DOI: 10.7256/2454-0625.2018.12.27917
Received:
05-11-2018
Published:
26-12-2018
Abstract:
Modern world is experiencing drastic changes under the influence of new technologies. This is what made the course of this research. The subject of the research is the influence of communication technologies and means of informaton transmission on the development of graffiti and street art. In particular, the author analyzes what features of the aforesaid art practices have been modified by the Internet. The Internet has created such new means of information transmission as microsites, social networks, and photo hosting provider and has allowed to make audio- and video and film transmission to the mainstream audience. The research is based on the method of semi-structured interviews that involved graffiti and street artists from the Samara Region. The novelty of the research is caused by the fact that the author discovers that physical space loses its importance in the aforesaid art practices, the audience and artist's recognition are 'virtualized', and the fact that representatives of the graffiti and street art demonstrate different attitude to the influence of the Internet on their creativity. The author has also demonstrated that all the aforesaid changes have different intensity of expression in graffiti and street art.
Keywords:
street art, graffiti, Internet, virtualization, space, audience, street artist, writer, communication technologies, hip hop
Введение
C самого начала своего существования граффити и стрит-арт как художественные практики развивались под влиянием коммуникационных технологий и форм передачи информации. Под граффити мы понимаем написание на стенах зданий и на транспорте шрифтов больших размеров, являющихся никнеймами их авторов или названием команд граффитчиков. Под стрит-артом понимаются фигуративные или абстрактные композиции, а так же инсталляции, постеры, стикеры, трафареты, выполненные на стенах зданий.
В данной статье мы проанализируем влияние коммуникационных технологий и форм передачи информации на развитие указанных практик, в частности, рассмотрим, каким образом интернет модифицировал граффити и стрит-арт. Исследование построено на полуструктурированных интервью, которые были взяты у граффитчиков и стрит-артистов городов Самарской области (Самара, Новокуйбышевск, Жигулевск, Отрадный) в 2015–2017 гг. (всего 34 интервью). Период, на который приходится активность интервьюентов, охватывает более двадцати лет – с конца 1990-х гг. до настоящего времени. Кроме того эмпирическим материалом исследования являются статьи журналиста Жанны Скоковой, специализирующейся на уличной культуре Самары, также журнал «Hip Hop Info» и интернет-сайты, посвященные граффити и стрит-арту, являющиеся информационными и коммуникационными ресурсами для представителей указанных арт-практик.
Наша гипотеза заключается в том, что интернет, предложив новые технические возможности, изменил реалии самих практик:
- изменил отношение к пространству внутри практики;
- создал качественно иные способы получения признания художником и принципиально новую аудиторию;
- привел к потере локальной идентичности граффити.
Однако указанные изменения получили в граффити и стрит-арте разные проявления.
Эпоха до интернета
История коммуникационных технологий в граффити и стрит-арт среде начинается в США. Обратимся к электронной книге «Viral Art» Р. Дж. Рашмора [16], в которой данный вопрос рассмотрен достаточно подробно. Рашмор – создатель и редактор сайта «Vandalog – a street art blog».
Граффити утверждается как художественная практика со своими правилами поведения и критериями выполнения работ в 1970-х гг. в Нью-Йорке. Самой первой коммуникационной технологией было непосредственное общение граффитчиков друг с другом в так называемых writers` corners (так же, writer`s bench). Этим понятием в 70-е–80-е гг. в Нью-Йорке было принято обозначать места для встреч райтеров (граффитчиков), где они знакомились, обменивались новостями, опытом, находили себе учителей и признание своего таланта [15]. Располагались они, как правило, в разветвленной системе нью-йоркского метро. Проблема этой формы коммуникации заключалась в том, что новому граффитчику найти самостоятельно такое место было невозможно. Туда можно было попасть только с помощью другого граффитчика, который знает про него. Вопрос заключался в том, как познакомиться с таким граффитчиком или с граффитчиком вообще. Заявлять в открытую о своем занятии данной практикой было нельзя, так как это могло привести к аресту. В книге «Viral Art» приведен забавный пример одной формы знакомства граффитчиков из разных частей Нью-Йорка друг с другом: знакомство становилось возможным тогда, когда полиция, поймав райтеров, отправляла их группами на исправительные работы, заставляя отмывать метро от надписей [16, c. 8]. Так они узнавали друг друга. Но, даже несмотря на невольную помощь полиции, коммуникация между райтерами (другое название граффитчика, происходит от американского write – писать) того времени была крайне слабой, информация распространялась медленно, качество рисунков было низкое.
