Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Historical informatics
Reference:

Gorgippia in the Archaic Era: 3D Methods and Technologies of the Ancient Fortress Town

Zherebyatyev Denis Igorevich

PhD in History

Teaching Assistant of Historical Information Science Department, Lomonosov Moscow State University  

108811, Russia, Moscow, Atlasova str., 5, sq. 38

dzher@inbox.ru
Other publications by this author
 

 
Malyshev Aleksei Aleksandrovich

PhD in History

Lecturer, Classical Archeology Department, Institute of Archeology of the Russian Academy of Sciences

117292, Russia, g. Moscow, ul. Dm. Ul'yanova, 19

maa64@mail.ru
Moor Vyacheslav Vitalievich

Architect/instaurator, Lomonosov Moscow State University, History Faculty

119192, Russia, g. Moscow, ul. Lomonosovskii Prospekt, 27, korpus 4

moor_v@mail.ru

DOI:

10.7256/2585-7797.2018.3.27575

Received:

02-10-2018


Published:

16-10-2018


Abstract: The article reconstructs the building system of the antique fortress town Gorgippia in the 6th-4th centuries BC that was located in the south-west part of the Bosporan Kingdom. The development of the town center on the territory of modern Anapa for a period of 2.5 thousand years has changed the ancient landscape. However, the traces of the ancient town can be seen when archeological excavation materials, historical documents (cartographic materials and other visual sources in particular) are analyzed. Using modern methodological approaches such as BIM, photogrammetry and aerial photography, 3D modeling and sculpting, the authors step by step create 3D reconstruction of the ancient landscape, restore residential, commercial, religious, administrative and fortification buildings of Gorgippia in the Archaic Era. The results obtained allow the authors to reconstruct the life of the ancient seaside trading town with its distinctive culture, to deeper consider the formation of its individual districts as well as transport routes and the building system itself from its foundation to destruction. The study of the formation processes of the ancient town and its 3D reconstruction contribute to the development of historical urban science in general.


Keywords:

Gorgippiya, culture heritage, Bosporus, archaic epoch, archaeology, urbanism, historical research methods, virtual reconstruction, BIM, photogrammetry


На территории России античный период истории Древнего мира (VI в. до н. э. – IV в. н.э.) преимущественно связан с государством, основные владения которого располагались на двух полуостровах Северного Причерноморья: Крымском (столичный центр – Пантикапей (Παντικαπαιον)) и Таманском (столичный центр – Фанагория (Φαναγορεια)), расположенных с двух сторон Керченского пролива (в древности – Боспора Киммерийского), поэтому получившим название Боспорское царство.

Юго-восточная периферия этого государства с центром в античной Горгиппии (Гοργιππια) – современной Анапе – расположена на отрогах главного Кавказского хребта и образует единый геоморфологический район, известный как полуостров Абрау.

Данные письменных источников об истории этого региона крайне ограничены. Тем не менее, благодаря многолетним комплексным исследованиям получен большой материал, позволяющий воссоздать не только связную картину этнополитической истории этого региона, но и, благодаря специфике археологического источника, эволюцию антропогенного ландшафта этого региона на довольно значительном хронологическом промежутке: начиная с античного времени, когда полуостров Абрау являлся составной частью Боспорского государства до нового времени. В более ранних публикациях в журнале «Историческая информатика» [1-2], а также в ряде брошюр [3] и материалах докладов конференций [4] авторы освещали результаты исследования, посвящённого реконструкции антропогенного ландшафта полуострова Абрау в эпоху архаики (VI - IV до н.э.), античности (IV – II в. до н.э.) и раннеримского времени (I в. до н.э. – I в. н.э.).

Результаты новейших археологических исследований юго-восточной периферии Боспора, включавших в себя цикл работ – раскопок, комплексных лабораторных исследований и, наконец, визуализации наиболее важных объектов в настоящий момент доступны в разных форматах; наиболее популярным, совершенно естественно, стал интернет сайт: http://abrau-antiqua.ru. Сайт был создан авторами статьи в рамках проекта, поддержанного грантом РФФИ № 2-01-12005 «Воссоздание виртуальной многоуровневой модели антропогенного ландшафта полуострова Абрау в античную эпоху по данным археологии» (основной разработчик сайта - сотрудник МГУ Королёва С.В.). Как один из самых значимых итогов многолетних исследований следует рассматривать вывод об особой роли в истории региона расположенной у подножия самых западных отрогов Главного Кавказского хребта античной Горгиппии.

