Library
|
Your profile |
Genesis: Historical research
Reference:
Danilova V.
Plutarch and political practice of the I-II centuries AD
// Genesis: Historical research.
2019. № 8.
P. 99-110.
DOI: 10.25136/2409-868X.2019.8.28935 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=28935
Plutarch and political practice of the I-II centuries AD
DOI: 10.25136/2409-868X.2019.8.28935Received: 11-02-2019Published: 25-08-2019Abstract: The subject of this research is the reflection in Plutarch’s political treatises of the contemporary to him political practice. The author proves that Plutarch’s political thought was not just theoretical, aimed solely towards the past and deflected from modernity. The article examines the advices given by Plutarch to the Greek politicians along with the examples of contemporary political events cited in his political writings. Attention is given to Plutarch’s political activity with regards to his native city Chaeronea and province of Achaea, as well as Plutarch’s attitude to Rome. The article analyzes the five political treatises from the collection “Moralia”. The author applies the linguistic analysis in the original language and quantitative analysis for the treatise “How to Manage the Affairs of State”. The ideas of Plutarch correspond to his lifestyle and level of political activity. The author’s contribution lies in introduction of the materials that have not been published in the Russian language. In the course of this study, the author determines the classical and modern qualities of an ideal politician. The article describes Plutarch’s dual stance on the dependence of Greece from Rome, as well as how should the Greek politician conduct himself towards Roman power. It is revealed that the philosophers must play an active role in politics, in particular, positively influence the rulers, and develop their virtues. The research results are valuable for studying the ancient political thought, as well as relevant for the contemporary politicians, especially from in moral aspect. Keywords: Ancient History, Plutarch, political thought, political treatises, political practice, Greece and Rome, ideal statesman, philosopher and ruler, public office, virtueПлутарх (около 46–120) больше всего известен читателям как автор «Сравнительных жизнеописаний» знаменитых греков и римлян, причем большая часть этих биографий относится к временам, весьма далеким от Плутарха. Такому впечатлению способствует тот факт, что почти все биографии римских императоров I в. до н.э.–I в.н.э., написанные Плутархом, были потеряны (за исключением биографий Гальбы и Отона). Между тем, Плутарх интересовался не только политикой и государственными деятелями прошлого, но и современной ему политической жизнью. Данная статья посвящена тому, как в политических сочинениях Плутарха отражается современная ему политическая практика, каковы представления Плутарха о политиках и их деятельности в связи с обстановкой I–II вв. н.э. В работе использованы политические трактаты Плутарха — важные источники, которые дают информацию о политической мысли I–II вв. н.э. Сюда относятся произведения «Наставления о государственных делах» [1, 2], «К непросвещенному властителю» [3, 4], «Следует ли старику управлять государством» [5, 6], «О том, что философу надлежит в особенности разговаривать с правителями» [7, 8], «Об изгнании» [9, 10]. Три последних трактата на русском языке не опубликованы, что показывает актуальность их анализа. Эти произведения входят в «Моралии» — обширный сборник разнообразных сочинений Плутарха, составленный поздним византийским автором [11]. В исторической литературе есть дискуссии по поводу того, являются ли сочинения и взгляды Плутарха общими, отвлеченными от реалий, размышлениями о политике либо они отражают политическую ситуацию времен Плутарха. К примеру, Т. В. Гончарова считает, что Плутарха интересовало прошлое, а не настоящее, потому что в Элладе его времени мыслитель не видел ничего достойного внимания. Плутарх творил свой собственный мир и старался держаться подальше от правителей [12, с. 61, 69, 125]. С. С. Аверинцев, напротив, отмечает, что в политических трактатах Плутарх берет на себя роль философа-наставника, дает много конкретных советов, веря в то, что его наставления будут учтены и осуществлены в общественной жизни греческих городов [13, с. 51]. Г. Аальдерс, подробно изучавший политические взгляды Плутарха, полагает, что наставления философа носили локальный характер, касались политики греческих городов; на глобальном же уровне, когда философ направляет своими советами правителей, Плутарх оставался теоретиком и не претворил свои советы в жизнь [14, с. 7]. В последнее время появилось много работ, в которых авторы показывают, что Плутарх не