Library
|
Your profile |
Philology: scientific researches
Reference:
Markasova O.A.
Emotive Analysis of M. Bulgakov's Writings
// Philology: scientific researches.
2019. № 2.
P. 34-43.
DOI: 10.7256/2454-0749.2019.2.29388 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=29388
Emotive Analysis of M. Bulgakov's Writings
DOI: 10.7256/2454-0749.2019.2.29388Received: 26-03-2019Published: 02-04-2019Abstract: In the article, the subject of the study is M.A. Bulgakov's writings and the object - peculiar features of vocabulary and syntax of writer's epistolary art. The author examines such aspects of the subject as a circle of emotive and destructive vocabulary, expressing a state of grief and sadness, despair and death, and dependence of epistolary word on the interpersonal relationship between communicators and orientation of the writer on the dialogue with one or other addressee. Special attention is paid to the analysis of syntactic models, expressing an emotional state, and to metaphors. The work consists method of analysis of the material considering communicative, semantic, and functional directions of syntax and lies at the junction of philological and art criticism interpretation of the text. The principal conclusions of the conducted research are the following ones: a peculiar feature of Bulgakov's linguistic persona is that through figurative destructive vocabulary he presents himself and his works being either "alive" or "half-dead" and "dead". Among syntactic models, expressing emotional state, verbal and participial ones dominate. Keywords: SEMA, world picture, genres, destruction, vocabulary, discourse, reflection, writing, metaphor, communicationОдной из ключевых задач исследования текста в плане ЯКМ личности, является анализ коммуникативных возможностей слов и высказываний как элементов лексической структуры текста, зависимость их от адресатов писем и временного аспекта, а также рассмотрение языковых единиц, отображающих основные уровни в описании ЭС «живое» - «полуживое» - «мертвое» с позиции их прагматической значимости в том или ином письме. Коммуникативно-прагматические аспекты функционирования слов в эпистолярном тексте отражают специфику текста данного типа как формы коммуникации. А. В. Курьянович отмечает, что «специфика функционирования слова в эпистолярном тексте связана также с непосредственной нацеленностью последнего на диалог с конкретным адресатом, с зависимостью от характера межличностных отношений между коммуникантами, с тематическими и ситуативными аспектами <…>. В этой связи отметим двойственную природу эпистолярного слов: по своей обращенности одновременно к авторскому сознанию и к сознанию, воспринимающему текст, это будет моно-диалогичное слово» [1, с. 88-89]. Лексическое наполнение текстов необходимо исследовать в зависимости от коммуникативных целей писем как речевого высказывания, которые в свою очередь зависят от адресатов писем. В этом плане интересны письма творческих деятелей, известных писателей, так как они образуют иной дискурс и во многом (со)противопоставлены привычному нам дискурсу художественному. Один из эпистолярных творцов ранней советской эпохи – Михаил Булгаков. В филологии РЖ - это то же, что вид словесности, т.е. «исторически сложившийся вид речевых произведений, имеющий форму, порожденную задачами представления действительных и альтернативных миров в речевом произведении, возникающем в типичных для данного народа ситуациях общения в соответствии с его назначением <…>» [2, с. 23]. Концепция жанроведения впервые была выдвинута М.М. Бахтиным, выделившим первичные (простые), сложившиеся в условиях непосредственного речевого общения, и возникшие на их основе вторичные (сложные) РЖ [3]. Письмо как жанр исследователь отнес к первичным. РЖ, с одной стороны, оно рассматривается в тесной связи с понятием речевого акта [4], и в этом случае выделяют РЖ благодарности, комплимента, приглашения, просьбы, угрозы и т.д. С другой стороны, отмечается, что «понятие РЖ целесообразно связывать не с речевыми действиями, которые могут быть реализованы в одном элементарном высказывании, а с текстами» [5]. Подробный обзор научных классификаций и истории эпистолярного жанра дают в своих статьях А.