В 80-х гг. начали распространяться книги о граффити, которые смогли преодолеть границы не только Нью-Йорка, но и США и попасть в разные страны мира, в том числе, со временем и в Россию. В первую очередь – это «библия» всех граффитчиков того времени «Subway Art» Марты Купер и Генри Чалфента [12], содержащая в себе большое количество фотографий нью-йоркских граффити на поездах метро. Увидев впервые свет в 1984 г. в Англии, эта книга выдержала множество изданий и до сих пор пользуется популярностью у граффитчиков. К примеру, в 2009 г. в издательстве «Thames & Hudson» вышло ее 25-е юбилейное издание. В «Viral Art» изложена история одного граффитчика, который пошел на кражу книги ради того, чтобы ее прочесть. В 1987 г. вышла книга «Spraycan Art» Генри Чалфанта и Джеймса Пригоффа [13], в которой рассказывалось не только о зарождении и развитии граффити в США, но и о распространении его в другие страны, такие как Англия, Франция, Испания, Швейцария, Дания, Австралия, Новая Зеландия, Центральная и Южная Америка. Ее ценность для граффитчиков так же заключалась в наличии большого количества фотографий граффити-работ. Рашмор отмечает, что, в сравнении с writers` corners книги были заметно более эффективной коммуникационной технологией: «После "Subway Art" почти в каждом городе, в котором появилась эта книга, стали возникать граффити-"проблемы", которые во многом выглядели как в Нью-Йорке, но в каждом городе быстро развился свой собственный отличительный стиль» [16, р. 24].
С середины 80-х гг., когда широкое хождение среди молодежи приобрели портативные фотокамеры, возникает практика flicks trading (продажа фотографий работ), а в 90-е – начало 2000 гг. появляются zine [16, p. 36-39]. Zine (сокращенно от magazine) – это журнал, сделанный в домашних условиях, его может сделать каждый, у кого есть принтер. Они были «… промежуточным звеном между продажей фотографий и настоящими журналами/интернетом…», - отмечает Р.Дж. Рашмор [16, p. 39]. Как фотографии, так и самодельные журналы распространялись среди друзей и иными путями, например, через кофейные магазины или музыкальные салоны. Их преимущество перед книгами, заключается в том, что информация в журналах быстрее обновлялась из-за периодичности выпусков. Со временем появились журналы, выпускаемые издательствами.
К сожалению, Рашмор не упоминает в своей книге о таких формах международной коммуникации, как проведение выставок граффити-работ в галереях и поездок американской молодежи в Европу, а европейской в США. Чалфант и Пригофф в книге «Spraycan Art» отмечают, что появление граффити в Европе в 70-е–80-е гг. связано именно с такими процессами: посредством путешествий или экспонирования работ граффитчиков в галереях происходило знакомство новой публики с этой культурой через рисунки на стенах, работы на холстах или непосредственное общение местной молодежи с приезжей. Один из подобных примеров – выставка работ американских граффитчиков 1983 г. в Роттердаме, которую организовал арт-дилер из Амстердама Яки Корнблит (Yaki Kornblit). Голландия оказалась плодородной почвой для прорастания этих семян: «Там было много живой, бунтующей, независимой молодежи – панки, сквоттеры, которая регулярно устраивала конфронтации с полицией... Неизбежно, некоторые их этих молодых людей встретились бы с известными граффитчиками из Нью-Йорка на открытии у Якки, и это влияние привело к быстрому распространению граффити в Амстердаме и придало ему ярко выраженный нью-йоркский стиль» [13, р. 7-8].
Таким образом, за рубежом на протяжении трех десятилетий (1970-е – начало 2000-х) коммуникационные технологии постоянно совершенствовались, результатом чего стали рост количества граффитчиков, распространение самой практики в разные страны и рождение местных стилей, значительное увеличение аудитории, интересующейся граффити и стрит-артом, ускорение подачи информации о событиях в мире граффити.
В России граффити появляется в 80-х гг. ХХ в. Общий взгляд на его развитие в нашей стране позволяет сделать ряд заметок. Из рассмотренных выше форм передачи информации до появления интернета, согласно материалам интервью, существовали специальные места для встреч, поездки граффитчиков в другие страны и журналы. В силу того, что граффити пришло в Россию как часть хип-хоп-культуры, то места для встреч посещали не только граффитчики, но и рэперы, ди-джеи и исполнители брейк-данса. Были и места, предназначенные только для граффити-сообщества – споты. Это условно легальные места, известные в широких кругах граффитчиков. Самый известный московский спот находится у станции метро «Менделеевская».
Наиболее популярным журналом, связанным с граффити, был «Hip Hop Info». В нем печатались материалы, посвященные всем направлениям хип-хопа, одним из которых было граффити. Это единственный журнал, который называли граффитчики, практиковавшие во второй половине 90-х гг. Журнал выпускался с 1998 по 2001 г., было издано восемь номеров. Материал про граффити представлен в разделе «Стены». В первом же номере журнала констатируется, что граффити в России до сих пор не получило развития: «Все втыкают, что граффити до сих пор не получило в нашей стране распространения… Может быть, в каком-то смысле это и хорошо. Уж лучше чистый город, чем изгаженный … тинэйджерами абсолютно без чувства стиля и опыта» [9, c. 9]. В связи с этим авторы журнала старались сформировать у нас в стране культуру этой арт-практики, разъясняя, в чем суть граффити, знакомили со словарем, излагали размышления о «хорошем» и «плохом» граффити, о преимуществах и недостатках легального и нелегального рисования на стенах и др. В журнале помещались объявления о граффити-фестивалях, рассказы об известных отечественных и зарубежных граффитчиках, таких как Future 2000, Макс-Навигатор, Шаман, фотографии качественных граффити-рисунков, фото с фестивалей. В конце журнала публиковались «телеги» – краткие послания читателей хип-хоп миру.