* * *

Рассмотрим историю города Горгиппии. Стоит отметить, что из-за неполноты письменных свидетельств по истории Горгиппии ‒ сохранилось только два упоминания (Strabo, XI, 2, 10, 12; St. Byz. Γοργίππεια) ‒ основными источниками для изучения города стали данные, полученные при археологических раскопках ее городища и некрополя. Археологические материалы, связанные с античным прошлым Анапы известны с момента присоединения этих земель к России.

Первые свидетельства посещения древнегреческими мореплавателями и купцами района Анапы относятся к концу VII-началу VI в. до н.э. Колония располагалась в землях меотского племени синдов. Этим временем датируются несколько фрагментов амфор и расписной керамики, найденных на античном поселении в низовьях р. Анапки, у современного п. Алексеевка. К середине VI в. до н.э. здесь возникло греческое торжище – эмпорий.

Есть основания отождествлять остатки открытого при раскопках в Анапе поселения VI-V вв. до н.э. с населенным пунктом Синдика или Синдская гавань, о котором упоминается в сочинениях античных авторов. Наличие на некрополе поселения традиционных для аборигенных погребений каменных конструкций свидетельствует об этническом разнообразии жителей этого античного центра. Данные об общественном устройстве этого древнегреческого поселения, к сожалению, пока отсутствуют.

В эпоху эллинизма (середина IV-середина I в. до н.э.) сохранилась традиция управления Горгиппии царскими наместниками из числа младших представителей правящей династии, возможно, потомками легендарного Горгиппа. Они обладали правом выдачи проксений – документов, освобождающих иноземцев, за заслуги перед государством, от уплаты пошлин при вывозе товаров из горгиппийской гавани. В то же время, следуя политическим традициям эллинистической демократии, в городе существовало полисное самоуправление: действовало народное собрание, функционировал выборный городской совет.

Политическая история Горгиппии на рубеже эпох (середина I в. до н.э. – середина I в. н.э.), известная нам гораздо лучше благодаря сведениям письменных источников и данным археологии. Современник Аспурга греческий географ Страбон назвал Горгиппию «царской столицей», возможно имея в виду нахождение здесь одной из царских резиденций. Косвенным свидетельством благорасположения Аспурга к Горгиппии можно рассматривать многочисленные находки обожженных глиняных кирпичей с оттиском личной тамги боспорского царя. Судя по всему, большая партия этого кирпича была выпущена в Горгиппии для строительства в городе и его окрестностях каких-то важных общественных зданий, возможно, царской резиденции (базилеи) или святилища.

Археологические данные и эпиграфические материалы свидетельствуют о политической стабильности и экономическом благополучии Горгиппии на протяжении двух веков (середина I – середина III в. н.э.).

При раскопках в Горгиппии найдены десятки надписей этого периода, в том числе, с именами и титулами царей Боспора. Следуя заложенной Аспургом традиции, его преемники – боспорские правители I-III вв. н.э. – прибавляли к своим именам фамильную римскую формулу Тиберий Юлий и носили пышный титул «друга императора и друга римлян».

Около 240 г. н.э. Горгиппия погибает в сильнейшем пожаре, вызванном, судя по всему, нападением внешних врагов.

* * *

Научные исследования в окрестностях Анапы ‒ на некрополе Горгиппии и ее хоре ‒ были начаты по заданию Императорской археологической комиссии в последней четверти XIX – начале ХХ в. археологами В.Г. Тизенгаузеном и Н.И. Веселовским. Первые данные о границах Горгиппии и особенностях ее стратиграфии были получены благодаря разведочным работам в Анапе в 1948 г. В.Д. Блаватского. Во второй половине 1950-х годов на базе Анапского краеведческого музея и Института археологии АН СССР сформировалась археологическая экспедиция, которая с начала 1960-х годов приступила к стационарным раскопкам в северо-восточной части городища Горгиппии на месте будущего археологического заповедника. Анапскую археологическую экспедицию Института археологии АН СССР последовательно возглавляли И.Т. Кругликова (1960-1973 гг.) и Е.М. Алексеева (1974-1996).

