Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Urban Studies
Reference:

Church construction in Yeniseian Siberia during the XVII – XXI centuries: the dynamics in metamorphoses of historical development

Ukraintceva Alina Viktorovna

Postgraduate student, the department of Architectural Engineering, Siberian Federal University; Leading Specialist, Service for State Protection of Cultural Heritage of Krasnoyarsk Krai

660041, Russia, Krasnoyarskii krai, g. Krasnoyarsk, pr. Svobodnyi, 79

ukraintseva.al@bk.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2310-8673.2019.2.29826

Received:

22-05-2019


Published:

06-06-2019


Abstract: Since the end of the XX century, there has been observed a vigorous activity of the Russian Orthodox Church related to the revival of church construction traditions in Russia. Determination of the level of construction activity among Orthodox population is one of the most relevant questions in studying Orthodoxy overall. The author examines the dynamics of quantitative changes of churches across the territory of Yeniseian Siberia (modern Krasnoyarsk Krai) as one of the criteria for assessing the church construction activity of Orthodox population of the region. The goal of this research lies in describing the general picture of emergence and development of church construction in the territory of Yeniseian Siberia during the XVII-XXI centuries. The importance of this study is defined by the need to obtain an accurate picture of the prerequisites and modern church construction processes taking place within the boundaries of one of the largest Russian provinces. The author analyzes the history of construction of the church objects in accordance with the following characteristics: pace and volume of construction within the chronological framework of research; areas of allocation of the objects across the territory of Yeniseian Siberia; types of objects; construction materials; number of altars; affiliation to the objects of cultural heritage. The article reflects the overall picture of the dynamics of church construction in Yeniseian Siberia during the XVII-XXI centuries.  


Keywords:

Orthodox church, Modern construction, Religious building, Church building, The modern Church, The Yenisei Siberia, Krasnoyarsk region, Cultural heritage, Сhurch, Dynamics of construction


Введение

Актуальность исследования определяется необходимостью получения достоверной картины предпосылок и храмостроительных процессов на современном этапе в границах крупнейшего административного образования Сибири и России - Красноярском крае. Территория Приенисейской Сибири (современного Красноярского края) в рассматриваемом ракурсе изучена в наименьшей степени, чем иные территории России, по которым существует значительный объем научных публикаций.

В рамках диссертационного исследования В. В. Доровской рассмотрены социокультурные особенности храмового строительства в Хабаровском крае.[19] Хронология современного строительства православных храмов в епархиях Дальнего Востока России рассмотрена в статье Э. С. Подойницыной и Н. П. Крадина.[20] А. А. Вихрева в своем диссертационном исследовании представляет картину развития православного храмового строительства на Ставрополье и Кубани в конце XVIII - начале XX вв.[21] Публикации Н. В. Гречневой посвящены проблематике строительства православных культовых объектов на Алтае.[22] Общим вопросам динамики роста количества православных храмов и молитвенных домов Сибири и Приморья в середине 40-х гг. XX в. посвящено исследование Е. В. Дроботушенко.[23]

Цель исследования состоит в выявлении общей картины формирования и развития церковного строительства на территории Красноярского края. Задачи данной работы – выявить и охарактеризовать основные периоды церковного строительства посредством изучения его объемов и темпов в указанных хронологических границах; определить характер географического распределения церковных построек на территории края; на основании выявленной периодизации провести анализ объектов богослужебного назначения по выбранным характеристикам.

Объектом исследования является комплекс построек богослужебного назначения Русской Православной церкви. Предмет исследования – динамика количественных и качественных изменений объекта в указанных географических и хронологических границах.

За историческую документальную основу в изучении статистики культовых объектов Красноярского края принято издание Енисейского церковно-историко-археологического общества «Краткое описание приходов Енисейской епархии» 1916 года. Также в исследовании использованы документальные и архивные материалы, историко-публицистическая монография Г. В. Малашина «Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ: 1861 – 2011 гг.», «Памятные книжки Енисейской губернии» 1890 – 1915 гг., данные электронных ресурсов, посвященных истории храмостроительства в Красноярском крае, официальные сайты епархий, входящих в состав Красноярской митрополии.

Методы исследования включают изучение исторического опыта, обобщение данных научно-методической литературы, сравнительный описательно-статистический анализ объектов православного храмостроительства, основанный на базе последовательного рассмотрения документальных материалов, собранных информационно-аналитических источников.

