Library
|
Your profile |
Culture and Art
Reference:
ZHAO B.
Artistic Relevations of 'Turfan Studies' in the Silk Road
// Culture and Art.
2018. № 9.
P. 59-65.
DOI: 10.7256/2454-0625.2018.9.27366 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=27366
Artistic Relevations of 'Turfan Studies' in the Silk Road
DOI: 10.7256/2454-0625.2018.9.27366Received: 09-09-2018Published: 24-09-2018Abstract: The emergence of "turfan studies" was accompanied by the beginning of research and excavation of ancient cultural relics in the stone caves of the Silk Road. Excavations of ancient cultural values in the stone caves of the Silk Road in different periods attracted the attention of scientists from different countries including Russia. International research activities including Russian expeditions in the field of studying archaeological finds and documents of Turfan have made significant scientific results . Currently, many cultural values of Turfan are represented in the expositions of the State Hermitage Museum. The author of the article convincingly substantiates the relevance of this problem, and, relying on concrete historical material, demonstrates the degree of participation of the Russian scientific community (starting from the end of the 19th century) in excavations in the region of the Turfan Basin. Numerous photos of cultural monuments and the ancient ruins of Turfan, sketches of plans for a number of buildings and structures, topographical survey, wall drawings, etc. , this is far from an incomplete list of the results of the scientific activities of Russian expeditions which are reported in the proposed material. It is significant that these art relics today are part of the State Hermitage’s art collection. Keywords: turfanovedenie, painting, cave, monument, exposition, relic, artistic value, buddha, monk, bodhisattvas
Ценности древней цивилизации, сосредоточенные в руинах древних каменных пещер на Шелковом пути, представляют собой великое духовное богатство китайской культуры. Знаменательно, что раскопки и научное изучение древних памятников в течение многих лет проводились учеными разных стран; большое значение имела деятельность российских научных экспедиций. Часть найденных памятников этого материального наследия экспонируется в Государственном Эрмитаже. Целью данного исследования является : В первую очередь, ввести в оборот российского искусствознания новые материалы о современных разработках научного направления (турфановедения), которое сегодня приобрело международное значение. Во-вторых, показать участие и роль российских исследователей в археологических раскопках древних (турфанских) памятников китайской культуры. В-третьих, изучить музейные экспозиции государственного эрмитажа, где представлены памятники турфанских культурных ценностей. Реализация данной цели потребовала решения ряда задач. Задачи статьи определяются основной целью научного исследования: В первую очередь, конкретизировать изучение и понимание современного научного направления - "турфановедения". Во-вторых, показать деятельность первых российских экспедиций и ведущих российских исследователей в нахождении, раскопках и разработках бесценных памятников китайской культуры. В-третьих, дать общую характеристику турфанских артобъектов, представленных в экспозициях Государственного Эрмитажа. Древнее название Турфана – Гаочан; город располагается в межгорной впадине на южном участке горного хребта Тянь-Шань. Под влиянием гималайского орогенеза в центральной части впадины произошло разрывное нарушение и сдвиг пластов, в результате чего образовался ряд горных цепей, расположенных с востока на запад перед Тянь-Шанем. В древности Турфан был одним из стратегических важных населенных пунктов на Великом шелковом пути ( илл. 1). В таком случае, что представляет из себя «турфановедение»? Цзи Сяньлинь в статье «Место и значение дуньхуановедения и турфановедения в истории китайской культуры» утверждает следующее: «Термин