В 1977 г. решением Совета министров СССР на территории Анапы был создан археологический заповедник «Горгиппия» площадью 1,7 га. Задача исследования и музеефикации заповедника «Горгиппия» была поставлена перед Анапской археологической экспедицией ИА АН СССР и созданной в 1983 г. Горгиппийской экспедицией Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника, филиалом которого стал расположенный на территории заповедника «Горгиппия» Анапский археологический музей. Открытые при археологических раскопках строительные остатки античного города реставрировались, музеефицировались и становились объектом туристического показа. Работы Анапской археологической экспедиции и Горгиппийской экспедиции КГИАМЗ на территории археологического заповедника продолжались до 1996 г. Своеобразный итог исследованиям был подведен в монографии Е.М. Алексеевой «Античный город Горгиппия» (М., 1997). По сравнению с выдержавшей многочисленные издания книги И.Т. Кругликовой «Синдская гавань. Горгиппия. Анапа», она значительно расширила наши знания о Горгиппии. В фундаментальном труде систематизированы материалы многолетних раскопок по политической истории, экономике, топографии и инфраструктуре, общественной и частной жизни жителей этого античного центра.

К сожалению, значительная часть результатов научных исследований о Горгиппии как объекте культурного наследия остается невостребованной. В частности, в отличие от материалов по застройке в других античных центрах Северного Причерноморья, не получила дальнейшего развития интерпретация (реконструкция) уникального по своей сохранности квартала застройки римского времени.

Интенсивная городская застройка над культурными слоями античного города не позволила получить целостное представление об его топографии, фортификации и соответственно размерах этого центра. Античное прошлое курортного центра Анапы неизбежно становится одной из причин ее туристической привлекательности. Вместе с тем формирующиеся представления о Горгиппии далеки от исторически достоверных: древний город восстанавливают в рамках оборонительных сооружений турецкого времени, причем планировка и сооружения оказались калькой с городской застройки 50-х гг. XX века.

В связи с этим в настоящее время актуальна необходимость заполнения информационной ниши об античной Горгиппии доброкачественными материалами в современном – цифровом формате. Создание информационного ресурса «Gorgippia-antiqua.ru» можно рассматривать как определенный этап в дальнейшей музеефикации этого античного центра.

Прошло два десятилетия с тех пор, как в Анапе перестала работать постоянно действующая археологическая экспедиция Института археологии РАН, что сказалось на масштабах и резонансе проводимых работ. Достоянием истории стала целая эпоха, связанная с уникальными по своим масштабам и задачам работ. В связи с этим визуализация античной Горгиппии в рамках интернет-сайта «Gorgippia-antiqua.ru» стала не только логическим продолжением работ над воссозданием антропогенных ландшафтов полуострова Абрау, но и в определенной мере, исследованием историографическим, поэтому в рамках проекта была предпринята попытка восстановить историю изучения Горгиппии по годам и собрать данные об ее исследователях. Проект был поддержан грантом РГНФ № 16-01-12027 «Информационный 3D-ресурс: Античный город Горгиппия (урбанистика и домостроительство, быт, верования)». В данной работе авторами ставится задача создания виртуальной реконструкции Горгиппии на самом раннем этапе ее существования. В качестве основного инструмента исследования используются 3D технологии.

* * *

Первым шагом на пути реконструкции облика Горгиппии является определение границ и размеров застройки города на различные эпохи и реконструкция исторического ландшафта по материалам сохранившихся источников. Развитие городского центра на территории современной Анапы на протяжении 2,5 тысячелетий изменило древний ландшафт.

Рис.1. Размеры Анапы в турецкое время: французская карта конца XVIII в. Рис.2. Турецкая крепость Анапа в конце XVIII в. (план)

Контур побережья в значительной мере разрушен волно-прибойной деятельностью. По наблюдениям археологов (А.С. Башкирова, В.Д. Блаватского, Н.В. Анфимова) в первой половине – середине ХХ в. культурный слой античного времени фиксировался в береговом обрыве на протяжении 210 м, порой он залегает на глубине 4-5 метров от современной поверхности.

Рис.3. Границы античной Горгиппии: 1-2 ‒границы Горгиппи по данным археологии (АГСП, табл. XLI, II; Алексеева Е.М., 1997, Табл. 2 [5]); 3 –расположение и размеры архаической Горгиппии; 4 - размеры Горгиппии в римское время; 5-6 ‒размеры средневековой Анапы (по данным карты 1837 г.)