был оторван от действительности. Л. де Блуа считает, что в политических трактатах Плутарха много общих мест, однако каждый из его современников мог понять и интерпретировать эти общие места для своей конкретной политической ситуации [15, с. 317]. Г. Роскам, анализируя способы начала политической карьеры в произведении «Наставления о государственных делах», приходит к выводу, что Плутарх не дает начинающему политику готовых решений, но представляет возможные альтернативы и подкрепляет их историческим материалом; таким образом, читатель Плутарха должен проявить самостоятельность в выборе политического решения [16, с. 336]. Многие авторы подчеркивают, что Плутарх писал не только для греческого мира, но и для римского, стремился повлиять своими идеями на правящую элиту — как греков, так и римлян [17–21]. Такая позиция представляется верной. Рассмотрим подробно представления Плутарха о государственных деятелях и политической практике в связи с современной ему политической ситуацией. Плутарх имел обыкновение посвящать произведения кому-либо из своих друзей или знакомых. Самое обширное из политических сочинений Плутарха — трактат «Наставления о государственных делах» (Praecepta gerendae reipublicae). Датировка этого сочинения у разных авторов расходится: от 100 г. до 106 г. и позже [14, с. 7–8, прим. 13]. В нем Плутарх обращается к своему современнику Менемаху и дает ему советы насчет того, как нужно вести политическую деятельность. Из текста трактата видно, что Менемах занимал государственную должность в Лидии — области в Малой Азии (Praec. 813e–f, 825d). По мнению одних исследователей, он жил в Сардах [22, с. 168], по мнению других, Менемах был молодым аристократом из города Смирна [21, с. 24]. В трактате «Следует ли старику управлять государством» (An seni respublica gerenda sit) адресатом Плутарха является Эвфан — пожилой человек, который занимал важные должности в Афинах: входил в совет Ареопага и совет амфиктионии (An seni. 792f, 794b). На момент написания этого произведения Плутарх тоже был в пожилом возрасте. Возможно, Эвфан обратился за советом к Плутарху, нужно ли ему уйти в отставку или следует продолжать политическую деятельность. В своем произведении Плутарх находит аргументы в пользу того, что и в пожилом возрасте можно продолжать заниматься государственными делами. Это гораздо лучше, чем предаваться лени, любовным отношениям, утопать в роскоши, пировать. Пожилой человек уже имеет большой опыт и репутацию в обществе: необходимо только умело поддерживать эту репутацию (An seni. 786f, 787a). Молодых политиков часто встречает зависть соперников, а стариков она тревожит гораздо меньше (An seni. 787с). Стариков отличают такие качества, как осторожность (εὐλάβεια) и рассудительность (φρόνησις), которые бывают важны в моменты трудностей и опасностей для государства (An seni. 788с). Пожилые люди умеют убеждать рассудительной речью, давать мудрые советы, обладают даром предвидения ситуации, поддерживают безопасность государства (An seni. 789d–e). В сочинении «Об изгнании» (De exilio) имя адресата не названо, но по содержанию ясно, что речь идет о человеке, который был изгнан из родного города Сарды. Этот человек занимал общественные должности: например, входил в совет города (буле), устраивал состязания (De ex. 604b), — но от всего этого ему пришлось отказаться в связи со ссылкой. Плутарх всячески утешает его, поскольку адресат не был выслан на какую-то отдаленную территорию, ему только было запрещено жить в Сардах. Адресаты произведений «К непросвещенному властителю» (Ad principem ineruditum) и «О том, что философу надлежит в особенности разговаривать с правителями» (Maxime cum principibus philosopho esse diserendum) Плутархом не названы, но эти сочинения, как и предыдущие, представляют из себя советы, которые автор дает читателю. В духе Плутарха было давать наставления (παραγγέλματα): особенно ярко это видно на примере Менемаха, начинающего политика. Плутарх на примерах хочет показать ему, как надо заниматься государственными и общественными делами, вести политическую деятельность (πρᾶξεις πολιτικαι και δημόσιαι, πολιτεία). В своих политических трактатах Плутарх использует множество исторических примеров. Большинство из них взято из весьма далекого прошлого. Приведем для количественного анализа самый большой из политических трактатов — «Наставления о государственных делах». Среди известных политиков, ораторов, полководцев, которых Плутарх приводит в пример, большинство персоналий относится к классическому (V–середина IV в. до н.э.) и эллинистическому (середина IV–I в. до н.