Анализ исторической динамики православного храмостроительства осуществлен по следующим критериям:

по темпу и объему строительства в хронологических границах исследования;

по расположению объектов на территории Красноярского края;

по типу (собор, храм, часовня, молитвенный дом);

по материалу строительства (деревянный, каменный);

по количеству престолов (одно-; двух-; трех-; четырехпрестольный);

по принадлежности постройки к объектам культурного наследия.

Данные характеристики являются наиболее значимыми для анализа крупного массива культовых построек и последующей оценки общего состояния объектов церковного строительства в границах исследования.

Основная часть

Возведение православных храмов и основание монастырей на территории Приенисейской Сибири началось одновременно с процессом градостроительного освоения края русскими первопроходцами в начале XVII в. [24],[25]. В 1738 г. на территории Приенисейской Сибири насчитывалось 58 приходских церквей, а к 1794 г. их количество увеличилось до 75. По данным исторических документов, таких как справка канцелярии Священного Синода и «Дело об отчислении церквей Енисейской губернии», к 1824 – 1825 гг. на территории Енисейской губернии имелось 86 приходов, передаваемых в этот период из Тобольской епархии в Иркутскую епархию.

Наиболее активный процесс строительства храмов происходил к моменту открытия в 1861 году Енисейской епархии Русской Православной церкви, в результате выделения общины Енисейской губернии из состава Томской епархии. В XIX веке территориальные границы Енисейской губернии фактически совпадали с границами современного Красноярского края. «Памятные книжки Енисейской губернии», выходившие во второй половине XIX и первых десятилетиях XX в. (с 1860 по 1915 гг.), позволяют проследить динамику церковной жизни региона. В соответствии с данными на 1861 г., приведенными в «Памятной книжке Енисейской губернии на 1863 г.», к моменту учреждения епархии (1861 г.) в Енисейской губернии (было 170 православных церквей, в том числе каменных – 100, деревянных – 70, часовен – 182 (в том числе каменных – 5, деревянных – 177). На территории губернии действовало 3 монастыря (из них 2 – городских, 1 – уездный монастырь). Стоит отметить, что рост количества православных храмов существенно отставал от роста православного населения, так как увеличение количества соборов и церквей происходило всего на 31% при увеличении православного населения к этому году на 58%.[1]

Согласно изданию Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел Российской империи (данные в некоторой степени отличаются от приведенных в «Памятной книжке на 1890 г.»), в 1890 году в губернии насчитывалось 418 православных церквей и часовен. Из 227 церквей (из них 107 каменных) было 7 соборов в городах и 5 монастырей. Если принять в расчет, что в селениях находится всего 194 православных приходских церкви, можно сделать вывод о том, что одна церковь приходится свыше, чем на 2000 православных сельских жителей.

По состоянию на 1916 год на территории Енисейской епархии числилось 310 приходов, в состав которых входило 6 монастырей, 8 соборов, 335 приходских храмов, более 190 часовен и около 60 молитвенных домов.[2]

После 1917 года в Красноярском крае, как и в России в целом, процесс ликвидации приходов и прочих религиозных учреждений происходил очень интенсивно. В первую очередь пострадали монастыри и приходские храмы. Продолжительная кампания по борьбе с Церковью достигла высшей степени в регионе к 1937 – 1938 гг., в результате чего к началу Великой Отечественной войны были закрыты все храмы на территории Красноярского края. К 1943 году в Красноярском крае действующей была только одна часовня, при Никольском кладбище в городе Красноярска. В целом в период 1917 - 1970 гг. было утрачено более 450 объектов православного храмостроительства.

Современный этап в истории епархии, а также ее возрождение после семидесятилетнего периода начались в 1990 году после воссоздания организации Красноярской епархии. К этому моменту на территории края насчитывалось не более 15 действующих церковных построек. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, при первом посещении Красноярска в 2012 году, отметил, что на территории края было разрушено наибольшее количество храмов и практически уничтожена вся религиозная жизнь. [4]

В постсоветский период 1990–2019 гг. в Красноярской митрополии было восстановлено и построено более 300 храмов, молитвенных домов и часовен, в том числе при учебных заведениях, больницах и других учреждениях, 3 мужских и 3 женских монастыря. Общее количество храмов Красноярской митрополии, включая приписные, храмы при учреждениях и часовни, на 2018 г. составляет – 351, из них 180 – приходских [3],[5],[9],[10],[11],[12] (Рис. 3).

