Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Sociodynamics
Reference:

The peculiarities of manifestation of interethnic relationships in Altai Krai (based on sociological research)

Shakhova Ekaterina Vladimirovna

Postgraduate student, the department of Psychology of Communications and Psychotechnologies, Altai State University

656049, Russia, Altaiskii krai, g. Barnul, pr. Lenina, 61

EWS05@yandex.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-7144.2019.7.30006

Received:

08-06-2019


Published:

15-06-2019


Abstract: The subject of this article is the analysis of specificity of interethnic relationships in polyethnic region in the Russian Federation. The author gives definition to the concept of “interethnic relationships”, indicates its main forms, types and levels; as well as turns attention to the problem of interethnic conflict and lists the factors of its development. The article considers the policy of the Russian Federation aimed at prevention and avoidance of interethnic conflicts in the modern multinational society, as well as at overall development and strengthening of interethnic relations that play an important role in establishing a harmonious civil society. The relevance of studying the peculiarities of manifestation of interethnic relationships in the country and its regions is reflected. The work presents the characteristics of Altai Krai as a multinational region. The key research method is the questionnaire-based survey of population of Altai Krai conducted for three years (2016, 2017, and 2018). The interethnic relationships in Altai Krai as a polyethnic region are characterizes as stable, favorable, with a low level of intolerance. The author determines the three factors influencing the current situation in the area of interethnic cooperation: institutional, psychological and integrative. The presented conclusions may be valuable for the researchers dealing with the questions of interethnic cooperation, as well as the governing bodies engaged in implementation of the state ethnic policy.


Keywords:

inter-ethnic interaction, social interaction, multinational society, polyethnic region, Altai region, Russian Federation, inter-ethnic relations, ethnic conflict, civil society, national policy


Тема межэтнического взаимодействия и особенностей его проявления выступает в социологии одной из центральных. Процесс социального взаимодействия с давних времен рассматривается в рамках основных социологических теоретико-методологических подходов (среди которых структурный функционализм, теория обмена, концепция управления впечатлениями, феноменологическая социология, этнометодология, символический интеракционизм и другие).

Состояние сферы межэтнических отношений в многонациональном обществе, является одним из центральных и жизненно важных показателей его развития, сопряженными с государственной и территориальной целостностью, общегражданским единством [10].

Межэтническое взаимодействие – это «разнообразные контакты между этносами, которые приводят к изменению индивидуальных и социальных характеристик каждой из этнических групп или их представителей, которые взаимодействуют между собой, и к интеграции их определенных свойств» [11].

Межэтническое взаимодействие сложное явление. Оно, как и любое взаимодействие, может проявляться в различных формах (кооперация, конкуренция, конфликт). П. Сорокин называет такие формы взаимодействия, среди которых взаимодействие солидарное (согласное) и антагонистическое (враждебное) [12]. Межэтническое взаимодействие не только проявляется в разных формах, но и может носить различный характер, в связи, с чем выделяют три основных вида такого взаимодействия (содействие, воздействие, противодействие). Каждый из таких видов имеет определенный диапазон проявлений, между которыми существуют переходные формы, которые, в свою очередь, могут трансформироваться в другие [11, с. 53].

При изучении межэтнического взаимодействия важно учитывать различные уровни данного процесса, которые выделяют в зависимости от определенных критериев. Б. Ерасов выделяет этнический, национальный и цивилизационный уровни межэтнического взаимодействия.

Этнический уровень – взаимодействия между локальными этносами, этноязыковыми общностями, культурно-хозяйственными, историко-этнографическими, этно-конфессиональными и другими.

Национальный уровень – выражается в том, что национальное единство возникает посредством общей хозяйственной деятельности и государственно-политической регуляции на моноэтнической и полиэтнической основе.

Цивилизационный уровень, по мнению Б. С. Ерасова, самый продуктивный [5, с. 422].