э.) периодам в истории Греции: около 40 и более 30 человек соответственно. Самые популярные персонажи: афиняне Перикл (упоминается в 12-ти сюжетах), Фокион (9 сюжетов), Фемистокл, Демосфен и Демад (по 6 сюжетов), фиванец Эпаминонд (10 сюжетов), Александр Македонский (5 сюжетов), спартанец Агесилай (4 сюжета). Можно отметить, что в пяти ситуациях приведен в пример Солон, относящийся к архаическому периоду. Из упомянутых римских государственных деятелей почти все относятся к периоду классической и поздней Республики. Самые популярные персонажи: Катон Старший (9 сюжетов), Помпей (6 сюжетов), Сулла (5 сюжетов) и Сципион Африканский (4 сюжета). В сочинении «Следует ли старику управлять государством» Плутарх приводит примеры из истории, показывающие, что и зрелые люди могут быть хорошими политиками. Катон Старший в возрасте более 80 лет сам защищал себя в суде; спартанский царь Агесилай примерно в таком же возрасте был страшен для врагов как полководец; Перикл достиг наибольшего влияния в Афинах в зрелом возрасте (An seni. 784d–f). В политических произведениях Плутарха нечасто встречаются упоминания о близких ему по времени государственных деятелях. Император Август упомянут вместе с философом Арием Дидимом в связи с вопросом о том, что философ должен искать себе покровителей (Praec. 814d). Два раза упоминается император Тиберий: один фрагмент к политике не относится и связан с высказыванием Тиберия о необходимости обращения к врачам в пожилом возрасте (An seni. 794b–c), а во втором Плутарх пишет о том, что последние годы жизни этот император провел на острове Капри и управлял государством оттуда (De ex. 602e–f). В негативном ключе упоминается Нерон, который готовился лишить жизни Тразею Пета (Praec. 810a). Но всё же в сочинениях Плутарха есть примеры из современной ему политической жизни. Эти примеры во многом касаются отношений греков с римлянами. Ко времени жизни Плутарха Греция (провинция Ахайя) уже двести лет находилась под властью Рима. Г. Аальдерс отмечает, что при Плутархе римляне уже не воспринимали себя как завоевателей Греции, а греков — как побежденных: между греками и римлянами установились довольно тесные связи [14, с. 12]. Общепризнано, что Плутарх осознавал зависимость Греции от Рима, принимал владычество Рима как данность и лояльно относился к римским властям [13, с. 50; 11; 23, с. 7; 14, с. 11; 21, с. 13]. П. Дезидери подчеркивает, что для Плутарха идеальный политик воспринимается как идеальный греческий полисный деятель, который находится в ситуации автократического внешнего контроля со стороны Рима [24]. В «Наставлениях о государственной власти» Плутарх напоминает лидийцу Менемаху о том, что тот живет не в древней державе лидийцев со столицей Сарды, а находится в подчинении римского наместника. Плутарх советует Менемаху не идти против власти римлян, ссылаясь на судьбу его земляка Пардала, который участвовал в антиримском восстании и понес за это наказание в виде казни. Другие участники восстания были отправлены в ссылку (Praec. 813е–f). В другом месте трактата Плутарх отмечает, что в Сардах поссорились Пардал и Тиррен, из-за чего город отпал от власти римлян, но затем это выступление было подавлено вооруженной силой (Praec. 825d). В трактате «Об изгнании» речь идет, как упоминалось выше, о должностном лице, изгнанном из города Сарды — возможно, за какие-то проступки перед римскими властями. Плутарх приводит еще несколько фактов выступлений в провинциях против римлян: жителей Пергама при Нероне, жителей Родоса — при Домициане и фессалийцев — при Августе (Praec. 815d). Именно это упоминание о политических событиях I–II вв. н.э. является самым близким по времени к самому Плутарху, однако никаких подробностей он не рассказывает за исключением того, что в Фессалии некий Петрей был сожжен заживо. Идея Плутарха состоит в том, что греческие города должны решать свои внутренние проблемы и конфликты самостоятельно, не привлекая к этому римские власти. Задача политика — максимально сплотить граждан полиса, не допустить раздоров между богатыми и влиятельными и бедными гражданами. Известно, что в Греции того периода было большое имущественное расслоение [13, с. 52–53], поэтому проблема единства граждан была актуальной. Некоторые богатые и знаменитые люди, судя по трактату Плутарха, с презрением и высокомерием относились к тем, кто исполнял государственные должности — видимо, не будучи при этом богатыми (Praec. 817а–b). Плутарх прямо указывает на проблему бедности: советует правителю не влезать в долги, просить помощи для города у богатых людей — например, при устройстве состязаний, хоров и угощений, давать возможность беднякам (πένητες) участвовать в общественной жизни при условии их добродетельности (Praec. 822d, f). Плутарх считает, что важнейшей ценностью для эллинов внутри их полисов должно быть согласие (единомыслие, единодушие — ὁμόνοια) граждан, поэтому политики должны пресекать всякую вражду и несогласие, предотвращать распри внутри народа (Praec. 