Library
|
Your profile |
Philology: scientific researches
Reference:
Popova M.P., Okorokova V.B., Toburokov N.N.
Sofron Danilov: Personality of a Writer at the Turn of Times and Eras
// Philology: scientific researches.
2019. № 1.
P. 13-19.
DOI: 10.7256/2454-0749.2019.1.28314 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=28314
Sofron Danilov: Personality of a Writer at the Turn of Times and Eras
DOI: 10.7256/2454-0749.2019.1.28314Received: 08-12-2018Published: 03-01-2019Abstract: The authors of the article analyze the contribution of a Yakut writer Sofron Danilov to the development of prose in general and Yakut literary writing in particular. Sofron Danilov created a unique lyrico-dramatic style. As a writer and master of psychological analysis, he created original images of his contemporaries. Sofron Danilov had a true gift for literary criticism. Insightfully and on a scientific ground Sofron Danilov investigated works of classical Yakut authors and described peculiarity of their creative writing. Sofron Danilov paid much attention to journalism and tried to describe the most nettlesome issues of those times to his contemporaries through his writing, this is why was perceived both as a writer and philosopher. The methodological basis of this research includes fundamental works of M. Bakhtin, M. Lomunova, A.Myreeva, D. Vasilieva, and G. Philippova. To achieve the research targets, the authors of this article has applied methods of empirical and theoretical research (comparative historical and theoretical analysis). The main conclusions of the research are the following: Sofron Danilov was the first one to introduce the terms 'polyphony' and 'monologue' into the Yakut prose narration. He was the author of the first Yakut socio-psychological novel 'The Heartbeat' in which he depicted the life of the society at the turn of the 1950s - 60s (the so-called thaw period). He was a famous author of novels and short stories. Sofron Danilov was the founder of a new style, new prose and thus had a great impact on the development of the Yakut literature, many writers called him teache. Sofron Danilov's creative works were highly appraised by critics and theorists of literature and he was a famous author in his country. Keywords: prose, genre, monologue, hero’s inner world, style, psychological analysis, character, image, criticism, jornalism
Якутская письменная литература в начале ХХ в. была представлена драматическими и поэтическими произведениями. Проза создавалась намного позже и прошла ускоренный путь развития: в 1920-е годы преобладали рассказы социально-бытового характера, в 1940-е годы появились романы, представленные историко-революционными жанрами. В 1960-е годы начинается новый веток развития прозы, в которой расширяются границы жанровой разновидности и стилевого течения. Среди новых авторов-романистов выделяется талантливый писатель Софрон Петрович Данилов. Он был человеком с активной жизненной позицией: будучи поэтом, драматургом, новеллистом, автором повестей и романов, публицистом и литературным критиком совмещал и должность руководителя писательской организации и «относился к такому типу художников, которых называли «совестью» и «эхом» своей времени» [2, c. 68]. Творчество писателя изучено в работах литературоведов Маргариты Ломуновой, Доры Васильевой, Варвары Окороковой и литературного критика Гаврила Филиппова. В 1930-ые годы поэзия была передовым жанром. Под влиянием творчества поэтов-новаторов П. Ойунского, Элляя, К. Урастырова, Чагылгана, И. Арбиты молодые литераторы увлекались стихами. В начале литературного творчества Софрон Данилов тоже увлекался поэзией. В годы студенчества, как вспоминал сам Софрон Данилов, их комнаты в общежитии превращались в литературные салоны, где длинными ночами проходили бурные дискуссии, обсуждения, они упоенно читали стихотворения любимых поэтов, выучивая наизусть целые