Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Pedagogy and education
Reference:

Connection between sociometric status and playing habits of elementary school children

Stepanova Oktyabrina Sergeevna

Teacher, the Romanov School

109044, Russia, g. Moscow, ul. Vorontsovskaya, 24/6, kv. 89

okti69@mail.ru
Other publications by this author
 

 
Nikolaeva Alla Alekseevna

PhD in Sociology

Associate Professor of the Department of the Theory and Practice of Management at Moscow State University of Psychology and Teaching

125167, Russia, g. Moscow, ul. Leningradskii Prospekt, 45, of. 14

nikolaevaaa@mgppu.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2454-0676.2019.2.29152

Received:

05-03-2019


Published:

18-06-2019


Abstract: The subject of the study is the connection between playing habits and sociometric status of elementary school students in the context of conflict prevention in children group. The author pays special attention to the comparative analysis of the results of sociometric research and results of elementary school children's playing habits research. In the article, the brief review of the results of sociometric status modern researches and the main characteristics of status groups is given. Special consideration is paid to the empirical research of elementary school children's playing habits.The methods of the study are Jacob L. Moreno's Sociometry in M. Bityanova's interpretation "Sociometric method in school practice", and a questionary, created by the author, aimed at detection of elementary school children's playing habits. The novelty of the study is due to the detection of the connection between sociometric status and playing habits for the selection of the most preferable role-playing games' plots, contributing to the development of sociometric status and conflict prevention in children group. Also, a necessity of the correction of the interpersonal relationship between elementary school children through the organization of non-competitive role-playing games, which creates an atmosphere of acceptance and reconciliation between conflicting children, is proved. 


Keywords:

sociometric method, sociometric status of the student, sociogram, gaming technology, roleplay, playing habits, empathy, aggression, conflict, conflict prevention


Актуальность: Проблема взаимосвязи социометрического статуса и игровых предпочтений младших школьников представляется весьма актуальной уже в силу того, что, по мнению психологов и педагогов, статус школьника в группе является реальной социально – психологической характеристикой его внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для одноклассников [5, с. 334].

Кроме того, социометрический статус характеризует индивидуальные свойства личности в качестве члена группы, в частности, склонность к конфликтам.

Изучение социометрического статуса способствует коррекции межличностных отношений младших школьников через организацию именно ролевых игр без соревновательного начала, что создает атмосферу принятия и примирения между конфликтующими детьми.

Научная новизна связана с постановкой проблемы взаимосвязи социометрического статуса в учебной группе с игровыми предпочтениями младших школьников. Данное исследование представляется необходимым для выбора оптимальных сюжетов ролевых игр, способствующих повышению социометрического статуса и профилактике конфликтов в детском коллективе.

Наиболее известные исследования социометрического статуса

Понятие социометрического статуса ввёл Я. Морено, понимая под ним не только положение человека в социальной группе, но и саму систему межличностных отношений: эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы [8].

Из отечественных психологов вопросами статуса занимались Т. А. Репина, Я. Л. Коломинский, В. В. Абраменкова.

В частности, Р. Золотовицкий, описывая популярность метода, утверждает: «Идеи Я. Морено очень точно объясняют любые современные события, происходящие в любой возрастной группе» [7].

Следует отметить, что в литературе отражены и другие точки зрения об эффективности социометрического метода. Так, Г. М. Андреева, отмечая недостатки социометрии, указывает, что социометрия исследует лишь отдельный срез психологических отношений в группе, но не даёт возможности проанализировать такие аспекты как, мотив выбора и отношения деятельности [1, с. 157].

По-другому оценивают возможности социометрии современные практики. Так, М. Битянова пишет: «Этот метод могуч и глубок, если его использовать осмысленно и по назначению. Возможности его значительны, простота обманчива, а сложность обработки, предлагаемая многими пособиями надуманна. Если провести её (социометрию) грамотно и творчески она сделает своё дело блестяще» [2, с.8].