Хотя современный рельеф в исторической части Анапы варьирует в пределах 0-20 м, он не позволяет судить о южной и восточной границах античной Горгиппии.

По сохранившимся картографическим материалам XVIII–XIX вв. (турецкого времени) возможно, предположительно, очертить границы античного города. Известны случаи восстановления размеров античного города по границам фортификационных сооружений средневековой Анапы турецкого времени по картографическим материалам XVIII–XIX вв. (рис.1-2). По данным карт того времени общая площадь города составляет примерно около 50 га.

Более точно определить исторические границы города позволяет картографирование материалов античного времени, а именно, участков культурного слоя, погребальных комплексов и отдельных находок [6]. В частности остатки застройки античного города (расположение улиц, дорог и особенности ландшафта) можно проследить по карте 1837 г. русской крепости Анапа и сопоставить предполагаемые границы города с планом-схемой археологических объектов, исследованных в ходе экспедиций на городище и некрополе Горгиппии в XX в. (рис.3).

Рис. 4. Реки и дороги на полуострове Абрау: начало XX века (полуверстовая карта 1926 год). Рис.5. Анапа и ее окрестности (аэрофотсъемка вермахта 14.03.1944): а – Анапа; б – Анапские плавни; в. ‒ Анапское поселение (Синдская гавань?)

Таким образом, общую площадь античного города можно очертить в пределах 20 га. Судя по картографическим материалам, с запада естественной границей города была довольно широкая балка, с востока городскую застройку ограничивали плавни, связанные с дельтой реки Анапка. Водные артерии, как и транспортные пути, судя по результатам сопоставления картографических материалов разного времени, также не претерпели изменения. Достаточно подробной картой зафиксировавшей состояние ландшафта, водных артерий и транспортных путей является полуверстовая карта 1926 года (рис.4). Многие исторические особенности рельефа, такие как древняя бухта, прослеживаются и на материалах аэрофотосъёмки города Анапы вермахта датируемой 14 марта 1944 г. (рис.5). Бухта находилась восточнее города, там, где располагались болота. До конца ХVII века, согласно записям путешественников, здесь был расположен залив, который был местом оживленной торговли античного полиса Горгиппии, а затем Анапы. Об этом свидетельствуют обнаруженные остатки кораблей на дне плавней. К началу XIX века этот район становится лиманом. В частности, сведение лесов на склонах Анапской долины в начале XX века резко снизило полноводность реки и ускорили эрозивные процессы, которые привели к заиливанию залива в устье реки Анапки. Впоследствии, местность превратилась в болото, которое зафиксировали карты XIX – XX вв.

Материалы археологических раскопок позволяют пространственно определить место расположения города Горгипии с самого раннего периода своего существования – эпохи архаики. Городская застройка эпохи эллинизма, римского и более позднего времени оставила больше следов. Проанализировав имеющиеся в наличии источниковые материалы авторы выбрали три исторических периода состояния городской застройки Горгиппии для последующей виртуальной реконструкции: период архаики, эллинизма и римского времени. В данной статье представлены результаты виртуальной реконструкции Горгиппии период архаики (VI – IV в. до н.э.).

* * *

Рассмотрим особенности пространственной организации застройки Горгиппии эпохи архаики. Ареал находок, площадью не более 1 га, связанных с ранней, архаической Горгиппией–Синдской Гаванью, расположен в непосредственной близости к побережью, в районе современного морвокзала. Об устройстве города того времени известно совсем немного. Несмотря на известную миролюбивость синдов и естественные преграды на пути внезапного вторжения с севера, вне всякого сомнения, уже на раннем этапе город имел фортификационные сооружения (валы, рвы, сырцово-каменные стены), которые дополняли природные укрепления, способные защитить от возможных нападений, как с суши, так и с моря.

В наиболее возвышенной части находился сакральный участок – теменос. В последующие периоды его местоположение в районе бывшего Греческого переулка не менялось. Даже на архаическом этапе застройка эллинского поселения вряд ли была хаотичной и, вероятно, имела своеобразную радиально-кольцевую структуру. Застройка группировалась вдоль основных дорог этого региона.