В настоящее время в пределах прежних канонических границ Енисейской епархии действует Красноярская митрополия, которая включает 5 епархий: Красноярскую, Енисейскую, Канскую, Минусинскую и Норильскую.

В рамках данной работы исследована динамика темпов и объемов православного храмостроительства на территории Красноярского края (Рис. 1), выявлена и отражена статистика действующих объектов православного храмостроительства на каждый период. Период с 1917 по 1990 характеризуется отсутствием нового церковного строительства, уничтожением существующих храмов. Исходя из этого данный период советской истории по сути не включен в рамки сравнительного анализа настоящего исследования.

По наивысшим показателям количества действующих культовых объектов выделены два основных периода развития храмостроительства: дореволюционный (до 1917 г.) и современный, постсоветский (от воссоздания Красноярской епархии в 1990 г. по настоящее время).

Рис. 1. Анализ количества действующих объектов православного храмостроительства на территории Приенисейской Сибири в XVII – XXI вв.

Анализ расположения объектов храмостроительства на территории Приенисейской Сибири (современного Красноярского края) наглядно демонстрирует взаимосвязь размещения православных объектов с развитием инфраструктуры городских и сельских поселений края (Рис. 2). Наблюдается меридианальное распределение церковных объектов, что соответствует территориальным преобладаниям расселения православного населения; территория края заселялась по направлению с севера на юг вдоль реки Енисей. Первыми обживались приполярные и северотаежные районы края, но большинство переселенцев закреплялось в южных районах Енисейской губернии, обладающих лучшими условиями для земледелия. На современном этапе наблюдается территориальное смещение сосредоточенности церковных объектов на восток, связанное с изменением административно-территориального устройства территории, освоением и развитием восточной части края. [24],[26] Вместе с тем можно сделать вывод о менее активном развитии православного храмостроительства на периферийных территориях. Это связано, в первую очередь с меньшей плотностью населения на данных территориях.

Рис. 2. Расположение объектов православного храмостроительства на территории Приенисейской Сибири (Красноярского края)

Анализ типологии объектов храмостроительства в данном исследовании основывается на функциональном и иерархическом значении объекта. В соответствии со сводом правил СП 31-103-99 «Здания, сооружения и комплексы православных храмов» здания, сооружения и помещения богослужебного назначения делятся на основные – функционирующие самостоятельно (храмы, часовни) и дополнительные – объекты, которые не могут функционировать самостоятельно (колокольня, звонница). Структура типов основных объектов богослужебного назначения, в свою очередь, подчиняется строгой иерархии, высшей ступенью которой является кафедральный собор – главный храм, в котором находится кафедра архиерея. Отличительной особенностью планировочной структуры храма - собора, как правило, является многопридельность.

Следующий тип в иерархии представляют приходские храмы, наиболее распространенный тип церковного сооружения, как в Красноярском крае, так и в России в целом. Приходской храм имеет в своей планировочной структуре один или несколько престолов, способствующих одновременному совершению нескольких литургий, проведению литургии в воскресные и праздничные дни, в том числе таинства крещения, отпевание и т.д. В кладбищенских храмах, располагаемых при кладбищах, проводятся те же богослужения, что и в приходских храмах, поэтому они в целом не имеют каких-либо существенных особенностей в архитектурно-планировочном решении и внешнем облике, за исключением устройства расширенного притвора. Храм-памятник имеет мемориальное значение и строится в местах важных исторических событий, может иметь некоторые отличительные свойста от приходских храмов, в том числе расположение помещений вспомогательного назначения на уровне цоколя. Храмы при учреждениях, домовые храмы – как правило, входят в состав комплексов и зданий общественного, жилого назначения, могут быть как отдельно стоящими, так и пристроенными (встроенными). В настоящем исследовании при проведении анализа вышеперечисленные типы (приходской храм, кладбещенский, храм-памятник, храм при учреждении) условно объединены категорией «храм», рассматривая их количественные изменения в совокупности. Несмотря на разнохарактерность назначения, данные типы имеют относительное единство планировочной структуры и внешнего облика, являющихся определяющими при проектировании и строительстве церковных объектов.

Следующий тип в рассматриваемой иерархии объектов богослужебного назначения – часовня. Принципиальным отличием часовни от храма является отсутствие алтаря и, как следствие, отсутствие возможности проведения литургии, а также небольшие размеры постройки.