Социометрический статус детей во многом обусловлен различными факторами. Перечислим лишь некоторые из них: индивидуально-психологические особенности (темперамент, способности и др.); качества личности и особенности поведения; успешность в значимых видах деятельности; информационность личности; соответствие общественному мнению группы; стиль педагогического общения и многое другое.

Характеристика статусных групп

Характеристик статусных групп довольно много. Приведём здесь краткое описание статусов по М. Битяновой [4].

1. «Звезда» получает наибольшее количество выборов. Этот ученик притягивает к себе, привлекателен для других, чаще всего жизнерадостный, дружелюбный, отзывчивый, неконфликтный.

2. «Принятые» или «предпочитаемые» считается самым благоприятным статусом. Они чувствуют себя спокойно. С ними хотят общаться, к ним тянутся другие дети. Эти школьники общительны, дружелюбны, веселы, эмоциональны, в частности умеют придумывать и организовывать игры, активно участвуют в любых мероприятиях.

3. «Среднестатусные» вполне благоприятный статус. В целом с ними охотно общаются, они достаточно отзывчивы, обычно неконфликтны, но малоинициативные, не обладают лидерскими качествами.

4. «Непринятый» − менее благоприятный статус, у них немного друзей в классе (чаще всего 1 близкий друг).

5. «Пренебрегаемый» или «изолированый» − находится в изоляции, на него не обращают внимания. Это крайне неблагоприятный статус.

6. «Отверженные» – неблагоприятный статус, характеризуемый полным неприятием членов группы, зачастую подвергается насмешкам или откровенным издевательствам.

Необходимость позитивной динамики социометрического статуса для развития младшего школьника

Для эффективного личностного развития школьнику необходима позитивная динамика его статуса.

Для этого могут быть использованы такие приёмы, как создание разнообразных форм групповой деятельности, в частности ролевых игр, которые не содержат в себе элементов соревнования, но требуют партнёрского взаимодействия.

А. В. Морозов, например, для повышения статуса непринятых и отверженных предлагает использовать прием «отсвет от звезды» [13]. Высокостатусному члену группы под благовидным предлогом поручается в сотрудничестве с низкостатусным членом выполнить определённое задание. В данном случае весьма эффективной может быть организация ролевой игры.

Повышению статуса школьника, по мнению ряда исследователей, может способствовать и его успешность в какой-либо внеурочной деятельности [3, 7, 8, 11]. В данном случае также эффективными могут быть ролевые игры.

Особенно важным представляется тот факт, что в младшем школьном возрасте происходит глубокая перестройка всей структуры взаимоотношений между детьми, которое, накладывает отпечаток на дальнейшую реализацию в данных видах отношений. В связи с этим появляется необходимость изучения личностных особенностей учащихся, занимающих различное положение в групповой иерархии.

Исходя из этого, мы решили выяснить взаимосвязь учебной деятельности и статуса личности в группе младших школьников.

Описание эмпирического исследования

Исследование проводилось на базе ГБОУ Романовская школа г. Москвы. Выборка исследования включила младших школьников в возрасте 9-10 лет. (22 человека: 13 девочек, 9 мальчиков), учащихся 3-го класса по следующим методикам: Социометрия Дж. Морено в интерпретации М. Битяновой «Социометрический метод в школьной практике» [2]; Анкета для детей, направленная на выявление игровых предпочтений.

Методика «Социометрический метод в школьной практике» выбрана в силу того, что позволяет выявить особенности взаимоотношений в классе и состав группировок.

Для этого предложена анкета. Необходимо выбрать не более 5 человек из класса, отвечая на вопросы:

1. Если бы в следующем году ты сам составлял список своего класса, то кого из нынешних одноклассников ты записал бы в первую очередь, а кого не записал?

2. Если бы тебе пришлось перейти учиться в другую школу, кого из нынешних одноклассников ты бы взял в новый класс, а кого не взял? Назови, пожалуйста, пять человек.