В. Курьянович [6], О.П.Фесенко [7]. В нашем случае письма изучаются как совокупность монологических рефлективных текстов, в определенной мере близких дневниковому дискурсу, но имеющих своего адресата и тематически ограниченных. И с этой точки зрения мы можем классифицировать письма по существующим в науке параметрам в соответствии с их содержанием и коммуникативными установками. РЖ письменной речи могут быть представлены в разных классификациях в зависимости от избранного критерия. Воспользуемся, к примеру, классификацией, предложенной Г.И. Богиным [2] и определим общие жанровые черты булгаковских писем. 1. По типологизации субъекта, рассматриваемые письма имеют персональное авторство.2. По характеру объекта, эти тексты индивидуально ориентированы (личные письма индивидуальному адресату, которым является, например, Н.А. Булгаков, В.В. Вересаев, И.В. Сталин и др.). 3. По ориентации во времени, письма пишутся для немедленного чтения с последующим их сохранением исходя из той, часто «экстренной» информацией, которая связана с предельной точкой накала психологического состояния писателя Булгакова. С коммуникативной целью связано понятие «образа автора». К этому параметру наиболее чувствительны императивные РЖ [8]. И на этом основании письма Булгакова дифференцируются на письма-просьбу, которые предполагают заинтересовать адресата в исполнении обсуждаемого действия, и письма-жалобу, в которых вырисовывается образ автора - пострадавшего. Описание Булгаковым своего ЭС, попытка посмотреть на себя со стороны и, осмыслив свои действия, переживания, чувства, изложить их вписьмах, позволяет нам обозначить исследуемые фрагменты писем как рефлективные тексты. Обращение Булгакова внутрь себя проявляется в интерпретации своих эмоций с помощью образных средств языка: языковых единиц, обладающих переносным значением, множественных метафор и сравнений, которые конструируют целостный образ человека, переживающего деструктивное ЭС и представляющего себя как человека, который существует, главным образом, в двух измерениях: в состоянии «полуживом» и «мертвом». Исследователи отмечают бесспорную самостоятельную литературную ценность булгаковских писем. В литературоведении и лингвистике в последние годы Булгакову как эпистолярию посвящено достаточно много работ (Л.М. Харитонова, А.А. Биданова [9], М.Х.Дышеков [10], Н. Г.Наумова, А.А. Мельникова [11], Е. В. Рубцова [12], Д. И. Шамсутдинов [13]). Письма Булгакова отличаются в жанровом отношении. Если послания к П.С. Попову, В.В. Вересаеву скорее монологичны и похожи на размышления наедине с самим собой, тописьма к Е.С. Булгаковойоставляют впечатление устного диалога, беседы. В рассматриваемом нами эпистолярном наследии М.А.Булгакова условно выделяются следующие группы адресатов: 1. «Близкие люди».В эту группу входят близкие родственники и друзья Булгакова: Н.А. Булгакова-Земская (сестра), К.П. Булгаков (двоюродный брат и близкий друг), Н.А. Булгаков (брат), В.М. Булгакова-Воскресенская (мать), Е.С. Булгакова (жена), Е.А. Светлаева (сестра), В.А. Булгакова (сестра), А.Г. Гдешинский (друг киевских лет). Письма к близким людям характеризуются максимальным раскрытием внутреннего мира писателя. 2. Люди, с которыми Булгакова связывает не только дружба или приятельство, но и работа, общие творческие интересы. Назовем эту группу «сотрудники». В нее вошли: А.М. Горький, К.С. Станиславский, В.В. Вересаев, П.С. Попов (первый библиограф Булгакова, философ, литературовед), И.Я. Судаков (актер, режиссер), Е.И. Замятин. С одной стороны, в данных письмах автор стремится выговориться, с другой, обращаясь к авторитетным людям (А.М. Горький), побудить к благоприятному для автора действию. 3. «Власть». Эту немногочисленную группу адресатов представляют И.В. Сталин, Правительство СССР. Письма соответствуют РЖ просьбы в облегчении положения писателя (отпустить за границу или позволить работать в родной стране). Для того, чтобы показать зависимость лексического-грамматического наполнения текстов от их адресатов, рассмотрим из каждой группы по одному письму, созданному приблизительно в один временной период.Письмо Н.А. Булгакову от 24.08.1929 г.: Теперь сообщаю тебе, мой брат: положение мое неблагополучно.