Информацию о влиянии поездок на развитие граффити мы находим в упоминавшемся выше журнале «Hip Hop Info». Авторы выделяют две ключевые фигуры – Крыс из Риги и Макс-Навигатор из Калининграда, которые в процессе своих поездок делились опытом с местными [10].
Можно так же выделить ряд коммуникационных технологий и форм передачи информации в российской граффити-среде, существовавших до появления интернета, не упоминавшихся Рашмором. Во-первых, это распространение видеокассет с записями музыкальных клипов с рэпом и брейк-дансом. Фон, на котором выступали артисты, был расписан граффити. Однако у этого источника информации был серьезный недостаток, связанный с необходимостью наличия специального технического средства для просмотра – видеомагнитофона, которым в 80-е–90-е гг. обладали не все. Во-вторых, это фестивали хип-хоп культуры, на которых было представлено и граффити. Одни из первых проводились в Москве (1987) и Донецке (1988), куда приезжали художники из Риги и делились своими знаниями и опытом [11].В-третьих, вклад в развитие граффити внесло телевидение. Так, в ответах некоторых граффитчиков можно встретить упоминание о клипах по каналу MTV и об одном из выпусков передачи «До 16-и и старше», в котором был сюжет, посвященный граффити.
Непосредственно в Самарской области вышеуказанные коммуникационные технологии и формы передачи информации получили свое специфическое проявление. Для некоторых граффитчиков базовым внутригородским (локальным) источником знаний о граффити были непосредственно изрисованные стены: «Наш источник тогда была улица. Кое-что из того, что мы видели на уличных стенах, меня цепляло, и я хотел делать похожее и своё», - вспоминает граффитчик из Самары (Инф. 1). Но, очевидно, что для того, чтобы граффити появились на самарских стенах, нужны были внешние источники. Материалы интервью содержат достаточно широкий перечень путей получения информации.
Во-первых, это журналы. Некоторые из них появлялись в Самаре по инициативе самих представителей хип-хоп культуры. В конце 90-х Antix (Антон Макаров), один из популяризаторов этой молодежной культуры в городе, организовал на книжном рынке точку продажи тематической литературы, среди которой был и журнал «Hip Hop Info». Один из самарских граффитчиков вспоминает: «В Самаре журналы про хип-хоп можно было найти на книжном рынке, он тогда базировался на ипподроме» (Инф. 2). В начале 2000-х на книжном рынке появились и другие журналы про хип-хоп культуру, знакомившие с европейским, украинским, белорусским граффити: «Улицы», «Code Red», «400 мл», «Good Morning», «Concrete», «Street and more» и др. В 2000-х гг. в Самаре появился магазин Queen`s, известный и за пределами города. В него приезжали граффитчики из области (Отрадный, Жигулевск, Новокуйбышевск), чтобы купить краску для рисования. Здесь же можно было купить тематическую печатную продукцию. Появлялись специализированные журналы, ориентированные только на граффити, такие как «Активное искусство спреить». Журналы играли одну из ключевых ролей в передаче знаний. Что нужно рисовать и как самарские граффитчики узнавали из них: «… тогда только начинали продавать граффити журналы в нашем городе, и я скупал их по одному, они тогда для меня 14-летнего были дорогие» (Инф. 1). Была распространена практика хождения журналов из рук в руки в силу их дороговизны и редкости.
Музыкальные клипы с граффити на заднем плане ценились и в Самаре. Знакомились граффитчики с ними через телевидение или записи на видеокассетах. Интервьюенты вспоминают о зарубежных клипах с хип-хоп музыкой по MTV, о клипах Децла, Da Boogie Crew, B-People. Записи клипов на видеокассетах можно было купить в магазине «Блюз» у сквера Высоцкого. Видеокассетами, так же как и журналами обменивались в силу их редкости и дороговизны для подростков. С их помощью самарские граффитчики изучали особенности написания букв в граффити.
Также практиковалось коллекционирование фотографий. Фото делались как в Самаре, так и в других городах, которые посещались граффитчиками или их друзьями: «Друг ехал в Санкт-Петербург, я просит его сделать фото» (Инф. 3). Другой пример: «В процессе поездок собирал фото, читал интервью в журналах, смотрел иллюстрации, повторял» (Инф. 4).
Фестивали в городе являлись важным ресурсом развития граффити. С конца 1990-х до середины 2000-х гг. в городе проводилось в среднем три фестиваля хип-хоп культуры в год (Инф. 5). Чаще всего организованы они были местной администрацией. Один из интервьюентов вспоминает: «До 2003 было мало разнообразия в граффити, т.к. было мало информации… Пока не было интернета, получали информацию на граффити-фестивалях. «Кофемолка» - один из первых. Участвовали там, чтобы завязать новые знакомства и себя представить. Познакомились с московскими райтерами» (Инф. 6). С 2001 по 2011 гг. Самара была одним из городов проведения крупнейшего в России фестиваля хип-хоп культуры – «Сникерс-урбании». Сюда съезжались люди из городов самарской области, а также других российских областей. Местным граффитчикам этот фестиваль давал возможность знакомства с «коллегами по цеху» из других городов и обмена опытом. Свой вклад в организацию и проведение фестивалей с граффити-активностью внес новокуйбышевский Дом молодежных организаций. По его инициативе было проведено несколько подобных мероприятий в Новокуйбышевске и Смышляевке (поселок городского типа в Самарской области), куда также съезжались граффитчики из разных городов области.