3. Если тебе нужно пригласить на свой день рождения только 5 человек. Кого ты пригласишь, а кого не пригласишь?

4. У тебя 5 путёвок в летний лагерь. Кого из своего класса ты пригласил бы поехать с тобой, а кого не пригласил бы ни в коем случае?

5. Тебе нужно организовать игру, в которой участвуют ещё 5 твоих одноклассников. Кого ты выберешь, а кого не выберешь ни в коем случае?

Методика позволяет сделать срез внутригрупповых отношений в классе, провести измерение степени сплоченности / разобщенности коллектива класса. А также выявить проблемы психологической совместимости членов группы, выявить уровень сплочённости класса в целом и внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

Полученные результаты позволят разработать программы повышения сплоченности коллектива и оптимизировать педагогические средства поддержки дружеских отношений в классе.

Для удобства анализа полученных результатов, участвовавшим в исследовании учащимся, присвоены шифры: "А" с порядковым номером по списку класса в алфавитном порядке.

Систематизированные данные по выборам и отвержениям представлены в таблице. Таблица 1

Систематизированные данные по выборам и отвержениям

преобладающие положительные выборы

А1

А5

А7

А9

А11

А15

А17

А19

А21

С+

7

9

11

8

9

9

8

7

8

С-

4

0

1

3

1

2

1

2

2

Сст

0,33

0,42

0,52

0,38

0,42

0,42

0,38

0,33

0,38

преобладающие отрицательные выборы

А4

А12

А13

А14

А16

А18

А20

А22

С+

1

2

1

2

0

2

3

3

С-

9

8

8

9

10

9

9

9

Сст

0,04

0,09

0,04

0,09

0

0,09

0,14

0,14

Среднестатусные

А2

А3

А6

А8

А10

С+

3

4

5

3

4

С-

6

6

4

4

3

Сст

0,14

0,19

0,23

0,14

0,19

где С+ – общее число положительных выборов полученных испытуемым;

где С - – общее число отрицательных выборов полученных испытуемым;

Сст – социометрический статус учащегося.

Социометрический статус каждого учащегося был вычислен по формуле `C_(ст)=(С+)/(n-1)` (1)

где n – число испытуемых.

Графически соотношение между выявленными социометрическими группами в процентном отношении представлено на рисунке 1.

pic_1

Рис.1. Социометрическая структура класса

Представленные на рисунке 1 данные показывают, что популярные ученики в рассматриваемом классе составляют большинство – 41 %. Среднестатусные - 23%. Непопулярная статусная категория составляет 36%.

Если популярные и среднестатусные дети являются эмоционально благополучными, с ними охотно общаются, они, как правило, неконфликтны, то непопулярные дети находятся в весьма сложной эмоциональной ситуации. Рассмотрим данную группу подробнее. Состав непопулярных членов группы представлен в таблице 2

Таблица 2

Состав непопулярных членов группы

Статусная группа

Код учащихся

Количество

В % отношении

Непринятые

А12, А14,А18, А20, А22

5

22,73%

Пренебрегаемые

А4, А13

2

9,09%

Отверженные

А16

1

4.55 %

Представленные в таблице 2 данные показывают, что группа непопулярных школьников достаточно велика и не однородна. Выявлены дети, относящиеся к таким статусным группам, как: непринятые, пренебрегаемые и отверженные.

Социометрическое исследование показало, что эмоциональный микроклимат в классе напряжённый, требует планомерной и целенаправленной педагогической работы по формированию и поддержки дружеских отношений в классе. В частности, создание ситуаций для творческого самовыражения в ролевых играх, не имеющих соревновательного момента, но формирующих интерес к своим сверстникам, навыки межгруппового взаимодействия школьников.

С целью выявить игровые предпочтения младших школьников была разработана анкета для опроса младших школьников.

Следует, пояснить, что выборка испытуемых слишком мала для выводов обобщённого характера. Но наше исследование направлено на выявление оптимальных путей коррекция межличностных отношений в конкретной группе школьников, профилактики конфликтов в данном детском коллективе, установления дружеской атмосферы в классе.