Все мои пьесы запрещены к представлению в СССР, и беллетристической ни одной строки моей не напечатают.В 1929 году совершилось мое писательское уничтожение. Я сделал последнее усилие и подал Правительству СССР заявление, в котором прошу меня с женой моей выпустить за границу на любой срок.В сердце у меня нет надежды. Был один зловещий признак - Любовь Евгеньевну не выпустили одну, несмотря на то, что я оставался (это было несколько месяцев тому назад).Вокруг меня уже ползает змейкой темный слух о том, что я обречен во всех смыслах.В случае, если мое заявление будет отклонено, игру можно считать оконченной, колоду складывать, свечи тушить.Мне придется сидеть в Москве и не писать, потому что не только писаний моих, но даже фамилии моей равнодушно видеть не могут.Без всякого малодушия сообщаю тебе, мой брат, что вопрос моей гибели - это лишь вопрос срока, если, конечно, не произойдет чуда. Но чудеса случаются редко. Очень прошу написать мне, понятно ли тебе это письмо, но ни в коем случае не писать мне никаких слов утешения и сочувствия Первое высказывание является вводным, предваряющим все дальнейшее сообщение, направленное на раскрытие «неблагополучного положения». Положение в данном случае можно рассматривать в двух значениях: 'место, роль отдельного человека в обществе', то есть как социальное положение, и 'состояние, обусловленное какими-л. обстоятельствами' [14, с. 266], а состояние - это 'физическое самочувствие или настроение, расположение духа человека', тогда неблагополучное положение будет пониматься как психологическое состояние. Глагол сообщить определяет текст как РЖ сообщения и вносит оттенок некоторой официальности, имеет ЛЗ 'довести до чьего-л. сведения, уведомить, известить', известие 'сообщение, сведение о ком-, чем-либо, весть' [14, с. 637]. По данным РАС стимул известие вызывает следующие реакции: хорошее 11, о смерти 9, плохое 6, печальное 5, приятное 3, неприятное, о гибели, радостное, радость 2,благостное, дурное, о хорошем, пренеприятнейшее, пренеприятное, смерть, событие, сообщение, страшное 1. Таким образом, слов-реакций с отрицательным компонентом (29) в ЛЗ больше, чем с положительным (20). Поэтому выбор слова сообщаю может объясняться содержащимся в его семантике глубинным значением «сообщать что-то плохое». Первый деструктивный элемент неблагополучно - наречие к неблагополучный 'сопровождающийся неудачами, бедой, отсутствием успеха' [14, с. 277]. Слово можно рассматривать как антоним благополучно ('сопровождающийся успехом, удачами'). На первый план выходит сема 'плохо' (благо - хорошо), а также 'отсутствие чего-л.', заложенное в приставке не-. Далее раскрывается социальный смысл неблагополучного положения: мои пьесы запрещены семантически соотносится с ни одной строки моей не напечатают. В первом случае каузатор воздействия не назван, состояние замыкается в самом субъекте, во втором случае употреблен глагол в неопределенно-личной форме, акцентируется внимание на действии. Следующие абзацы можно условно разделить на описание внешнего и внутреннего пространства автора. Внешнее связано с описанием внешней ситуации воздействия на писателя: совершилось мое писательское (писательское как социальный статус, роль) уничтожение. Деструктивная семантика существительного выражается в ядерной семе 'конец', воплощена высшая степень разрушения, не просто смерти, а смерти насильственной: "прекратить существование кого-л., истребить" [14, с. 308]. РАС на слово уничтожить приводит реакции: врага 21, убить 5, противника 3, война, враг, зло 2 и т.д. Реакции - объекты уничтожения - имеют отрицательную семантику. Также в числе реакций наблюдается множество слов с деструктивной семантикой, образованных одним способом словообразования и обозначающих физическое воздействие: разбить, размазать, разрушить, растереть, растоптать [15, с. 688]. Следовательно, выражение писательское уничтожение, сказанное Булгаковым о себе, ассоциируется с физическим уничтожением врага, вредителя и имеет социальный смысл. Сам писатель ощущает свою писательскую смерть и констатирует ее в несколько официально-пафосной манере, чтобы передать адресату масштабность произошедшего с ним события. Внутреннее пространство состояния вводится погружением читателя в то, что происходит в сердце человека: В сердце у меня нет надежды. Сердце как средоточие душевной жизни нечасто появляется в письмах. Состояние отсутствия надежды локализуется в двух объектах: в самом авторе и в его сердце как средоточии чувств. Зловещий признак семантически соотносится с темным слухом. Метафорическое выражение Вокруг меня уже ползает змейкой темный слух...