турфановедение является неологизмом. В начале этого века несколько восточных и западных исследователей при раскопках в префектуре Турфан Синьцзян-Уйгурского автономного района нашли большое количество литературных памятников и культурных реликвий, ученые из многих стран, занимающиеся исследованиями в этой области, также добились значительных результатов. Эта наука получила название турфановедение и представляет собой комплексную отрасль знаний». Появление турфановедения сопровождалось началом исследований и раскопок древних культурных реликвий в этой впадине. Сегодня турфановедение привлекло особое внимание мировой научной общественности и стало ведущим мировым научным направлением . В конце XIX века царская Россия неоднократно отправляла своих ученых для проведения исследований в Синьцзяне. В ноябре 1879 года директор Петербургского императорского ботанического сада А. Э. Регель прибыл в Турфанскую впадину, где собрал огромный гербарий и провел исследования древнего города Гаочан. В 1880 и 1882 годах в двадцать шестом и двадцать седьмом выпусках «Географического ежемесячника Петмана» были опубликованы статьи «Турфан» и «Заметки об исследованиях Турфана». Во второй статье представлен обнаруженный исследователем старый город, который он описал так: «То место словно похоже на развалины древнего Рима» [1,с.48]. Представленная им информация вызвала интерес к Турфанской впадине у российских и западных деятелей. В декабре 1893 года научная экспедиция в Центральную Азию Императорского русского географического общества, возглавляемая В.И. Роборовским и П.К. Козловым, осуществила исследования и топографическую съемку в префектуре Турфан. На территории основанной здесь метеорологической станции были проведены исследования этого региона и увезено множество рукописей на староуйгурском письме и других письменных источников. После окончания работ и возвращения экспедиции на Родину в 1900 году была издана книга «Работа экспедиции в Центральной Азии, организованная Русским географическим обществом (1893-1895 гг.)» [2,с.56]. В 1898 году Петербургская императорская Академия наук отправила экспедицию во главе с Д.А. Клеменцом для изучения близлежащих районов древнего города Гаочан и проведения раскопок в захоронении Астана. Участники экспедиции провели исследования и топографическую съемку Туюр-Мазара, Безеклика и других пещер, собрали множество настенных росписей, надписей на надгробиях, рукописных документов и писаний на китайском языке, санскрите и староуйгурском письме, сделали огромное количество фотографий, зарисовали планы целого ряда построек и сооружений и обнаружили сто тридцать пещерных храмов. По возвращении на Родину исследователь привез большое количество настенных рисунков, надписей и рукописей, что детонировало интерес к настенным росписям и положило начало вывозу их из Синьцзяна. В 1899 году был опубликован «Отчет об исследованиях Турфана Санкт-Петербургской российской академией наук 1898 г.». 17 октября 1899 года на организованном в Риме «Двенадцатом международном съезде ученых-востоковедов» академик С.Ф. Ольденбург выступил с речью и сообщил о возросшем внимании российских востоковедов к оазису Турфану. На съезде было принято единогласное решение о создании Международного союза историографии, археологии, языкознания и этнологии Центральной и Восточной Азии. В 1902 году на Тринадцатом международном съезде ученых-востоковедов в Гамбурге был принят устав союза, составленный В.В. Радловым и С.Ф. Ольденбургом. По решению участников съезда созданы комитеты разных стран, а российский комитет назначен центральным комитетом союза, поэтому Главное управление расположилось в Санкт-Петербурге [3,с.5]. С 1906 по 1907 годы научная экспедиция во главе с доктором наук А.И Кохановским повторно посетила Турфан. В результате были вывезены некоторые исторические памятники, а под редакцией С.Ф.Ольденбурга издан «Краткий каталог исторических реликвий, обранных в Турфане доктором А.Кохановским». 