824c–e, 825а–f). Еще один важный совет для греческого политика заключается в том, что полезно завести среди римлян влиятельного друга, чтобы иметь опору для своих действий. Тем самым можно помогать родному городу, как это делал ранее грек Полибий, имевший влиятельного римского покровителя в лице Сципиона (Praec. 814с). Сам Плутарх завел влиятельных друзей в Риме: это были Луций Местрий Флор — сенатор, друг императора Веспасиана, о котором Плутарх упоминает в жизнеописании Отона, и Квинт Созий Сенецион — политический и военный деятель времен императора Траяна. Созию Сенециону посвящен ряд произведений Плутарха, включая «Застольные беседы» и «Сравнтельные жизнеописания». Плутарх был дружен с семьей Авидиев: отец и сын с одинаковым именем Авидий Нигрин, а также Авидий Квиет были по своим должностным обязанностям связаны с Ахайей [22, с. 62, 88]. Авидию Нигрину-отцу и Авидию Квиету посвящены произведения Плутарха «О братской любви» и «Почему божество медлит с воздаянием». Плутарх, с одной стороны, понимает, что времена славы греческих городов давно прошли. Он осуждает тех греческих политиков, которые необдуманно призывают толпу «подражать деяниям, мыслям и подвигам предков, несообразным нашему времени и настоящим обстоятельствам» [1, гл. 19]. С другой стороны, Плутарх говорит о том, что не нужно унижаться перед римлянами: неправильно поступают те, кто стремится к управлению провинцией в ущерб делам родного города, кто обращается к римским наместникам по любому, даже незначительному, поводу (Praec. 814f). В произведениях Плутарха заметно сожаление по поводу того, что греки вынуждены подчиняться римлянам; возможно, не только сожаление, но и горькая ирония по поводу того, что сложилась такая ситуация. Общеизвестно высказывание Плутарха о том, что над головой греческих политиков занесен «римский башмак» (калцеус), поэтому не стоит слишком заноситься (Praec. 813f). Плутарх пишет о «бессилии» (ασθένεια) Эллады и о том, что любые полномочия греческого должностного лица могут быть отменены распоряжением римского проконсула (Praec. 824e). В трактате «Об изгнании» Плутарх утешает политика, изгнанного из родного города, и перечисляет ему преимущества ссылки и вынужденного отрыва от политической деятельности: «мы не вступаем в распри, не делаем больших расходов, не стоим подолгу у дверей наместника, совершенно не заботимся о том, кто был распределен по жребию в нашу провинцию (имеется в виду римский наместник — прим. автора), будь он вспыльчивый (человек) или невыносимо неприятный» (De ex. 604b). В этом фрагменте видно, что автор недоволен зависимостью от римских властей. Негативные высказывания о зависимости греков от римлян есть и в жизнеописании Филопемена [25, с. 66]. Плутарх категорически не одобряет тех политиков, которые заискивают перед народом, пытаются снискать расположение толпы, постоянно устраивая обильные угощения, денежные раздачи и зрелища – например, пиррихические пляски, театральные представления или гладиаторские бои (Praec. 802d, 821e, 823е). Пирриха, изначально представлявшая собой имитацию военного танца, зародилась в Греции; в Афинах ее могли исполнять эфебы, то есть юноши, проходившие военную подготовку. В период поздней Республики и Империи римляне заимствовали этот танец у греков. Например, при Нероне в Риме были показаны пиррихи в исполнении эфебов, после чего эти эфебы получили римское гражданство — видимо, за свое танцевальное мастерство. Судя по описанию Светония, танец не имел военного характера и представлял собой инсценировку мифов [26, Нерон. 12.1–2]. Нужно отметить, что зрелища и раздачи в адрес плебса были испытанным приемом римских императоров, поднимавшим их авторитет в глазах народа. Плутарху с моральной точки зрения не нравится такое поведение правителя, поскольку оно развращает народ и низводит его до положения бессловесного животного, которым ловко управляют демагоги. Плутарх не исключает проведений праздников, игр и раздач для народа, но только в том случае, если зрелища носят пристойный характер, а не разжигают в людях чувственные страсти и кровожадность (Praec. 818c–d, 822c). Во политических произведениях Плутарха дается характеристика политического деятеля — по сути, рассматривается его идеальный образ. В этом образе можно найти и «классические» черты, сформулированные задолго до Плутарха, и черты, характерные для политики I–II вв. н.э. К классическим чертам можно отнести следующие. Плутарх отмечает необходимость правления во имя общего блага, общей пользы граждан (τό κοινόν, κοινόν όφελος, συμφέρον — Praec. 798e, 809е, 817d; Max. c. princ. 