Существуют и другие типологии, в которых критерием выступают субъекты взаимодействия как самостоятельные, так и иерархически подчиненные. С. Ларченко и С. Еремин говорят о следующих уровнях межэтнического взаимодействия: непосредственное межкультурное взаимодействие; взаимодействие посредничества; взаимодействие социальных организмов, находящихся на разных ступенях формационного развития [7]. Многие исследователи в качестве уровней взаимодействия выделяют институциональный, межгрупповой и межличностный [1, с. 193].

При изучении межэтнического взаимодействия необходимо уделить внимание такому явлению, как межнациональный конфликт. Межнациональный конфликт (или межэтнический конфликт) – это конфликт между представителями наций (этносов), обычно проживающих в непосредственной близости в каком-либо государстве.

Профессор Д. Сэндол в своих работах рассматривает конфликт, как многоуровневое и многофакторное явление. Этнический конфликт – это динамический феномен, который характеризуется определенными фазами (инициирование, подъем, управляемое обслуживание, управление и завершение в виде рефлексивного урегулирования, решения или преобразования [17].

Проблема межнациональных конфликтов является одной из самых острых проблем в современной России. Н. Н. Целищев в докладе «Межнациональные конфликты и национальная безопасность России» на совещании ШОС в Екатеринбурге в 2009 г. справедливо утверждает, что межэтнические конфликты не могут возникать неожиданно, они развиваются длительное время под влиянием самых различных причин, которые индивидуальны в каждом конкретном случае. Однако существуют определенные факторы, необходимые для развития этнического конфликта. К первому фактору относится национальное самосознание (адекватное, заниженное или завышенное). Ко второму фактору – существование в обществе «критической» массы различных социальных проблем. Третий фактор характеризуется наличием политических сил, которые используют два первых фактора в борьбе за власть [14].

На предотвращение и не допущение в современном многонациональном обществе межэтнических конфликтов, а также в целом на развитие и укрепление межнациональных отношений, играющих важную роль в построении гармоничного гражданского общества, основанного на принципах равноправия народов, направлена деятельность политики Российской Федерации. Об этом свидетельствует Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666). Согласно ей, приоритетами государственной национальной политики государства являются гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений, профилактика экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве; создание дополнительных социально-экономических, политических и культурных условий для улучшения социального благополучия граждан, обеспечения межнационального и межрелигиозного мира и согласия в Российской Федерации, прежде всего в регионах с высокой миграционной активностью, со сложным этническим и религиозным составом населения, а также на приграничных территориях Российской Федерации и другие приоритетные направления деятельности [13].

Активная деятельность в гармонизации межнациональных отношений ведется федеральным агентством по делам национальностей (ФАДН России). В рамках государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики», срок которой 01.01.2017-31.12.2025 г., предусмотрены ряд подпрограмм. В рамках каждой из них проходят конкретные мероприятия, направленные на достижения их целей и задач. Все это, безусловно, способствует улучшению и гармонизации межнационального общения, как во всей стране, так и в отдельных регионах.

Алтайский край, является многонациональным регионом, на его территории проживают представители 142 национальностей. Наиболее подробную информацию о национальном составе населения региона можно узнать из единственного источника – результатов переписи населения. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю подвел итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. о численности, размещении, социально-экономических и демографических характеристиках лиц разных национальностей и предоставил результаты в работе: «О демографических и социально-экономических характеристиках населения отдельных национальностей Алтайского края (по итогам Всероссийской переписи населения 2010 г.)» [9]. Согласно итогам переписи населения за 2010 г., в Алтайском крае проживает 2234,32 тысяч русских (92,39% всего населения края). В состав остальных 7,61% входят другие национальности, среди которых немцы – 50,7 тысяч (2,1 %), украинцы – 32,23 тысяч (1,33 %), казахи – 7,98 тысяч (0,33 %), армяне – 7,64 тысяч (0,32 %), татары – 6,79 тысяч (0,28 %), азербайджанцы – 4,95 тысяч (0,20%), белорусы – 4,59 тысяч (0,19 %), алтайцы – 1,76 тысяч (0,07 %), кумандинцы – 1,40 тысяч (0,06 %) и другие.