Отметим, что отправной точкой реконструкции расположения административных, культовых, жилых и хозяйственных построек относительно друг друга стало наличие основных древних дорог, которые длительное время не менялись, а также результаты анализа материалов археологических раскопок на территории города, позволившие установить примерное место расположения города у нынешнего морвокзала Анапы.

Реконструируемый объект – античный город, а также водные и транспортные пути в ходе работы по проекту помещались на реальную 3D-топооснову. Для каждой эпохи в программе Lumion 8 создавалась собственная модель рельефа. Рассмотрим основные моменты построения рельефа эпохи архаики. Отметим, что контуры реконструируемого района могли быть изменены в результате интенсивной волно-прибойной деятельности на побережье, которая, несомненно, приводила к значительным разрушениям береговой полосы, особенно на участке балки, сложенном из осадочных пород. Водоток по дну оврага в те времена мог обеспечивать жителей поселения VI‒V вв. до н.э. питьевой водой. Обрывистый берег моря и склон оврагов использовались жителями как естественные природные укрепления, способные защитить от возможных нападений, как с суши, так и с моря. Все эти особенности древнего рельефа учитывались при анализе картографических источников в программе Lumion 8.

Все картографические источники XVIII – XX вв. включая планы 1837, 1926 гг., аэрофотоплан 1944 г., современную топографическую карт и спутниковую съёмку Яндекс и Google были загружены в разные слои программы. После этого инструментами кисти реконструировалась береговая линия с учетом повышения уровня океана, бухтой на востоке города в районе современных болот и далее с учетом данных топографических карт строился 3D рельеф. Затем в модель рельефа вносились определенные коррективы, которые характеризовали его состояние на данную эпоху. Для эпохи архаики по границам крепостной стены были простроены вал и ров.

Рис.6. Дорога вдоль берега в город Горгиппию со стороны болот

в программе Lumion 8

Для реконструкции растительного покрова привлекались данные, полученные с карты 1926 г., аэрофотоплана 1944 г. и современных спутниковых снимков. Рассматриваемые источники были приведены в один масштаб в программе MapInfo и Adobe Photoshop. Далее был взят фрагмент спутниковой карты Яндекс в заранее определенных масштабах и по имеющимся данным была проведена ретушь: наносились границы лесных массивов, обозначались контуры дорог, за пределами города Горгиппии обозначались поля и виноградники. Отретушированная текстура была спроецирована на 3D рельеф. Для нанесения растительного покрова на 3D-модель рельефа была составлена выборка из наиболее распространенных видов растений и определены ареалы их произрастания. Элементы растительного покрова наносились кистью на рельеф по отдельным секторам (равнины, низины, холмы и склоны гор и т.п.). В итоге в программе Lumion 8 был получен следующий результат (см. рис.6). Рассмотрев особенности построения рельефа, перейдем к этапу работы по воссозданию облика исторической застройки города.

Рис.7. Античное домостроительство эпохи архаики городов Ольвии, о-в Березань и Пантикапей. Реконструкция Крыжицкого С.Д.

Реконструкция застройки города эпохи архаики была начата с построения типовых 3D моделей административных, культовых, жилых и хозяйственных построек в программе ArchiCAD.

Судя по данным археологии, на раннем этапе доля каменного домостроительства был невелика [7]. Для домостроительства этого периода характерны сооружения земляночного и турлучного, сырцового, сырцово-каменного типа. Для их реконструкции были привлечены ближайшие аналогии жилых и хозяйственных построек из городов Ольвии и Пантикапея [8].

Наиболее подробно описание жилых и хозяйственных построек, включая размеры, чертежи и реконструкции их облика, приведено в работе Крыжицкого С.Д. «Архитектура античных государств Северного Причерноморья». Отталкиваясь от размеров каждого из типов домовладений и имеющихся о нем данных, была начата работа по созданию 3D моделей в программном обеспечении BIM (строительного информационного моделирования) – ArchiCAD. Вначале в рабочую среду импортировалось изображение графической реконструкции или чертежи зданий аналогов из Ольвии и Пантикапея (рис.7), затем изображение масштабировалось, выставлялся масштаб и далее по имеющимся материалам выстраивалась 3D модель. В процессе работы с помощью инструментов программы ArchiCAD к каждому конструктивному элементу здания привязывалась информация о материале: кирпич, сырец, дерево, обмазка, тростник, солома и др. Среди используемых в программе текстур камня и сырца была найдена та текстура, которая наиболее близко имитирует кладку домовладения эпохи архаики.