Результаты анкетирования обрабатывались методом математического подсчёта выборов. В процентном отношении подсчёт проведён по формуле `Х = b/n*100` (2)

Где: b – количество выборов

n – количество детей данного социометрического статуса

Полученные результаты сравним с результатами социометрического исследования.

На вопрос: «Где тебе больше всего нравится играть: дома, в классе с одноклассниками, на прогулке?» мнения учащихся разделились, причём зависимость предпочитаемых мест игр от социометрического статуса прослеживается достаточно чётко.

Наглядно результаты исследования представлены на рисунке 2.

pic2

Рис. 2. Предпочитаемые места игр

Как мы видим из представленных данных, любят играть в школе с одноклассниками 55,6% популярных детей и 40% среднестатусных. Свои предпочтения дети объяснили тем, что в школе можно играть с одноклассниками, есть большой выбор партнёров по игре.

Везде готовы играть 22% популярных детей и 20% среднестатусных. Игры на улице во дворе предпочитают 22% популярных и 20% среднестатусных опрошенных детей

Лишь 12,5% непопулярных детей всё же выбрали игры в школе. Больше всего любят играть дома 75% непопулярных младших школьников. В то время, как домашним играм отдали предпочтение 20% среднестатусных. Среди популярных детей первое место играм дома никто не отдал.

Перечисленные опрошенными детьми игры при ответе на вопрос: "В какие игры ты играешь?" схематично систематизированы на диаграмме рисунка 3.

pic3

Рис. 3. Игровые предпочтения младших школьников

Результаты исследования игровых предпочтений показывают, что ролевые игры производственной и общественной тематики предпочитают 55,6% популярных младших школьников.

Среднестатусные школьники также охотно играют в ролевые игры с одноклассниками, предпочитая бытовые сюжеты: «семья», «дом», «праздник».

Среди непопулярных школьников ролевые игры никто не выбрал.

Подвижные игры с одноклассниками предпочитают 22,4% популярных школьников и 40% среднестатусных детей.

Первое место компьютерным играм отдали лишь 11% эмоционально благополучных популярных школьников и 20% среднестатусных. Причём, выбраны игры, которые представляют собой управление масштабными процессами (ведение бизнеса, строительство городов, командование армией и т.д.). Иными словами, компьютерные ролевые игры, где у персонажей задаются или обретаются специальные навыки и характеристики, которые можно развивать, выполняя определённые действия.

Совсем иная картина наблюдается по результатам исследования непопулярных детей: пренебрегаемых, отверженных и изолированных. Лишь11% детей этой группы рады принять участие в ролевых играх с одноклассниками, 12,5% выбрали подвижные игры.

Строительным играм в одиночку из различных наборов конструкторов отдали предпочтение 20% младших школьников.

И 62,5% третьеклассников, оказавшихся в группе непопулярных учащихся среди одноклассников, предпочли компьютерные игры. Причём, среди выбравших компьютерные игры низкостатусных учеников данного большинство отдаёт предпочтение боевикам («стелс-экшн», «шутеры», «файтинг», «ужасы»), т.е. игры, состоящие в основном из боевых сцен, драк и перестрелок.

Непопулярными детьми были названы и казуальные игры, например, «Три в ряд», «Тетрис», «Make town», Трансформеры прайм, Майнкрафт. Безусловно, такие игры помогают развить воображение, мышление, память, восприятие. Однако, никаких коммуникативных качеств данные игры не требуют и, соответственно, не развивают. Эти игры не предполагают партнёрских взаимоотношений, социальных контактов хотя бы вымышленных.

Как мы видим, школьники, у которых проблемы в общении с одноклассниками предпочитают погружаться в мир онлайн игры. Что, в свою очередь, негативно сказывается на социализации детей в целом, способности находить оптимальные способы выхода из конфликтных ситуаций и способности предотвращать конфликты. Учитывая это, при организации ролевых игр следует особое внимание обратить на вовлечение этих детей в игровую деятельность.