6 июня 1909 года первая Русская Туркестанская научная экспедиция, состоящая из пяти человек и возглавляемая С.Ф. Ольденбургом, отправилась из Санкт-Петербурга в Турфан и достигла места назначения за 80 дней[4,с.13]. Участники экспедиции изучили и сфотографировали все культурные памятники и древние руины Турфана, провели топографическую съемку, а также привезли в Россию большое количество вырезанные настенных рисунков. В 1914 году С.Ф.Ольденбург опубликовал «Отчет об исследования Русской Туркестанской экспедиции 1909-1910 гг.» С 1931 по 1933 годы коллекция древностей, собранная в ходе первой (1909 – 1910 гг.) и второй (1914 – 1915 гг.) Русских Туркестанских научных экспедиций, была передана на длительное хранение в отдел Востока Государственного Эрмитажа [5,с.32-34] ( илл. 2). Доклад, опубликованный российским ученым Д.А. Клеменцом, потряс мир и детонировал начало деятельности немецких экспедиций. Германия стала страной, вывезшей наибольшее количество росписей Турфана. В августе 1902 года историк Берлинского этнологического музея А. Грюнведель получил значительное финансирование от немецкого концерна ТюссенКрупп (ThyssenKrupp) и организовал первую турфанскую научную экспедицию, которая выдвинулась из Берлина и проходила через Россию; в ноябре 1902 года экспедиция достигла Турфана. Были созданы подробные карты руин пещерных храмов, вывезено большое количество священных рукописей на китайском, орхоно-енисейском(тюркском) языках и манихейском письме, а также настенные росписи, картины на тафте и скульптуры. Исследования продолжились и в последующие годы [6,с.44-45]. Российские и немецкие исследования и раскопки турфанских памятников воодушевили Францию, Японию, Англию: очень скоро научные экспедиции этих стран последовали сюда одна за другой. А в 1928 году благодаря инициативе китайской научной общественности, шведского ученого Свена Гедина и других исследователй была организована «Китайская северо-западная научная исследовательская экспедиция», первым направлением которой стал Турфан и прилегающие территории, однако основная исследовательская деятельность все же развернулась после образования КНР [7,с.33-34]. В России в ХХ веке интерес к турфанским ценностям не утихал, и сегодня в Государственном Эрмитаже комплексно представлена деятельность российских научных экспедиций, проводивших изучение Синьцзяна и территорий вдоль Шелкового пути, а также экспонирована часть памятников китайского материального наследия . В выставочных залах собрано большое количество экспонатов, включая роспись, скульптуру, изображения Будды, древние монеты, рукописи, портреты и другие многочисленные культурные материалы, а также заметки, карты, копии картин, выполненные членами экспедиций [8,с.111-116]. Выставочный зал представляет собой галерею из пяти небольших помещений, а экспозиция делится на четыре части. В первом и втором залах представлены материалы двух первых экспедиций в Синьцзян, проводившихся под руководством С.Ф.Ольденбурга. Экспедиции находили росписи гротов Безеклик и др., а также писания на китйском и уйгурском языках и на санкрите. Особо следует отметить, что в зале собран полный комплекс крупных буддистских росписей (например, «Будда Кашьяпа принимает решение»)(илл. 3). Для росписей характерны композиционная динамичность и яркие декоративные цвета. Здесь же представлены впервые упомянутые рисунки на земле, например, роспись «Лотосовый пруд и утки» , сюжетом для которой стали животные и растения. Выразительная композиция, красочная палитра, живые образы – все это весьма характерно для данной росписи. Представлены здесь и другие настенные росписи, хорошо сохранившиеся и отличающиеся богатыми многофигурнымисюжетами (например, бодхисатва Гуань-инь, Донатор и пр.) В третьем зале – материалы первой экспедиции в Синьцзян: экспонаты раскопок Шикшина в Каршарском районе. Здесь экспонируются настенные росписи и статуи из монастырей, а также предметы повседневного спроса, металлические изделия и литературные