Рис.8. Вид на жилое домовладение земляночного типа со стороны двора эпохи архаики в программе Lumion 8

Рис.9. Вид на городскую застройку Горгиппии эпохи архаики

Для каждого типа домовладения было спроектировано несколько разновидностей возможного его облика с разным количеством примыкающих хозяйственных строений к зданию: сараев, навесов для виноградника, деревянных и плетеных оград для содержания домашнего скота и т.п. По ряду жилых строений проектировался только внешний облик без проработки интерьера. Все созданные 3D модели были импортированы в программную среду Lumion 8 из ArchiCAD и расставлены вдоль основных магистралей города по границам крепостных стен (рис.8-9).

Рис.10-12. Чертеж и план храма Аполлона Дельфиния в Ольвии (реконструкция Карасёва А.Н., Пичикяна И.Р.). Справа. Чертеж сокровищницы в Пантикапее (реконструкция Пичикян И.Р.)

Рис.13-14.Слева. Фотография статуэтки богини Кибелы из фондов Анапского археологического музея. Справа. 3Dмодель статуэтки в программе SkulptisAlpha 6 до этапа наложения материала

Как было отмечено выше, в центре Горгиппии на возвышенной части в районе бывшего Греческого переулка находился сакральный участок – теменос. На пересечении основных транспортных магистралей в районе теменоса располагалась площадь со статуей богини Кибелы, зданием храма и административными постройками. Основным источником для виртуальной реконструкции рассматриваемых построек стал чертеж и план храма Аполлона Дельфиния в Ольвии (рис.10-11), а также чертеж сокровищницы в Пантикапее (рис.12), составленный исследователями Карасёвым А.Н. и Пичикяном И.Р. По вышеупомянутой методике источники были помещены в рабочую среду ArchiCAD, приведены к единому масштабу, а затем по указанным в источнике размерам выстраивалась 3D модель.

Рис.15. Вид на центральный храм города, административные и жилые здания Горгиппии эпохи архаики в программе Lumion 8

Для воспроизведения отсутствующей в цифровом формате статуи богини Кибелы для теменоса Горгиппии времен архаики была отснята терракотовая статуэтка из собрания Анапского археологического музея и обработана в программе создания цифровых скульптур Skulptis Alpha 6 (рис.13-14). По аналогии с другими греческими скульптурами богов наиболее близкими по времени рост был задан около 2 метров. Для скульптуры Кибелы был сооружен постамент. На созданную 3D модель была спроецирована текстура мрамора в программе Lumion 8. Облик центральной площади города получился следующим (см. рис.15).

Рис. 16. Оборонительные стены Семибратнего городища (реконструкция по В.П. Толстикову). Ближайший аналог фортификационных сооружений Горгиппии

Как показывают ближайшие по времени аналоги, такие как Семибратнее городище, расположенное в низовьях реки Кубани, торговые города и центры, такие как Горгиппия в эпоху архаики, находились под надежной защитой каменных стен с башнями, были окружены валом и крепостным рвом. Результаты археологических исследований Семибратского городища времен V—IV вв. до н. э. позволили установить типовой облик крепостных стен и башен синдов, размеры фундамента, толщину крепостной стены (0,85 метра), наличие лестниц внутри башни и другие данные. В более позднее время в связи с разрушениями стены городища ее толщина была увеличена. В качестве строительного материала для крепостных стен и башен в период архаики в рассматриваемом регионе широко применялся известняковый камень при строительстве крепостных стен и части строения башни, в особенности ее фундамента. Другая половина башни строилась из менее прочного материала, такого как кирпич-сырец. Учитывая близость по времени, принадлежность к одной культуре и территориальную близость двух памятников культурного наследия, можно предположить о схожести их облика между собой.

Рис.17. Вид на городскую застройку и порт с птичьего полета

Рис.18. Вид на городскую застройку с птичьего полета

Наиболее подробно архитектурные особенности рассмотрены в работе исследователей Виноградова Ю.А. и Горончаровского В.А.[9] и представлены в реконструкции В.П. Толстикова (рис.16) [9]. Учитывая небольшую площадь города Горгиппии в то время, каменные башни находились скорей всего только на основных транспортных магистралях при въезде в город и в порт. В общей сложности город могли защищать около 6 башен.

