993. – p. 114
10. Kagan M.S. Human Activities (experience of system-oriented analysis) / M.S. Kagan– M.: Political Publishing House., 1974. – 328 s.
11. Kancedikas A.S. Ways and methods of reviving the traditions of folk art handicraft / A.S. Kancedikas // Revival of traditions in the art of folk handicrafts. – M.: NIIKhP (Research Institute of Baking Industry), 1985. – pp. 3-21.
12. Korsak A.K. About Forms of Industry In General and the Importance of Domestic Pro-duction (Handicraft and Home Craft in Western Europe and Russia) / A.K. Korsak-Moscow: printing-office of Grachev and Co, 1861. – p. 311
13. Kryukova T.A. Mordovian Folk Pictural Art. – Saransk: Mordovian Publishing House, 1968. – p. 210, p. 105
14. Luzgin A.S. Folk crafts of the Mordovian region. The second half of XIX-early XX century. (ethnocultural aspects) / A.S. Luzgin – Saransk: Mordovian Publishing House, 2016. – p. 272
15. Luzgin A. S. Handicraft activities of the peasants of Mordovia in the second half of the XIX-early XX century (ethnocultural aspects): dis. of Doctor Sc. History. Mordovian State University n.a N.P. Ogarev, 2002.-p. 324
16. Melentyev Y.S. About some theoretical and practical problems of arts and crafts develop-ment // Theoretical problems of modern folk art crafts: collection of articles / scientific. ed. by I.Y. Boguslavskaya.-Leningrad: "ARTIST OF RSFSR", 1981. – p. 373;
17. Mordva of the South of Siberia / L.I. Nikonov [and others]; by ed. of Doctor of Historical Sciences, prof. V.A. Yurchenkov,. Doctor of Historical Sciences, prof. L.I. Nikonova; Research Institute of Humanities under the Government of the Republic of Mordovia.-Saransk, 2007.-pp. 157-168; Nikonova L.I. Mordva Circumbaikal Region and the Republic of Khakassia / L.I. Nikonova, L.N. Shchankina, T.V. Garmaeva; ed. of Doctor of Historical Sciences, prof. V.A. Yurchenkov,. Doctor of Historical Sciences, prof. L.I. Nikonova; Research Institute of Humani-ties Sciences under the Government of the Republic of Mordovia.-Saransk, 2010.-pp. 26-43; Nikonova L.I. Mordva of the Far East / L.I. Nikonova, L.N. Shchankina, N.N. Avdoshkina, V.P. Savko; by ed. of Doctor of Historical Sciences, prof. V.A. Yurchenkov, Doctor of Historical Sci-ences, prof. L.I. Nikonova; Research Institute of the Humanities Sciences under the Government of the Republic of Mordovia.-Saransk, 2010. – pp. 159-170 etc.;
18. Nekrasova M.A. Folk Art as a Part of Culture: Theory and Practice / M.A. Nekrasov.-M .: Pictural Art, 1983.-344 p.
19. Pavlova Elena Yuryevna. Folk Art Crafts of Sayano-Altai in the Context of Ethno-Cultural Development of Russia: the end of the XIX-the beginning of the XXI.: dissertation of Candi-date of Historical Sciences: 07.00.07 / Pavlova Elena Yuryevna; Institute of Archeology and Ethnography of Russian Academy of Sciences.-Novosibirsk, 2010. – p. 279
20. Razina T.M. Russian folk art /T.M. Razina.-M .: Publishing house: Pictural Art, 1970 – p. 256
21. Rybnikov A. A. Small industry of Russia: rural handicraft activities before the war / A. A. Rybnikov.-M .: New Village, 1923.-p. 105
22. Socialistic life of the Mordovian village/responsible editor V.I. Kozlov.-Saransk: Mordovian Publishing House, 1986. – p. 270
23. Central State Archive of Mordovian Republic, f. P-408, op. 1, arch. 1 Saransk District Coop-erative Union. Resolutions, directives of the Mordovia Regional Committee of General Confed-eration of Trade Unions about organization of work of Okruspromsoyuz and primary activity (July 28, 1928-August 3, 1929) 287 sheets. L.45.
24. Central State Archive of Mordovian Republic, f. P-418, op. 1, arch. 1 Mordovian Republican Union of Multi-Field Cooperation (Mnogopromsoyuz) (1930-1954). L. 4.
25. Field data of the author: Aleksey Vasilyevich Shestakov, born in 1969
26. Field data of the author: Ethnocultural Project « Craftsmen of Mordovia, Tengushevo-village, Tengushesky district of the Republic of Mordovia, First festival of trades, crafts and folk art, 19.02. 2019