Прямых аналогов writers` corner в Самаре не существовало, но были специальные места встреч и общения представителей хип-хопа: уже упомянутый книжный рынок, Струковский сад, фонтан на набережной и др. Один из представителей граффити старшего поколения вспоминает про 90-е гг.: «Главное в этом всём – тусовка для молодежи. Встречались на концертах, на книжном рынке по воскресеньям с утра, узнавали тут новости из хип-хоп мира. Чтобы попасть в эту среду, нужно было прийти на фестиваль, на рынок, на выступление рэперов, там найдешь единомышленников» (Инф. 2). Можно сказать, что это были «места сборки» (термин по Р. Парку [1]) самарского хип-хоп сообщества. Здесь происходили знакомства, обмен новостями, обсуждались совместные дела: «Мы встречались, общались, женились», - вспоминает другой интервьюент (Инф. 5). Даже в 2000-е гг. непосредственное общение между представителями рассматриваемых практик продолжало оставаться основным источником информации для некоторых подростков: «В 2007 у меня еще не было доступа в интернет. Журналов в Самаре не было. Или были очень дорогие. Поэтому поначалу информацию о граффити получал только через личные знакомства в своем районе. Знакомились командами. Переходили из команды в команду» (Инф. 7).
На фоне сравнительно ограниченных информационных ресурсов, не способных охватить большие объемы населения, граффити-культура в 2000-е гг. еще до широкого распространения доступа в интернет в Самарской области развивалась достаточно успешно. Это выразилось в том, что, во-первых, все интервьюенты вне зависимости от места проживания, будь то Самара или областной город, отмечают, что в наши дни граффитчиков стало меньше по сравнению с 2000-и гг. Большее количество граффитчиков в прошлом порождало и большее количество надписей на стенах: «Екатеринбург, который я посетил совсем недавно, выглядит, как Самара в 2003 году. Он весь разрисован. На фасадах красивых зданий работы бомберов», - отмечает самарский стрит-артист Вертиго [6]. Во-вторых, в Самаре в конце 1990-х – начале 2000-х гг. сложился свой локальный стиль – простые крупные печатные буквы, что не характерно для других регионов России: «Я очень уважаю тех, кто делает самобытное граффити, пусть даже немодное. Я побывал в разных городах и могу сказать, что печатные буквы – отличительная черта Самары, как пивзавод или волжский автомобильный завод», – заявляет самарский граффитчик Свекл [8]. Стиль был создан самым авторитетным на сегодняшний день граффитчиком под никнеймом Гвоздь (рисует со второй половины 1990-х и по настоящее время), надписи которого на стенах можно видеть как в Самаре, так и по всей России. Таким образом, можно говорить о том, что в граффити-культуре Самары присутствовала локальная идентичность, что положительно оценивается местными граффитчиками.
Особенно ярко успехи развития граффити в 2000-е гг. выглядят на фоне скромных 1990-х гг. Уличные художники, которые начали рисовать в конце 1990-х – начале 2000-х гг., не помнят ни одного известного представителя этой практики начала или середины 1990-х гг. Это может указывать на низкий уровень развития граффити в тот период, а так же на отсутствие коммуникации между поколениями граффитчиков.
Стрит-арт, в свою очередь, был развит крайне слабо. Первым стрит-артистом называют Дениса Вертиго, начавшего рисовать в 1998 г. В начале 2000-х гг. появляется несколько новых художников, которые создали команду ЧЖНС, практикующую как граффити, так и стрит-арт. расцвет стрит-арта приходится в Самаре на вторую половину 2010-х гг.
Очевидно, что выше описанных форм коммуникации было недостаточно для того, чтобы знать процессы, которые протекают в граффити за рубежом. Редкие журналы не могли стать полноценным источником информации. Только с появлением интернета эти арт-практики стали информационно более проникаемы, и в них начали наблюдаться процессы глобализации. В самарских граффити и стрит-арте происходят изменения.
Влияние интернета на развитие граффити и стрит-арта: общее и различия
«Документирование уличного искусства и распространение полученных фото стало нормой» [16, с. 71]. Кажется, эта фраза Р. Дж. Рашмора о развитии граффити и стрит-арта в эпоху интернета не фиксирует ничего нового по сравнению с предыдущим периодом. Документирование посредством фото существовало и раньше. Но, так кажется лишь до тех пор, пока мы не обратим внимание на масштабы происходящего. Сегодня любой человек с телефоном в руках может сфотографировать и моментально опубликовать в интернете фото увиденной работы, которое уже за первые часы может набрать несколько сотен, а позднее и тысяч просмотров. Граффити и стрит-арт в виртуальной реальности представлены значительно шире, чем в реальном мире. Интернет стал той коммуникационной технологией, которая стимулирует и направляет их развитие, позволяет сделать информацию более доступной, как для самих райтеров, так и для поклонников этих арт-практик.