778f, 779b; An seni 783d–e, 797е) — мысль, известная со времен Платона и Аристотеля. Политик должен заниматься общественными делами (τῶν κοινωνικῶν), служить обществу (An seni 787f, 786с). Занятие политикой Плутарх понимает как общественную службу (λειτουργία); он считает, что политическая деятельность – это не временная обязанность человека, вызванная необходимостью, а «образ жизни прирученного политического и общественного животного» (βίος ἡμέρου καὶ πολιτικοῦ καὶ κοινωνικοῦ ζῴου — An seni. 791с). Эта фраза прямо перекликается с «Политикой», где Аристотель говорит о том, что «человек по природе есть политическое животное» (ὅτι ὁ ἄνθρωπος φύσει πολιτικὸν ζῷον – Pol. I.I.9) [27]. По убеждению Плутарха, правитель должен пользоваться советами мудрых философов. Эта идея тоже известна со времен Платона, последователем которого во многом считал себя Плутарх [28, с. 12 слл.; 12, с. 17, 22–24; 14, с. 10, 41; 29]. В «Наставлении о государственных делах» он упрекает тех философов, которые «многими увещаниями призывают к делу, но не учат и не разъясняют, как за него взяться» [1, гл. 1]. Отсюда ясно, что Плутарх хотел бы видеть от занятий политической философией конкретную практическую пользу, а именно — помощь действующим политикам. В произведении «К непросвещенному властителю» Плутарх также поднимает тему отношений правителя и философа. Ссылаясь на политический опыт Платона, Плутарх говорит о том, что философу бывает трудно давать советы правителям, поскольку они боятся умалить свою власть. Между тем, наставления философа должны отнять у власти правителя только то, что для нее опасно — в первую очередь, с нравственной точки зрения — и оставить все то, что полезно (Ad princ. inerud. 779d–f). Далее Плутарх рассматривает известный эпизод о встрече Александра Македонского с киником Диогеном в Синопе. Поговорив с Диогеном, увидев образ его жизни, Александр произнес: «Не будь я Александром, я хотел бы стать Диогеном» [3, гл. 5]. Плутарх комментирует высказывание царя так: Александр ведь имел возможность стать философом, как Диоген, по судьбе оставаясь при этом Александром. По мнению Плутарха, следование философии помогло бы Александру в его нелегкой судьбе, которая приготовила ему много испытаний (Ad princ. inerud. 782a–b). Той же теме непосредственно посвящено произведение «О том, что философу надлежит в особенности разговаривать с правителями». Важную роль в этом сочинении играет понятие «философское учение» (φιλόσοφος λόγος), которое, по сути, иногда заменяет слово «философ» (Max. c. princ. 776c, f; 779a–b). По мнению Плутарха, философское учение должно применяться на практике и вдохновлять правителей и политиков, помогать им в их трудах (Max. c. princ. 776c). Философ не должен бездействовать, устраняться от общественной деятельности (ἀπράγμων — 778b): наоборот, он должен активно воздействовать на правителей. Философ может направлять их к добродетелям и через одного человека таким образом приносить пользу многим людям. В произведении «Следует ли старику управлять государством» Плутарх прямо говорит о том, что быть философом и заниматься политической деятельностью — это одно и то же (ὅμοιον δ᾽ ἐστὶ τῷ φιλοσοφεῖν τὸ πολιτεύεσθαι), в том смысле, что оба занятия требуют практической деятельности, непрерывных трудов. Тот, кто представляет себе философа только сидящим в кресле и читающим лекции по книгам, ошибается, поскольку жизнь философа должна включать всю его повседневную деятельность, весь его жизненный опыт (An seni. 796c–е). Таким образом, Плутарх подчеркивает, что и философ, и правитель должны быть активными до самой старости. Плутарх считал, в духе полисной классики, что каждый человек должен быть хорошим гражданином — ἀγαθός πολίτης — и принимать участие в делах родного полиса. При этом совершенно неважно было, какую должность занимает гражданин — высокую или низкую. Плутарх приводит высказывание фиванского политического деятеля Эпаминонда: «не только должность проявляет человека, но и человек – должность» (οὐ μόνον ἀρχὴ ἄνδρα δείκνυσιν ἀλλὰ καὶ ἀρχὴν ἀνήρ — Praec. 811b). Эту мысль Плутарх прямо относит к себе, поскольку в определенный момент он занимал в Херонее должность телеарха, то есть наблюдал за чистотой улиц, уборкой мусора, общественными постройками, строительством. Плутарх не считал зазорным заниматься на этой должности разными мелкими проблемами, поскольку это делалось для пользы города (Praec. 811b–c). Затем Плутарх еще раз повторяет, что политик не должен отказываться от выборной должности, даже если она ниже его социального статуса (Praec. 