сборники их стихов. В конце 1930-х гг., будучи студентом, занимался в литературном кружке, знакомился с творческими людьми, его начали признавать начинающим литератором. В годы Великой Отечественной войны Софрон Данилов продолжил свое увлечение поэзией. Его стихотворение «Вспоем, друг, громче» стало любимой песней целого поколения того времени. Как потом вспоминал поэт-фронтовик Тимофей Сметанин, эту песню якутские солдаты пели на фронте в редкие минуты передышки, вспоминая о своих счастливых временах и родном крае. В 1950-е гг. начинают печататься друг за другом его книги рассказов и повестей. Так он становился талантливым прозаиком. Его увлечению прозой способствовало появление в 1940-х гг. первых романов в якутской литературе Э. Эристина, А. Аччыгыйа, Н. Якутского. Однако в начале 1950-х гг. положение якутской прозы считалось кризисным. На III съезде якутских писателей К. Урастыров в своем докладе говорил о прозе, как об отстающем жанре. «Якутская литература сейчас переживает определенный застой в развитии жанра рассказа. Об этом красноречиво говорит тот факт, что в последних девяти номерах «Хотугу сулус» (начиная с 1 января 1952 года по сей день) опубликовано всего-навсего только три рассказа… А прозаиков среди членов Союза писателей всего 15 против 30 поэтов…» [11, c. 361]. Застой с середины 1950-х гг. сменился расцветом якутской прозы, которая в 1960-х гг. заняла лидирующее положение в литературе. Выросли талантливые прозаики-рассказчики – Афанасий Федоров, Анастасия Сыромятникова, Николай Габышев, Софрон Данилов. В 1960-х годах появились первые социально-психологические романы, 1970-е годы ознаменовались романами-дилогиями, -трилогиями. В этот успех литературы немалый вклад внес Софрон Данилов. Его творчество повлияло на развитие всей современной якутской прозы. Как русские прозаики образно говорили о том, что они «вышли из «Шинели» Гоголя и выпали из широких рукавов Максима Горького», многие якутские прозаики считают за честь быть учеником Софрона Данилова - это в дальнейшем ставшие народными писателями Якутии Васлий Яковлев-Далан, Николай Лугинов, Егор Неймохов и др. [10, с.14]. Вершинным достижением творчества Софрона Данилова и вехой якутской литературы второй половины ХХ-го века стал его знаменитый роман «Бьется сердце» (1967). Этим романом якутская литература была представлена для широкого круга читателей всей страны. А в республике роман вызвал большой интерес читателей к прозе: когда он печатался на страницах художественно-литературного журнала «Хотугу сулус», его тираж вырос в 10 раз. Под его влиянием в якутской литературе появились молодые талантливые прозаики, в произведениях которых преобладали лиричность, монологи, психологизм. Новаторством писателя стало то, что он написал первый социально-психологический роман в якутской литературе, дышащий современными и актуальными в то время проблемами общества. В сюжете романа отражаются рабочие будни учителей и школьной жизни - это отношения между педагогами, учителями и школьниками, родителями и детьми. Также в нем отобразилась вся жизнь нашей родины рубежа 1950-1960-х годов, были узнаваемы и типы характеров. Писатель получил множество откликов со всех уголков страны, читатели благодарили, восхищались тем, как достоверно писатель показал труд учителей, и назвали его роман «Педагогической поэмой». «Спасибо Вам за хорошую книгу. Смело, глубоко Вы осветили жизнь небольшого школьного коллектива» [7, c. 75]. Читатели увидели в нем знакомые им картины жизни. Литературные критики правомерно отметили, что роман Софрона Данилова не ограничен пределами маленькой деревни, затерявшейся в далеких снегах Якутии, и школьной жизни. «Автор не нарушая логики сюжета, сумел выйти за рамки «частного столкновения» мнений в школьной среде, придать конфликту более серьезное общественно - политическое звучание...» [7, с. 18]. Роман писателя стал его откликом на события 1950-1960-х