Завершающей ступенью иерархии, которая рассматривается в работе, является молитвенный дом. Данный тип отсутствует в своде правил СП 31-103-99, а также пособиях по проектированию и строительству, поскольку молитвенным домом принято называть здание, приспособленное для совершения богослужений, ввиду отсутствия иных типов храмовых объектов на определенной территории. Данный тип постройки введен в рассматриваемую иерархию, так как устройство молитвенных домов – распространенное явление на территории Красноярского края, вызванное отсутствием объектов, специально предназначенных для богослужения, в отдельных населенных пунктах, как в дореволюционный период, так и на современном этапе.

На схеме (Рис. 3) отображены количественные показатели по разным типам культовых объектов, а также их изменения в границах рассматриваемых периодов. В первую очередь, разница в числе действующих соборов, храмов, часовен и молитвенных домов обусловлена размерами населенного пункта, а также значимостью его с точки зрения административно-территориального и церковно-административного устройства края. Кроме того, интересной является динамика сокращения количества действующих построек культового назначения. Если на современном этапе количество молитвенных домов и соборов эквивалентно количеству на 1917 год, то количество храмов, несмотря на активный процесс возведения и восстановления, наблюдаемый в настоящее время, сократилось на 25%, а количество часовен сократилось в два раза.

Рис. 3. Анализ количества объектов православного храмостроительства по типам (собор; храм; часовня; молитвенный дом) на территории Приенисейской Сибири (Красноярского края)

В качестве материала для строительства православных храмов в Приенисейской Сибири традиционно использовались и используются дерево или камень. На рисунке 3 показано количественное соотношение деревянных и каменных храмовых объектов. Объекты деревянного церковного строительства были в большей степени распространены на территории Красноярского края в предреволюционный период. Это происходило ввиду того, что наибольшее количество приходских храмов располагалось на территориях уездов – в сельских поселениях, где за неимением средств, строили маленькие деревянные храмы. Кроме того, резкое возрастание доли деревянных церквей с середины XIX в. вызвано разрешением Синода строить деревянные церкви по типовым проектам, что дало возможность возводить их дешевле, без участия специалиста-архитектора. В 1917 г. количество каменных храмов составляло приблизительно 30% от общего числа, остальные были выполнены целиком из дерева или имели каменный фундамент. В 2019 году доля деревянных построек составила около 50%.

Рис. 4. Соотношение количества деревянных и каменных объектов православного храмостроительства на территории Приенисейской Сибири (Красноярского края)

По количеству престолов проведен анализ двух выявленных типов объектов: соборов и храмов. В данном исследовании рассмотрено 4 категории: однопрестольный, двухпрестольный, трёхпрестольный, четырёхпрестольный и более. Чхема (Рис. 5) демонстрирует наиболее заметное преобладание количества однопрестольных храмов над более сложными по своей планировочной структуре объектами. На современном этапе это объясняется, в первую очередь, тем, что актуальной задачей храмостроительства в данное время является массовое строительство малых приходских храмов. Кроме того, можно предположить, что в оба периода преобладание малых храмов вызвано в первую очередь их строительством по инициативе и за счет средств прихожан. Это, в свою очередь, свидетельствует о высокой заинтересованности населения в строительстве приходских храмов. Значительный процент многопрестольных храмов в дореволюционный период обусловлен тем, что для первоначального освоения территории было характерно создание многопрестольных храмов с различными вариантами многопридельных пространственных композиций в структуре храма, в том числе соборов, являющихся своеобразными «форпостами» на новых заселяемых территориях.

Вместе с тем, в результате исследования тему посвящения престолов, следует констатировать, что наибольшее распространение на территории Приенисейского края получили храмы во имя Николая Чудотворца, Пресвятой Троицы, Покрова Пресвятой Богородицы, Рождества Христова.

Рис. 5. Соотношение количества объектов православного храмостроительства по числу престолов, на территории Приенисейской Сибири (Красноярского края)

Значительное количество церковных построек дореволюционного периода являются памятниками истории и культуры, охраняемыми государством. Сегодня, к середине 2019 года в Красноярском крае насчитывается 53 православных культовых объекта, являющихся объектами культурного наследия, это число составляет не более 15% от общего количества храмов в крае, данные отображены на схеме (Рис. 6).