В 2010 г. в крае насчитывалось 17 наиболее многочисленных национальностей, численность населения которых превышала 1 тысячу человек. Для сравнения, в 1989 году таких национальностей было 15, тогда к ним не относились таджики и корейцы. Во все времена русские являлись наиболее многочисленным населением края. Второе место по численности населения занимают немцы (50,7 тысяч человек), однако в 2002 г. их было намного больше (79,5 тысяч человек). Уменьшилась и численность украинцев в Алтайском крае, в 2002 году их было на 20,5 тысяч человек больше, чем в 2010. Также в сравнении с 2002 г. сократилась численность казахов, белорусов, мордвы, чувашей, алтайцев, татар.

Важно учитывать также и коренные малочисленные народы Алтайского края (кумандинцы). Их численность в 2010 г. в Алтайском крае составила 1401 человек. Для сравнения, в 2002 г. их было 1663 человека (то есть сократилась на 262 человека).

Таким образом, Алтайский край представлен различными народами, которые имеют свою культуру, обычаи и традиции.

С целью изучения особенностей проявления межэтнических взаимодействий в Алтайском крае, нами было проведено социологическое исследование, которое включало в себя проведение анкетного опроса населения, реализованное на территории Алтайского края на протяжении трех лет (2016, 2017, 2018). Анкета для населения включает восемь блоков вопросов (осознание своей принадлежности к этнической группе; ощущение гражданства/отношение к своей этнической/религиозной группе; отношение к другим этническим группам; осознание своей принадлежности к сообществу граждан; отношение к стране, ее истории, гражданственность; оценка межнациональных и межконфессиональных отношений; характеристики межэтнической сферы региона; социально-демографические характеристики). Данные, полученные в ходе исследования, были проанализированы с помощью методов математико-статистической обработки данных на основе статистического пакета IBM SPSS Statistics 17.0 (частотный анализ, таблицы сопряженности с применением статистических критериев, анализ множественных ответов, факторный анализ).

Общее количество участников опроса населения составило 3722 (2016 год – 1199 респондентов, 2017 г. – 1276, 2018 г. – 1247). Из них 44,8% – мужчин, 55,2% – женщин, в возрасте 15-29 лет – 28,3% респондентов, 30-49 лет – 37,5%, 50-80 лет – 34,2%.

Национальный состав респондентов представлен различными нациями (их более 40). Больше всего русских респондентов (86,8%), а также немцев (1,8%), армян (1,3%), украинцев (0,7%), казахов (0,5%), белорусов (0,2%), татар (0,2%). Также есть представители смешанных семей, представителей двух народов одновременно, среди них русские-немцы (1,1%), русские-украинцы (1,0%) и многие другие. Данное распределение ответов на этот вопрос, также как и результаты Всероссийской переписи населения 2010 года, представленные выше, указывают на полиэтничность Алтайского края.

Основными причинами отнесения себя к той или иной нации выступили такие признаки как язык, культура, территория, национальность родителей. В научной литературе данные признаки рассматриваются как этнообразующие факторы, являющиеся основой национальной самоидентификации (основными из них являются единство территории, единство языка, единство происхождения от общего предка, общность исторической судьбы, устойчивая преемственность между поколениями, общее самосознание, общая культура и традиции) [4].

Если говорить, об отношении населения к лицам других национальностей, то стоит отметить, что почти половина жителей (49,6%) оценивает их как нейтральные, 44% – как положительные, 6,1% – говорят о негативном отношении. Выбор положительных вариантов ответа («определенно положительно» и «скорее положительно») на данный вопрос в 2018 году стал выше (23,3% и 24,3% соответственно), чем в 2016 (18,4% и 22,5%) и 2017 (18,3% и 19,3%) годах.