годов в обществе и дышал идеями «оттепели». Потому в его синкретичном хронотопе сконцентрировано время, как прошлое, настоящее и будущее общества, и пространство, как общественная жизнь всей страны, когда «приметы времени раскрываются в пространстве, а пространство осмысливается и измеряется временем» [1, с. 398]. В лице Пестрякова писатель осуждает явления «культа личности», как человека уходящего времени. В Аласове воплощен герой настоящего времени - «оттепели», вместе с тем писатель в его учениках видит людей будущей счастливой жизни - коммунизма. Каждый образ романа - это тип, в котором отражаются черты времени, и история общества предстает в живых картинах. Например, в Кылбанове выделены черты стукача, подстрекателя на неблаговидные поступки. Директор школы Кубаров, которого читатели обвиняют в бездействии, запуганный временем диктаторской власти и годами репрессий, осторожный, сомневающийся, неуверенный в своей правоте человек. Пестряков - типичный представитель времени «культа личности», стоящий на страже прежних порядков. Нахов - борец, который в те времена из конфликта всегда выходил битым и не мог добиться справедливости. Все они являются яркими характерами, порожденными временем «культа личности». Аласов - человек нового времени, личность «оттепели», с надеждой смотрящий в будущее, когда в обществе победит благоразумие и человек действительно станет свободной личностью. При этом Аласов - идеальный герой, он является ходячим воплощением «коммунистической морали» тех лет. Если мужские образы олицетворяют собой общественное начало, то в женских образах писатель создает психологически углубленные характеры. Поэтому критики отметили, что женские образы удаются только такому истинно талантливому прозаику, как Софрону Данилову [8 с. 93]. Читатели полюбили образ Надежды Алексеевны и следили за ее судьбой, несмотря на ее жизненные перипетии и сложный характер. Писатель ввел в прозу так называемый «открытый финал», когда автор призывает читателя к сопереживанию и сотворчеству. «Хоть и написано в книге «Конец», но по логике вещей - это только начало, продолжение которого предоставляется додумать читателям» [7, с. 79]. Диалог писателя и читателя, по М. Бахтину, не может иметь своей завершенности [1, 451]. Ведется вечный разговор о путях к счастью и будущем народа. Интересно, что двумя годами позже романа Софрона Данилова, в 1969 году, вышел другой социально-психологический роман – «На водоразделе» Василия Яковлева. Автор в своем главном герое - Бардасове показывает современного руководителя, беспринципного, властного и ловкого одновременно. Таким образом, получается, что Василий Яковлев сумел предвидеть наступление эпохи «застоя» с его командно-административным и коррумпированным руководством. Хотя появления романов в печати отделены лишь двумя годами, но между ними лежат разные временные отрезки общественного развития. Софрон Данилов, как писатель «оттепели», был более романтичен и верил в торжество идеалов коммунизма. Потому его главный герой Аласов из романа "Бъется сердце" стал самым любимым героем многих поколений, которые стремились стать как он борцами за справедливость. Потому исследователь отмечает «Его лучшие рассказы, повести и романы - это неиссякаемый родник духовности, аккумулятор нравственного опыта поколений, что всегда было и остается главным, определяющим признаком высокой словесности» [9, с. 96]. Софрон Данилов становится писателем-романистом. В 1970-х годах выходит его историко-революционная дилогия «Красавица Амга», в 1980-х роман «Не улетайте, лебеди!». Чуткое сердце писателя откликается на общественные изменения. Популярностью среди читателей пользуются его повести - «Нести людям радость», «И завтра настанет день», в которых отражены проблемы застойного общества, и повесть «Пашня», появившаяся как отклик на события перестроечного времени и др. Софрон Данилов, как крупный прозаик, был