Рис. 6. Анализ объектов православного храмостроительства по принадлежности к объектам культурного наследия

Выводы

1. Анализ темпов и объемов церковного строительства на территории Приенисейской Сибири (Красноярского края) позволил выделить три основных периода с характерными особенностями:

·до 1917 года – первый (дореволюционный) период, характеризуется последовательным ростом количества церквей, в контексте поступательного градостроительного освоения территории Приенисейской Сибири;

· 1917 – 1990 гг. – второй (советский) период, характеризуется утратой значительного количества церквей;

· после 1990 г. – третий (постсоветский) период, характеризуется интенсивными темпами строительства храмов, компенсирующего утраты, произошедшие во второй период 1917-1990 гг.

2. Исследование географического распределения объектов богослужебного назначения на территории Приенисейской Сибири (Красноярского края) наглядно демонстрирует прямую связь размещения церковных объектов с процессом освоения территории в дореволюционный период, а также смещение распределения церковных объектов на современном этапе, связанное с изменением административно-территориального устройства территории, освоением и развитием восточной части края.

3. Сравнительный анализ развития культового строительства по выявленным типам объектов (собор, храм, часовня, молитвенный дом) позволил определить, что наиболее распространенным типом на территории края, как и в России в целом, является храм. Выявлено изменение количества построек на современном этапе по каждому типу, а именно сокращение общего количества храмов на 25 % и часовен на 50 %.

4. По материалу строительства дореволюционный период отличался преобладанием деревянных построек, что обусловлено различными факторами, в том числе использованием для строительства деревянных храмов типовых проектов, строительством малых храмов в сельских населенных пунктах. В период 1917 – 1990 гг. в наибольшей степени утрачены церковные объекты, выполненные из дерева. В настоящее время объекты православного храмостроительства представлены деревянными и каменными постройками в одинаковых долях.

5. Исследование храмов и соборов по количеству престолов выявило наиболее заметное преобладание количества однопрестольных малых храмов над более сложными по своей планировочной структуре. Полученный результат позволяет сделать предположение о том, что преобладание малых храмов вызвано в первую очередь их строительством по инициативе и за счет средств прихожан. Это, в свою очередь, свидетельствует о высокой заинтересованности населения в церковном строительстве.

6. Оценка исследуемых объектов по принадлежности к объектам культурного наследия показала, что дошедшие до нашего времени культовые постройки - памятники истори и культуры составляют не более 15%. Данные объекты можно считать уникальными и способными раскрыть специфику истории архитектуры и строительства в регионе в целом.

Заключение

Количество действующих объектов культового назначения является одним из важнейших факторов, определяющих степень религиозной активности населения в разные периоды исторического развития края.

В истории Приенисейской Сибири (Енисейской губернии - Красноярского края), вследствие известных исторических катаклизмов и событий, произошло множество значительных качественных и количественных изменений в церковном строительстве края. В период 1920 – 1970 гг. на территории России культовым сооружениям был причинен значительный ущерб. Помимо использования их не по назначению, огромное количество построек было утрачено. Эти процессы в значительной степени повлияли на исторический облик городов и поселений Красноярского края, так как культовые сооружения – это своего рода доминанты, утрата которых ведет к нарушению образа и культурного ландшафта того или иного поселения.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о значительном увеличении числа культовых объектов на территории Красноярского края с момента возрождения Красноярской епархии и, как следствие, возрождении православной религиозной жизни. На территориях с наибольшей плотностью населения действует большее количество объектов богослужебного назначения, а значит выше и религиозная активность православного населения.

