DOI: 10.25136/2409-868X.2018.12.28535
Received:
23-12-2018
Published:
30-12-2018
Abstract:
The goal of this article is the synoptic characteristic of the photographed visual sources applied in the process of reconstruction of everyday life of the residents of Russian periphery, as well as models of everyday routine of the diverse social, professional and age groups of urban population of the late XIX – early XX century. For detailed and gradual examination of this topic, the range of sources was limited by photo collections of Tobolsk and Tyumen. This article is first to describe and introduce into the scientific discourse of the set of photos of several local collections preserved in the state museums, as well as private and family archives. Methodological foundation contains the principles of historical anthropology and visual history, combined with the micro-historical approach towards exploring the local photo collections of various types. Micro-historical approach is specified by studying the local collections, with application of systemic and structural-functional analysis, comprehensive and descriptive approaches, historical-typological method, as well as paramount in working with photo collections method of museum classification and attribution. The scientific novelty is defined by the use of photo documents as the backbone and independent sources in studying the history of everyday life of Western Siberian cities during the period of rapid growth of photographic industry in Russia, which fell on the turn of the XIX – XX centuries.
Keywords:
urban daily life, Western Siberia, microhistorical approach, photographic documents, regional photo collections, museum collections, family archives, photo studio, city inhabitants, visual history
На современном этапе развития социогуманитарных дисциплин одним из наиболее востребованных направлений, вызывающих пристальное внимание ученых, становится история повседневности. Использование микроисторического подхода в комплексном изучении повседневности предполагает значительное расширение круга источников, в частности, за счет включения в корпус потенциальных научных материалов визуальных документов. Более активное обращение к изобразительным документам в познании социокультурных проблем на различных этапах развития российского общества обусловлено визуальным поворотом, произошедшим в 1970-х гг. Данный междисциплинарный сдвиг явился отправной точкой появления визуальных исследований (visual studies) в нескольких отраслях гуманитарного знания, обозначив качественно новое отношение к фотоизображению, в том числе и в исторической науке.
Роль пионера в разработке методологической основы изучения фотодокументов принадлежит В. М. Магидову, которым рассмотрены вопросы терминологии, историографии, классификации фотографий в общей структуре кинофотофонодокументального источниковедения [24]. Актуальные проблемы архивоведческого, источниковедческого, музееведческого осмысления фотографий поднимаются в трудах М. И. Андреевской, Г. Н.Ланского, Р. О. Абиловой, В. Н. Цукановой, Е. М. Главацкой [5; 22; 1, 2; 57; 12].
В качестве яркого примера серьезного отношения научного сообщества к фотографии как историческому источнику необходимо особо отметить сборник статей международной научной конференции «Образы истории, история в образах: визуальные источники по истории России ХХ века». В издании излагаются теоретические подходы и прикладные методы визуалистики, согласно которым визуальные объекты изучаются как социальные и культурные практики [46, с. 2].
В целом проблема городской повседневности дореволюционного периода в территориальных рамках Западной Сибири весьма активно разрабатывается на протяжении уже нескольких десятилетий. Вопросам повседневности с позиций исторической урбанистики посвящены теоретические и прикладные исследования А. Д. Алисова, Н. А. Миненко, Е. Ю. Апкаримовой, С. В. Голиковой, Ю. М. Гончарова, В. А. Скубневского, Н. В. Бутаковой, А. И. Татарниковой, М. В. Шиловского, И. С. Томилова и др. [3, 4; 26; 13, 14, 15; 50; 8; 52; 58; 56].
Е. Н. Андрианова в своей диссертационной работе обращается к коллекции фотографий документального фонда государственного центрального музея современной истории России как к источнику по истории повседневности, предметом изучения З. М. Рубининой стал фотографический архив семьи российских разночинных интеллигентов Левицких, методологии исследования фотографии с этнографическим содержанием посвящена диссертация Е. Б. Толмачевой [6; 48; 55].
Тематика работ по изучению сибирской фотографии сосредоточена на рассмотрении периодов развития и особенностях зарождения фотодела в масштабах Западной Сибири, становлении профессиональных ателье, уточнении творческих биографий отдельных фотографов, что, безусловно, требует скрупулезного подхода [19; 7; 21; 61; 60]. Однако специального исследования городской повседневности на основе фотографических источников с позиций исторической антропологии и визуалистики в сибирской историографии до сих пор не предпринималось, несмотря на то, что местные музейные, архивные, частные коллекции фотографий очень обширны. Актуальность настоящей работы заключается в объективной необходимости оценки региональных фотографических материалов с точки зрения их плодотворного использования в деле исторического конструирования моделей повседневности западносибирской провинции, выявления рационального когнитивного потенциала этих документов.
Источниковую базу исследования составили фотографические собрания музеев различного статуса и подчинения (государственные, ведомственные, школьные), фотоэкземпляры из собраний местных частных коллекционеров, семейных архивов жителей Тобольска и Тюмени, фотофонда государственного архива в г. Тобольске. Для более полного раскрытия темы к работе были привлечены опубликованные фотографии по изучаемой проблематике. Подобная локализация источников обусловила акцентирование внимания в первую очередь на образе жизни обывателей Тобольска и Тюмени, что позволило проследить общие черты региональной повседневности на примере конкретных городов.
В результате обзорного анализа коллекций был выявлен обширный пласт фотоматериалов, изготовленных в профессиональных ателье городов Западной Сибири, а также комплекс фотографий, принадлежащих работе местных установленных и анонимных фотографов-любителей конца XIX – начала XX вв. Перечень западносибирских фотомастерских, продукция которых находится на хранении в региональных собраниях и представляет интерес в изучении выбранной темы, довольно внушителен: фотоателье М. М. Уссаковской, В. Л. Туленкова, А. В. Янушкевича, А. В. Цветкова, А. А. Мурина, И. Ф. Кузиковского, Ф. С. Ляхмайера, Е. Шредерс, Я. Я. Фидлермана, М. М. Сусловой, «Сибирская фотография» И. М. Шустера, «Путешествующая фотография» П. И. Афонасьева, «Путешествующая фотография» П. П. Сухих, фотоателье «Лувр» (Тобольск); мастерские К. Н. Высоцкого, Ф. С. Соколова, И. И. Кадыша, Т. К. Огибенина, Л. И. и К. Л. Родионовых, «Общедоступная фотография» В. И. Маргина (Тюмень); фотография И. Е. Кесслера, В. Коркина (Омск); А. А. Хаймовича, Н. С. Юнышева, И. Р. Томашкевича (Томск); ателье А. И. Кочешева (Курган); Н. А. Лузьянова, П. И. Жилина (Ишим); Н. С. Макарова, И. М. Шпона, С. Я. Вишняк (Тара)и др.
Корпус рассмотренных фотоисточников по реконструкции городской повседневности западносибирской провинции содержит несколько объемных блоков, отличается структурной сложностью и многокомпонентностью. Самый масштабный блок документов объединяет видовые панорамные фотографии, демонстрирующие природные и урбанистические ландшафты, архитектурный облик, типическую застройку и подробности благоустройства городов.
Больший процент приходится на фотографии, визуализирующие панорамные виды города Тобольска, отражающие особенности городского пространства. Своеобразие городской застройки Тобольска возникло под влиянием неповторимого природно-географического рельефа местности, что определило деление пространства на две части – верхний и нижний посад. Эта двучастность, двухуровневость городского «организма» обусловила многие моменты вседневной жизни населения. В результате данных обстоятельств сложилась совершенно особая система повседневного жизненного ритма обывателей, вынужденных подниматься в верхнюю часть города и спускаться в нижнюю в связи с конкретной житейской или служебной необходимостью.
На обзорных фотографиях верхнего посада, являвшего собой центр светской и духовной административной жизни города, изображены его архитектурные и культовые доминанты. Это здания, входящие в ансамбль Тобольского Кремля (Софийско-Успенский собор, Архиерейский дом, Присутственные места губернского правления, Рентерея), а также некоторые частные дома чиновников высшего звена, популярное место проведения досуга местной публики – Тобольский губернский музей и примыкающий к нему Сад Ермака [54, №№ 15502/1-6, 11854/5, 15740/2].
Рис. 1. Тобольск. Вид на верхний город. Открытка н. XX в.
Фотоателье М. Уссаковской. МИОИС ЭА.
Ежедневная жизнь обычных жителей протекала в нижнем посаде Тобольска, поэтому важнейшие социокультурные и сакральные объекты располагались именно в этом составном модуле городского пространства, которому посвящен целый комплекс фотодокументов дореволюционного периода. Здесь были сосредоточены общественные, учебные, досуговые заведения, жилые постройки, наиболее людные, отмеченные признаком пассионарности улицы города – Большая Архангельская, Богоявленская, Большая Пятницкая, Туляцкая и др. Нижний посад отличало наличие большего по сравнению с верхним городом количества православных соборов и церковных приходов, религиозных зданий других конфессий, торговых точек и жилых построек.
Рис. 2. Панорамное изображение подгорной части Тобольска.
Открытка н. XX в. Фотоателье М. Уссаковской. МИОИС ЭА.