Чувства наибольшей симпатии респонденты испытывают к русским (в 55,9% наблюдений), славянам (28,8%), европейцам (17,3%). Раздражение и неприязнь чаще чувствуют к народам Средней Азии (таджикам, узбекам, казахам и т.д.) (22,6%) и народам Кавказа (22,1%). Стоит отметить, что тенденция такого отношения к лицам определенных национальностей сохраняется уже несколько лет. В исследовании, проведенном в Алтайском крае в 2014 году, отмечается факт неприязненного отношения к народам Средней Азии, народам Кавказа и Закавказья [3]. Это характерно и для страны в целом, согласно результатам инициативного всероссийского опроса ВЦИОМ, проведенного в 2010 году наиболее часто отрицательные эмоции испытывают к представителям кавказских народов (29%). Однако о нелюбви к выходцам из Средней Азии на уровне страны говорят значительно реже (6%) [15, 16].

Раздражение и антипатия к представителям других национальностей в основном связана с тем, что они ведут себя развязно и не соблюдают обычаи нашей страны (38,8% наблюдений), с угрозой терроризма (34,7%), с враждебным отношением к русским (29,1%). Опасность к представителям других национальностей в связи с угрозой терроризма, а также с тем, что они не обладают элементарными знаниями о культуре и не умеют себя вести, наиболее актуально для населения в 2018 г. (43,0% и 32,2%), в сравнении с 2016 и 2017 г.. Почти пятая часть населения (21,5%) затрудняется указать на какие-либо определенные причины негативного отношения к людям других национальностей. Больше всего их было в 2016 г. (27,3%), меньше всего в 2018 (11,5%).

Чувство враждебности к представителям других этносов большая часть населения Алтайского края испытывает редко (41,0%), или никогда (39,1%). 9,1% жителей утверждают, что они довольно часто враждебно настроены по отношению к лицам других национальностей, 3,6% – очень часто. Те, кто испытывает такое чувство по отношению к себе немного меньше (5,3% – довольно часто, 2,7% – очень часто).

О возможности кровопролитных столкновений на национальной почве в России население Алтайского края высказывается в основном отрицательно («скорее нет» – 48,6%, «определенно нет» – 17,1%). О том, что они скорее возможны, говорят 15,9% жителей. На вероятность таких явлений в месте проживания указывают реже («скорее да» – 8,2%, «скорее нет» – 44,4%, «определенно нет» – 32,3%).

Результаты опроса, проведенного Аналитическим центром «Левада-центр» в 2016 г., свидетельствуют о том, что 25,0% жителей страны указывают на то, что в нашей стране могут случиться массовые кровопролитные столкновения на национальной почве [6].

Большая часть жителей региона считают, что в городе, районе их проживания межнациональная напряженность не ощущается (84,3%).

Межнациональные отношения в целом в Алтайском крае жители характеризуют как нормальные, бесконфликтные – 68,1%. 10,8% обращают внимание на то, что они доброжелательные, способствуют общественному согласию. На их конфликтность и напряженность указывают 8,8%. Только 1% говорит об их взрывоопасности.

В ходе исследования жителям региона было предложно оценить выраженность предложенных им утверждений о современной межэтнической ситуации в крае по 10-бальной шкале (1 – наименее выражено, 10 – наиболее выражено). Для выявления каких-либо тенденций, нами был проведен факторный анализ (использовался метод главных компонент), в результате которого было выделено три фактора. В зависимости от того, какие утверждения вошли в факторы, они получили условные названия (институциональный, психологический и интеграционный).

В первый фактор (институциональный), информативность которого составила 30,7% (£=6,5) с максимальными нагрузками (в исследовании учитывались факторные нагрузки более 0,5) вошли характеристики, отражающие институциональную поддержку традиций представителей всех национальностей, с эффективной национальной политикой. Данный фактор является одним из наиболее значимых. Он указывает на эффективное разрешение возникающих межэтнических конфликтов, на сохранение и развитие традиций и культур представителей всех национальностей, на содействие органами власти деятельности национально-культурных объединений, на всестороннюю помощь национальным меньшинствам и диаспорам.