передает перспективу осуществления чего-то нежелательного, которое раскрывается в придаточной части предложения: что я обречен во всех смыслах. Образ змеи по данным РАС отражает нечто негативное: подколодная 20, ядовитая 9, гадюка 6, укус 2, жалит, злая, извивается, кусать, опасность, смерть и т.д. [15, с. 66]. Змея кусается, приносит боль, о чем свидетельствуют ассоциации РАС. Такую боль доставляют писателю слухи - то, что исходит от других, то, что ассоциируется со сплетнями, клеветой, неприятным, судя по реакциям, приведенным в РАС [15, с. 163]. Ср. ЛЗ слова слух: 'известия, сведения, достоверность которых еще не установлена' [14, с. 154], то есть это то, что еще не конечно. Такое же значение перспективы передается деструктивным элементом обречен, имеющим ЛЗ 'такой, которому суждена гибель' [14, с. 227]. Семантика перспективной смерти также выражается в высказывании: вопрос моей гибели - это лишь вопрос срока. Гибель как насильственная смерть отражает высшую степень деструктивного состояния Булгакова. Идея конца, предопределенности, заложенная в письме, передается единицами: уничтожение, последнее усилие, нет надежды, обречен во всех смыслах, гибель, метафорой игру можно считать оконченной, колоду складывать, свечи тушить. Повторение конструкции сообщаю тебе, мой брат является как бы структурным обрамлением фрагмента, вводит самые ценные для автора мысли: от неблагополучного положения к возможной гибели, то есть наблюдается движение в не только в мыслях автора, отраженных в языке, но и в ощущении своего состояния. Повторение этих элементов на вербально-ассоциативном уровне передает состояние замкнутости положения, в котором находится автор, безвыходности, избавление от них обозначается как чудо. Просьба не писать никаких слов утешения и сочувствия связана с тем, что для Булгакова главное - выговориться, приобщить брата к своему душевному состоянию. При этом автору важно, понимает ли его адресат (Очень прошу написать мне, понятно ли тебе это письмо), ведь не всегда используя только лишь вербальные средства, можно передать свои чувства и самоощущения. Деструктивная лексика с выраженной семантикой смерти и конца занимает план «полуживое», передает состояние человека, ощущающего себя находящимся на границе между жизнью и смертью. Письмо Правительству СССР от 28 марта 1930 г.По объему оно больше, чем другие письма, состоит из нескольких глав, имеющих разные темы. Свое психологическое состояние Булгаков описывает в отдельной главе. Ныне я уничтожен.Уничтожение это было встречено советской общественностью с_ полной радостью и названо «ДОСТИЖЕНИЕМ».Р.Никель, отмечая мое уничтожение («Изв.», 15/IX-1929г.), высказал либеральную мысль:«Мы не хотим этим сказать, что имя Булгакова вычеркнуто из списка советских драматургов».И обнадежил зарезанного писателя словами, что «речь идет о его прошлых драматургических произведениях» <...>. Скажу коротко: под двумя строчками казенной бумаги погребены -работа в книгохранилищах, моя фантазия, пьеса, получившая от квалифицированных театральных специалистов бесчисленные отзывы - блестящая пьеса.Р.Пикелъ заблуждается. Погибли не только мои прошлые произведения, но и настоящие и все будущие <...>. Все мои вещи безнадежны <...>я прошу Советское Правительство поступить со мной, как оно найдет нужным, но как-нибудь поступить, потому что у меня, драматурга, написавшего 5 пьес, известного в СССР и за границей, налицо, В ДАННЫЙ МОМЕНТ, - нищета, улица и гибель. Душевное состояние Булгакова к моменту написания этого письма достигло своего накала, кульминации, поэтому здесь рисуется образ писателя умершего. Слова с деструктивной семантикой образуют ТГ «смерть»: уничтожен, уничтожение, зарезанный, гибель, погребены, погибли. Глагольные единицы (в том числе, причастия) имеют каузативную семантику и обозначают негативное, разрушительное воздействие других людей на автора