Значимые транспортные артерии, являющиеся связующими звеньями нижнего и верхнего города Никольский и Прямской взвозы, по которым проходили основные маршруты передвижения горожан Тобольска, также оказались зафиксированными в источниках региональных собраний [19, с. 253-254; 30, № 79; 54, № 15730/9]. Часть фотографий отображает траектории крестных ходов. Прежде всего, это территория, примыкающая к кафедральному Софийско-Успенскому собору и соседствующему с ним Покровскому. В период крупных религиозных и государственных светских праздников, непременно сопровождавшихся отправлением религиозных обрядов, таких как общий молебен и, следовавших за ним крестных выходов, именно эти сакральные точки верхнего города становились реперными. Отсюда процессии продолжали движение далее к церквям и общественным пространствам нижнего посада [30, № 277].
Проанализированные фотоколлекции включают в себя изображения объектов социокультурной, экономической, социально-бытовой инфраструктуры городов. Общественно-культурные и административно-финансовые учреждения Тобольска и Тюмени в фотографиях представлены в основном всевозможными видами Народной аудитории, Тобольского губернского музея, электро-театра «Модерн», Дома губернатора, Окружного суда, Тобольской казенной палаты, отделения государственного банка, тюменского Народного дома, театра А. И. Текутьева, Сибирского торгового банка, Тюменского общественного банка, помещения вокзала и административного здания тюменского участка Пермско-Тюменской железной дороги.
В фотолетописи визуализированы заведения культурно-образовательной среды Тобольска и Тюмени: епархиальное женское училище, Мариинская женская гимназия, мужская классическая гимназия, мужское духовное училище, духовная семинария, женская акушерско-фельдшерская школа в Тобольске и Александровское реальное училище, женская прогимназия, частное коммерческое училище Колокольниковых в Тюмени.
Социально-бытовая инфраструктура городов репрезентована учреждениями здравоохранения (тобольская губернская больница, лечебница для бедных, гарнизонный госпиталь, здание общины сестер милосердия Красного Креста, тюменская аптека А. И. Герасимова) и торгово-промышленными объектами (фасады и интерьеры тобольских магазинов Голева-Лебедева, Янушкевича, Константинова, братьев Баскиных, Ембаева и Ершова, завод купца Сыромятникова, винокуренные склады, лесопилка; магазины Ефимова, Панкратьева, Торгового Дома братьев Агафуровых в Тюмени, Жабынский механический завод, лесопильный паровой завод А. И. Селянкина) [30, №№ 448, 67, 58/1-7; 53, №№ 5205, 5197, 446/5; 7, с. 36, 92].
В объектив фотографов попали также заведения г. Тобольска, удовлетворявшие санитарно-бытовые нужды горожан – насосная и электрическая станции, водопровод, бани. Начало созданию этого важного составного элемента городской инфраструктуры было положено строительством в 1902 г. в устье р. Курдюмки вблизи р. Иртыш столь необходимой для нужд новой сети водопровода насосной станции, которая возводилась одновременно с водонапорной башней по договору городской управы с московской фабрикой «Нептун». Затем к корпусу водонасосной станции было пристроено здание электростанции, а на противоположной стороне р. Курдюмки появилось помещение городских бань [18, с. 149]. В фотографиях из фонда Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника (далее ТИАМЗ) комплекс насосной и электрической станций и городских бань зафиксирован на период 1914 г. в своем окончательном виде [54, № 17242/20-25].
Еще один существенный и сравнительно новый вид заведений общественно-культурного обслуживания населения этого времени – фотографические павильоны. Примечательно, что экстерьеры фотостудий В. И. Маргина, Л. И. Родионова, И. Е. Овчинникова, А. А. Мурина и др. воспроизведены в региональных визуальных источниках. Фотографии из Тобольского музея и частных собраний запечатлели не только внешний облик фотоателье конца XIX – начала XX вв., но и специфику оформления наружной рекламы и вывесок этих заведений. На одной из редких фотографий содержится изображение интерьера ателье тюменского фотомастера Т. К. Огибенина [7, с. 105].
Рис. 3. Фасад фотомастерской А. Мурина в Тобольске. МИОИС ЭА.
По материалам фотоисточников возможно установить свидетельства модернизационных процессов рубежа веков, происходящих в городах Западной Сибири. Анализируя контент продукции ателье М. Уссаковской, А. Цветкова, А. Янушкевича и др., удалось проследить наличие атрибутов, указывающих на новинки благоустройства городской среды: развитие уличного освещения, способы покрытия мостовых и тротуаров посредством устройства деревянных настилов (толстые плахи, положенные на лежни), возникновение телеграфной и телефонной связи, электрификации зданий (на что указывает появление электрических опор и телеграфных столбов на улицах Тобольска) [30, № 752/1-5].
В фотографиях этого ряда присутствуют некоторые подробности организации городской транспортной инфраструктуры. Система городского уличного и речного транспорта показана с учетом их типового и сезонного разнообразия (зимние сани, крестьянские телеги, пролетки, крытые экипажи легковых извозчиков, средства передвижения ломовых извозчиков, пароходные пристани, объекты речного транспорта на реках Иртыш и Тура) [10, с. 55, 78].
Для определения проблем благоустройства общественного пространства значимы работы фотографа-любителя А. П. Новицкого (частное собрание А. Г. Елфимова), сделавшего снимки сюжета доставки воды тобольскими водовозами, неудовлетворительного состояния дорожного полотна одной из улиц нижнего посада, городской купальни на р. Иртыш, водоразборной будки в нижней части города и водонапорной башни верхнего посада [19, с. 197-199].
Фотофиксации местных мастеров светописи подверглись также окрестности Тобольска, популярные места досуга тоболяков – Архиерейская роща, Сузгунская гора, Чувашский мыс, деревни Абалак, Жуковка, Башкова.
На рубеже XIX–XX вв. важнейшей формой человеческой обыденности являлась культово-ритуальная сфера повседневности населения городов Западной Сибири. Многочисленные религиозные заведения города удовлетворяли духовные потребности тоболяков. Фотоматериалы представляют элементы культового ландшафта Тобольска во всем его многообразии, обусловленном богатством существующих на этой территории конфессий, функционированием православной, иудаистской, мусульманской, католической и протестантской религиозных общин.
Подавляющее большинство фотографий посвящено православным храмам и монастырям, т. к. в изучаемый период именно православие являлось доминантной составляющей духовной культуры западносибирских городов и Тобольска в частности. Видовые открытки и фотографии позволяют увидеть общую картину сети православных храмов Тобольска, их расположение относительно друг друга, оценить существенную, нередко определяющую роль культовых зданий в системе архитектурной застройки провинциального российского города конца XIX – начала XX вв. Фотографии презентуют экстерьеры и интерьеры храмов, предметы религиозного обихода. Уникальна серия фотоматериалов В. Л. Туленкова, репродуцирующая драгоценную церковную утварь Софийско-Успенского собора, иконы Иисуса Христа, Успения Божией Матери, чудотворный образ Спасителя и др. [59, с. 383].
Характерно, что религиозные объекты иных конфессий города попадали в поле зрения местных фотографов значительно реже. Чаще других в документах этого времени как на почтовых открытках, так и на фотографиях встречаются виды католического костела во имя Святой Троицы и мусульманской мечети, тогда как внешний облик здания немецкой лютеранской церкви найден лишь в одном из известных нам документов – в альбоме тобольского фотографа П. С. Паутова [19, с. 68]. Несмотря на то, что приверженцы иудаизма стояли на втором месте по численности населения в Тобольске на рубеже XIX–XX вв., до сих пор не обнаружено ни одного фотодокумента, полноценно воссоздающего фасад или интерьер еврейской синагоги. Нечеткое изображение сохранилось только на фотографиях общего панорамного характера, в силу плохого качества которых с трудом можно составить мнение об архитектурных деталях этого объекта.
Значимость видовой фотографии нельзя переоценить не только в процессе формирования представлений о масштабной трансформации городского пространства, появлении или исчезновении на полотне города тех или иных градообразующих точек, но и в изучении его архитектурного облика на микроуровне. В фотоисточниках, относящихся к числу панорамных, отмечены некоторые структурные изменения отдельных зданий или объектов, популярных в повседневной жизни Тобольска. Так, на видовых открытках ателье М. Уссаковской и А. Мурина здание Народной аудитории фигурирует в своем первоначальном виде еще без наугольных башен, на более поздних экземплярах, выпущенных А. Янушкевичем, эти архитектурные элементы появляются [54, №№ 13628/3, 13898/4]. Пристальное внимание уделялось фотографами Тобольскому губернскому музею в разные годы его существования [59, с. 384]. Процесс работ по возведению пристройки к зданию музея, состоявшийся в 1908 г. на средства Тобольского губернского комитета попечительства о народной трезвости, показан на открытке М. Уссаковской, на открытке А. Цветкова здание изображено в своем завершенном облике [17, с. 88; 30, № 99/1-2].
В одном из самых ранних фотографических памятников «Альбоме Тобольских видов», изданном в 1864 г., сохранился вид Сада Ермака на Чукманском мысу, сфотографированный до произведенной в нем дальнейшей реконструкции (автор первой фотосъемки – П. С. Паутов) [19, с. 67, 231]. После посещения Тобольска в 1891 г. наследником престола Николаем Романовым по его рекомендации вокруг монумента были поставлены вертикально врытые в землю мортиры, скрепленные железной кованной цепью, а в начале XX в. мемориальный ансамбль был дополнен скульптурной группой – литыми чугунными фигурами стрельцов, установленными с северной стороны [19, с. 169]. В таком виде Сад Ермака отображен на фотографии коллекции С. П. Заборовского из фондов ТИАМЗ [54, № 11854/14].