Лицо мирового граффити и стрит-арта определяется электронными базами блогов, специализированными сайтами Art Crimes, @149st, Vandalog, Graffiti.org, Ekosystem.org, ViVaCity.ru, Petrograff.ru, Vltramarine, Urban Roots, социальными сетями Livejournal, VKontakte, Facebook, Instagram, Tumblr, фотохостингами Flickr, Pinterest и др. Как итог – граффитчики и стрит-артисты постоянно просматривают эти информационные ресурсы и выкладывают свои работы на знаменитые сайты, чтобы они стали достоянием максимально широкой аудитории по всему миру. В связи с этим для некоторых художников фотография приобретает большую ценность, нежели сама работа: «Я сфотографировал свой рисунок. Дальше делайте с ним, что хотите» (Инф. 9).
Изменения, вызванные техническим прогрессом, изначально имели место в европейских странах, США, Австралии. Именно на их материале Рашмор прослеживает изменения в стрит-арте и делает выводы о стремительной виртуализации этого пространства. Граффити на новом этапе развития остается за пределами его внимания. Мы же попробуем проследить изменения в обоих арт-практиках, происходящих на российской сцене.
Материалы интервью говорят о том, что интернет, «преодолевает географию»: уравнивает для жителя столицы и жителя региона возможности в доступе к информации о граффити и возможности продвижения своего творчества в виртуальном пространстве, позволяет сделать коммуникацию более тесной, интенсифицировать контакты в среде граффитчиков и стрит-артистов из разных городов и стран. Приведем несколько знаковых высказываний эпохи интернета: «Сейчас источник – интернет, знакомлюсь с зарубежными райтерами через Facebook – из Испании, Португалии, Венесуэлы, Австралии, Новой Зеландии. На Западе меня знают лучше, чем в России» (Инф. 7); а вот другое: «До 2006 года с источниками информации было туго. Первые граффити я увидел у подруги в девчачьем молодежном журнале, и мне стало интересно. С осени 2005 года я сидел на форуме сайта СамараАрт, там был целый раздел, посвященный самарскому граффити. Там мы общались с коллегами по цеху, образовывали альянсы, и ругались друг с другом, конечно. Но главное, там можно было хвалиться своими работами! ... В данный момент я наблюдаю за несколькими топовыми ребятами по всей планете в сети Instagram, а также за развитием именно самарского граффити в группе Vandals Samara в сети VK» (Инф. 8).
Цифровые фотографии стали основной, но не единственной формой передачи информации о граффити и стрит-арте. На смену бумажным пришли электронные журналы, а на многих специализированных сайтах или группах в социальных сетях ведутся разделы, где рассказывается о граффити и стрит-арте. К примеру, @149st [17] – сайт, открытый нью-йоркскими райтерами в 1998 году. Сайт был создан, чтобы задокументировать историю нью-йоркского граффити: на нем собраны профайлы большого количества райтеров и команд, а также опубликованы статьи, написанные самими райтерами. Хороший пример страницы в социальных сетях – группа «Aksometry Lab» в Vkontakte, где выкладываются документальные и художественные видео о граффити и стрит-арте, новости из самарского мира уличного искусства, рассказы о граффитчиках и стрит-артистах и др.
Неотъемлемой частью граффити-культуры стали видео создания работ, снятые самими райтерами и выложенные в интернет. Подобные видео, как правило, низкого качества, потому что являются любительскими. Документирование своей работы позволяет превратить создание шрифтов в перформанс. Снятые видео распространяются через интернет с целью популяризации своего увлечения: «А в 2010-х стал популярен бомбинг. Райтинг – это когда красиво. До этого к бомбингу относились плохо. Бомбинг – это вандализм. Его стало больше в 2010-х, потому что его стали пропагандировать в интернете. Было много видео про это, например, у группы "Зачем" видео "Девиантное поведение"» (Инф. 4). «Девиантное поведение» – редкий пример видео о граффити, так как представляет собой полноценный документальный фильм, который можно найти на различных сайтах, в том числе на таком как КиноПоиск. Можно привести и другие примеры видео, популяризирующих бомбинг в граффити: «Aevus», «Flashback 01», «Flashback 02», «Prokaza 01», «Prokaza 02», «The cocaine», «Гоп-Стоп», «Graffiti Instinct», «Infamy», «RUSSIAN ROULLETE», «Бомба» (Bomb it!) и др. «Их снимают такие же, как мы. Забираются в метро, депо, снимают на видео процесс рисования», - комментирует один из граффитчиков (Инф. 3). Граффити-культуре посвящены и художественные фильмы. Культовыми стали «Style Wars», «Style Wars-2» «Beat Street», «Wild Style». Как часть молодежной субкультуры граффити показано в американском сериале «Отжиг» (оригинальное название – The Get Down).
Документальные фильмы про стрит-арт качественно отличаются от выше указанных видео. Часто они снимаются киностудиями, фильмы отличаются высоким качеством. В них стрит-арт чаще репрезентируется как современное искусство, а не как вид вандализм. В пример можно привести «Urbanbags», «Graffiti Fine Art» (студия Jared Levy Media), «Beautiful Losers» (киностудия Sidetrack Films), «Выход через сувенирную лавку» (студия Revolver Entertainment), который презентовался на Каннском кинофестивале, «Бэнкси уделывает Нью Йорк» (студия HBO Documentary Film), «Паша 183» и др. Местом распространения этих фильмов также является интернет.