References
1. Malashin G. V. Krasnoyarskaya (Eniseiskaya) eparkhiya RPTs: 1861-2011 gg. Krasnoyarsk: Vostochnaya Sibir', 2011. 474 s.
2. Kratkoe opisanie prikhodov Eniseiskoi eparkhii. Reprintnoe vosproizvedenie izdaniya 1916 g. Krasnoyarsk, 1995. 243 s.
3. Narodnyi katalog pravoslavnoi arkhitektury // Krasnoyarskii krai, tserkvi i monastyri, karta [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: http://sobory.ru/geo/state/10
4. Ofitsial'nyi sait Moskovskogo Patriarkhata // Eparkhii i Ekzarkhaty [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.patriarchia.ru/db/text/2461734.html
5. Khramy Rossii // Krasnoyarskii krai [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: http://temples.ru/tree.php?ID=718
6. Tumanik A. G. Krupneishie pravoslavnye khramy Sibiri. M., 1998. 206 s.
7. Arkhivy Krasnoyarskogo kraya // Istoriya Eniseiskoi eparkhii [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: http://krasnoyarskie-arkhivy.rf/articles/k_yubileyu_eniseyskoy_eparhii/6
8. Istoriya arkhitektury Krasnoyarskogo kraya // Kul'tovye pravoslavnye zdaniya [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: http://naov.ru/objects/group/kultovie-pravoslavnie-zdaniya.html
9. Krasnoyarskaya Eparkhiya // Prikhody [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: http://kerpc.ru/hram
10. Eniseiskaya Eparkhiya. Ofitsial'nyi sait // Prikhody [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: http://eniseiskayaeparkhiya.rf/prikhody
11. Kanskaya Eparkhiya // Blagochiniya i prikhody [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: http://kanskaya-eparhiya.ru/index.php/eparhia/blagochiniya
12. Ofitsial'nyi sait Noril'skoi eparkhii // Khramy [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: http://eparh-norilsk.cerkov.ru/xramy/
13. Pamyatnaya knizhka Eniseiskoi gubernii na 1890 god / Izdanie Eniseiskogo gubernskogo statisticheskogo komiteta. Krasnoyarsk, 1891. 231 s.
14. Pamyatnaya knizhka Eniseiskoi gubernii na 1903 god / Izdanie Eniseiskogo gubernskogo statisticheskogo komiteta. Krasnoyarsk, 1903. 222 s.
15. Pamyatnaya knizhka Eniseiskoi gubernii na 1909 god / Izdanie Eniseiskogo gubernskogo statisticheskogo komiteta. Krasnoyarsk, 1909. 450 s.
16. Pamyatnaya knizhka Eniseiskoi gubernii na 1913 god / Izdanie Eniseiskogo gubernskogo statisticheskogo komiteta. Krasnoyarsk, 1913. 239 s.
17. Pamyatnaya knizhka Eniseiskoi gubernii na 1915 god / Izdanie Eniseiskogo gubernskogo statisticheskogo komiteta. Krasnoyarsk, 1915. 253 s.
18. Ofitsial'nyi sait Moskovskogo Patriarkhata // Sovremennye tendentsii v stroitel'stve prikhodskikh khramov [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.patriarchia.ru/db/text/1120703.html
19. Dorovskaya V. V. Sotsiokul'turnye osobennosti khramovogo stroitel'stva v Khabarovskom krae: dis. ... kand. kul'turologii: 24.00.01. Komsomol'sk-na-Amure, 2006. 172 s.
20. Podoinitsyna E. S., Kradin N. P. Razvitie pravoslavnogo tserkovnogo zodchestva na Dal'nem Vostoke Rossii v 90-e gody KhKh – nachale KhKhI vekov // Novye idei novogo veka: materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii FAD TOGU. 2012. T. 1. S. 333–337.
21. Vikhreva A. A. Razvitie pravoslavnogo khramovogo stroitel'stva na Stavropol'e i Kubani v kontse XVIII-nachale XX vv.: dis. ... kand. istoricheskikh nauk: 07.00.012. Stavropol', 2005. 222 s.
22. Grechneva N. V. Sovremennye pravoslavnye khramy Altaya: tipologicheskii analiz // Kul'turnoe nasledie Sibiri. 2012. № 13. S. 32–37.
23. Drobotushenko E. V. Dinamika rosta kolichestva pravoslavnykh khramov i molitvennykh domov Sibiri i Primor'ya v seredine 40-kh gg. XX v. // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy Teorii i praktiki. 2015. № 3-2 (53). S. 77–80.
24. Slabukha A. V. Gradostroitel'noe osvoenie Prieniseiskogo kraya v XVII – XX vekakh. Krasnoyarsk, 1998. 204 s.
25. Slabukha A. V. Arkhitektura i gradostroitel'stvo Prieniseiskoi Sibiri. Krasnoyarsk, 2004. 106 s.
26. Slabukha A. V. Stanovlenie i razvitie sredy Prieniseiskogo kraya v khode gradostroitel'nogo osvoeniya Sibiri v XVII - XX vekakh: dis. ... kand. arkhitektury: 05.23.20 / Mosk. arkhit. in-t. M., 1995. 202 s.