Многие сюжеты фотографии панорамного характера обусловили тематику видовых почтовых открыток, столь популярного на рубеже веков типа печатной графики малых форм. Стоит отметить, что использовать видовые открытки в исследовательских целях следует с осторожностью. Данная продукция издавалась с коммерческими целями и была призвана обеспечить положительный визуальный имидж того или иного города. В связи с этим допустимо предположить, что при создании видовых открытых писем специалисты производили тщательный отбор сюжетов, содержание фотографий подвергалось своеобразной редактуре автора и скрупулезной корректуре ретушера, что, к сожалению, «уничтожало» иногда некомплиментарные для города, но столь ценные для исследования повседневности мелкие детали.
В свою очередь, на видовых документальных фотографиях, не предназначенных для экспортной продажи, имеются интересные сцены городской жизни, транслирующие образы и типы городских обывателей. Самые частые персонажи этих фото – дети среднего возраста, часто относящиеся к малоимущим слоям общества, а также взрослые обыватели обоего пола различных возрастов, социальной и профессиональной принадлежности (извозчики, городовые, мелкие служащие магазинов и продовольственных лавок и т. д.).
Кроме изображений первой столицы Сибири, выполненных в панорамном жанре, коллекции Тобольска включают фотографии многих крупных городов региона – Тюмени, Томска, Омска и др. Визуальная летопись городов и населенных мест юга и севера Западной Сибири представлена серией фотографий Кургана, Ялуторовска, Березова, Обдорска и др. Часть этих фотодокументов, хранящихся в фотофонде ТИАМЗ, принадлежат авторству И. К. Голубева – путешественника-книгоношы, автора книг о Сибири, члена Общества распространения Священного писания в России [61, c. 274]. Фотографии 1890 г. демонстрируют общие виды г. Березова, здания приходского и уездного училищ, Воскресенский городской собор, могилы сосланных в Березов в первой половине XVIII в. М. А. Долгоруковой (урожденной Меншиковой) и графа А. И. Остермана, православные церкви сел Обдорского, Самаровского, Малый Атлым и г. Ялуторовска [54, №№ 15757/1, 15798, 15709, 15790/1, 15758, 15759/1; 15791/2, 15790/3].
В фотоисточниках регионального происхождения визуализировано уличное пространство городов с характерными чертами, присущими западносибирскому стилю жилой застройки. Ряд фотографий содержат детальную информацию о планировке жилых кварталов, организации усадеб, способах расположения их в уличном пространстве, архитектурных особенностях частных домов и внешнем облике хозяйственных и придомовых построек представителей разнообразных слоев городского сообщества.
Рис. 4. Тобольск. Улица Большая Архангельская. Открытка н. XX в.
Фотоателье М. Уссаковской. МИОИС ЭА.
На фотографиях и открытках видового жанра с разной долей детализации зафиксированы дома и усадьбы тобольских купцов Пиленкова, Неудачина, Ершовых, Володимировых, Корниловых, Янушкевича, государственных служащих: действительного статского советника А. А. Дунина-Горкавича, врача тобольской губернской больницы С. М. Кевлича, преподавателя духовного училища и Мариинской женской гимназии, художника-карикатуриста М. С. Знаменского (автор – один из первых фотографов города – И. Ф. Лисицин); тюменских купцов Гилевых, Колмаковых, управляющего Товариществом Западно-Сибирского пароходства и торговли М. Е. Дементьева, инженера И. М. Бельского, священника И. Перехвальского, дом и банкирская контора Я. П. Андреева, дом А. И. Соколовой с магазином аптекарских и фотографических товаров [54, №№ 11854/6, 17242/1; 30, № 235; 19, с. 62, 253; 20, с. 122; 7, с. 106, 137,61, 169]. Наличие в одном здании жилых помещений и деловых объектов – еще одна важная черта городской повседневности, т. к. традиционно в доме, где проживали сибирские обыватели, размещались и места общественного посещения того бизнеса, которым занимался владелец дома.
Дом купцов Володимировых, отмеченный историческим мемориальным значением (в 1829 г. здесь в течение нескольких дней проживал ученый с мировым именем барон А. Гумбольдт), важен для архитектурной среды городской повседневности Тобольска еще и тем, что это первое каменное здание гражданского зодчества в нижнем посаде [30, № 531; 18, с. 195].
Частым явлением городской повседневности Тобольска на протяжении нескольких веков были сезонные наводнения. За счет весеннего подъема воды в реке Иртыш и разлива мелких речек нижнего посада большая часть этой территории оказывалась затопленной. В период с середины XVI в. до второй половины XX в. город подвергался крупным наводнениям не менее сорока раз. Обычными последствиями наводнений кроме размытых улиц, были прерванное сухопутное движение по Московскому и Иркутскому трактам, затопленные поля и огороды, разрушенные мостовые, ограждения усадеб, мосты (Абрамовский, Никольский, Покровский, Шаблинский), размытый Архиерейский пруд за валом, образование плесени в жилых домах [47, с. 45].
Этой стороне экстремальной повседневности города посвящен целый ряд (45 единиц хранения) фотодокументов ТИАМЗ, фиксирующих результаты сильного и длительного паводка 1914 г., продолжавшегося с апреля по август. После ледохода в апреле 1914 г. вода подошла к зданию станции общества спасения на водах на р. Иртыш, были затоплены первые этажи домов, сильно пострадала Покровская улица, жители которой переселились на гору. Наводнение достигло деревень Бекеревка, Савина, Волгина, Веснина, Маркова, погибло ¾ всех посевов [47, с. 46].
Фотографии запечатлели ту часть города, которая из года в год страдала от наводнений – улицы Пиляцкая, Абрамовская, Большая Мокрая, Береговая, Почтовая, Крестовоздвиженская церковь, здание духовной семинарии, Знаменский монастырь, территория у Абрамовского моста и Михаило-Архангельской церкви, торговые ряды и помещения Большого базара, частные дома и хозяйственные постройки горожан [54, № 17242/1-45].
На нескольких фотографиях, переданных в фонд музея С. П. Заборовским, видны последствия наводнения более раннего времени (на период 1871 г.) – затопленные дворы в районе речки Курдюмки, здание магистрата и Базарная площадь [54, №№ 11854/9, 15730/13].
В ракурсе исторической антропологии особенно актуально рассмотрение проблемы визуализации многообразия социальных групп городского населения, которое репрезентовано галереей фотографических образов купцов, промышленников, духовенства, государственных служащих, крестьян, выполненных преимущественно в жанре студийного массового портрета. В фотографиях отражены отдельные аспекты повседневной истории разных социальных слоев, гендерно-возрастных и профессиональных категорий городского сообщества рубежа XIX–XX вв.
Гендерно-возрастной аспект городского социума западносибирской провинции явлен в масштабном комплексе документов, представляющих воспитанников многих тобольских и тюменских учебных заведений нескольких возрастных групп, а также учащуюся молодежь – студентов российских вузов того времени [28, №№ 115, 217].
Новой социокультурной практикой повседневности конца XIX – начала XX вв. стало коллективное фотографирование воспитанников после окончания очередного класса учебного заведения. Особенностью данных материалов было обязательное участие в акте фотосъемки наставников различных рангов – от руководителя учреждения до классной дамы, духовника, в отдельных случаях даже хозяйственных служащих. Полные или частичные списки фамилий снятых персонажей наиболее часто обозначены на оборотах паспарту этих фотодокументов, в силу чего они являются интересными источниками для установления персональной истории «маленького человека» в рамках дисциплинарного направления – исторической биографики. Как правило, эти фотографии оседали в семейных архивах граждан, немалое их количество хранится и в фондах местных музеев. Один из самых ранних вариантов этого вида фотоматериалов в коллекции ТИАМЗ – изготовленное на металле изображение учеников Тюменского реального училища братьев Красиных 1881 г. Значительную ценность имеют групповые снимки, напечатанные в фотомастерских городов Западной Сибири из коллекций ТИАМЗ, Музея истории освоения и изучения Сибири (далее МИОИС) и семейных архивов тоболяков и тюменцев: выпускницы VI класса Тюменской женской прогимназии, преподаватели, попечители и учащиеся коммерческого училища Колокольниковых в Тюмени, группа детей и попечителей Романовского приюта в Тобольске и др. [7, с. 101; 54, № 17419; 30, № 114].
Итоговые выпускные мероприятия обставлялись еще большим комплексом ритуалов повседневности. К моменту окончания гимназии, семинарии, училища, школы принято было не только делать общую фотографию, но и заказывать фотоальбом с персональными фотокарточками всех выпускников и всего преподавательского состава учебного заведения. Классическими примерами этой традиции являются групповые фотопортреты выпускниц женской Мариинской гимназии 1915-1918 гг. и фотоальбом 1900 г. «Выпуск воспитанников Тобольской духовной семинарии», выполненный в фотографии М. Уссаковской [54, №№ 13573, 15687; 28, № 557].