Существуют циклы аудио- и видеопередач, посвященных граффити полностью или частично. Так, видео-цикл (vlog) «Провинциалы» на YouTube [2] в качестве одной из тем освещает граффити в разных городах России. Подкаст «G-Spot» полностью посвящен граффити-культуре [14].
Таким образом, интернет как коммуникационная технология породил новые формы передачи информации, которые выразились в большом количестве информационных ресурсов нового типа. Рассмотрим, к каким изменениям в современных российских граффити- и стрит-арт культуре они привели.
Как отмечалось выше, в 2000-х гг. граффитчиков в Самарской области было больше, чем сейчас. Интервьюируемые из Отрадного и Жигулевска (сегодня они отошли от этой практики) сказали, что им не известно, чтобы на сегодняшний день в их городах были граффитчики, которые рисовали бы на регулярной основе. В Новокуйбышевске и Самаре количество граффитчиков уменьшилось по сравнению с 2000-ми гг. Кроме того, некоторые интервьюируемые отмечали, что и они сами стали рисовать меньше. Причины происходящего они объясняли тем, что, во-первых, в 2000-х гг. заниматься граффити было модно, во-вторых, после кризиса 2014 года, связанного с Украиной, курс доллар поднялся, и краска заметно подорожала. Стало меньше больших многоцветных шрифтов. На этом фоне в 2017–2018 гг. Самара переживает расцвет стрит-арта, связанного с использованием бумажной атрибутики: плакатов или объемных фигур, сделанных из картона [4]; [3], трафаретов [5]. Такие работы не требуют больших финансовых затрат, одновременно дают большие возможности для творческой самореализации. Таким образом, можно констатировать, что высокая степень доступности информации не связана непосредственно со степенью распространенности практики граффити. Решающим в данном случае оказался экономический фактор, который привел к уменьшению количества граффитчиков. Относительно стрит-арта мы наблюдаем противоположную ситуацию: количество его представителей растет в силу того, что информации о нем в интернете становится больше, а некоторые его виды являются «бюджетными» вариантами. Однако если смотреть в целом на ситуацию с уличными арт-практиками в Самаре, то граффити продолжает заметно преобладать над стрит-артом.
В интернет-пространстве мы наблюдаем противоположную ситуацию. Стрит-арт в нем востребован больше, чем граффити. Это видно по трем самым популярным в российском мире граффити и стрит-арта специализированным сайтам, имеющим свои группы в социальной сети Вконтакте: Vltramarin, ViVaCity, Petrograff. Так, у специализирующейся на стрит-арте и граффити группы Vltramarin в VK 36130 подписчиков. Это больше, чем совокупное количество подписчиков групп ViVaCity (22757) и Petrograff (6930), специализирующихся только на граффити. Данный факт можно связать с тем, что стрит-арт более зрелищный, а спрос рождает предложение.
Также можно говорить и об изменениях внутренних характеристик арт-практик. В частности, модифицируется такой показатель качества работы как «место». В целом, у граффити и стрит-арта есть два ключевых показателя: «где» (место) и «как» (качество рисунка). Локация работы крайне важна, ведь именно она – «место встречи» художника и зрителя. Эти показатели существовали еще в 1990-е гг.: «Самое престижное место в девяностые годы – стена по Волжскому проспекту между Кинапом и Самаранефтегазом. Потому что много народа проезжало» (Инф. 1). Однако значение этого показателя в наши дни несколько ослабело. С распространением интернета стали появляться художники, ориентированные в первую очередь на размещение своих работ на электронных ресурсах, вопрос о том, как много людей увидят оригинал работы, стал вторичен: «… не вижу смысла в поиске просматриваемых мест. Это, конечно, прикольно, бонус этакий… но терзают сомнения. Мне кажется, что намного проще сделать максимально качественную работу, залить в интернет, туда, где это точно увидят», - считает самарский стрит-артист Ваня БВ (Инф. 11).
В связи с этим среди граффитчиков и стрит-артистов начали пользоваться популярностью заброшенные здания и «удаленки», так как это места, где почти не бывает случайных прохожих и можно спокойно рисовать, сделав в конце фотографию работы. Один из самарских граффитчиков так описал изменения в своих предпочтениях локальностей: «Сегодня для выполнения своих шрифтов я выбираю не обязательно легальное, но спокойное место, где я могу с удовольствием предаться творческому процессу и несколько часов корпеть над работой... Экстрим экстримом, но и безопасность важна: даже у парашютистов есть запасной купол» (Инф. 8). Граффитчики комбинируют разного типа места в своем творчестве: «На улицах рисую для общественности, чтобы вызвать положительные эмоции. На заброшках – для себя, делаю фото, выкладываю в интернет, собираю портфолио» (Инф. 4).