писателем со своим голосом и видением мира, и заслуженно был признан критиками, как писатель-философ [12, c. 93]. Современные литературоведы пишут о том, что писатель не должен выдвигать идеи и находить ответы на поставленные им проблемы. Но Софрон Данилов придерживался иного взгляда, говорил о высокой роли писателя в обществе: «Все мысли писателя в его творениях. Писатель это особенный человек, от природы обладающий способностью заглянуть в неизведанное, мудрый философ, размышляющий о бренном и вечном, человек высокой культуры и гордость нации» [4, с. 245]. Софрон Данилов в своих произведениях всегда ставил насущные проблемы общества и искал ответа на них. Особенно писателя волновали нравственные проблемы общества. Поэтому его герои всегда находились в остром конфликте и перед выбором, как например, в рассказах «Если задеть за живое», «Будьте счастливы, люди», в повестях «И завтра настанет день», «Огонь» и др. Порой ответа не находилось, вопросы переходили в неразрешаемые дилеммы, произведения оставались с открытым финалом, как в рассказах «На сенокосе», «У дальнего ручейка», в повести «Пашня» и т. д. Все его герои, как и сам писатель, рефлексирующие, переживающие люди. В этом иногда видели социальную детерминированность и тенденциозность в его произведениях. Но писатель считал честью принимать своими произведениями самое активное участие в современной жизни общества. Софрон Данилов считал, что писатель в своем произведении обязательно должен присутствовать. Поэтому его произведения отличают особый лиризм, публицистичность и в них преобладает возвышенный, романтический стиль. В романе много лирических отступлений автора. Писатель всегда находится здесь и сейчас, поэтому читатель с особым волнением вчитывается в его строки. Софрона Данилова признали писателем-психологом [3, с.50]. Именно он, как Лев Толстой, средствами передачи внутреннего мира героя выворачивая наизнанку душу своих героев, изображает их интеллектуальную жизнь и притягивает этим интерес читателей. Софрон Данилов называл своим учителем И. С. Тургенева, и потому в емких словах, деталях передавал атмосферу бытия и создавал романтизированные возвышенные женские образы. Он идеал красоты и совершенства видел в женщинах. Потому в конфликте произведений они противостоят своим мужьям («Бьется сердце», «И завтра настанет день», «Не улетайте, лебеди!»), следующим указам партии. Прекрасные, красивые женщины созданы им и во многих рассказах. Писатель убежден в том, что в любви, семье всегда сильно женское начало. Несомненным новаторством писателя признан стиль повествования - впервые он использует монологичность и многоголосье в якутской литературе. Такие приемы Льва Толстого, как «поток и диалектика мыслей», «подсознательное» стали неотъемлемой частью стиля и якутского прозаика. Затем монологичность и лиричность становятся чертами стиля современной якутской прозы. Эту особенность стиля писателя отметили все исследователи. Например, В. Дементьев писал: «Роман написан с точки зрения формы весьма оригинально. Здесь мы найдем и монологи действующих лиц, и рассказ от третьего лица, и те же авторские отступления, и даже роман в романе»…» [5, c. 97]. Г. Ломидзе высоко оценил вклад писателя в литературу: «В якутской литературе раньше не было романа монологичного, подчеркнуто лирически-исповедального, эмоционально открытого типа, каким явился роман Софрона Данилова «Бьется сердце». Софрон Данилов тем самым не перестал быть якутским писателем, не попрал национальные литературные традиции якутской прозы. По всей вероятности, наоборот. Освоив, переосмыслив опыт других литератур, он доказал жизненность национальной действенности новаторских форм живописания словом» [6, c. 39]. Софрон Данилов обладал талантом литературного критика. Он обстоятельно, на научной основе исследовал произведения таких писателей, как Ойунский, Элляй, Амма Аччыгыйа, Абагинский, Чагылган и др., выявляя