В ряду визуальных источников по истории повседневности гендерно-возрастных групп г. Тобольска уникальным статусом обладают фотографии под общим названием «Картины из жизни воспитанников Тобольской классической гимназии» авторства фотографа-любителя И. К. Уссаковского [54, №№ 12201/1-3, 15701/1-4]. Эти фотоэкземпляры раскрывают ключевые стороны обыденной жизни учеников, их существование в условиях классных занятий, во время отдыха в спальне пансиона гимназии.
Для данного аспекта темы ценна фотография 1913 г., изображающая старшеклассников тобольской мужской гимназии во время одной из прогулок на свежем воздухе, являвшихся обязательным компонентом образовательно-воспитательного процесса гимназического курса преимущественно в период Первой мировой войны [54, № 12051/4; 51]. Подобные прогулки-экскурсии специально устраивались педагогами с целью профилактики заболеваний и укрепления физического состояния учеников, реализации познавательной функции (знакомства с окружающей природной средой), а также разнообразия и обогащения внеучебной деятельности, организации досуга.
Одна из работ тюменского фотографа И. С. Шустера представляет собой групповой портрет участников детского гимназического спектакля 1909 г. и является иллюстрацией творческих видов досуга этой категории городского сообщества [7, с. 121]. Большинство мальчиков, присутствующих на фото, одеты в сценические костюмы, другие – в обычных форменных кителях. Характерно, что несколько персонажей фотографии еще не достигли гимназического возраста, следовательно, к участию в подобного рода спектаклях допускались дети младшего возраста, может быть, сыновья преподавателей.
Некоторые фотографии фиксируют возникновение и функционирование специализированных учебных заведений, отражающих специфику хозяйственных занятий различных областей региона в конце XIX в. В марте 1897 г. крестьянином В. Т. Земцовым в селе Самаровском Тобольского уезда была открыта первая в Сибири рыбная школа по подготовке мастеров-рыбообработчиков, в которой учились мальчики в возрасте от 15 до 18 лет. Учебный курс, длившийся два года, предполагал обучение посолу и копчению рыбы, приготовлению икры, балыков, рыбных консервов, запаиванию жестянок с консервами [16, с. 238-240]. Отдельные эпизоды учебного процесса, такие как приготовление сосьвинской сельди способом ревельской кильки во время выездных показательных занятий учеников и преподавателей школы в г. Березов, оказались запечатленными на фотографиях, сделанных сыном основателя школы фотографом-любителем П. В. Земцовым [54, № 15767/1-2].
Следующий блок фотографий объединяет горожан по профессиональному признаку и участию в общественных объединениях города. Фотоколлекции Тобольска включают огромный пласт персональных и групповых фотографий служащих разного рода заведений и обществ. Данные фотокарточки создавались усилиями профессиональных фотоательеров в условиях павильона и чаще всего приурочивались к какому-либо событию, торжеству, юбилейной дате. В фондах ТИАМЗ и МИОИС содержатся групповые фото сотрудников переселенческого управления, типографии Тобольского епархиального братства (1915 г.), коллективная фотография служащих Казенной палаты Тобольска [54, №№ 15851, 17243/11, 15852]. Последний документ особенно ценен не только в силу того, что это яркий пример корпоративной фотографии рубежа веков, но еще и потому, что на нем изображен управляющий этого губернского органа Министерства финансов по Департаменту казначейства – Н. А. Ордовский-Танаевский (1900-1904), в будущем Тобольский губернатор (1915-1917). Фотографии Н. А. Ордовского-Танаевского этого периода очень редки. Данный фотоэкземпляр не имеет датировки, но судя по присутствию на нем Николая Александровича, принявшего обязанности в 1900 г., снимок сделан не ранее этой даты, возможно в честь вступления его в должность управляющего [54, № 15852].
Наиболее объемно и емко в фотоколлекциях прослеживается профессиональная повседневность лесничих Тобольской губернии, сотрудников Тобольского губернского музея, приказчиков и служащих торговых заведений и типографий, фотографов, медицинских работников, мастеров тюменского Жабынского механического завода, почтово-телеграфных служащих и др.
Информацию о профессиональной повседневности лесничих дает серия фотодокументов авторства лесничего I разряда Самаровского лесничества Тобольской губернии, фотографа-любителя А. А. Дунина-Горкавича, сделанная во время изучения лесов в Березовском уезде в марте 1896 г. Согласно сведениям, содержащимся в объяснениях к фотографиям, в круг задач экспедиции входили работы по обмеру модельного дерева и перечету дерев на пробной площади в 7 верстах ниже юрт Игрюмских, в 125 верстах от г. Березова [54, №№ 15554/1, 15554/3].
Рис. 5. Работы по обмеру модельного дерева в Березовском уезде. 1896 г.
Фотофонд ТИАМЗ.
При локализации территории, на которой происходили работы, с максимальной точностью указаны географические координаты, что было необходимо при дальнейшей обработке собранных данных для выявления запаса древостоя. Кроме того, в объектив фотокамеры попали моменты отдыха лесничих во время привала в лесу [54, №№ 15554/2, 15554/4]. На представительской фотографии из альбома Курганской сельскохозяйственной выставки 1895 г. чиновники лесного ведомства сфотографированы при павильоне лесного отдела в форменной парадной одежде, соответствующей определенной должности, причем в композиции использованы атрибуты их профессиональной деятельности (некоторые сняты сидящими на спилах деревьев) [54, № 15573/29].
Рис. 6. Группа чинов лесного ведомства при павильоне лесного отдела Курганской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. 1895 г. Фотофонд ТИАМЗ.
Для социокультурной характеристики косторезного промысла, присущего профессиональной повседневности Тобольска, важна фотография, сделанная в ателье М. Уссаковской. На ней один из первых мастеров города Н. У. Пальянов сфотографирован в интерьере павильона с полным набором инструментов резчика по кости [54, № 15839]. Подобный фотопример можно интерпретировать как вариант профессиональной самоидентификации представителей этого художественного ремесла и своеобразный визуальный прием демонстрации чувства профессионального достоинства.
Рис. 7. Косторез Н. У. Пальянов. Фотоателье М. Уссаковской. Фотофонд ТИАМЗ.
Сюжеты повседневности медицинской профессии Тобольска также оказались зафиксированными в галерее фотофактов. 7 – 19 марта 1913 г. в городе состоялся Второй съезд сельских врачей Тобольской губернии, который стал ярким событием профессиональной среды и жизни всего города. Это мероприятие оказалось отраженным в групповой фотографии участников съезда [54, № 11962]. В фондах Музея истории здравоохранения г. Тобольска им. А. К. Новопашина хранятся серии одиночных и групповых фотографий, репрезентующие горожан, имевших отношение к медицинской специальности (преподавателей и учащихся акушерско-фельдшерской школы Тобольска, врачей лечебных заведений города) и некоторые детали их служебных занятий [54, № 11894; 27, №№ 1, 55, 37].
Особую ценность в реконструкции трудовой повседневности жителей городов Западной Сибири имеет внушительная серия фотографий (199 ед. хранения) авторства мастера светописи г. Кургана Д. П. Панкратьева, посвященная общественным работам в Тобольской губернии 1912 г. Фотограф отобразил строительство дорог и мостов в Курганском уезде, весь процесс устройства тракта Тюмень – Курган. Тщательной фотофиксации подлежали стадии возведения мостов и дорожных полотен в окрестностях Кургана, в двадцати населенных пунктах уезда и на участках тракта; осмотр готовых инженерных сооружений на отрезке дороги Курган – Пресногорьковская комиссией по обзору общественных работ; картины трудовой повседневности задействованных в строительстве специалистов и рядовых рабочих, виды рабочих поселков; православный религиозный обычай освящения мостов и сопровождавшие их крестные ходы [54, № 15512/1-199].
Большую функциональную и смысловую нагрузку несут фотографии событийного характера, происходящие из собраний Тобольска и Тюмени. Одним из ключевых свойств событийных фотографий является их конкретно-информационный контент, акцентирование внимания на определенном наиболее замечательном эпизоде повседневной реальности, чем объясняется историко-документальное значение и широкая область применения этих документов.
Учреждение Государственной думы в 1905 г. и последовавшие выборы стали важнейшими социо-политическими явлениями, которые сказались на массовом сознании населения Российской империи, а значит и на повседневности городов. Это нововведение, обещавшее развитие парламентской системы и представительство сибиряков в новом для России избирательном законодательном органе власти, вызвало глубокий интерес в обществе, а также широкое освещение в региональной прессе на фоне объявленной Манифестом 17 октября 1905 г. свободы слова.
В фотоколлекциях Тобольска хранятся визуальные свидетельства участия граждан городов и сельских поселений региона в политической жизни Российской империи в ее переломные моменты. Групповые портреты из фонда фотографий и негативов ТИАМЗ изображают депутатов II Государственной думы от Тобольской губернии во время их пребывания в г. Санкт-Петербурге. На первом снимке показана делегация в составе Т. В. Алексеева (д. Называевская Тюкалинского уезда), В. В. Колокольникова (г. Тара), Н. Л. Скалозубова (г. Тобольск), Ф. И. Байдакова (д. Щучья Созоновской волости Тюменского уезда) [54, № 15654/1-2]. На второй карточке те же лица сфотографированы вместе с депутатами Степного края в Купольном зале Таврического дворца. Конкретную локализацию снимка позволил определить фон данной фотографии. На последнем фотоизображении отчетливо видны характерные элементы декора Купольного зала – фигурная декорированная и облицованная фаянсом печь и лепные пристенные полочки. Судя по тому, что известны фото и других делегаций Государственной думы (Вятской, Курской, Черниговской губерний) в аналогичном интерьере, существовал обычай фотографирования депутатов именно в этом зале Таврического дворца.