и его творчество. С одной стороны, отмечается факт смерти произведений: погибнуть 'подвергнуться уничтожению, полному разрушению', то есть умереть неестественной смертью; погребены 'закопать умершего в землю, похоронить', похоронить 'перен. отказываться от чего-л., предавать забвению' [14, с. 212]. В данных контекстах пьесы оказываются объектом чужих действий. С другой, прибегая к прямым значениям слов, автор характеризует состояние произведений, которое как бы замыкается в самом себе и не имеет каузаторов: Если в письме к брату состояние автора можно обозначить как «полуживое», динамичное, ориентированное на будущее, то в данном письме автор ощущает себя умершим: Ныне я уничтожен; у меня <...>В ДАННЫЙ МОМЕНТ, - нищета, улица и гибель. Булгаков акцентирует внимание читателя на своем ЭС «здесь и сейчас», подчеркивается безвыходность и отсутствие будущего (Погибли не только мои прошлые произведения, но и настоящие и все будущие).Важно также отметить, что в письме передается душевное состояние именно писателя, драматурга, человека творческого, а душевное состояние просто человека отходит на второй план, в отличие от письма к брату. Кроме того, в письме Правительству наблюдает резкое противопоставление автора - другим: уничтожение («я») - радость («другие»), что в целом передает состояние одиночества, противопоставленности автора окружающему миру. Высшая степень деструкции, заложенная в лексических единицах, доминирующих в письме, объясняется не только таковым ощущением Булгакова себя, но стремлением оказать на читателя более сильное воздействие, убедить в крайней необходимости помощи писателю, находящегося на грани. Не случайно, прочитав данное письмо, И.В. Сталин посчитал возможным самоубийство М.А. Булгакова, и, как отмечают исследователи, после самоубийства В.В. Маяковского, последовал телефонный звонок писателю, чтобы «несколько «исправить» булгаковское положение» [16, с. 434]. Письмо В.В. Вересаеву от 22-28.07.1931 г.: В самом деле: почему мы такредко видимся? В тот темный год, когда я был раздавлен и мне по картам выходило одно - поставить точку, выстрелив в себя. Вы пришли и подняли мой дух. Умнейшая писательская нежность! <...>. Причина - в моей жизни. Занятость бывает разная. Так вот, моя занятость неестественная. Она складывается из темнейшего беспокойства,размена на пустяки, которыми я вовсе не должен был бы заниматься, полной безнадежности, нейрастенических страхов, бессильных попыток. У меня перебито крыло. <...>. Викентий Викентъееич! Прочтите внимательно дальнейшее. Дайте совет.Есть у меня мучительное несчастье. Это то, что не состоялся мой разговор с генсекром. Это ужас и черный гроб. Я исступленно хочу видеть хоть на короткий срок иные страны. Я встаю с этой мыслью и с нею засыпаю. <...>.И тем не менее этой весной я написал и отправил (письмо). <...>. Правда эта лучше всего могла бы быть выражена телеграфно:«Погибаю в нервном переутомлении. Смените мои впечатления за три месяца. Вернусь».Ответ мог быть телеграфный же: «Отправить завтра».При мысли о таком ответе изношенное сердце забилось, в глазах появился свет. <...>. Но поток потух. Ответа не было. Сейчас чувство мрачное. Адресат этого письма воспринимается Булгаковым как старший коллега, является для него авторитетом. В письме наблюдаем динамику в изменении состояния автора. Деструктивной лексики, выражающей идею смерти становится гораздо меньше (был раздавлен, гроб, погибаю, изношенное сердце). А состояние полного разрушения отнесено автором в прошлое. Метафора мне по картам выходило одно - поставить точку, выстрелив в себя - образно передает идею самоубийства. Таково было ЭС автора в темный год, где темный, черный (ср. черный гроб) цвет в наивном представлении ассоциативно связан с чем-то тяжелым, негативным. Насыщенность письма метафорическими выражениями может быть объяснена характером адресата - он такой же писатель, коллега по творческому делу, а также собственной метафорической КМ Булгакова, уже осмыслившего, отрефлексировавшего свое ЭС. Передача автором своих чувств строится в предложении на принципе нанизывания слов, образующих ТГ «чувства»: темнейшего беспокойства, размена на пустяки, которыми я вовсе не должен был бы заниматься, полной