Второй фактор (психологический) (информативность – 20,2%, £=4,2) составили утверждения, отражающие психологические характеристики, связанные с проявлением напряженности в межэтнических отношениях региона. Факт того, что данные утверждения попали в один фактор, говорит о значимости данных вопросов для населения региона, о наличии в современном социуме определенных стереотипов, которые мешают установлению дружественных отношений между представителями различных национальностей.

Третий фактор (интеграционный) (информативность – 7,7%, £=1,6) представлен утверждениями, отражающими интеграционный характер межэтнических отношений. Данная группа характеристик указывает на то, что взаимодействия между представителями различных этносов и народов Алтайского края благоприятные.

Таким образом, на современную ситуацию в сфере межэтнических взаимоотношений оказывают влияние три фактора: институциональный, психологический и интеграционный. Такая тенденция наблюдалась и ранее, в 2015 г., что подтверждают результаты исследования, направленного на определение тенденций в сфере межнациональных отношений в Алтайском крае. Выделено три фактора, которые определяют оценку населением благоприятности или неблагоприятности состояния сферы межэтнических отношений. Первый фактор включает деятельность администрации региона в рамках формирования благоприятного межнационального климата, разрешения межэтнических конфликтов, поддержке институтов гражданского общества. Второй фактор представлен этническими стереотипами и предрассудками, негативными тенденциями в межэтнических отношениях. Третий фактор содержит базовые ценности, взаимоуважение и взаимопомощь [8].

В заключении, можно сделать следующие выводы. Алтайский край представляет собой полиэтничный регион, большую часть населения представляют русские, а также немцы, армяне, украинцы, казахи, белорусы, татары и др. Основными причинами отнесения себя к той или иной нации у жителей выступают такие признаки как язык, культура, территория, национальность родителей. Ситуация в сфере межэтнического взаимодействия в Алтайском крае в целом носит стабильный, благоприятный, бесконфликтный характер. Кроме того, по ряду показателей за период исследования отмечена тенденция к ее улучшению. Однако стоит учитывать, что определенный уровень нетерпимости существует. Раздражение и неприязнь жители региона чаще испытывают к народам Средней Азии и народам Кавказа. Основными причинами негативного отношения являются не подобающее поведение, не соблюдение обычаев нашей страны, угроза терроризма и враждебное отношение к русским. Такая ситуация характерна и для Сибирского федерального округа (СФО) в целом. В марте 2019 г. Сергей Меняйло, полномочный представитель президента России в СФО на совещании «О практике и задачах субъектов РФ по реализации Стратегии государственной национальной политики» отметил, что «состояние этноконфессиональных отношений в СФО характеризуется низким уровнем напряженности, однако мониторинг позволил определить потенциально конфликтные ситуации. Выяснилось, что в Сибири есть конфликтный потенциал, связанный с увеличением миграционных потоков в регионы, недостаточной адаптивностью к российской культурной системе, в том числе к русскому языку, фиксируются случаи влияния национального фактора на общественно-политические процессы, возникают проблемы в решении задач устойчивого развитии коренных малочисленных народов Севера и Сибири» [2]. Все вышесказанное указывает на актуальность и необходимость изучения данной темы в дальнейшем.