Фиксация данных эпизодов в фотоисточниках периода 1905-1907 гг. говорит об эксклюзивности этих событий в обычном ритме жизни сибирских горожан и косвенно подтверждает начало оформления политической культуры населения регионов.
Фотодокументы нередко отражают специфику региональных социокультурных процессов, свойственных изучаемому периоду. Серия фотографий, посвященная истории общественных мероприятий, свидетельствует о возрастании социальной активности населения на рубеже веков, открытии новых местных организаций и региональных отделов центральных объединений, а также раскрывает формы их самоорганизации, проявлявшиеся в периодичности проведения съездов и собраний. На фотографии, изготовленной в фотоателье А. Кочешева, запечатлены участники Первого общего собрания Тобольского Отдела Императорского Московского общества сельского хозяйства, проходившего в июне 1897 г. в Кургане [54, № 15661]. На фото присутствуют многие официальные лица, имевшие известность и популярность в местном обществе, значимые для повседневной истории городов Западной Сибири – тобольский губернатор Л. М. Князев, управляющий в Министерстве Государственных имуществ по Тобольской губернии М. Ф. Фролов-Багреев, губернский агроном и общественный деятель Н. Л. Скалозубов и др. Примечательно, что среди участников мероприятия фигурирует и сам владелец фотографической мастерской. Фотофонд тобольского музея включает также групповую фотографию 1901 г. участников съезда крестьян волостей Ялуторовского уезда для раскладки натуральных повинностей [54, № 15660].
Рис. 8. Съезд крестьян – представителей волостей Ялуторовского уезда для раскладки натуральных повинностей. 1901 г. Фотофонд ТИАМЗ.
Тенденцией общего характера истории повседневности городов Западной Сибири рубежа XIX–XX вв. явился подъем краеведческих исследований на местах, что с одной стороны выразилось в усилении научно-экспедиционной деятельности, с другой в развитии выставочного движения. Этот аспект общественно-научной инициативы сибирских граждан обусловил рождение нового вида фотографических источников – экспедиционной фотографии. Процент таких фотодокументов в рассматриваемых коллекциях очень велик. Так как данная тема является самостоятельной в рамках разработки проблемы исследования городской повседневности, отметим основные черты, присущие этим источникам на примере фондов ТИАМЗ.
Одним из местных центров естественноисторического изучения региона в начале XX столетия был Тобольский губернский музей, сотрудники которого на протяжении длительного времени участвовали в экспедиционных исследованиях преимущественно северных территорий Тобольской губернии. В период с конца 1890-х гг. и по первую четверть XX в. силами сотрудников музея и привлеченных специалистов было организовано свыше десяти выездных экскурсии, предпринятых с научными целями. Практически в каждой экспедиции проводились фотографические работы, документирующие различные стороны жизни местного населения сообразно с задачами исследований. Таким образом, в фондах музея отложился более чем внушительный в количественном и содержательном отношении пласт фотоисточников, созданных исследователями в полевых условиях (886 ед. хранения). Процессу экспедиционного фотографирования в ходе научных поездок членов Тобольского губернского музея были подвергнуты следующие территории и населенные пункты губернии: Тобольский, Березовский, Сургутский уезды, бассейны рек средней Оби и ее притоков, рек Сосьвы, Ляпина, Ваха и верховья Казыма, бассейн рр. Ингу-Ягуна, Тром-Егана, Ляпина, Пима, самодийское священное озеро Нум-то, Обская губа (А. А. Дунин-Горкавич, 1891-1917 гг.); бассейн реки Оби (Н. А. Варпаховский, 1895 г.); г. Березов, с. Обдорское, с. Кондинское (Л. Е. Луговской, 1896 г.); Ишимский уезд (Б. Н. Городков, 1912 г.); левый приток Оби – р. Салым (Л. Р. Шульц, Б. Н. Городков, Г. И. Лебедев, 1911 г.); бассейны рр. Вах и Полуй (Б. Н. Городков, Г. М. Дмитриев-Садовников, 1912-1914 гг.); полуостров Ямал (А. Н. Чебаторев, 1914 г.); бухта «Находка» в Карском море (А. Бушевич, 1914 г.); Северный Урал (Б. Н. Городков, 1915 г.); бассейн Нижней Оби (Г. М. Дмитриев-Садовников, 1915 г.); долина реки Надым (Г.М. Дмитриев-Садовников, 1916 г.) [54, №№ 15548, 15549, 15553/1-42; 15539/1-105; 15541/1-40; 15542/1-59;15543/1-138; 15546/1-69; 15550/1-82; 15544/1-116; 15545/1-83; 15540/1-81].
Использование фотографической техники имело огромное значение в формировании целостной естественноисторической и этнографической картины Тобольской губернии на тот период времени. Снимки, сделанные экспедиционными фотографами, репрезентуют не только исследуемый объект или явление, но и непосредственно транслируют частные особенности жизни ученых конца XIX – начала XX вв. в конкретных экспедиционных условиях с учетом природно-климатических, сезонных и бытовых обстоятельств северного путешествия.
Изображения транспортных средств, на которых совершались экспедиции, также сохранились в визуальных документах этого времени. Так, на фотографии 1887 г. ателье И. Кузиковского запечатлен пароход «Александр» экспедиции по исследованию рек Сосьвы и Тавды под руководством горного инженера Л. И. Подгаецкого, а на одной из видовых открыток отмечен момент отхода от пристани г. Тюмени парохода «Тобольск» Омского пароходства, на котором А. А. Дунин-Горкавич обследовал реки Обь, Надым, Пур и Таз, проводя гидрографические работы в Обской и Тазовской губе [54, № 15516/1; 30, № 434].
Логичным продолжением и своеобразным отчетом научно-экспедиционного изучения края были сельскохозяйственные и кустарно-промышленные выставки, ставшие в конце XIX – начале XX вв. прочной традицией в социокультурной реальности жителей западносибирских городов. Исключительное значение в повседневной жизни городских обывателей г. Кургана и крестьянского населения окрестных деревень, особенно для трансформации их взглядов на ведение своего хозяйства, имела сельскохозяйственная выставка, открывшаяся в городе 20 сентября 1895 г. Министр земледелия и государственных имуществ А. С. Ермолов был поражен тем, что простые крестьяне «массами шли на выставку с целью поучиться» [9]. Горожане имели возможность в течение месяца обозревать экспозиционные павильоны. Всего за время работы выставку посетили около 15 тысяч человек [9].
Важен тот факт, что местным мастером светописи А. Кочешевым по итогам работы выставки был издан фотографический альбом, в котором наглядно представлены принципы ее устройства, внешние и внутренние виды павильонов, ключевые этапы программы, образы учредителей, участников и посетителей мероприятия, детализировано наполнение отделов и выставочных витрин экспонатами, приведен план-схема выставки. Благодаря этим свойствам данный фотоисточник имеет исключительную ценность в процессе реконструирования повседневной истории локального сообщества г. Кургана [54, № 15573].
Форму выставок использовали и в случае необходимости демонстрации производственных достижений населения и природных богатств края перед августейшими особами как это произошло в 1868 г. в Тюмени. Выставка, организованная в рекордные сроки (1,5 месяца), была создана специально в связи с приездом в город Великого князя Владимира Александровича из династии Романовых. В ряде фотодокументов регионального происхождения оказались отражены отдельные объекты выставки: входные ворота в праздничном убранстве, общая панорама павильонов местных произведений, помещение, с размещенной в нем шлюпкой, на которой переезжал р. Туру в 1837 г. цесаревич Александр Николаевич Романов (автор фото К. Н. Высоцкий) [7, с. 30-35].
Посещения Западной Сибири представителями царствующего дома Романовых, начавшиеся в период правления Николая I, со временем приняли форму ритуалов, составив отдельный сегмент повседневности российских регионов, поэтому в местных фотоколлекциях присутствуют документы, посвященные событиям пребывания в сибирских городах цесаревичей и великих князей. На фотографиях И. Кесслера и Я. Фидлермана зафиксированы «триумфальные ворота» и общий вид Тобольска во время визита в город наследника российского престола Н. А. Романова, состоявшегося в ходе его Восточного путешествия 1891 г., а также изображения парохода «Николай», на котором он совершил плавание от Сургута до Омска, фотографического альбома, преподнесенного Николаю Александровичу в дар членами Тобольского губернского музея, подносного подарочного блюда от тобольских ремесленников [54, №№ 15813/1, 15811, 15816, 15817/2]. Тюменский фотограф К. Н. Высоцкий оставил для истории снимки объектов мемориального значения, связанные с личностью будущего императора Александра II – дом, где в 1837 г. была его квартира, виды Загородного сада, основанного в память посещения им Тюмени [7, с. 26-29].