813с–d). В других произведениях Плутарх упоминает, что он занимал в Херонее важную должность архонта-эпонима [31, II.10.1; VI.8.1], а также должности агонотета (ἀγωνοθεσία) и беотарха (Βοιωταρχία) (An seni. 785c). Агонотет был распорядителем при жертвоприношениях и сопровождавших их пирах и играх. Беотарх — высшее должностное лицо в Беотии, родной области Плутарха. Беотархов избирали на один год, и они входили в совет, управлявший Беотией. В пожилом возрасте, примерно в середине 90-х гг., Плутарх стал жрецом Аполлона в Дельфах. Должность жреца была пожизненной, и сам автор упоминает о том, что он пережил много пифиад, то есть четырехлетних циклов между Пифийскими играми, посвященными Аполлону (An seni. 792f). Плутарх считает, что даже в пожилом возрасте не следует отказываться от должности, если на нее тебя выбрал народ, поскольку исполнение должности – это почетно и достойно (An seni. 794с). Таким образом, Плутарх не уклонялся от политической деятельности и считал, что нужно приносить пользу родному городу. От поздних авторов дошла информация о должностях Плутарха, которые он получил в старческом возрасте. Византийский автор Суда упоминает о том, что при Траяне Плутарх получил ранг консуляра и соответствующие знаки отличия — ornamenta consularia. Некоторые историки считают это сообщение достоверным [17, с. 29; 21, с. 20], другие, наоборот, ненадежным [32, с. 171–172]. Евсефий Памфил под 119 г. записал, что император Адриан назначил Плутарха прокуратором Эллады. Это сообщение либо подвергается сомнению либо исследователи предполагают, что должность Плутарха скорее была почетной и номинальной, чем действительно командной [17, с. 34; 14, с. 6; 21, с. 20]. Теперь рассмотрим, какие советы Плутарха вытекают из современной ему политической обстановки. Плутарх высказывает интересные мысли о том, как и по каким причинам люди начинают политическую деятельность (πολīτεία). Недостойные варианты, по его мнению, — это решения заняться политикой ради пустых желаний, стремления к соперничеству, жажды славы, обогащения или от недостатка других дел. Не лучшими кажутся Плутарху и такие варианты, когда люди попадают в политику по воле случая (άπό τὺχην) или в связи с сильным эмоциональным порывом (Praec. 798с–f). Тот, кто хочет стать настоящим государственным деятелем, должен сделать свой выбор разумно, быть подготовленным и затем уже не бросать политические занятия несмотря ни на какие трудности. Плутарх видит два возможных пути для начала политической деятельности. Первый путь — это возможность чем-то ярко привлечь к себе внимание граждан и тем самым прославиться. Этот путь быстрый, блистательный, но достаточно опасный (Praec. 804c–е). Плутарх называет здесь такие возможности начать политическую карьеру: явиться гражданам в качестве посла (дипломата, переговорщика), триумфатора или стратега, отличившегося в военных действиях, или свергнуть тирана. Однако, замечает Плутарх, в современной Элладе фактически нет возможности чем-то ярко выделиться, потому что время активной политической и военной жизни греческих полисов давно прошло. (Praec. 804е–805а). Учитывая политические реалии, остаются такие варианты начала политической деятельности, как участие в народном суде в роли судьи или защитника и в посольствах к римскому императору (Praec. 805a–b). Если говорить о посольствах, то известно, что Плутарх дважды посетил Рим. Первый раз это произошло в 70-е гг., при императоре Веспасиане, когда Плутарх был молодым. Исследователи предполагают, что Плутарх был послом от родного города Херонеи или области Беотии (возможно, также представлял интересы Дельф) и просил покровительства Веспасиана, а также стремился показать себя как философа и завести друзей в Риме [12, с. 53; 13, с. 58; 21, с. 14]. Второй раз он посетил Рим, предположительно, в начале 90-х гг. В биографии Демосфена Плутарх пишет о том, что в Риме он был занят государственными делами и преподаванием философии [30, Dem. 2.2]. В юношеском возрасте Плутарха отправили послом от Херонеи к римскому проконсулу провинции Ахайя (Praec. 816d), так что посольство действительно было способом заявить о себе. Плутарх также упоминает посольства, обсуждая вопрос отношений политика с друзьями: писатель отмечает, что политик может отправить своего друга послом к правителю, чтобы засвидетельствовать почтение (οἷον ἡγεμόνος τιμὰς ἔχουσαν — Praec. 808c), где под «гегемоном» подразумевается наместник провинции либо император. В рассуждении о друзьях политика Плутарх говорит и о судебной деятельности: политик может принести пользу другу, если доверит ему быть защитником в оплачиваемом судебном деле (τῷ μὲν οὖν ἐγχείρισον συνηγορίαν ἔμμισθον ὑπὲρ τοῦ δικαίου — Praec. 809а). Плутарх предлагает в качестве начала политической карьеры также моралистическую деятельность, а именно — восстановление хороших обычаев греческих полисов и устранение позорных (Praec. 