Разница в игровых предпочтениях эмоционально благополучных школьников (высокостатусных и среднестатусных) ещё чётче прослеживается при анализе результатов исследования по вопросам: «Что ты делаешь в играх? Что ты больше всего любишь делать в играх и почему? Что бы ты хотел делать в играх?», «Кем ты бываешь в играх? Кем ты чаще всего бываешь в играх и почему?».

Схематично результаты анализа представлены на рисунке 4.

pic4

Рис. 4. Исследование выбора героя для игры

Из числа младших школьников, участвовавших в исследовании, 44,5% популярных школьников и 40% среднестатусных выбрали роли созидателей: руководителей различных строек, проектов по освоению космоса и т.д. Непопулярными младшими школьниками данные роли выбраны 12,5% детей.

Роли капитанов, полководцев, командиров специальных отрядов выбрали 20% среднестатусных младших школьников. Хотят быть командирами 12,5% непопулярных школьников.

Роли различных ведущих телешоу, звёзд эстрады, героев известных фильмов предпочитают 22% популярных и 40% среднестатусных участников исследования, а также 12,5% непопулярных детей.

Особо следует отметить, что роли агрессивных героев высокостатусные и среднестатусные школьники не выбрали. В то время как агрессивные роли выбрали 37,5% эмоционально не благополучных младших школьников и 25% выбрали роли различных роботов – мутантов.

Вопрос: «С кем ты чаще всего играешь и почему?», по сути дела дублирует вопрос из социометрического исследования.

Распределение ролей зависит от личностных качеств и внутреннего благополучия ребёнка. Избежать иерархии почти невозможно, в любой группе (в данном случае, в школьном классе) всегда есть ведомые и ведущие, по этому принципу устроено общество в целом.

Проверка статистической значимости проводилась с помощью вычисления коэффициента корреляции Пирсона в программе Exel.

Критерий корреляции Пирсона выбран в силу того, что позволяет определить корреляционную связь между двумя показателями.

Было выполнено: ранжирование количественных значений социометрического статуса и игровых предпочтений, выбора героя для игры, предпочитаемых мест игр.

Критические значения корреляции по Пирсону представлены в таблице 3.

Таблица 3

Критические значения корреляции (rxy) по Пирсону социометрического статуса и игровых предпочтений

ролевые игры

подвижные игры

строительные игры

компьютерные игры

0,544704779

- 0,277350098

0,277350098

0,277350098

созидатели

командиры

знаменитости

агрессивные герои и роботы

0,419313935

0,693375245

-0,277350098

0,277350098

в школе

везде

на улице у себя во дворе

дома

0,5

0,240192231

0,693375245

0,12453387

Представленные в таблице 3 данные показывают, что абсолютные значения rxy варьируютсяот 0.2 до 0.5, что свидетельствует об умеренной корреляционной связи.

Проведённое исследование показало, что младшие школьники с проблемами в общении с одноклассниками, предпочитают погружаться в мир онлайн игры. Что, в свою очередь, негативно сказывается на социализации детей в целом, способности находить оптимальные способы выхода из конфликтных ситуаций и способности предотвращать конфликты. Представляется необходимой коррекция межличностных отношений школьников. Установление дружеской атмосферы в классе через развитие коммуникативных навыков общения с учётом специфики младшего школьного возраста.

Учитывая это, при организации ролевых игр следует особое внимание обратить на вовлечение этих детей в игровую деятельность.

Учитель, как организатор может способствовать сплочению класса. В частности, участие в совместных ролевых играх без соревновательного начала, безусловно, создает атмосферу принятия и примирения между конфликтующими детьми.

Существенное влияние на поддержание дружеских отношений в классе оказывают ролевые игры, в частности такие: попросить у товарища помощи в решении задачи; предложить товарищу свою помощь; позвонить по телефону заболевшему товарищу и т.д.