В отношении указанного изменения разница между граффити и стрит-артом заключается в том, что указанные практики выдвигают разные требования к месту нанесения рисунка. В граффити главное – нелегальность и опасность (в первую очередь опасность связывается с возможностью быть арестованным), так как созданными работами граффитчики подчеркивают свою маскулинность и такие качества, как бесстрашие, сила, независимость. Именно из-за идеологии граффити, воспевающей нелегальность, и ее базовой практики, основанной на правонарушении, значимость физического места не может быть заменена престижем большого количества просмотров фотографии работы в интернете. В свою очередь в стрит-арте такие характеристики, как «сложно-/ легкодоступное», «опасное/безопасное» не важны, так как маскулинность художника не имеет значения. В стрит-арте в первую очередь важны талант и художественный навык, оригинальный подход художника к работе с выбранным участком городского пространства. Поэтому в данной арт-практике количество просмотров важнее характеристик места нанесения работы. Итак, интернет ослабляет привязку работы к физическому месту, однако, в стрит-арте это выражено сильнее, чем в граффити.
Также можно говорить о том, что интернет привел к появлению качественно новой аудитории и способам получения признания художником. Сегодня, чтобы увидеть какую-либо работу, не обязательно находиться с ней в одном месте/городе/стране. Частью аудитории может стать любой человек, у которого есть выход в интернет. Кроме того, увидеть в интернете работу можно даже тогда, когда она в реальности уже не существует (закрашена, здание снесено и т.п.). В силу этого «виртуализируются» и формы признания художника. Раньше признание выражалось непосредственно в процессе общения, в уважительном отношении других художников к выполненной работе (ее не закрашивали), в копировании работы. Теперь этот список пополнился «лайками», количеством просмотров выставленного фото, отзывами на сайтах.
Виртуализация аудитории привела к разным следствиям для граффити и стрит-арта. Благодаря интернету граффитчики получили новое коммуникативное пространство, которое помогает развиваться: «Обмениваемся в интернете опытом, оцениваем друг друга, советы даем» (Инф. 10). В свою очередь стрит-артисты выставляя свои работы, приобретают известность среди широкой аудитории и находят тем самым покупателей для своих работ, выполненных на холстах, или заказы на роспись стен. Таким образом, благодаря интернету граффитчики получают дополнительные возможности для саморазвития, в то время как стрит-арт становится сферой не только творческой, но и профессиональной самореализации, в нем усиливается коммерческая составляющая.
Интересен тот факт, что отношение художников к роли интернета не однозначное. Главное изменение, произведенное им, – открытие доступа к большим объемам информации. Это, казалось бы, позитивное изменение находит и своих критиков. В нем видят и положительное, и отрицательное влияние на граффити-культуру. Положительное заключается в том, что доступ к информации стимулирует творческую активность художников: «Скоро много всего полилось из интернета, и это был мощный поток фоток и даже интервью известных крю (граффити команда – комментарий мой) и граффитчиков. Очень многое впитал из интернета, это очень расширяло кругозор на эту культуру» (Инф. 1). Отрицательная оценка этого факта объясняется тем, что легкий доступ к информации о граффити обесценил эту арт-практику: «Интернет все убил, потому что стало очень доступно. Потеряло ценность. Молодежь была более увлеченная, образованная» (Инф. 5). Несколько раз в высказываниях граффитчиков встречается мотив аскезы, которая должна сопровождать классическое граффити: «Раньше, когда у тебя были ограниченные ресурсы, ты делал лучше всего. Фото из интернета доставал раз в месяц» (Инф. 9).
Помимо этого называются и другие причины негативного отношения к влиянию интернета на развитие граффити: страх потерять/не найти себя (свой стиль) и констатация потери локальной идентичности граффити. Страх потери себя связан с боязнью не справиться с большим потоком информации, в первую очередь – визуальными образами: «С 2008 года всё общение переместилось в Вконтакте, а информации о граффити в интернете вдруг стало так много, что просто глаза разбегались от пестроты стилей граффити-мастеров со всего мира. Этот винегрет отчасти помогает развиваться, но он же и мешает отточить собственный стиль из-за высоко шанса неосознанного заимствования» (Инф. 8). Связь между замкнутостью и самобытностью культуры давно зафиксирована в культурологии. Классический пример – самобытность любой этнической культуры. Ту же универсальную тенденцию мы можем наблюдать и в граффити. Поэтому понятны страхи граффитчиков, потерять свой уникальный стиль, и естественным следствием выглядит констатируемая интервьюентами потеря своего лица локальными граффити-сообществами: «Лет десять назад, пока интернет не был так сильно распространен, у городов был свой стиль, можно было по нему узнать, откуда ты... С приходом интернета стирается уникальность граффити конкретных городов» (Инф. 4). Изучение социальной базы критики влияния интернета на развитие граффити показывает, что она состоит из граффитчиков старшего поколения, рисующих более десяти лет.
Выводы
Подводя итоги исследования, можно сказать, что интернет ослабляет значимость места расположения работы в физическом пространстве, однако, в стрит-арте это выражено сильнее, чем в граффити. С распространением интернета стали появляться художники (в первую очередь, стрит-артисты), рассматривающие виртуальное пространство интернет как основное место размещения своих работ.
Происходит «виртуализация» аудитории и форм признания художника. Это ведет к тому, что граффитчики получают в интернете дополнительные возможности для саморазвития, в то время как в стрит-арте это ведет к усилению коммерческой составляющей.