Фотоматериалы музейных и частных коллекций могут быть полезны для изучения истории повседневности в условиях городской социокультурной реальности коренных народов Западной Сибири – сибирских татар, а также еврейской, польской, немецкой диаспор г. Тобольска конца XIX – начала XX в. Оригиналы подобных фотообразцов, характеризующих повседневность еврейских семей Моргулис, Олих, польских семей Кевлич, Быдельских, Зброжек, Зеневич хранятся в частных архивах Герасимовых, Бондаревых, А. П. Моргулис, Е. Л. Беликовой и в виде оцифрованных копий в электронном фонде МИОИС [43, 44, 41, 40].
Любопытно, что намеренной фотофиксации подвергались территории города, в которых компактно расселялись семьи отдельных национальностей и этнических групп, игравших важную роль в повседневном течении жизни западносибирских городов. Это – предместье Тобольска Вершина, где преимущественно располагались жилые дома польских ссыльных, прибывших в город после национального освободительного восстания 1863–1864 гг. [30, № 200]. В издании Л. Боярского приведен редкий кадр 1910 г., запечатлевший еврейский квартал города Тюмени [7, с. 98]. За р. Абрамкой в нижнем посаде Тобольска существовало место локального проживания сибирских татар с наличием мусульманской мечети и довольно богатых усадеб, характерных для архитектурной традиции этой этнографической группы [54, № 17242/34-35]. Фотографии из фондов музея национальной общеобразовательной школы № 15 г. Тобольска свидетельствуют о том, что в Мариинской женской гимназии в начале XX в. работали татарские классы.
Необходимо отметить, что в фотоисточниках изучаемого периода показан также аллохтонный компонент – группы городского населения, эпизодически или нерегулярно находящиеся в городах Западной Сибири, проживавшие в их пределах только в определенном отрезке времени – военнопленные, политические и уголовные заключенные, переселенцы и т. п.
Повседневность крестьян-переселенцев из центральных губерний России явлена в фотодокументах 1911 г., напечатанных в ателье И. Шустера (автор В. Юрасов), на которых эта категория граждан снята на пароходной пристани г. Тобольска, в переселенческих пунктах г. Кургана и Тарского уезда, в переселенческих больницах с. Демьянского Тобольской губернии [54, №№ 15582/1-6, 15584/1-4, 15585/1-5]. Тюменский фотограф-любитель, член Русского фотографического общества К. Г. Девишев отразил сюжеты хозяйственных работ переселенцев и типы их жилищ [7, 87, 152].
Фотографический фонд Тобольского музея-заповедника вмещает блок материалов, характеризующих жизнь австрийских военнопленных Первой мировой войны в г. Кургане, а также документы, относящиеся к экстремальной повседневности политических и уголовных заключенных.
Вследствие специфических особенностей региона, суровых климатических условий и значительной удаленности от центра Тобольская губерния имела развитую пенитенциарную систему с широкой сетью исправительно-трудовых учреждений, в которой Тобольск занимал особое место. Здесь с 1822 г. существовал Тобольский приказ о ссыльных, в изучаемый период в городе действовали две каторжные тюрьмы, исправительное арестантское отделение, Тобольский тюремный замок, сиропитательное заведение для призрения сирот арестантов и ссыльных. После введения в тюрьмах в 1886 г. обязательных арестантских работ, учреждения в 1888 г. в Тобольске склада арестантских одежных вещей для потребности всей губернии и открытия в 1895 г. тюремной лавки на местном базаре в мастерских мест заключения г. Тобольска активно начинают развиваться плотничные, столярные, кузнечные, слесарные ремесла [23, 1-2]. Отдельные тюремные заведения города имели свою специализацию. Арестанты каторжной тюрьмы № 1 занимались сапожным, портняжным, токарным, мебельным и обоечным ремеслами, а в 1894 г. силами заключенных была построена и пущена в ход суконная фабрика. В каторжной тюрьме № 2 изготавливались земледельческие орудия и разные виды транспорта, в 1896 г. была открыта ткацкая мастерская для производства холста и сарпинки [23, 3-4]. Тобольское исправительное арестантское отделение специализировалось в столярном ремесле и выделке кирпича на заводе, устроенном трудом арестантов. Изготовление на заказ половиков и ковров воспитанниками сиропитательного заведения составляло основной источник их доходов [23, 4-5].
Фотографии тобольского мастера светописи И. Шустера фиксируют подробности трудовой повседневности заключенных в ремесленных помещениях Тобольского тюремного замка – кузнице, сукновальне, прядильне, столярной, слесарно-механической, сапожной, лапоточной и корзиночной мастерских [54, №№ 22987/8-37, 3700, 3659]. Фотодокументы отражают также видовой состав и качество, произведенных изделий [54, № 22987/1].
Серию материалов, изображающих маргинальный элемент сибирских городов, удачно дополняет фотография 1910-х гг. тюменского нищего [20, с. 114]. Примечательно, что это не натурный снимок, сделанный на улицах города, а результат профессиональной композиционной фотоссесии непосредственно в помещении студии братьев Козловых. Вероятно, фотограф посчитал необходимым сохранить для потомков внешний вид обитателей тюменских окраин.
Посредством анализа широкого круга источников удалось выявить комплекс документов, характеризующих особенности частных микромиров, а также детали профессиональных занятий отдельных персоналий и семей различных социальных слоев городского сообщества в общем контексте урбанистической повседневности. Данная проблема наиболее емко прослеживается при изучении семейных архивов, а также фотографических эго-материалов, переданных на архивное и музейное хранение в государственные и ведомственные учреждения. Ярче всего элементы частной повседневности и домашнего обихода сибиряков проявляются в фотоматериалах, выполненных в жилом пространстве. Таковы редкие фотоснимки 1894-1898 гг. гостиной и столовой дома тюменского инженера И. М. Бельского, принадлежащие авторству фотомастера Т. К. Огибенина [7, с. 98, 106-107]. Несмотря на то, что хозяева дома не фигурируют на фотографиях, по этим кадрам возможно детально реконструировать быт, предметно-вещественный мир и даже духовную сторону жизни семьи типичного сибирского обывателя, имеющего хороший достаток.
В альбоме фотографий родных и знакомых значимой для социокультурной повседневности сибирской столицы личности – секретаря губернского статистического комитета, основателя Тобольского музея И. Н. Юшкова имеются ценные «визуальные сведения» относительно состава семьи служащего интеллигента Тобольска 1870-х гг. [54, № 12287/1-22].
В фотографическом фонде государственного архива Тюменской области в г. Тобольске хранятся фотографии, касающиеся судьбы и образа жизни потомков писателя П. П. Ершова [11, лл. 1, 3-7, 14, 21, 26, 36, 39].
Некоторые фотоэкземпляры дают понимание о межличностных отношениях в провинциальной среде, а также специфических чертах проведения свободного времени представителями сибирского просвещенного общества. Так, групповая фотография из фондов ТИАМЗ, на которой среди прочих сняты известный исследователь севера А. А. Дунин-Горкавич и владелица тобольского фотоателье М. М. Уссаковская, передает момент домашнего дружеского вечера – одну из распространенных форм досуговой повседневности городской интеллигенции конца XIX – начала XX вв. [54, №№ 18726].
Рис. 9. «В кругу друзей». А. А. Дунин-Горкавич (первый справа в нижнем ряду),
М. М. Уссаковская (первая справа во втором ряду). 1900-е гг. Фотофонд ТИАМЗ.
Фотоматериалы из семейного альбома тобольских купцов Корниловых того же собрания имеют огромное значение для изучения приватного существования купеческого сословия [54, №№ 18984/1-30, 12002/13]. Основной сферой деятельности семьи было содержание пароходной фирмы «Корнилов и наследники», имевшей существенный статус в системе товарно-пассажирского пароходства Западной Сибири, что наряду с торговлей хлебом, солью, керосином, рыбой приносило большой доход в семейный бюджет. На отдельных фотографиях альбома позирующие сняты явно в домашнем интерьере, однако, вследствие анализа контентных и физических характеристик документов, качества выстроенной композиции, становится ясно, что фотокарточки созданы профессионалами, которые специально приглашались на дом для церемонии фотографирования [54, № 18983/36-42]. Стереофотопары коллекции А. И. Ксенофонтовой раскрывают уникальные сцены жизни Корниловых в Тобольске – во время работы и отдыха в саду своего дома, игр и развлечений младшего и старшего поколения семьи, выезда на природу в окрестности города на Сузгунскую гору [54, № 12033/1-31]. Корниловы имели возможность не только создать серию фотоснимков в интерьере собственного дома с использованием услуг профессионального фотографа, но и с помощью личной портативной фотокамеры запечатлеть сюжеты летнего отдыха в Крыму, что указывает на прекрасное финансовое состояние и высокое социальное положение семьи [54, № 12033/1-31].
Рис. 10. Семья Корниловых во время летнего отдыха в Крыму.
Стереофотопара. Фотофонд ТИАМЗ.
К сожалению пока не выявлены фотографии семейной повседневности тобольского купца II гильдии А. А. Сыромятникова, но некоторые экземпляры фотофонда ТИАМЗ воспроизводят подробности его деловой повседневности. А. А. Сыромятников преуспел во многих отраслях хозяйства – винокурении, мукомольном производстве, коневодстве, став доминантной фигурой в общественной и предпринимательской сфере городской повседневности рубежа XIX–XX вв. На фотографии 1871 г. фигурирует вид завода Сыромятникова в Вершинском предместье Тобольска [54, № 11854/16]. Местная газета «Сибирский листок» сообщала, что «Сыромятников, желая улучшить свой завод крупным рогатым скотом, выписывает от одной из самых солидных русских сельскохозяйственных ферм племенного быка, имея ввиду впоследствии распространять породистых бычков среди крестьянского населения» [49, с. 2]. Позируя для фотоальбома Курганской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, в которой он принимал участие, Александр Андрианович сфотографировался с «образцами» своей деятельности скотопромышленника [54, № 5573/40-41].