безнадежности, нейрастенических страхов, бессильных попыток. Темнейшее беспокойство возникает на уровне предчувствий чего-то плохого, нейрастенические страхи - это признаки душевной болезни. В целом можно отметить, что слово страх достаточно частотно в языке писем и соотносится с одиночеством (иногда это представляется как боязнь оставаться одному), появляется в виде припадков (Я страдаю припадками страха в одиночестве). Два слова мучительное несчастье семантически дублируют друг друга, одно значение усиливает другое, ср. ЛЗ несчастье 'тяжелое событие, тяжелое положение; горе, беда, бедствие', ЛЗ горе 'душевное страдание, глубокая печаль, скорбь'имучительный, образованный от мучить, имеющий ЛЗ: 'причинять муки, физическое или нравственное страдание' [14, с. 315, 333].Особенностями деструктивной лексики, употребленной в этом письме является то, что кроме ЛЗ самих слов, деструкция выражается с помощью словообразовательного компонента (приставки), а также метафорических высказываний, доминирует лексика плана «полуживое». Зависимость от адресатов прослеживается не только в плане лексического наполнения писем, но и в плане характера синтаксических моделей, передающих состояние. Из всех синтаксических моделей, передающих ЭС автора, первое место разделили предложения, построенные по глагольной и причастной моделям, другие модели выражения психического состояния употребляются в равной степени. Глагольные предложения чаще передают негативное состояние, а именно усталость, плохое самочувствие, относятся к плану «полуживое». Причастная модель семантически наиболее глубоко отражает образное состояние умирания и смерти автора, а деструктивные предикаты, выраженные краткой формой страдательных причастий, являются доминирующими в группе слов со значением «мертвое». Причастные предложения передают состояния, возникшие из-за чего-то/кого-то в определенный момент времени, несут в себе оттенок каузированности, который сохраняется и в тех случаях, когда каузирующее данное состояние обстоятельство автором не указывается. Предложения, в которых предикат выражен кратким страдательным причастием, по наличию в них второстепенных членов предложения, являются в основном нераспространенными, главным в них оказывается именно субъект и переживаемое им ЭС. Такие модели описывают состояние внутреннего страдания автора, вызванного невозможностью реализоваться творчески: запретом писать пьесы и печатать уже созданные. Поэтому причиной «уничтожения» писателя Булгакова (по выражению автора)являются решения других людей, чьи имена Булгаков в письмах не называет, но его окружению они известны. Этим может объясняться вербальная невыраженность в данных конструкциях каузатора, разрушительно действующего на субъект состояния. В значительном объеме такие предложения обнаруживаются в письмах, обращенных к Правительству СССР, И.В. Сталину, брату Н.А. Булгакову, поскольку наиболее полно отражают психологическое состояние автора, а метафорическое их употребление призвано воздействовать на эмоциональную сферу адресата. Лексическое наполнение писем особенно зависит от времени их написания, от самоощущений Булгакова в тот или иной момент жизни. В целом можно отметить, что к 1929 - 1931 годам возрастает число деструктивной лексики, образующей ТГ слов с общей семой 'смерть': затравленный, умученный, уничтожен, обречен, прикончен, отравлен, раздавлен, погребены, погибать, гибель, смерть, гроб и однокоренные им слова, передающие состояние автора и его пьес. Лексика, употребленная в переносных значениях, передает образ автора, ощущающего свою писательскую и духовную смерть. Лексика прямая чаще связана с образом говорящего, пребывающего в состоянии «полуживом», переходном. Психологическое состояние описывается как болезнь: Я хвораю тяжелой формой нейрастении с припадками страха; Я страдаю припадками страха в одиночестве. В этот период частотно употребление предложений условно-следственной семантики, в которых смерть автора описывается как следствие нежелательных событий. Некоторые (адресованные И.В. Сталину) представлены как элемент РЖ угрозы, ср. Нет такого писателя, чтобы он замолчал. Если замолчал, значит, был не настоящий. А если настоящий замолчал - погибнет. Причина моей болезни - многолетняя затравленностъ, а затем молчание. Мы также можем рассматривать язык писем (в частности, адресованных И.