805а–b). В этом плане Плутарх, вероятно, подразумевал себя, поскольку являлся поборником нравственности и добродетельности и всегда стремился к морализаторству в своих произведениях [28, с. 22]. Второй путь для начала политической деятельности — обычный и медленный, но зато надежный и безопасный. Главный совет Плутарха в этом случае — найти себе наставника из числа людей более старших, опытных, влиятельных и, главное, обладающих добродетелью (ἀρετή) и строить свою карьеру опираясь на них. К наставнику надо выказывать уважение и не стремиться отобрать у него славу (Praec. 804d; 805e–f; 806a–c). Здесь Плутарх приводит высказывание из «Законов» Платона: «не сможет хорошо повелевать тот, кто не научился сначала как следует повиноваться» (Praec. 806f). В трактате «Следует ли старику управлять государством» Плутарх пишет о том, что молодые политики должны набираться опыта у старших, а старшие должны их обучать и наставлять на собственном примере, готовить их к служению государству (An seni 790d–f, 791a, 795е). Плутарх приводит в пример общественный строй Спарты, где младшие всегда подчинялись старшим и учились у них. По мнению Плутарха, не стоит начинать политическую деятельность в пожилом возрасте, поскольку старому человеку поздно учиться принципам управления: ему не хватает для этого практических навыков (An seni. 784a–c). Подводя итого исследования, отметим следующее. Политические трактаты Плутарха написаны с целью дать практические наставления конкретным адресатам и всем другим читателям. Обильное количество примеров из прошлого Греции и Рима объясняется начитанностью Плутарха, использованием множества письменных источников информации. Примеры политической деятельности I–II вв. н.э. приводятся реже и часто без упоминания конкретных персоналий. Учитывая зависимость Греции от Рима, возможно, Плутарх опасался навредить кому-нибудь из греческих политиков, негативно оценивая их деятельность, поэтому современная политическая ситуация в основном рассматривается в обобщенном виде. Отношение к римской власти у Плутарха двоякое: он дает советы греческим политикам подчиняться, но не раболепствовать перед римскими наместниками, заводить влиятельных римских друзей не для того, чтобы сделать собственную карьеру, а чтобы помочь родному полису. Римскую политику «хлеба и зрелищ» в отношении народа, перенятую греками, Плутарх категорически не одобряет. От современных политиков он требует добродетельности и особое внимание уделяет необходимости поддержания единства и согласия среди граждан. Политическая активность самого Плутарха ограничивалась тем, что он занимал должности на местном уровне провинции Ахайя. Плутарх не стремился получить высокий пост уровня наместника провинции или должность в самом Риме: во-первых, потому, что он был патриотом родного города, а во-вторых, потому что большую часть его времени занимали ученые занятия и преподавание. Однако Плутарх видел свое предназначение в том, чтобы влиять на политиков через свои сочинения и этико-философские наставления. Через все произведения Плутарха проходит мысль о том, что для политика и гражданина полиса необходима активная деятельность, постоянная политическая практика на благо общества, которая не заканчивается даже в пожилом возрасте.
References
1. Plutarkh. Nastavleniya o gosudarstvennykh delakh. Per. S.S. Averintseva // Plutarkh. Moralii: Sochineniya. M.: ZAO Izd-vo EKSMO-Press, Khar'kov: Izd-vo Folio, 1999. S. 760–806.
2. Plutarch. Praecepta gerendae reipublicae // Plutarch. Moralia. G.N. Bernardakis (ed.). Leipzig: Teubner, 1893. Vol. 5 [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Perseus%3Atext%3A2008.01.0332%3Astephpage%3D798a (data obrashcheniya 08.02.2019) 3. Plutarkh. K neprosveshchennomu vlastitelyu. Per. S.S. Averintseva // Pamyatniki pozdnei antichnoi nauchno-khudozhestvennoi literatury. M.: Nauka, 1964 [Elektronnyi resurs]. URL: // http://simposium.ru/node/1068 (data obrashcheniya 28.01.2019) 4. Plutarch. Ad principem ineruditum // Plutarch. Moralia. G.N. Bernardakis (ed.). Leipzig: Teubner, 1893. Vol. 5 [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Perseus:text:2008.01.0324 (data obrashcheniya 08.02.2019) 5. Plutarch. An seni respublica gerenda sit // Plutarch. Moralia. With an English translation by H.N. Fowler. Cambridge–London: Harvard University, Loeb Classical Library edition, 1936. Vol. X [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Perseus:text:2008.01.0329 (data obrashcheniya 08.02.2019) 6. Plutarch. An seni respublica gerenda sit // Plutarch. Moralia. G.N. Bernardakis (ed.). Leipzig: Teubner, 1893. Vol. 5 [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Perseus:text:2008.01.0328 (data obrashcheniya 08.02.2019) 7. Plutarch. Maxime cum principibus philosopho esse diserendum // Plutarch. Moralia. With an English Translation by. H.N. Fowler. Cambridge: MA. Harvard University Press; London: William Heinemann Ltd., 1936. Vol. 10 [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Perseus:text:2008.01.0321 (data obrashcheniya 08.02.2019) 8. Plutarch. Maxime cum principibus philosopho esse diserendum // Plutarch. Moralia. G.N. Bernardakis (ed.). Leipzig: Teubner, 1893. Vol. 5 [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Perseus:text:2008.01.0320 (data obrashcheniya 08.02.2019) 9. Plutarch. De exilio // Plutarch. Plutarch's Morals. Translated from the Greek by several hands. Corrected and revised by W. W. Goodwin. Cambridge: Press Of John Wilson and son, 1874. Vol. 3 [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Perseus:text:2008.01.0308 (data obrashcheniya 08.02.2019) 10. Plutarch. De exilio // Plutarch. Moralia. G.N. Bernardakis (ed.). Leipzig: Teubner, 1891. Vol. 3 [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Perseus:text:2008.01.0307 (data obrashcheniya 08.02.2019) 11. Freiberg L.A. «Moralii» Plutarkha // Vestnik drevnei istorii. 1976. №3 [Elektronnyi resurs]. URL: http://simposium.ru/node/9070 (data obrashcheniya: 13.01.2019) 12. Goncharova T.V. Plutarkh. M.: KomKniga, 2010. 208 s. 13. Averintsev S.S. Plutarkh i antichnaya biografiya. M.: Izdatel'stvo «Nauka», 1973. 281 s. 14. Aalders G.J.D. Plutarch’s Political Thought // Verhandelingen der Koninklijke Nederlandse Akademie van Wetenschappen. Afd. Letterkunde. Amsterdam, Oxford, New York: North-Holland Publishing Company, 1982. Deel 116. 67 p. 15. De Blois L. The Ideal Statesman: A Commonplace in Plutarch’s Political Treatises, His Solon, and His Lycurgus // The Unity of Plutarch's Work: 'Moralia' Themes in the 'Lives', Features of the 'Lives' in the 'Moralia'. Ed. by A.G. Nikolaidis. Berlin–New-York: Walter de Gruyter, 2008. P. 317–324. 16. Roskam G. Two Roads to Politics. Plutarch on the Statesman’s Entry in Political Life // The Unity of Plutarch's Work: 'Moralia' Themes in the 'Lives', Features of the 'Lives' in the 'Moralia'. Ed. by A.G. Nikolaidis. Berlin–New-York: Walter de Gruyter, 2008. P. 325–338. 17. Jones C.P. Plutarch and Rome. Oxford: The Clarendon Press, 1971. Pp. xiii + 158. 18. Sage and Emperor. Plutarch, Greek Intellectuals, and Roman Power in the Time of Trajan (98-117 A.D.). Edited by Philip A. Stadter and Luc Van der Stockt. Leuven: Leuven University Press, 2002. Pp. viii + 354. 19. Beme M. Plutarkh i atticheskaya demokratiya // Narod i demokratiya v drevnosti: doklady rossiiskoi nauchnoi konferentsii / V.V. Dement'eva (otv. red.). Yaroslavl': YarGU, 2011. S. 60–69. 20. Stadter Ph.A. Plutarch and his Roman Readers. Oxford University press, 2014. Pp. viii + 394. 21. Stadter Ph.A. Plutarch and Rome // A Companion to Plutarch. Ed. by M. Beck. Blackwell: Wiley, 2014. P. 13–31. 22. Birley A.R. Hadrian. The Restless Emperor. London and New-York: Routledge, 1997. 399 p. 23. Tomashevskaya M.N. Plutarkh // Plutarkh. Izbrannye zhizneopisaniya. V 2 t. T. I. Per. s drevnegr. M.: Pravda, 1990. S. 5–24. 24. Desideri P. Greek poleis and the Roman Empire: nature and features of political vertues in an autocratic system // Virtues for the People. Asprcts of plutarchian Ethics. Ed. by G. Roskam and L. van der Stockt. Leuven: Leuven University Press, 2011. P. 83–98. 25. Markov K.V. Rimskaya imperiya i imperatorskaya vlast' v otsenkakh i suzhdeniyakh grecheskikh avtorov vremen Antoninov i Severov // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2015. № 3. S. 63–71. 26. Suetonius. Lives of the Caesars with an Engl. transl. by J.C. Rolfe. Cambridge – London: Harvard University Press, 1914. Vol. 2. 576 p. 27. Aristotel'. Politika. Per. S.A. Zhebeleva // Mysliteli Gretsii. Ot mifa k logike: Sochineniya. M.: ZAO Izd-vo EKSMO-Press; Khar'kov: Izd-vo «Folio», 1998. S. 441–699. 28. Losev A.F. Plutarkh, ocherk zhizni i tvorchestva // Plutarkh. Moralii: Sochineniya. M.: ZAO Izd-vo EKSMO-Press, Khar'kov: Izd-vo Folio, 1999. S. 5–38. 29. Roskam G. A Pαιδεία for the Ruler. Plutarch’s Dream of Collaboration between Philosopher and Ruler // Sage and Emperor. Plutarch, Greek Intellectuals, and Roman Power in the Time of Trajan (98-117 A.D.). Edited by Philip A. Stadter and Luc Van der Stockt. Leuven: Leuven University Press, 2002. P. 175–190. 30. Plutarch. Demosthenes // Plutarch. Plutarch's Lives. With an English Translation by B. Perrin. Cambridge; MA. Harvard University Press; London: William Heinemann Ltd., 1919. Vol. 7 [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Perseus%3Atext%3A2008.01.0111%3Achapter%3D1%3Asection%3D1 (data obrashcheniya 08.02.2019) 31. Plutarkh. Zastol'nye besedy. Per. Ya. Borovskogo // Plutarkh. Moralii: Sochineniya. M.: ZAO Izd-vo EKSMO-Press, Khar'kov: Izd-vo Folio, 1999. S. 41–278. 32. Swain S. Hellenism and Empire. Language, Classicism, and Power in the Greek World, AD 50–250. Oxford, 2003. 512 p. |