По вышеупомянутой методике работы, отталкиваясь от размеров башен Семибратнего городища, в программе ArchiCAD была выстроена крепостная стена по периметру города высотой более 2,5 метров и несколько башен высотой около 5 метров. Таким образом, была получена следующая реконструкция (см. рис.17-18).

Одним из занятий местных жителей была рыбная ловля и морская торговля. Материалы археологических раскопок эпохи архаики позволяют установить расположение древнего порта, который находился на современной территории морвокзала в районе узкой территории суши, уходившей в море. Внешний облик строений причала и близлежащих построек, к сожалению, можно восстановить только по аналогии с другими греческими строениями. Скорей всего в эпоху архаики конструкция причала выглядела достаточно несложной и состояла из деревянного прямого или Т-образного помоста на сваях, который отстоял на несколько метров от берега, в местах, где было глубокое дно.

Определить масштаб причала можно гипотетически. При расчётах мы отталкивались от размеров береговой линии насыпи, где располагался причал, средних размеров торгового судна и размеров бревна. Средняя длина греческого торгового судна по данным исследователя Щербаковой О.Е. составляла около 15 метров. Так, в акватории кипрского порта Кирения были найдены и реконструированы останки греческого торгового судна длиной 14,3 м. и шириной 4,3 м., перевозившего оливковое масло и вино.

Рис.19. Вид на городскую застройку и порт с птичьего полета

Рис.20. Вид на проезжие ворота и рыбацкие домики со стороны причала

В программе ArchiCAD было сделано два варианта облика причала длиной около 15-20 метров. Предположительно при такой конструкции количество торговых судов, которые одновременно могли пришвартоваться к берегу, было не более 4, не считая рыбацких лодок (рис.19).

Помимо причала вдоль береговой линии могли располагаться небольшие рыбацкие хижины, шалаши, сушиться сети и маленькие лодочки. Материал, из которого были построены хижины и шалаши, был очень распространен в этой местности – это тростник, дерево и солома. Данные строения были реконструированы по аналогии. Таким образом, в программе ArchiCAD были построены оба варианта причала и поставлены недалеко друг от друга, с расчётом, чтобы можно было пришвартовать несколько кораблей одновременно. Все небольшие постройки, как рыбацкие хижины, шалаши, сети, лодки были расставлены рядом с причалом вдоль береговой линии в рабочей среде Lumion 8 (рис.20).

Рис.21. Фотография надгробия первой половины V в. до н.э. из фондов Анапского археологического музея. Рис.22. Дорога вдоль некрополя в сторону города

Вдоль дороги, идущей из города в сторону залива и болот, располагался некрополь. На эпоху архаики место захоронений обозначались каменными плитами, выступающими вертикально из земли. Источником для 3D реконструкции облика некрополя послужило надгробие первой половины V в. до н.э. из фондов Анапского археологического музея, найденное на данной территории (рис.21). Площадь некрополя вдоль дороги при реконструкции была задана произвольно (рис.22).

Рис.23. Центральная часть города Горгипии в вечернее время. Вид на храм, скульптуру Кибелы и проезжие ворота

Отдельное внимание при воссоздании облика застройки было уделено объектам антуража, позволяющим значительно оживить территорию города эпохи архаики. На территории города и вдоль берега на причале были размещены следующие постройки: шалаши, в том числе рыбацкие, сети для ловли рыбы и ее сушки, канаты на заборе, посажены виноградники на специальных навесах напротив жилых домов, размещены очаги во дворе вместе с огнем и дымом, а также в отдельных домах, расставлены треножники с огнем для ночного освещения в городе, на крепостных стенах поставлены воины, на пирсе помещены корабли с товаром, на улице расставлены отдельные стаффажи, такие как запруженные телеги с товаром на продажу, жители города, на причале вокруг кораблей расставлены парящие чайки. Особое внимание было уделено настройке качества визуализации на различное время суток, в том числе в вечернее время (рис.23-24).

Рис.24. Панорама города Горгипии с птичьего полета. Вид на залив

Важной особенности стал этап работы по подборке наиболее близких к аутентичным материалов (текстур), среди них: кирпич-сырец, природный камень, солома, тростник, веревка, дерево и другие материалы. Как показывают материалы археологических экспедиций, ряд традиционных технологий штукатурки стен, обмазки, покрытия крыши с помощью тростника с примесью других материалов до сих пор можно найти в сельских домах начала XX века на территории между Анапой и Новороссийском.