В. Сталину) как на попытку осуществления социальной власти в акте коммуникации. В кульминационный период (1929 - 1931 гг.) в развитии психологического состояния Булгакова в письмах увеличивается не только количество деструктивной лексики, но и становится частотным, наряду с глагольными моделями, употребление причастных моделей, в которых предикат выражен кратким страдательным причастием. Как пишет Р. Блакар, «выбор активной или пассивной формы не только оказывает неявное воздействие на восприятие причинных отношений получателем. Быть может, еще важнее то, что это изменение на самом деле приводит к переосмыслению ситуации в отношении того, кто является «главным действующимлицом», тем о ком идет речь» [17, с. 107]. Несомненно, в период наиболее острой травли Булгаков ощущал себя жертвой действий других людей, и такое самоощущение отразилось в языке писем, его семантико-строевой организации. Возрастание числа употреблений причастных моделей связано с идеей передачи пассивного каузального состояния. А в нескольких письмах, целью которых является желание добиться помощи в облегчении положения писателя (М. Горькому, И.В. Сталину), такие модели становятся, так называемым, инструментом власти, и хотя каузатор воздействия автором вербально не выражается, каузативное воздействие, семантика разрушения субъекта-объекта явственно присутствует в этих формах. С 1932 года Булгаков в письмах констатирует смерть произведений как некую данность, отнесенную в прошлое, а состояние выражается как сопутствующее действию: «Мольер» мой в гробу; Мне тяжело работать там, где погубили «Мольера»; У нас тихо, грустно и безысходно после смерти «Мольера». В письмах последних лет план «мертвое» в основном образуют эти лексические единицы, описывающие состояние булгаковских произведений. Состояние усталости «за годы литературной работы» сменяется апатией и отвращением. Эта пассивность говорящего естественным образом отражается в языке: предложно-падежные конструкции передают погруженность субъекта в ЭС, пассивное пребывание в отрицательных эмоциях. Уменьшается число причастных моделей, ранее необходимых автору для характеризации своего максимально деструктивного ЭС, образной смерти. Темой последних булгаковских писем становится описание состояния болезни. Появившаяся надежда связана с избавлением от смерти. В письмах, написанных в разные дни одного месяца, встречаются предложения, различные по форме, но близкие по смыслу. Ср. В основной моей болезни замечено улучшение. Благодаря этому у меня возникла надежда, что я вернусь к жизни и ...у меня надежда зарождается, что на сей раз я уйду отстарушки с косой. Динамика состояния обнаруживается при сопоставлении этих предложений с другим: Поточнее говоря о болезни: во мне происходит, ясно мной ощущаемая, борьба признаков жизни и смерти.Различная форма выражения субъектов состояния объясняет семантическое различие: у меня обозначает принадлежность, как бы внешнюю связь субъекта (автора) с эмоцией (надеждой), как чувства «чуждого» для автора, во мне передает глубину локализации состояния, его внутреннее обнаружение. В исследуемых фрагментах писем был выявлен круг эмотивной деструктивной лексики, которая, главным образом, передает состояние горя и грусти. Среди лексики, выражающей эмоции, преобладают имена существительные, выражающие абстрактные понятия, наполняющие план «полуживое» и план «мертвое». Таким образом, особенностью ЯЛ Булгакова является то, что посредством образной деструктивной лексики она презентирует себя и свои произведения, находящимися в состоянии либо «живом», либо «полуживом» и «мертвом».Среди синтаксических моделей, выражающих ЭС, преобладают глагольные и причастные. Причастные оказываются универсальным средством, наиболее ярко воплощающим переживаемое автором деструктивное состояние. Таким образом, в центре ЯКМ Булгакова, передающей эмоциональную жизнь, оказывается ЯЛ, находящаяся в оппозиции, изолированности от окружающих и подвергающаяся с их стороны разрушительным воздействиям. И кроме того, само состояние оказывается воздействующей на ЯЛ силой, занимая в языке активную грамматическую позицию.