Рис. 11. А. А. Сыромятников на Курганской сельскохозяйственной и
кустарно-промышленной выставке. 1895 г. Фотофонд ТИАМЗ.
Еще одной статьей доходов купца было пивоварение. Среди видовых открыток электронного депозитария МИОИС имеется прекрасный экземпляр рекламного характера, пропагандирующий пиво завода Сыромятникова в Тобольске. Художественным фоном этой видовой открытки стало панорамное фотографическое изображение нижнего посада Тобольска, дополненное рисованной фигурой девушки достаточно фривольного облика с пивной кружкой и бутылкой в руках. Девушка «парит» над городом, сидя на импровизированном летательном аппарате, похожем на планер, основой которого является пивная бочка [30, № 95; 59, с. 385].
Рис. 12. Рекламная открытка продукции пивного завода А. А. Сыромятникова.
МИОИС ЭА.
Известный в городе предприниматель и издатель художественных почтовых открыток с видами Тобольска А. В. Янушкевич много лет являлся сотрудником и организатором продовольственного бизнеса, принадлежавшего Д. И. Голеву-Лебедеву. В 1911 г. посредством покупки он получил колбасное заведение, вино-колониальный и гастрономический магазин «со всеми находящимися в них товарами, движимым инвентарем, активом и пассивом, дебиторами и кредиторами, кроме недвижимого имущества» в свою полную собственность от прежнего хозяина [25, с. 238]. Ценнейшие кадры фотографий производства ателье М. Уссаковской представляют винный отдел и винный погреб, отделение розничной торговли, подвальное помещение, вид двора магазина с расположенными там складскими помещениями [19, с. 288-290].
Фотография 1911 г., изображающая А. В. Янушкевича и его семью в домашнем интерьере, показательна для характеристики жанра семейной фотографии [53, № 499]. В целом этот вид источников отличается концептом утверждения нерушимости семьи, как важного социального института конца XIX – начала XX вв., что выражается в типических визуальных образах, общих принципах построения композиции фотографии, позах и расположении персонажей относительно друг друга согласно законам внутренней семейной иерархии.
Электронный депозитарий Музея истории освоения и изучения Сибири им. А. А. Дунина-Горкавича располагает обширным блоком оцифрованных фотографических материалов, происходящих из семейных архивов жителей Тобольска и Тюмени. Данный комплекс содержит информацию по истории семейной повседневности тобольских и тюменских семей и является уникальным источником для выяснения особенностей существования рядовых граждан в условиях домашней реальности конца XIX – начала XX в. [31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 29, 45].
В результате предпринятого анализа следует констатировать высокий информационный потенциал данных материалов и внушительный диапазон их использования для реконструкции ключевых позиций повседневности. Фотодокументы дают возможность осветить определенные аспекты развития общественного быта, проследить эволюцию и специфические эпизоды существования сферы обслуживания населения, которые проявлялись в том числе и во внешнем облике улиц, объектов и зданий городской инфраструктуры. Фотографии фиксируют некоторые узловые моменты российской истории и их преломление в условиях западносибирской провинции, участие жителей края в военных конфликтах этого периода, общественной и политической жизни страны.
Кроме того, что в визуальных документах явлен своеобразный «коллективный портрет» основных социальных групп населения провинциальных городов, представляющий широкий спектр культурно-антропологических типов обывателей, фотоисточники отражают также особенности повседневности городских субкультур (национальных диаспор, маргинальных групп, аллохтонного элемента).
Итоги источниковедческого исследования фотографических коллекций регионального происхождения позволяют маркировать следующие базовые структурные элементы городской повседневности Западной Сибири рубежа XIX–XX вв.:
– общественная среда обитания горожан, включающая городское пространство во всем его многообразии (природно-архитектурные ландшафты, городские улицы, административные и общественные учреждения, присутственные места, финансово-торговые заведения, учреждения социокультурного и бытового обслуживания, окрестности городов и т. д.);
– приватная сторона жизнедеятельности человека (жилые кварталы города, частные дома и усадьбы, придомовая территория, хозяйственные дворовые постройки, интерьеры домашних помещений);
– религиозно-сакральный и мемориальный компонент (объекты культового значения городских религиозных конфессий, комплексы мемориальных ансамблей и памятников);
– профессионально-деловой сегмент повседневности различных слоев населения (разнообразие городских профессий и специальностей, детали купеческого и промышленного бизнеса, общественные работы, художественно-ремесленные занятия и т. п.);
– досуговая составляющая городской повседневности;
– общественно-научные и культурные практики горожан (научно-экспедиционное и выставочное движение, работа местных общественных организаций и региональных отделов центральных объединений);
– учебная повседневная реальность гендерно-возрастных групп;
– специфика экстремальной повседневности.
Таким образом, историко-антропологический ракурс исследования визуального материала диктует осмысление существования городского западносибирского обывателя в двух основных социальных реальностях – официальной области повседневности, в которой человек реализует себя посредством участия в профессиональных и социокультурных практиках, и неофициальном пространстве собственного дома, семейного и дружеского круга общения, в котором проявляется его частная приватная ипостась.
References
1. Abilova R. O. Osnovnye napravleniya istochnikovedcheskoi raboty s fotodokumentami iz muzeinykh kollektsii v sovremennoi rossiiskoi istoriografii // Filologiya i kul'tura. 2015. № 2 (40). S. 287-292.
2. Abilova R. O. Problemy izucheniya fotodokumenta kak ob''ekta arkhivovedeniya v rossiiskoi istoriografii (2000-e gg.) // Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2015. T. 157. Kn.
3. S. 89-97. 3.Alisov D. A. Administrativnye tsentry Zapadnoi Sibiri: gorodskaya sreda i sotsiokul'turnoe razvitie (1790-1914). Omsk: Izd-vo OmGU, 2006. 337 s.
4. Alisov D. A. Sotsial'no-kul'turnyi oblik stolichnykh tsentrov Zapadnoi Sibiri // Gorodskaya kul'tura Sibiri: istoriya i sovremennost': sb. nauch. tr. Omsk: Izd-vo OmGPU, 1997. S. 60-73.
5. Andreevskaya M. I. Izobrazitel'nyi istochnik kak muzeinyi predmet (nekotorye aspekty izucheniya) // Izuchenie muzeinykh kollektsii. Trudy NII kul'tury. Vyp. 21. M., 1974. S. 117-133.
6. Andrianova E. N. Kollektsiya fotografii dokumental'nogo fonda gosudarstvennogo tsentral'nogo muzeya sovremennoi istorii Rossii kak istochnik po istorii povsednevnosti: avtoref. … kand. ist. nauk. M., 2012. 24 s.
7. Boyarskii L. Pionery tyumenskoi fotografii. Stanovlenie fotograficheskogo dela v g. Tyumeni v XIX – nachale XX vv. Tyumen': Izd-vo Tyumenskii dom fotografii, 2016. 192 s.
8. Butakova N. V. Obshchestvennyi byt gorozhan Tomskoi gubernii vo vtoroi polovine XIX – nachale XX vv.: avtoref. dis. … kand. ist. nauk. Barnaul, 2005. 27 s.
9. Valitov A. A., Fedotova D. Yu. Vystavochnoe dvizhenie Zapadnoi Sibiri v kontse XIX – pervoi chetverti XX veka // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013. № 5. URL:https://elibrary.ru/download/elibrary_20992596_87751290.pdf (data obrashcheniya 5.10.2018).
10. Vsya Tyumen': Portrety gorozhan nachala XX veka v fotografiyakh L. I. i K. L. Rodionovykh. Tobol'sk: Izdatel'skii otdel fonda «Vozrozhdenie Tobol'ska», 2006. 150 s.
11. Gosudarstvennyi arkhiv v g. Tobol'ske (GBUTO GA v g. Tobol'ske). F. 3052. Op. 1. D. 25.
12. Glavatskaya E. M. Fotodokumenty kak istoricheskii istochnik: opyt atributsii, kriticheskogo analiza i nauchnogo tsitirovaniya // Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2012. № 1 (99). S. 217-225.
13. Goncharov Yu. M. Barnaul'skaya shkola istoricheskogo gorodovedeniya na rubezhe XX–XXI vv. // Istoricheskaya urbanistika: proshloe i nastoyashchee goroda / Sb. nauch. statei Vserossiiskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. Kurgan: Izd-vo OOO «Kurganskii Dom pechati», 2015. S. 14-28.
14. Goncharov Yu. M. Gorodskaya sem'ya Sibiri vtoroi poloviny XIX – nachala XX v. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2002. 384 s.
15. Goncharov Yu. M. Povsednevnaya zhizn' gorozhan Sibiri vo vtoroi polovine XIX – nachale XX v. Barnaul: Izd-vo «Azbuka», 2012. 214 s.