документы. Согласно данным Государственного Эрмитажа, количество собранных экспонатов превышает восемьсот единиц. Среди экспонатов -яркие цветные настенные росписи, украшенные золотыми нитями. По сравнению с предметами, выставленными в других залах, они значительно больше и роскошнее. Так, фрагменты росписи «Бодхисаттва и монахи. Сцена проповеди» демонстрируют колоритные образы монахов, устремленных к Будде и облаченных в великолепные платья [9,с.186-187](илл. 4). В следующем зале - экспонаты из Кучарского района Синьцзяна. В свое время они были добыты королевской экспедицией Германии в 1905-1907 гг. и из Синьцзяна перевезены в Берлин. После второй мировой войны Советский Союз получил эти росписи из Германии (росписи были сохранены в довольно целостном состоянии). Помимо Зимнего дворца, более тысячи экспонатов представлены в современном реставрационно-хранительском Центре Государственного Эрмитажа «Старая Деревня». Среди росписей здесь можно отметить «Донатор», «Сцены проповеди Будды», часть росписи «Семейный портрет донаторов». Здесь же – множество глиняных изображений Будды. Результаты второй экспедиции в Синьцзян (под руководством С.Ф.Ольденбурга) представлены еще в одном зале: здесь есть схема внешнего вида Пещеры тысячи Будд (Дуньхуанской монашеской пещеры) и копии некоторых фресок Дуньхуана. В дополнение к ним представлены скульптуры, документы, буддистские священные писания, портреты и другие реликвии, отличающиеся великолепием и имеющие большую художественную и историческую ценность. Культурные памятники, открытые и собранные в пространстве ландшафтов Шелкового пути, представляют собой уникальную ценность общемирового масштаба и значения. Обмен достижениями национальной культуры и материальными объектами народов, проживающих вдоль Шелкового пути, имел большое историческое значение для культуры разных стран, что, в свою очередь, наделило Шелковый путь вечной жизнеспособностью. Выдающийся китайский исследователь-синолог Цзи-Сяньлинь отмечал: «Существуют лишь четыре культурные системы, обладающие длительной историей и обширной территорией, собственной системой и влиятельностью: Китай, Индия, Греция и Ислам – и нет пятой подобной системы. Существует только одно место, где сходятся эти четыре культурные системы, Дуньхуан и район Синьцзяна в Китае, и нет второго подобного центра» [10,с.10]. Исследование этого громадного культурного наследия находится пока еще в начале пути. Усилиями ученых многих стран мира, в том числе и российских исследователей, оно продолжается, открывая новые горизонты в понимании древнейших культур, стран и народов.
References
1. Khou Chan. Obzor issledovanii arfistov Turpana i Turfanovedeniya.-Lan'chzhou.:Seriya Dun'khuanovedeniya, 1989. № 1.-48s.
2. Kitaiskaya akademiya obshchestvennykh nauk . Istoriya razvitiya kitaiskoi istorii.-Pekin.:Kitaiskie obshchestvennye nauki, 1984.-56s. 3. D'yakonova N.V. Pamyatniki iskusstva iz Shishkina khranyashchiesya v Gosudarstvennom Ermitazhe.-Shankhai.:Drevnie knigi, 2011.-15s. 4. Ol'denburg S.F. Pervaya buddiiskaya vystavka v Peterburge.-SPB.:Izdanie otdela po delam muzeev i okhrane pamyatnikov iskusstva i stariny, 1919.-13s. 5. Popova I.F. Rossiiskie ekspeditsii v Tsentral'nuyu Aziyu v kontse 19-go-nachale 20-go veka / Sbornik statei.-SPB.:izdatel'stvo «Slaviya», 2008.-S.32-34. 6. D'yakonova N.V. Pamyatniki iskusstva iz Shishkina khranyashchiesya v Gosudarstvennom Ermitazhe.-Shankhai.:Drevnie knigi, 2011.-S.44-45. 7. U Sin'khua. Turfanskaya rospis'.-Tszinan': Izobrazitel'noe iskusstvo Shan'dun, 2003.-C.33-34. 8. Myao Shchan'zhui. Kratkii obzor osmotra vystavki kul'turnykh pamyatnikov “Shelkovyi put'” v Rossii.-Sychuan'.:Khudozhestvennaya arkheologiya, 2009.-S.111-116. 9. Popova I.F. Rossiiskie ekspeditsii v Tsentral'nuyu Aziyu v kontse 19-go-nachale 20-go veka / Sbornik statei.-SPB.:izdatel'stvo «Slaviya», 2008.-S.186-187. 10. (USA) Valerie Hansen. The “Silk Road” a new history.-Beijing.:United Publishing Co.,Ltd. 2015.-10p. |