Отношение художников к интернету не однозначно. Граффитчики, начавшие рисовать до появления свободного доступа в интернет, оценивают его влияние на развитие своей практики отрицательно, обосновывая это потерей локальной идентичности и обесцениванием граффити как арт-практики.
Обзор тенденций развития граффити за последние двадцать лет под влиянием распространения интернета позволяет прийти к выводу, что указанная коммуникационная технология не является решающим фактором в его развитии, так как высокая степень доступности информации не связана непосредственно со степенью его распространения.
Выражаем благодарность Арту Абстрактову за консультативную помощь при проведении исследования.
Информанты (обозначены в соответствии с пожеланиями интервьюентов):
Инф. 1 – Тимур Исамухамедов, 24 года, начал рисовать в 2006 г., граффитчик.
Инф. 2 – Н.В., 35 лет, начал рисовать с 1996 г., граффитчик.
Инф. 3 – Саша ФИШ, 25 лет, начал рисовать в 2005 г., граффитчик.
Инф. 4 – М.З., 27 лет, начал рисовать в 2003 г., граффитчик.
Инф. 5 – Миша Mal, 31 год, начал рисовать в 14 лет, граффитчик, стрит-артист.
Инф. 6 – молодой человек, себя не назвал, ориентировочно 23-24 года, граффитчик, стрит-артист.
Инф. 7 – Арт Абстрактов, 27 лет, начал рисовать в 2007 г., стрит-артист.
Инф. 8 – Антон Slaer, 28 лет, начал рисовать в 6 лет, граффитчик.
Инф. 9 – Леша Jamko, 21 год, начал рисовать в 12 лет, граффитчик.
Инф. 10 – Daimajin, 20 лет, начал рисовать в 12 лет, граффитчик.
Инф. 11 – Ваня БВ, 24 года, начал рисовать в 2006, стрит-артист.
References
1. Park R. Gorod kak sotsial'naya laboratoriya // Sotsiologicheskaya teoriya: istoriya, sovremennost', perspektivy. SPb.: Vladimir Dal', 2008. S. 30-46
2. Provintsialy // YouTube. URL: https://www.youtube.com/channel/UCngo17sgSHQuUaHNd9lYIMg/featured (data obrashcheniya: 26.10.2018).
3. Skokova Zh. Zdes' ne moglo byt' vashei reklamy: 6 khudozhnikov, kotorye raskleivayut plakaty po Samare // Drugoi gorod. 05.09.2018. URL: http://drugoigorod.ru/paper-paint-artists/ (data obrashcheniya: 29.10.2018).
4. Skokova Zh. Mir iz kartona: Kak i zachem samarskaya studentka sozdaet bumazhnye installyatsii na ulitse // Drugoi gorod. 30.07.2018. URL: http://drugoigorod.ru/paper_art/ (data obrashcheniya: 29.10.2018).
5. Skokova Zh. Samarskii khudozhnik 1ok o kheiterakh, ulichnom iskusstve i blatnoi romantike // Samarskaya gazeta. 04.10.2018. URL: http://sgpress.ru/news/97895 (data obrashcheniya: 03.11.2018).
6. Skokova Zh. Stareishii graffitchik Samary Denis Vertigo o tom, kak vse nachinalos', pro sopernichestvo klanov i legal'noe graffiti // Samarskaya gazeta. 18.04.2018. URL: http://sgpress.ru/news/89688 (data obrashcheniya: 28.10.2018).
7. Skokova Zh. Strit-art khudozhnik iz Novokuibyshevska o granyakh iskusstva i muzyke // NSK63. 21.06.17. URL: http://gorodnsk63.ru/938 (data obrashcheniya: 02.11.2018).
8. Skokova Zh. «Ya dayu rabotu kommunal'nym sluzhbam»: interv'yu s nelegal'nym khudozhnikom // Pro.Iskusstvo. URL: http://iskusstvo.pro/2018/05/23/ya-dayu-rabotu-kommunalnym-sluzhbam-intervyu-s-nelegalnym-hudozhnikom.html (data obrashcheniya: 28.10.2018).
9. Steny // Hip Hop Info. 1998. № 1. S. 8-9.
10. Steny // Hip Hop Info. 1998. № 2. C. 20-23.
11. Steny // Hip Hop Info. 1998. № 4. S. 24-26.
12. Chalfant H., Cooper M. (1984). Subway Art. Thames & Hadson. 128 p.
13. Chalfant H., Prigoff J. (1987). Spraycan Art. – London: Thames and Hudson. 96 p.
14. G Spot Podcast. URL: https://soundcloud.com/g-spot-podcast (data obrashcheniya: 26.10.2018).
15. Lachmann R. (1988). Graffiti as Career and Ideology // American Journal of Sociology. 1988. Vol. 94, No. 2. S. 229-250.
16. Rushmore R.J. (2013). Viral Art. [Elektronnyi resurs]. URL: https://viralart.vandalog.com/read/ (data obrashcheniya: 03.11.2018).
17. @149st. URL: https://www.at149st.com/ (data obrashcheniya: 24.10.2018).
|