16. Dunin-Gorkavich A. A. Tobol'skii Sever. V 3 tt. T. 1: Obshchii obzor strany, ee estestvennykh bogatstv i promyshlennoi deyatel'nosti naseleniya. SPb.: Tipografiya V. Kirshbauma, 1904. 282+78 s.
17. Ivanovskii V. A. Kratkii putevoditel' po Tobol'skomu gubernskomu muzeyu // Ezhegodnik Tobol'skogo gubernskogo muzeya. Tobol'sk, 1918. Vyp. 29. S. 1-90.
18. Kozlova-Afanas'eva E. M. Arkhitekturnoe nasledie Tyumenskoi oblasti: illyustrirovannyi nauchno-prakticheskii katalog. Tyumen': Izd-vo «Iskusstvo», 2008. 488 s.
19. Kopylov V. E. Byloe svetopisi. U istokov fotografii v Tobol'skoi gubernii. Tyumen': Izdatel'skii dom «Slovo», 2004. 780 s.
20. Kubochkin S. N. Tychkovka, Sarai, Potaskui…: Iz istorii tyumenskikh okrain XIX – nachala XX v. Tyumen': Izdatel'stvo Yuriya Mandriki, 2002. 296 s.
21. Kulinich A. I. Fotograficheskie masterskie goroda Kurgana na rubezhe XIX – XX vv. // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. Tambov, 2011. № 3 (9). Ch. II. C. 106-110.
22. Lanskoi G. N. Aktual'nye voprosy arkhivovedcheskogo i istochnikovedcheskogo izucheniya fotodokumentov // Vestnik arkhivista. 2014. № 2. S. 8-23.
23. Lugovskii L. E. Chastnye zamechaniya ob arestantskikh rabotakh i masterskikh otdel'nykh mest zaklyucheniya Tobol'skoi gubernii // Ezhegodnik Tobol'skogo gubernskogo muzeya. Tobol'sk, 1896. Vyp. 6. S. 3-7.
24. Magidov V. M. Kinofotofonodokumenty v kontekste istoricheskogo znaniya. M.: Rossiiskii gosudarstvennyi gumanitarnyi universitet, 2005. 221 s.
25. Malysheva E. L. D. I. Golev-Lebedev: k voprosu ispol'zovaniya biografii predstavitelya kupecheskogo sosloviya Tobol'ska v muzeinykh proektakh // Tobol'sk nauchnyi – 2017: Materialy XIV Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (s mezhdunarodnym uchastiem). Tobol'sk: Izd-vo OOO «Print-Ekspress», 2017. S. 237-240
26. Minenko N. A., Apkarimova E. Yu., Golikova S. V. Povsednevnaya zhizn' ural'skogo goroda v XVIII – nachale XX veka. M.: Nauka, 206. 384 s.
27. Muzei istorii zdravookhraneniya g. Tobol'ska im. A. K. Novopashina.
28. Muzei istorii osvoeniya i izucheniya Sibiri. Osnovnoi fond. (MIOIS OF).
29. MIOIS OF 128/6. Lichnyi fond Solodovoi T. I. (Tobol'sk).
30. Muzei istorii osvoeniya i izucheniya Sibiri. Elektronnyi arkhiv. (MIOIS EA).
31. MIOIS EA 116/1-4. Lichnyi fond Tel'tevskoi E. P. (Tobol'sk).
32. MIOIS EA 578/1-32. Lichnyi fond Fishmana A. K. (Tobol'sk).
33. MIOIS EA 277/1-7. Lichnyi fond Inyushkinoi T. K. (Tobol'sk).
34. MIOIS EA 448/1-35. Lichnyi fond Solodovoi T. I. (Tobol'sk).
35. MIOIS EA 752/1-14. Lichnyi fond. Kessler L. E. (Tobol'sk).
36. MIOIS EA 235/1-17. Lichnyi fond Astaf'evoi V. I. (Tobol'sk).
37. MIOIS EA 531/1-9. Lichnyi fond Dokuchaevoi T. A. (Tobol'sk).
38. MIOIS EA 334/1-10. Lichnyi fond Butsyk S. V. (Tobol'sk).
39. MIOIS EA 200/1-5. Lichnyi fond Golubevykh (Tyumen').
40. MIOIS EA 559/1-255. Lichnyi fond Belikovoi E. L. (Tobol'sk).
41. MIOIS EA 225/1-5. Lichnyi fond Morgulis A. P. (Tobol'sk).
42. MIOIS EA 434/1-3. Fond sem'i Komarovykh (Tyumen').
43. MIOIS EA 444/1-7. Fond sem'i Gerasimovykh (Tyumen').
44. MIOIS EA 446/1-20. Fond sem'i Bondarevykh (Tyumen').
45. MIOIS EA 404/1-2. Fond sem'i Trofimovykh (Tyumen').
46. Oche-vidnaya istoriya. Problemy vizual'noi istorii Rossii KhKh stoletiya: sbornik statei. Chelyabinsk: Kamennyi poyas, 2008. 476 s.
47. Panishev E. A. Navodneniya v istorii Tobol'ska // Severo-Zapadnaya Sibir' v kontekste rossiiskoi istorii (XIX–KhKh vv.): sb. nauch. statei. Tyumen': Izd-vo OOO «Mezhdunarodnyi institut», 2017. S. 44-48.
48. Rubinina Z. M. Semeinyi fotograficheskii arkhiv Levitskikh (vtoraya polovina XIX – vtoraya polovina XX v.) iz sobraniya gosudarstvennogo istoricheskogo muzeya kak ob''ekt istochnikovedcheskogo issledovaniya: dis. ... kand. istoricheskikh nauk. Moskva, 2016. 272 s.
49. Sibirskii listok. 1896. 10 noyabrya.
50. Skubnevskii V. A., Goncharov Yu. M. Goroda Zapadnoi Sibiri vo vtoroi polovine XIX – nachale XX v. Naselenie, ekonomika, zastroika i blagoustroistvo. Barnaul: IP Kolmogorov I. A., 2007. 292 s.;
51. Sulimov V. S. Organizatsiya ekskursii uchashchikhsya shkol Omska v period Pervoi mirovoi voiny // Elektronnyi nauchno-prakticheskii zhurnal «Istoriya i arkheologiya» URL:http://history.snauka.ru/2014/07/1095 (data obrashcheniya 7.12.2018).
52. Tatarnikova A. I. Sanitarnoe blagoustroistvo gorodov Zapadnoi Sibiri v kontse XIX – nachale XX veka // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta: Istoriya, Filologiya. T. 15. № 8. 2006. S. 96-107.
53. Tobol'skii istoriko-arkhitekturnyi muzei-zapovednik. Fond fotografii i negativov (nauchno-vspomogatel'nyi). (TIAMZ FFN NV).
54. Tobol'skii istoriko-arkhitekturnyi muzei-zapovednik. Fond fotografii i negativov (osnovnoi). (TIAMZ FFN TM).
55. Tolmacheva E. B. Fotografiya kak etnograficheskii istochnik: po materialam fotokollektsii Muzeya antropologii i etnografii im. Petra Velikogo (Kunstkamera) RAN: dis. ... kand. istoricheskikh nauk. Sankt-Peterburg, 2011. 246 s.
56. Tomilov I. S. Obshchestvennyi byt gorozhan Tobol'skoi gubernii vtoroi poloviny XIX – nachala XX v. v obshchestvennoi memuaristike // Manuskript. 2018. № 11-2 (97). S. 226-230.
57. Tsukanova V. N. Fotodokumenty v muzee. Ikh svoistva, problemy izucheniya i ispol'zovaniya // Muzeinoe delo: muzei – kul'tura – obshchestvo. Sb. nauch. trudov Muzeya Revolyutsii. Vyp. 21. M., 1992. S. 39-57.
58. Shilovskii M. V. Povsednevnaya sreda obitaniya gorodskoi intelligentsii Sibiri v XIX – nachale XX v. // Goroda Sibiri XVII – nachala XX v. Vyp. 2: Istoriya povsednevnosti. Barnaul Izd-vo Alt. un-t., 2004. S. 88-101.
59. Yunina E. A. Vidovye fotograficheskie otkrytki kontsa XIX – nachala XX v. kak dokumental'nyi istochnik po istorii i kul'ture goroda Tobol'ska // Tobol'sk nauchnyi – 2013: Materialy X Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (s mezhdunarodnym uchastiem). Tobol'sk: Izd-vo OAO «Tyumenskii izdatel'skii dom», 2013. S. 382-388.
60. Yunina E. A. Fenomen vizual'noi kul'tury sibirskoi provintsii kontsa XIX – pervoi poloviny XX vv.: k rekonstruktsii khudozhestvenno-esteticheskoi i dukhovno-intellektual'noi sredy obyvatelei goroda Tobol'ska // Trudy Tobol'skoi kompleksnoi nauchnoi stantsii UrO RAN. Vyp. 4. Istoricheskie nauki: tem. sb. nauch. tr. Tobol'sk: TKNS UrO RAN, 2014. S. 234-260.
61. Yunina M. V. Deyatel'nost' fotografov-lyubitelei v protsesse formirovaniya fotofonda TIAMZ po istorii Tobol'skoi gubernii kontsa XIX – nachala XX vv. // Tobol'sk nauchnyi – 2014: Materialy XI Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (s mezhdunarodnym uchastiem). Tobol'sk: Izd-vo OOO «Print-Ekspress», 2014. S. 273-280.
|