* * *

Все созданные 3D модели по ходу работы помещались в рабочую среду программы Lumion 8 на 3D рельеф. После окончания сборки 3D сцены производился этап работы по настройке эффектов, времени суток и далее осуществлялась визуализация - рендер скриншотов и видео тура по территории города эпохи архаики. Таким образом, все полученные в ходе работы материалы по городу эпохи архаики были помещены на сайт проекта. Часть материалов по реконструкции облика города Горгиппии опубликовано в материалах интернет-проекта Gorgippia-antiqua.ru «Информационный 3D-ресурс: Античный город Горгиппия (урбанистика и домостроительство, быт, верования)», поддержанного грантом РФФИ № 16-01-12027, и в издании «Античная Горгиппия: история, исследования и исследователи»[11].

References
1. Zherebyat'ev D. I., Malyshev A. A., Moor V. V. Arkheologicheskie pamyatniki poluostrova Abrau: etapy, metody i tekhnologii 3d-rekonstruktsii // Istoricheskaya informatika: Informatsionnye tekhnologii i matematicheskie metody v istoricheskikh issledovaniyakh i obrazovanii. — 2015. — № 1-2. — S. 16–27;
2. Zherebyat'ev D.I., Malyshev A.A., Moor V.V., Koroleva S.V. Vossozdanie virtual'noi 3d rekonstruktsii antropogennogo landshafta poluostrova Abrau v antichnuyu epokhu po dannym arkheologii // Istoricheskaya informatika. — 2013. — № 4.
3. Zherebyat'ev D.I., Malyshev A.A., Moor V.V., Koroleva S.V. / Antropogennye landshafty poluostrova Abrau v antichnuyu epokhu — MAKS PRESS Moskva, 2016. — 56 s.
4. Zherebyat'ev D.I., Malyshev A.A., Moor V.V., Koroleva S.V. Vossozdanie virtual'noi 4d rekonstruktsii antropogennogo landshafta poluostrova Abrau v antichnuyu epokhu po dannym arkheologii / Shestaya Mezhdunarodnaya Kubanskaya arkheologicheskaya konferentsiya: Materialy konferentsii. — Krasnodar, 2013. — S. 122–123.
5. Alekseeva E.M. Antichnyi gorod Gorgippiya. M., 1997.
6. Salov A.I. K voprosu o topografii Gorgippii // KSIA. 1976. Vyp. 145. S. 61-67; Alekseeva E.M. Grecheskaya kolonizatsiya Severo-Zapadnogo Kavkaza. M., 1991. S. 66-72, tabl. 1; Nesterenko N.D. Novye dannye o topografii Gorgippii // Gorgippiiskii sbornik. Anapa, 2000. S. 26-36.
7. Alekseeva E.M. Grecheskaya kolonizatsiya Severo-Zapadnogo Kavkaza. M., 1991. S. 9-18.
8. Kryzhitskii S.D. Arkhitektura antichnykh gosudarstv Severnogo Prichernomor'ya. Kiev, 1993. Ris. 17, 18.
9. Vinogradov Yu.A., Goroncharovskii V.A. Voennaya istoriya i voennoe delo Bospora Kimmeriiskogo (VI v. do n.e. — seredina III v. n.e.). / Tr.IIMK RAN. T. XXV. SPb. Filol. f-t SPbGU. 2008. 348 s. [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.krimoved-library.ru/books/voennaya-istoriya-i-voennoe-delo-bospora-kimmeriyskogo7.html (Data obrashcheniya: 13.09.2018).
10. Shcherbakova O.E. Parusa Ellady. Morekhodstvo v antichnom mire: katalog vystavki / Gosudarstvennyi Ermitazh. — SPb.: Izd-vo Gos. Ermitazha, 2010. — 304 s.: il. [Elektronnyi resurs]. URL: http://labyrinthos.ru/text/sherbakova_korabli-antichnosti.html (data obrashcheniya: 13.09.2018).
11. Antichnaya Gorgippiya: istoriya, issledovaniya i issledovateli / Otv. red. Malyshev A.A. – M.: MAKS Press, 2018. – 84 c