своеобразие их поэтики и вклад в литературу. Публицистике Софрон Данилов уделял особое внимание, через открытое слово он старался доходить до читателей, и потому он воспринимался не только писателем-философом, но и мыслителем. И считая своей обязанностью выговориться перед народом, поделиться со своими сокровенными мыслями, отзывался на события современной ему жизни - как провести национальный праздник ысыах, как обустраивать жизнь и быть человеком-саха, о путях развития жизни народа на переломном этапе истории общества и т. д. Особенно выстраданы им последние публикации. Он переживал за будущее народа, который находился как будто в безвременье. Он писал: «За последние 7-8 лет я почти в одиночку отчаянно сражался за судьбу родной литературы и родного народа… Где найти надежного человека, чтоб продолжил мои дела…» [4, c. 374]. Писатель верил, что только созидающий труд во имя развития народа приведет к положительным результатам. Его речь на последнем своем юбилейном вечере в 1992 г. воспринимается как завещание народу: «Не бывает единоличного счастья. Он счастлив, когда народ его благополучен. Видимо, нас ждут трудные времена, жизнь словно катится вниз по наклонной. Потому кажется, что слово «счастье» сегодня слышится неуместным. Но я упорно хочу повторять и повторять это слово, так как я в течение всей своей жизни хотел только одного - счастья для родного народа. Поэтому сегодня я хочу привести название своей книги - Будьте счастливы, люди!» [4, c. 377]. Таким образом, Софрон Данилов, как крупный прозаик, внес огромный вклад в развитие якутской прозы второй половины ХХ века. Его произведение "Бьется сердце" - первый социально-психологический роман в якутской прозе. Герои писателя стали нарицательными и оказывали огромное влияние на воспитание подрастающего поколения. Как писатель-мастер психологического анализа, он создал неповторимые, яркие образы современников. Софрон Данилов также стоял у истоков зарождения исторического романа в якутской литературе. В его романе "Красавица Амга" впервые объективно изображены герои "белого движения", в том числе автор одним из первых создал полнокровный образ генерала Пепеляева. Писатель известен не только новаторством в области жанра, вместе с тем его лирико-психологический стиль, монологическое повествование повлияли на развитие всей якутской прозы, его традиции были подхвачены и продолжены в творчестве молодых якутских писателей. Софрон Данилов своими произведениями вышел на уровень отечественной литературы, его романы и повести были переведены на многие языки народов страны.
References
1. Bakhtin M. M. Voprosy literatury i estetiki. M.: Khudozhestvennaya literatura, 1975, 504 c.
2. Burtsev A. A. Burtsev M.A. Yakutskii roman ot Erilik Eristina do E.Neimokhova: problemy tipologii i poetiki. Yakutsk, 2017, 209 c. 3. Vasil'eva D. E. Khudozhestvennyi mir Sofrona Danilova: spetsifika sotsial'no-psikhologicheskoi prozy. Yakutsk: Bichik, 2012, 141s. 4. Danilov S. P. Sanaam tuimuulara. Yakutsk: Bichik, 1995, 381 s. 5. Dement'ev V. Letopisets zhizni narodnoi // Sofron Danilov. Seriya: Luchshie lyudi respubliki. Yakutsk: Bichik, 2003, c. 88-102. 6. Lomidze G. Chuvstvo velikoi obshchnovti. M.: Sovetskii pisatel', 1978, c. 36-39. 7. Lomunova M. N. Sofron Danilov. M.: Sov. Rossiya, 1985, 160 c. 8. Okorokova V. B. Puti razvitiya prozy v literaturakh narodov Yakutii. Yakutsk: Izdatel'stvo YaGU, 2001. 9. Pereverzin V. M. Iskusstvo prozy Sofrona Danilova // Pereverzin V.M. Grani khudozhestvennoi pravdy. Yakutsk, 1997, s. 90-96. 10. Sovremennaya yakutskaya literatura: Novye imena, novye gorizonty (kollektivnaya monografiya Okorokova V.B., Popova M.P. i dr.). Yakutsk Izdatel'skii Dom SVFU, 2013, s.175. 11. Uurastyyrap Kүnnүk. Khatappyn saҕabyn. Yakutsk: Knizhnoe izdatel'stvo, 1979, 424 s. 12. Filippov G. G. Kere keskilleekh aiymn'y (Sүrekh teberin tukhary) // Khotugu sulus. 1982. № 4. S.88-95. |