References
1. Arutyunyan Yu.V. Etnosotsiologiya / Yu.V. Artunyunyan, L.M. Drobizheva, A.A. Susokolov. – M.: Aspekt-Press, 1998. – 271 s.
2. Bolee 80% zhitelei SFO polozhitel'no otsenivayut sostoyanie mezhnatsional'nykh otnoshenii // Informatsionnoe agentstvo Tass URL: https://tass.ru/sibir-news/6263505 (data obrashcheniya: 15.08.2018).
3. Gorbunova A.A., Maksimova S.G. Regulirovanie mezhetnicheskikh otnoshenii (po materialam issledovaniya v Altaiskom krae) // Izvestiya AltGU. – 2015. – №3 (87). – S. 163-166.
4. Gurevich L.S. K voprosu o roli yazyka i etnoobrazuyushchikh faktorov v politike samoidentifikatsii natsii // Vestnik ZabGU. – 2017. – №9. – S.67-74.
5. Erasov B.S. Sotsial'naya kul'turologiya / B.S. Erasov. – M.: Aspekt-Press, 2000. – 591 s.
6. Intolerantnost' i ksenofobiya // Ekho Moskvy URL: https://echo.msk.ru/blog/echomsk/1853820-echo/ (data obrashcheniya: 02.03.2018).
7. Larchenko S.G. Mezhkul'turnoe vzaimodeistvie v istoricheskom protsesse / S.G. Larchenko. – Novosibirsk, 1999. – 171 s.
8. Monitoring sostoyaniya mezhnatsional'nykh otnoshenii v Altaiskom krae [Tekst] : monografiya / pod. obshch. red. S.G. Maksimovoi. – Barnaul: Izd-vo OOO «Tipografiya Triada», 2015. – 100 s.
9. O demograficheskikh i sotsial'no-ekonomicheskikh kharakteristikakh naseleniya otdel'nykh natsional'nostei Altaiskogo kraya (po itogam Vserossiiskoi perepisi naseleniya 2010 goda) // Ofitsial'nyi sait Territorial'nogo organa federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki po Altaiskomu krayu URL: http://akstat.gks.ru (data obrashcheniya: 22.03.2018).
10. Omel'chenko D.A., Maksimova S.G., Noyanzina O.E., Cherepanova M.I. Sostoyanie sfery mezhnatsional'nykh otnoshenii v Altaiskom krae // Vestnik Altaiskogo gosudarstvennogo Agrarnogo universiteta. – 2017. – №6 (152). – S. 184-194.
11. Savitskaya O.V. Etnopsikhologiya / O.V. Savitskaya. – M.: MGPPU, 2011. – 264 s.
12. Sorokin P.A. Sotsial'naya analitika. Analiz elementov vzaimodeistviya / P. Sorokin // Teoreticheskaya sotsiologiya: antologiya: v 2 ch.: per. s angl., fr., nem., it. / sost. i obshch. red. S.P. Ban'kovskoi. – M.: Knizhnyi dom «Universitet», 2002. – Ch.2. 432 s.
13. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 19.12.2012 N 1666 «O Strategii gosudarstvennoi natsional'noi politiki Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda». // Ofitsial'nyi sait kompanii «Konsul'tant Plyus» URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (data obrashcheniya 02.05.2018).
14. Tselishchev N.N. Mezhnatsional'nye konflikty i natsional'naya bezopasnost' Rossii (k soveshchaniyu ShOS v Ekaterinburge v iyune 2009 g.) // Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 1, Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury. – 2009. – N 1/2 (62). – S. 7-20.
15. Etnicheskie simpatii i antipatii rossiyan. Press-vypusk VTsIOM №1498 ot 20 maya 2010 g. // Institut demografii Natsional'nogo issledovatel'skogo universiteta «Vysshaya shkola ekonomiki» URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2010/0423/opros02.php (data obrashcheniya: 20.05.2018).
16. Maximova Svetlana G., Noyanzina Oksana Ye., Omelchenko Daria A., Maximov Maxim B. & Avdeeva Galina C. Methodology of Diagnostics of Interethnic Relations and Ethnosocial Processes // International journal of environmental & science education 2016, Vol. 11, no. 11, 4885-4893 e-ISSN: 1306-3065
17. Sandole D.J.D. Paradigms, Theories, and Metaphors in Conflict and Conflict Resolution: Coherence or Confusion? // Conflict Resolution Theory and Practice: Integration and Application / Ed. by D. J. D. Sandole, H. van der Merwe. – Manchester; New York, 1993. – R. 6.