References
1. Kur'yanovich A.V. Funktsional'no-pragmaticheskie i tipologicheskie kha¬rakteristiki slova v epistolyarnykh tekstakh (na primere pisem M.I.Tsvetaevoi) // Kommunikativno-pragmaticheskie aspekty slova v khudozhestvennom tekste. Tomsk, 2000. S. 88-89.
2. Bogin G.I. Rechevoi zhanr kak sredstvo individuatsii // Zhanry rechi. Saratov: Kolledzh, 1997. S. 12–22. 3. Bakhtin M.M. Problema rechevykh zhanrov // Bakhtin M.M. Estetika sloves¬nogo tvorchestva. M., 1979. S. 237-280. 4. Vezhbitska A. Rechevye zhanry // Zhanry rechi: sb. nauch. tr. / pod red. V. V. Dement'eva. Vyp. 1. Saratov: Kolledzh, 1997. S. 34–48. 5. Dolinin K. A. Rechevye zhanry kak sredstvo organizatsii sotsial'nogo vzaimodeistviya // Zhanry rechi: sb. nauch. tr. / pod red. V. V. Dement'eva. Vyp 2. Saratov: Kolledzh, 1999. S. 65–78. 6. Kur'yanovich A.V. Epistolyarnyi diskurs kak sredstvo sovremennoi mezhlichnostnoi i sotsial'noi kommunikatsii // Sibirskii filologicheskii zhurnal, 2008. S.215-224. 7. Fesenko O.P. Epistolyarii: zhanr, stil', diskurs // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2008. S. 132-143. 8. Shmeleva T.V. Model' rechevogo zhanra // Zhanry rechi: Sb. nauch. st. Saratov: Kolledzh, 1997. S. 89–98. 9. Kharitonova L.M., Bidanova A.A. Svoeobrazie lichnosti khudozhnika v pis'makh M.A.Bulgakova // Aktual'nye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire. 2017. № 11-6 (31). S. 85-89. 10. Dyshekov M.Kh. Rannii period tvorchestva M.A.Bulgakova v pis'makh // Intellektual'nyi potentsial XXI veka: stupeni poznaniya. – Novosibirsk, 2014. S. 56-60. 11. Naumova N. G., Mel'nikova A. A. Nekotorye cherty lichnosti M.Bulgakova, vossozdavaemye na osnove ego pisem // Tatishchevskie chteniya: aktual'nye problemy nauki i praktiki. Materialy XII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii: v 4-kh tomakh. Volzhskii universitet im. V.N. Tatishcheva.-2015. S. 78-83. 12. Rubtsova E.V. Epistolyarnyi zhanr Mikhaila Bulgakova: vzaimootnosheniya khudozhnika slova s vlastyami // Nauchnaya mysl'. № 1, 2017. S. 37-44. 13. Shamsutdinov D.I. M.A.Bulgakov kak yazykovaya lichnost' v epistolyarnom tekste // Mir nauki i innovatsii. Tom 11, 2015. S. 22 – 26. 14. Slovar' russkogo yazyka: V 4-kh t. / AN SSSR, In-t rus. yaz.; Pod red. A. P. Evgen'evoi. – 4-e izd., ster. — M.: Russkii yazyk, Poligrafresursy, 1999. — 736 s. 15. Russkii assotsiativnyi slovar'. Assotsiativnyi tezaurus sovremennogo russkogo yazyka. V 3-kh chastyakh, 6-ti knigakh / Yu.N.Karaulov, Yu.A.Sorokin, E.F.Tarasov, N.V.Ufimtseva, G.A.Cherkasova. Kn. 1, 3, 5. Pryamoi slovar': ot stimula k reaktsii. Kniga 2, 4, 6. Obratnyi slovar': ot reaktsii k stimulu. M., 1996. 16. Chudakova M. Zhizneopisanie M.Bulgakova. M., 1988. S.672. 17. Blakar R. Yazyk kak instrument sotsial'noi vlasti // Yazyk i modelirovanie sotsial'nogo vzaimodeistviya. – M., 1987. – C. 88–125. 18. Bulgakov M.A. Pis'ma // Bulgakov M.A. Sobranie sochinenii. V 5 t. T.5.-M., 1990. |