При выборе играющих следует привлекать к совместной игре учащихся, которые в реальных условиях мало общались друг с другом, не испытывали симпатии друг к другу. В этом могут помочь социограммы. Если выбирать для ролевых отношений учащихся из разных статусных групп, то необходимость взаимодействовать в ролевой игре может существенно изменить взаимоотношения.

Возможно, низкостатусные и пренебрегаемые школьники не станут друзьями с высокостатусными членами класса, но партнёрами по игре они могут стать.

References
1. Andreeva G. M. Sotsial'naya psikhologiya: uchebnik dlya vysshikh uchebnykh zavedenii / G. M. Andreeva. – M.: Gardariki, 2016 – 380 s.
2. Bityanova, M. R. Kak izmerit' otnosheniya v klasse: Sotsiometricheskii metod v shkol'noi praktike / M. R. Bityanova.-M.: OOO «Chistye prudy», 2005.-32 s.: il.
3. Bityanova, M. R. Organizatsiya psikhologicheskoi raboty v shkole / M. R. Bityanova. — M.: Sovershenstvo, 1997.-298 s. (Prakticheskaya psikhologiya v obrazovanii).
4. Bityanova, M. R. Praktikum po psikhologicheskim igram s det'mi i podrostkami / M. R. Bityanova. URL : http://www.koob.pro/bityanova/workshop_games (data obrashcheniya 20.01.2019)
5. Bityanova, M. R. Rabota psikhologa v nachal'noi shkole / M. R. Bityanova, T. V. Azarova, E. I. Afanas'eva, N. L. Vasil'eva i dr.-URL : http://www.koob.pro/bityanova/psychologist_job (data obrashcheniya 19.01.2019)
6. Drobot D. A., Miticheva T. I. Rabota pedagoga-psikhologa po profilaktike dezadaptatsii mezhlichnostnykh otnoshenii shkol'nikov // Molodoi uchenyi. — 2015. — №19. — S. 333-336.
7. Zolotovitskii R. N. Sotsiometriya Ya.L.Moreno: Mera obshcheniya / R. N. Zolotovitskii.-URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/inet (data obrashcheniya 17.01.2019)
8. Igra v treninge. Vozmozhnost' igrovogo vzaimoponimaniya / pod. red. E.A. Levanovoi. – SPb.: Piter, 2016. – 208 s.
9. Mironova V. L. Modelirovanie psikhologo-pedagogicheskoi korrektsii mezhlichnostnykh otnoshenii starshikh podrostkov / V. L. Mironova // Kontsept. –2015. – Spetsvypusk № 1.-URL : http://e-koncept.ru/2015/75007.htm (data obrashcheniya 18.01.2019)
10. Praktikum po psikhologicheskim igram s det'mi i podrostkami / sost. T. V. Azarova, O. I. Barchuk, T. V. Beglova: Pod.red. M. R. Bityanovoi. – SPb.: Piter. 2016. – 304 s.
11. Samoukina, N. V. Igry v shkole i doma: psikhotekhnicheskie uprazhneniya, korrektsionnye programmy / N. V. Samoukina.-M. : Novaya shkola, 1995 .-144 s.
12. Smirnova, E. O., Mezhlichnostnye otnosheniya doshkol'nikov: diagnostika, problemy, korrektsiya / E. O. Smirnova, V. M. Kholmogorova. — M.: Gumanitar. izd. tsentr VLADOS, 2005.-158 s.: il.-(Psikhologiya dlya vsekh).
13. Usova, A. P. Rol' igry v vospitanii detei / A. P. Usova.-M.: Pedagogika, 2010.-180 s.
14. El'konin, D. B. Psikhologiya igry / D. B. El'konin. – 2-e izd. – M.: VLADOS, 1999. – 360 s.
15. El'konin, D. B. Rolevaya igra – vedushchii tip deyatel'nosti detei doshkol'nogo vozrasta / D. B. El'konin // El'konin, D. B. Detskaya psikhologiya. – M., 2007. – S. 105-135.